блудная страсть что это

Бес блуда – чем опасна блудная страсть

Понятие блуда в христианстве

Слово «блуд» имеет общий корень со словами «блуждать» и «заблуждаться». Именно в них кроется главный смысл рассматриваемого нами понятия. Блуд – это, прежде всего, духовное «блуждание» человека, его отклонение от истинного пути. Физический разврат является лишь следствием духовного блуда, то есть неверия и уклонения от Божьего промысла. Блудить – значит впасть в раскол, ересь, идолопоклонство или безбожие. О духовном блуде повествует весь Ветхий Завет: человек отпал от Творца, потерял рай, духовно «заблудился». Священное Писание называет такого человека блудным сыном (Лк. 15:11-32).

Блуд и прелюбодеяние

Господь благословил брак и телесную связь законных супругов. Она делает их «одной плотью» (Еф. 5:31), способствует укреплению и развитию семьи. Брак – это задуманная Богом школа любви и целомудрия для человека, один из путей ко спасению (наряду с монашеством). Блудное преступление против брака выделено в отдельный вид греха, поскольку прелюбодеяние – это не только угождение похоти и осквернение плоти. Это ещё и разрушение благословенного Богом союза, священной связи между мужчиной и женщиной. Прелюбодей совершает предательство по отношению к супруге (или супругу) и своим детям. Преподобный Исидор Пелусиот учил:

«Прелюбодейство нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю жизнь человеческую» («Письма»).

Как бес блуда губит душу человека

Бес блуда попирает Божественный замысел о человеке, оскверняет его тело и душу. В основе этого греха лежит эгоистичное и безответственное стремление к достижению собственного удовольствия. Для блудника другой человек является не Божьим творением, а лишь объектом для удовлетворения.

Разврат делает невозможным присутствие Господа внутри человека. Игумен Пётр (Мещеринов) отмечает:

«Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет».

Таким образом, блуднику недоступна радость единения с Богом. И если он умер без покаяния, то его душа в таком состоянии пребывает и в загробном мире. Поэтому в Священном Писании сказано, что блудники и прелюбодеи не унаследуют Царствие Небесное (1Кор.6:9-10). Эти грешники перечислены в одном ряду с идолослужителями, ворами и убийцами.

В христианстве блуд считается одним из восьми смертных грехов, среди которых, например, гордыня, гнев и уныние. Всё это особенно тяжкие грехи, приводящие к духовной гибели души. От блуда предостерегает 10-я Божья заповедь Ветхого Завета (Исх. 20:14). В Новом Завете Христос выводит заповедь на новый духовный уровень. Спаситель призывает нас не согрешать блудом даже в помыслах:

«Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28).

Приведём также слова святителя Макария Великого про блудные помыслы:

«Если ты видимо соблюдаешь тело свое от растления, но творил блуд внутренне, в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое» («Духовные беседы»).

Как бороться с блудом

Блудный грех очень страшен своей разрушительной духовной силой. Но Господь милостив к падшему человеку и ждёт его раскаяния. Спаситель не осудил блудницу и сказал ей:

Как избавиться от блудной страсти? Прежде всего, нужно контролировать свои помыслы, так как они являются виновниками греховных поступков (Мф. 15:19). Архимандрит Рафаил (Карелин) отмечает:

«Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы».

В борьбе блудом христиане молятся святым, которые успешно преодолели эту страсть или же пострадали за своё целомудрие: Марии Египетской, Иоанну Многострадальному, Фомаиде Египетской и Моисею Угрину.

Авва Исаия учил, что бес блуда разжигается из-за празднословия, гордыни, любви к красивой одежде и чревоугодия («Отечник»). Поэтому для успешной борьбы с блудом необходимо отсечь все вышеперечисленные поводы для него. Действенными средствами в борьбе со страстями являются смирение, пост и добрые дела. Вот что о посте говорит протоиерей Андрей Ткачёв:

«Блуд возможен только после насыщения и почти неизбежен после пресыщения. Отнимая у тела некую часть необходимого, мы убиваем гнездящиеся в нем страсти».

Блудная страсть побеждается только с помощью Божественной благодати. Чтобы питать ею своё сердце, необходимо регулярно молиться дома, участвовать в церковных богослужениях и таинствах. Прежде всего, в Исповеди и Причастии. Не следует подробно рассказывать священнику о своих блудных грехах. На Исповеди достаточно лишь назвать конкретный грех, но с твёрдым намерением больше не совершать его.

Молитва об избавлении от блудных помыслов

Бо́же Вседержи́телю, всю тва́рь прему́дростию созда́вый, мене́, па́дшаго мно́гими согреше́ньми, Твое́ю воздви́гни руко́ю: пода́ждь ми Твою́ по́мощь, и сподо́би мя от мирски́х свободи́тися искуше́ний, от диа́вольских сете́й, и от плотски́х похоте́й. Умилосе́рдися и прости́ ми вся, ели́ка Ти согреши́х во вся дни живота́ моего́; пома́жи ду́шу мою́ еле́ем благода́ти и щедро́т Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, с Ним же Тебе́ и Свято́му Ду́ху подоба́ет вся́кая сла́ва во ве́ки. Ами́нь.

Источник

БЛУДНАЯ СТРАСТЬ

1. От каких причин восстает в человеке брань любодеяния?

Брань любодеяния восстает в человеке от многоядения, от многопития, от многого сна, от превозношения и величания, когда кто мнит о себе, что он лучше братий, что благоговейно служит Богу, что проводит целомудренную жизнь, когда осуждает других и считает их грешными. Без этих причин брань любодеяния не восстает в человеке. Если удержишь чрево, не будешь осуждать никого из согрешающих, не будешь думать о себе, что хорошо живешь или что дела твои благоугодны Богу, то брань любодеяния отступит.

Стр. 442 (23 от слов: «Брань. до отступи»)

Соль – от воды; но когда прикоснется к воде, тает и пропадает. Так и инок: он рожден от жены, но если прикоснется жене, тает, погибает и умирает смертию душевною, если не покается.

2. От каких пяти причин усиливается блудная брань?

Он говорил: от пяти причин усиливается блудная брань: 1) от празднословия, 2) от тщеславия, 3) от много сна, 4) от любления красивой одежды, 5) от пресыщения. Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие да заменит молитвословием, тщеславие смирением Христовым, многий сон бдением, красивые одежды рубищем, объядение воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи. (Авва Исаия).

Юный отнюдь не должен носить хорошей одежды, доколе не достигнет в возраст мужа. Это служит врачевством от блудной отрасти. (Авва Исаия).

3. Как должно поступать человеку, когда его борет блудная страсть?

Если борет тебя блудная страсть, то удручай в смирении пред Богом тело твое трудами и воздержанием; вместе с этим не дозволяй сердцу пленяться сладострастными помыслами и ощущениями, – и обретешь покой. (Авва Исаия).

4. Чем препобеждается блудная страсть?

Брат спросил авву Агафона о блудной страсти. Старец сказал ему: пойди, повергни пред Богом силу твою и найдешь успокоение.

Вот средство, преподанное из сокровищницы духовного разума и указывающее, что основание блудной страсти – гордость. Адам, когда восхотел быть равным Богу и доказал желание делом, тогда утратил духовное ощущение непорочности, низшел к плотскому ощущению вожделения жены, этим вожделением приложился к скотам несмысленным и уподобился им.

Брат спросил авву Пимена, говоря: что делать мне? я борим блудною и гневною страстями. Старец отвечал: в разрешение этого вопроса Давид сказал, что он льва поражал и умерщвлял, а медведя удавлял. Это значит: гнев должно отгонять и истреблять, а плотское вожделение удавлять воздержанием.

5. Всегда ли должна душа человека быть готовою противостать блудному бесу?

Еще сказал: Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым, так душе должно быть всегда готовою противостоять бесу блудному. (Авва Исаия).

Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Блудная страсть что это

Блуд – 1) физи­че­ская бли­зость лиц, не состо­я­щих в закон­ном браке; 2) всякое укло­не­ние чело­века от Божьего про­мысла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. Явля­ется второй из восьми глав­ных стра­стей. Грех супру­же­ской измены назы­ва­ется пре­лю­бо­де­я­нием.

Хри­сти­ан­ство при­знает две формы устро­е­ния жизни чело­века в сфере пола: брак и без­бра­чие (цели­бат). Блуд как иска­же­ние отно­ше­ний между полами и зало­жен­ной в них Боже­ствен­ной цели есть грех, ибо он пред­по­ла­гает лишь дости­же­ние чув­ствен­ного само- или вза­и­мо­на­сла­жде­ния. Про­яв­ля­ясь в виде помысла, стра­сти, раз­вра­ща­ю­щих слов и т.п., блуд пося­гает на чистоту и цело­муд­рие чело­века. K блуду при­чис­ля­ются также про­сти­ту­ция, гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния, кро­во­сме­ше­ние, руко­блу­дие (мастур­ба­ция, мала­кия).

Что такое духов­ный блуд?

Тема «духов­ного» блуда чело­ве­че­ства явля­ется одной из глав­ных в Ветхом Завете. Чело­век, отпав­ший в раю от Бога, поте­ряв­ший Его в исто­рии, утра­тил истин­ный смысл жизни, «заблу­дился». Отпав­шего от Бога чело­века цер­ков­ное пре­да­ние назы­вает блуд­ным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блуд­ными явля­ются деяния людей, сви­де­тель­ству­ю­щие об их без­бо­жии. Блу­дить озна­чает также впасть в раскол или ересь.

Физи­че­ский и духов­ный блуд тесно свя­заны между собой. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в раз­деле, посвя­щен­ном нрав­ствен­но­сти, состо­я­ние совре­мен­ного обще­ства харак­те­ри­зу­ется как духов­ный кризис, к про­яв­ле­ниям кото­рого сле­дует отне­сти: мас­со­вое бого­от­вер­же­ние, про­па­ганду идеи «сек­су­аль­ной рево­лю­ции», при­вед­шей к потере смысла брака и ощу­ще­ния гре­хов­но­сти блуда…

Что сти­му­ли­рует блуд­ную страсть?

От пяти причин уси­ли­ва­ется блуд­ная брань:

Жела­ю­щий устра­нить от себя брань блуда да хра­нится от упо­мя­ну­тых пово­дов к ней: празд­но­сло­вие да заме­нит молит­во­сло­вием, тще­сла­вие сми­ре­нием Хри­сто­вым, многий сон бде­нием, кра­си­вые одежды руби­щем, объ­еде­ние воз­дер­жа­нием от изли­ше­ства в пище. Стра­сти дер­жатся одна за другую, как звенья в цепи.

Мыс­лен­ный блуд

О блуде в Свя­щен­ном Писа­нии

В Ветхом Завете 7‑я запо­ведь Мои­се­ева дека­лога – «не пре­лю­бо­дей­ствуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не про­во­дит четкой гра­ницы между поня­ти­ями пре­лю­бо­де­я­ния и блуда, поэтому эта запо­ведь отно­сится ко всем слу­чаям нару­ше­ния поло­вой морали.

В Новом Завете при­сут­ствуют гораздо более стро­гие поня­тия о цело­муд­рии, об отно­ше­нии к телу, соот­вет­ству­ю­щие открыв­ше­муся высо­чай­шему пред­на­зна­че­нию чело­века – еди­не­нию с Богом: тело же не для блуда, но для Гос­пода, и Гос­подь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апо­стол Павел назы­вает тело храмом живу­щего в хри­сти­а­нах Свя­того Духа (см. 1Кор.6:19 ) и про­ти­во­по­став­ляет образ жизни греш­ника, ста­но­вя­ще­гося одним телом с блуд­ни­цей, соеди­не­нию веру­ю­щего с Телом Христа – Его Цер­ко­вью (см. 1Кор.6:15-17 ).

Хри­стос обра­щает вни­ма­ние на то, что пре­лю­бо­де­я­ние (как и блуд) совер­ша­ется прежде всего в сердце чело­века, т.е. в мысли и чув­стве: Kто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любо­де­я­ние ука­зы­ва­ется Хри­стом в числе злых помыс­лов, исхо­дя­щих из сердца и осквер­ня­ю­щих чело­века (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), цело­муд­рие же апо­стол Павел назы­вает Божиим освя­ще­нием хри­стиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечи­стота не должны даже име­но­ваться у хри­стиан, как при­лично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим опре­де­ля­ется участь блуд­ни­ков и пре­лю­бо­деев, кото­рые Цар­ства Божия не насле­дуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд рас­тле­вает душу и тело, охла­ждает чело­века в его стрем­ле­нии к Богу, раз­лу­чает с Богом.

Вместе с тем при­шед­ший при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию ( Мф.9:13 ), давший каж­дому чело­веку воз­мож­ность очи­ститься от грехов, Гос­подь пока­зы­вает пример милу­ю­щего отно­ше­ния к пад­шему чело­веку. Обли­чая гор­дыню и лице­ме­рие обви­ни­те­лей, Хри­стос гово­рит при­ве­ден­ной к Нему блуд­нице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Рас­ка­яв­ши­еся блуд­ницы, кото­рым Гос­подь обе­щает лучшую участь, нежели пер­во­свя­щен­ни­кам (см. Мф.21:31 ), стали вер­ными Его уче­ни­цами.

