болезнь урбаха вите что это
Болезнь урбаха вите что это
Синонимы синдрома Урбаха-Вите. Липопротеиноз Rossle— Urbach—Wiethe. Гиалиноз кожи и слизистых оболочек. Гиалиноз (Wiethe). Липоидпротеиноз (Urbach). Кожно-слизистый липоидный протеиноз.
Определение синдрома Урбаха-Вите. По-видимому, рецессивно-наследственное комплексное обменное расстройство с липоидно-протеиновыми отложениями в коже и слизистых оболочках. Относится к липидозам.
Авторы. Urbach Erich—австрийский аллерголог и дерматолог, 1893—1946. Wiethe Camillo — австрийский отоларинголог, Вена, 1888—1949. Как нозологическую форму заболевание впервые описал Wiethe в 1924 г. Urbach в 1928 г. объяснил природу заболевания. Rossle (1927) описал ги-стоморфологические изменения при этом заболевании.
Симптоматология синдрома Урбаха-Вите:
1. Стойкая хрипота, часто проявляющаяся еще в грудном возрасте (ранний симптом).
2. Своеобразные изменения кожи и слизистых оболочек: отдельные желтоватые, частично плоские, частично узелковые уплотненные отложения (особенно в миндалевидных железах, гортани, голосовых связках, языке, на лице, щеках и красной кайме губ).
3. Сохранение молочных зубов, аплазия или гипоплазия боковых верхних резцов.
4. Иногда макрохейлия и макроглоссия.
5. Расстройства белкового, жирового и углеводного обмена, диспротеинемия, патологическая сахарная кривая после нагрузки, алиментарная гликозурия. Может развиться также дислипоидемия.
6. Часто наблюдают эпилептиформные припадки, психический инфантилизм.
7. Рентгенологические данные: симметричные внутричерепные обызвествления. Расстройства движений и углубление рельефа слизистых оболочек пищевода и желудка.
8. Ускоренная СОЭ.
Этиология и патогенез синдрома Урбаха-Вите. Рецессивно-наследственное расстройство белкового и липоидного обмена (так называемый липоидпротеиноз) с патологическим синтезом белка, приводящим к развитию парапротеина. Этот белок не подвергается ферментативному распаду и откладывается в мезенхимальных тканях. Возможно, что первичным фактором является нарушение углеводного обмена(?), что объясняет частое развитие синдрома у больных диабетом.
Дифференциальный диагноз. Внеклеточный холестериноз (Kerl-Urbach). Другие нарушения отложения. S. Lubarsch—Pick (см.). S. Lejeune (см.).
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Болезнь урбаха вите что это
Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу.Большинство пациентов имеют европейское происхождение, в том числе у потомкв голландских иммигрантов, переселившихся в Южную Африку в середине семнадцатого века, среди которых заболеваемость самая высокая.Болезнь проявляется в раннем детстве и продолжается всю жизнь.
Причиной заболевания является мутация гена ECM1, расположенного в локусе q21 хромосомы 1 и ответственного за синтез белка внеклеточного матрикса, в результате чего происходит нарушение метаболизма коллагена, приводящее к отложениям гиалина вдоль коллагеновых пучков вокруг сосудов, потовых желез и в подслизистом слое.
Течение заболевания хроническое, доброкачественное. Прогрессирование болезни приостанавливается в зрелом возрасте.
Поражение кожи
Высыпания на коже последовательно проходят 2 стадии заболевания:
В области лица, подмышечных впадин, мошонки образуются обширные очаги плотной консистенции желтого цвета с восковидным оттенком.В области межфаланговых, коленных, локтевых суставов из-за трения, поверхность бляшек приобретает гиперкеротический и бородавчатый характер.При локализации в области волосистой части головы волосы выпадают с образование очагов облысения.При разрешении папулезно-узловатых элементов сыпи остаются атрофические рубцы. Поражение слизистых облочекРазвиваются нарушения глотания, речи и редко обструкция дыхательных путей.Из-за частой окклюзии слюнного канала развивается рецидивирующий паротит. Поражение глазНаблюдаются блефаро-конъюнктивит, хореоретинит, гиалиноз сосудов сетчатки. Аномалии зубовОтмечается гиперплазия или аплазия верхних резцов, премоляров или коренных зубов.Практически все пациенты теряют зубы в раннем возрасте. Поражение нервной системыНередко при липоидном протеинозе в области турецкого седла головного мозга возникают зоны кальцификации, которые становятся причиной эпилептиформных припадков.Дети отстают в умственном развитии.Описаны случаи внутримозгового кровоизлияния. Диагноз ставится на основании клинической картины, анамнеза и лабораторных исследований: В раннем детствеВ старшем возрастеЭффективного лечения в настоящее время нет.Имеются отделные сообщения об улучшении состояния при применениии системных, местных и внутриочаговых кортикостероидов, системных ретиноидов (ацитретин 0, 5 мг/кг/день в течение 6 месяцев), гепарина, D-пеницилламина и местного применения для полости рта диметилсульфоксида (ДМСО). Поражения кожи могут быть удалены хирургическим путем или с помощью дермабразии, химического пилинга, лазерной терапии CO2.При вовлечении гортани и наступившей обструкции дыхательных путей, которая редко возникает в раннем детском возрасте, может потребоваться трахеостомия. Имеются противопоказания.Проконсультируйтесь с врачом Болезнь урбаха вите что этоБолезнь Нимана-Пика характеризуется патологическими отложениями сфингомиелина (диаминофосфатида) в ретикулоэндотелиальных клетках многих органов (кроме кожи). Содержание липоидов в сыворотке крови нормальное. Болезнь Гоше (morbus Gaucher)При болезни Гоше имеет место отложение керазина (цереброзида) в ретикуло-эндотелиальных клетках многих органов. Отложений в коже не бывает. Содержание липоидов в крови нормальное. Гистопатология болезни Гоше. В коже увеличенное количество меланина. Липоидный протеиноз Урбаха-Вите (proteinosis lipoidica Urbach-Wiethe)Липоидный протеиноз характеризуется липоидной инфильтрацией кожи, а также слизистой оболочки полости рта и гортани. Содержание липоидов в крови может быть нормальным [Уайз и Рейн; Прайс; Ла Роза и Сеттл (Wise, Price, La Rosa, Settle)], но иногда увеличивается общее количество липоидов Гансен; Рамос э Сильва (Hansen, Ramos e Silva)] или отмечается относительное увеличение содержания фосфолипидов [Монтгомери и Хэвенс; Уайл и Сноу (Havens, Snow)]. Заболевание часто семейное. Клинически имеются узелковые и бородавчатые высыпания на коже, а также на слизистых оболочках полости рта и гортани. При обратном развитии узелков на коже остаются маленькие рубчики, создающие сходство со «свиной кожей». Язык твердый; бывает охриплость вследствие поражения гортани. Гистопатология липоидного протеиноза Урбаха-Вите. Гистологическая картина патогномонична. В эпидермисе гиперкератоз и неравномерный акантоз. Дерма значительно утолщена. В верхней части дермы расположены толстые волнистые пучки, состоящие из гомогенного, аморфного, гиалинодобного материала и окрашивающиеся гематоксилин-эозином в бледно-розовый цвет. Эти пучки почти без исключения расположены перпендикулярно к эпидермису. Гиалиноподобный материал окружает кровеносные сосуды в виде толстой муфты. Ядра фиброблаетов в дерме и в эндотелии сосудов хорошо сохранены. В нижней половине дермы коллаген не изменен, но вокруг некоторых сосудов и потовых желез имеются гомогенные массы. При окраске шарлахротом обнаруживаются большие количества липоидного вещества. Оно окрашивается в ржаво-коричневый цвет и в виде маленьких капель располагается в скоплениях гиалиноподобных масс, особенно вокруг кровеносных сосудов. Липоидное вещество расположено внеклеточно. При полярископическом исследовании установлено, что липоидный материал является изотропным, не двоякопреломляющим. Урбах и Вите считали, что гистологические данные говорят о слиянии липоида и протеина и «поэтому предложили название «липоидный протеиноз». О природе липоидного вещества в дерме до сих пор нет огтределенных данных. В нескольких случаях при химическом анализе пораженной кожи было обнаружено несомненное увеличение содержания лецитина, который является моноаминофосфатидом (Монтгомери и Хэвенс; Рамос э Сильва), однако в других случаях этого не было (Уайл и Сноу; Гансен; Прайс; Ла Роза и Сеттл). Роль миндалевидного тела в социальном поведенииРоль миндалевидного тела в социальном поведенииАвторРедакторыСтатья на конкурс «Био/Мол/Текст»: Миндалевидное тело (миндалина, амигдала) — участок головного мозга, играющий центральную роль в формировании эмоций. Эта небольшая парная структура заставляет нас испытывать страх, тревогу, концентрировать внимание на самых значимых стимулах окружающей среды, запоминать насыщенные эмоциями моменты. Многое можно сказать о невероятном количестве других процессов, в которые миндалина так или иначе вносит свой вклад. Не удивительно, что значительная их часть позволяет нам хорошо чувствовать себя в обществе и успешно с ним взаимодействовать. Конкурс «Био/Мол/Текст»-2020/2021Эта работа опубликована в номинации «Свободная тема» конкурса «Био/Мол/Текст»-2020/2021. Генеральный партнер конкурса — ежегодная биотехнологическая конференция BiotechClub, организованная международной инновационной биотехнологической компанией BIOCAD. Спонсор конкурса — компания SkyGen: передовой дистрибьютор продукции для life science на российском рынке. Спонсор конкурса — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств. Список сокращенийЧто такое миндалевидное тело и что оно делает?Миндалевидное тело является частью лимбической системы и расположено в медиальной височной области кпереди и немного медиальнее гиппокампа (рис. 1). Такое расположение позволяет ей осуществлять быстрое, доступное и двустороннее взаимодействие как с подкорковыми структурами, так и с корой головного мозга. Чтобы понимать, как именно работает миндалина, придется немного углубиться в нейроанатомию. Рисунок 1. Анатомическое расположение миндалевидного тела Миндалевидное тело получает информацию от всех органов чувств [1]. Это возможно благодаря ее сообщению со структурой, скромно называемой входными воротами в мозг — таламусом. Таламус назван так неспроста — он является реле, которое направляет информацию от сенсорных органов (кроме обонятельной информации, которая поступает в амигдалу своими путями, описанными ниже) к «заинтересованным» в ней участкам мозга. Прямая связь с миндалиной нужна для быстрой реакции на внешние раздражители (услышав внезапный громкий звук рядом, мы сначала отскочим с испугом, а потом будем разбираться, что да как) [2]. Кроме того, эмоциональные реакции мы можем проявлять в отсутствие провоцирующих факторов, просто думая или воображая [3]. Для этого у миндалевидного тела есть связи с ассоциативными зонами — участками коры, осуществляющими сборку поступающей информации в цельные образы, а также с гиппокампом. Кроме того, миндалина связана с подкорковыми структурами, такими как базальные ганглии и прилежащее ядро. Интересно, что с подавляющим большинством структур миндалевидное тело связно двусторонними связями, и прежде всего, с префронтальной корой. Например, амигдала влияет на префронтальную кору (ПФК) в оценке рисков опасность/вознаграждение у животных [4], а стимуляция проекционных путей отдельных регионов ПФК к миндалине может усиливать или ослаблять просоциальное (приносящее пользу другим людям или обществу в целом) поведение [5]. Нарушение связей миндалины и ПФК можно обнаружить при ряде патологических состояний — посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), расстройствах аутистического спектра (РАС), депрессии и т.д. [6]. Миндалевидное тело связано и с гипоталамусом, что играет немаловажную роль в регуляции стрессовых реакций, полового поведения, агрессии [7]. Структурно миндалевидное тело делится на базолатеральное ядро (БЛА), центральное ядро (ЦеА), медиальное ядро (МеА), корковые ядра и вставочное ядро (рис. 2). Рисунок 2. Иллюстрация входов и выходов ядер миндалевидного тела. La — латеральное ядро; B — базальное ядро (наряду с La часть базолатерального ядра); Се — центральное ядро; М — медиальное ядро; Itc — вставочное ядро. Латеральное ядро (часть БЛА) принимает все входные сигналы (кроме обонятельных). Считается, что БЛА играет главную роль в запоминании эмоционально значимых стимулов, в особенности тех, которые связаны со страхом [8]. В БЛА есть группы нейронов, отвечающих как на отрицательные стимулы (страх, тревога), так и на положительные (вознаграждение) [9]. Следующее на очереди — ЦеА — главные выходные ворота миндалевидного тела. Эта часть отвечает за реакции на эмоциональные стимулы. Как пример, неприятные ощущения в эпигастрии при волнении. Латеральное ядро приняло тревожный стимул, затем ряд нейронных контуров внутри миндалины передал сигнал в ЦеА, а оттуда уже в центры, отвечающие за вегетативные реакции организма. И последнее ядро, которое нам пригодится ниже — МеА. Помните, речь шла об обонятельных стимулах и их отдельном восприятии амигдалой? Здесь-то в игру и вступает МеА. У животных этот участок особенно важен в половом поведении, так как именно он напрямую получает сигналы о наличии феромонов. У человека МеА, главным образом, реагирует на резкие запахи [10] и принимает участие в их запоминании [11]. Чем же занимается миндалевидное тело? Первыми на этот вопрос пытались ответить психолог Генрих Клювьер и нейрохирург Пол Бюси в своих работах по удалению этого участка мозга у обезьян [12]. Животные начинали вести себя асоциально, проявляли гиперсексуальность, гиперорализм (стремление поместить в рот любой попавший под руку предмет), значительные нарушения в пищевой и эмоциональной сферах (наиболее выражено в отсутствии поведенческих реакций на опасные, угрожающие стимулы). Этот синдром, возникающий в результате двустороннего поражения медиальных участков височной доли, впоследствии был назван синдромом Клювьера—Бюси. Похожее состояние развивалось у людей и животных с болезнью Урбаха—Вите (изолированным поражением миндалин), которые в присутствии устрашающих стимулов никак на них не реагировали. Еще одни примером служат эпилептические приступы в тех случаях, когда зоной их начала является миндалевидное тело. В этих ситуациях пациенты описывают выраженный компонент ничем не спровоцированного страха [13]. Исследования последних лет демонстрируют, что миндалевидное тело активируется в ответ на все значимые стимулы, не только негативные, но и положительные [14–16]. Теперь, когда основные моменты строения и функционирования миндалевидного тела разобраны, можно переходить непосредственно к обсуждению его участия в социальном поведении. Что написано на лице?В процессе общения с человеком мы непроизвольно отслеживаем его реакцию на наши слова. Как мы это делаем? Не будем брать в расчет те случаи, когда в ответ на наши изречения собеседник значительно повышает голос, начинает выкрикивать нелицеприятные вещи, лезет драться, обниматься или проявляет другие элементы общения участников большинства современных телевизионных передач. Если опустить все эти очевидные факторы и представить обычный повседневный разговор, то главным индикатором эмоционального состояния человека становится лицо. Основными корковыми участками, позволяющими человеку распознавать лица, являются веретенообразная извилина, затылочная область распознавания лиц, часть верхней височной борозды [17]. Предполагалось, что миндалевидное тело в этом процессе задействовано исключительно в отношении эмоциональной составляющей. Однако на современном этапе появились исследования, указывающие на роль амигдалы и в процессе распознавания лиц [18]. Тем не менее это не ее первостепенная задача, в отличие от считывания эмоций. Эмоциональное состояние человека главным образом выражает область глаз. Именно миндалевидное тело заставляет нас фиксировать внимание на этой части лица. При ряде заболеваний, таких как РАС и шизофрения, пациенты страдают от явного нарушения социальных взаимодействий, в частности, им тяжело смотреть в глаза собеседнику. В одном из недавних исследований были выделены даже отдельные участки миндалевидного тела, отвечающие за контакт «глаза-в-глаза» [19]. Макакам демонстрировали фото- и видеоматериалы с изображением отдельных участков лица особей их вида. В ответ на изображение глаз активировались нейроны БЛА и ЦеА — участки амигдалы, играющие важнейшую роль в реакциях тревожности и страха. Как было сказано ранее, люди с РАС испытывают значительные трудности в обществе. Отчасти это связано с особенностью работы их миндалевидного тела [20], [21]. Одно из подтверждений этому — исследование ученых из Кембриджа [22]. Они взяли три группы детей — с РАС, с синдромом Уильямса (генетическим заболеванием, одним из симптомов которого является просоциальное поведение пациентов — они много улыбаются незнакомым людям, стремятся обнять их, не проявляя опасений) и контрольную (здоровых детей). С помощью фМРТ наблюдали за активностью амигдалы у детей всех групп при предъявлении социальных стимулов (лица, глаза знакомых и незнакомых людей). Миндалевидное тело пациентов с РАС демонстрировало сильную активацию на лица незнакомцев, в то время как знакомые не вызывали подобного ответа. Пациенты с синдромом Уильямса практически одинаково реагировали как на знакомые, так и на незнакомые лица (незначимая разница в активации амигдалы, вероятнее всего, и является причиной пониженного страха по отношению к незнакомцам). Причем эмоциональные выражения лиц были представлены в полной палитре — от угрожающих до доброжелательных. Группа детей с синдромом Уильямса реагировала на угрожающие лица меньшей активацией миндалевидного тела, чем контрольная группа, у которой миндалина вовсю сигнализировала о том, что данный стимул может иметь негативную составляющую. Эти результаты показывают нам два полюса — почти отсутствующую и чрезмерно повышенную социальную тревожность. Обе крайности плохо влияют на взаимодействия индивида с обществом. В 1994 году впервые описали случай пациентки С.М. (названа по инициалам) [23]. Эта женщина имеет упомянутую выше редкую генетическую аномалию — синдром Урбаха—Витте. Уже не первый десяток лет ученые и врачи работают с этой пациенткой и исследуют то, какие особенности поведения демонстрирует человеческий мозг без миндалевидного тела. Особенность социальных контактов у этой женщины была в том, что она не фиксировала взгляд на глазах, а смотрела преимущественно в центр лица [24]. В результате этого ей было трудно распознать эмоциональное состояние человека по выражению лица. Когда же она принудительно смотрела в глаза собеседнику, она справлялась с распознаванием эмоций гораздо лучше. Однако самостоятельно сохранять контакт «глаза-в-глаза» при общении С.М. не могла. Это привело исследователей к следующему выводу — амигдала при общении помогает сфокусироваться именно на той части лица, которая дала бы нам самую ценную информацию об эмоциях собеседника — на глазах. Социальная дистанцияВ последнее время словосочетание «социальная дистанция» нам приходится слышать достаточно часто. Во время пандемии рекомендуется соблюдать дистанцию в 1,5 метра, — а какое же комфортное расстояние в среднем выбирают для себя люди в процессе социального взаимодействия и чем это регулируется? Попробуем разобраться. Вернемся к пациентке С.М. Исследователи из Калифорнии решили измерить комфортное для нее расстояние при общении и сравнить с контрольной группой [25]. В процессе эксперимента С.М. просили подходить к незнакомому человеку на максимально близкую дистанцию, которая, по ее мнению, не будет доставлять неудобства ни ей, ни незнакомцу. Для пациентки это расстояние было равно примерно 0,3 метра. В контрольной группе комфортная дистанция оказалась в два раза больше — 0,6 метра (рис. 3). Причем С.М. понимала концепцию личного пространства и говорила о том, что она подошла бы еще ближе, но посчитала, что участник эксперимента будет чувствовать дискомфорт. Рисунок 3. Комфортная дистанция между экспериментатором и С.М. в сравнении с контрольной группой. a — Красным изображены результаты С.М., синим — здорового испытуемого. б — Иллюстрация эксперимента. Еще одно наблюдение было сделано в этой области с применением фМРТ [24]. Участников эксперимента поместили в томограф, а экспериментатор в процессе исследования то приближался к ним, то отдалялся, о чем испытуемых предупредили заранее. Данные фМРТ показали, что активация амигдалы ослабевала, когда люди знали, что экспериментатор находится далеко от них, и усиливалась при его приближении. О нейробиологии процессов, определяющих границы комфортного личного пространства, на сегодняшний день известно немного. Однако нельзя отрицать, что миндалевидное тело играет важную роль в этом компоненте социального взаимодействия. Половые различияСтруктура и функционирование миндалевидного тела у мужчин и женщин проявляют заметные различия. В первую очередь это связано с большой плотностью рецепторов к половым гормонам. Основная разница между мужчинами и женщинами состоит в том, какое из двух миндалевидных тел активнее реагирует на эмоциональные стимулы. Мужчинам и женщинам показывали пугающие ролики и при помощи ПЭТ определяли уровень метаболизма в участках головного мозга [26]. Можно было наблюдать за тем, какая из миндалин наиболее активна в процессе запоминания эмоционально-значимых стимулов, а также после воспроизведения их в памяти. У женщин и мужчин активнее при просмотре оказалось левое миндалевидное тело, а при воспоминании у женщин левое, а у мужчин — правое (рис. 4) [27]. Выяснилось также, что у мужчин правая амигдала имеет бóльшую плотность нейронов и синапсов, а у женщин — наоборот. Рисунок 4. Демонстрация различной латерализации эмоциональной памяти у мужчин и женщин. а — При предъявлении пугающего стимула у мужчин и женщин активнее реагирует левая амигдала. б — В воспоминании об эмоциональном стимуле у мужчин в большей степени задействована правая амигдала, у женщин — левая. В другом исследовании продемонстрировали, что на негативную информацию женщины отвечают в среднем более выраженной активацией амигдалы, чем мужчины, причем у первых при предъявлении уже знакомых неприятных стимулов эта активация не снижалась, в то время как у мужской группы отмечалось снижение [28]. Эти данные свидетельствуют в пользу идеи о том, что женщины лучше запоминают эмоциональные события. Но есть и негативная сторона — возможно, в результате такой работы миндалины женский пол в большей степени подвержен развитию депрессивных и тревожных состояний, так как одним из важнейших симптомов, а также причин таковых является постоянная «прокрутка» в голове негативных событий. А вот и еще один факт — миндалевидное тело мужчин сильнее реагирует на сексуальные визуальные стимулы [29]. Совсем недавно было проведено исследование, демонстрирующее влияние тестостерона на латерализацию (доминирующую сторону) миндалевидного тела [30]. Ученые отобрали группу детей, страдающих гендерной дисфорией (мальчики-трансгендеры) и получающих тестостерон. Методом фМРТ (с предъявлением злых и испуганных лиц) до и после получения гормональной терапии ребят исследовали и сравнивали с контрольной группой мальчиков и девочек в возрасте около 16 лет. Первый этап показал ожидаемые результаты — у контрольной группы мальчиков доминировала правая амигдала, у девочек — левая, у группы, которой предстояло получать тестостерон, наблюдалось что-то среднее между двумя предыдущими (то есть не выявлено значимых латерализационных сигналов). После гормональной терапии тест был повторен. В группе трансгендерных мальчиков латерализация миндалевидного тела сместилась в правое полушарие, в то время как у контрольных групп изменений отмечено не было. Вышеперечисленное не имеет на сегодняшний день однозначной трактовки, но в очередной раз доказывает нам, что мужчины и женщины по-разному воспринимают мир. И это нисколько не должно пугать, а наоборот, делает наши межличностные отношения гораздо интереснее. Социальная тревожностьОтступим на пару шагов от нормы и затронем такую патологию как социофобия. К характерным симптомам этого заболевания относятся излишняя тревожность индивида о том, что о нем подумают окружающие, боязнь осуждений, публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми [31]. Причем нередко этот страх оборачивается тяжелыми физиологическими проявлениями: заикания, панические атаки, обмороки. Этиология заболевания до конца не раскрыта, ясно лишь, что в этом задействованы генетические факторы и элементы внешней среды [32]. Социофобия, наряду с другими фобиями, депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), относится к спектру тревожных расстройств. А в этом спектре ведущим нейробиологическим коррелятом является (барабанная дробь!) миндалевидное тело [33]. Например, одной из причин развития социофобии считают ранее пережитый негативный социальный опыт [31]. Представим, что молодой человек сделал что-то нелепое в большой компании, за что был осмеян и жестко раскритикован. Ему очень стыдно, и менее всего он хотел бы повторения подобного. Впоследствии у него сформировалась связь «большая компания — возможность быть пристыженным», он все реже проявлял себя в таких компаниях, а затем и вовсе от них отстранился. Прокручивание одних и тех же неприятных мыслей очень схоже с таковым при депрессии и ПТСР. Главенствующую роль здесь занимает механизм «обучения страху». Его нейробиологическая основа — взаимодействие БЛА и определенных частей гиппокампа [34]. Напоминая себе раз за разом о негативном опыте, мы подкрепляем эти связи и стараемся избегать ситуаций, которые могут понести для нас схожие последствия. Стимуляция путей БЛА — вентральный гиппокамп заставляло животных избегать социальных контактов, в то время как ингибирование — наоборот [35]. В основе разных фобий лежат различные стимулы. Если в томограф поместить арахнофоба и показать ему паука, на изображении фМРТ можно будет заметить значительную активацию миндалевидного тела. Однако какой стимул вызовет подобную реакцию у человека с социофобией? В исследованиях испытуемых сравнивали с контрольной группой (здоровыми индивидами), показывая им изображения человеческих лиц с различной эмоциональной валентностью (страхом, гневом, счастьем) [36–38]. Выяснилось, что у пациентов с социофобией реакция миндалевидного тела была усилена в отношении злых и напуганных, но не радостных лиц. Причем эта реакция зависела от степени гнева и испуга, выраженных на лице (ученные смогли это рассчитать, и сделать на этой основе достоверные фотографии). В эксперименте выяснилось, что у людей, страдающих социофобией, порог восприятия лица как угрожающего либо испуганного ниже, чем у контрольной группы [38]. Работа миндалевидного тела оказывает огромное влияние на жизнь в обществе. Подробное изучение отдельных структур «социального мозга» помогает ученым разобраться в механизмах наших повседневных взаимодействий. Кроме того, это дает понимание происхождения некоторых психических состояний и позволяет разрабатывать подходы к лечению заболеваний, при которых эти взаимодействия нарушаются.
|