Что будет если не читать летнюю литературу

Что делать, если ребёнок не прочитал список книг на лето

Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы, — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребёнок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.

Как и зачем появился список книг на лето

Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.

Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.

Обязательно ли прочитывать список целиком

В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.

«Все беды от того, что современные дети стали гораздо меньше читать»

С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.

«Не прочитанный летом список гарантирует проблемы и плохие оценки»

Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:

— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения

— Экранизации и театральные постановки

Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.

«Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.

Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!»

Александр Пушной, телеведущий

«В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.

В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес».

Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ

В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.

Источник

Список летнего чтения: кто виноват и что делать?

Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть фото Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть картинку Что будет если не читать летнюю литературу. Картинка про Что будет если не читать летнюю литературу. Фото Что будет если не читать летнюю литературу

Помните, как в конце мая учительница литературы давала каждому лист с длинным списком книг на лето? Сейчас этот список присылают на электронную почту или в чат, но активнее читать летом дети не стали. Наш блогер, мама Ксения Состина, рассказывает, как прочитать весь список школьной литературы и стоит ли это делать.

Дочь подруги озвучила список рекомендованной литературы на лето. В десятом классе шестнадцатилетние подростки должны оценить и навеки полюбить следующие произведения: Л. Толстой, «Война и мир» (дополнительно — «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы»); Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи» (дополнительно — «Идиот», «Подросток»). Это, так сказать, хедлайнеры. На подпевках: «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова, много Чехова и Гоголя (включая «Избранные места из переписки с друзьями»), «Отцы и дети», пара сотен страниц Пушкина и так далее.

Моего сына-девятиклассника летом ждут «Слово о полку Игореве», Фонвизин, Радищев, Карамзин, Тургенев, а ещё «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Гамлет», «Герой нашего времени» и внушительная компания поэтов помельче Пушкина и Лермонтова.

Кто виноват?

На сайте «Экзамен.ру» список литературы предваряет успокоительно-разъяснительная речь: «Вообще, литература в 10-м классе — наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьёзных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ. Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день, или 30–35 страниц текста». Подсчитали.

В пояснительной записке к «Школьной программе по литературе 5–11 класс» указано: «Программа ориентирована на „Концепцию модернизации российского образования“, принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов». Наконец, понимаю, откуда в школьной программе все эти Дон Кихоты в шестом классе и Толстой с Достоевским в десятом.

Меня много лет мучили нехорошие мысли о людях, создавших такую программу, очень хотелось посмотреть им в глаза и спросить: «За что?!»

Теперь приблизительно понятно, какими благородными целями руководствовались её составители. Что ж, общая мысль ясна, а вот смысл — нет. Мечтая о «духовно-нравственных ценностях», надо всё-таки отталкиваться от реальности, учитывать суровую правду жизни, а она такова, что в силу возраста, жизненного опыта, современных реалий школьники страшно далеки от «Избранных мест из переписки с друзьями», «Идиота», «Муму» и прочего.

Большинству просто непонятны переживания героев, ситуации, в которые они попадают, плюс у детей часто небольшой читательский словарный запас, плохие навыки чтения, излишек информации вокруг. От этого возникает нежелание брать в руки книгу, запоминать, отторжение от частного «ненавижу классику!» до общего «ненавижу читать!». Но мы продолжаем уныло ползти в заданной схеме, потому что «цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления». При этом уже десятилетия с помощью этой уникальной, тщательно выверенной и трепетно исполняемой программы успешно достигаются ровно противоположные цели: школа пачками выпускает ненавидящих и чтение, и книги людей. Об этом говорят и взрослые, и дети, и учителя, и родители, однако ничего не меняется.

Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть фото Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть картинку Что будет если не читать летнюю литературу. Картинка про Что будет если не читать летнюю литературу. Фото Что будет если не читать летнюю литературу

7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)

Свежий пример: одноклассники сына получили список литературы в чате в группе класса. После чего в течение нескольких часов там стоял стон и ор, щедро разбавленный оскорблениями в адрес писателей, поэтов, школьной программы по литературе и угрозами: «Я эту чушь читать всё равно не буду!» Стандартная реакция обыкновенных подростков, надо сказать, где-то я их понимаю.

Впрочем, стенания и возмущение наблюдаются и в стане родителей, которым каким-то сказочным образом надо усадить громко протестующего человека за книгу на 2,5 часа в день и проследить за заполнением читательского дневника. Бедным, замученным средним образованием родителям и летом не дают выдохнуть.

Что делать?

1. Не паниковать. Даже если за лето ребёнок не откроет ни одну книгу из списка. Конечно, если он не прочитает за лето вообще ни одной книги, паника уместна. Многие дети просто забывают большую часть текста к моменту изучения произведения, путают героев и сюжеты из торопливо проглоченных летом книг, отвечают по принципу «тут помню, а тут забыл» и в целом оказываются практически на одном уровне с теми, кто поспешно пролистал книжку накануне урока. Счастливчики, обладающие хорошей памятью, или фанаты, неожиданно полюбившие произведение, — редкость. Книга, прочитанная насильно, из-под палки, не вызывает интереса, мозг стремится выкинуть из головы лишнюю информацию, особенно если читал «на отвяжись», подряд, от книги к книге, без желания подумать, осмыслить, вникнуть в сюжет и переживания героев.

2. Не заставлять и не манипулировать. Если по-другому никак, можно использовать многолетние наработки товарищей по несчастью. В сети родители щедро делятся способами кнутом и пряником впихнуть в детей требуемую порцию художественной литературы из списка. Самые популярные методы:

Встречается даже совет платить за прочитанные страницы. Надеюсь, превращение ребёнка в «грамотного компетентного читателя» оплачивается осторожно, а то, скажем, Лев Толстой даже в одиночку вполне способен качественно подорвать семейный бюджет.

Все эти методы (кроме оплаты, эта идея мне не близка совершенно) вполне можно применять и индивидуально, и комплексно. Но только в случае, если родителю и/или ребёнку очень нужна и важна пятерка по литературе. Если мечта состоит в том, чтобы ребёнок полюбил чтение как процесс, оценил красоту языка, понял, зачем существуют стихи, проникся к Толстому, Достоевскому и Гоголю, то есть реализовать цель Министерства образования, то ни один из этих методов не сработает. Скорее наоборот.

3. Помнить, что ребёнку это не так уж и надо. Если я, родитель и взрослый человек, с трудом отличаю Пушкина от Лермонтова и Бунина от Набокова, то давайте будем честны: ребёнку это особо не надо. В этом случае хорошо бы прикинуть вместе с ребёнком программу-минимум с учётом двух моментов:

4. Уточнить всё у учителя. По какому из произведений запланировано сочинение или изложение, какие произведения разбираются долго и тщательно, а какие даны просто для ознакомления с творчеством писателя. Это поможет распределить нагрузку и выбрать из внушительного списка только тех авторов, которым надо уделить больше внимания.

Иногда такие уточнения учителя дают сразу, в комментариях к списку, они есть и в интернете. Всё-таки список огромен и часть произведений (например, «Анна Каренина» или «Братья Карамазовы») идут как желательные для прочтения, а часть — обязательны. Разобравшись, что к чему, список можно существенно уменьшить. Можно смело вычеркнуть и все стихотворения небольшого объёма: их не так сложно прочесть в течение учебного года.

Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть фото Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть картинку Что будет если не читать летнюю литературу. Картинка про Что будет если не читать летнюю литературу. Фото Что будет если не читать летнюю литературу

Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. Как вернуть к нему интерес?

Если среди авторов затесался любимый родителем, можно попытаться рассказать о нём так, чтобы ребёнку захотелось схватить книгу. Тоскливых фраз «Как же я ненавижу Толстого с его моралью» лучше избегать, с такой антирекламой точно без шансов останется Лев Николаевич, вдруг ребёнку бы понравился.

Встретился и такой сложный, но дельный совет: «Осиливать трудную для ребёнка книгу вместе. Не включать ребёнку аудиокнигу, а прочесть её вслух. Можно договориться и читать по очереди: главу он, главу вы. Какие-то книги можно читать по ролям, вдруг такой подход сделает момент чтения более привлекательным».

5. Не бойтесь и не презирайте краткое изложение литературного произведения. Лучше иметь базовое представление, чем не иметь никакого. Тут желательно найти логичный и грамотный пересказ.

Напоследок 10 правил детского чтения от французского писателя Даниэля Пеннака

С помощью этих несложных правил человек научил любить чтение тысячи детей. Школа и списки, оценки и экзамены далеко не всё в жизни. Успокойтесь, потому что всё будет хорошо. Ведь мы же в своё время как-то справились.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Tatiana Bobkova)

Источник

«Мам, вообще‑то каникулы!» Обязательно ли школьникам задавать список литературы на лето

О летнем чтении для «БелПрессы» размышляют учителя и родители, а департамент образования даёт разъяснения

«Мам, у меня сейчас каникулы! Знаешь, что это такое? Это когда не надо ничего читать и писать, а только отдыхать и отдыхать», – говорит четвероклассник, и мне нечего ему возразить.

Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть фото Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть картинку Что будет если не читать летнюю литературу. Картинка про Что будет если не читать летнюю литературу. Фото Что будет если не читать летнюю литературу

По желанию

Но перед нами лежит двухстраничный список литературы, выданный на лето учителем, и зачёркнута в нём пока лишь пара названий. Ждёт ли ребёнка разнос в сентябре? Поставят ли двойку, если совсем ничего не прочитано? А читательский дневник вести обязательно?

В областном департаменте образования на запрос «БелПрессы» ответили, что одна из целей каникул – профилактика переутомления школьников, а потому «обязательности определения списка литературы для чтения на лето не установлено». Это значит, что чтение летом, как и ведение читательского дневника – дело исключительно добровольное.

«Предоставление педагогом списка литературы для чтения на лето в качестве вектора для саморазвития, организации совместного досуга членов семьи не является противоправным, но и не может носить обязательного характера», – сообщили в ведомстве.

Перечень произведений для чтения определяется основной общеобразовательной программой по литературе и включает три группы: для чтения и изучения, для чтения и бесед и для самостоятельного чтения. Произведения из последней группы обычно обсуждают на уроках внеклассного чтения.

Читательский дневник, добавили в департаменте, может быть включён в индивидуальный «Портфель достижений» ребёнка как одна из работ, «демонстрирующих его усилия и прогресс в учёбе».

Марина Саенко, учитель русского языка и литературы школы № 17 Белгорода:

«Да или нет списку литературы? Однозначно да! Сразу обратим внимание, такие списки носят название «рекомендованные», то есть учителя рекомендуют ребятам прочитать именно эти произведения, так как именно их будут изучать в грядущем учебном году.

Ритм современного школьника невероятно быстрый, и читать большие произведения лучше всего летом, когда есть побольше свободного времени. Именно по этой причине я рекомендую начинать список с самых больших произведений, а с маленькими можно будет знакомиться, когда начнётся учебный год.

В моей школьной практике есть и читательский дневник. Мои ученики, мягко сказать, не в восторге от этой идеи. Однако это задание стимулирует школьника, помогает систематизировать прочитанное, позволяет уже на первом уроке литературы полно ответить, какое произведение ему понравилось или не понравилось и почему.

Проблема актуальности школьной программы по литературе совсем не нова. Реалии современной жизни меняются с огромной скоростью: кажется, что 20 лет назад мир был совсем иным, прошлой эпохой. Что уж говорить о том, как наши ученики воспринимают события, изображённые в произведениях XIX века и даже XX века.

Всё чаще учителя слышат такие комментарии учеников: «зачем нам это читать?», «я прочёл, но ничего не понял», «мы всё время будем читать о прошлом, а посовременнее что‑нибудь можно?»

Я не могу сказать, что ребятам очень сложно представить крепостническую Россию, осознать проблемы бюрократии и чинопочитания. Помогают уроки истории, художественные фильмы и, конечно, разговор о сегодняшних противоречиях в обществе, сравнение проблем современных людей с проблемами прошлого. Мы знакомимся не просто с фантазиями Толстого или Достоевского, мы прикасаемся к своей истории, к своим корням, безусловно, берём уроки нравственности у своих прадедов.

Ещё один интересный момент. Социальные вопросы, как правило, поднимаются в произведениях, рекомендованных в старшей школе (7–11 классы). А вот начальная школа и 5–6 классы знакомятся с произведениями вечными, рассказывающими о дружбе и предательстве, милосердии и жестокости, добре и зле. Здесь и вовсе, по моему мнению, вопросы о целесообразности списка литературы возникать не должны. Там проверенный годами источник духовного становления личности.

Более того, учитель вправе дополнить список произведениями более современными – к счастью, детские писатели творят и сегодня. Сложнее обстоят дела с литературой XXI века в старших классах.

Во‑первых, слишком велик объём классической программы, внедрить инновацию в литературный школьный процесс попросту не успеваешь. Во‑вторых, качественное литературное произведение без пометки 18+ найти сегодня очень сложно. Этот вопрос, мне кажется, следует обсудить методическому и педагогическому сообществу.

Наталья Карикова, учитель русского языка и литературы Белоколодезской средней школы Вейделевского района:

«Список литературы на лето носит, конечно, рекомендательный характер. Школьнику, который не прочитает список, ничего не будет. И, тем не менее, я считаю, что его необходимо давать детям.

Во‑первых, так дети самодисциплинируются, если можно так сказать: есть дело, которое нужно выполнить летом к школе. Во‑вторых, расширяется кругозор ребёнка, пополняется лексический запас. Другое дело, что обязательно нужно учитывать интересы детей.

Я составляю список литературы, обсуждая его с классом. Ученики предлагают свои произведения, наиболее понравившиеся, из которых мы и составляем список, туда же я добавляю свои любимые произведения (соответственно возрасту, конечно). И добавляю 2–3 наиболее объёмных произведения из школьной программы, чтобы потом в течение учебного года было проще.

Что касается дневников, у меня их пишут все (очень кратко) – так проще вспомнить героев. И я прошу детей записывать туда слова, с которыми они встретились впервые. В классе потом обсуждаем прочитанные произведения, делимся впечатлениями, даже негативными. Это очень важно, чтобы ребёнок честно мог высказаться о прочитанном.

Есть так называемые фиксированные списки литературы по каждому классу. Они очень большие и там много произведений, которые нужно разъяснять детям (особенно младшим школьникам), иначе из‑за непонимания может возникнуть нелюбовь к чтению».

Анна Дворкина, мама пятиклассника:

«Когда я была в возрасте своего сына, список литературы представлял собой перечень авторов и заглавий произведений, который в преддверии каникул перед 5–6 классом мы под диктовку учителя записывали в тетрадь по чтению, невольно коверкая при восприятии на слух фамилии писателей и всевозможные имена собственные в названиях незнакомых для нас книг. Потом с этой тетрадкой мы самостоятельно или с родителями – в зависимости от читательского стажа шли в библиотеку, и в течение лета небольшими партиями носили домой книжки.

Само по себе мероприятие полезное в плане дисциплины (нужно вовремя сдать книги, бережно с ними обращаться), житейского опыта (понять, как устроена библиотека, где расположена, что надо делать, если не успеваешь дочитать книгу до указанного на вкладыше срока), хоть и несколько хлопотное (если, как в моём родном городе, детская библиотека на другом конце города).

Мне повезло больше, чем одноклассникам: дома был полный набор классической литературы, так что в библиотеку я обращалась разве что за эпосом народов Севера. Было особое удовольствие в том, чтобы вычёркивать название за названием в рукописном перечне и потом, 1 сентября, сравнивать свой летний чек-лист с тем, что успели прочитать подружки из класса.

25 лет спустя мой сын вместо списка литературы получает задание освоить за лето (и в идеале приобрести) хрестоматию по литературному чтению, естественно, определённого автора и издательства.

С одной стороны удобно: не надо записывать под диктовку и бесконечно переправлять имена и названия, не надо носить с собой распечатки, которых и без того ворох в портфеле, не надо никуда идти. Берёшь в руки книжицу, которую родители заказали в Интернете или купили в ближайшем книжном (позволю пожаловаться по необоснованно высокой цене, сопоставимой со стоимостью высокохудожественного издания), и читаешь.

Вот только напрочь ушёл процесс добывания знаний и элемент их расширения: в полноценной книге ты помимо искомого произведения заглянешь на соседние страницы, почитаешь что‑то сверх списка, откроешь для себя автора. В хрестоматии скажи спасибо, если произведение целиком опубликовано, а не в виде отрывка. Возможно, у меня лично предубеждение против хрестоматий, нет доверия к их составителям, словно тебе чего‑то недодают или искажают оригинал. Я уж молчу про издательства, которые в действительности довольно вольготно обращаются с текстами, позволять себе опечатки и т. п.

Резюмируя вопрос о хрестоматиях: сыну скучно было листать на каникулах учебникоподобное издание с выжимками из произведений, тем более он предвидел, что её придётся перечитывать в течение года.

Зато за считанные дни проглотил «Гарри Поттера» и честно указал это в читательском дневнике, за что и получил укоризненное замечание учителя, мол, вообще‑то задавали читать хрестоматию. По сути, она стала вторым учебником по литературе, который весь год использовался наряду с основным и ежедневно носился в школу.

Внеклассное чтение стало неотъемлемой частью школьного предмета, без отступлений на личные открытия и романтику восприятия, присущую лету. Содержание хрестоматий судить не берусь, оставляю на совести авторов учебных программ. Скажу только, что ни разу не заставала сына за чтением на досуге хрестоматии, с отдыхом, в том числе летним, она, видимо, никак не ассоциируется.

Удивляет обилие всевозможных полусборников-полуучебников в книжных магазинах, типа «Хрестоматия для 1-го класса», «Полная хрестоматия 1-го класса», «Самая полная хрестоматия 1-го класса», «Хрестоматия для первоклассников» и т. п. Если издательства их печатают, значит, это кому‑то нужно. Во всяком случае, на период конкретного учебного года, в качестве одноразовой книги.

Что касается читательского дневника: вещь это неоднозначная. По моим наблюдениям, мальчикам заполнять его в тягость, даже если это типографским способом напечатанная брошюрка, где за тебя уже всё разлиновали, озаглавили и даже наводящие вопросы обозначили.

В магазинах довольно много разновидностей таких дневников, видимо, пользуются спросом, всё для удобства занятых родителей и привыкших выполнять задания по трафарету школьников. Всё вписано в рамки: лишние размышления по поводу прочитанного на отпечатанную страничку не поместятся, будь добр уложиться в отведённые графы-линеечки.

В начальной школе сына был эпизод, когда потребовали принести заполненные дневники в усечённом варианте: автор –название – дата. За вечер он кое‑как заполнил, а потом забросил.

Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть фото Что будет если не читать летнюю литературу. Смотреть картинку Что будет если не читать летнюю литературу. Картинка про Что будет если не читать летнюю литературу. Фото Что будет если не читать летнюю литературу

В школе 25-летней давности каждый читательский дневник был эксклюзивным, его заполняли цветными ручками, аккуратно чертили столбики, выделяли главное фломастерами. До сих пор помню, как кратко пересказывала в таком рукописном дневнике мифы Древней Греции и к каждому рисовала мини-эмблему, зашифровывая в рисунке место действия, сюжетную линию и своё отношение к главному герою. Кстати, ориентировалась в древнегреческой мифологии благодаря этому отлично, на много лет мне хватило этих знаний.

Конец этого учебного года получился смазанным, списка литературы нам не давали, какая хрестоматия будет в следующем классе тоже непонятно, ибо начальная школа закончилась, а средняя не началась. Поэтому я решила взять инициативу в свои руки и, чтобы лето не пропадало, составить список для сына, тем более, что запрос на это есть в виде блуждающих по книжным полкам глазам: «Что бы почитать, мам?».

Чтение оказалось занятием более чем востребованным в условиях домашнего карантинного обучения, плавно перетекающего в домашние безлагерные каникулы.

Я просто постаралась вспомнить, что нравилось читать мне в десятилетнем возрасте, и что, к сожалению, не попало в школьные учебные пособия, а значит, вообще может выпасть из поля зрения моего подростка. Перебрала в памяти произведения любимых писателей, занесла их в заметки на телефоне и список готов (подумала, что он пригодится лет через пять для дочки).

Майн Рид и Анатолий Алексин, Юрий Коваль и Туве Янссон, Конан Дойль и Александр Грин, Рэй Брэдбери и Бел Кауфман: кто‑то из них может покорить сердце на всю жизнь, кто‑то разочаровать или даже вызвать отторжение восприятие индивидуально, но не читать летом нельзя, это моё глубокое убеждение.

В детстве ты действительно ощущаешь лето как маленькую жизнь, наполненную свободой, прежде всего свободой выбора. Список книг – это тот самый мнимый ограничитель, который побуждает сделать больше, как дорожный знак в чистом поле. Список книг всегда лотерея, никогда не знаешь, действительно ли стоили времени и внимания эти страницы. Но помимо проигрышей, скучных, а точнее несвоевременных текстов, ты получаешь и выигрыш: любимую книжку, встретить которую нужно было здесь и сейчас.

Если подумать, взрослые моё поколение сейчас шагу не могут ступить без рейтингов, оценок, топ-100 произведений литературы или кинематографа при выборе того, что почитать и посмотреть. Почему бы и детям не помочь, не направить их как минимум в сторону чтения, как максимум в русло полноценного развития личности, которая со временем сама научится давать оценки и рассуждать о роли внеклассного чтения. Другое дело, как оценивать (и стоит ли) выполнение летнего задания. Наверное, заполненный наспех накануне трафарет читательского дневника не лучший вариант».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *