би 2 того чего нет смысл песни
О чем клип «Пекло» группы «Би-2»: три версии
Клип «Пекло» — это веселый «франкенштейн» из обрезков фильмов ужасов и сатанинских символов. Режиссер клипа Максим Шишкин говорит, что вырос на ужастиках, вот и сублимировал кошмары в клип. Несмотря на то, что конкретного сюжета в клипе Би-2 нет, покопаться в его отсылках и деталях интересно. Сегодня мы разбираемся, в чем смысл песни «Пекло» — хотя бы примерно.
Главные герои заселяются в гостиницу, в которой сейчас начнется треш и угар. Бытует шутка, что музыканты вдохновились провинциальными отелями, в которых останавливались во время туров по России: это жутковатая карикатура на гостиницы постсоветского пространства, длинные коридоры и маленькие комнатки с обоями «в мелкий череп» навевают жуть.
Лысый портье со странной формой черепа провожает героев в номер. С началом текста зрителю начинают показывать нарезку из странных существ. Все они без контекста делают что-нибудь жуткое.
Кадр из клипа
Все изображенные герои вторичны: они взяты либо из древних традиций и религии, либо из старых хорроров. Это не минус клипа, а деталь, добавляющая интерес: следующим пунктом мы разберем все эти отсылки по очереди.
В каждой комнате гостиницы и в каждом коридоре происходит что-нибудь мистическое. Страшные карлики танцуют, клоуны смеются, белые фигуры истекают кровью. Женщины в латексе извиваются, мертвая лысая невеста прихорашивается перед зеркалом. В разных комнатах играют и поют Би-2 с готическим макияжем.
Символы
Солист поет в череп козла с рогами, надетый на палку. Это классический символ Сатаны. Нет, Би-2 не сатанисты, они сами уточняли это в интервью. Просто очень уж это к месту в «песне из ада».
Античные театральные маски лениво и злобно раскрывают рот. Это распространенный театральный символ, который скрывает личность человека, в фильмах ужасах нередко скрывает личность злодея. Или сама по себе обладает мистическими свойствами.
Живые глаза смотрят на нас из стены при фразе «Черная бездна смотрит на нас». Глаз – это древний символ ясновидения и света. В иудаизме, например, «всевидящее око» – воплощение Промысла Божьего. А в японской традиции богиня милосердия Гуаньинь наделялась тысячью глаз. Выглядит очень похоже.
Неестественно дергающиеся фигуры, танцующий лысый мертвец в свадебном платье, девочка с изорванным лицом, клоун, женские фигуры в латексе на потолке – все это отсылки к классическим фильмам ужасов. Здесь целая библиотека хоррора: «Американская история ужасов», «Сайлент Хилл», «Изгоняющий дьявола», «Сияние».
Даже старичок, накрашенный под «Джокера», нашел здесь свое место. Смотритель дома с копытами – аллюзия на смотрителя из «Лабиринта Фавна».
Ближе к концу появляются две девочки из фильма «Сияние» Стивена Кинга. Это заставляет думать, что и пространство гостиницы является отсылкой к «Сиянию», где действие проходило в похожем месте – сомнительном и страшном отеле.
Чернила, которые начинают течь отовсюду к концу клипа, — классический устрашающий прием фильма ужасов. Коридор затапливает чернилами, как в фильме «Сияние» коридор затапливало кровью, – опять отсылка. Чернильные подтеки на стенах белой комнаты делают картину более страшной: будто начинается что-то очень плохое.
В конце клипа «большой» Лева Би-2 захлопывает коробку с гостиницей, в которой все это время был «маленький» Лева Би-2. Оба они залиты чернилами, под черными глазами черные подтеки.
Скорее всего, это значит, что «большой» Лева – дьявол, а «маленький» Лева – одержимый дьяволом. Большая черная фигура с одним глазом-телевизором, которая идет по коридору в самом конце клипа – бездна.
Интерпретации текстов
Би-2 выпустили непонятный, но очень цепляющий клип. Это факт. В своих интервью музыканты не объясняют смысл этого клипа.
Поэтому естественным образом родился целый ряд разных интерпретаций клипа, которые придумывают и записывают фанаты группы. Би-2 с удовольствием за этим наблюдают. «У каждого пекло получилось свое», — говорят музыканты.
Среди зрителей распространена идея, что гостиница олицетворяет собой современный мир. Солист – руководитель (царь?) этого мира, по совместительству Дьявол: это понятно по черным глазам и готическому макияжу. Современный мир набит нечистью, живем мы плохо, как в аду. Современная система общества – это «Ад, из которого спасения нет».
Строчки же «Мы проиграли все свои войны, но главная битва происходит внутри» говорит о том, что система окончательно поработила мир, социум обречен на страдания, но наше внутренний настрой и шкала наших личных ценностей – всегда в наших собственных руках.
«Нырнуть в пекло» — значит затеять борьбу с социумом, придерживаться своих идеалов и ценностей, ни под кого не подстраиваясь и следуя своей собственной дорогой.
Другие зрители предполагают, что «пекло» — это огонь революции. Здесь рождается уже другой, более жесткий и провокационный смысл песни. Фразы «раболепная любовь» и «алчная власть», которая настоящее «стихийное бедствие», приобретают оппозиционный характер. Это подтверждается строчками из самого начала песни: «Христос прозябает под следствием две тысячи лет».
Мол, того, кого надо, не судят, а Христос под следствием за ваши и наши грехи. Строчку «Если ты в пекло – я за тобой» интерпретируют, как готовность лирических героев к революции.
А еще есть предположение, что это история про внутреннюю борьбу. Что ад, показанный в клипе, — это внутренний мир человека, усеянный страхами, демонами и пороками. Например, девушки в латексе наверняка олицетворяют похоть как смертный грех, а глаза, выглядывающие из стены, — это «бездна, которая смотрит на нас». Бездна не снаружи, а внутри. И глаза эти – наши.
Нам кажется, что в песне нет единого революционного или библейского посыла: в ней больше эмоций, чем четких идей.
Атмосфера фильма ужасов и пугающий текст, где «Дождь из пепла льется из глаз» — это эффектная картинка, которая заставляет испытать яркие эмоции, взбодриться и задуматься о своих личных внутренних демонах. Ведь во всех песнях мы слышим то, что сами готовы услышать. Скорее всего, этого и добивалась группа Би-2, создавая такую сумбурную, пугающую и плохо понятную картину.
Совсем не скрытый смысл клипа группы Би-2 «Пекло»
Клип начинается с кадров какого-то старого отеля, в котором нас встречает странный портье в окружении множества черепов. На этом фоне появляется логотип группы Би-2 с перевёрнутой звездой. Портье увлекает зрителя за собой по коридорам и предлагает заглянуть в гостиничные номера. В первом мы встречаем солиста группы, который поёт в микрофон, украшенный огромными козлиными рогами. Здесь мы слышим начальные строки песни о том, что «Христос прозябает под следствием», а мы все в «аду, из которого спасения нет».
Видеоряд подтверждает слова песни многочисленными кадрами из других комнат, каждая из которых выполнена в стиле фильма ужасов. Нам показывают всевозможные сумасшествия и уродства. Перед нами мелькают камеры пыток, дети-монстры, черепа и козлы. При этом Лёва постоянно повторяет строчки припева о том, что «дороги домой нет» и что он готов «идти в пекло».
Постепенно всё пространство клипа и тело самого певца начинает заполнять чёрная жижа. Она течёт по коридорам, сочится из стен, льётся из глаз исполнителей, покрывает их тела. Камера показывает козлиные ноги дворецкого, которого постепенно сменяет одноглазый монстр. В кадре мелькают виселицы, клетки, рогатые ангелы, жертвоприношения, при этом Лёва продолжает выть о том, что «мы проиграли все битвы» и «спасения нет», а поэтому надо «идти в пекло».
Спустя пять минут этого адского треша появляются финальные титры, в которых мелькают десятки фамилий, усердно трудившихся над этим «великим творением».
После такого концентрированного суррогата на тему «всё тлен», возникает вопрос – что же такого случилось в жизни группы? Вроде не так давно Шура с Лёвой на пару свадьбу в Израиле сыграли, семьями обзавелись – детей воспитывают с характерными именами: Ева, Давид, Авив, Оливер. И при этом в своей песне и клипе призывают всех дружно и с музыкой идти в ад.
Хотя возможно, это они только русских в ад призывают, а своё будущее они с Россией не связывают, оттого и в Израиль регулярно мотаются, имена своим детям дали с явным иностранным колоритом, и растут их дети, наверное, где-нибудь заграницей или в обособленных анклавах, пока их папки усердно готовят «культурный продукт» для русских Иванов, всё также ностальгирующих по полковнику, «которому никто не пишет».
Песни, которые мы не понимали, пока не узнали скрытый смысл
Отдельные слова кажутся выдуманными, фразы — бессмысленными, а отсылки — нераспознанными. Порой исполнители не дают никаких комментариев, что вызывает только больший интерес. Для многих станет открытием то, что в строчках заслушанных до дыр песнях спрятано нечто большее!
Те, кто помнят белые обои и черную посуду, наверняка держат в памяти и строчку: «Уже разносит молва по дворам, что между нами Чиуауа». Мистическое «Чиуауа» многие трактовали как любовь, но на самом деле речь идет о мексиканском городе, печально известном высоким уровнем преступности. Таким образом, отношения героев остры, раскалены до предела.
Би-2 — «Безвоздушная тревога»
В понимании авторов, безвоздушная тревога берется непонятно откуда и висит где-то рядом. Именно такое чувство музыканты ощутили в Иерусалиме. Этот феномен даже прозвали иерусалимским синдромом. Посетители города будто бы становятся неотъемлемой частицей религиозного мира. Пропадает же сакральная «безвоздушная тревога» по отъезде.
«Хали-гали», «Паратрупер» и «Супер-8» — названия аттракционов, на которые герой песни потратил все деньги вместо покупки велосипеда. Если копнуть глубже, то хали-гали — американский танец в быстром темпе, паратрупер (paratrooper) — десантник.
М/ф «Остров сокровищ» —«Пятнадцать человек на Сундук мертвеца»
Сундком мертвеца оказался вполне себе существующий остров (Виргинские острова). 15 человек — ребята, которых на остров высадил пират Черная Борода. Он вооружил их саблями (ожидая, что они расправятся друг с другом) и дал рому (чтобы не утолить, а усилить жажду). Каково было удивление Эдварда Тича, заставшего через месяц всех 15 людей целехонькими!
Ирина Отиева и Вера Соколова — «Последняя поэма»
Эта песня прозвучала в фильме «Вам и не снилось» (1981), но ее истинный смысл понял далеко не каждый. Текст частично основан на прощальном письме Лабаньи, взятом из романа Рабиндраната Тагора под названием «Шешер кобита» (Последняя поэма).
В этих стихах описывался похоронный обряд, когда тело усопшего отпускают в свободное плавание по реке Ганг. Именно поэтому строка «Я уплываю, и время несет меня» обретает совершенно другой смысл. Более того, дальнейшая судьба героини фильма остается неизвестной. Режиссер вряд ли продумывал эту деталь, но получилось мрачновато!
Песню панк-поп-рэйв-группы из Санкт-Петербурга пока рано называть культовой, но 150 млн просмотров на YouTube и (невоплощенная) возможность представлять Россию на «Евровидении-2020» что-то да и говорят. Вряд ли кто-то пытался искать скрытый смысл в этой композиции, но он всё-таки есть.
В песне поется «uno, dos, cuatro», что с испанского переводится как «один, два, четыре». Куда же делась цифра 3? Пользователи Сети нашли ответ в загибании пальцев, но начинать нужно с мизинца. Такого решения, наверняка, не ожидали даже создатели песни!
Уверены, что во время этой музыкальной паузы ты точно переслушал 2–3 композиции. А ведь еще полным-полно песен, смысл которых поняли не все. Лишь недавно мне стало понятно, что за «лекарство против морщин» Виктор Цой имел в виду в песне «Звезда по имени Солнце».
Би-2 «Пекло»
Песня «Пекло» группы Би-2 действительно удачно зашла слушателям. На клипе уже почти 6 миллионов просмотров, а комментарии только нахваливают группу за отличный визуал, а также душевную песню. Голос солиста отлично вписывается в антураж происходящего. Но что же со смыслом песни? Би-2 всегда отличались великолепным смысловым наполнением своих композиций, поэтому ожидать от них провала явно не стоит. Давайте же разберемся, в чем смысл песни «Пекло» группы Би-2.
Пекло, как понятно из названия и клипа, это ад. Здесь мы можем увидеть различные души и пороки людей. К примеру, девушки в латексных костюмах явно олицетворяют похоть. Также здесь можно найти и прочие смертельные грехи. Солист выступает в роли Дьявола, Сатаны. Он — хозяин этого мира, который предстает нам как отель. К слову, в клипе можно найти множество отсылок на фильм «Сияние». Однако вернемся к тексту песни.
Начинается все с аллюзии на Библию. Создается ощущение, что происходящее с Иисусом переносится в современный мир, где тот проводит под следствием уже вторую тысячу лет. Позже упоминается об алчной власти, ада, спастись из которого невозможно. Тут можно рассмотреть некую иронию, ведь подземный ад предстает более оптимистично, чем ад современной жизни. Однако дальше значение «пекла» немного меняется. Риск, оправданный стремлением к свободе, заставляет героя встать перед выбором: «Продолжать терпеть угнетение общества или же нырнуть в пекло?». Он без раздумий выбирает второе. Дальше солист переходит на тему личного выбора человека. Все вокруг становится тленом, и лишь внутренний мир человека расцветает. Он предлагает взглянуть внутрь себя и увидеть там истинного себя. Тогда пекло не сможет остановить тебя. Заключается все это двойным повторением припева. Черная бездна вновь наблюдает за главным героем. Сейчас перед ним стоит выбор: «В пекло или назад?». И от этого зависит все. В общем, песня затрагивает моральное разложение общества и богатство внутреннего мира человека. Солист буквально заявляет, что мы не должны терпеть подобные кошмары, происходящие вокруг нас. Мы должны идти своей дорогой.
Альтернативный смысл песни Однако наравне с общепринятым рассматривается и альтернативный смысл песни. Он носит более революционный характер. Многие заметили, что начинается песня со слов «алчная власть». Именно на этом и строится данная версия. Пекло — это современный мир со всеми его «демонами». Мы буквально живем в аду, спасения из которого нет. Каждый день мы становимся частицей системы, которая нас и убивает. Да, нами проиграны все предыдущие войны, но главное сражение — это битва внутри! Этой фразой нас буквально возвращают в реальный мир, где внутренний мир человека все так же требует перемен. Человек по натуре своей не может молчать, поэтому и ныряет в самое пекло. Фраза о прыжке в пекло принимает более символичный характер. Его значение меняется, ведь теперь пекло — это самая настоящая революция. Главный герой понимает, что будет тяжело, больно, он лишится всего, но выбора у него попросту не остается. Он готов без сомнений прыгнуть в самую гущу событий, лишь бы увидеть свободный от алчности мир. Финал остается открытым — герой прыгнул в пекло, но что же сделает слушатель? Решить это предстоит самостоятельно, к чему исполнители и пытаются подтолкнуть своей композицией.
И напоследок мнение психологов о клипе.
Текст песни БИ-2 — Пекло:
Христос прозябает под следствием
Ждёт вердикта две тысячи лет
Алчная власть — стихийное бедствие
Ад, из которого спасения нет
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
От рок-н-ролла тянет зловонием
В гиблой трясине раболепной любви
Мы проиграли все свои войны
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой.
Москвич
«Смысл нашей песни «Революция» меняется каждые два месяца» — интервью с «Би-2»
Шура «Би-2» и Лева «Би-2» дадут 20 июня в «Лужниках» самый большой концерт в истории группы. Перед выступлением музыканты рассказали Ярославу Забалуеву, почему сейчас так тяжело сочинять, о концертной премьере песни «Нам не нужен герой» и важности сохранять свое море внутри, особенно в нынешнее беспокойное время.
Я в последние годы вдруг понял, что после взрыва хип-хопа, который грозился похоронить рок, вдруг стали возвращаться герои нулевых — вы, «Сплин», «Мумий Тролль», Найк Борзов. При этом вы, к примеру, стали собирать очень большие площадки. Это было неожиданностью? Вы понимаете, почему это случилось именно сейчас?
Шура: Ну, справедливости ради, начали мы как раз со стадионов — вспомним концерты в честь «Брата-2». В нулевых был некоторый спад, мы экспериментировали, вводили танцевальность. А потом, со второй половины нулевых, пошел уже подъем.
Лева: Да мы еще в 1986 году знали, что будем играть рок-н-ролл и это будет нашей профессией. Потом мы меняли страны, думали, где удобнее стартануть. Израиль не подошел, ограниченный рынок, петь на иврите не очень хотелось. В Австралии мы научились работать в студии, получили практику выступлений в клубах — на русском перед англоязычной публикой. Один такой концерт был как 50 репетиций… А какой был вопрос? (Смеется.)
О пути к всесоюзной славе.
Лева: Просто для того, чтобы делать такие шоу, надо было набраться опыта, собрать команду.
Шура: Начиная с тура в поддержку «Горизонта событий» у нас своя команда — художник, дизайнер, режиссер. Мы садимся, придумываем все с нуля. Проблема российских шоу в чем? В том, что у нас любят воровать у западных артистов, сделать что-то похожее на Nine Inch Nails или Леди Гагу. У нас, может быть, все не так масштабно, зато все, что вы видите, придумали мы сами.
Лева: Нужно было время, чтобы дойти до этого.
Это ваш первый стадионный концерт, верно?
Шура: Да, совершенно верно. Должен был быть еще Минск, но… решили перенести.
То есть «Лужники» — это ваш самый большой концерт?
Шура: В Москве — да. До этого самый большой был в «Олимпийском», когда мы собрали 30 тысяч человек.
Лева: Вообще по количеству народа были побольше площадки. В Бобруйске мы делали фестиваль, там было 120 тысяч, но вход был бесплатный.
Шура: Но по билетам — да, самый большой. Хотя из-за пандемических ограничений мы продаем только половину стадиона.
Лева: На весь не замахиваемся.
Шура: И мы его не озвучим весь: самый верх мы не продаем, потому что там самый ужасный звук. Техник Дейв, который работал с Metallica, сразу сказал, что верхние трибуны озвучить невозможно.
То есть вы обвешиваете все самостоятельно?
Шура: Да. У нас две сцены. Основная и би-стейдж — маленькая. Там разный звук, разные комплекты аппарата. Плюс отдельный комплект, который воспроизводит саунд-эффекты между песнями.
Чего ждать от сценографии?
Лева: Ну от балета Todes мы решили отказаться, так что всю хореографическую нагрузку я беру на себя. (Смеется.)
Шура: Это шоу мы катаем почти полтора года. Будет все то же самое, только масштаб в три-четыре раза больше. Мы возим за собой четыре трака с оборудованием, на площадке берем только электричество.
Лева: Лет десять назад мы столкнулись с тем, что большие стадионные концерты обычно делают только в двух городах — Москве и Питере.
Шура: Ну, может быть, еще в Нижнем Новгороде.
Лева: А по всем просторам России группы ездят в облегченном формате. Мы же решили сделать шоу, которое во всех городах будет одинаковым. Концерты во Владивостоке, Уфе и Казани ничем не отличаются — по звуку, качеству.
Шура: Так что будет больше звука, света, больше песен. В Москве будет концертная премьера песни «Нам не нужен герой».
Лева: Мы сейчас как раз снимаем клип, он будет доступен в преддверии концерта.
На сцену «Лужников» страшно выходить? Даже несмотря на то что ваш прошлый концерт был на «ВТБ Арене».
Лева: Нет. Все волнение связано с тем, чтобы не было технических накладок. Ну и, разумеется, нервозность прямо перед выходом на сцену никто не отменял — она есть перед каждым концертом. Когда она пропадет, наверное, надо будет искать себе другое занятие.
Еще будут стадионы после Москвы?
Шура: Будет в Самаре — с этим шоу. А в следующем году будет большой стадионный тур с другой программой.
С новым альбомом?
Шура: Не скажу пока, это секрет.
Лева: Альбом мы будем выпускать в 2022 году. Решили немножко погодить, поскольку песни мы сейчас пишем как дневник. События вокруг разворачиваются очень стремительно, несмотря на кажущийся застой. Нужно время, чтобы успеть переварить происходящее и не впасть в сиюминутность.
И на какой вы сейчас стадии?
Лева: Уже есть название, большая часть песен записана. Процесс идет достаточно активно. Мы много внимания уделяем звуку, так что сама запись — это быстро. Основная работа начинается на сведении — там основной поиск. Мы стараемся идти в ногу с современными тенденциями.
И что вас сейчас занимает из происходящего в музыке?
Лева: Ну мы просто стараемся быть в курсе… Есть уже сформировавшийся стиль «Би-2», его просто надо время от времени чем-то обогащать.
Шура: То есть это не хип-хоп, не K-pop. (Улыбается.) Мы всю жизнь крутимся в русле между инди-музыкой и электроникой, стараемся совмещать. В этом альбоме во всех песнях будет прямая бочка, как и в прошлом. Тем самым мы придаем нашим песням танцевальность. Но все треки среднетемповые.
То есть медленное диско?
Шура: (Кивает.)
Вы сказали, что песни сейчас пишутся как дневник. Раньше было иначе?
Лева: Мы в какой-то момент оглянулись назад и поняли, что записали очень много проходных песен, хотя и среди них попадаются жемчужины. Сейчас, если у нас что-то не получается, мы откладываем работу, набираемся сил и только тогда продолжаем. Больше внимания стали уделять текстам, да и всему остальному.
И все же что вы имеете в виду под дневниковостью? Это что-то новое для вас?
Лева: Не могу сказать, что на нас как-то влияют внешние факторы, это скорее изменение алгоритмов внутренней работы. Во время пандемии было время остановиться, отдышаться. Но не могу сказать, что пандемия изменила мои взгляды.
Но было еще много событий и помимо пандемии.
Лева: Да, было много всего, о чем говорить нельзя. (Улыбается.) Социальная тема, конечно, вклинивается. Раньше мы на этой теме были завязаны меньше, да и сейчас подобная острота не является самоцелью… Вообще для творчества сейчас не самое лучшее время.
Шура: Но, с другой стороны, именно в такие переходные периоды рождается что-то интересное, как показывает время.
Лева: Показательна в этом смысле наша песня «Революция». Ее смысл меняется каждые два месяца.
Шура: Поэтому мы приняли коллегиальное решение со следующего года перестать ее исполнять.
Лева: Она была написана почти 20 лет назад как антиреволюционный манифест — хватит, мол. А теперь я даже не знаю… Взгляды другие у меня. (Смеется.)
Говоря о том, что для творчества не лучшее время, вы имеете в виду, что повестка заставляет реагировать?
Лева: Да, тут главное — не впасть в сиюминутность.
Шура: Чтобы не было сегодня в газете, завтра в куплете.
Лева: Творчество — это ведь свобода. А когда начинаешь себя контролировать, оказываешься вынужден пользоваться этим проклятым эзоповым языком.
Шура: Зато какой вызов стоит перед тобой и Янчиком (Ян Николенко — флейтист, клавишник и соавтор текстов «Би-2». — «Москвич Mag»).
Лева: Ну да…
Приходится себя ограничивать, потому что иначе в «Лужники» не пустят?
Лева: Да нет, не в этом дело. Просто мы же пишем песни для людей. Сейчас практически нет никакой объединяющей идеи, все очень разобщены. Люди готовы ругаться даже из-за одежды, которую ты носишь, что уж говорить о каких-то более сложных вещах. Манижу вон бедную затравили — это вообще кошмар. Хочется дать людям что-то объединяющее, то, что им понравится. И необходимо при этом сохранить уровень моря внутри. Происходит масса событий, способных моментально перевернуть твое мировоззрение. Если у тебя нет морально-нравственного стержня — этого самого «уровня моря» — то тебя начинает болтать по прибрежной гальке. В общем, я конъюнктурщик, но в меру. (Улыбается.)
Насколько для артиста в России — или в Израиле и Белоруссии, к которым вы имеете отношение, — сегодня важно иметь позицию по поводу социально-политической ситуации?
Лева: Да не только для артиста, для нас всех. Нужно определиться с тем, что такое добро и зло, правильно и неправильно. Понятно, что есть оттенки, но объяснять нарушение законов тем, что они должны работать только для конкретных людей, — это кошмар. Мы отправляемся в эпоху хаоса… Это все, конечно, влияет. Плюс мы сильно завязаны на экономическое состояние в стране. Билеты стоят денег, беднеющая публика, которая перестанет ходить на концерты, — это будет большой урон для нас.
Шура: Но я считаю, что каждый заплаченный зрителем рубль мы отрабатываем. Мы не экономим на звуке, клипах, шоу.
У вас есть чувство ответственности перед аудиторией? Особенно с учетом выхода на стадионный уровень.
Лева: Перед собой скорее. Самые жесткие критики — это мы сами. Мы абсолютные психопаты в том смысле, что пока не доведем песню до идеала, не отпускаем работу. При этом мы не пишем манифесты, никуда не зовем, в том числе за собой. То, чем мы занимаемся, — это диалоги с публикой, разговоры. В течение первой песни я обычно сканирую зал — не имеет значения, какой он величины. И определяю стратегию поведения.
Шура: Наша задача, чтобы люди пришли на концерт и через три часа ушли счастливыми. Все.
Лева: Между песнями мы ничего не говорим. Наши шоу имеют форму музыкального спектакля. Песни идут в определенной последовательности — начало, лирическое отступление, кульминация. Вообще через 20 лет профессиональной деятельности вопросы о построении шоу кажутся смешными. Это как у водителя спрашивать, как он ездит: садится и едет.
Шура: В общем, песни говорят сами за себя. Этого вполне достаточно.
Концерт «Би-2» на БСА «Лужники» пройдет 20 июня.