Борьба с блудом в аске­ти­че­ской прак­тике Церкви

Блуд пред­стает как одна из основ­ных стра­стей в аске­ти­че­ском учении Церкви. Наряду с чре­во­уго­дием блуд отно­сится к плот­ским стра­стям, т.е. стра­стям, свя­зан­ным с потреб­но­стями тела. Апо­стол Павел и святые отцы особо под­чер­ки­вают, что всякий грех совер­ша­ется вне тела, а блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела ( 1Кор.6:18 ). Блуд­ная страсть есть резуль­тат посто­ян­ного согла­ше­ния с блуд­ными помыс­лами и раз­ви­тие навыка к блу­до­де­я­нию, пси­хо­фи­зи­че­ская потреб­ность в нем.

Аске­тика тесно свя­зы­вает блуд с похо­тью. Под похо­тью пони­ма­ется не поло­вое жела­ние как тако­вое, ибо оно дано чело­веку в браке как сила при­тя­же­ния соеди­ня­ю­щихся, а иска­же­ние отно­ше­ний полов в резуль­тате гре­хо­па­де­ния, свя­зан­ное с эго­из­мом, жаждой власти: виде­ние в другом чело­веке лишь объ­екта для удо­вле­тво­ре­ния.

Блуд, как и любая другая страсть, побеж­да­ется сми­ре­нием, доб­ро­де­тель­ной жизнью по Божиим запо­ве­дям, рас­кры­тием себя для дей­ствия Божией бла­го­дати через Таин­ства Церкви. Душевно-телес­ная при­рода блуда пред­по­ла­гает особые сред­ства прак­ти­че­ской борьбы с ним. Для победы над блуд­ной стра­стью полезны воз­дер­жа­ние, уеди­не­ние, без­мол­вие. Согре­шив­шему чело­веку Гос­подь дает время на пока­я­ние. Цер­ков­ная дис­ци­пли­нар­ная прак­тика соеди­нила вет­хо­за­вет­ную нетер­пи­мость к блуду с пас­тыр­ской любов­ной забо­той о греш­нике. Kано­ни­че­ское право отли­чает блуд от пре­лю­бо­де­я­ния, нака­за­ния за кото­рое вдвое строже, чем за блуд.

Цер­ков­ные каноны о блуд­ном грехе

Миря­нин за блуд отлу­ча­ется от при­ча­ще­ния на 7 или на 9 лет по пра­ви­лам Васи­лия Вели­кого или Гри­го­рия Нис­ского, но срок епи­ти­мии может быть сокра­щен. Kли­рики, впав­шие в блуд, извер­га­ются из сана, но не лиша­ются при­ча­стия, т.к. за одно пре­ступ­ле­ние не воз­ла­га­ется двой­ное нака­за­ние. На прак­тике при при­ме­не­нии кано­нов Цер­ковь учи­ты­вает кон­крет­ную духовно-исто­ри­че­скую обста­новку.

Явля­ется ли блудом брак без вен­ча­ния?

Цер­ковь отно­сится с ува­же­нием к браку, заклю­чен­ному в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством госу­дар­ства, не считая его блудом, но в отсут­ствие цер­ков­ного вен­ча­ния при­знает его духовно несо­вер­шен­ным.

О борьбе с блуд­ной стра­стью.

Борьба с блуд­ной стра­стью – это, прежде всего, трез­ве­ние ума и сердца, то есть свое­вре­мен­ное обна­ру­же­ние и немед­лен­ное отсе­че­ние нечи­стого помысла (образа), что воз­можно лишь в свете посто­ян­ной молитвы; обра­ще­ние гнева против нечи­стых помыс­лов (обра­зов); посто­ян­ный труд, испо­ведь и откры­тие помыс­лов своему духов­ному отцу, настав­нику; борьба с чре­во­уго­дием, скром­ность в одежде и пове­де­нии, неосуж­де­ние, мол­ча­ние и разум­ное уеди­не­ние во время осо­бенно силь­ных напа­де­ний блуд­ного духа и, глав­ное, нели­це­мер­ное, глу­бо­кое сми­ре­ние. Святые Отцы гово­рят: «Цело­муд­рие – сово­куп­ность всех доб­ро­де­те­лей».

Как испо­ве­до­вать блуд­ные грехи?

Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский давал такую реко­мен­да­цию: «Каса­тельно же того, что вы затруд­ня­е­тесь ска­зать духов­нику о неко­то­рых пред­ме­тах, скажу вам: мыс­лен­ные при­ра­же­ния страст­ных плот­ских помыс­лов не изъ­яс­няйте подробно, а просто гово­рите: «побеж­да­юсь плот­скими помыс­лами»; довольно и сего».

«Телес­ное вожде­ле­ние увя­дает от испо­веди более, чем от поста и бдения», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Если же согла­сие с помыс­лом выра­зи­лось уже в каком-либо дей­ствии, то опять же стыд не должен стать пре­пят­ствием к испо­веди, напро­тив, пере­жи­ва­ние этого стыда можно назвать нача­лом вра­че­ва­ния. Есть выска­зы­ва­ние, что « блуд­ные грехи стыдом сго­рают ».

Блуд­ные грехи испо­ве­дуют без подроб­но­стей, только назы­вая их. Напри­мер: согрешил(а) блудом (пре­лю­бо­де­я­нием, поло­выми извра­ще­ни­ями, она­низ­мом, блуд­ными помыс­лами…).

Почему интим­ные отно­ше­ния вне брака – грех, а в браке бла­го­сло­венны?

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Поло­вая бли­зость ничем не гре­ховна, когда муж­чина и жен­щина нахо­дятся в опре­де­лен­ном состо­я­нии – в браке. Когда же поло­вая бли­зость ста­но­вится над­ру­га­тель­ством над браком, нынеш­ним или буду­щим, раз­ру­ше­нием и гибе­лью брака и лич­но­сти, – тогда она, разу­ме­ется, гре­ховна.

Брак, создан­ный и бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом, служит для взра­щи­ва­ния и умно­же­ния любви между людьми. Но люди, к сожа­ле­нию, зло­упо­треб­ляют полу­чен­ными дарами – и от этого неис­чис­ли­мые скорби. Возь­мите пример: пусть у вас есть авто­мо­биль. Если он ваш – пре­красно, он при­не­сет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точ­но­сти такой же авто­мо­биль, только не ваш, а кра­де­ный – от него одно зло, вы поне­сете нака­за­ние по заслу­гам. Поло­вая бли­зость без брака – кра­де­ная.

игумен Петр Меще­ри­нов:

Чем стра­шен блуд, можно отве­тить только с рели­ги­оз­ной точки зрения; со всех осталь­ных пози­ций всегда будет воз­мож­ность контр­ар­гу­мен­тов.

С рели­ги­оз­ной же т.зр. ответ таков: блуд изго­няет из сердца чело­века Свя­того Духа. Блуд­ная нечи­стота и Дух Святой сосу­ще­ство­вать не могут: или одно, или другое. А ничего более страш­ного для чело­века, чем остаться вне Бога, нет (соб­ственно, ад – и есть суще­ство­ва­ние без Бога). Хри­стос обра­тил на это особое вни­ма­ние, сказав, что кто только лишь воз­зрит на жен­щину с вожде­ле­нием…, и т.д.

Тут же воз­ни­кают два след­ствен­ных вопроса:

Потому что так устроен духов­ный мир. Бог так устроил, нра­вится нам это, или нет. Это всё равно, что если чело­век выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разо­бьётся – таковы законы мира, в кото­ром мы живём; и с ними нера­зумно не счи­таться.

2) А как же брак? ведь те же самые плот­ские отно­ше­ния, кото­рые вне брака счи­та­ются столь боль­шим грехом, в браке законны и не гре­ховны?

В браке плот­ские отно­ше­ния явля­ются всего лишь завер­ше­нием уже име­ю­щихся духов­ных и душев­ных связей (а у хри­стиан ещё и Таин­ства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встро­ены в тво­ре­ние, кото­рое «хорошо весьма»; вне брака они попи­рают Божий замысл о мире и чело­веке.

«Блуд – не под­го­товка к браку, а состо­я­ние, ему про­ти­во­по­лож­ное», – опре­де­лил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу жен­щину.
– Что съест­ное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: жен­щину или хлеба?
– Хле­бушка, отче.
– Возьми и научись сам сми­рять свою плоть и не захо­чешь блуда».
Из книги «Бого­любцы: рас­сказы о подвиж­ни­ках бла­го­че­стия совре­мен­ной Греции, мона­хах и миря­нах».

Источник

О блудной страсти с умеренным оптимизмом: интервью с протоиереем Андреем Ткачевым

Почти неделя времени между днями памяти двух великих киево-печерских подвижников — прп. Иоанна Многострадального (31 июля) и прп. Моисея Угрина (8 августа). Оба они известны своей молитвенной помощью в борьбе со страстью блуда.

Прп. Иоанн так противостоял ей, что закопал себя на весь Великий пост по грудь в землю, а она в виде змея нападала на святого, так что всё его тело горело нестерпимым огнем. А прп. Моисей, поступив в Киево-Печерскую Лавру уже сильно покалеченный за свое желание сохранить целомудрие, имел от Бога дар одним ударом посоха исцелять иноков от бушевания плоти.

В наши дни мы в землю не закапываемся, значит ли это, что блудная страсть для нас не так актуальна, как много сот лет назад для печерских подвижников? Если есть разница между голодом телесным и перееданием с излишествами, то, может, не всякое плотское движение является признаком блудной страсти? Где граница ответственности человека за свои желания, если, например, женщине Сам Господь сказал: «К мужу твоему влечение твое».

Эти и другие вопросы мы решили задать протоиерею Андрею ТКАЧЕВУ, публицисту и проповеднику, настоятелю двух киевских храмов — во имя прп. Агапита Печерского и во имя свт. Луки Крымского, объединенных в один приход, известный своей активной миссионерской деятельностью.

Беседа состоялась в день прп. Иоанна Многострадального. Ко дню памяти прп. Моисея Угрина предлагаем ее вниманию читателей.

«Мы все капитулянты перед блудом. Потому и войны нет, что все сдались»

– Отец Андрей, для кого разговор об этой страсти актуален, если он сегодня актуален вообще?

– Один человек просил о помощи другого человека: я мучаюсь от разных помыслов. А тот ему говорит: если бы у тебя не было помыслов, у тебя были бы дела…

Если человек не распознает у себя помыслов блуда, которые он ощущает как вторжение в себя и что-то чужое, значит, он настолько погружен в блуд, что даже этого не замечает.

– Но ведь видимых проявлений нет. Нельзя сказать, что, например, в православной среде нравы распущены…

– Нет видимых проявлений по части совершения блудных дел, в этом смысле? Во-первых, это только «кажется». А во-вторых, уровень биологической активности человека уменьшился. Раньше пост нужен был, например, для реального ослабления плоти, потому что человек был силен и здоров. В каком-то недавнем для нас XIX веке мужчина, как пишется в житии старца Силуана, мог съедать на Пасху яичницу из 200 яиц, убивать кулаком быка-трехлетку (у Шолохова такие казаки есть в каждой станице).

А за последнее столетие человек серьезно упал в витальной силе, он стал слаб. И ему сейчас пост не нужен как способ обуздания плоти — плоть и так немощна. Пост уже переключился на информативную сторону: нужно ограничиваться от информации, отсеивать ненужное, дать покой голове, глазам, языку; молчать, удаляться от раздражителей, искать тишины.

Что касается блуда… Нет поползновений на какие-то жуткие безобразия? — Ну и слава Богу, что нет. Но мне кажется, что мы – дети современной цивилизации – все капитулянты перед блудом. Потому и войны нет, что все сдались (это если говорить в макромасштабах). Этот фронт сдан, и поэтому воевать не с кем. А вот войну ощущают те, кто вдруг сказал Богу: «Все, я иду к Тебе, Боже, прочь от всякой скверны». И пошел. И начал делать что-то такое, что чуть-чуть похоже на то, как боролись Печерские подвижники. И вот тогда эта дремлющая, бездельничающая злая сила, вдруг с удивлением обнаружив одного не умершего «могиканина», приходит к нему и начинает с ним воевать. И тогда с ним происходит буквально то же самое, что было у Иоанна Многострадального.

Эта борьба сохраняет свою актуальность для всех людей. Где есть борьба, там есть обнаружение диавола. Когда борьба есть, тогда он обнаруживает свое присутствие. Зачем обнаруживать свое присутствие рядом с неборющимися людьми? Чтобы они умерли от страха.

Как по мне, так этот вопрос вполне понятен. Наша цивилизация – это цивилизация людей, капитулировавших перед многими грехами и перед блудом в частности.

Перед сребролюбием мы капитулировали. Перед самолюбием – тоже. Мы любим себя, хотим жить комфортно, любим деньги, и блуду поработились в разных его формах, включая мысленную.

– И что делать?

– Хороший вопрос. Прежде всего, надо быть честным с самим собой, мне кажется. Не нужно из себя изображать то, что ты не есть. Не нужно изображать из себя христианина первых веков. Не нужно из себя изображать победителя над страстями. Нужно ничего из себя не изображать и честно попытаться понять: «Кто я такой на самом деле?»

Поняв, кто я такой, нужно понять, что я могу. И вот этот честный образ жизни перед лицом Божиим, будет, наверное, спасительным.

Что делать? Господь не поменялся, Он во веки тот же. Нужно искать Его, и на пути к Нему найти и себя самого, потому что мы себя не знаем. Возможно, это звучит очень обще, но нужно спрашивать, где Господь. Написано у пророков, что наказаны будут священники за то, что с раннего утра не спрашивали, где Господь. Нужно искать Бога и стремиться к Нему. И только на этом пути человек начинает обретать себя самого, и скрытое в нем проявляет себя.

В свернутом виде все грехи в нас присутствуют, и покаяние нужно принести Богу не только за содеянные тобою факты греховной биографии, но и за то, что скрыто присутствует в тебе, чего ты сам о себе не знаешь.

Есть такой сказочный оборот: готов ли ты отдать мне то, о чем ты сам у себя дома не знаешь? Как правило, люди готовы. И то, что люди о себе не знают – оно либо самое дорогое у них, либо самое страшное в них. По части грехов, наверное, самое страшное в нас — это то, что мы о себе не знаем. А самое дорогое – это то, что мы меньше всего ценим. Наверное, так.

Думаю, что все мы, люди, пребываем в преступном состоянии души и ума, при котором не знаем о себе ни хорошего, ни плохого. Лучшее в себе мы не ценим, страшного в себе мы не боимся. Поэтому и спасти человека, наверное, нельзя, потому что он сам себя не знает. Кого спасать, если вместо тебя, человека, одна сплошная иллюзия, одни сплошные представления о себе и набор масок…

Духовная жизнь обнажает человека. Она не превращает его автоматически в подвижника, но снимает с него маски. Наши рахитичные, какие-то паралимпийские попытки изобразить великанов духа — они уродливы на самом деле. Наш пост, наши молитвы, наше духовное обучение, вообще, наш образ жизни – часто бывают уродливы, к сожалению.

Такие слова, как «искушение», «гордыня», «ад», «утешение», «благодать», «рай», «страсть», «посещение Божие», «увядшая страсть», «проснувшаяся страсть» – это все не какие-то архаичные термины, а реальные явления. И настоящие страсти — они тебя как псы грызут, и как осы жалят…

Чтобы положительно наполнить жизнь человека, нужно всю евангельскую лексику, которой мы так легко пользуемся, наполнить внутренним переживанием, живым ощущением. На самом деле, оно все есть. И вот тогда человек понимает, какой он, и в общей сложности это все рождает два слова: «Господи, помилуй!»

«И обжорство доходит до тошноты. Блуд же опасен тем, что не имеет конца»

– Отче, мы ушли вглубь темы, а можно несколько вопросов, которые на поверхности? Есть голод, когда хочется есть, а есть страсть, которая называется обжорство. Так и в этом случае: где разница между плотским голодом, который испытывает человек по своей природе, и блудной страстью, которая его борет. Как их различить?

– Дело в том, что древние считали, что телесные потребности человека в плане сексуального общения с противоположным полом так же естественны, как вкушение пищи. Что дыхание, что еда, что питье, что насыщение сексуальных потребностей и желаний – равноприродны, соответственно, не стыдны, не порицаемы, и нечего тут тень на плетень наводить. Так они считали.

Но апостол Павел говорит — и в этом есть новизна христианства — что «пища для чрева и чрево для пищи, но и то, и другое Бог упразднит. А вот тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела».

Новый Завет как бы вторгается, вбивает клин в эти понятия и говорит, что будет другая жизнь — без еды. Но вот тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела, поэтому благодать, реально действующая на человека, дает ему новый план бытия, при котором возникают новые интересы, а старые исчезают. Человек не упраздняется как мужчина, не исчезает как женщина, но у него появляется нечто главное в жизни, и это главное заставляет молчать то, что раньше громко говорило. Благодать, не изменяя природы, наполняет человека другим смыслом.

Наверняка каждый из нас знает по себе такие состояния, когда плоть молчит, если мы заняты чем-то серьезным: трудом, воспитанием детей, написанием научной работы, чтением хорошей книги или долгим выстаиванием служб в Великий пост. Тогда у тебя все второстепенное в стороне, и плоть молчит, покорствуя духу. Она находится как бы в священном рабском состоянии и исполняет свою работу.

Но нам известно и другое состояние, когда плоть начинает заявлять о своих правах как взбунтовавшийся плебс: «Я хочу!» Душа пытается что-то пищать в ответ, но ее не слышно. Плоть встает на дыбы, и все: человек уже одержим какими-то другими желаниями, не знает, что ему делать, как на огне томится… Нам всем известно и то, и другое. Мы все можем сравнить эти два состояния.

Есть борьба со страстью, когда страсть проснулась и требует своего, а ты не даешь ничего — вы схватили друг друга за горло и оба друг друга душите. Это ныне редкая вещь.

Читаем в патериках о том, что люди как борцы на арене схватывались со страстью: она их давит, а они – ее. Она человека разжигает, а он берет и не ест, например, весь день. Она его дальше жмет, а он спать ложится на пол, а не на кровать. Она его дальше жмет, а он начинает поклоны класть. Она то, а он – это, и он ее задавил или она его – по-разному бывает.

Мне кажется, современные люди совершенно разучились это делать. По части борьбы мы совсем потеряли опыт. Я извиняюсь, но и среди монахов трудно найти человека, который бы эту борьбу знал и вел бы ее терпеливо.

Есть другой вид борьбы: когда ты не борешься со страстью непосредственно, а как бы не замечаешь ее, продолжаешь делать свое, что-то хорошее. Например, ухаживаешь за больными. И пока ты за ними ухаживаешь, страсть подавлена благодатью и не проявляется.

Вот так, мне кажется, можно различить степени борьбы. То есть, можно идти выше нее, не замечая, а можно бороться с ней.

А как разграничить, естественно желание или нет? Сказано: «попечения о плоти не превращайте в похоти». Потребности в еде и одежде – естественные, но могут перерастать в обжорство, в лакомство, в щеголянье какое-то.

Блуд опасен тем, что не имеет конца. И обжорство доходит до тошноты. Любой самый толстый человек, если даже не решится бегать по утрам, может сделать липосакцию. А вот блуд имеет тенденцию развиваться все больше и больше, доходит до самых диких форм удовлетворения расплодившихся страстей, о существовании которых в себе человек даже и догадываться не мог. Блуд расширяет поле своей деятельности и на каком-то этапе меняет человека так, что тот уже не может смотреть на мир более-менее чистым взглядом, но в каждом видит сексуальный объект. Блуд меняет сам взгляд на мир.

И в этом смысле нужно оценить роль брака. Естественной преградой для блуда является брак — не аскетизм, а именно брак. Брак вводит половую сферу в четкое русло, дает ей некий закон. В этом смысле брак неоценим, особенно тогда, когда у человека пропадают силы и возможности бороться с блудом. Тогда достоинства брака возрастают.

Были времена, когда люди были духовно более сильны и могли себе позволить относиться к браку пренебрежительно. У апостола написано: неженатые думают, как угодить Господу, а женатые – как угодить жене/мужу. Апостол всем рекомендовал оставаться как он – холостым.

Но сегодня, когда мы все меньше и меньше можем служить Господу, достоинство брака возрастает. Брак уцеломудривает человека, совершает самое первичное и необходимое насыщение сексуальных потребностей, причем насыщение законное, Богом подаренное, не давая похотям развиваться в нечто противоестественное.

«Думаю, в Царствии Небесном нас ожидает освобождение от томления плоти»

– Вы упомянули о словах апостола, что и пищу, и чрево Господь упразднит. А есть идеи, как будет обстоять дело с другими телесными желаниями? Денется ли куда-нибудь то «жало в плоть», о котором говорит апостол, и в котором многие подразумевают сексуальное общение между мужчиной и женщиной?

– Не знаю, денется ли. Здесь уместно рассуждать, как бы это было, если бы не было грехопадения. А как это будет потом, это трудно для размышления, это вопрос будущего, которое еще не подарено, оно только определено. Думаю, человека ожидает такая метаморфоза, сравнимая с превращением гусеницы в бабочку. Когда меняется все совершенно, когда ползающее существо становится крылатым.

– Все будут «пребывать как ангелы»?

– Думаю, да. Евангелие так учит. Нас ожидает освобождение от этого томления, связанного с плотью и всеми этими делами. Все это временно и функционально отомрет, потому что функция исполнит себя.

Вот Достоевский говорил (да и не только он), что человечество, размножаясь, стремится к некой цели. Поскольку человечество – это нечто единое. Один человек не может внутри себя, в одной своей жизни вместить достижения цели всечеловеческой. Каждый льет воду на общую мельницу. Мы потому и размножаемся, что сообща стремимся к общей цели. Ты сделал какую-то часть работы, оставляешь после себя потомство, и оно продолжает делать эту работу. Каждый что-то добавляет в эту копилку общечеловеческую.

В этом есть очень правильная интуиция. Почему западное общество перестало размножаться? Не хотят люди выходить замуж и жениться. Если женятся, то не хотят рожать, а если рожают, то одного-двух и говорят: «Стоп, хватит». Почему? Потому что они ощущают себя достигшими цели. Общество развито, что еще нужно? Интересно только разве что переселиться на другие планеты или раскодировать геном человека. «Мы живем комфортно и хорошо, наши права и потребности сбалансированы».

Человечество, размножаясь, стремится к некой цели, это однозначно. Почему монах не должен размножаться? Потому что он (или она) достиг цели, он Христу уневестился. Христа нашел? —Нашел. К Нему прилепился, за колени обнял? Что ты еще хочешь, куда тебе размножаться? Все! Достигший цели не размножается. А находящийся в пути продлевает себя в потомстве.

Поэтому в Царствии Божием упразднится необходимость размножения. Размножением человечества, достигшего Рая, будет воскрешение мертвых. Их уже столько было рождено, что все воскресшие, которые жили до этого, и составят полноту человечества.

А вот порассуждать, как бы это было, если бы не было грехопадения, вот это любопытная штука, может, не такая и легкая для размышления, не очень безопасная, но интересная.

Насколько мне известно, западные богословы, например, блаженный Августин, считали, что человек без похоти бы размножался, если бы не согрешил. Он бы бесстрастно привлекал к себе свою подругу так, как друг обнимает друга. И все это у людей не было бы связано с каким-то стыдом, страхом, накалом страстей, сердцебиением, бессонницей, мучительными фантазиями воспаленного воображения, ревности и прочего. Разум все это контролировал бы.

То есть, западные богословы думают, что человек контролировал бы умом все происходящее, все было бы, так сказать, холодно и бесстрастно.

А восточные думают наоборот, что это было бы так же естественно, как функции, скажем, глотания, моргания, которые не контролируются умом. Ум ведь не вторгается в 90% того, чем занимается тело.

Так бы и здесь было: функция размножения была бы отдана туда, где нет греха, но нет и ума, потому что грех возникает там, где есть ум.

Интересная тема для размышления: как бы это было, если бы мы не были грешны. Немножко понять, как бы это было, можно глядя на по-настоящему любящих людей, которые не изменяют друг другу, которые по любви женились. Впрочем, и у них есть место греху, потому что они тоже временами ревнуют, ссорятся, завидуют.

«Брак задуман Богом не для того, чтобы нести его как кандалы. Многое Богом создано, чтобы человек наслаждался»

– Вы говорите, брак сдерживает. Но брак тоже разный бывает. У одних всё легко — друг друга любят, и жить вместе в удовольствие, и заботиться друг о друге. А у других всё через силу: с трудом радость, с трудом близость, с трудом общение. Можно ли сказать, что те, кто в браке все делает через силу и заставляя себя, достойны порицания, а правильный образ жизни ведут те, у кого все легко?

– Нет, скорее, наоборот. Тот, кто через силу все делает, достоин похвалы, потому что все, что делается по долгу, через силу, имеет большую награду, чем то, что делается по любви и легко.

– Но почему бывает так? Ведь естественно любить детей, супруга/супругу, приходить домой, заботиться… Почему в какой-то момент всё может поменяться?

– Понимаете, мне кажется, что все естественное стало редкостью не сегодня и даже не вчера. Мы сейчас находимся в очень сложной ситуации, когда то, что естественно, уже перешло в разряд Красной книги. Умирает естественность.

А брак, заключенный не по любви или быстро растерявший любовь — это вообще катастрофа, это тюремное заключение. Я с трудом представляю, как вообще живут миллионы людей, находящиеся в браке по нужде, под давлением обстоятельств, по привычке, ради детей…

– Христиане попадают в эту категорию в первую очередь, потому что они не могут разводиться в принципе.

– Совершенно верно. Христиане одними из первых попадают в эту категорию, и они связаны большим количеством моральных обязательств. В таком случае, они, к сожалению, превращаются в рабов на галере. Тем, наверное, и спасутся те, кто донесет этот тяжкий крест до конца.

Но мне кажется, брак не для этого создан. Брак задуман Богом не для того, чтобы нести его как кандалы, а на пороге Рая эти кандалы сбросить и в Рай войти. Многое Богом создано, чтобы человек наслаждался и через радость познавал бытие. Бытие как источник радости и Бога как источник бытия.

Но, видимо, все так испортилось, что можно только охать и вздыхать о том, как самое святое превращается в обузу. Почему так? Это не наших мозгов дело, мы не сможем дать комплексный ответ. Может быть, люди спешат выйти замуж и жениться. Может быть, брак заключается под. давленим каких-то внешних обстоятельств – напором родителей или преждевременной беременностью. Может быть, личная незрелость толкает в объятия друг друга людей, и потом они, повзрослев, вдруг понимают, что рядом чужой человек.

Здесь очень много может быть всего. Но, однозначно, брак, не скрепленный подлинной любовью, — это наказание.

– А что делать?

– Это еще более тяжелый вопрос, нет на него ответа. Потому что мы имеем дело с конкретными супружескими парами. Но раз уже брак заключен, рождены дети, то что уж тут…

Хотя люди-волюнтаристы ничего не боятся, сбрасывают с себя всякое ярмо, которое им кажется несносным, ищут новое счастье, пытаются пускаться в авантюры, или же, сохраняя видимость брака, ищут жизнь по сердцу на стороне.

