апскейлинг что это такое
Какие бывают функции улучшения изображения в телевизорах
Содержание
Содержание
Телевизоры последних поколений предлагают насыщенную, сочную и яркую картинку. Все это стало возможным благодаря использованию ряда технологий. Мы расскажем о каждой из них подробно, а также разберем путаницу в маркетинговых названиях.
Технология HDR
Данную аббревиатуру вы нередко встречаете в характеристиках телевизора и слышите в рекламе. Это одна из самых распространенных и важных технологий, которая дает ощутимое улучшение качества изображения.
HDR (High Dynamic Range) — стал дальнейшим развитием SDR (Standard Dynamic Range). Ранее из-за технологических ограничений в передаче информации данные урезались, поэтому изображение на телевизоре теряло в сочности, насыщенности и других деталях. Сейчас же с появлением HDMI 2.0 передача больших объемов данных не проблема, поэтому видеоконтент можно передавать практически без сжатия.
Расширенный диапазон оперирует тремя основными характеристиками изображения:
Другое принципиальное отличие последних версий HDR — наличие динамических метаданных. В них зашифрованы значения всех этих параметров, но не для фильма в целом,
а для каждого отдельного кадра и даже участка. HDR фактически «подкручивает» яркость, контрастность и цветопередачу в каждый отдельный момент видео так, чтобы картинка была максимально приближенной к оригиналу. Однако здесь есть несколько нюансов.
При слабой яркости эффект HDR практически незаметен, 8-мибитные матрицы не обеспечивают достаточную цветопередачу, а коннекторы ниже HDMI 2.0 не обладают достаточной пропускной способностью. Да, чтобы смотреть ТВ в HDR необходимо не только устройство с поддержкой этого стандарта, но и соответствующий контент. Обычно полную поддержку HDR имеют фильмы и сериалы со стриминговых сервисов, Blu-Ray-диски и некоторые игры, например, Horizon Zero Dawn или Metro Exodus.
Главная проблема — как узнать, действительно ли ваш телевизор поддерживает эту технологию? Маркетологи придумали десятки названий. Например, HDR+ и HDR Effect —
это маркетинговые названия имитации технологии HDR. Такие телевизоры лишь приближенно имитируют повышенное качество изображения.
ЕСли вам нужен настоящий HDR, то обращайте внимание именно на поддержку стандартов:
Если в технических характеристиках ТВ есть упоминание одного из этих четырех стандартов, то устройство способно воспроизводить видео с HDR. Главная сложность — найти соответствующий контент.
OLED-технология
Появление OLED действительно можно считать прорывом на фоне классической LED-подсветки, причем с ощутимым улучшением картинки. Обычные телевизоры со светодиодной подсветкой делятся на Edge LED и Direct LED. Первая предполагает размещение светодиодов по периметру, что приводит к появлению засветов по бокам. Вторая уже имеет светодиоды по всей площади, но все еще не способна обеспечить насыщенный черный цвет.
Принципиальное отличие OLED заключается в том, что в конструкции используются органические светодиоды, каждый из которых способен сам генерировать свет. Благодаря этому пропадает необходимость в использовании подсветки позади и других слоев. OLED-телевизоры способны контролировать яркость каждого отдельного пикселя, что делает картинку более контрастной, а черный цвет — супернасыщенным. Другое достоинство — такие модели более тонкие.
Телевизоры с OLED стоят ощутимо дороже, а главной проблемой является постепенное выгорание пикселей. Однако эта технология никакая не маркетинговая уловка, а самый настоящий прогресс в качестве.
Технология Motion Smoothing
У каждого бренда свое название этой технологи: Samsung Motion Rate, Sony MotionFlow, LG TruMotion. Несмотря на разные названия, принцип работы практически всегда идентичный. Motion Smoothing способна как улучшить изображение, так и ухудшить, поэтому ее использование актуально не для всех типов контента.
Видео может иметь частоту 24, 30 или 60 кадров в секунду в зависимости от источника. Однако телевизоры обладают частотой обновления экрана в 50, 60 и 120 Гц. Чтобы устранить несоответствие частоты обновления экрана и источника видео, применяется технология Motion Smoothing. Есть несколько алгоритмов ее работы:
Black Frame Insertions (BFI). Метод заключается в добавлении кадров с черным фоном. Это позволяет подтянуть частоту, уменьшает эффект размытия, но изображение становится менее ярким из-за мелькания черных кадров.
Дублирование. Вместо недостающих кадров алгоритм выставляет повторы в необходимом количестве. Но из-за этой методики изображение иногда ненадолго зависает или, наоборот, быстро прыгает.
Интерполяция. Процессор анализирует два соседних кадра и формирует на их основе промежуточный. Это самая продвинутая методика, но именно она приводит к эффекту «мыльной оперы», когда изображение теряет в четкости. Также такие алгоритмы не всегда корректно отрисовывают некоторые кадры.
Включать Motion Smoothing рекомендуется в сценах с постоянной динамикой. Это могут быть гонки, футбол, баскетбол и другие виды спорта. При просмотре фильмов или сериалов функцию лучше отключить, чтобы повысить четкость изображения. Практически в каждом телевизоре это можно сделать через стандартное меню.
Технология апскейлинга (Upscaling)
Если по-русски, то это обычное масштабирование. Большинство контента все еще поставляется в форматах HD (720p) и Full-HD (1080p). Соответственно, для просмотра такого видео на 4К или 8К-телевизорах картинку придется растягивать и дополнять данными. Чем больше разница в разрешении, тем больше пикселей придется дорисовать.
Самый простой алгоритм решения этой проблемы — выполнить дублирование пикселя и заполнить «клонами» недостающее пространство. Однако это дает посредственную картинку, которая получается размытой. Алгоритмы бикубической и билинейной интерполяции дают лучший результат, но изображение все равно получается неточным.
В большинстве телевизоров, способных делать апскейлинг до 4К и выше, используется ИИ на базе нейросетей. У каждого разработчика не только свой алгоритм, но и собственная база изображений в разных разрешениях, которые используются нейросетью для анализа.
Функция апскейлинга незаменима для 4К и 8К телевизоров, но ее эффективность можно узнать только на практике, поскольку каждый производитель использует свои процессоры и технологии. Однако применение ИИ однозначно дает лучший результат, чем ранее описанные классические методы.
Цифровое шумоподавление
Даже «цифра» подвержена помехам, например, белые пятна, расплывчатость картинки, «соль и перец». Если вы столкнулись с этими проблемами, то стоит поискать функцию шумоподавления. В каждом ТВ она может иметь свое маркетинговое название, однако в основе обычно используются идентичные алгоритмы с некоторыми доработками.
2D DNR (Digital Noise Reduction). Простейший метод устранения шумов, который анализирует пиксели в одном из двух направлений — пространственном или временном. В первом случае анализируются пиксели одного кадра, а во втором пиксели сравниваются с двумя соседними. Используется компенсационный или адаптивный методы фильтрации. Недостаток 2D DNR — расплывчатость изображения и возможная потеря в цветности.
3D DNR использует и пространственный и временной анализ пикселей, что позволяет эффективно удалять помехи и не терять в качестве изображения. Алгоритм учитывает и вектор движения, и положение пикселей в кадре. Поскольку большинство помех не статические, то они легко устраняются.
Каким бы не было название функции шумоподавления, обычно в ее основе лежит 2D или 3D DNR. Включать шумоподавление рекомендуется только для контента в низком качестве. Например, если вы смотрите аналоговое или не самое качественное цифровое ТВ. Для Blu-Ray или контента из стриминговых сервисов шумоподавление лучше отключить, поскольку картинка может потерять в четкости.
Динамический контраст
Часть телевизоров предлагает и такую функцию. Суть заключается в том, что ТВ автоматически подбирает уровень контрастности в зависимости от изображения, как правило, путем регулировки отдельных светодиодов подсветки. Соответственно, динамический контраст работает лучше всего на Direct LED с большим количеством светодиодов, а также на OLED телевизорах, где можно контролировать буквально любой пиксель.
Однако многие пользователи утверждают, что динамическая контрастность по факту ухудшает качество картинки. Проблема в том, что освещенность комнаты остается неизменной, поэтому оптимальный уровень контрастности следует подбирать именно под окружение, а не постоянно менять его в зависимости от сцены. К тому же, увеличение яркости белого обычно отрицательно сказывается на насыщенности черного. Иногда изменение подсветки просто не успевает под смену кадров, что также вносит дискомфорт при просмотре.
Локальное затенение и микродимминг
Еще одна пара технологий, которые частично связаны с динамическим контрастом и между собой. Локальное затенение аналогично динамической контрастности регулирует уровень подсветки отдельных светодиодов/пикселей. Это позволяет делать черный цвет более насыщенным. Эффект напрямую зависит от плотности и возможностей светодиодов.
Технология микродиминга (Samsung — Micro Dimming, Panasonic и Toshiba — Local Dimming, LG — Edge) — это фактически то же самое, что и локальное затенение. Отличия лишь в размере массива светодиодов, яркость которых можно менять. Эффективность зависит от динамичности видео и уровня освещенности помещения.
Теперь вы точно знаете, какие технологии принесут вам пользу, а какие — нет. Поделитесь в комментариях своим опытом использования функций улучшения изображния на ТВ.
Что такое «апскейлинг» на телевизоре и как это работает?
от sasza
Поскольку 4K заменяет HD в наших домах, производители используют некоторые интересные маркетинговые термины, такие как «апскейлинг Ultra HD» (UHD). Но апскейлинг не является уникальной функцией — оно просто позволяет телевизорам 4K работать с видеоформатами более низкого разрешения, такими как 1080p и 720p.
Все телевизоры имеют апскейлинг
Повышение разрешения означает, что контент с низким разрешением будет заполнять весь экран телевизора. Без него видео с низким разрешением занимает меньше половины экрана. Это типичная функция для всех телевизоров. Даже телевизоры 1080p имели это — они могли масштабировать контент до 720p и отображать его в полноэкранном режиме на экране 1080p.
Благодаря апскейлингу до UHD ваш 4K-телевизор будет работать как любой другой. Он может принимать контент с более низким разрешением и отображать его на всем экране 4K.
Увеличенный контент 1080p на экране 4K часто выглядит лучше, чем контент 1080p на обычном экране 1080p. Но апскейлинг — это не волшебство — вы не получите четкого изображения, которое было бы от настоящего, нативного контента 4K. Вот как это работает.
Разрешение существует на физическом и визуальном уровне
Прежде чем перейти к апскейлингу, нам нужно понять концепцию разрешения изображения. На первый взгляд, это относительно простая концепция. Изображение или видео с высоким разрешением выглядит «лучше», чем изображение или видео с низким разрешением.
Однако мы часто забываем некоторые ключевые аспекты, а именно разницу между физическим и оптическим разрешением. Эти аспекты работают вместе, чтобы создать хорошее изображение, и они являются основой для понимания апскейлинга. Мы также собираемся рассмотреть плотность пикселей — но не волнуйтесь — мы будем краткими и приятными.
Физическое разрешение: в технических характеристиках телевизора физическое разрешение обозначается просто как «разрешение». Это количество пикселей на дисплее. 4K-телевизор имеет больше пикселей, чем телевизор 1080p, а изображение 4K в четыре раза больше изображения 1080p. Все дисплеи 4K, независимо от их размера, содержат одинаковое количество пикселей. Хотя телевизоры с высоким физическим разрешением могут использовать свои дополнительные пиксели для обеспечения дополнительной детализации, это не всегда срабатывает. Физическое разрешение зависит от оптического разрешения.
