баритовая фотобумага что это
Премиальные фотобумаги Ломонд: отзыв фотографа Александры Мановцевой
Для теста я выбрала выставочные работы из своего проекта «B&W Chicago», который прошлым летом выставлялся в Чикаго.
Прежде чем перейти к описанию бумаг, хочу сказать, что при печати выставочного либо портфолийного проекта важно четко понимать, как эти работы будут функционировать в дальнейшем.
Если вы хотите, чтобы отпечатки не выцветали, то нужно выбирать печать исключительно пигментными чернилами, а не водорастворимыми. Печать в домашних условиях — это практически всегда печать водорастворимыми чернилами, но получив самый прекрасный результат, нужно отдавать себе отчет в том, что эти отпечатки не вечные. (Это касается бумаг любой фирмы.) По своему опыту могу сказать, что отпечатки, сделанные год назад на принтере Epson L800 и висевшие в светлом помещении на солнечной стороне, существенно изменили цвет, черно-белые работы приобрели ярко выраженный пурпурный оттенок. Отпечатки, оформленные в рамы со стеклом, тоже существенно выцвели. Однако фотографии, которые хранились в папках, не изменились за исключением одного только отпечатка. Думаю, что печать водорастворимыми чернилами можно использовать для непродолжительных, например студенческих выставок. Возможно, и для портфолио, когда отпечатки хранятся в папке и достаются оттуда только на время показа работ. Однако надо понимать, что периодичность и продолжительность показа будет влиять на их выцветание.
Что же касается самой бумаги, то она на протяжении года абсолютно не изменила свой цвет и не пожелтела, что радует.
Более подробно вопрос сохранности отпечатков мы рассмотрим в следующих статьях совместно с технологом, одним из лучших московских печатников — Александром Малышевым, с которым мы напечатали не одну мою выставку.
Lomond Baryta Gold, 325 г/м²
Из серии Super Premium Inkjet Photo Paper
Барита — однозначно лучшая во всей линейке фотобумаг Ломонд. Использование в покрытии сульфата бария делает Бариту действительно похожей на традиционную фотобумагу для «мокрой» печати. Я много печатала вручную и очень ценю аналоговую печать фотографий. Сейчас, к сожалению, в силу нехватки времени, у меня нет возможности печатать вручную, но при печати своих выставок цифровым способом я всегда стараюсь подбирать бумагу, максимально приближенную к ручной печати. Поэтому все свои последние выставки я печатала именно на Барите фирм Hahnemuhle и Canson. О Барите фирмы Ломонд я тогда не знала, сейчас впервые печатала на ней, и мне, конечно, было очень интересно их сравнить.
Чисто внешне Барита Ломонд имеет чуть более выявленную, слегка бугристую фактуру, чем Hahnemuhle и обычная баритовая бумага для «мокрой печати» Ilford. Но эта легкая фактура очень приятно выглядит, видна только с очень близкого расстояния и мне лично абсолютно не мешает — наоборот, нравится: она смотрится натурально и подчеркивает бумажную, не пластиковую основу. Толщина 325 г/м² — это прекрасно. Практически картон. Выглядит презентабельно. Черный цвет насыщенный, глубокий — идеальный черный. Благодаря высокой плотности черного и очень хорошей детализации Барита идеально подходит для черно-белой печати. Сохнет мгновенно. Вынимая отпечаток из принтера, уже сложно оставить отпечатки пальцев. Но воды боится (в случае печати водорастворимыми чернилами). Брать отпечаток можно только абсолютно сухими руками, а еще лучше — в специальных перчатках. Поцарапать Бариту сложно, нужно очень сильно постараться, чтобы это сделать. Покрытие бумаги полуматовое, бликует, но мягко, совсем не как глянец.
Бумага мне очень понравилась, качество печати нисколько не хуже, чем на бумагах более дорогих производителей. Думаю именно на ней напечатать свое портфолио.
