болдинская осень что это значит
Болдинская осень 1830 года
Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.
3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.
«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.
Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.
7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам «Полтавы»»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»
Источник: Классика онлайн
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Болдинская осень Пушкина
Болдинская осень 1830 года подарила русской литературе лучшие произведения А.С. Пушкина. Интересно, что случилась она совершенно случайно – занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, поэт поехал в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, и намеревался пробыть там самое большее неделю, однако вспышка эпидемии холеры вынудила его остаться в селе почти на всю осень. Так случилось, что именно эти три месяца стали самыми плодотворными для его творчества. Феномен Болдинской осени в творчестве Пушкина удивителен соотношением количества созданных текстов и сроков их написания – Александр Сергеевич создавал одно произведение за другим с невероятной быстротой. Такое вдохновение радовало поэта, и он не упустил возможности его использовать. В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы. К сожалению, многое из начатого и запланированного в Болдино Пушкину в дальнейшем не удалось закончить и реализовать.
В Болдино было написано около тридцати стихотворений, среди них – «Бесы», «Элегия», «Моя родословная». Кроме того, здесь был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» и написана поэма «Цыганы». В общем тематика стихов болдинского периода сводится к воспоминаниям о прошлом и впечатлениям от настоящего. Кроме того, именно здесь Пушкин начинает пробовать себя в народных жанрах – так, здесь были созданы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и начата «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена.
Что касается прозы, то именно здесь появились на свет «Повести Белкина». Пушкин, как известно, никогда не придерживался строгих жанровых рамок, любил экспериментировать и творить в разных направлениях, и данный цикл является тому подтверждением. «Повести Белкина» содержат произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы.
Болдинскую осень можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – лучшими произведениями литературы.
Болдинская осень
Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати).
Содержание
Весна и лето 1830 года
6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — Наталья Ивановна Гончарова не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отсрочена из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистёнево, выделенной ему по случаю женитьбы отцом. Перед отъездом Пушкин поссорился с будущей тёщей и в письме, написанном под влиянием объяснения с ней, объявил, что Наталья Николаевна «совершенно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда.
Болдино
В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдино, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления.
5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:
— Пушкин А. С. Письмо Плетневу П. А., 9 декабря 1830 г., Москва [4]
Проза
Повести Белкина
Маленькие трагедии
Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне»:
I. «Окт.» (то есть Октавы — «Домик в Коломне»). II. «Скупой». III. «Сальери». IV. «Д. Г.» (Дон Гуан—«Каменный гость»). V. «Plague»* («Пир во время чумы»).
Критические статьи
В киноискусстве
Болдинская осень (фильм), 1999 год
В изобразительном искусстве
офорты Э. Х. Насибулина «Болдинская осень».
Примечания
Комментарии
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Болдинская осень» в других словарях:
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ — «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ», Россия, Аквариум / Ленфильм, 1999, цв., 9 мин. Новелла. По мотивам одноименного рассказа Виктора Ерофеева. В ролях: Андрей Краско (см. КРАСКО Андрей Иванович), Иван Краско (см. КРАСКО Иван Иванович), Михаил Уржумцев (см.… … Энциклопедия кино
Болдинская осень — Разг. Особо плодотворный творческий период в жизни. /em> В основе выражения осень 1830 г., которую А. С. Пушкин провёл в деревне Болдино, где много и плодотворно работал. Янин 2003, 36 … Большой словарь русских поговорок
Болдинская осень — Б олдинская осень (также: период особого творческого подъема) … Русский орфографический словарь
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ — 1999, 12 мин., цв., к/ст «Ленфильм», студия «Аквариум», Госкино РФ. жанр: философская драма. реж. Александр Рогожкин, сц. Александр Рогожкин (по повести Виктора Ерофеева), опер. Андрей Жегалов, худ. Владимир Карташов, зв. Игорь Терехов. В… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Болдинская осень — (в биографии А. С. Пушкина; о периоде особого творческого подъёма) … Орфографический словарь русского языка
ОСЕНЬ — С осени закормлен. Прост. Шутл. О человеке, который отказывается от пищи, ест плохо, не имеет аппетита. Ф 1, 198; Подюков 1989, 80. Бабья осень. Сиб. Тёплые солнечные дни в начале осени. ФСС, 127. Болдинская осень. Разг. Особо плодотворный… … Большой словарь русских поговорок
Южнорусский Союз Писателей — (сокр. ЮРСП) объединение литераторов г. Одесса и Одесской области, а также писателей, связанных с литературой города. Основные цели работы ЮРСП это сплочение рядов русскоязычных писателей региона, актуализация русскоязычного… … Википедия
Сидоренко, Вениамин Георгиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сидоренко. Вениамин Георгиевич Сидоренко … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
Пушкин Александр Сергеевич — [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала,… … Большая советская энциклопедия
Самоизоляция Пушкина
К счастью, Пушкин написал в нижегородской изоляции осенью 1830 года не только всем известные произведения, но 18 писем*. По которым мы сейчас можем довольно точно восстановить, благодаря чему и вопреки чему осень в Болдине стала Болдинской осенью.