Оптическое разрешение: вот почему ваши старые фотографии с одноразовой камеры выглядят лучше, чем красивые фотографии с цифровой камеры вашего претенциозного друга. Когда фотография выглядит резкой и имеет четкий динамический диапазон, она имеет высокое оптическое разрешение. Телевизоры иногда тратят свое высокое физическое разрешение, отображая видео с дерьмовым оптическим разрешением. Это приводит к размытости изображения и контрасту. Иногда это результат апскейлинга, но мы вернемся к этому через минуту.
Плотность пикселей: количество пикселей на дюйм на дисплее. Все дисплеи 4K содержат одинаковое количество пикселей, но на меньших дисплеях 4K пиксели расположены ближе друг к другу, поэтому они имеют высокую плотность пикселей. Например, iPhone 4K имеет более высокую плотность пикселей, чем 70-дюймовый телевизор 4K. Мы упоминаем это, чтобы укрепить идею о том, что размер экрана — это не то же самое, что физическое разрешение, и что плотность пикселей экрана не определяет его физическое разрешение.
Теперь, когда мы все освежили разницу между физическим и оптическим разрешением, пора перейти к апскейлингу.
Апскейлинг делает изображение «больше»
В каждом телевизоре есть множество алгоритмов интерполяции, которые используются для повышения качества изображения с низким разрешением. Эти алгоритмы эффективно добавляют пиксели к изображению для увеличения их разрешения. Но зачем вам увеличивать разрешение изображения?
Помните, что физическое разрешение определяется количеством пикселей на дисплее. Это не имеет ничего общего с фактическим размером вашего телевизора. Экран телевизора 1080p состоит всего из 2 073 600 пикселей, а экран 4K — из 8 294 400 пикселей. Если вы показываете видео 1080p на 4K-телевизоре без апскейлинга, видео займет только четверть экрана.
Чтобы изображение 1080p соответствовало дисплею 4K, оно должно получить 6 миллионов пикселей в процессе масштабирования (в этот момент оно станет изображением 4K). Однако апскейлинг полагается на процесс, называемый интерполяцией, который на самом деле является просто прославленной игрой в угадывание.
Повышение разрешения снижает оптическое разрешение
Есть несколько способов интерполировать изображение. Самый простой метод называется интерполяцией «ближайшего соседа». Чтобы выполнить этот процесс, алгоритм добавляет к изображению сетку из «пустых» пикселей, а затем угадывает, какое значение цвета должен иметь каждый пустой пиксель, глядя на его четыре соседних пикселя.
Например, пустой пиксель, окруженный белыми пикселями, станет белым; тогда как пустой пиксель, окруженный белыми и синими пикселями, может получиться голубым. Это простой процесс, но он оставляет на изображении множество цифровых артефактов, размытости и неровных контуров. Другими словами, интерполированные изображения имеют плохое оптическое разрешение.
Слева: неотредактированное изображение. Справа: после интерполяции ближайшего соседа.
Сравните эти два изображения. Тот, что слева, не редактировался, а тот, что справа, стал жертвой процесса интерполяции ближайшего соседа. Изображение справа выглядит ужасно, хотя его физическое разрешение совпадает с разрешением слева. Это происходит в небольшом масштабе каждый раз, когда ваш 4K-телевизор использует интерполяцию ближайшего соседа для повышения масштаба изображения.
«Подождите минутку», — можете сказать вы. «Мой новый 4K-телевизор совсем не похож!» Ну, это потому, что он не полностью полагается на интерполяцию ближайшего соседа — он использует сочетание методов для повышения масштаба изображений.
Апскейлинг тоже пытается решить проблему оптического разрешения
Итак, интерполяция ближайшего соседа некорректна. Это метод грубой силы для увеличения разрешения изображения, который не принимает во внимание оптическое разрешение. Вот почему телевизоры используют две другие формы интерполяции наряду с интерполяцией ближайшего соседа. Это называется бикубической (сглаживающей) интерполяцией и билинейной (с повышением резкости) интерполяцией.
Слева: пример билинейной интерполяции. Справа: пример бикубической интерполяции.
При бикубической (сглаживающей) интерполяции каждый пиксель, добавленный к изображению, смотрит на свои 16 соседних пикселей, чтобы принять цвет. В результате получается изображение, которое явно «мягкое». С другой стороны, билинейная (повышающая резкость) интерполяция смотрит только на двух ближайших соседей и дает «резкое» изображение. Смешивая эти методы и применяя некоторые фильтры для контраста и цвета, ваш телевизор может генерировать изображение без заметной потери оптического качества.
Конечно, интерполяция — это все еще игра в догадки. Даже при правильной интерполяции некоторые видео могут иметь «ореолы» после масштабирования, особенно если ваш дешевый телевизор плохо справляется с масштабированием. Эти артефакты также становятся более очевидными, когда изображения сверхнизкого качества (720p и ниже) масштабируются до разрешения 4K или когда изображения масштабируются на безумно больших телевизорах с низкой плотностью пикселей.
Изображение выше не является примером масштабирования по сравнению с телевизором. Вместо этого это пример апскейлинга, сделанного для выпуска DVD Buffy The Vampire Slayer HD (взят из видеоэссе автора Страсть ботаника ). Это хороший (хотя и крайний) пример того, как плохая интерполяция может испортить изображение. Нет, Николас Брендон не носит воскового вампирского макияжа, это именно то, что случилось с его лицом во время процесса масштабирования.
Хотя все телевизоры предлагают апскейлинг, у некоторых могут быть лучшие алгоритмы апскейлинга, чем у других, что дает лучшее изображение.
Апскейлинг необходим и редко заметен
Даже при всех его недостатках апскейлинг — это хорошо. Это процесс, который обычно проходит без сбоев и позволяет вам смотреть различные видеоформаты на одном телевизоре. Это идеально? Конечно, нет. Вот почему некоторые сторонники кино и видеоигр предпочитают наслаждаться старым искусством на предполагаемом носителе: старых телевизорах. Но на данный момент апскейлинг не вызывает особого энтузиазма. И не стоит слишком расстраиваться из-за этого.
Стоит упомянуть, что видеоформаты 8K, 10K и 16K уже поддерживаются некоторым оборудованием, которое мы используем каждый день. Если технология апскейлинга не сможет догнать эти форматы с высоким разрешением, есть шанс, что это приведет к гораздо большей потере качества, чем то, к чему мы привыкли.
Однако, поскольку производители и потоковые сервисы все еще тянутся к 4K, возможно, нам пока не стоит беспокоиться о 8K.
Как Full HD превращают в 4К, и может ли это выглядеть хорошо
Рассказываем про «умный» апскейлинг разрешения в играх.
Материал подготовлен при поддержке MSI
Технологии развиваются неравномерно. Например, визуальные эффекты в играх могут сделать скачок, из-за которого даже самое мощное «железо» перестаёт справляться. Или производители консолей и видеокарт задают настолько высокие стандарты качества, что разработчикам приходится догонять прогресс.
Геймерам приходится покупать и обновлять игровые системы, чтобы не остаться отрезанными от последних достижений индустрии. Но есть технология, которая может заставить графику и железо двигаться навстречу друг другу, а не бежать наперегонки. Речь об апскейлинге — это масштабирование разрешения при помощи нейросетей.
В самом по себе масштабировании разрешения нет ничего инновационного — существует несколько десятков алгоритмов, которые способны «в реальном времени» увеличивать или снижать разрешение изображения, подгоняя его под возможности экрана.
Апскейлинг может выполняться на стороне источника (компьютером, консолью или Blu-Ray плеером), на стороне монитора или телевизора и даже некоторыми специальными кабелями.
Чаще всего конвертация происходит всё же устройством отображения: источник отправляет кадр в заданном разрешении, а тем, чтобы он занимал всю площадь экрана и минимально терял в качестве, занимается уже монитор. Одна из самых распространённых технологий сегодня — бикубическое масштабирование, алгоритм, который увеличивает цифровое изображение попиксельно. Он достраивает недостающие точках, сверяясь с информацией о 16 окружающих каждую из них пикселях.
Другие алгоритмы могут использовать для сверки от одного до 36 пикселей — обычно производители не указывают, как именно их монитор или телевизор «растягивает» изображение и не дают пользователю вариантов выбора.
Но это не всегда оптимальный вариант. Обратите внимание на сравнение алгоритмов в пиксельной игре (скриншот выше) и при апскейлинге фотографии (скриншот ниже). Там, где присутствует очевидная пиксельная сетка, лучше всего справляется самый примитивный, но с более сложными изображениями он создаёт «лесенки», которых удаётся избежать при большей выборке смежных точек.
Многие современные телевизоры используют временной апскейлинг: перед выводом изображения система накапливает кадры в буфере и дорисовывает целевому кадру недостающие пиксели — учитывая при этом, как изображение будет меняться в динамике.
Это позволяет повысить чёткость и плавность изображения в неинтерактивном контенте и снизить количество артефактов., Но для игр это не подходит, так как создаёт дополнительную задержку ввода — изображение выводится на экран с запозданием, делая управление неотзывчивым.
Продвинутые «умные» телевизоры и некоторые ТВ-приставки вроде NVIDIA Shield предлагают «умный» апскейлинг изображения.
Каким бы умным ни был телевизор, в «игровом» режиме все технологии для улучшения картинки отключаются, в том числе, увеличение разрешения. Если пренебречь рекомендациями производителя и оставить «улучшайзеры», задержка ввода может возрасти до нескольких сотен миллисекунд, что создаст дискомфорт из-за задержки ввода даже в самых размеренных играх.
Уже больше пяти лет игры в 4К — мечта и цель для многих геймеров. Но «грубой силой» производительного железа покорить эту высоту не получилось — сменилось уже три поколения видеокарт и полтора поколения консолей, но компромиссов избежать всё ещё не получается.
Консоли нового поколения чаще всего не «вытягивают» полное 4К-разрешение 2160р даже при 30 fps и далеко не максимальных настройках графических эффектов. И даже флагманские видеокарты, по цене сравнимые с недорогой иномаркой, только в 2021 году достигли достаточной мощности, чтобы гарантировать 40-60 кадров в секунду в нативном 4К при максимальных настройках с трассировкой лучей.
Но если не получается добиться «честного 4К», приходится искать способы создать достаточно убедительную иллюзию.
На консолях прошлого и текущего поколений большинство игр работают в разрешении значительно ниже 4096 на 2160 пикселей. чтобы изображение достаточно чётко выглядело на 4К-телевизорах, применяется шахматный рендеринг.
Это не совсем апскейлинг — при таком подходе изображение изначально рендерится под 4К, но с пропусками по одному или несколько пикселей, что напоминает шахматную доску. На каждом кадре пропуски располагаются в разных местах, чтобы алгоритм мог заполнять недостающие пиксели информацией с предыдущих кадров.
Шахматный рендеринг хорош тем, что эффективно снижает нагрузку на систему и не требует дополнительных аппаратных средств. На ПК шахматный рендеринг обычно не применяется, однако на многих более-менее актуальных видеокартах доступен режим апскейлинга с похожим эффектом.
Integer Scaling или «целочисленное масштабирование» производится видеокартой, а не монитором, не добавляет значимой или видимой задержки. Алгоритм дробит каждый пиксель изображения в низком разрешении на несколько суб-пикселей одинакового цвета, благодаря чему чёткость повышается без размытия и искажений.
Целочисленное масштабирование доступно на следующих видеокартах:
Такой апскейлинг подходит для игр с пиксельной графикой. Кроме того, в старых тайтлах с фиксированным низким разрешением ассетов, например, в «Героях 3», интерфейс и карта будут иметь привычные пропорции.
Правда, по краям объектов на экране могут появляться «лесенки», а цветовые переходы становятся резкими.
Для игр только две большие компании предлагают технологии апскейлинга: DLSS от NVIDIA и FSR от AMD (если не считать любительских наработок). Принцип работы у них разный, но обе задействуют нейросети в дополнение к стандартным алгоритмам.
Использовать их можно только в самих приложениях и играх (а не на уровне экрана или видеокарты). В 2021 году DLSS от NVIDIA интегрировали в движок Unreal Engine 4, а в будущем собираются добавить в Unity и UE5. AMD FidelityFX Super Resolution (FSR) стала доступна рядовым пользователям только в конце июня 2021 года и пока поддерживается лишь восьми играх. Алгоритм анализирует объекты на каждом отдельном кадре, увеличивает разрешение и применяет различные эффекты, включая сглаживание, увеличение резкости.
У FSR нет временного компонента: система не учитывает ни предыдущие кадры, ни положение объектов на будущих кадрах с учётом векторов, поэтому работает система неидеально и иногда допускает артефакты. Но зато и никаких особенно строгих системных требований у FSR нет: подходят видеокарты NVIDIA GeForce GTX 10-й серии и новее, AMD Radeon RX 460 и новее и даже графические ускорители от Intel.
Использование FSR снижает нагрузку на видеокарту от 40% до 60% в зависимости от разрешения и режима. В будущем технология может появиться и на консолях нового поколения, которые используют графическую архитектуру AMD.
NVIDIA DLSS (Deep Learning Super Sampling) устроена сложнее и обеспечивает более высокое качество масштабирования изображения, но и требования у неё намного выше. Технология опирается на специальные тензорные ядра, предназначенные для быстрого обсчёта матриц нейросетей, которыми оснащаются только видеокарты серий RTX 20 и RTX 30.
Согласно статистике Steam, такие карты есть примерно у 17% пользователей (это довольно много). В Steam порядка 120 миллионов учётных записей, то есть карты RTX используют порядка 20,5 миллионов человек. Однако подавляющим большинством этих пользователей назвать тяжело, поэтому не все разработчики считают DLSS необходимостью.
В DLSS первой версии нейросеть нужно было обучать на конкретной игре (это сотни часов), при этом рядовые геймеры и игровые журналисты жаловались на мерцание, низкую чёткость и другие проблемы.
Однако в DLSS 2.0 многое изменилось. Технология анализирует прошлые кадры и определяет векторы движения объектов в поле зрения, чтобы корректно обрабатывать динамичные сцены — без мерцания и артефактов.
В поддерживаемых играх прирост производительности с DLSS 2.0 достигает от 40% до 120% в зависимости от игры. DLSS поддерживается в большинстве крупных релизов: владельцев видеокарт GeForce RTX всё больше, вместе с этим растёт число потребителей новых технологий.
FSR и DLSS — не все технологии, которые снижают нагрузку на железо и повышают производительность игр с минимальным влиянием на качество графики. Microsoft активно тестирует продвинутую систему работы с памятью DirectStorage, на основе которой NVIDIA разрабатывает собственную RTX IO. Она ускоряют загрузку, упрощает обращение игры к ассетам и «агрессивнее» сжимает файлы на диске.
Сами графические API вроде DirectX 12 Ultimate и Vulkan интегрируют всё больше инструментов, чтобы оптимизировать производительность и снизить системные требования. Например, Variable rate shading помогает разработчикам разбивать отображаемое на экране пространство на зоны и рендерить их с разной степенью детализации. А Sampler feedback повышает производительность, позволяя игре повторно использовать уже отрендеренные текстуры или обходить рендеринг поверхностей за кадром, а также быстрее загружать текстуры.