античная литература с чего начать

10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый

В этой подборке мы представляем десять античных текстов (хотя могли бы набрать куда больше), повлиявших на мировую культуру и литературу: от «Илиады» Гомера до «Метаморфоз» Овидия. Материал подготовила литературный критик и главред интернет-издания «Rara Avis. Открытая критика» Алена Бондарева.

античная литература с чего начать. Смотреть фото античная литература с чего начать. Смотреть картинку античная литература с чего начать. Картинка про античная литература с чего начать. Фото античная литература с чего начать

10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый

«Илиада», Гомер (VIII век до н. э.)

Эпическая поэма слепого рапсода Гомера «Илиада» (а заодно и ее продолжение «Одиссея») оказывает грандиозное влияние на всю мировую культуру, начиная с древнейших времен. Здесь впечатляет все: от образов, формы (кстати, ни одну из поэм Гомер не записывал, а пел по памяти) и сюжетов, вобравших в себя массу мифологических подробностей, до реальных исторических событий. В основе «Илиады» — рассказ о Троянской войне, длившейся долгие годы. Правда, у Гомера ее главной причиной стал божественный разлад (внимательному читателю он демонстрирует новое мироощущение древнего человека) и только потом — похищение Парисом, царевичем Трои, жены спартанского царя Менелая — прекрасной Елены.

В этом эпическом тексте мы встречаем список кораблей (который знаменитый русский поэт Осип Мандельштам «прочел до середины»); могучего Ахиллеса (его полюбят рисовать французские и американские художники XVII–XIX веков); отважного Гектора (чья гибель впечатлит Шекспира). Миф о Елене Прекрасной также в каждом столетии перепевается на новый лад.

Что уж говорить о тематическом продолжении «Илиады» — «Одиссее», многостраничном повествовании об одном из царей-победителей, десять лет возвращавшемся домой после разгрома Трои, и его жене Пенелопе, все это время отбивавшейся от назойливых женихов.

Правда, у Гомера ее главной причиной стал божественный разлад и только потом — похищение Парисом, царевичем Трои, жены спартанского царя Менелая — прекрасной Елены.

Читайте также

Только переводов этих знаменитых произведений в каждой стране существуют сотни. А главные и второстепенные герои постоянно становятся персонажами новых романов. Например, в 2006 году Маргарет Этвуд написала свою «Пенелопиаду», ее героиня не только рассказывает об эпических событиях со своей точки зрения, но и довольно иронично комментирует нашу современность, подглядывая за ней из Аида. А не так давно английский писатель Стивен Фрай и вовсе переосмыслил всю «Илиаду», написав объемную книгу «Троя. Величайшее предание в пересказе».

«Агамемнон», Эсхил (V век до н. э.)

Трагедия Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») тоже черпает начало в реальной истории. Она посвящена судьбе царя Микен Агамемнона (предводителя греков в Троянской войне и младшего брата оскорбленного Менелая). Дело в том, что его жена Клитемнестра вовсе не была так целомудренна, как Пенелопа. Правительница Микен, наоборот, не отказывалась от вольной любви.

Царица представляется трагиком как существо алчное и порочное. Однако именно история Клитемнестры оказала влияние на всю европейскую литературу. Ее образ, равно как и образ несчастной Кассандры, до сих пор переосмысливается и трактуется на все лады.

«Царь Эдип», Софокл (V век до н. э.)

Парадокс, однако про Эдипов комплекс, «открытый» Зигмундом Фрейдом, пожалуй, знают куда больше людей, чем про Софокла, автора знаменитой трагедии «Царь Эдип». Хотя она-то и дала пищу для размышлений знаменитому психоаналитику.

«Медея», Еврипид (V век до н. э.)

На самом деле «Медей» даже в античной литературе существует несколько. Первую трагедию написал Еврипид, вторую (она не сохранилась) — Овидий, третью — Сенека. А уж сколько книг было создано после — не счесть. Сегодня навскидку можно вспомнить одноименный рассказ Людмилы Петрушевской и роман «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой. Существует опера, экранизации и куча театральных постановок. Что неудивительно, ведь история о матери, убивающей собственных детей только для того, чтобы отомстить неверному супругу, мало кого оставляет равнодушным.

Однако, если разбираться в корнях, миф о колхидской царице берет начало в «Аргонавтике» (тут в помощь более поздняя поэма Аполлония Родосского, подробно рассказывающая о том, зачем Ясону потребовалось золотое руно). Именно Медея помогла Ясону добыть священный артефакт, умертвив родного брата, а после бежала с возлюбленным на его корабле. Далее миф трактуется по-разному. По одной версии Ясон так и не женился на Медее, предпочтя иную женщину, по другой — Медея все же стала его супругой, но Ясон заскучал и снова влюбился.

История о матери, убивающей собственных детей только для того, чтобы отомстить неверному супругу, мало кого оставляет равнодушным.

Читайте также

«Лягушки», Аристофан (V век до н. э.)