Нижегородский помещик
Эти хлопоты можно было счесть приятными, если бы не одно большое «но». Свадьба бесконечно откладывалась. Сначала будущая теща заявила, что у них сейчас нет денег на приданое. Пушкин согласился подождать с денежной частью и сам оплатить портновские расходы. Но 20 августа умер дядя Василий Львович, и жениться было нельзя из-за семейного траура. И Пушкин решил использовать паузу для решения хозяйственных вопросов. Но перед самым отъездом опять повздорил с будущей тещей. И с дороги в отчаянии написал невесте:
«Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить».
Можно себе представить, с каким настроением Александр подъезжал к Болдину. Ради чего хлопотать? Ради кого? И неудивительно, что его не отпугнули разговоры о поднявшейся по Волге из Астрахани холере, из-за которой уже пришлось свернуть Макарьевскую ярмарку, и о возможных карантинах. В самом конце своего болдинского заточения, 26 ноября, он признался Наталье Николаевне:
«Если бы я не был в дурном расположении, едучи в деревню, я вернулся бы в Москву со второй станции, где я уже узнал, что холера опустошает Нижний. Но тогда я и не думал поворачивать назад, и главным образом я тогда готов был радоваться чуме».
Но уже 9 сентября он получает очень сочувственное письмо от Наташи (странно все-таки называть 18-летнюю девушку Натальей Николаевной. ), и настроение его резко меняется. Он немедленно строчит в ответ:
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. «
И в тот же день, с той же почтой пишет ликующее, даже игривое письмо Плетневу:
«Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать.
«Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов. Прости ж, моя милая».
Окружной инспектор
К концу сентября 1830 года холера в России стала тем же, чем в конце февраля 2020 года коронавирус: не просто предметом тревожных разговоров, но практической проблемой, круто меняющей ход дел. Едва прослышав о том, что карантины подходят все ближе и ближе к его Болдину, Пушкин поспешил выехать из него. Перед отъездом, 30 сентября, он написал Наталье:
А через два месяца, уже перед окончательным отъездом из Болдина, 2 декабря, признался, что собачье настроение было вызвано не только ожиданием дорожных тягот:
«В минуту моего выезда, в начале октября, меня назначают окружным инспектором. Я непременно принял бы эту должность, если бы в то же время не узнал, что холера появилась в Москве. Мне стоило большого труда отделаться от инспекторства».
Большого труда и больших неприятностей. Уездный предводитель дворянства, возмущенный тем, что помещик Пушкин манкирует своими обязанностями, отказался выдавать ему подорожную. Так что Пушкин поехал к невесте «без разрешения». И в соседней Владимирской области был остановлен и препровожден домой. То есть в Болдино. Откуда 11 октября снова пишет Наталье, уже в другом тоне:
«Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите мне, несмотря на то, что вам этого не хочется. Скажите мне, где вы? Что до нас, то мы оцеплены карантинами, но зараза к нам еще не проникла. Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь».
«Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте».
А через месяц, в начале ноября, предпринял еще одну попытку вырваться из Болдина, окончившуюся ничем еще быстрее.
29 октября Пушкин писал Плетневу:
Но Пушкин слишком крепок душой и телом, он полон планов и замыслов. Хандра не длилась долго. И уже 4 ноября другому близкому другу и единомышленнику, издателю «Литературной газеты» Антону Дельвигу он пишет совсем в другом тоне и совсем другое:
«Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною по той причине, что платится она в ноябре, в самую пору цветов».
У Александра Сергеевича были основания шутить. Едва вернувшись в Москву, он немедленно пишет верному Плетневу:
Зачем же печатать «Домик в Коломне» и, главное, «Повести Белкина» анонимно?! Ответ прост: болдинская самоизоляция, время и место свободного творчества, кончилась; Пушкин снова окунулся в хитросплетение литературных, социальных, политических связей и интересов. Но об этом мы поговорим в другой раз.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Тигр — животное самодостаточное, он не самоутверждается за счет других. Под знаком Тигра.
