бельтинг вокал что это

Бельтинг вокал что это

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Мила Войс | Сильный голос запись закреплена

Хочу петь как… или еще раз про белтинг

*****
У любой певицы существует тот же самый предел «грудного» тембра, модального регистра, только он, при использовании такого вокального приема, КАК БЫ отодвигается вверх. Например, при специальном обучении и серьезной практике, средний женский голос может петь «грудным» тембром до Фа второй октавы. А высокий голос – и выше!

Тесситура же большинства «звездных» хитов и не требует от певицы более высоких звуков.
.
Используют ли бэлтинг мужчины?

Да, но это достаточно редкие примеры. Адам Ламберт, конечно, но, во-первых, он учился вокалу в театральной школе (вспомним – технология обучения бэлтингу пошла из бродвейских театров), а, во-вторых, у него возможности голоса выдающиеся.

В последние годы такой классический мягкий полубелтинг несколько менее популярен у публики, хотя мода даже на вокал меняется постоянно, и вполне возможно, что мягкий белтинг еще вернется.

А вот прием придания некоторой агрессивности и без того агрессивному белтингу во всю практикуется вокалистами. Это, своего рода, трюк, чтобы создать у слушателя эффект высокой ноты: вокалисты прибавляют к тому же белтингу или другой вокальности легкий distortion (своеобразная хрипотца на высоких нотах, как у Кристины Агилеры), прессуют звук сжатием в районе ротоглотки, добавляют назальность и т.п., и получают этакий «несвободный» звук, звучащий на грани вокальных возможностей.
.
Завершая в этой статье разговор о бэлтинге, должна сказать о наиболее важном отличии, мимо которого проходят начинающие или не слишком опытные молодые люди (обоих полов). Им кажется (по характеру звука, ведь слушают песни), что такой звук достижим, если просто орать.

Тут, как раз, и «зарыта собака», вернее даже две.

Во-первых, если просто орать, то не получится определенного качества ноты, для двора пойдет, для самодеятельности, но не пойдет для искушенного зрителя, который услышит тонкости сразу.

Поэтому я очень не рекомендую осваивать этот приём самостоятельно. Здеесь без педагога не обойтись.

——————————————————-
Если вы готовы потрудиться со своим голосом и хотите, наконец, уже освоить этот приём, как на видео, и научиться применять его в песнях, то добро пожаловать на новый курс! Предварительная регистрация на него здесь бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что этоhttps://vk.com/app5898182_-142680881#s=2289

Когда будет курс, в каком формате, сколько он будет стоить? все это я еще определю. Начнется он примерно в середине декабря.

Источник

Belting vocal (Белтинг). Как петь высокие ноты полным голосом

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Белтинг один из самых широко обсуждаемых вокальных приемов. Фраза: «Как научиться петь высокие ноты» — популярна в строках поисковиков среди как начинающих, так и профессиональных исполнителей. Поэтому мне захотелось написать про belting. В интернете мало информации про этот вокальный прием и как правило она настолько противоречива, что может ввести в заблуждения. Я очень люблю бродить по просторам различных музыкальных форумов и там тема под названием «Белтинг» всегда открыта.
Многие форумные «профессионалы» пишут о том, что прием основан на усиленном брюшном дыхании и простом классическом крике. Мол под напряжешься, крикнешь как следует вот тебе и Белтинг — делов тут. Также пишут, что этот прием очень опасный для голосовых связок и можно навсегда лишиться способности петь. Ну это, наверное, те кто последовал подобным советам пришли к такому выводу. Тем не менее большинство западных звезд используют технику Белтинг и как мы видим без абсолютного вреда для своих связок:

Действительно, просто «горланя во все горло» Вы получите лишь зажатые гортанные мышцы, удушливый звук, першение в горле, кашель и т.д. в общим ничего даже близко похожего на Белтинг.

Так как научиться Белтингу?

Данная вокальная техника пришла к нам из афроамериканских госпел хоров, позже активно использовалась в мюзиклах и с классическим вокалом не имеет ничего общего. Механизмы работы певческого аппарата на высоких пассажах в позициях opera и belting совершенно разные — это важно понимать.
В классическом понимании белтинга не существует, поэтому те, кто обучался когда-либо по классическим методикам так и не смогли понять методы достижения этого вокального приема. Поэтому для них это просто крик.

Это умение петь высокие ноты, те которые уже обычно берутся в фальцетном режиме, полным голосом. При белтинга голос звучит насыщенно, плотно и пронзительно.
Белтинг в народе еще называют техникой здорового крика, но я с Вашего позволения, не буду использовать данное обозначение, дабы не путать Вас, так как все мы понимаем слово крик в классическом его проявлении, Белтинг все же нечто иное.
Начиная обучаться Белтингу нужно четко понимать, что такое опора голоса и техника вокального, координированного выдоха. Уметь направлять звук в резонаторы. Без этого всего Белтинг будет просто форсированным ором и действительно может нанести вред.
Если рассматривать Белтинг с физиологической стороны, то при этом вокальном приеме будет наблюдаться наклон перстневидного хряща (cartilago cricoidea), на рисунке он подчеркнут красной линией. Этот хрящ легко прощупывается. Находится он сразу за щитовидным хрящом, у мужчин это кадык.

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Наклон данного хряща посредством перстнещитовидной мышцы (красная на рисунке справа) способствует сокращению голосовых связок, создавая тем самым более толстую массу, участвующую в процессе вибрации и выполняющую большее количество колебаний в секунду, и соответственно, создающую звук большей интенсивности и обертональной насыщенной. Сдвиг перстневидного хряща для белтинга вопрос принципиальный из-за этого ложные связки не сужаются, и вокалист может пропеть высокую ноту полным голосом, не переходя на фальцет.
Согласна, что по началу информация может показаться сложной, но Белтинг — это природный процесс и ничего противоестественного в нем нет. Достаточно выйти на детскую площадку, уж там от этого белтинга голова кругом идет… С самого детства нас просили родители «не кричать» и мы всегда понижали свой голос, чтобы он звучал тише…Таким образом мы растеряли свое природное умение «здорового крика». Но все забытое вспоминается нашим организмом куда быстрее, чем Вы можете себе представить. Главное напомнить ПРАВИЛЬНУЮ РАБОТУ нужным мышцам и дело в шляпе.
Как правило belting в чистом своем виде не используется, в основном его сочетают с другими вокальными приемами такими как: twang, sob, вибрато…
На видео пример исполнения белого госпела, здесь явно прослушивается belting+twang

Вот еще один видео пример этой же песни только уже в другой комбинации вокзальных приемов belting+sob+вибрато

Упражнения на тему “как научится Белтингу и петь высокие ноты не переходя на фальцет” я напишу в следующей статье.

Источник

Как научиться Белтингу (часть 2)

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

В прошлой статье я Вам рассказывала, как с точки зрения физиологии научиться петь высокие ноты полным голосом. Это была только теория и я пыталась не грузить Вас механизмами работы организма с точки зрения науки, весьма поверхностно, но надеюсь понятно объяснила какие мышцы задействуются при этом вокальном приеме. Мы помним, что для того чтобы добиться белтинга в правильном его проявлении нам нужно научиться сдвигать свой перстневидный хрящ.
Все, что будет писаться ниже имеет место быть если Вы уже умеете петь на опоре и управлять своим выдохом.

Тем, кто еще не разобрался с регистровой проблемой и не умеет отделять свое фальцетное звучание от полного речевого, с такой проблемой как правило сталкиваться те, кто долгое время пели в хоре или обучались классическому вокалу. Советую начать с прослушивания народных песен…Ведь Белтинг — это прием полного грудного звука. Поэтому начать нужно с освоения этой «территории». Народное исполнение как правило построено на речевой позиции и высокие и низкие ноты исполняются, не изменяя характеристик звука. К тому же лицевая составляющая работа мышц очень схожа с современным вокалом. У людей, занимающихся по классическим методикам как правило возникают проблемы с перестройкой именно лицевых позиций.
Вот Вам для примера видео народной манеры исполнения в современном его проявлении:

Учимся технике зова или как я уже говорила здорового крика, не люблю употреблять этот термин, но все же может кому-то будет понятнее именно так.
Представьте, что на другом конце улицы Вы увидели знакомого и хотите его позвать. Вам нужно направить зов так, чтобы он настиг человека. Зовём его ХЭЙ, затем подливая гласную, но с тем же посылом ХЭЭЭЙ.

Нащупали свой перстневидный хрящ, который идет сразу за щитовидным. Учимся в той же позиции зова его сдвигать. Перстневидный хрящ должен скрыться в гортани и стать не ощутимым. Восклицаем — Yeah! (Йееееа!). Запомните положения гортани!

Белтинг в чистом его проявлении практически не используется и как правило сочетается с приемом twang.
На первых этапах, чтобы ощутить позицию этой вокальности, проговорите Ня-Ня-Ня звук будет ощущаться в носоглотке. Его нужно постепенно под средством упражнений направлять ближе к ротовой полости.

Важно знать и уметь вовремя не только что-то напрячь, а и вовремя расслабить. Необходимо научиться расслаблять парные мышцы из группы надподъязычных, расположенных под нижней челюстью и ответственных за глотание) и нижнюю челюсть. Поэтому прописываю Вам ежедневные релаксации. При белтинге ощущается сильный резонанс в области нижней челюсти, который уходит в мягкое небо.
При обучении не гонитесь за громкостью, пытаясь чрезмерно выталкивать звук — это путь в некуда! Запаситесь терпением, Белтинг — прием не из лёгких и нет ни каких магических рецептов, чтобы в миг научиться ему.
Только ежедневными занятиями можно добиться желаемых результатов и научиться петь высокие ноты полным голосом, не переходя на фальцет.

Источник

Самые востребованные вокальные приемы. Микст, бэлтинг, мелизматика.

В первом выпуске вокального блога школы, который называется «Уроки вокала школы Staccato» директор и педагог по вокалу Татьяна Четвертных рассказывает о самых распространенных вокальных приемах.

Микст

Микст — это одна из важнейших вокальных техник.

Грег Энрикес, педагог по вокалу многих западных звезд, когда я была у него на вокальном интенсиве говорил, что микстовое пение лежит в основе вокала. И когда вы научитесь правильно пользоваться микстом, вы сможете спеть все что угодно, используя ТОЛЬКО микстовое звучание и оно ЕДИНСВЕННОЕ может быть правильным и безопасным для связок.

Я бы поспорила с этим, но надо признать, что микст — это одна из основополагающих вокальных техник.

Микст — в переводе на русский значит “смешивать”. При пении микстом у вокалиста звучат как головной, так и грудной резонаторы. Микст дает ровный и монолитный звук на всем диапазоне голоса.

Красивое, удобное микстовое звучание не достигается за несколько занятий. Потому что микст — это прежде всего вокальная база, на которую в дальнейшем как бы нанизываются остальные вокальные приемы: бэлтинг, мелизматика, субтон, фрай и многие другие, которые раскрывают голос вокалиста и делают исполнение более ярким и впечатляющим.

Своим ученикам я говорю, чтобы петь микстом, нужно вначале поставить опору звука, разобраться с резонаторами, понять, что такое певческая позиция. И только потом мы добиваемся нужного нам звучания.

Бэлтинг

Следующая актуальная техника — это бэлтинг.

Бэлтинг дает вокалисту яркий, плотный, громкий, сильный и драйвовый звук на верхнем пределе грудного звучания.

Этим приемом идеально владеют Кристина Агилера, Адель, Уитни Хьюстон и Силин Дион. Вообще, Силин Дион поет образцово. Она филигранно владеет всеми вокальными приемами. Просто как по учебнику. Слушайте, анализируйте, пытайтесь понять, как она это делает.

Из поющих на русском неплохо белтят Полина Гагарина, Ани Лорак, Тина Кароль.

Как правило, бэлтинг используется в кульминациях песен, в самых экспрессивных и драматических моментах. В белтинге максимально раскрывается природная сила голоса вокалиста.

Как говорится, бэлтинг добавляет в голос “мяса”.

Но важно понимать белтинг это не крик. Не надо орать. Не надо форсировать звук. В бэлтинге должно оставаться место для полетности звука. Именно полетность и объем отличают бэлтинг от крика.

Вообще бэлтинг — это одна из самых спорных тем в вокале.

Чтобы классно белтить вам нужно точно понимать, что такое опора, что такое грудное звучание, что такое резонация.

Мелизматика

И последний на сегодня вокальный прием, который поможет сделать ваше исполнение изящнее и фактурнее — это мелизматика.

Самое простое определение — «мелизмы» — это украшение мелодии. По сути, это опевание основного тона. Но каким образом происходит это опевание? Это всегда зависит от желания, настроения и умения конкретного исполнителя.

Многие вокалисты называют мелизматику “вокальной эквилибристикой”. Мелизмы делают песню более затейливой, песня слушается более наполнено и утонченно.

Чтобы освоить эту вокальную технику, в первую очередь, еще до упражнений на уроке, нужно очень много слушать исполнителей, которые владеют этим приемом. Если мы говорим про мелизматику, то стоит поучиться у Агилеры, Марайа Керри, Бейонсе, Джесси Джей.

Заключение

Чтобы тот или иной вокальный прием вошел в «плоть и кровь» вокалиста нужны сотни занятий с профессиональным педагогом. Не ждите быстрых результатов. Занимайтесь вокалом в первую очередь для себя, для души, для самовыражения.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Источник

Урок 7. Пение и вокальное искусство

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что этоЧто общего между арией из оперы и рок-концертом? Что общего между зажигательной попсой и грустным блюзом? Что объединяет интеллектуальный джаз и простейший рэп? Конечно же, голос исполнителя! Музыкальное произведение любого жанра способно покорить сердце и тронуть душу, если голос исполнителя донес до слушателя каждую ноту произведения, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций.

Вы можете к ней приблизиться, если поработаете над развитием певческого голоса, хотя бы в рамках нашего курса. Разумеется, мы не обещаем, что через пару занятий вы соберете стадион (если только не идете к этому последние 10 лет).

Однако вы вполне сможете сформировать свой собственный репертуар, адекватный вашему голосовому диапазону, силе и тембру голоса, с которым вполне сможете выступить в караоке, на корпоративе, концерте к вашему профессиональному празднику или принять участие в концертной самодеятельности вашей школы или вуза.

Цель урока – дать представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомить с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить некоторые из них.

Содержание:

Итак, мы определили наш путь от теории к практике. Давайте же приступим к делу!

Виды, техники и приемы вокала, вокальные украшения: общее понятие

Первое, с чего хотелось бы начать, – это с пояснения разницы между вокальной техникой, приемом, украшением и видами вокала. А также с объяснения разницы в употреблении этих терминов, с которой вы можете столкнуться в специальной литературе или на специализированных онлайн-курсах вокала.

Во-вторых, хотелось бы напомнить, что работу над вокалом следует начать с развития музыкального слуха, который позволит попадать в ноты. Без попадания в ноты никакая вокальная техника не сделает ваше пение красивым, а вокальные украшения уместны только тогда, когда есть что украшать. Это относится ко всем видам вокала без исключения.

Виды вокала

Каждый певец по-своему индивидуален, каждый голос по-своему уникален. И каждый, кто вышел на сцену, привносит в искусство вокала что-то свое. Но при всем многообразии вокальных стилей и направлений вокальное искусство можно классифицировать по нескольким основным видам.

Виды вокала:

Уточним два момента. Момент первый: многие классификации не выделяют рок- и экстрим-вокал в отдельное направление, а относят его к эстрадному вокалу.

Момент второй: знак равенства между рок- и экстрим-вокалом относится исключительно к западной музыке. В русском роке приемы экстремального вокала используются редко, поэтому отнесение русского рока к эстрадному вокалу вполне справедливо. Просто потому, что большой разницы в технических приемах исполнения русского рока или русской поп-музыки не наблюдается, а разница звучания достигается за счет других компонентов – мелодии, текста и т.д.

Вокальные приемы и техники

Вокальная техника – это то, без чего никак нельзя, потому что без нее пение как таковое невозможно. Можно, конечно, душевно декламировать стихи под музыку или что-то там пропищать на высоких нотах, но к пению как таковому это не будет иметь отношения.

Вокальные приемы – это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Так, для оперного вокала присущи свои приемы, для народных песен – другие, для попсы – третьи. Хотя и в опере, и народных песнях, и даже в попсе мы слышим высокие и низкие ноты, встречаем медленные и быстрые произведения и т.д.

Вокальная техника и вокальные приемы тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно. Поэтому термины «вокальная техника» и «вокальные приемы» почти всегда употребляются как синонимы. Иногда к этой же категории относят и так называемые вокальные украшения.

Вокальные украшения

Вокальные украшения (иногда их называют расширенные вокальные техники) – это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше все-таки, освоить, если вы желаете развиваться на вокальном поприще.

Некоторые преподаватели вокала (особенно девушки) искренне полагают, что без украшений обойтись никак нельзя, поэтому вокальные украшения называют вокальными приемами. Это никак не умаляет их квалификации как преподавателей, а разделение приемов и украшений, по большому счету, нужно лишь для определения последовательности изучения: сначала – приемы и техники, потом – украшения.

Другими словами, это примерно такая же условность, как принять за основу наличие у человека 4 резонаторов: головного, грудного, носового и ротового, как мы это сделали ранее. Некоторые педагоги не считают ротовую полость самостоятельным резонатором, т.к. она может быть задействована только вместе с еще каким-либо из резонаторов. Формально это так, однако для более эффективной работы над красивым голосом лучше сначала поработать над резонансом звука в каждой из резонирующих полостей.

Продолжим тему вокальных украшений. Украшения в вокале – это как украшения в любой другой сфере, будь то мода или дизайн интерьера. Можно отказаться от цепочек, кулонов и браслетов, но такой образ будет слишком банальным. Можно не задумываться, какую вазу или картину приобрести для гостиной, однако такая гостиная будет совсем уж неуютной.

Если же вы поклонник минимализма во всем, одежду, интерьер и репертуар нужно подбирать в соответствующем стиле, который не предполагает избытка украшений. И помнить, что отсутствие украшений нужно будет компенсировать другими вещами.

К примеру, авторская песня под гитару не предполагает особых украшений в вокале, однако там повышенные требования к дикции. Так, для кавера на известную композицию некоторые прегрешения в произношении допустимы ввиду того что слушатели прекрасно знают текст. А вот в авторской песне зрительская аудитория слушает текст композиции в первый раз. И, возможно, последний, если вы поете неразборчиво и что вы хотели донести до аудитории – непонятно.

Минимум вокальных украшений используют рэперы, однако там очень высокие требования к дыханию. Произнести речитатив в быстром темпе под быструю мелодию без тренированной «дыхалки» практически невозможно, в чем легко может убедиться каждый, кто попробует это сделать.

Теперь, когда мы разобрались с теорией и терминами, можно перейти к практике.

Техники и приемы вокала, вокальные украшения: как научиться

Сразу уточним, что все советы и упражнения, которые будут в этом разделе, относятся исключительно к эстрадному вокалу. Просто потому, что за один урок невозможно научить оперному академическому вокалу, который изучают 5 лет в консерватории и потом совершенствуют всю жизнь. А прочие виды вокала – джазовый и особенно экстрим – можно начинать изучать только после того как вы освоили чистое пение и у вас начало что-то получаться в обычном эстрадном вокале.

В то же время, приблизиться к пониманию основ эстрадного вокала и улучшить свое пение в караоке или кругу близких людей вполне реально даже за наш курс, если вы тщательно занимались и делали все упражнения. Более того, если вы освоили все упражнения из урока 2, вы уже сможете спеть лучше, чем пели раньше. И сможете совершенствоваться дальше, когда освоите базовые вокальные техники, приемы и украшения.

Базовые вокальные приемы и техники:

Популярные вокальные украшения:

И прежде чем мы перейдем к их освоению, следует вспомнить анатомию голосового аппарата и освоить положение органов звукоизвлечения для пения.

Положение голосового аппарата при пении

Вы уже начали осваивать положение органов звукоизвлечения, когда отрабатывали четкость дикции, артикуляции, соединение резонаторов для красивого звучания речи. Разница в том, что для красивого вокала контроль положения органов звукоизвлечения еще актуальнее, чем для речи.

Для наглядности мы дадим ссылки на открытые бесплатные уроки и мастер-классы действующих вокалистов и преподавателей вокала. Из всего океана знаний, бушующего на просторах Интернета, мы выбрали материалы, изложенные наиболее доступным и понятным для начинающих вокалистов языком. Кроме того, мы отдаем предпочтение преподавателям, которые уважительно относятся к коллегам по цеху, популярным певцам и исполнителям и своим ученикам. Итак, приступим.

Вы уже знаете, что для красивого голоса очень важно давать простор звуку, широко открывая рот. Так вы можете добраться до высоких нот, добиться его полетности. В то же время, для более сдержанного звука рот не стоит открывать слишком широко. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению ротовой полости:

Челюсть

Следующий важный момент – положение челюсти. На нем следует остановиться более подробно, особенно после того как мы рассмотрели положение ротовой полости. В целом, нужно запомнить два главных момента:

Как это контролировать, можно наглядно посмотреть в уроке, который записал Иван Радьков. Все изложено максимально кратко и доступно. И обязательно вымойте руки перед отработкой рекомендуемых действий:

Примерно те же мысли, но более подробно и без необходимости засовывать палец в рот для контроля положения челюсти – у Ольги Афанасьевой:

Гортань

Следующий элемент звукоизвлечения – гортань. Оптимальное положение гортани для красивого звукоизвлечения на большей части голосового диапазона – обычное среднее, не приподнятое и не опущенное. Для достижения самых низких нот вашего диапазона гортань можно слегка опустить. При пении на высоких нотах гортань естественным образом может уйти вверх, поэтому важно следить, чтобы она не поднималась слишком сильно, не сдавливала звук и не превращала его в писк. Более наглядно смотрите в уроке Ольги Афанасьевой, посвященном положению гортани:

Мягкое небо

Следующий элемент голосового аппарата, позволяющий контролировать звук – мягкое небо, иногда его называют небной занавеской. Это там, где у вас во рту свисает «язычок». Оно потому и называется мягким, что мы можем менять его положение. Подняв небо, можно дать дополнительное место для движения выдыхаемого воздуха и легче выйти на высокие ноты, а также избавиться от гнусавого призвука в голосе, если он у вас есть. Опустив небо, мы можем заглушить звук или добиться назальности (носового джазового призвука), если нам это нужно в ходе исполнения песни. Подробнее в специальном уроке Ольги Афанасьевой:

Язык

И, наконец, положение языка. Его тоже следует контролировать отдельно, иначе все ваши предыдущие усилия пойдут насмарку. Для красивого звукоизвлечения нужно, в первую очередь, освоить базовое положение, когда кончик языка находится у нижних зубов, а полотно языка плоское. Для высоких нот полезно вогнутое положение языка, когда на верхней части языка образуется как бы вмятинка или ложбинка. Для достижения красивого назального звучания спинка языка чуть приподнимается, перенаправляя поток воздуха в нужном направлении. Подробнее – у Ольги Афанасьевой:

Теперь, когда мы изучили положение всех органов голосообразования, мы вплотную подошли к тому, чтобы понять, что такое вокальная или певческая позиция.

Вокальная или певческая позиция

Как уже ясно из названия, вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка.

Для разных способов пения нужна разная вокальная позиция. В общем и целом различают два основные певческие позиции: высокую и низкую. Высокая позиция нужна для высоких нот, низкая – для низких нот и назального джазового призвука.

Высокая певческая позиция:

Все вышеперечисленные манипуляции, проделанные синхронно, дают специфический эффект, называемый в среде вокалистов «вокальной маской».

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Важный момент: вокальная маска – это не какой-то единый для всех образец. Вокальная маска может иметь разный вид даже у одного и того же человека в пределах одного выступления. Также на приведенной выше картинке вы можете заметить, что для удержания вокальной маски и нужного для высоких нот напора воздуха вокалисты могут помогать себе телом.

Например, сжимать кулак (картинка слева сверху), как бы «поднимать» рукой свой голос на нужную высоту (справа сверху) или «опираться» рукой на воздух (картинка справа внизу). В профессиональной среде вокалистов это называется анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока.

Теперь пару слов о так называемой «низкой» певческой позиции, которая нужна для пения более низких нот вашего диапазона.

Низкая певческая позиция:

Как видите, даже в пределах одной певческой позиции возможны вариации положения органов звукоизвлечения. Поиск оптимального положения органов голосообразования для конкретной песни – это дело работы над собой и постоянной практики. Эта работа включает в себя, в том числе, освоение базовых вокальных техник и приемов.

Микст

Начнем с микста. Микст – это базовая вокальная техника, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Само собой, ротовой и носовой резонаторы должны в этот момент тоже работать. Без ротового резонатора невозможен качественный звук, а носовой резонатор нужен для соединения всех резонаторов.

С работы над микстом начинается работа над вокальными техниками в большинстве школ вокала. Более того, многие преподаватели вокала и действующие вокалисты считают, что именно тут проходит рубикон между певцом-любителем и профессиональным вокалистом. Другими словами, если вы научились смешивать головной и грудной резонаторы, вас можно считать начинающим профессионалом. Если вы можете звучать либо только «грудью», либо только «головой», вы пока что любитель.

Итак, вы помните, что соединение резонаторов происходит с помощью носового резонатора, но для начала нужно поработать над раскрытием каждого резонатора в отдельности. Если вы тщательно проработали все упражнения урока 2, вы уже готовы работать над микстом. Как вы поймете, что нашли микст в своем голосе? Вы должны ощутить одновременную работу всех резонаторов. Напомним, как это сделать.

Как почувствовать работу резонаторов:

Как работать над микстом? Сегодня можно найти множество рекомендаций, как найти в голосе микст, как научиться петь микстом и т.д. Среди них есть несколько наиболее действенных упражнений.

Как искать микст:

Последнюю технику Иван Радьков называет еще «интонацией вежливости» и подробно рассказывает, как с этим работать и как это поможет найти микст, в своем видео:

Как тянуть звук «н-н-н» по всему своему диапазону снизу вверх и сверху вниз, показывает Александра Стройцева. Кстати, Александра демонстрирует универсальный вариант упражнения, который поможет не только разработать носовой резонатор для достижения микста, но сделать шаг к расширению диапазона голоса:

И еще несколько более сложных упражнений на микст от Ивана Радькова. Рекомендуется делать тогда, когда стали получаться более простые упражнения:

Если вы ранее не занимались пением, у вас вряд ли получится найти микст за одно занятие. Скорее всего, вам потребуется несколько недель ежедневных тренировок. Тренируйтесь, а заодно обращайте внимание на плаксивые и мяукающие интонации певцов в различных эстрадных песнях. По сути, это и есть микст.

Белтинг

Еще одна важная для красивого пения техника – это белтинг. Если в двух словах, белтинг – это пение высоких нот грудным голосом без примеси или с минимальной примесью головного голоса.

Сразу скажем, что сегодня можно встретить множество определений белтинга и массу споров относительно того, считать ли легкую примесь «головы» в грудном звучании еще белтингом или уже микстом. А также не массовое, но имеющее место быть мнение, что белтинг – это основа микста, и начинать изучение вокальных техник нужно именно с него. Мы не будем спорить ни с кем, а просто пойдем по намеченному нами плану и разберемся, как тренировать белтинг.

Как тренировать белтинг:

Не забывайте про вдох в нижнюю часть легких, не выдыхайте резко воздух во время упражнений. Более подробно про белтинг, а также демонстрацию того, как петь гласные сверху вниз для развития белтинга, можно посмотреть в уроке Ольги Афанасьевой:

«Проходку» голосом снизу вверх и сверху вниз, а также технику крика без напряжения можно увидеть в уроке Ивана Радькова:

Напоминаем, что упражнения для голоса не должны вызывать напряжения в голосовых связках, в шее, плечах, челюсти. Если при выполнении упражнений вы ощущаете дискомфорт, немедленно прекратите их выполнять и сделайте любое упражнение на расслабление верхней части туловища из предыдущих уроков.

Тванг

Тванг – это еще одна из базовых техник пения. Если обобщить все встречающиеся определения, тванг – это специфический звук «в нос», который образуется при сужении гортани. Достигается этот эффект путем сужения надгортанника и приподнятой спинки языка. Для тех, кто подзабыл материал урока 1, напомним в общих чертах строение голосового аппарата:

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Важный момент: гортань не нужно поднимать, гортань нужно сужать! На этапе наработки тванга важно достичь максимально гнусавого противного звука, как у капризного ребенка или вредного истошно орущего кота. Это не значит, что нам нужно петь в песнях таким образом 1 к 1. Это значит, что так мы обучаемся управлять органами звукоизвлечения, и нарабатываем острый резкий звук, который украшает эстрадный вокал.

Как тренировать тванг:

Упражнения подобного рода можно найти в книге Сета Риггса «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000]. В аудиосборнике упражнений к этой книге есть аккомпанемент для всех основных диапазонов голосов, под который можно делать упражнения [С. Риггс, 2000].

Можно также воспользоваться сокращенным вариантом тренировки, адаптированным для людей, привыкших общаться преимущественно на русском языке. Адаптированный вариант позволит русскоговорящим людям быстрее найти носовой призвук, свойственный носителям английского языка, для которых эта назальность является естественной:

Также можно тренировать уже знакомые нам звуки мяуканья или нытья, которые мы тренировали при работе над микстом, но уже с гнусавым призвуком. И другие звуки, которые советует Иван Радьков, считающий, что тванг – это даже не техника или прием вокала, а намного проще – наша анатомическая способность, которую нужно поставить на службу пению:

К слову, наработка тванга помогает со временем проще перейти к изучению экстрим вокала и расширенных вокальных техник расщепления. Как именно – смотрите в специальном видео:

И теперь мы подошли к теме вокальных украшений или дополнительных вокальных техник.

Основные вокальные украшения

Еще раз напомним, что переходить к изучению вокальных украшений или дополнительных вокальных техник можно лишь тогда, когда вы научились попадать в ноты, освоили чистое пение и у вас начали получаться базовые вокальные техники. В случае если данные параметры пока находятся в стадии проработки, этот раздел будет иметь для вас ознакомительный характер с тем, чтобы вы имели общее представление о том, над чем вам работать дальше, когда наработаете вокальную базу.

Вибратто

Вибратто – это периодические изменения высоты, силы или тембра мелодии или пения. Это одно из самых востребованных украшений в пении. Мало у кого есть в голосе врожденная способность вибрировать красиво; обычно у нетренированного певца получается что-то среднее между козлиным блеяньем и болтающимся звуком.

Как наработать вибрато:

Движение голосом по полутонам лучше контролировать с помощью приложения, скачав Pano Tuner и разрешив ему доступ к микрофону. Или же любого другого с аналогичным функционалом. Берете любую удобную для вас ноту – например, «ре» 1-й октавы – и двигаетесь голосом в сторону «ре-диез» или «ре-бемоль». Для не знакомых с музыкальной грамотой уточним, что диез – это полтона вверх, бемоль – полтона вниз.

Постепенно пытайтесь делать все более мелкие шаги голосом – на ½, а затем на ¼ полутона. Это очень легко контролировать: если вы всмотритесь в интерфейс приложения, то увидите, что расстояния между нотами поделены как раз на 4 части. По умолчанию тюнер предустановлен на 440 Гц, что равно высоте ноты ля 1-й октавы, но принцип одинаков для любой выбранной вами ноты:

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Так вот, ваша задача – контролировать голос так, чтобы опевать ноту (периодически менять высоту ноты) на четверть полутона вверх и четверть полутона вниз в темпе мелодии. Это и будет ваше идеальное вибратто в абсолютном большинстве песен.

Своим опытом, как двигаться по полутонам и как тренировать вибратто, поделился Иван Радьков. Возможно, вам его опыт тоже пригодится:

Более сложные упражнения можно увидеть в мастерской вокала Ольги Афанасьевой:

Глиссандо

Глиссандо – это вариант звучания, когда певец непрерывно пропевает несколько нот подряд, не фиксируя голос и не останавливаясь ни на одной из них. Образно это можно представить так, будто певец «проскальзывает» по всем нотам, находящимся между начальной и конечной нотой. Специальных упражнений для глиссандо нет. Это просто умение держать ровный звук, который вы уже отработали на дыхательных упражнениях, и музыкальный слух, позволяющий провести голос по нужным нотам.

Мелизмы

С точки зрения теории музыки, мелизмы – это высокотехничные опевания, не меняющие темп песни. В классической музыке и оперном пении различают множество разновидностей мелизмов: форшлаги, морденты, трели и т.д. Ввиду того, что мы изначально договорились обсуждать только эстрадный вокал, представим вам упрощенное понимание мелизмов.

Мелизм – это четкое обозначение голосом каждой ноты в отличие от глиссандо, когда голос скользит по всем нотам, не задерживаясь ни на одной. Внятного объяснения, что такое мелизмы в пении, в бесплатном сегменте Интернета пока нет, поэтому попытаемся объяснить сами.

Как сделать мелизм:

Рисунок мелизма может быть любым: только вверх, только вниз, вверх-вниз. Важный момент: мелизм вниз делается всегда без воздуха, при движении к верхним нотам допустимо выдать чуть-чуть воздуха. Мелизмы широко используются и в западной, и в отечественной музыке.

Нетренированному слуху зачастую тяжело уловить мелизм в пении, особенно если песня быстрая. Чтобы облегчить вам задачу, приведем пример, где мелизм слышен очень четко, а именно песню Полины Гагариной «Меланхолия». Обратите внимание на слово «края», которое звучит с 01:11. Там есть сначала скачок вверх на ноту до 2-й октавы, которую Полина искусно тянет пару секунд, и затем на звуке «а-а-а» четкий спуск по нотам «си бемоль», «ля», «соль»:

Если у вас есть настойчивое желание украсить свое пение мелизмами, нужно, во-первых, натренировать общую схему исполнения мелизмов. Во-вторых, нужно далее развивать музыкальный слух, чтобы точно слышать движение по нотам в песне, которая вам понравилась, и которую вы хотели бы спеть. Далее вам останется записать для себя рисунок мелизма с нотами и тренировать попадание в ноты и красивый звук, контролируя себя через Pano Tuner.

Расширенные вокальные техники расщепления

И, наконец, расширенные вокальные техники расщепления. Под ними подразумевается присоединение к чистому звуку других дополнительных звуков, в том числе немузыкального характера. Например, таких как треск, сип, рык, хрип и прочие. Другими словами, звук получается из двух ранее расщепленных потоков дыхания.

Такое расщепление возможно за счет ложных голосовых связок. Они находятся над голосовыми складками (связками), участвующими в обычном звукоизвлечении. В обычном режиме мы ложные связки не задействуем, поэтому мы не затрагивали их устройство, когда изучали строение голосового аппарата и звукоизвлечение в обычном режиме.

Итак, что же такое ложные связки? Это две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. Эти складки не подходят друг к другу, поэтому звуковой поток, формируемый с их участием, получается расщепленным. Именно поэтому вокальные украшения, выполненные с их участием, называются расширенными вокальными техниками расщепления:

бельтинг вокал что это. Смотреть фото бельтинг вокал что это. Смотреть картинку бельтинг вокал что это. Картинка про бельтинг вокал что это. Фото бельтинг вокал что это

Для справки: помимо названия «ложные связки» можно встретить термины «вестибулярные складки» или «складки преддверия». Это одно и то же.

Еще раз напомним, что переходить к вокалу, связанному с расщеплением, можно только после того как вы освоили чистое пение и научились пользоваться дыханием так, чтобы вообще не нагружать связки. Вопреки принятому заблуждению, экстрим-вокал, для которого свойственно расщепление, получается вовсе не за счет напряжения голосовых связок, ложных или истинных. Мощный звук получается за счет мощного потока воздуха и правильного звукоизвлечения с участием ложных связок.

Если вам кажется, что вы уже готовы к этому, начните с относительно простых, но весьма популярных в современном эстрадном вокале вариантов. Не забывайте вдыхать воздух в нижнюю часть легких, следите, чтобы бока и живот были раздуты.

Основные расширенные техники расщепления:

К слову, любимое многими пение с хрипотцой тоже относится к расщеплению. Важно при этом не давить на связки, а четко держать опору для голоса. Прочие вокальные украшения, практикуемые на основе расщепления, намного сложнее и требуют достаточно серьезной предварительной подготовки. Лучше, если вы будете их осваивать под присмотром опытного педагога по вокалу, поэтому здесь мы о них говорить не будем. Это наилучшая гарантия того, что вы не сорвете себе голос. К слову, что делать, если у вас возникли проблемы с голосом, мы расскажем на следующем уроке.

А пока подведем итоги. На этом уроке вы получили представление о видах вокала, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомились с основными способами отработки приемов пения. Самые смелые даже попробовали подступиться к вокальным украшениям, и мы уверены, что у многих кое-что получилось. А теперь – традиционный проверочный тест в конце урока!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

И, наконец, пришло время рассмотреть тему проблем с голосом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *