Что будет если сделать намаз без полного омовения
МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
НАМАЗ БЕЗ ОМОВЕНИЯ И ТАЯММУМА
ОТВЕТ:
Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет:
(ومن لم يجد ماء ولا ترابا) لكونه في موضع ليسا فيه، أو وجدهما ومنع من استعمالهما مانع.. (لزمه..أن يصلي الفرض).. (ويعيد).
«Если тот, кто не нашёл воду и землю (почвенную пыль) для таяммума по причине того, что находится в местности, где их нет, или у него есть вода и пыль, но препятствие не дает ему воспользоваться ими, то он обязан совершить намаз (без омовения и без таяммума¹) и затем возместить его»
[См.: Нихая аль-мухтадж, т. 1, с. 317].
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:
وذلك لحرمة الوقت كالعاجز عن السترة والاستقبال وإزالة النجاسة.
«(Обязанность совершения намаза даже без омовения) обусловлена святостью времени намаза так же, как и в том случае, когда человек не может (найти чем) прикрыть аврат, повернуться в сторону киблы (из-за неспособности определить ее направление) и удалить нечистоту».
وكفاقدهما من عليه خبث خشي من إزالته مبيح تيمم.
«Подобное решение относиться и к тому человеку, на теле которого есть нечистота, удаление которой вызовет у него опасение (усугубить состояние своего здоровья настолько), что надо будет прибегнуть к таяммуму»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 443].
• Если перед совершением обязательного намаза нет возможности соблюсти все предусмотренные условия, то его необходимо совершить так как получается, соблюдая посильные условия, и в дальнейшем, при наличии уже всех условий возместить его, следуя всем предписаниям.
________________________
¹ Таяммум (араб. تيمم) — очищение песком, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой.
4 вещи, которые ни в коем случае нельзя делать без омовения | ВИДЕО
Как известно, Ислам побуждает людей к соблюдению внутренней и внешней чистоты. Внутренняя чистота верующего очень важна, но без внешней чистоты многие его поклонения будут недействительны.
Нрав верующего не должен быть дурным, душа его должна быть чиста от скверных мыслей, а тело, одежда, жилище – от грязи и всякого рода нечистот. Для этого необходимо периодически наводить чистоту.
Есть два вида очищения: очищение от наджасы (нечистот) и ритуальное очищение. Ко второму виду относится омовение, о котором и пойдёт речь в нашей статье. Если у человека нет омовения, он не может вступить в намаз или в другой вид поклонения, для которого необходимо наличие омовения.
Омовение надо делать, даже если на органы омовения не прилипла грязь, потому её и называют ритуальной. А если к телу человека прилипла наджаса (нечистота, наличие которой на теле одежде и месте намаза нарушает намаз), достаточно только омыть это место.
От Абу Малика Аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Чистота — половина веры. «Аль-Хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху) наполняет весы. А «Субхана Ллах» (Преславен Аллах) и «Аль-Хамду ли-Ллях» заполняют собой (пространство) между небесами и землёй. Намаз – свет, садака – доказательство, терпение – сияние, а Коран – довод за или против тебя». (Имам Ахмад, 22909; Муслим, 223)
Поэтому Ислам предписывает нам наводить не только ритуальную чистоту, но и быть всегда чистыми и опрятными: стричь ногти, чистить зубы, держать в чистоте дом, тело и одежду, удалять волосы на теле, в интимных местах, ухаживать за бородой и так далее – это всё относится к заповедям нашей религии.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِنَّ الله يُحِبُّ التوابين وَيُحِبُّ المتطهرين
(смысл): «Поистине, Аллах любит кающихся (для прощения грехов) и любит очищающихся». (сура Аль-Бакара: 222)
Если мусульманин соблюдает чистоту и личную гигиену, его полюбит Всевышний Аллах. Поэтому Ислам побуждает каждого человека соблюдать чистоту всегда и во всём, ибо за это обещана большая награда.
Во время намаза и других видов поклонения мусульманин обязан быть особенно чистым. Для этого ему необходимо совершить омовение, выполняя все его условия и составные части, как это описано в шариате.
Кроме этого, есть действия, которые запрещены без малого омовения:
1. любые виды намаза;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لاَ يَقْبَلُ اللَّهُ صَلاَةَ أَحَدِكُمْ إِذَا أَحْدَثَ حَتَّى يَتَوَضَّأَ
«Не примет Аллах намаз кого-либо из вас, если он осквернился (нарушилось омовение), пока он не совершит омовение». (Имам Ахмад, 8222; Бухари, 6954; Муслим 225; Абу Дауд, 60; Тирмизи 76)
Слова Пророка ﷺ «Не примет Аллах намаз…» подразумевают, что намаз, который человек совершает без омовения, не будет действительным, следовательно, и совершать намаз в таком случае запрещается.
2. прикосновение к Корану;
Обязательным условием даже для простого прикосновения к Корану является пребывание в состоянии омовения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ
(смысл): «. к нему прикасаются только очистившиеся». (сура Аль-Ваки‘а: 79)
Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا يَمَسُّ الْقُرْآنَ إِلَّا طَاهِرٌ
«Не должен прикасаться к Корану никто, кроме очищенного (имеющего омовение)». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Кабир», 13217; Байхаки, «Шу‘аб Аль-Иман», 1935)
Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых.
3. совершение саджда тилява и саджда шукри;
Саджда тилява – это земной поклон, который совершается после чтения определённых аятов Священного Корана. Саджда тилява является желательным действием и совершается во время намаза и вне намаза. Даже если человек совершает саджда тилява вне намаза, для этого ему необходимо быть в омовении.
Совершение же саджда шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях. Саджада шукри не входит в намаз, то есть его не делают в ходе совершения намаза.
Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» об этом пишет следующее:
«Без омовения намаз недействителен. Сюда относится (также недействителен) джаназа-намаз, и такое же решение действительно в отношении обоих суджудов – тилява и шукри».
4. совершение тавафа (обход вокруг Каабы).
От ‘Абдуллаха Ибн ’Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الطَّوَافُ حَوْلَ البَيْتِ مِثْلُ الصَّلَاةِ، إِلَّا أَنَّكُمْ تَتَكَلَّمُونَ فِيهِ، فَمَنْ تَكَلَّمَ فِيهِ فَلَا يَتَكَلَّمَنَّ إِلَّا بِخَيْرٍ
«Обход вокруг Ка’бы (таваф) подобен намазу, но только Всевышний Аллах разрешил вам разговаривать при его совершении. И тот, кто говорит в это время, пусть не говорит ничего, кроме благого». (Тирмизи, 960; Байхаки «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 1686)
Помимо этого, желательно быть в состоянии омовения во время совершения любого обязательного или желательного поклонения, для которого необязательно наличие омовения. Более того, верующему желательно всё время быть в состоянии омовения и обновлять омовение, как только оно нарушилось.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О ритуальной чистоте перед намазом
Ритуальная чистота – состояние физической и духовной чистоты, которое, согласно канонам Ислама, канонически обязательно для совершения молитвы-намаза.
В понятие «ритуальная чистота» касательно человеческого тела входят «малое омовение» (вуду’) и «полное омовение» (гусль). Требование наличия ритуальной чистоты распространяется не только на человека, намеревающегося помолиться, но и на его одежду, а также на место, где он собирается молиться. То есть на них не должно присутствовать явных нечистот (наджаса).
Малое омовение при отсутствии полного недействительно, не имеет канонического смысла и значения. Совершив гусль, человек автоматически приобретает и вуду’.
Ритуальная чистота
и Священное Писание – Коран
Перевод Священного Корана на любой из языков не является Писанием, это лишь перевод смыслов, который может быть кратким или подробным, верным или ошибочным, профессиональным или дилетантским. Люди, в зависимости от опыта, культуры, социума, в котором родились, образования и многого другого, думают, анализируют и излагают мысли по-разному. И в этом нет ничего противоречащего, это в норме вещей.
Тем, кто не имеет малого омовения (вуду’), а также полного (гусль) (к последним, наряду с прочими категориями «джунуб», относятся женщины в период регул и послеродового кровотечения), запрещено дотрагиваться до книги, содержащей в себе только лишь текст Священного Писания в оригинале на арабском языке.
«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).
В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок ангелы, а на Земле – те, кто имеет ритуальную чистоту»[1]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямым текстом, сколько косвенно[2].
О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в хадисе сказано: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый»[3]. Но замечу: достоверность хадиса сомнительна[4].
Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[5].
При отсутствии ритуальной чистоты к запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта – «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда человека постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога.
Чтение Священного Корана по памяти при отсутствии ритуальной чистоты возможно, если человек вкладывает в это смысл упоминания (зикр), а не непосредственного чтения самого Священного Писания[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.
[2] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 308.
[3] См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан».
[4] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 302; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538.
[5] Подробнее по теме см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 297, 302, 307.
[6]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 537.
Намаз без омовения и таяммума
Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет:
( ومن لم يجد ماء ولا ترابا) لكونه في موضع ليسا فيه، أو وجدهما ومنع من استعمالهما مانع.. (لزمه..أن يصلي الفرض).. (ويعيد )
«Если тот, кто не нашёл воду и землю (почвенную пыль) для таяммума по причине того, что находится в местности, где их нет, или у него есть вода и пыль, но препятствие не дает ему воспользоваться ими, то он обязан совершить намаз (без омовения и без таяммума[1]) и затем возместить его»
[См.: Нихая аль-мухтадж, т. 1, с. 317].
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:
وذلك لحرمة الوقت كالعاجز عن السترة والاستقبال وإزالة النجاسة
«(Обязанность совершения намаза даже без омовения) обусловлена святостью времени намаза так же, как и в том случае, когда человек не может (найти чем) прикрыть аврат, повернуться в сторону киблы (из-за неспособности определить ее направление) и удалить нечистоту».
وكفاقدهما من عليه خبث خشي من إزالته مبيح تيمم
«Подобное решение относиться и к тому человеку, на теле которого есть нечистота, удаление которой вызовет у него опасение (усугубить состояние своего здоровья настолько), что надо будет прибегнуть к таяммуму»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 443].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если перед совершением обязательного намаза нет возможности соблюсти все предусмотренные условия, то его необходимо совершить так как получается, соблюдая посильные условия, и в дальнейшем, при наличии уже всех условий возместить его, следуя всем предписаниям.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Таяммум (араб. تيمم ) — очищение песком, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
1.Молитва, при отсутствии возможности сделать омовение 2. Совершение пяти молитв с одним омовением
Тот, кто не может использовать воду или пыль и ей подобное для очищения, в силу каких-то причин, то он должен совершать молитву в том состоянии, в котором он находится, без омовения и без тайяммума. Так как Аллах не возложил на душу то, что её не под силу и не освободил от молитвы. И муслим должен выполнять то, что ему приказано, следуя словам Всевышнего Аллаха:
فاتقوا الله ما استطعتم
Бойтесь Аллаха так как вы можете…
И следуя словам посланника Аллаха, да ниспошлёт ему Аллах мир и благословения, который сказал:
فإذا أمرتكم بشيء فأتوا منه ما استطعتم
«…И если я приказываю вам что-то, то выполняйте то из этого, на что у вас есть возможность…»
(Хадис достоверный. Приводят имам аль-Бухарий, №7288 и имам Муслим, №1337, от абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)
Мусульманин, находящийся в ясном сознании, не имеет права оставлять намаз ни при каких обстоятельствах. Он обязан выполнять намаз в любых условиях, в которых оказался, даже при отсутствии возможности совершить ритуальное очищение, ведь Аллах Всевышний сказал: “Бойтесь Аллаха по мере возможности”(16:64). В “Ас-Сахихе” имама Аль-Бухари этому вопросу посвящена отдельная глава под названием “Если человек не нашел ни воду, ни землю”. В этой главе приводится сообщение о том, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которых не было воды (а дело происходило до ниспослания аята о тайаммуме), когда пришло время намаза, помолились, не совершив малого омовения. Они поведали об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего Аллахом был ниспослан аят о тайаммуме. Смысл указания, содержащегося в данном хадисе, состоит в том, что сподвижники, будучи убежденными в обязательности намаза, совершили его даже тогда, когда у них не было воды для очищения, а аят о тайаммуме еще не был ниспослан, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им совершить намаз заново. К тому же, если бы подобное было запрещено, он выразил бы им свое порицание. Это доказывает обязательность совершения намаза даже при отсутствии возможности для обоих видов очищения (вуду’ и тайаммум).
Из книги шейха Фаузана «Муляххас аль-фикхыя»
Вопрос: «Каково постановление относительно того, кто совершает все пять намазов с одним омовением?»
بسم الله الرحمن الرحيم، الحمد لله وصلى الله وسلم على رسول الله وعلى آله وأصحابه ومن اهتدى بهداه، أما بعد: فلا حرج على من صلى الصلوات الخمس بوضوء واحد؛ لأن المقصود أن يؤديها على طهارة، فإذا كان على طهارة فلا حرج، فلو صلى الفجر بالطهارة وبقي على طهارته والظهر والعصر والمغرب والعشاء صح، وقد صح عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه صلى الصلوات الخمس يوم الفتح بوضوء واحد، فسأله عمر عن ذلك فقال: (عمداً فعلت) اللهم صل عليه وسلم، يعني للتعليم، تعليم الناس.
Ответ: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху и да благословит Аллах и приветствует посланника Аллаха, его семью и сподвижников и тех, кто последовал его руководству, а затем:
«Фатауа аш-шейх ‘АбдульАзиз ибн ‘АбдуЛлах ибн Баз», рахимахуЛлах.