«Резерв красоты — в России!». Viktor Bakhtin (Russia, 1951-2016) Мартовские ти.
Десятый наш десантный батальон Фильм «Белорусский вокзал» считается классикой советского кинемато.
История «Бега». Памяти Владимира Наумовича Наумова. В 1970-м, в год столетия Ленина, на экраны.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ КАК ИСТОРИЯ САМОГО ЗНАМЕНИТОГО КАРАНТИНА РОССИИ
Болдинская осень как история самого знаменитого карантина России
190 лет назад в России свирепствовала эпидемия холеры. Но как ни было странно, историческая память об этом страшном событии связана у нас с прекрасными произведениями А.С. Пушкина. Этот период его творчества был назван Болдинской осенью, когда Пушкин находился в холерном карантине в Болдино в сентябре-ноябре 1830 года.
В село он приехал 3 сентября 1830 года — за три недели до объявления холерного карантина в Москве. Пушкин был занят хлопотами перед свадьбой с Натальей Гончаровой — собирался переоформить на себя отцовское имение и двести душ мужиков.
Приезд Александра Сергеевича, вынужденный и задуманный как недолгий, затянется на три месяца — до 29 ноября.
Из-за карантинов 1830 — 1831 годов помещики, разъехавшиеся на лето по своим усадьбам, с наступлением осени не могли вернуться в Москву и Санкт-Петербург и остались в деревнях. В числе невольных узников карантина оказались поэты Петр Вяземский и Александр Пушкин.
Памятник Пушкину в Болдино. Акварель Валерия Хазова.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах в России — это часть первой официально зарегистрированной пандемии холеры, которая началась в Индии, в долине Ганга в 1829 году, пришла в Европу и Персию с английскими кораблями. А в Россию проникла то ли через Тифлис, откуда русская армия возвращалась после нескольких лет войн (сначала с персами, потом с турками), то ли морским путем из Европы. Никто точно не знает источник заражения, как и реальное число погибших. По официальным данным, из 466 тысяч 457 заболевших в Российской империи холерой умерло 197 тысяч 69 человек.
Смертоносное и крайне заразное заболевание, которое никто тогда не знал, как лечить, распространялось по стране. Зараженные регионы перекрывали заставами.
Несмотря на карантинные меры, в сентябре 1830 года зараза добралась до Москвы. За несколько месяцев в Москве переболело холерой 8 тысяч 576 человек, половина скончалась. В том числе добровольцы, ухаживавшие за больными, и врачи, ставившие на себе медицинские эксперименты в поисках «противоядия».
В городе запретили торговлю, закрылись банки, началась паника. Чтобы не допустить беспорядков, в охваченный холерой город приехал император Николай I, которому Пушкин посвятил стихотворение «Герой», и поручил публиковать его анонимно из Болдина. В нем обрисована такая картина:
«Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил».
Холерный молебен в Санкт-Петербурге
На следующий год холера перебралась в Петербург и там в силу климата и недостатка питания протекала с большими потрясениями. Гражданам было рекомендовано иметь при себе раствор хлорной извести или крепкого уксуса, которым нужно было часто протирать руки, участки лица около носа и виски. С этой же целью советовали носить в кармане хлориновую (белильную) известь.
Но это не помогало. Смертность увеличивалась: летом 1831 года от холеры в городе на Неве ежедневно умирало до 600 человек. Ползли слухи, что врачи-иноземцы распространяют заразу, хотят извести русский народ, заманивают людей в больницы и там губят их. Простолюдины начали ловить и избивать врачей, разбивать холерные кареты, громить больницы.
Николай I при подавлении холерного бунта.
22 июня (4 июля) 1831 года на Сенной площади произошел холерный бунт. Толпа направилась громить центральную холерную больницу. На ее усмирение генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Эссен отправил Саперный и Измайловский батальоны. Под дулами солдат бунтовщикам пришлось остановиться. После этого приехал в коляске царь, рыкнул на толпу, народ поснимал шапки и пал на колени. До цареубийства и революции оставалось чуть меньше сотни лет.
По приказанию губернского начальства Пушкину в Болдине довелось заниматься санитарным просвещением: он проводил с болдинскими крестьянами беседы о холере. Поэт писал Плетневу: «Я бы хотел переслать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере; ты бы со смеху умер, да не стоишь ты этого подарка».