Сегодня очень возросла ответственность за вступление в брак.

– А насколько хорошо может быть в браке?

– В браке может быть хорошо до почти райского состояния. Брак – это реальное, максимальное подобие союза Христа и Церкви.

Но и самый серьезный брак должен пройти через серьезные испытания. Горечь возможной утраты должен пройти брак, потому что цена всего определяется страхом реальной потери. Либо это угроза смерти через болезни, либо разлуки через измену… Охладевание чувств и потом их воскрешение – через все это должен пройти даже самый успешный брак, мне так кажется.

Я вот что думаю: важно, чтобы каждый человек на каждом этапе своей жизни взрослел и адекватно взрослению менял отношение к миру и к себе.

Что имею в виду. Например, 3-летний ребенок. Его научили верить в Бога, у него есть какая-то вера в то, что есть Иисус Христос, есть Матерь Божья, есть заповеди, есть какие-то обязанности. Потом ему будет 7 лет. Он пойдет в школу, попадет в социум за пределами семьи. Его вера должна вырасти, то есть, 3-летняя вера в 7-летнем возрасте его уже не будет удовлетворять. Появляется много вопросов: почему в мире так много зла; почему есть вещи, которые я делать не хочу, но должен; а что об этом говорит Бог; Он смотрит на меня всегда или нет; что такое грех и так далее.

Потом будет 14 лет, и вера 14-летнего человека должна быть 14-летней. Потом будет 25 лет и в 25 лет человек не может верить 14-летней верой. Ему нужно верить адекватно. Потом ему будет 50, потом он должен будет умирать, и в каждый этот период вера должна быть адекватной. То есть, вера старика не равна вере ребенка.

То же самое, мне кажется, и с любовью. Люди познакомились, и у них есть своя некая доля любви. Если они желают на этой доле любви прожить всю свою жизнь, то это глупо. Потому что когда они женятся, через месяц у них уже будет вторая мера любви, совершенно отличающаяся от той, которая была на момент встречания. А потом они прожили два-три года, успели побить тарелки, попытались уйти к мамам, или еще что-то такое было, они узнали друг друга более глубоко – и в хорошем, и в нехорошем. И надо пройти через это все и любить друг друга с большей степенью ответственности. Если их любовь не подтянется вслед за ними, и опыт жизни не подтягивает к себе опыта совместной любви, тогда эта любовь останется в прошлом, отомрет как рудимент. Вот, собственно, и есть главная коллизия брачной жизни. Нужно, чтобы чувства взрослели вместе со взрослеющим человеком.

Потом, я думаю, люди должны влюбляться заново друг в друга после определенного периода, например, каждые 5-7 лет. Потому что, когда нам было 22, у нас была одна любовь. Когда мы дожили до 30, у нас многое изменилось и в теле, и в мозгах, и в условиях жизни. Возникает необходимость влюбиться друг в друга заново.

Почему, например, супругам нужно иногда отдыхать вдвоем без детей, или вырываться куда-нибудь без никого, или просто находить время, чтобы разговаривать друг с другом? Потому что людям нужно заново узнавать друг друга. Люди – достаточно глубокие существа. Я могу прожить с кем-то бок о бок, имея к человеку какое-то примитивное отношение. Потом вдруг происходит нечто, и я говорю: «Слушай, ты такой интересный человек. Я 20 лет живу рядом с тобой и не знал тебя». Человек открывается, и ты вдруг удивляешься – ничего себе! У него в глубине масса каких-то свернутых талантов, нераскрытых потенциальных возможностей.

В извращенном виде мы это можем видеть, когда кто-то другой влюбляется в твоего партнера. И он видит в нем то, чего ты уже не видишь. Ты замылил свое око, а благодаря его глазам вдруг с ужасом для себя открываешь, что рядом с тобой — чудеснейший человек. Но другой раскрыл для тебя это, он увидел, а ты – нет. И тогда этот третий открывает тебе глаза на то, чем ты обладаешь. Но лучше, чтобы было без этого. Лучше тебе самому открывать свои глаза на близкого человека.

Одним словом, это все движется к старости, и на каждом этапе есть возможность как бы заново узнавать человека, заново в него влюбляться. Думаю, несколько таких американских горок – вверх-вниз с захватыванием духа – у человека в жизни должно быть. Иначе брак распадется. Я больше чем уверен, что человеку в жизни нужно влюбляться больше, чем один раз. И лучше всего влюбляться в собственную жену (мужа).

«В жизни есть вещи, на которых ты должен сказать: нет, стоп, я дальше не иду. Потому что дальше наступает точка невозврата»

– А можно задать вопрос о влюбчивости? Что это? Можно сказать, что это разновидность страсти блуда?

– Понимаете, я думаю, никто из блудивших не начинал блудить, потому что так изначально решил. Все намного сложнее, хитрее. Вообще, блудит душа, а не тело. Тело послушно покоряется душе. То есть, блуд начинается в мозгах, в сердце, в сознании, а потом уже подключается вся остальная физика и механика. Причем подключается послушно и неизбежно, как жена мужу в классическом браке, так материя подчиняется духу. Поэтому никто не может списать блуд на одну только телесную функцию. Как Сковорода говорил: «Не осуждайте мир, сей труп ни в чем не виноват». Мы сами виноваты во всем, что делаем, мир вообще здесь не играет роли.

Так вот, что касается влюбчивости, то здесь много интересных вещей. Влюбчивость, мне кажется, соответствует какому-то незакончившемуся детству, это свойство неповзрослевшего человека. Если это девушка, то это такие широко раскрытые глаза, а ее духовный портрет можно нарисовать с бантиками.

Влюбчивый человек — это любопытный человек с детским устроением ума, он хочет, чтобы его любили, чтобы на него обратили внимание, уделили ему какое-то время, отдали какую-то эмоциональную часть своей жизни. И сам он смотрит детским взглядом на мир, и чужое кажется интереснее, чем свое. Как говорят, «чужа жінка – вічна дівка», она всегда интереснее.

Еще раз повторюсь: это свойство неповзрослевших людей. А поскольку люди взрослеют несинхронно со старением тела (телесно он может уже давно повзрослеть, а душевно, быть может, еще и не начинал этого процесса), то могут влюбляться до старости.

Но если для какого-то возраста это совершенно естественно, то в другом возрасте это уже будет патологично. Все это должно когда-то закончиться. Если к 40 годам человек этого не перерос, то он, похоже, задержался в развитии.

А физический блуд приходит потом. Например, женщина влюбчива и эмоционально не может скрыть интереса к кому-то. Человек платит ей той же монетой или из-за элементарной галантности, или с ответным интересом. Но там уже дух от плоти недалек. И вообще, сено с огнем находиться долго рядом не могут, даже если сено мокрое, оно все равно подсохнет и вспыхнет. Физика подтянется за психикой.

