что делают современные подростки
Что делают современные подростки
Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих.
Новый сленг современных подростков
«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи.
Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.
Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно.
Прогрессивность и толерантность
Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают.
Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»).
Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов.
Клиповое мышление подростков
Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой.
Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.
За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье.
Быстрый темп
Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи.
Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды.
Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.
По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.
Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.
Проблемы современных подростков
Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение.
Сложности с общением в реальной жизни
Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.
Решение
Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком.
Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:
Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.
Невнимательность
Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.
Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала. Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления.
Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.
Решение
Потеря мотивации учиться
Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно. Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома. Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда.
Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться?
Решение
Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы.
«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →
Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.
Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию. Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.
Резюме
Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.
С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.
Чем сейчас увлекаются современные подростки: хобби и интересы
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения, меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации.
Задача родителей на данном этапе – оценить степень полезности или вредности увлечений, но основная политика здесь – не мешать. Влиять на ситуацию имеет смысл лишь в том случае, если подросток чрезмерно увлекается своим хобби, когда ради него забрасывается даже учеба и общение со сверстниками, или же если увлечение настораживает своей странностью или асоциальным содержанием.
Общение со сверстниками
Занятие, которое интересно в принципе всем, независимо от возраста. Человек – существо социальное и просто не может жить без общения. Но в подростковом возрасте – общение с одногодками, а также групповое общение приобретает несколько иной характер.
Ребенок начинает искать новые знакомства, понимания среди друзей и сверстников, а также разделения его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции.
Подростки часто сравнивают себя с другими людьми, сильно переживают, когда окружающие их оценивают ниже, чем они этого заслуживают. Ищут тех, кто мог бы принимать их такими, какие они есть, не осуждая, не сравнивая и не пытаясь «переделать».
Благодаря социальным сетям и интернету, современным подросткам легче восполнить потребность в общении.
Увлечение электроникой и техникой
Это классика жанра для большинства мальчиков-подростков, вот уже несколько поколений. Кто-то увлекается мото- и автотехникой, кому-то интересна сборка и ремонт компьютеров. Сегодня, когда различные гаджеты стали широко доступными, увлечение достижениями технического прогресса коснулось и девочек-подростков.
Практически у каждого подростка есть планшет, рабочий компьютер и смартфон – все это требует определенных знаний и навыков, которые они приобретают в процессе работы с данными гаджетами.
Музыка
По статистике, каждый третий ребенок ходит в музыкальную школу. Следовательно, большинство взрослых если не играют профессионально, то хотя бы умеют держать в руках один из музыкальных инструментов. Интерес подростков к музыке необычаен. Ритмы притягивают и будоражат кровь.
Если ваш ребенок не увлекается музыкой, то, вероятно, он является фанатом современной российской или зарубежной группы. Лишь для немногих музыка становится тем занятием, которым человек зарабатывает себе на жизнь. Для большинства этот интерес быстро гаснет. Но любовь к хорошей музыке останется навсегда. Так что если ваш ребенок неожиданно заявляет вам, что хочет записаться в музыкальную школу или же пойти к репетитору, не отговаривайте его.
Выявление интересов подростков – это сложное занятие. Поэтому, если желание ребенка безвредное и тем более благое, пусть он занимается. Увлечение музыкой помогает выработать терпение, усидчивость, развивает ловкость рук и помогает ребенку научиться работать в команде.
Чтение
Современные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам, независимо от тематики. Подросток, который полюбил чтение, может увлекаться книгами слишком сильно и с упоением читать ночи напролет.
Чтение книг – это, безусловно, очень полезное для развития сына или дочери занятие, но оно не содержит элемента активности, поэтому важно научить подростка правильно распределять свое время, чтобы уделять его и любимому хобби, и общению, а также и физической активности.
Озабоченность внешностью
Да, есть и такое подростковое хобби, особенно часто встречается среди девочек. В подростковом возрасте молодые люди часто очень озабочены своей внешностью. В большинстве случаев это связанно с просыпающимся интересом к противоположному полу. Девочки стремятся нравиться мальчикам, парни пытаются произвести впечатление на девочек.
Девочек начинает интересовать косметика, они учатся ее использовать, а также они увлекаются модой и стилем. Парни начинают следить за своим телом, работать над мышцами, интересуются модными и стильными новинками.
Интерес к собственной внешности – это естественное явление, но родителям нужно следить за тем, чтобы их ребенок не впадал в крайности, и заботилось не только о наружном, но и о внутреннем мире.
Танцы
Это способ самовыражения и просто получения удовольствия, становится интересным еще маленьким детям. Они, заслышав веселую и энергичную музыку, начинают двигаться в такт. Но в подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы.
Танцы интересуют старшеклассников все больше, поэтому они даже если не занимаются ими профессионально, то обязательно ходят в клубы и на дискотеки, где сочетают и общение, и прослушивание музыки, и танцы.
Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевидения и кинотеатров. Походы в кино – излюбленное занятие молодежи уже нескольких поколений. Сегодня же увлечения фильмами и сериалами набирает обороты за счет доступности их в интернете.
Можно, например, скачать сериал и за день просмотреть все серии. Но, важно также в этом вопросе следить за соблюдением баланса. Круглосуточный просмотр сериалов и фильмов не принесет пользы молодому человеку.
Коллекционирование
По-прежнему интересно современным подросткам. Сегодня объектом вожделения могут быть спортивные майки, кепки футбольных команд, плакаты с любимым актером, книги определенной серии, значки из разных стран.
Фотография
На сегодняшний день возможность фотографировать появилась практически у каждого подростка. Относительно недавно стали доступными гаджеты со встроенной фото- и видеокамерой.
Появление социальных сетей привело к тому, что дети все чаще стали фотографироваться и фотографировать, чтобы поделиться сделанными снимками со своими друзьями.
Селфи
Увлечение селфи (запечатление самого себя на фотокамеру) – только на первый взгляд кажется безобидным. На самом деле это хобби сопряжено с опасностями для подростков, поэтому его окрестили «селфицидом». Пытаясь сделать самое оригинальное фото, чтобы получить больше лайков и комментариев, дети забывают о безопасности.
Страсть к селфи иногда становится для подростков фатальной. Они погибают при разных обстоятельствах: одни пытаются сфотографироваться на мотоцикле и попадают в ДТП, не справившись с управлением, другие разбиваются в результате падения с высоты, третьи – нечаянно наносят себе увечья.
Компьютерные игры и симуляторы
Это увлечение молодежи, которое заставляет психологов во всем мире бить тревогу. Родителям, чьи дети стали увлеченными «геймерами», необходимо много мудрости и терпения, чтобы помочь ребенку не потерять связь с реальностью.
Особенную обеспокоенность у психологов вызывает увлечение современных подростков разного рода симуляторами. Подросток в виртуальном мире проживает жизнь, которая далека от реальности. Но он все чаще пытается погрузиться в свою виртуальную иллюзию, потому что там проще, чем в реальности. Все виртуальные «проблемы» легко разрешаются, причем всегда есть неограниченное количество попыток, а в реальности все по-другому. Так формируется игровая зависимость, которая может провоцировать серьезные проблемы с психикой.
Увлечение различными видами спорта
Спорт снова набирает популярность. Спорт – это увлечение, которое не принесет вреда растущему организму. Поэтому, родителям важно всячески стимулировать и поощрять своего ребенка, если он вдруг заинтересовался спортом.
Подростки часто обращаются к экстремальному спорту, считая, что риск – легкий способ привлечь к себе внимание, заставить окружающих уважать себя. Так, среди подростков популярен паркур – преодоление препятствий без страховки (стен, заборов, лестниц и так далее). Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Риск травмироваться в паркуре очень высокий, причем не только для новичков.
Опасное хобби – зацепинг. Подростки цепляются к последнему вагону поезда, карабкаются на крышу, а весь процесс снимается на телефон. Конечно, такое увлечение оборачивается огромным количеством несчастных случаев.
Любой родитель переживает за безопасность собственного ребенка. Поэтому, если появились подозрения в том, что подросток «подсел» на рискованные увлечения, необходимо срочно предпринимать меры.
Но делать это крайне тактично и осторожно, чтобы не вызвать отторжение и потерю доверия.
Лучший способ – попытаться перенаправить неуемную энергию подростка в другое русло, постараться вовлечь его в более безопасные занятия, которые тоже могут быть интересными. Нужно больше общаться с ребенком, интересоваться его проблемами, говорить ему, что он талантливый, красивый. Если он будет чувствовать уверенность в себе и поддержку близких, у него не появится потребности доказывать что-то сверстникам рискованными способами.
Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки
Молодой учитель литературы Артем Новиченков по просьбе «Афиши Daily» рассуждает о том, почему современные подростки живут осознаннее своих родителей и не слишком надеются на светлое будущее.
Выпускник факультета журналистики МГУ; учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация»
Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.
Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:
Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.
Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.
О свободе
Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми. Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей. И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.
При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар. Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось. Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.
Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.
Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию. Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников». И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.
В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.
Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора. Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал). Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.
Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.
О консервативном обществе
В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку. А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой. Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.
Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.
Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос. Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога. Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.
Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества. Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится. Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.
Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее. И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.
Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.
О неосознанности взрослых
Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит. А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права». Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.
Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.
Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой. Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время. Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.