«Лягушки» Аристофана понравились древним зрителям так сильно, что были поставлены дважды (это невиданный случай, ведь в те времена комедии игрались по разу). Подробнее о том, почему эта комедия — одна из лучших в истории античности, можно узнать из лекции Николая Гринцера «Над чем смеялись древние греки».

В этой забавной пьесе есть все: и перевернутый божественный миф (Дионис отправляется в загробный мир для того, чтобы вернуть к жизни Еврипида), и политические советы Аристофана городу, которые, кстати, не оправдались к моменту второго представления. И шуточное состязание в загробном мире: как выясняется, тут тоже поэты соревнуются в мастерстве. Диониса призвали в судьи. Но в споре неожиданно победил не Еврипид, а Эсхил, другой известный драматург. И покровитель театра возвратил к жизни его. В итоге благодаря этой и другим пьесам Аристофана изменилось восприятие комедии как таковой.

«Пир», Платон (IV век до н. э.)

Платон — величайший философ. Благодаря ему до нас дошло учение Сократа (во многих текстах учитель Платона выступает как участник дискуссий). А еще именно Платон наставлял Аристотеля. Однако наследие самого философа дошло до нас частично, в так называемых диалогах. Один из самых известных — «Пир» — посвящен пониманию любви. На неком пиру ученые мужи, среди них есть и известные античные драматурги, обсуждают, что есть любовь. Каждый выступает с речью, в которой представляет свое видение проблемы. Любовь они рассматривают по-разному — как жажду целостности, как растворение во всем сущем, как стремление к овладению благом.

«Поэтика», Аристотель (IV век до н. э.)

Пожалуй, «Поэтика», трактат философа Аристотеля о теории драмы, — самая нетипичная книга в этом списке. Однако и она до сих пор влияет как на мировое искусство, так и на отдельных авторов. Ведь благодаря Аристотелю мы узнали, что такое мимесис (подражание действительности), катарсис (высшая точка наслаждения), фабула и так далее. Именно Аристотель растолковал людям (и продолжает это делать), что есть поэзия, чем комедия отличается от трагедии, почему для хорошей истории важно не только правдоподобие, но и последовательность.

Именно Аристотель растолковал людям, что есть поэзия, чем комедия отличается от трагедии, почему для хорошей истории важно не только правдоподобие, но и последовательность.

Читайте также

«Энеида», Вергилий (I век до н. э.)

«Энеида» — неоконченная поэма Вергилия. В ней рассказывается о странствиях троянского героя Энея. Как и Одиссей, после окончания войны он отправляется с остатками своего народа в дорогу. Правда, в отличие от хитрого и мудрого царя Итаки, едет не домой (по понятным причинам), а ищет новое место для пристанища. Но прежде чем он обоснуется на берегах Тибра (и римляне получат право называть себя его потомками), Энея ждет много приключений. Пиры, любовь, сошествие в загробный мир и прочее, прочее. Что касается влияния, то на «Энеиду» часто ссылались, ее регулярно переводили (например, Жуковский, Фет, Брюсов). Персонажи поэмы становились героями картин и отдельных сюжетов, а еще… над текстом часто смеялись. В мировой литературе даже появилась традиция пародировать Виргилиеву «Энеиду».

«Федра», Сенека (I век н. э.)

Федра — еще одна печально известная героиня (дочь царя Миноса) в списке. Воспылав страстью к пасынку Ипполиту (сыну аргонавта Тесея), она на веки вечные поселилась в мировой литературе. Одна из самых известных одноименных трагедий принадлежит перу римского философа-стоика (того самого, который придерживался максимы: «делай что должен, и будь что будет») Сенеки. Его Федра, не добившись взаимности, оговорила Ипполита, что привело к побегу и гибели юноши, а после и к ее собственной смерти. Кто только не обращался к теме преступной любви, как только не трактовался этот образ (Софоклом, Расином, Цветаевой, Уайльдом). Федра была и жертвой обстоятельств, и несчастной влюбленной, и монстром.

«Метаморфозы», Публий Овидий Назон (I век н. э.)

Знаменитая поэма Овидия «Метаморфозы» в 15 книгах пересказывает мифы о волшебных трансформациях. Она описывает происхождение разных животных, растений, созвездий и камней. Здесь боги влюбляются в смертных, что, разумеется, ведет к трагическим превращениям, но есть и множество сюжетов, в которых животные или растения обращаются в людей. Каждому перевоплощению поэт старается найти философское обоснование. Поэма затрагивает множество чувств: любовь, ненависть, смятение, обиду и так далее. Интересно, что Овидий касается и мифов предшественников (того же Гомера). Поэтому влияние его книги особенно на европейскую культуру очень велико. Боккаччо, Петрарка, Данте, Шекспир, Милтон, Гете и многие другие черпали в «Метаморфозах» не только вдохновение, но и идеи для сюжетов. К слову сказать, для детей многие мифы (в том числе и описанные Овидием) были переработаны русским историком и педагогом Николаем Куном.

Источник

Зачем мужику знать античную литературу

античная литература с чего начать. Смотреть фото античная литература с чего начать. Смотреть картинку античная литература с чего начать. Картинка про античная литература с чего начать. Фото античная литература с чего начать

Тем удивительнее, что даже по прошествии тысячелетий труды античных мыслителей, поэтов и писателей вполне легко перекладываются на современность. Можно сделать вывод, что человек в целом изменился мало. Всё также слаба его природа, всё теми же мотивами он руководствуется. По этой причине мы призываем тебя изучать античную литературу, даже если ты уже лет десять как закончил университет. Вряд ли можно вообще понять собственную культуру, отечественную философию и даже классическую литературу без прочтения таких мастодонтов, как Овидий, Платон, Цицерон, Гомер и др.

И, поверь, всё это не «мёртвая информация», которая осядет в мозгу трупом мыслей. Весь этот культурный пласт можно применить на практике сегодня. Да и вообще, люди часто забывают, что образование, в первую очередь, надо научиться применять в жизни, иначе оно бесполезно. Одного аргумента, я думаю, будет недостаточно, а потому мы приведем тебе доводы, которые ответят на достаточно важный вопрос, если говорить о всеобщей безграмотности: «Зачем современному чуваку изучать античную литературу?»

1. Культурная грамотность

Культура Восточной и Западной Европы тесно переплетается с литературой Греции и Рима. Авторы часто внедряют античные отсылки в свои произведения. Все эти символы важны и при обычных разговорах, которых не избежать ни одному человеку. Свободное владение этим языком, языком античных идей, определяет тебя как культурного человека. А разве быть культурным плохо?

К сожалению, в наших школах почти не обращают внимание на античных авторов, да и в университетах тоже. Сами преподаватели зачастую не могут понять истинную значимость античности, её поэзии, её мифов, истории. Без всего этого багажа людям довольно сложно ориентироваться уже в самой реальности. Да и пропадает немалая доля наполненных смыслом и интеллектом бесед. Не всегда же говорить об алкогольных похождениях, возни на работе и хоккейной турнирной таблице. Черт, да даже просмотр художественных фильмов на античную тему более приятен, когда ты разбираешься в «Одиссее» Гомера.

Если ты хочешь сделать искусство и даже политику более яркими и важными аспектами в своей жизни, тебе стоит устроить марафон прочтения древних классиков. Ты будешь поражен, насколько революционны их идеи, насколько они дышат жизнью.

2. Большой разговор

Ты наверняка понимаешь, что не вузовское, ни тем более школьное образование не готовят тебя к полёту мысли, к осознанному разбиранию бытия на теоретические концепции. Мало кто понимает, что формируют современную философскую мысль и, например, русскую культуру. Если ты думаешь, что всё ограничивается Лермонтовым и Достоевским, то ты ошибаешься. Любой человек, который желает стать сильной личностью, должен понимать, как строится «Большой разговор», который представляет собой универсальный диалог из глубоких дискуссий, что проливают свет на осмысление истины. Поиск истины – это работа лучших из рода человеческого. Этим занимались Древние греки, русские интеллектуалы ХIХ века, а теперь наша очередь взять эстафету.

Женись, несмотря ни на что.
Если попадётся хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.
– Сократ –

Подобная работа, согласимся, до безумия сложна. Это тысячи лет осмысления, тяжелого умственного труда. Человек пытался ответить на множество вопросов, которые так и не имеют достойного ответа:
1. Что такое справедливость?
2. Что такое свобода?
3. Что такое дружба?
4. Что такое любовь?
5. Что такое честь?

Каждый раз человек приближался к ответу, давал свою трактовку, но после ответ снова ускользал от него. И это справедливо, ведь поиск должен длиться постоянно. Чтобы принять участие в этой эпопее, ты должен знать то, что уже было сказано. Не стоит прыгать в бурную реку, если на тебе нет спасательного жилета. Это глупо, это тебя погубит.

Подготовка к «Большому разговору» требует значительного развития. Начинать следует именно с античности. Без неё невозможно наиболее полно понять философов трёх предыдущих веков. Ты увидишь как концепции формируются, как они совершенствуются, трансформируются и, даже такое бывает, деградируют. Тебе станет ясно, что многие постулаты – всего лишь продукт контроля над обществом. Другие же – искреннее намерение понять этот мир. И всё это, что удивительно, началось в одном городе, имя которому – Афины. Когда ты переработаешь необходимое количество информации, то сможешь сам внести свой конструктивный вклад в это общее для всего человечества дело.

3. Ты увидишь связь

Образовательная система довольно специализирована. Мы создали искусственные барьеры между различными полями исследований. Это помогает нам легче ориентироваться, но это лишает нас многих преимуществ. Если ты историк, то ты ориентируешься, соответственно, в истории. Если ты физик, то, не трудно догадаться, в физике. В итоге мы имеем дело с фрагментацией знаний, что не всегда хорошо.

Античная литература даёт понимание, что все эти границы – фикция. Для древних греков и римлян все знания были взаимосвязаны. Когда читаешь «Историю» Геродота, то можешь заметить, что в ней находится место политической теории, антропологии, географии. Платон непросто задумывается об истине, справедливости и красоте, но и о физике, и о математике. Римские стоики интересовались не только тем, как совладать с природой, как жить в гармонии с ней, но и как управлять империями и взаимодействовать с людьми, чтобы получать пользу.

Есть распространенное мнение, которое касается ближайшего будущего. Оно заключается в том, что успешные компании не будут смотреть только на специализацию человека и его профессиональную пригодность конкретно по заданной специальности. Они, скорее, выберут кандидата, который обладает широкими познаниями в различных областях знаний. Часть экспертов считает, что успешность компании Apple, к примеру, заключается как раз в этом. Их руководители имеют опыт работы как в технической, так и в гуманитарной среде.

4. Добродетели

Многие считают, что искусство призвано только развлекать, ведь для морали и нравственности есть церковь и государство. Но для греков и римлян искусство не было просто досугом. Поэзия – это не просто красиво составленные слова. Она служила для вдохновения, познания и понятия добродетели.

Если ты читал «Историю Пелопоннесской войны» Фукидида, то наверняка заметил, что для автора важно было не только понимание событий, но и их осмысление с этической точки зрения. Он оценивает выбор, совершенный великими людьми того времени. Всё это давало представление об ошибках общества, правителя. Все прекрасно понимали, что были тёмные времена в жизни греческого общества. Греки не кричали: «Руки прочь от этого диктатора! Это тоже часть нашей истории!» А теперь соотнеси всё это с нашим временем, когда никто толком не может оценить, каково влияние того или иного правителя.

Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения.
– Цицерон –

Поэзия вбирала в себя много простых человеческих истин. Трагедии учили эллинов тому, что даже величайшие из нас не лишены недостатков. Зрители были не просто зрителями, которым нечего было делать в вечер пятницы. Они испытывали сопереживание героям, освобождались от стресса, укрепляли свой дух. Каждый гордился своим гражданством, своей свободой.

Каждый раз, когда ты читаешь подобную классику, чувствуешь благотворное влияние. Вдохновляет преданность Катона ценностям Республики, ты понимаешь всю гнилость тиранического строя; «Орестея» Эсхила учит тому, что собственные действия могут повлиять на все последующие поколения; Цицерон напоминает о долге перед семьей.

Несомненно, найдутся люди, которые будут утверждать, что у греков вряд ли научишься добру, ведь они держали рабов, женщины не имели права голоса, а различные сексуальные девиации были распространены повсеместно. Это всё верно, но тем не менее не имеет отношения к обсуждению. Эллины были свободны от черно-белого взгляда на мир, который господствует сейчас. Они были способны учиться даже у врагов. К примеру, Геродот часто приводил персов как народ, у которого есть чему поучиться. К тому же, книги писали мыслители, а не всё рабовладельческое общество. Цицерон, если ты не в курсе, считал, что вместо рабов лучше иметь арендаторов.

5. Понимание правительственной кухни

Прими за факт: большинство чуваков совершенно не понимает, каким образом функционирует собственное государство. Что делает правительство, зачем нужна дума, а зачем совет федерации? Да, общие термины мы все знаем, но что они делают на самом деле? Почти все государственные системы берут своё начало в античности, именно тогда наметили контуры, создали их. Изучая эпические поэмы или политические трактаты, ты начинаешь гораздо больше понимать, что происходит в собственной стране.

Многие основополагающие принципы были списаны с принципов, установленных ещё в древности. Если взять штаты, то именно греческие и римские политические тексты использовались в качестве прецедента для создания новой нации. Идея того, что гражданин-солдат гораздо лучше регулярной армии, возникла не просто так. Постоянная армия может использоваться исполнительной властью для того, чтобы ограничить свободу граждан, отобрать у них самое ценное. Если общество будет вооружено, то всего этого можно избежать. И знаешь, при всей внешнеполитической обстановке мы думаем, что создавали США люди далеко неглупые. Также американцам было привито понимание «гражданского долга» в том смысле, в каком его трактовали спартанцы. Один из лидеров Американской Революции, Сэмюэль Адамс, называл Бостон христианской версией Спарты. Впрочем, мы углубились в историю штатов, когда у нас своих проблем и историй хватает.

Главное, что античная литература даёт нам широкие представления об основных политических системах, их слабостях, их положительных сторонах. И, конечно, все мы должны понимать суть гражданства, ответственности перед людьми, которые окружают нас.

6. Дисциплина

Чтение античных авторов – это совсем не чтение «Гарри Поттера» или Мураками. Тексты требуют вдумчивого прочтения, серьёзной работы мозга. Конечно, можно прочитать по диагонали и быть довольным собой – отложить книгу в сторону. Но если ты хочешь понять то, что прочитал, нужен упорный труд. Впрочем, подобная умственная нагрузка укрепляет дисциплину ума, которая необходима уже во многих аспектах жизни. Да и, когда набьёшь свой мозг, всё станет гораздо проще.

В общем, если хочешь сохранить свой ум острым, заточенным, обратись к античным парням.

7. Это интересно!

Есть вещь, которую я ценю в классике больше всего, а именно: она никогда не стареет. Рассказы остаются живыми, персонажи легко вырисовываются в твоей голове. Её можно перечитывать и всегда находить в ней что-то новое.

Они не писали откровенно развлекательного чтива. Вкладывали в свои труды гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В итоге можно обращаться к античным авторам чаще, чем к современным. Кроме того, по мере роста багажа античных знаний ты научишься обращать внимание на некоторые детали, которые казались незначительными. Тексты, как следствие, будут обрастать новыми смыслами.

И в заключение – небольшой список литературы для тебя, который пришел на ум:

– «Диалоги» Платона;
– «Трагедии» Еврипида;
– «Трагедии» Эсхила;
– «Трагедии» Софокла;
– «История» Геродота;
– «Теогония» Гесиода;
– «Энеида» Вергилия;
– «Письма Луцилию» Сенеки;
– «Диалог об ораторах» Тацита;
– «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского.

Источник

Античная литература

Хронологические рамки античной литературы, ее основные составляющие и периоды развития. Понятие мифов, их процесс создания и распространения. Характеристика главных персонажей. Особенности жанров греческого фольклора. Становление трагедии и комедии.

РубрикаЛитература
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления15.05.2013
Размер файла52,1 K

античная литература с чего начать. Смотреть фото античная литература с чего начать. Смотреть картинку античная литература с чего начать. Картинка про античная литература с чего начать. Фото античная литература с чего начать

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Греческая литература старше римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка.

Историческое значение античной литературы состоит в первую очередь в огромной влиянии, которое она оказала на развитие культур других европейских народов: настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.

Античная книга представляла собой папирусный свиток, который при чтении разворачивался. Объем такой книги мог составлять до сорока страниц в привычном для нас типографском исполнении. Каждая из гомеровских поэм была записана на 24 свитках (книгах); отдельный свиток составляла каждая книга «Анналов» Тацита или «Записок о Галльской войне» Цезаря.

Античная литература оказалась близка эпохе Ренессанса, потому что она воплощала свободу человеческой мысли и человеческих чувств. Культурные деятели этой эпохи стали отыскивать и издавать произведения античных авторов, бережно переписанные и сохраненные просвещенными монахами в эпоху средних веков.

В эпоху Возрождения писатели использовали для своих произведений латинский язык, античные темы; художественным произведениям старались придать максимальное сходство с античными, в которых видели эталоны прекрасного.

Непосредственно за эпохой Возрождения наступила эпоха классицизма. Само название говорит о том, что оно было направлено на античность, на классическую древность. Классицизм в основном ориентировался на римскую литературу.

Влияние античной литературы было сильно и в XIX в. сохранилось оно и до сегодняшнего дня.

Литература Древней Греции

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы:

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н. э., когда греческие полисы и, в первую очередь Афины, переживают расцвет, а затем кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

Глава 1. Архаический период

Миф в переводе с греческого означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло включать в себя всю поэтическую деятельность, художественные творения, рожденные в архаический период, именно мифология послужила фундаментом для последующего развития науки и культуры. Образы и сюжеты мифологии вдохновляли творчество гениев поэзии от Данте до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, а поэтому эти сказания, легенды в течение долгого времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками: это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий, Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Биотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.

Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов.

От первой супруги Метиды Зевс родил Афину. Были у него и другие многочисленные дети от богинь и смертных. Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и родам.

Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.

Богом подземного мира и царства смерти являлся Аид, брат Зевса, глубоко под землей он владел царством, он сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства.

Сестрой златокудрого Аполлона была дочь Зевса Артемида, охотница, покровительница животных, богиня плодородия. Она обычно изображалась с луком, которым искусно владела, охотясь в лесах и полях. В различных областях Греции существовал ее культ, а в городе Эфесе был возведен прекрасный храм Артемиды.

Миф о Дедале и Икаре

Но Икар не послушал отца, палящие лучи солнца растопили воск, перья рассыпались. Обернувшись, Дедал стал звать сына, но напрасно, его тело уже поглотило море.

Адонис, внук царя Кипра, прекрасный юноша, превосходивший всех красотой. В него влюбилась Афродита. Она стремилась не расставаться с возлюбленным ни на минуту, а, покидая его, предупреждала об осторожности. Однажды, когда Афродиты не было с ним, собаки Адониса напали на след огромного кабана. Адонис готов был поразить его, когда зверь бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Безмерно было горе Афродиты, узнавшей о гибели юноши. Тогда Зевс сжалился над неизбывным горем Афродиты. Он наказал своему брату Аиду каждые полгода отпускать Адониса на землю из обители смерти. Проведя полгода в царстве холода, Адонис возвращается навстречу живительным лучам солнца, в объятия Афродиты. И вся природа ликует, радуясь их любви. Наличие двух времен года, зимы и лета, эллины объясняли тем, что Персефона в подземном царстве и Афродита на земле поделили между собой прекрасного Адониса.

Мифы охватывали и объясняли все стороны жизни, в них были сосредоточены нравственные ценности, понятия о добре и зле, долге и справедливости. Первоначально духовная и творческая деятельность грека были как бы неразрывны. Затем из мифологии стали вычленяться философия, наука, религия, искусство.

В основе знаменитых произведений, будь то эпос Гомера и Гесиода, трагедии Эсхила, Софокла, лежат мифологические сюжеты, действуют мифологические герои. Выросшие из мифологических представлений культовые действа, например, празднества в честь бога Диониса, в свою очередь определили структуру греческой трагедии, а также архитектуру греческого театра.

Среди жанров греческого фольклора наиболее сохранились песни. Бытовали рабочие песни, исполняемые коллективом в процессе трудовой деятельности. Известны песни мукомолов, гончаров, виноградарей.

Свадебные песни получили название гименеи. Гименеи также исполнялись во время религиозных праздников при обряде «священной свадьбы». Близок к гименею был эпиталамий, который пел хор юношей и девушек. Его исполняли для жениха и невесты перед тем, как те уходили в брачный покой.

Существовали похоронные песни, так называемые френы. В дальнейшем они сделались разновидностью хоровой лирики, великим мастером которой был Пиндар.

Любима в народном творчестве и басня, произведение, содержащее в иносказательной форме поучение. В баснях, где обычно действуют животные, высказана народная мудрость, здравый смысл, мечты о справедливости. Басни возникли в догомеровскую эпоху, и нашли свое отражение в творчестве более поздних писателей. В поэме «Труды и дни» Гесиода мы видим басню о соловье и ястребе. Поэт лирик Архилох излагает басню о дружбе лисицы с орлом. В Греции ходили сборники басен, коротких, прозаических, авторство которых приписывали Эзопу. Вот одна из басен:

«Волк гнался за ягненком, тот забежал в храм. Волк стал звать его, ведь если его поймает жрец, он принесет его в жертву. Ягненок ответил: «Лучше стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя». Мораль такова, что если суждено погибнуть, то лучше умереть с честью. Басня «Орешник»: «Рос орешник возле дороги, и прохожие с него камнями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: «Несчастный я! Что ни год, я сам себе рощу и боль и поношение». Басня о тех, кто страдает за свое добро.

Эзопу принадлежат такие известные басни как «Волк и ягненок», «Крестьянин и змея», «Дуб и трость», «Лягушка и вол», «Стрекоза и муравей» и др. В дельнейшем басни Эзопа были использованы в переработанном виде крупнейшими баснописцами мира: Лафонтен, Лессинг, Измайлов, Крылов.

Для многих поколений вхождение в античность начинается с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Это первые художественные памятники античности, которые нам известны. Герои этих поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам людьми. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической, предметом гордости. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то вроде Библии. Философ Платон высказался о Гомере лаконично: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием». Александр Македонский никогда не расставался с рукописью «Илиады». Каждый день он обращался к ней перед сном, это было его любимое произведение.

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из мифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII-XII вв. до. н.э.

О, не сердись на меня, Одиссей! Меж людьми ты всегда был

Самый разумный и добрый. На скорбь осудили нас боги;

Было богам неугодно, чтоб сладкую молодость нашу

Вместе вкусив, мы спокойно дошли до порога веселой

Старости. Друг не сердись на меня и не делай упреков…..

Всего монолог Пенелопы занимает 21 строку.

Гомер использует особый принцип характеристики, который можно назвать повествование через перечисление. В «Илиаде» например, нет панорам сражений, «массовых» сцен как у Толстого в «Войне и мире». У Гомера художника иной эпохи, боевые действия выстраиваются как серия поединков отдельных воинов. Таковы единоборства троянца Гектора с Диомедом, Менелая с Парисом, Аякса с Гектором, Патрокла с Гектором.

Существовало несколько разновидностей эпоса: героический, дидактический, пародийный. На разных исторических этапах он принимал разные формы. У истоков героического эпоса стоят поэмы Гомера. Древнейшей формой эпоса были песни аэдов, народных певцов, живших обычно при дворах басилеев, царей и прославлявший деяния мифологических героев. Песни аэдов до нас не дошли, но факт их существования бесспорен. Греческие сказители читали по памяти, в домах знатных, богатых людей.

Поэмы Гомера обладают не только огромной художественной ценностью. Велико их познавательное значение. Они запечатлели целую историческую эпоху. Вобрали целый пласт конкретных деталей, относящихся к духовной и материальной культуре, обычаям, к нравам, понятиям, морали и нравственности.

1.4 Дидактический эпос Гесиода

Эпос Гесиода по содержанию, характеру, направленности отличен от гомеровского. Его называют дидактическим, т.е. поучительным. Он ставил целью в наглядной стихотворной форме донести определенные воззрения, преподать мораль.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана как своеобразное увещевание, адресованное брату с надеждой направить его на путь добродетели. Но значение, конечно много шире. Свою задачу автор определяет: «Говорить правду».

Каковы же «рекомендации» Гесиода? Всегда иметь запасы. Стараться поддерживать добрые отношения с соседями, иметь рабочий скот на готове. Так же даются объяснения, когда сеять и убирать урожай, каким способом окучивать и подрезать виноградную лозу, в какую погоду отправляться в путь, как ориентироваться по звездам.

Поэма Гесиода, пусть и лишенная гомеровской пышности, пользовалась славою ввиду обилия ценных практических советов и сведений.

1.5 Лирическая поэзия

Слово «лирика» в античности означало поэзию, назначавшуюся для пения, в сопровождении музыкального инструмента лиры или кифары.

Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб, оба они восходили к фольклорному песенному творчеству. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда содержали призыв.

Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых был характерен разгул, стихия брани и злословия.

К лирической поэзии относится и эпиграмма (от греч. надпись) законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Кроме того, бытовала эпитафия, надпись на надгробном памятнике.

В VII-VI вв. до н.э. в Греции творили около десятка блистательных поэтов. Первым в этом списке должен быть назван Архилох. Наиболее интересно Архилох работал как мастер ямба.

Архилох первый греческий поэт, в творчестве которого тема любви звучит горестно, даже трагически, поэт первым выразил противоречивую природу неразделенной страсти, когда от «любви до ненависти рукой подать». Пройдут годы, и прославленный римский лирик Катулл выскажет сходные чувства в знаменитой поэтической формуле « и ненавижу и люблю». Архилох подкупает искренностью и безоглядной откровенностью, на которую способна крупная личность и большой талант.

Мастером элегии по праву считался Тиртей. Это один из немногих известных нам поэтов спартанцев, постоянно взывавший к отваге и стойкости, явился создателем маршевых песен, т.н. эмбатерий. Исполняя их спартанцы рвались в бой. Боевые песни Тиртея были исключительно популярны в Спарте. Устраивались даже состязания на их наиболее удачное исполнение.

Римский поэт Гораций называет Тиртея наряду с Гомером поэтом, воспитавшим в согражданах мужество. «Хрестоматийной» для поколения эллином стала крылатая строка Тиртея:

Сладко и почетно умереть за родину.

Видным поэтом-лириком был Фиогнид, живший в городе Мегара. Принадлежавший к аристократам в его стихах звучала открытая неприязнь к «черни», «подлому люду», так он называл простой народ:

Крепкой пятой придави эту чернь неразумную насмерть

Бей ее острым бодцом, шею пригни под ярмо

В элегиях Феогнида решительно отразились важные стороны современной ему общественно-политической жизни. Он осуждал жажду иных своих сограждан любым, даже противозаконным способом достичь желанного богатства. С горечью наблюдает он как прорвавшиеся к власти «народные вожди» демонстрируют свое скудоумие, некомпетентность.

Элегии Феогнида были любимы и современниками, и потомками. В одной из них Феогнид высказал мысль о том, что поэт бессмертен, если остается живим в памяти поколений.

Ныне почием с тобой и взаимной любви насладимся.

Пламя такое в груди у меня никогда не горело

Образ поэтессы обрел почти мифологические масштабы. Он вдохновлял многих поэтов, художников, музыкантов. Ей подражали Катулл и Гораций. Так называемой сапфической строфой пользовались многие русские поэты, среди них были Блок, Брюсов, ее прославляли Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Глава 2. Классический период

2.1 Становление трагедии

При афинском тиране Писистрате культ Диониса стал государственным, был учрежден праздник «Великие Дионисии» приуроченные к началу весны и открытию навигации (примерно в марте-апреле). Праздник продолжался 6 дней, из которых последние три были отведены для драматических игр.

Эсхил был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем самым создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Само слово комедия образовано из двух слов: комос и ода, то есть песня комоса. Под комосом видимо имелась ввиду ватага гуляк, кутил возвращавшихся домой после пирушек. Покинув трапезу, ее участники, будучи обычно в приподнятом настроении, продолжают развлекаться в рядах комоса. Это была толпа ряженых, одетых как на маскараде, в причудливые одеяния.

История древнегреческой комедии делится на три периода: «древнеаттическая», «среднеаттическая», и «новоаттическая».

Древнеаттическая комедия носила социальную, нередко политическую окраску. Зло, остроумно потешалась она над общественными пороками. Среди популярных сатирических персонажей выделялись: врач-шарлатан, ревнивый сластолюбивый старик, хвастун. Приметной фигурой была маска хвастливый воин.

В отличие от классически строгих, величавых трагедий, постановки комедий отличались вольностью режиссерской выдумки. Сегодня о древнеаттической комедии можно судить лишь на основании произведений Аристофана.

Из 40 написанных до нас дошло 11 комедий Аристофана: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины в народном собрании», «Плутос»

Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.

Теме «войны и мира»— посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне»,«Мир». Сюжет комедии «Лисистрата», поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413 г, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают Акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен.

В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).

К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, господство богов низвергнуто, миром правят пернатые.

Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387.

2.3 Проза. Ораторское искусство

Зарождение прозы относят к VI в до н.э., и когда речь идет о современной прозе, то в ней достаточно определенно разграничиваются стили художественные, научные, газетные или публицистические. В Древней Греции, на ранних этапах, наблюдался своеобразный синкретизм: наука и искусство не были четко друг от друга отделены. Напротив, они являли единый процесс освоения и познания мира.

Древнегреческая проза представлена тремя главными направлениями: красноречие, или ораторская проза; историография; философия.

Значимую роль в Афинах играло судебное красноречие. К V-IV вв в государстве сложилось судебное законодательство. Истцы и ответчики должны были сами отстаивать свои интересы, защищаться или обвинять. Поэтому умело выстроенная речь в суде многое решала. Сложился определенный тип судебной речи: выступление, рассказ, досказательная часть, заключение. Возникла необходимость в специальных людях по части красноречия. Их называли логографы, т.е. составители и писатели речей.

Среди логографов одним из самым известным был Лисий. Основным жанром его речей были судебные. Они были суховаты по стилю, кратки, лаконичны, содержали меткие характеристики лиц и событий. Речи Лисия имеют значение не только как образец ораторского искусства своей эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями.

Еще один пример ораторского совершенства. Когда эллины говорили Оратор, имели ввиду Демосфена. Демосфен фигура героическая, благородная. Желая совершенствоваться в красноречии, Демосфен учился в частной ораторской школе, упражняясь в декламации он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию, он громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы произносить длинные фразы не переводя дыхания. Он освоил уроки сценического мастерства, тщательно готовил свои выступления в письменном виде. Занявшись адвокатской практикой, он сумел поправить свои финансовые дела. Со временем работа профессионального судебного оратора и сочинителя речей для истцов или ответчиков перестала удовлетворять его. К середине 350-х гг. он начинает участвовать в политической борьбе, реализуя здесь свои ораторские способности.

Историография по праву начинается с Геродота. Цицерон назвал его «отцом истории». Этот титул он заслужил ролью первопроходца в данном жанре прозы. Главный и поистине уникальный труд Геродота называется «История». В нем собраны все накопленные к тому времени свидетельства как об эллинах, так и о тех, которых Геродот называл варварами. Позднее его труд был разделен на 9 частей, каждая из которых названа именем одной из греческих муз. Цель своего труда Геродот видел в том, чтобы «деяния людей не изгладились из памяти до времени и чтобы великие, достойные удивления подвиги, совершенные эллинами, так и варварами, не потеряли своей славы…». Известно, что Геродот читал отрывки из своего труда современникам, за что удостоился специальной почетной награды от афинского Совета. Среди слушателей был его младший современник, историк Фукидид.

Отдавая должное Геродоту, надо признать, что Фукидид был первым историком, ученым в полном смысле этого слова. В целом труд Фукидида «История» ценен и для профессионального историка, и для рядового заинтересованного читателя. Он не только накопил огромное количество фактов: он тщательно их проверял. Анализ Фукидида был труден, потому что очевидцы нередко об одном и том же факте отзывались по-разному.

Во введении к своему труду Фукидид указывает, что приступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после начала военных действий, полагая, что эта война станет самым значительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.

Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по сохранившимся старинным обычаям и древним памятникам, предвосхищая возникновение метода исторической реконструкции.

2.4 Философская проза

Греция подарила миру немало мыслителей, но есть среди них два особенно звучных, бессмертных имени: Аристотель и Платон.

В 387 г. Платон основал свою философскую школу, которая располагалась недалеко от Афин в роще, считавшейся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия. Академия была передовым для того времени учебным заведением, в нем преподавались самые разные предметы. Ученики Платона изучали философию, поэтику, этику, риторику, музыку. Это было одно из первых учебных заведений древности, где серьезным образом штудировали античную математику. 18 лет провел в качестве преподавателя в Академии Аристотель, ученик Платона и в дальнейшем величайший ученый Древней Греции, читавший курсы риторики и логики.

От Платона до нас дошло 41 сочинение:

Мы с уверенностью можем сделать вывод, что диалоги Платона являют собой образец эстетического совершенства, художественного богатство аттической прозы.

В своем трактате «Поэтика» Аристотель ставит вопрос о сущности красоты, и в этом он делает шаг вперед в сравнении со своими предшественниками, в частности с Платоном и Сократом, у которых понятие красоты сливалось с понятием добра. Аристотель исходит из эстетического понимания искусства и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Он не согласен с Платоном, который считал что искусство лишь слабое искаженное представление мира, то Аристотель считал искусство творческим подражанием природе, бытию, считал, что искусство помогает людям познать жизнь. На первый план из всех видов искусства Аристотель выдвигает поэзию, а из форм поэзии выше всего ставит трагедию.

Аристотелевская теория искусства поражает своей глубиной. Наверное, не было такого выдающегося эстетика, который не опирался бы на нее в той или иной мере, то были горячие поклонники античности Гете и Шиллер, и наши русские писатели Белинский, Герцен, Чернышевский.

Глава 3. Эллинистический период

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *