береста для чего используется
Что такое береста, как ее используют?
Многие интересуются, что такое береста, а также что можно из нее сделать. Изделия из этого материала известны с давних времен. Изготовление их относится к истинно русским промыслам.
Что собой представляет береста
Каждый человек, наверное, слышал об изделиях из бересты, однако не каждый знает, что такое береста и как именно ее получают. Все изделия из этого материала ассоциируются со средневековьем, так как их изготавливали еще в Древней Руси.
Что такое береста и каковы особенности ее заготовки, интересует многих ремесленников, которые предпочитают заниматься народным творчеством. Это наружная часть коры, которая состоит из легко отделяемых полупрозрачных тонких слоев различных цветов. Береста обладает целым рядом полезных качеств, поэтому материал широко применяется. Он отличается:
Основные преимущества материала
Нужно знать не только, что такое береста, но и какими преимуществами обладает этот натуральный, качественный материал. Верхняя часть березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она не подвержена гниению, поэтому ее зачастую применяют в быту у многих народов. Размоченная береста достаточно просто расслаивается, хорошо поддается обработке, а также не боится плесени и сырости.
Как его заготавливают
Чтобы получились красивые изделия из бересты, нужно правильно заготовить этот материал. Для этого нужно надрезать кору на дереве небольшими секциями и аккуратно снять подготовленные пласты.
Берестяную ленту срезают со ствола дерева среднего возраста, растущего на почве с умеренной влажностью и уровнем освещенности. Срез должен идти по спирали, так как это позволяет получить саргу длиной в несколько метров. Снятие бересты с живого дерева угрожает его здоровью, и оно может даже погибнуть. Именно поэтому для поделок желательно использовать кору с упавших или уже сухих деревьев.
Способы обработки
Тиснение – очень практичный способ декорирования, так как он не нарушает целостность материала и сохраняет его первоначальный цвет. Некоторые мастера выполняют тиснение простым ножом и делают узор сразу же, без наметок. Однако чаще всего предварительно подготавливается картинка, которая затем выдавливается на бересте.
Достаточно практичным и интересным способом отделки является выжигание. Многие мастера используют эту технику для создания красивых и оригинальных картин. Они очень выгодно подчеркивают расположение линий коры. Несколькими легкими штрихами мастер усиливает естественный рисунок и при надобности добавляет дополнительные детали к композиции.
Роспись отличается пластичной красотой готового орнамента. Различные оттенки красок имеют очень широкую гамму и эффектно выглядят на теплом фоне березовой коры. Плетение из бересты применяется для придания изделию особой фактуры. Тоненькие нити продеваются через прорези фона и образуют определенный узор.
Где применяется береста
Бересту издавна использовали в строительстве для защиты от гнили, холода и сырости. Этим материалом обшивали лодки, а также делали из него рыбацкие принадлежности. Народные умельцы из бересты изготавливали:
На Руси во времена язычества обереги вешали над окнами и деревьями. По поверьям, они охраняли дом от злых духов. Кроме того, из этого материала делали грамоты, которые относятся к памятникам славянской культуры.
В хлебнице из бересты хлеб длительное время остается свежим и мягким, а в крупах и муке не заводятся жучки. Кроме того, этот материал известен своими свойствами забирать из продуктов чрезмерную влагу. Если его обработать определенным образом, то можно даже готовить на костре различные блюда. Береста обладает таким качеством, как возможность сохранять температуру.
Из бересты изготавливают лапти. Обувь из бересты начали изготавливать, прежде всего, из-за того, что этот материал доступный и водонепроницаемый. Поделки из бересты просто поражают своим многообразием, так как из этого материала изготавливали музыкальные инструменты, детские погремушки, рукоятки для ножей, рыболовные поплавки. Кроме того, ее применяли в качестве надежного кровельного материала и для обшивки лодок.
Лекарство
В березовой коре содержатся различные полезные вещества, такие как лупеол, бетулиновая кислота и многие другие. Они отличаются противовоспалительными, антисептическими и восстанавливающими качествами. Славяне научились изготавливать из этого материала лекарства, которые применяются до сих пор, например, различные отвары, деготь, используемый для изготовления мыла и мази Вишневского.
Обувь
Короба
Для хранения одежды, предметов быта ииспользуются короба, изготовленные из бересты. Из этого материала наши предки делали:
Благодаря уникальным свойствам бересты, в них не заводилась моль и другие паразиты.
Выбор материалов и инструментов
Для изготовления различных поделок из бересты лучше всего брать ее на вырубке леса, где прокладывают дорогу. Со срубленного или спиленного дерева можно легко снять кору не только с верхней, но и с нижней части ствола. Береста должна быть ровной и гладкой, без утолщений и наплывов. Самая лучшая кора получается из берез, которые растут в смешанных лесах. Совершенно не пригоден для работы материал, взятый в заболоченных местностях.
Для работы потребуются ножницы, круглое шило, линейки, скрепки.
Что такое береста? Для чего ее используют?
Из неё делали обувь, одежду, домашнюю утварь, использовали при строительстве жилищ, а также в качестве письменной бумаги.
Всем известны берестяные грамоты, найденные под Новгородом. В своё время их открытие буквально перевернуло представления о древнерусской культуре.
Толстую бересту распаривают и очень аккуратно руками расслаивают на несколько слоёв. Затем расслоенную бересту кладут под доску с грузом, чтобы она была ровной, и высушивают. Если бересту не класть под груз, она теряет гибкость и скручивается. Это свойство бересты тоже можно использовать в работе.
Как правило, если все сделано правильно, то дерево спокойно переносит такие издевательства. Разве что, не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь ствола окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке.
Береста использовалась людьми с незапамятных времен, причем не только на Руси, но и индейцами Северной Америки. Это обусловлено уникальными природными свойствами материала. Береста эластична, водонепроницаема, практически не подвержена гниению и экологически чиста.
Особое внимание стоит уделить изделиям боевого и охотничьего назначения. Из бересты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, применяли ее при изготовлении славянских «сложных» луков: для обмотки, различных петель.
В наше время изделия из бересты в большинстве случаев утратили былое практическое применение. Сейчас по назначению используются, пожалуй, только корзины. Остальные поделки служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих.
На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).
Берестяные грамоты [править | править вики-текст]
Основная статья: Берестяные грамоты
Берёста была одним из главных [источник не указан 423 дня] писчих материалов в Индии до появления бумаги. Техника письма была более сложной, чем на Руси. Писали по берёсте, как и на пальмовых листьях, острым металлическим грифелем или каламом, царапающим (по листьям) или проминающим (по берёсте) поверхность писчего материала, а затем протирали надпись сажей, углём или листьями растений, сок которых окислялся и темнел.
Images.png Внешние изображения
Image-silk.pngЛос-Анджелесский манускрипт из Древней Индии до реставрации
Image-silk.pngЛос-Анджелесский манускрипт после реставрации [2].
Другое применение [править | править вики-текст]
Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала [3] и для изготовления лодок [4].
Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.
Современное применение [править | править вики-текст]
В России из берёсты изготовляют наборные рукоятки ножей. Такие рукоятки позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукоятки ножей без дополнительной пропитки.
Пучок берёсты — простейшая форма факела.
Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона [5].
Декоративно-прикладное применение [править | править вики-текст]
Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.
Иркутский художник Евгений Ушаков разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из берёсты, в которой создавал картины и станковые панно [6].
Береста на Руси. Что делали из бересты наши предки
Самым почитаемым деревом в России во все времена, была и остается береза. Верхний слой коры этого дерева, белый снаружи и золотистый внутри, называется береста. Эта часть березы была особым материалом для мастеров в Древней Руси, наряду с деревом.
На бересте писали, из нее делали поделки, сосуды, туески, огромные коробы, поплавки, прокладки для прочности кожаных изделий (сапог, ножен); берестой могли оплетать глиняные горшки, если они трескались.
Письменность на бересте
Кора берёзы в качестве писчего материала использовалась начиная с первой половины XI века. Функцию главное материала для письма береста выполняла 400 лет, до того времени, пока бумага на Руси не стала достаточно дешёвой, чтобы занять место бересты в массовом употреблении (середина XV века).
Берестяные грамоты оказались весьма долговечными и явились ценнейшим источником исторических сведений для современных археологов. На сегодняшний день обнаружено более 1 тыс. грамот в десятках городов России, Украины и Белоруссии. Любопытно, что береста была популярным писчим материалом не только у восточных славян, многие народы мира использовали берестяную письменность.
Берестяная тара: посуда, короба, сумки
Береста обладала не только прочностью и эластичностью, но и антисептическими свойствами, что позволяло в сосудах, сделанных из нее, хранить не только какие-то вещи или одежду, но и некоторые сыпучие продукты: крупы, соль, муку и пр. Также сосуды из бересты использовались для сбора ягод, а иногда в них хранили напитки или моченые ягоды.
Искусно сделанные сосуды с использованием бересты не пропускали влагу, что и позволяло хранить в них некоторые напитки, не волнуясь, что они прольются, или дерево может разбухнуть. Чаще всего береста использовалась на днищах таких сосудов, что подтверждают археологические исследования.
Если берестяные туеса были высокими, небольшими, и чаще имели цилиндрическую форму, то диаметр дна таких сосудов варьировался от 90–100 до 140–150 мм, то лукна и лукошки напротив были невысокими. Их использовали в качестве корзинки во время сбора ягод, грибов и т. д., в них же хранили в них и сыпучие продукты.
Днища туесков собирались из нескольких слоев бересты, наложенных друг на друга, эти слои сшивались между собой лыком по краям; стенки, как правило, состояли из большого и широкого куска бересты, свернутого в трубку. Стыки склеивали или скрепляли замком специально вырезанные зубцы. Снизу или сверху конструкцию укрепляли ободками. Для индивидуализации туесов берестяные мастера использовали резьбу или тиснение, в качестве украшения ободков, а иногда и крышек. Иногда бересту украшали различными надписями и загадками. Одна такая надпись-загадка на берестяном изделии была обнаружена учёными:
«Есть град между небом и землей, а к нему еде посол без пути. Сам ним, везе грамоту непсану»
Еще одним популярным предметом из бересты были коробы. Эти изделия могли иметь совершенно разный размер, объем и даже форму. Диаметр днища коробов варьируется от 170–200 до 500–600 миллиметров. В некоторых случаях диаметр мог достигать 1 метра. Наиболее распространены коробы среднего размера (250–400 мм), составляющие почти половину всех археологических находок.
Наряду с округлыми формами днищ, находят и овальные, но, к сожалению, целых коробов при раскопках найдено не было. Чаще всего это было просто днище, редко с остатками стенок, высота которых, в отдельных случаях, достигала 200–300 мм.
В отличии от туесов и лукошек, днища которых были собраны из нескольких слоев бересты, основой короба был луб, которым укреплялось не только его дно, но и стенки. Листами бересты обшивались стенки коробов, после чего они украшались. Короба, как и другие берестяные изделия, украшали прорезным или тисненым орнаментом. Иногда крышку короба делали из переплетенных волос бересты, что не только придавало предмету особую эстетику, но и упрочняло всю конструкцию.
Для украшения изделий из бересты использовали роспись, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде куски бересты с остатками красок. Благодаря этим находкам, удалось не только установить факт росписи берестяных сосудов, но и более подробно воссоздать особенности, композицию и цветовую гамму берестяной росписи.
В частности, исследователям удалось выяснить, что палитра для росписи коробов состояла всего из пяти цветов: черного, коричневого, красного, синего и желтого.
Орнамент росписи состоял из трех полос разного размера, опоясывающих стенки берестяного короба по кругу. Верхний и нижний пояса представляли собой чередование цветных параллельных или зигзагообразных линий. Средний пояс был покрыт плетенкой или переплетающимся геометрическим узором, а иногда и вовсе оставался нетронутым, без росписи. Пояса никогда не повторялись, отличаясь как по ширине, так и по схеме рисунка и цвету.
Берестяные кошели, по определению В. И. Даля, представляли собой мягкую складную корзину. Их особым отличием от других берестяных поделок была форма: плоская сума, которая создавалась переплетением полос бересты, по ширине не превышающих 20–30 мм. Такие кошели были известны примерно с XIV в., в культурных слоях X–XIII веков аналогичных находок не обнаружено.
Наряду с берестяными сосудами, при раскопках были найдены элементы плетеных сосудов. О размерах и технике изготовления таких кошелей можно судить только по частям найденных стенок. Несмотря на скудность информации учёным удалось воссоздать и описать такие сосуды. Основой сосуда являлся прут диаметром 30–40 мм, идущий по спирали, который оплетали лозой из тонких сосновых корней. Формы и размеры могли быть совершенно разными. Согласно этнографическим материалам, исследователи установили, что наиболее распространены были пузатые плетенки для хранения сыпучих продуктов и огромные бельевые корзины с крышками.
Береста в рыболовстве и обувном ремесле
Популярным изделием из бересты в средневековой Руси были так называемые поплавки для сетей, обнаруженные археологами при раскопках в больших количествах. Наиболее часто встречаются плоские поплавки, состоящие из двух-трех слоев бересты, и имеющие круглую форму. Размер этих предметов варьируется в диапазоне 90-120 мм, по краям они прошиты лыком по краям. Некоторые изделия прошивались для прочности и посередине.
В качестве украшения или же для более практических целей, на таких поплавках вырезались символы или буквы, скорее всего это были инициалы владельцев сетей, на которых и вешались берестяные поплавки.
Другой частой разновидностью были скрученные поплавки, получившие свое название от способа их изготовления: длинные полосы бересты шириной 50–70 мм скручивались в трубочку.
Находки таких скрученных поплавков очень часты, в одном лишь Новгороде были найдены несколько сот таких экземпляров, правда известны они стали с XIII века, так как при раскопках в более ранних слоях такие предметы отсутствовали.
В средневековой Руси береста также активно использовалась в обувном ремесле: её применяли при создании кожаной обуви в качестве прокладок: в частности, при изготовлении задников кожаных сапог, состоящих из нескольких слоёв кожи. В качестве прокладки бересту применяли и при изготовлении ножен для мечей и ножей.
Помимо всего перечисленного, береста использовалась и в качестве прокладок, при изготовлении кожаной обуви. Самым ярким примером служат задники кожаных сапог, сделанные из нескольких слоев кожи, между которыми размещались куски бересты, в качестве прокладки для укрепления изделия. Кожаные ножны с боковым швом, также содержали подобного рода берестяную прокладку.
Неоднократны находки оплетенных берестой горшков, а также мотков берестяных лент, приготовленных для оплетения горшков, частей лука и других предметов. Об этом свидетельствуют многочисленные находки таких вещей в Новгороде.
Стоит ли говорить о том, что береста была одним из основных материалов для плетения лаптей – обуви, получившей массовое распространение от Прибалтики до Поволжья. В том или ином виде лапти (правда сплетённые уже совсем не из бересты) использовали японцами, североамериканскими индейцами и австралийскими аборигенами.
Берёста
Изготовление художественных изделий из бересты
Берёста всегда широко использовалась для изготовления домашней утвари (туесов, плетёных берестяных лукошек, шкатулок, коробов), художественных поделок и украшения ими жилищ и хозяйств.
Статьи
Грамота № 109 (ок. 1100 г.)[29] о покупке краденой рабыни дружинником. Расставлены современные знаки препинания и пробелы. Грамота написана по одноеровой системе: ъ выступает как на месте этимологического ъ (читается как сверхкраткое [о]: кънягыни), так и на месте этимологического ь (читается как сверхкраткое [е]: Плъскове, чъто вместо Пльсковѣ, чьто). Вместо ятя везде пишется е:Грамота ꙍтъ Жизномира къ Микоулє. Коупилъ єси [ты купил; «еси» — связка] робоу [рабыню] Плъсковє [в Пскове], а нынє мѧ въ томъ ѧла [за это схватила] кънѧгыни. А нынє сѧ дроужина по мѧ пороучила [поручилась]. А нынє ка посъли къ томоу моужєви [человеку] грамотоу, єли [если] оу нєго роба. А сє ти хочоу конє коупивъ, и кнѧжъ моужъ всадивъ, та на съводы [очные ставки]. А ты атчє [если] єси нє възалъ коунъ [денег] тєхъ, а нє ємли [бери] ничъто жє оу нєго.Грамота не имеет признаков древненовгородского диалекта; некоторые не очень яркие характеристики могут указывать на то, что писавший мог быть уроженцем Юго-Западной Руси
Крышка от коробаороб. Шемогодская прорезная береста. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски
Солонка с украшением
Традиционные центры берестяного промысла
В Архангельской, Вологодской, Томской областях, Якутии, Поволжье, Сибири и других центрах народного искусства России сохраняется традиция изготовления художественных изделий из берёсты.
Берёста (или береста) — лёгкий, практичный и удобный материал, который сельские жители всегда использовали в быту.
Кроме чисто утилитарного значения, у художественных изделий из бересты было ещё одна функция — дарить людям красоту, украшать их жилища и быт.
Заготовка
Берёсту заготавливают между весной и летом, когда от набухшей соком коры берёзы легко отделяется верхний слой.
Обработка снятой берёсты — снятие плёнки, выглаживание для выпрямления и очистки внутренней стороны — повышает пластические качества материала, не снижая его прочности.
Изделия из берёсты
Из берёсты делали пестери (плетёные заплечные корзины-короба для сбора грибов), разнообразные сосуды и ёмкости для хранения сыпучих продуктов, мёда, масла, сметаны, ягоды — в такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.
Бересту даже использовали в качестве строительного материала для покрытия жилища и в других хозяйственных целях.
Особенности оформления изделий
Круг изделий из бересты ограничен – туеса, короба, шкатулки, лапти, но в каждом промысле они имеют свой уникальный характер оформления.
Плетёная береста
Из легкой бересты плели нужные в хозяйстве вещи — лапти, лукошки, корзины, коробочки и короба, а также шаркунки, погремушки, игрушки-каталки, игрушки для метания, коробочки-шкатулки и прочие детские игрушки и потешки.
Роспись
В Архангельской области изделия из бересты украшают свободной кистевой росписью.
Ветки растений с цветами и листьями, птицы, фольклорные и реже человеческие образы, символические знаки, пришедшие из языческих времён, расписаны красками, в гамме которых преобладают красный, синий и зелёный цвета.
Яркими, весёлыми красками расписывали шкатулки и туеса: рисовали цветы и ягоды, зелёные листочки, веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых.
Иногда под кистью мастера рождалась настоящие картины: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи, в масленицу лепили снеговиков и катались на санках.
Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, зачастую мягкая по тональности.
Прорезная береста
Самобытны изделия с прорезной берестой, выполняемые в Великом Устюге и родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости.
Берёста — прекрасный материал для вырезания тонких кружевных узоров острым ножом с небольшим лезвием-парусом. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики, туеса и декоративные тарелки.
Берестяной рисунок помещают на деревянной основе, подчёркивая игру узора подложкой из цветной фольги, слюды или контрастной краской, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывают тиснением.
Орнамент наносят штампиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же приём характерен дпя изделий, выполняемых мастерами г. Семёнов а Нижегородской области.
Выскабливание
Заметно отличается приёмами оформления изделия из бересты, создаваемые мастерами Якутии и Томской области.
Их геометризированный узор напоминает мотивы меховой аппликации. Он выполнен методом выскабливания фона и сохранения в рисунке коричневого цвета бересты.
Берестяные узоры
В Якутске мастера продолжают давно сложившуюся традицию работы с берестой, а в Томске происходит возрождение забытого ремесла, а в технике ажурной резьбы по бересте возникает новое направление: берестяные узоры, украшающие в основном небольшие токарные коробочки из дерева, накладывают в два-три слоя от однородного фонового рисунка-сетки к разработанным элементам главного верхнего слоя орнамента.
Короб «Свидание». Магазин «Русские ремёсла»
Крышка от коробаороб. Шемогодская прорезная береста. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски
Блюдо. Томская область. В.Е. Юшков. 2018. Береста, выскабливание, плетение
Блюдо для хранения ягод. Томская область. В.Е. Юшков. 2018. Береста, выскабливание, плетение
Туес «Северная семья». Магазин «Русские ремёсла»
Туес «Царский». Магазин «Русские ремёсла»
Туес со сколотня с окраской и тиснением. Берестяных дел мастер Александр Шутихин. Котлас. 2017
Самолет. Семья Полежаевых. Санкт-Петербург, 2017
Малая бутербродница. Плетение. Любовь Осколкова. Великий Устюг. Берёста, плетение
Коробейка. Мезенская роспись. Народный мастер Ирина Антрушина. 2018. Береста, роспись, краски, лак
Туеса для специй, авторские
Короб. Шемогодская прорезная береста. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски
Декоративная тарелка. Шемогодская прорезная береста и тиснение. Народный мастер Любовь Осколкова. Великий Устюг. Береста, шемогодское узорочье, дерево, краски
Туес. Деталь. 19 век. Шемогодье Великоустюгского уезда. Резьба по бересте. ГРМ.
Короба. Томская область. В.Е. Юшков. 2018. Береста, выскабливание, плетение
Короба. Томская область. В.Е. Юшков. 2018. Береста, выскабливание, плетение
Короб. Якутия. 2018. Береста, выскабливание, плетение
Авторские права
Изделия из бересты в магазине «Русские ремёсла»
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.