непокорство что это за грех
Непокорность есть такой же грех, что волшебство (1-Цар.15:23).
Те, которые ходят в святости Противостоят дьволу
Служители евангелия, которые впадают глубоко в грех, необязательно имеют демона, нападающего на них; они не соблазнены ведьмой. Они отошли в сторону по своим собственным похотям и желаниям! Они сошли со святой земли и начали покорять территорию дьявола!
Собрание, ходящее в святости и страхе Божием, не может быть обмануто или управляемо колдуньями или нечистыми духами. Только те церкви, которые любят удовольствие, и отвергают Библию и святость, открыты для сатанинских повергающих попыток.
Где слово Божье превозносится, и когда люди отделяют себя от нечестия и мира, где есть истинное покаяние и послушание Святому Духу-там Иисус всегда являет Свое присутствие!
Собрание, пребывающее в присутствии Иисуса, ему не нужно кричать повелениями на нечистые силы. Сама власть Иисуса изгоняет все, что нечисто! Сатана и его орда просто не могут сосуществовать вместе с присутствием Христа. Мы противостоем дьяволу, тогда когда мы исполнены Иисусом-живя и поклоняясь в Его присутствии!
Существуют ли сегодня действительно церкви и пасторы, которые подпадают под контроль ведьм и демонов? Абсолютно, да!
И вот все стало полным беспорядком. Развод стал свирепующим. У прихожан началось нервное растройство. Сын пастора совершил самоубийство. Его дочь развелась и убежала с другим мужчиной. Произошло больше самоубийств. Одна молодая мать так обезумела, от того, что муж покинул ее, что она утопила своего ребенка в ванне, чтобы его душа была безопасной с Иисусом!
Эта церковь была полностью разрушена-она замешена сегодня во многие судебные процессы-все из-за необуздоной похоти отошедшего пастора! Этот один человек, исполненный Сатаной, открыл все его паству демоническим силам!
Возлюбленные, будьте осторожны, в какую церковь вы ходите! Умейте различать,т.к. пастор, который открыл себя сатане, может открыть ваше сердце демоническим силам.
Но, эта проповедь имеет дело с таким видом волшебства, которое даже более опасно, чем это. Оно намного хитрее.
Оно было принесено в церковь не нечестивыми пастырями или ведьмами-но множеством христиан, которые не знают, что они находятся под буквой волшебства!
Этот вид волшебства, который я хочу разоблачить, присутствует здесь в церкви Таймз Сквер- и в каждой церкви Америки! На самом деле, оно в каждой церкви мира в какой-то мере. Оно может являться просто пока семенем-но оно все еще там.
Вы спросите, Каким образом дьявол может обмануть избранных Божиих? Соблазном оккульта? Нет! Это слишком вероятно. Мы могли бы легко различить устройства сатаны в такой области. Нет, он приходит к нам другим путем. Его атака очень незаметная, что даже несколько христиан могли бы разузнать ее.
Непокорность есть такой же грех, что волшебство (1-Цар.15:23).
Здесь библия описывает, что волшебство намного опасней, чем оккульт. Оно управляет многими пасторами и собраниями, чем какой-либо вид демонического влияния. Это непокорство против Слова Божьего!
Не спешите отойти и расслабиться, думая, Спасибо Бог, что это не имеет в виду меня. Я не непокорен против Слова Божьего. Я люблю Слово. Я хожу в послушании!
Я думал также. Но потом Бог убедил меня в опасностях подпадания под букву волшебства! Он показал мне семя его начинаний-что проникло в Едемский сад! У нас всех есть семя этого греха. На самом деле, вы может не зная того сами, находитесь под влиянием этого нечеститых чар.
Иисус рассказывает нам притчу, которая разоблачает это волшебство! Я прочитал притчу о злых виноградарях много раз. Но до этого момента я не видел, что здесь Иисус разоблачал это волшебство.
Был некоторой хозяин, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградник, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Матф.21:33-41).
Видите ли, эта притча о том, как люди Божии могут быть заколдованы дьяволом и покончить полностью одержимостью анти-Христового духа. Христос говорит здесь о самой сильной форме волшебства-непокорстве против истины!
Кто распинает Христа снова и снова, ругается Ему перед всем миром? Ведьмы? Сатанисты? Гомосексуалисты? Убийцы? Нет!
Верующий брат или сестра, я говорю вам от власти слова Божьего, что как долго этот дух непокорства находиться в тебе, то тем невозможно становиться для Бога пробудить или обновить тебя! Ибо невозможно-однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого. и отпадших, снова обновлять покаянием. (ст.4,6).
Я убежден, что это означает, что покаяние не имеет никакой пользы в тех, кто находится в непокорстве против Слова Божьего!
Давайте посмотрим ближе на эту форму волшебства в церкви.
Волшебство непокорства начинается С маленького корня желчи!
Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; Нет в тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не правл пред Богом; Итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. (Деян.8:18-23).
Некая мертвичина была там! Все время Симон говорил себе, Я могу делать это также! Я одарен. У меня есть тоже сочувствие к людям. Дайте мне шанс!
Что-то опасное было в сердце Симона. Это было перемешанное желание, чтобы Бог использовал его— с желанием к превосходству! Он истинно хотел, чтобы Бог использовал его, но он также нуждался в признании. Он желал власти и места, не платя правильную цену за это! Он хотел идти коротким путем!
Итак, это в работе Божьей и сегодня. Многие стараются идти коротким путем, чтобы занять место власти и полезности. Мы предлагаем наши таланты и способности Господу-но если у тебя есть талант, но нет сердца служителя, Бог не может использовать тебя!
В своем третьем послании, Иоанн говорит о человеке по имени Диотреф, любящий первенствовать у них. (3-Иоан 9). Когда дела идут не так как он хотел, он начал поносить братьев злыми словами.
Это не был ужасный грех; это не являлось доктринальной ошибкой. Это был грех нетерпения! Он не мог положиться на Бога в совершении работы. Он хотел превосходства-и он вероятно по словам своим звучал правым!
. а пораженный дух-кто может подкрепить его? (Прит.18:14). Как могли Израильтяне во времена Исайи так отпасть, отойти, удручиться за такое короткое время? Исайя объясняет это: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. (Ис.1:6).
Пророк продолжает предупреждать Божий народ, у которых открытые раны, язвы и пятна. Он сказал, что пока они продолжают кровоточиться, и имея кровь на руках, Бог не мог услышать их в таком состоянии: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (ст.15).
Но все же многие из вас не бегут к Учителю за исцелением. Вы не осознаете того, что сатана старается вовлечь тебя в волшебство непокорства. Видите, что Бог не будет слушать взывающий голос, но не принимающий Его избавление!
Позвольте мне показать вам насколько опасным является непокорство, и почему Бог называет его волшебством: Виноградари притчи являлись Божьими детьми. Они были заняты религиозной работой.
Они взбесились! Убийство было в их сердцах. Это не от плоти-это является демоническим! Они побивали камнями посланников закона! Они знали, что требовалось от них-но однажды они восстали против слова Божьего, желчь укоренилась в их сердцах.
Если ты продолжишь находиться в злой желчи, ты покончишь с другими горькими душами, понося; кидая камни в святых служителей Божиих, играя роль бедного непонятого мученика. Ты покончишь собранием горечи, где другие разделяют твое непокорство.
Если ты продолжишь жить в горечи, ты откроешь свое сердце и душу одержимости! Ты покончишь тем, что станешь рупором дьявола. Твой язык станет копьем, которое пронзает Христа. Ты повесишь Его, ругаясь Ему перед всеми, кто знает тебя. И ты закроешь голоса всех проповедников и пророков!
Работа Божья продолжается с другими виноградарями, которые охотно повинуются. Бог скажет тебе то, что сказал Петр Симону: Нет в тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; (Деян.8:21).
Ранил ли кто тебя в доме Божием? У тебя есть корень горечи? Я прошу тебя: Беги к исцелителю всех ран и проси Его выдернуть все за корни!
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; (Ефес.4:31).Останови это-сейчас!
Волшебство непокорства заканчивается Недостатком благоговения к Иисусу!
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Матф.21:37).
Немедленное обращение Иисуса в этой притче было к фарисеям и религиозным лидерам. Они закрыли свои уши к слушанию пророков и сторожей, которых Бог посылал к ним так часто. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков. и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (Матф.23:34).
Иисус рассказывал эту притчу, чтобы разоблачить план сатаны. Он старался показать, что сатанинский заговор был позади недостаточного благоговения к Нему-и того, что они закрывают себя от Его истины!
Христос сказал им, что их непокорство обратило их в детей сатаны: Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего;. А как Я истину говорю, то не верите Мне. (Иоан. 8:43-45).
Не один пророк не может дойти до вас,не один сторож! Даже Я не могу дотронуться до вас. Вы отдаете Мое наследие сатане! Вы должны были быть Моим народом, но вы не являетесь таковыми. Вы продали себя врагу. Вы презираете Мой авторитет!
Эти виноградари не благоговели к Нему. Они восстали и убили Его. Но сатана не получил наследство-воскресший Христос отдал его другим.
Смотря на тех фарисеев, может быть вам интересно: почему они проявили такое неуважение к Нему? Почему нет благоговения? Почему они не могли слышать или понимать Его слова? Почему такая слепота?
Многие сегодня в доме Божием страдают даже от более великой слепоты. Святой Дух приходит к нам, желая показать нам значение всего, что Иисус сказал нам. Он обличал нас в нашем грехе. Мы были взяты из темноты в Его свет. Итак, почему, тогда, так много людей в церкви продолжают ходить под буквой волшебства-все еще поносить, иметь горечь и раны-все еще придерживаясь этого духа непокорства?
Вы просто не можете продолжить жить в корнях горькой желчи. Вы не можете продолжать умирать от зависти и ревности. Вы не можете продолжать жить в ранах и обидах, обвиняя других. Вы не можете продолжать игнорируя ясной Божией рукой-пока вы не потеряли ваше благоговение к Иисусу!
Иисус стоит у двери твоего сердца даже сейчас. Он говорит, Отец послал Меня. Покажите Мне свой плод-ваше послушание! Вы были посажены в хорошей почве; у вас было время для того, чтобы расти. Какой урожай ты принесешь Мне?
Благоговение к Иисусу не является чувством; ни словами. Почитание и благоговение означает делать то, что Он повелел! Это означает-соблюдать Его слово, откладывая в сторону всю обиду и отдавая себя полностью в Его руки.
Если вы подавляете это послание, все еще прикрепляясь к своим ранам, держась за свою зависть, оправдывая свою горечь-вы не только не почитаете Христа, но вы также ругаетесь Ему и распинаете Его снова.
Cмертные грехи в православии: сколько их?
Смертные грехи в православии — что это такое?
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Смертные грехи в православии: список
Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.
Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:
Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».
Перечень грехов для исповеди
Читайте также — Зависть — русский грех
Чем мы согрешаем перед Господом?
Как бороться с грехами?
К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.
Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:
Добрая непокорность
«А еще называете себя верующими во Христа! А что у вас, в церкви, творится. » — и дальше следует указание на конкретный громкий случай или скандальное происшествие, связанное с тем или другим членом церкви. Каждый христианин слышал подобные обращения или в риторической форме, или адресованные лично ему. Иногда вопрос ставится ребром: можно ли вообще доверять церкви, в истории которой было, есть и, видимо, будет столь много сомнительных эпизодов.
Чтобы разобраться с этим вопросом, вспомним один из самых важных догматов, который говорит о том, как соединены во Христе две Его природы: божественная и человеческая. Они соединены в единой ипостаси Христа, не прелагаясь одна в другую, не сливаясь в «общую» природу, при этом они неразлучны с момента зачатия Спасителя в утробе Девы Марии и не будут когда-либо в вечности разделены.
Эта формулировка была выработана святыми отцами на Вселенском Соборе в Халкидоне, в борьбе с ересью монофизитов. Еретики делали упор на божестве Христа и умаляли Его человеческую природу. Они говорили, что человеческая природа Господа растворена в Его божественной природе так, как капля воды растворяется в огромном океане.
Если взглянуть на монофизитство с точки зрения духовной жизни, то мы увидим, что оно ведет к тому, что божественное в этом учении целиком и полностью подавляет человеческое. Соответственно, это позволяет человеку устраниться от активных действий в своей жизни, ведь монофизитство говорит о том, что человеческая природа полностью поглощена божественной и действует только она. К примеру, человек может сказать: «Пусть Бог во мне действует, как считает нужным, а не я. Если Бог захочет, пусть Он меня направит в больницу, помогать людям, которым сейчас тяжело, а сам я туда не пойду».
В монофелитстве — «лайт-версии» монофизитства — признаются две природы во Христе, но действие в Нем признается все равно одно — божественное. И если церковь — это Тело Христово, то, согласно монофелитству, в церкви надо признать тоже только одно — божественное — действие. Значит, человеческое действие здесь не нужно, оно бессмысленно.
Трудно нарисовать стрелочками, что к чему ведет, но некоторые конкретные примеры привести можно. Так, современные богословы обращали внимание на то, что у монофелитов, как и у монофизитов, действие приписывается личности. Согласно их точке зрения, то, что имеет действие, то личность, а что не имеет действия, личностью не является. Следовательно, нельзя назвать личностью человека в коме или эмбриона в чреве матери. Значит, допустимы аборты, допустима эвтаназия. С точки зрения монофелитства оправдать это можно, а с точки зрения православия — невозможно.
Это не значит, что все монофизиты — сторонники абортов и эвтаназии, но, опираясь на их богословие, невозможно осудить эти явления. Всегда будет зацепка, на основании которой их можно будет оправдать. А в православии такой зацепки нет.
Несколько ранее монофизитства существовала ересь, противоположная ей — несторианство. Несториане, напротив, придавали преувеличенное значение человеческой природе Христа и умаляли Его божественную природу. Они говорили, что даже Христос был обуреваем греховными помыслами, но боролся и побеждал их. Как видим, в несторианстве, напротив, придается слишком много значения, в то время как Халкидонский догмат говорит нам о правильном соотношении этих двух составляющих. Опираясь на него, мы можем вести правильную духовную жизнь в церкви.
Что же касается вопроса о том, почему люди, пребывая в лоне церкви, продолжают совершать грехи, поймем главное: как раз здесь и работает Халкидонский догмат о двух естествах. Церковь, как Тело Христово, состоит из двух естеств: человеческого и божественного. Человеческое естество — это мы, верующие люди, со всеми нашими человеческими недостатками и грехами.
Апостол Павел говорит, что в конце времен, когда Бог будет всяческая во всех, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, то есть Богу Отцу (см. 1 Кор. 15, 28). Святитель Григорий Богослов, размышляя над этими словами, задается вопросом: как мы можем назвать Сына непокорным Отцу? Ведь если, как говорит апостол Павел, Сын покорится Отцу только в конце времен, значит, ныне Он Ему непокорен? Неужели в Святой Троице есть какая-то проблема?
И святитель Григорий поясняет, что Христос как Глава целого Тела делает человеческую непокорность Своей непокорностью. «И доколе я непокорен и мятежен своими страстями, дотоле и Христос, единственно из-за меня, называется непокорным. Когда же в конце времен Он приведет меня спасенного, тогда Сам Сын покорится Покорившему Ему все».
Христос воспринимает нас, всех членов церкви, со всеми нашими грехами, недостатками, несовершенствами. И наши греховные действия, безусловно, присутствуют в Церкви в ее человеческом, земном аспекте. Но в то же время в церкви действует и божественная составляющая — Дух Святой, который живет в ней, невзирая на то что каждый человек, даже святой, имеет свои грехи, обременен какими-то недостатками и немощами.
Ждать от церкви идеальности — это как раз будет монофизитство, потому что это значит отринуть человеческий аспект, человеческую составляющую церкви. Но говорить о церкви только как о земной организации, не учитывая ее божественную составляющую (то, что делают критики вне церкви), это будет ересь несторианства.
В церкви мы соединяемся с Христом, и Он делает наши грехи Своими — именно за счет того, что мы соединяемся с Ним в одно Тело. И Господь ныне смирил Себя до того, что воспринимает наши грехи как Свои и ими «непокорен» Отцу, чтобы спасти нас. Это процесс совместной, порой очень тяжелой, но необходимой работы.
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.