«Пир во время чумы» — позаимствованный у Вильсона фрагмент пьесы «Город чумы», в котором пирующих людей в разгар лондонской чумной эпидемии стыдит священник, обвиняя в безбожии и кощунстве. «Пир» был своего рода авторским переводом той самой пьесы, но поразительно срезонировал с русской жизнью на карантине: в письмах в Москву Пушкин порицал товарищей за несерьезное отношение к холере и продолжение праздной жизни.
В Болдине Пушкин общался в основном с крестьянами, изучал их язык и наречие; выбирался к княгине Голицыной, чтобы узнать свежие новости о карантине, за что его поругивала невеста. Свой скромный болдинский быт в письмах к Гончаровой он описывает так: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов. недавно расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».
В его распоряжении было четыре книги в оригинале — сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, еще один сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого, упомянутая в «Барышне-крестьянке» антология афоризмов Жан-Поля и ни одной рабочей тетради. Он не взял с собой даже старые тетради с рукописями, которые обычно таскал повсюду.
«Валентин Серов «А.С.Пушкин на садовой скамье»»
И в то же время русская литература не знала такой писательской плодотворности. В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состояни критики для «Литературной газеты». Наконец, будет закончен многострадальный «Евгений Онегин»
Позже этот период в творчестве Пушкина назовут самым продуктивным.
Памятник А.С. Пушкину в Болдино
Мемориальная усадьба Пушкина в селе Болдино
Дом сохранился с начала позапрошлого столетия и помнит несколько поколений владельцев этой усадьбы. Но, самое главное, он помнит самого Пушкина, пережившего в этих стенах свою неповторимую Болдинскую осень.
Экспозиция дома позволяет представить обстановку, окружавшую поэта, и рассказывает о его творчестве той поры.
Евгений Демаков Болдинская осень
Во флигеле, который занимала в прошлом вотчинная контора, воссозданы интерьеры конторской избы и комнаты поэта. — Пушкин жил здесь в последний приезд, осенью 1834 года, по причине ремонта в барском доме.
На дворе за господским домом, на своих прежних местах, восстановлены усадебные постройки. Прямо над обрывистым берегом верхнего пруда стоит обшитое тесом строение, оформленное в одном стиле с барским домом.
Здесь была в прошлом господская кухня.
Бревенчатая баня на фундаменте из природного камня-плитняка прячется в тени деревьев сразу же за плотиной, разделяющей два больших усадебных пруда.Неподалеку от бани расположилась людская — деревянный флигель для прислуги.
В комплекс усадьбы гармонично вписывается парк, стилистически составляя единое целое с архитектурой ее построек во главе с домом и доминантой Успенского храма.
При Пушкине парка болдинская усадьба еще не имела. Но, судя по всему, уже были высажены группы дубов и лип вокруг дома, были обсажены деревьями пруды. Несколько деревьев — современников поэта — дожило до наших дней.
В целом планировка парка сложилась в период с конца1830-х по 1860-е года. Однако он задумывался и формировался в традициях начала девятнадцатого века и имеет все характерные черты русских усадебных парков пушкинского времени.
Со слов директора Музея заповедника Болдино Тамары Николаевны Кезиной:
Он, конечно, общался с соседями из нескольких окрестных сел, но это общение не было интенсивным. Остались лишь единичные, короткие воспоминания. Впрочем бытовая сторона для нас и не важна. Я думаю, она и для него самого была не важна. Если ему здесь так работалось, то и условия жизни были не так уж важны — сел на коня, прогулялся и опять вернулся к рукописям. Болдино — это голое, чистое творчество! Есть мнение, что и в другом месте он мог все это написать, но я думаю, что не бывает ничего случайного. Сам ландшафт здешних окрестностей располагает к особому настрою души. Он тут чувствовал себя свободным от всего, будто переходил в другое измерение. Выйдет за Болдино, постоит один на один с Небом, с Богом… Такого состояния души даже в Михайловском быть, наверное, не могло. Там бурлила жизнь, а здесь он был один, весь в творчестве…
. Сейчас и само село так изменилось, что трудно представить Пушкина, идущего тебе навстречу. Наоборот, он уже удаляется. Появились особняки, микрорайоны. Ужасно жалко те улицы, которые сорок лет назад были совсем деревенские, а теперь непонятно какие. Магия потихоньку уходит, все меняется на глазах. Очень жаль…»