би 2 того что нет смысл песни
О чем клип «Пекло» группы «Би-2»: три версии
Клип «Пекло» — это веселый «франкенштейн» из обрезков фильмов ужасов и сатанинских символов. Режиссер клипа Максим Шишкин говорит, что вырос на ужастиках, вот и сублимировал кошмары в клип. Несмотря на то, что конкретного сюжета в клипе Би-2 нет, покопаться в его отсылках и деталях интересно. Сегодня мы разбираемся, в чем смысл песни «Пекло» — хотя бы примерно.
Главные герои заселяются в гостиницу, в которой сейчас начнется треш и угар. Бытует шутка, что музыканты вдохновились провинциальными отелями, в которых останавливались во время туров по России: это жутковатая карикатура на гостиницы постсоветского пространства, длинные коридоры и маленькие комнатки с обоями «в мелкий череп» навевают жуть.
Лысый портье со странной формой черепа провожает героев в номер. С началом текста зрителю начинают показывать нарезку из странных существ. Все они без контекста делают что-нибудь жуткое.
Кадр из клипа
Все изображенные герои вторичны: они взяты либо из древних традиций и религии, либо из старых хорроров. Это не минус клипа, а деталь, добавляющая интерес: следующим пунктом мы разберем все эти отсылки по очереди.
В каждой комнате гостиницы и в каждом коридоре происходит что-нибудь мистическое. Страшные карлики танцуют, клоуны смеются, белые фигуры истекают кровью. Женщины в латексе извиваются, мертвая лысая невеста прихорашивается перед зеркалом. В разных комнатах играют и поют Би-2 с готическим макияжем.
Символы
Солист поет в череп козла с рогами, надетый на палку. Это классический символ Сатаны. Нет, Би-2 не сатанисты, они сами уточняли это в интервью. Просто очень уж это к месту в «песне из ада».
Античные театральные маски лениво и злобно раскрывают рот. Это распространенный театральный символ, который скрывает личность человека, в фильмах ужасах нередко скрывает личность злодея. Или сама по себе обладает мистическими свойствами.
Живые глаза смотрят на нас из стены при фразе «Черная бездна смотрит на нас». Глаз – это древний символ ясновидения и света. В иудаизме, например, «всевидящее око» – воплощение Промысла Божьего. А в японской традиции богиня милосердия Гуаньинь наделялась тысячью глаз. Выглядит очень похоже.
Неестественно дергающиеся фигуры, танцующий лысый мертвец в свадебном платье, девочка с изорванным лицом, клоун, женские фигуры в латексе на потолке – все это отсылки к классическим фильмам ужасов. Здесь целая библиотека хоррора: «Американская история ужасов», «Сайлент Хилл», «Изгоняющий дьявола», «Сияние».
Даже старичок, накрашенный под «Джокера», нашел здесь свое место. Смотритель дома с копытами – аллюзия на смотрителя из «Лабиринта Фавна».
Ближе к концу появляются две девочки из фильма «Сияние» Стивена Кинга. Это заставляет думать, что и пространство гостиницы является отсылкой к «Сиянию», где действие проходило в похожем месте – сомнительном и страшном отеле.
Чернила, которые начинают течь отовсюду к концу клипа, — классический устрашающий прием фильма ужасов. Коридор затапливает чернилами, как в фильме «Сияние» коридор затапливало кровью, – опять отсылка. Чернильные подтеки на стенах белой комнаты делают картину более страшной: будто начинается что-то очень плохое.
В конце клипа «большой» Лева Би-2 захлопывает коробку с гостиницей, в которой все это время был «маленький» Лева Би-2. Оба они залиты чернилами, под черными глазами черные подтеки.
Скорее всего, это значит, что «большой» Лева – дьявол, а «маленький» Лева – одержимый дьяволом. Большая черная фигура с одним глазом-телевизором, которая идет по коридору в самом конце клипа – бездна.
Интерпретации текстов
Би-2 выпустили непонятный, но очень цепляющий клип. Это факт. В своих интервью музыканты не объясняют смысл этого клипа.
Поэтому естественным образом родился целый ряд разных интерпретаций клипа, которые придумывают и записывают фанаты группы. Би-2 с удовольствием за этим наблюдают. «У каждого пекло получилось свое», — говорят музыканты.
Среди зрителей распространена идея, что гостиница олицетворяет собой современный мир. Солист – руководитель (царь?) этого мира, по совместительству Дьявол: это понятно по черным глазам и готическому макияжу. Современный мир набит нечистью, живем мы плохо, как в аду. Современная система общества – это «Ад, из которого спасения нет».
Строчки же «Мы проиграли все свои войны, но главная битва происходит внутри» говорит о том, что система окончательно поработила мир, социум обречен на страдания, но наше внутренний настрой и шкала наших личных ценностей – всегда в наших собственных руках.
«Нырнуть в пекло» — значит затеять борьбу с социумом, придерживаться своих идеалов и ценностей, ни под кого не подстраиваясь и следуя своей собственной дорогой.
Другие зрители предполагают, что «пекло» — это огонь революции. Здесь рождается уже другой, более жесткий и провокационный смысл песни. Фразы «раболепная любовь» и «алчная власть», которая настоящее «стихийное бедствие», приобретают оппозиционный характер. Это подтверждается строчками из самого начала песни: «Христос прозябает под следствием две тысячи лет».
Мол, того, кого надо, не судят, а Христос под следствием за ваши и наши грехи. Строчку «Если ты в пекло – я за тобой» интерпретируют, как готовность лирических героев к революции.
А еще есть предположение, что это история про внутреннюю борьбу. Что ад, показанный в клипе, — это внутренний мир человека, усеянный страхами, демонами и пороками. Например, девушки в латексе наверняка олицетворяют похоть как смертный грех, а глаза, выглядывающие из стены, — это «бездна, которая смотрит на нас». Бездна не снаружи, а внутри. И глаза эти – наши.
Нам кажется, что в песне нет единого революционного или библейского посыла: в ней больше эмоций, чем четких идей.
Атмосфера фильма ужасов и пугающий текст, где «Дождь из пепла льется из глаз» — это эффектная картинка, которая заставляет испытать яркие эмоции, взбодриться и задуматься о своих личных внутренних демонах. Ведь во всех песнях мы слышим то, что сами готовы услышать. Скорее всего, этого и добивалась группа Би-2, создавая такую сумбурную, пугающую и плохо понятную картину.
Совсем не скрытый смысл клипа группы Би-2 «Пекло»
Клип начинается с кадров какого-то старого отеля, в котором нас встречает странный портье в окружении множества черепов. На этом фоне появляется логотип группы Би-2 с перевёрнутой звездой. Портье увлекает зрителя за собой по коридорам и предлагает заглянуть в гостиничные номера. В первом мы встречаем солиста группы, который поёт в микрофон, украшенный огромными козлиными рогами. Здесь мы слышим начальные строки песни о том, что «Христос прозябает под следствием», а мы все в «аду, из которого спасения нет».
Видеоряд подтверждает слова песни многочисленными кадрами из других комнат, каждая из которых выполнена в стиле фильма ужасов. Нам показывают всевозможные сумасшествия и уродства. Перед нами мелькают камеры пыток, дети-монстры, черепа и козлы. При этом Лёва постоянно повторяет строчки припева о том, что «дороги домой нет» и что он готов «идти в пекло».
Постепенно всё пространство клипа и тело самого певца начинает заполнять чёрная жижа. Она течёт по коридорам, сочится из стен, льётся из глаз исполнителей, покрывает их тела. Камера показывает козлиные ноги дворецкого, которого постепенно сменяет одноглазый монстр. В кадре мелькают виселицы, клетки, рогатые ангелы, жертвоприношения, при этом Лёва продолжает выть о том, что «мы проиграли все битвы» и «спасения нет», а поэтому надо «идти в пекло».
Спустя пять минут этого адского треша появляются финальные титры, в которых мелькают десятки фамилий, усердно трудившихся над этим «великим творением».
После такого концентрированного суррогата на тему «всё тлен», возникает вопрос – что же такого случилось в жизни группы? Вроде не так давно Шура с Лёвой на пару свадьбу в Израиле сыграли, семьями обзавелись – детей воспитывают с характерными именами: Ева, Давид, Авив, Оливер. И при этом в своей песне и клипе призывают всех дружно и с музыкой идти в ад.
Хотя возможно, это они только русских в ад призывают, а своё будущее они с Россией не связывают, оттого и в Израиль регулярно мотаются, имена своим детям дали с явным иностранным колоритом, и растут их дети, наверное, где-нибудь заграницей или в обособленных анклавах, пока их папки усердно готовят «культурный продукт» для русских Иванов, всё также ностальгирующих по полковнику, «которому никто не пишет».
Би-2 «Пекло»
Песня «Пекло» группы Би-2 действительно удачно зашла слушателям. На клипе уже почти 6 миллионов просмотров, а комментарии только нахваливают группу за отличный визуал, а также душевную песню. Голос солиста отлично вписывается в антураж происходящего. Но что же со смыслом песни? Би-2 всегда отличались великолепным смысловым наполнением своих композиций, поэтому ожидать от них провала явно не стоит. Давайте же разберемся, в чем смысл песни «Пекло» группы Би-2.
Пекло, как понятно из названия и клипа, это ад. Здесь мы можем увидеть различные души и пороки людей. К примеру, девушки в латексных костюмах явно олицетворяют похоть. Также здесь можно найти и прочие смертельные грехи. Солист выступает в роли Дьявола, Сатаны. Он — хозяин этого мира, который предстает нам как отель. К слову, в клипе можно найти множество отсылок на фильм «Сияние». Однако вернемся к тексту песни.
Начинается все с аллюзии на Библию. Создается ощущение, что происходящее с Иисусом переносится в современный мир, где тот проводит под следствием уже вторую тысячу лет. Позже упоминается об алчной власти, ада, спастись из которого невозможно. Тут можно рассмотреть некую иронию, ведь подземный ад предстает более оптимистично, чем ад современной жизни. Однако дальше значение «пекла» немного меняется. Риск, оправданный стремлением к свободе, заставляет героя встать перед выбором: «Продолжать терпеть угнетение общества или же нырнуть в пекло?». Он без раздумий выбирает второе. Дальше солист переходит на тему личного выбора человека. Все вокруг становится тленом, и лишь внутренний мир человека расцветает. Он предлагает взглянуть внутрь себя и увидеть там истинного себя. Тогда пекло не сможет остановить тебя. Заключается все это двойным повторением припева. Черная бездна вновь наблюдает за главным героем. Сейчас перед ним стоит выбор: «В пекло или назад?». И от этого зависит все. В общем, песня затрагивает моральное разложение общества и богатство внутреннего мира человека. Солист буквально заявляет, что мы не должны терпеть подобные кошмары, происходящие вокруг нас. Мы должны идти своей дорогой.
Альтернативный смысл песни Однако наравне с общепринятым рассматривается и альтернативный смысл песни. Он носит более революционный характер. Многие заметили, что начинается песня со слов «алчная власть». Именно на этом и строится данная версия. Пекло — это современный мир со всеми его «демонами». Мы буквально живем в аду, спасения из которого нет. Каждый день мы становимся частицей системы, которая нас и убивает. Да, нами проиграны все предыдущие войны, но главное сражение — это битва внутри! Этой фразой нас буквально возвращают в реальный мир, где внутренний мир человека все так же требует перемен. Человек по натуре своей не может молчать, поэтому и ныряет в самое пекло. Фраза о прыжке в пекло принимает более символичный характер. Его значение меняется, ведь теперь пекло — это самая настоящая революция. Главный герой понимает, что будет тяжело, больно, он лишится всего, но выбора у него попросту не остается. Он готов без сомнений прыгнуть в самую гущу событий, лишь бы увидеть свободный от алчности мир. Финал остается открытым — герой прыгнул в пекло, но что же сделает слушатель? Решить это предстоит самостоятельно, к чему исполнители и пытаются подтолкнуть своей композицией.
И напоследок мнение психологов о клипе.
Текст песни БИ-2 — Пекло:
Христос прозябает под следствием
Ждёт вердикта две тысячи лет
Алчная власть — стихийное бедствие
Ад, из которого спасения нет
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
От рок-н-ролла тянет зловонием
В гиблой трясине раболепной любви
Мы проиграли все свои войны
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой
Дождь из пепла льётся из глаз
Чёрная бездна смотрит на нас
Дальше не будет дороги другой
Если ты в пекло, я — за тобой.
О каком полковнике поётся в главном хите «БИ-2»
Незаменимых у нас, как известно, нет. Балабанов, вместо песен ДДТ, наполнил свой фильм музыкой не таких известных исполнителей. Взял, так сказать, количеством и стал главным продюсером русского рока нулевых.
Прозвучала в «Брат 2» и группа БИ-2 со своей песней «Полковнику никто не пишет». Песня, после выхода фильма, зазвучала из каждого утюга, а к группе пришла популярность.
Ребята, кстати, молодцы. По сей день держатся.
Песня эта звучит довольно абстрактно. В припеве поётся о неком полковнике, но куплеты не позволяют понять причём здесь он.
Придётся искать историю песни.
А история относит нас к литературе. Точнее, к произведению Габриэля Гарсиа Маркеса. Собственно, книга так и называется «Полковнику никто не пишет», а повествуется в ней, как несложно догадаться, об одиноком полковнике который долгие годы ждет письма по поводу обещанной пенсии.
Дядя Шуры БИ-2, под впечатлением от этого произведения, написал стихи и отдал их своему музыкальному племяннику.
Оригинальная версия стихов канула в лету, а вот строчка о полковнике, музыкантов зацепила. Припев был готов, а куплеты родились в пустой электричке Мельбурна. Тут вам и город большой и поезд пустой.
Выходит, что поётся то вроде о вполне конкретном полковнике. Но от героя Маркеса взят лишь образ одинокого человека в большом и пустом пространстве.
Хедлайнер «Кинопроб» БИ-2: «Летчик» как метафора безысходности
Но видеоряд движется вперед и то, что развертывается перед глазом — не иначе как трансляция этого самого желания, все-таки не будем забывать, что на самом деле никакая это не звезда, рухнувшая за своей ненужностью на небосклоне, а самолет, который гравитация сейчас притянет к земле, — то ли по причине меткого вражеского попадания, то ли поломки механизма, диверсию исключать не будем, то ли просто руки пилота устало-равнодушно сползли со штурвала, потеряв с ним связь. Последнее — вероятнее всего. Несмотря даже на признание:
Над пустыней был торжественно расстрелян.
Поскольку дальше уточняется:
И вот это «достали» можно вполне интерпретировать как заели, затретировали, загнали. Поставили в рамки безысходности, когда лишь
С одной стороны, награда, результат недосягаемы, как оные, с другой — также призрачны.
И в таком срезе самолет, впрочем, даже не он, но груда обломков представляются Голгофой. На которую, не будем забывать, Христос взошел добровольно:
Это также говорит в пользу того, что летчик сам отпустил штурвал.
И здесь встает один единственный вопрос: почему, — ответ на который мы и получим, если разгадаем ребус: а что же загадал «сбитый летчик», — то есть пойдем методом от противного. В том, что клип как раз и повествует об этом — сомнений нет никаких, о чем свидетельствует сам автор Лева Би-2:
Я давно сочинил этот трек, и он, как и многие другие, хранился у меня на винчестере. Но для каждой песни, как и для каждого слова и действия, есть свое время. Однажды ночью, когда у нас был очередной долгий перелет, я не мог уснуть и думал о разном. Я смотрел в иллюминатор в черное ночное небо и думал: что чувствуют сбитые летчики, падая на землю, о чем они думают? Где грань между «точными расчетами» и предательством, героизмом и глупостью, долгом и отчаяньем…
Но, думается, творение далеко вышло за пределы авторского замысла, став метафорой духовного поиска, точнее, его безрезультатности, тотальной, беспросветной усталости и экзистенциальной тоски, заполнившей душу лирического героя полностью и без остатка. Как смертоносный вирус, который пожирает на своем пути все живое.
К такому подходу подталкивает сам образ летчика, ибо небо издавна ассоциируется с духовной сферой. Таким образом, протагонист — это еще и духовный искатель. Правда, разуверившийся в том, что он что-то может найти:
Потеряв надежду, взвесив душу в храмах, /Все апостолы уходят на рекламу.
Далеко не случайно поэтому всплывает образ пустыни — мертвого песка. Хоть в клипе и наличествует вода — доподлинно мы и не знаем, отравленная она или чистая — ни одного живого растения в нем нет. Полный триумф безжизненности. И триумфатор — наш герой, перед слабым взглядом которого проходит видение…
Ему мерещится прекрасная девушка, в белом и прозрачном, но она недосягаема, как и звезды. Вообще, кажется, что она из другого, не этого мира: когда камера показывает нам ее — цвета резко меняются, подчеркивая иномирность происходящего.
Более того: этот образ девушки может трактоваться и как символ небесного, духовного мира — Вечная жена или Прекрасная дама. Но сказать, что о ней мечтает герой — не выходит, поскольку желание загадывается, дабы оно исполнилось. Здесь же налицо недостижимость. Именно в нее и упирается мысль летчика.
Поэтому он и не ищет спасения. Помните, мальчик-кочевник пытается его спасти, но он буквально отказывается? Мальчик упорно тащит его за парашют, но потуги — не стоят свеч.
Тотальная усталость охватила все члены:
…Но тело плохо подчиняется приказам.
Насколько важен результат моей работы? /Теперь на это мне плевать с высокой ноты!
И когда его уже водружают на носилки, это больше напоминает ритуальное действо похоронного обряда. Видимо, так кочевники провожают своих усопших в загробный мир. Или вообще это «работники» другого света.
Смерть — единственный выход. Герой — в западне. О чем и говорят примчавшиеся истребители, будто инфернальные осы.
Даже если его падение — «результат их работы», это ничего не меняет. Посыл остается прежним и неизменным.
Взрыв — естественный финал.
Летчик не мог спастись.
И у них действительно получилось сделать первоклассную вещь: «Летчик» прекрасен как трек и как клип. Что тут кривить душой — картинка идеально подходит тексту, добавляет новые смыслы, усиливает уже присутствующие, точно ее делали не под строки, но она родилась вместе со словами.
А это, в свою очередь, говорит о том, что музыкантам удалось выразить то, что они хотели. Усталость современной души. Отсутствие духовных ориентиров. Бессмысленность существования. Тщетность любых попыток что-то изменить.
И «Летчик» оставляет сильное впечатление. Очень сильное.
Играет музыка невыносимо громко, /И в вальсе кружатся горящие обломки.
После прослушивания/просмотра возникает такое чувство, будто ты и есть этот «сбитый летчик». Самим собой. Самим существованием.
Лежишь в пустыне. И ждешь. Когда же громыхнет и разнесет тебя на ошметки.