Lomond Fibre, 300 г/м²
Из серии Fine Art Paper
Бумага очень похожа на Бариту — прежде всего из-за такого же полуматового покрытия. Странно, что производитель называет ее »глянцевая». По степени глянцевости Барита и Fibre неотличимы. Не вглядываясь детально, без яркого направленного света я сама несколько раз ошиблась, спутав Бариту с Fibre. Теперь про отличия. Цвет самой бумаги Fibre теплее белоснежной Бариты. Фактура волокна более равномерная, что мне лично нравится меньше, поскольку она менее похожа на натуральную фактуру бумаги. Однако все это видно, только когда смотришь на бумагу с очень близкого расстояния, фактически разглядываешь ее под лупой. Обращаться с этой бумагой нужно очень аккуратно, она более чувствительна к царапинам, чем Барита. Так же боится влаги.
Если говорить о насыщенности черного цвета, передаче полутонов и детализации, то тут все замечательно, как и в случае Бариты. Цветные снимки хорошо выглядят на обеих бумагах, цвета сочные. Благодаря глубокому черному, Fibre также, на мой взгляд, хорошо подходит для печати черно-белых серий. Плотность бумаги — 300 г/м², тоже практически картон. Я очень рекомендую использовать бумагу от 270 г/м², она ровнее ложится, более прочная, меньше вероятность образования заломов и ее просто гораздо приятнее держать в руках.
Lomond Velour, 290 г/м². Архивная
Из серии Fine Art Paper
В описании бумаги у производителя:
Рекомендуется для печати пигментными чернилами. Подходит для печати чернилами на основе водорастворимых красителей. Обеспечивает особенно длительное хранение отпечатков.
Не случайно производитель рекомендует использовать при печати именно пигментные чернила — в этом случае выбор архивной бумаги будет оправдан. Отпечатки, сделанные пигментными чернилами на этой бумаге, не должны выцветать в любых условиях экспонирования, даже при попадании прямого солнечного света (при условии соблюдения условий хранения бумаги). Однако бумага не обеспечивает защиту от выцветания отпечатка в случае печати водорастворимыми чернилами, в этом случае маркировка «архивная» гарантирует только качество бумаги и то, что она сама не изменит цвет — не потемнеет и не пожелтеет. Как я писала выше, подробнее о теме сохранности отпечатков мы поговорим в следующих статьях.
Теперь о других качествах этой бумаги.
Прежде всего — исключительная сочность черного цвета. За счет абсолютно матовой, не бликующей поверхности черный цвет выглядит еще более глубоким, чем на Барите. Бархатистая поверхность бумаги создает впечатление фактически нарисованного изображения. Такой сочный цвет на матовых бумагах — редкость; считается, что цвета выглядят более насыщенными на глянце. Однако уже не в первый раз, печатая на Ломонд, поражаюсь сочности отпечатка на идеально матовых поверхностях. Сохнет бумага быстро, отпечатки выходят абсолютно ровными. Бумага хорошо впитывает чернила и меньше боится воды, чем полуматовые Барита и Fibre. Клала отпечаток под воду — чернила совсем не растекаются. О детализации: она чуть хуже, чем у Бариты и Fibre — думаю, за счет бархатистой фактуры бумаги. Мне в данной серии это не мешает, поскольку стилистика проекта основана на контрастной графике и детали в черном просто не нужны, однако я бы не боялась использовать Velour и в других сериях. Цветные отпечатки также красивые — насыщенные, но не такие «звонкие», как на Барите. Повторюсь: отличия между этими бумагами совсем небольшие, они видны только в прямом сравнении — если положить два отпечатка рядом.
Надо сказать, что, несмотря на все преимущества Бариты, для этой серии работ я выбрала именно Velour из-за его исключительно красивой матовой поверхности с сочным черным цветом. Отпечатки смотрятся настолько необычно, что хочется их потрогать — проверить, рисунок это или фотография. Единственное «но» — хотелось бы еще большей плотности, чем 290 г/м².
Выбираем бумагу из ассортимента Ilford
Все бумаги обладают различными характеристиками и отличаются по назначению, так что этот обзор позволит вам разобраться с терминологией и возможными опциями выбора фотобумаги, которая будет идеальна именно для вас.
ОСНОВА: ПРОРЕЗИНЕННАЯ, БАРИТОВАННАЯ ИЛИ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ ХОЛСТ
Прорезинення (RC, Resin Coated) бумага покрыта слоями полиэтилена с эмульсией и «супер-покрытием» сверху. Эти бумаги не коробятся в процессе сушки, быстро и легко проявляются, в них остается меньше фиксажа и их легче промывать после обработки. Это делает их особенно подходящими для новичков в оптической печати, но они популярны и у професииональных опытных фотографов.
Обработка и проявка баритованных бумаг сложнее, чем полиэтинированных (прорезиненных), и сам процесс проявки существенно дольше (требуется больше времени на промывку отпечатка). Как следствие, такие бумаги рекомендованы для более опытных печатников и обычно используются профессиональными фотографами для выставочных работ.
КОНТРАСТ: БУМАГИ С ПЕРЕМЕННЫМ КОНТРАСТОМ ИЛИ БУМАГИ С ПОСТОЯННЫМ КОНТРАСТОМ
На следующем этапе необходимо определиться с переменным или постоянным контрастом в бумаге.
Бумаги с переменным контрастом (мультиконтрастные) предназначены для использования с цветными фильтрами или с фотоувеличителем с цветной проецирующей головой (где фильтры встроены в голову фотоувеличителя). Такие бумаги позволяют получить изображение от сверхмягкого (00) до высококонтрастного (5) на одной и той же бумаге с разным сочетанием фильтров; в скобках приведены цифровые коэффициенты контраста, принятые вне России. Бумаги с переменным контрастом при использовании без фильтров дают изображение полумягкое (2) или нормальное (3).
Бумаги с постоянным (фиксированным) контрастом предназначены для использования без фильтра и дают изображение того контраста, который изначально заложен в эмульсии. Использование фильтров с такой бумагой бесполезно. В ассортименте бумаг ILFORD можно найти бумаги с постоянным полумягким (2) или нормальным (3) контрастом; у иных производителей можно встретить мягкие (1) и высококонтрастные (5) бумаги.
Бумаги с постоянным контрастом отлично подходят для негативов, которые были идеально экспонированы и содержат ровную по контрастности сцену. Если же вам необходимо каким-либо образом изменить контрастность изображения в светах и/или тенях, мультиконтрастная бумага позволит вам сделать это намного удобнее и в большем диапазоне, чем бумага с фиксированным контрастом.
ПОКРЫТИЕ
Прорезиненные бумаги ILFORD (RC) обычно выпускаются с глянцевым или перламутровым покрытиями, а бумаги MULTIGRADE DELUXE RC также доступны в сатинированной версии.
Баритованные бумаги ILFORD (FB) доступны в глянцевой, полуматовой и матовой версиях.
Бумага на основе хлопчатобумажного холста MULTIGRADE ART 300 обладает текстурированной матовой поверхностью
ОТТЕНКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Большинство бумаг ILFORD для оптической печати выпускаются с несколькими эмульсиями, специально предназначенными для передачи холодных, нейтральных или теплых оттенков в изображении. В основном этот эффект заметен в темных полутонах. Кроме самой эмульсии, изменение теплоты оттенков изображения возможно путем применения различных тонеров (в России такой процесс также известен как виражирование). Для химического тонирования особенно хорошо подходят баритованные (FB) бумаги.
Сушка отпечатков на баритовой основе с вымачиванием в растворе глицерина
Затем острым ножом отпечаток вырезается, а на листе ДСП остается кромка шириной около 1 см. При таком способе у листа получается очень ровная поверхность. Минус же в том, что приходится брать бумагу на размер больше, чем необходимый формат. Кроме этого, довольно много времени и сил уходит на извлечение скоб из листа ДСП и вырезание отпечатков.
Маленькие фотографии Марк сушит на машине для сушки АПСО. Однако она очень громоздкая. Можно использовать обычный электрический глянцеватель, но у меня с ним не сложились взаимоотношения. Результат сушки как правило неудовлетворительный.
Для сушки нам понадобится оргстекло (либо другая ровная горизонтальная поверхность), раствор глицерина и ракель (можно просто щетку стеклоочистителя).
Я пробовал разные концентрации глицерина и опытным путем пришел к выводу, что для получения 1 литра раствора лучше всего смешать 250 грам глицерина (подойдет обычный глицерин во флаконах по 25 г) и 800 мл воды.
Затем вынимаю отпечаток, даю стечь раствору и кладу на лист оргстекла изображением вверх.
После этого очень аккуратно протягиваю щеткой или ракелем по поверхности снимка, удаляя раствор глицерина.
Через 8 часов
После сушки плотная бумага немного подгибается с краев. Но из-за того, что она стала мягче, ее очень легко выпрямить. Я кладу отпечатки между листами бумаги (или в книгу). А сверху ставлю «пресс» из других книг.
Через несколько часов отпечаток становится идеально ровным и держит свою форму.
Если остаются капли глицерина или отпечаток после сушки липкий, то нужно уменьшить концентрацию глицерина. Я заменяю 100 мл раствора водой и пробую сушить еще раз. Для разных сортов бумаг подходят разные концентрации. Тут надо подбирать соотношения экспериментально.
Сложно сказать, как повлияет глицерин на изображение в течение ближайших 50 лет. Первые пробы с таким способом сушки я делал еще зимой полгода назад, и до сих пор отпечатки в великолепном состоянии.
Фото бумага
Оглавление
Классическая фотобумага для черно-белых фотографий
Бумаги для изменения градации состоят из двух слоев. Один слой с жесткой градацией чувствителен только к синему свету. Второй слой, имеющий более мягкую градацию, чувствителен только к зеленому свету. Путем адаптации соответствующих световых компонентов с помощью так называемого фильтра изменения градации (либо цветные пластиковые пленки, либо путем установки определенного цвета света в цветовой лупе), преобладает экспозиция либо в тяжелом, либо в мягком слое. Это означает, что могут быть созданы все градации от 0 до 4 или от 0 до 5.
Баритовая бумага
Следующая толщина слоя, нанесенная на ранее распространенную AGFA Brovira B1:
Во время экспонирования (т. Е. Проецирования черно-белого негатива с белым светом на светочувствительную поверхность фотобумаги; для достижения правильной экспозиции необходимо точно контролировать время и интенсивность) в так называемом увеличителе (вертикальная проекция). негативного изображения на рабочую поверхность с помощью фотобумаги; см. иллюстрацию.) фотобумага обнажается. Затем он проявляется и фиксируется в различных химикатах, затем поливается и сушится. Для сушки используется сушильный пресс (см. Рисунок ). В сочетании с глянцевой пленкой и соответствующей фотобумагой (глянцевой) можно производить глянцевые отпечатки. Долговечность этих отпечатков самая высокая из всех известных фотоматериалов, при правильном хранении они могут достигать 100 лет и более.
Недостатком баритовой бумаги является высокая трудоемкость обработки. В частности, заключительная стирка обычно должна длиться не менее 30 минут или 60 минут, если она подлежит архивации, под проточной водой, потому что во время предыдущей проявки и фиксации фотографический слой и бумажная подложка пропитаны химикатами, которые необходимо удалить. смывается при последней стирке, в противном случае отпечаток не будет долговечным. С помощью дополнительной ванны с содой перед окончательной стиркой время можно сократить до 15-20 минут.
Поэтому сегодня бумага Baryta в основном используется только для высококачественной обработки фотографий и для энтузиастов. Они потеряли свое значение для массового копирования.
Бумага PE
Вытяжные шкафы из полиэтилена более стабильны по размерам, чем вытяжные шкафы из барита. Одним из недостатков является меньшая долговечность: в идеальных условиях полиэтилен прослужит до 80 лет, после чего он может стать хрупким и отделяться.
Серебряное изображение (почернение настоящего черно-белого изображения состоит из тонкодисперсного серебра, окисленного после процесса проявления ) также менее прочно в печатных материалах из полиэтилена. Слой бумаги в оттисках из баритовой бумаги может в определенной степени поглощать вредные вещества, которые могут повлиять, изменить или разрушить серебро изображения и, таким образом, удерживать их от серебра изображения.
Классическая фотобумага для цветных изображений (цветная бумага)
Цветная бумага отличается от черной и белой по типу светочувствительного слоя:
Бумага с полиэтиленовым покрытием почти полностью заменила бумагу с баритом в цветной фотографии.
Цветные негативы (изготовление цветных изображений с цветных негативов)
Цветная позитивная бумага (изготовление цветных изображений с цветных слайдов)
Структура поверхности
Сверкающий
Матовый
Шелковая сетка
Фотобумага
Фотобумага — непрозрачный материал на бумажной подложке, предназначенный для получения позитивного фотографического изображения.
В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий красителями на принтере.
Светочувствительная фотобумага
Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией, состоящей из тонкого желатинового слоя, внутри которого, не соприкасаясь друг с другом, расположены кристаллики светочувствительного вещества — соли серебра, размером менее 0,001 мм. Поскольку сами соли серебра имеют желтовато-молочный цвет, эмульсионная сторона фотобумаги имеет бледный желтый оттенок. В качестве светочувствительного вещества чаще всего используется хлористое серебро, имеющее максимум чувствительности в ультрафиолетовой зоне спектра. Именно благодаря этому веществу Риттер обнаружил существование ультрафиолетовых лучей (вещество быстрее всего темнело перед фиолетовым участком спектра, где визуально не обнаруживалось никакого света).
Фотобумагу, как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка), используя фотоувеличитель, либо при помощи контактной печати. Под действием света в эмульсии происходят химические реакции, образуется скрытое изображение, преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).
Эффективная чувствительность фотобумаги в десятки раз меньше фотоплёнки и составляет обычно единицы и доли единиц ГОСТ. Типичные выдержки при печати — несколько секунд, в то время как при экспонировании фотопленки — десятые и сотые доли секунды.
Классификация фотобумаги
Фотобумага бывает общего назначения и специальная. Фотобумага общего назначения предназначена для получения фотографий полутоновых или штриховых изображений, как для цветной, так и для черно-белой печати. Фотобумага общего назначения разделяется на бумагу с проявлением и с видимым печатанием. Фотобумаги с проявлением после экспонирования подвергаются лабораторной обработке. Фотобумаги с видимым печатанием экспонируются до появления на них видимого изображения, а затем закрепляются в вираж-фиксаже, промываются и сушатся. Специальные фотобумаги предназначены для различных научно-технических целей. Они делятся на регистрирующие и документные.
Типы фотопроцесса
По отношению фотографического процесса к схеме «пленка-отпечаток» бумага делится на типы:
Типы подложки
Виды эмульсии черно-белых фотобумаг
Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным, так и с переменным контрастом. Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги. По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности.
Черно-белая фотобумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати, ее контрастность регулируется желтыми и пурпурными светофильтрами. Обычно в набор входит от 6 до 12 фильтров с оттенками от желтого до пурпурного. В мультиконтрастной бумаге имеются два светочувствительных слоя, разных по контрастности и разных по спектральной сенсибилизации — несенсибилизированный (синечувствительный), высококонтрастный и ортохроматический (зеленочувствительный), малоконтрастный. Использование при печати желтого фильтра отрезает доступ к бумаге синих лучей от лампы фотоувеличителя, поэтому в фотобумаге работает только зеленочувствительный, малоконтрастный слой, изображение получается мягким по контрасту. При использовании пурпурного светофильтра в световом потоке резко уменьшается количество зеленых лучей, вследствие чего в фотобумаге экспонируется только синечувствительный слой, который дает изображение высокого контраста. В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги, бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.
Фактура поверхности
Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная. Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки.
Производители фотобумаги и известные марки
Фотобумагу в настоящее время продолжают производить в промышленных масштабах, но спрос на нее значительно снизился. В России наиболее широко представлены фотобумаги Ilford, FOMA, Forte, SIHL.
Для фотолюбителей также доступно самостоятельное изготовление фотобумаги с использованием доступной под заказ фотоэмульсии.
Выпускались в СССР:
В СССР в розничную продажу поступала фотобумага следующих размеров:
6х9 см, 9х12 см, 9х14 см, 10х15 см, 13х18 см, 18х24 см, 24х30 см, 30х40 см.
Фотобумага упаковывалась в пачки по 20, 25, 50 или по 100 листов.
Для фотолабораторий выпускалась фотобумага больших размеров, а также рулонная различной ширины.
Фотобумага для печати красителями
Фотобумага — не чувствительная к свету бумага, рассчитанная на применение в струйных и лазерных принтерах для получения качественных отпечатков цифровых фотографий, а также отпечатков с обработанных компьютером плёночных снимков. От обычной бумаги отличается строгим нормированием цветовых и механических (таких, как впитывание, растекание краски) характеристик. Данное значение термина приобрело большое распространение с развитием цифровой фотографии.
Отдельно можно отметить термочувствительную бумагу для факсимильных аппаратов.
Copyright © Галеон
г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
Багетная мастерская рядом с метро
«Алексеевская», «Рижская», «ВДНХ»