Есть такой роман, рекомендую почитать, Кобо Абе «Женщина в песках». Жуткая книжонка такая, про неизбежность некоторых вещей. Роман-абсурд, роман о капкане, о котором ты даже не догадывался… Человек попадает в песчаную яму, в которой живет некая женщина – страшно некрасивая. И человек понимает, что ему оттуда не выбраться, и что он обязательно будет спать с этой женщиной, хотя она ужасная, и будь он на воле, никогда бы на это не дерзнул.

Вот так все временами происходит. Существуют некие неизбежные вещи, от которых ты не увернешься, если все предыдущие шаги уже сделаны в эту сторону. Представьте это в виде горки, трамплина. Пока ты идешь по лестнице, подымаешься на этот трамплин, ты можешь в любой момент остановиться и спуститься вниз. И когда уже зашел на трамплин – это последняя точка свободы, ты еще можешь спуститься вниз. Но когда уже оттолкнулся от трамплина, тогда свобода закончилась, началась необходимость. Ты пролетишь его до конца, оторвешься от него, а там приземлишься или рухнешь – здесь есть варианты.

Так и в жизни человеческой. Есть точки, на которых ты должен сказать: нет, стоп, я дальше не иду. Но есть точки невозврата, после которых кончается свобода и начинается необходимость. Как правило, тогда уже физика вступает в свои права и просто механически совершается блуд, который уже до этого в душе совершился.

Почему говорится: видел – захотел, значит, уже прелюбодействовал в сердце своем. То есть, там, в глубине, все уже совершилось, теперь вопрос, как оно актуализируется, каким образом тело будет вовлечено в то, что уже произошло в сердце.

«Кризис начинается с главного, а главный в мире – мужчина»

– Скажите, а насколько можно говорить об ответственности женщины за желания, если Господь Еве после грехопадения в качестве проклятия сказал слова «к мужу твоему влечение твое». По этим словам выходит, что у женщины тяга к мужчине больше, чем у мужчины к ней…

– Женщине мужчина больше нужен, чем женщина мужчине, это факт. Мужчина нужен женщине сущностно, она влечется к нему не для удовольствия, а для жизни. Иначе она просто жить не может.

А мужчина влечется к женщине для удовольствия. Сущностно он без нее, хоть и со скрипом, но может.

Поэтому на женщине, соответственно, греха меньше — в силу своего неизбежного влечения к мужчине. Как птица хочет в небо, так и женщина хочет замуж или под крыло. Ее и обвинять в этом смысле не за что.

Почему женщина на Востоке носит паранджу? Потому что мужчина смотрит на женщину как на объект вожделения. А у женщины при взгляде на мужчину похоти нет, есть поиск хозяина, есть поиск силы и мудрости. Поэтому ей разрешается смотреть на мужчин, а мужчинам на нее смотреть нельзя. То есть, его взгляд нечист, а ее – чист.

Хотя в нашем мире все двоится, троится и требует уточнения. В средние века женщину классически считали источником всех бед. «Дьявол сам не смог, значит, бабу подослал» — так говорили. И великие мужи падали через женщин, потому что женщина умеет подобраться туда, куда не может подобраться никто. Это правда. Но это не значит, что все женское естество виновато.

Что до ответственности… Мне кажется, что ответственность за весь мир лежит на мужчинах. Я бы не упрекал женщин вообще ни в чем в контексте данного разговора. Я бы сказал, что вся тяжесть за бытие, за мир, лежит на плечах мужчин. И если они самоустраняются от ответственности за мир, тогда все идет прахом. И женщины были бы у нас прекрасней и удивительней во всех отношениях – начиная от красоты и заканчивая сообразительностью, если бы мужчины были настоящими мужчинами — ответственными, хозяевами слова, мудрыми, сильными, терпеливыми, за кого не стыдно спрятаться.

Кризис начинается с главного, а главный в мире – мужчина. Лучшее если портится, тогда нечего обвинять тех, кто на вторых ролях. А женщина в мире на второй роли.

– И в третий раз за этот разговор задам вопрос: что делать? Понятно, что нужно правильно воспитывать будущих мужчин — маленьких мальчиков…

Страшно сказать, но во многих случаях ничего уже не сделаешь. В макромасштабе изменения часто невозможны. Слишком давно все испортилось и слишком давно запуталось. Состояние такое, что делать что-то нужно, а сделать ничего нельзя. Это состояние перед грозой…

Если почитать историю, литературу, то перед самыми жуткими изменениями мира – перед мировыми войнами, катастрофами – лучшие люди мира ощущали эту двуединую мысль. Когда надо что-то делать – это первое. И второе — а сделать уже ничего нельзя. И умножение усилий лишь увеличивает хаос.

– Отец Андрей, лично мне близки Ваши мысли, и в целом то, что Вы говорите. Но очень многие видят в Вас пессимиста, говорят, что Вы слишком нагнетаете. И на эти Ваши слова можно возразить: «Ну не все так плохо. А отец Андрей грозится какими-то несчастьями»…

– Да я не грожусь. Но я не могу не говорить о том, что вижу. Если человек розовощек, а анализ показывает, что у него туберкулезная палочка, то его розовощекость не вводит доктора в состояние благодушия по части его будущего здоровья.

Так и священнику должны быть видны палочки Коха, которые размножаются в нашем народе. Мы слишком больны, чтобы надеяться на какие-то утешительные перемены.

Мой пессимизм уравновешивается, к счастью, тем, что я священник. Глубокое мое многолетнее убеждение заключается в том, что из главного у нас есть Литургия. И поставление Литургии на должную высоту, превращение ее в мерило церковной жизни и мировоззренческое мерило – это цель. Она – как палочка-выручалочка, прикосновение которой к любой стороне жизни может менять мир чудотворно. Это то, где Бог вмешивается в жизнь.

Моисей, когда видел пыль от фараоновых колесниц на горизонте, понимал, что это конец. На самом деле, конец. В его планах не было разделения Красного моря. Это не была ни его инициатива, ни его инженерная мысль.

Так и мы — видим какой-то процесс. С точки зрения математического анализа, нас очень быстро ждет катастрофа. Мы находимся в нехорошей точке на духовной карте. И было бы ложью сказать, что все не так.

Но есть Бог. И кто-то говорил из историков, что полная прогнозируемость процесса прямо пропорциональна его бездуховности. Чем более прогнозируем процесс, тем более он бездуховен. А духовен процесс тогда, когда совершается то, чего нельзя было предугадать.

Так и здесь. Еще раз повторюсь — есть Господь, Который может разделять море, кормить манной в пустыне, умножать хлебы и рыбы для большого числа голодных людей. Я ни в коем случае не сбрасываю это со счетов.

Но и чудо не проповедую. Чудо можно получить только в подарок.

— Большое спасибо за беседу! И отдельное спасибо за такое ее окончание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *