что должен знать библиотекарь о своей работе
Что входит в обязанности библиотекаря
Содержание статьи
Обязанности библиотекаря
В каждой библиотеке предъявляются различные требования к кандидату на должность библиотекаря. Конкретные обязанности изложены в должностной инструкции сотрудника организации. В общих случаях внимание уделяется именно личностным качествам потенциального сотрудника и образованию. Среди желаемых качеств отмечают: аккуратность, ответственность, хорошую память, эмоциональную выдержку и другие. При приеме на работу меньшее значение имеет стаж работы.
Библиотекарь исполняет распоряжения и приказы руководства. Отдельные требования предъявляются к уровню знаний библиотекаря. Он должен знать содержание художественной, специальной, научной и иной литературы. Объясняется такое требование тем, что библиотекарь помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы.
В обязанности библиотекаря входит учет, хранение, поиск и выдача книжного фонда. Таким образом, библиотекарь должен знать соответствующие правила обработки и комплектования библиотечной литературы. Он составляет списки недостающей литературы по запросам читателей, следит за обновлениями в книжной сфере. Кроме того, ведет необходимый учет по основным показателям, характеризующим эффективность работы библиотеки.
Профессиональные качества библиотекаря
В исполнении обязанностей библиотекарю необходимы такие качества как: внимательность, сосредоточенность и терпение. Профессиональные качества библиотекаря также позволяют ему обеспечивать сохранность литературы библиотеки. Он знает правила составления алфавитных каталогов книг и журналов, хранящихся в библиотеке. Библиотекарь обязан применять меры по совершенствованию обслуживания посетителей. В первую очередь такое требование относится к созданию комфортных условий читателей, удовлетворения их запросов на литературу.
Также библиотекарь узнает о предстоящих тематических выставках в городе и принимает в них участие от лица библиотеки. Он готовит раздаточный и наглядный материал по актуальным вопросам науки и производственного опыта, оформляет выставочные стенды.
Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими. Так, в своей деятельности он формирует каталоги баз данных, имеющихся в библиотеке литературы в электронном виде. Стоит отметить, что работа библиотекаря имеет недостатки. К ним относят отсутствие карьерного роста и низкую заработную плату.
Работа в библиотеке: плюсы и минусы, или Как моя мечта встала мне поперек горла
Когда сбываются мечты, особенно те, которые идут с человеком с самого детства, любой испытывает эйфорию. Жизнь сразу становится сказочной и кажется, что все происходящее просто великолепно.
Так случилось и со мной. С детства я обожала читать. Пока было слепа, слушала аудиокниги. Когда зрение восстановили, читала сутками напролет.
И, естественно, я мечтала связать свою жизнь с книгами, то есть стать человеком, который ежедневно контактирует с литературой. Я писала небольшие книжки, чаще всего фэнтези, рассказы и статьи в газету нашего маленького города. Постоянная тяга к написанию текстов и чтению возымело свое действие, и я решила, что моя работа должна быть так или иначе связана с книгами.
Откуда взялась мечта работать в библиотеке
Писательская карьера – недостижимая мечта, ибо все издательства давно набрали свой «штат» писателей, книги которых продаются. Написание статей для газеты в маленьком городе тоже не приносило полного удовлетворения. А книги тянули к себе со страшной силой.
Когда в Выборге открылся небольшой букинистический магазин, я сломя голову понеслась туда, чтобы узнать, не требуется ли им работник. Но хозяйка магазинчика только начинала свою деятельность и по причине отсутствия постоянной прибыли не могла платить зарплату наемному работнику.
Хорошенько подумав, я поняла, что работа в сфере продаж, пусть даже книжных, не для меня.
Именно тут и возникла мысль о работе в библиотеке. А что? Работа непыльная, общение с людьми не особо частое, а это для меня огромный плюс: мне свойственна замкнутость и нелюбовь к живому общению с незнакомыми людьми.
И проводить 8-9 часов в окружении книг – это же квинтэссенция счастья!
Собеседование
В 2015 году я вышла замуж. По возвращении из свадебного путешествия встал вопрос трудоустройства. Я получила среднее профессиональное образование и поступила в университет, учебу в котором необходимо было оплачивать.
Небольшое отступление. В 14 лет, когда мне исправили зрение на одном глазу, я работала в библиотеке по программе летнего трудоустройства подростков. Именно этот пункт резюме сыграл мне «на руку»: меня тут же отправили в отдел кадров для прохождения собеседования.
Специалист по кадрам в библиотеке моего города – крайне приятная женщина. Внимательно изучив моё резюме, она с улыбкой посмотрела на меня и спросила про мой уровень знания английского языка. Я его знаю хорошо, на уровне разговорного, о чем я и сообщила. К сожалению, этого оказалось недостаточно, так как в библиотеке регулярно проводились экскурсии для иностранцев. Я уже опустила руки, но кадровичка сообщила, что в филиале библиотеке на окраине города есть вакантное место библиотекаря.
И я пулей полетела в филиал. Заведующая была на месте. Меня вспомнила библиотекарь, которая всегда снабжала меня отличной литературой и спросила о цели моего ожидания начальства.
Начальница была очень доброжелательна и сказала, что на следующий день мне следует принести образцы моих работ: публикации в сборниках научных статей, презентации и сценарии мероприятий, так как всё это понадобится в работе и ей надо оценить мои способности.
Я принесла всё, что было: 4 учебника, где были опубликованы мои статьи на тему социальной работы, презентации и сценарии праздников.
Дело было в пятницу. В субботу мне позвонили из библиотеки и сообщили, что в понедельник ждут меня для оформления документов.
Первый рабочий день
До этого я никогда не работала в коллективе. Все мои подработки были фрилансом или работой, которая не подразумевала работы с другими сотрудниками. Поэтому я даже не знала, как себя вести в первый день.
В первый же день меня отправили расставлять по алфавиту книги на стеллажах в отделе зарубежной литературы. «Сказка!» – подумала я и начала перебирать издания, расставляя их в строгом порядке.
Мои ожидания от работы
Я представляла, как буду изо дня в день приходить на своё рабочее место, буду выдавать книги, читать сама и периодически относить сданные издания на места. Что у меня будет обеденное время, когда я смогу сходить к живущей рядом маме и покушать картофельное пюре с печенью. Но…
Суровая реальность
Но не тут-то было! Оказалось, что работа библиотекарем подразумевает всего час посидеть во время обеденного перерыва, а то и меньше, потому что требуется много: обеспыливание книжного фонда (протирание пыли в хранилище книг), оформление книжных выставок, подготовка мероприятий и много чего еще.
Наше начальство не терпит, чтобы сотрудник просто сидел на рабочем месте. Приходится постоянно двигаться, выставляя книги по алфавиту, протирая обложки изданий или оформляя выставку.
Долгожданный отпуск
Первый отпуск был похож на дембель. Две недели без постоянных претензий, пыли и людей. В этот момент жизнь за городом показалась мне просто сказочной, так как была осень, и большинство жителей уехало в город. Соответственно, встретить человека во время прогулки – большая редкость.
Первые пару дней мне казалось, что я прогуливаю работу.
Плюсы работы
Они, несомненно, есть. Я как минимум работаю там, где мечтала: в окружении книг.
Минусы работы
Их тоже предостаточно.
Во-первых, график. Работаю я с 11:00 до 19:00. Да, я спокойно сплю до 09:00, но такое позднее возвращение домой не оставляет никаких шансов заниматься домашними делами по вечерам, а утром совсем не хочется мыть посуду и готовить ужин.
Во-вторых, я практически перестала читать. Проводя целый день с литературой, совсем не хочется брать ее в руки дома.
В-третьих, пыльно. Обеспыливая книгохранилище, я заработала себе страшную аллергию на пыль, на что начальство не реагирует.
Работа мечты не всегда оправдывает все ожидания. Даже не так. Зачастую работа мечты совсем не оправдывает ожиданий. Поэтому к выбору профессии надо подходить крайне осознанно.
Теперь, спустя 3 года, я это понимаю и усиленно ищу другую работу.
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:
Мифы и стереотипы о работе в библиотеке
реклама
Что всплывает в вашей голове при слове библиотекарь?
Старая, ворчливая, старушка с пучком на голове? Не-а.
Я библиотекарь-тамада.
реклама
Я работаю библиотекарем с 2017 года. И в свой адрес очень часто слышу: “А библиотеки еще работают?”, “Разве кто-то берет у вас книги?”, “К вам одни бабушки ходят!”.
Я уже устала отвечать всем одно и то же: “Да, работают. Да, книги берут. Нет, к нам ходят не только бабушки”.
А сейчас я вам расскажу, что на самом деле делает библиотекарь и можно ли его считать вообще библиотекарем в современных условиях.
реклама
Основная работа библиотекаря конечно же заключается в том, чтобы выдать вам, читателям, книги. Но это вам не магазин “Пятерочка” и не “Магнит”. Здесь нет пип-пип, 2 секунды, забрали продукты и ушли. Здесь приходит читатель: “Я хочу что-нибудь почитать, но не знаю чего”. И путем долгих опросов, разговоров, предыдущих чтений, мы можем догадаться, что хочет взять читатель. Сейчас, в период пандемии, наша работа усложнилась. Потому что раньше читатель мог сам походить по библиотеке и повыбирать, чего ему нужно, то сейчас это невозможно, потому что есть строгие ковидные ограничения. Мы не пускаем читателей в фонд. Поэтому носим килограммы книг читателю, он выбирает, запрашивает еще что-то, несем ему еще килограммы книг. Потом он все-таки выбирает и мы готовы ему записать нужные книги.
Не забудьте, что остальные книги нужно расставить по полочкам.
На обслуживание одного читателя может уйти 15-20 минут, а в некоторых случаях еще больше. Не думаю, что в Пятерочке вы столько времени проводите у кассы.
реклама
А еще мы теперь выдаем электронные книги. Ага, бесплатно, через приложение. Вы можете сделать это из дома. За счет библиотеки. Классно. Но это тоже наша работа.
Не буду рассказывать про всю строго библиотечную работу, а ля ремонтировать книги в фонде, расставлять их в нужном порядке, проводить обеспыливание фонда, делать акты на списание, замену утерянных и т.д. Это все чисто библиотечное.
Организуй мероприятие: составь сценарий, собери материал, проработай его, подготовь зал, укрась его, разработай афишу, собери людей, сделай рекламу, пофотографируй, выложи пресс-релиз, пост-релиз, напиши отчет. Прекрасно.
А теперь вспомним, что мы на пандемии. Все мероприятия онлайн. Что делает библиотекарь? Становится блогером.
Вести социальные сети. Да-да, вести как smm’щик. Делать контент-план, постить всякие развлекательные и полезные штучки, рекламировать книги, делать контент и выкладывать его. Я веду: инстаграм, вк, телеграм, ютуб. Стоит заметить, что никто нас ни на какие курсы не отправлял. И библиотекари понятия не имеют как это делать. Но это неважно.
Сам записывать и монтировать видео и аудиоконтент. Да-да, ты должен быть оператором, режиссером, звукорежиссером, монтажером, актером. Все сам. Никто тебе не поможет. А как снимать? А как играть? А как монтировать? Не знаю, учись!
Стать дизайнером. Потому что тебе никто не оформит ничего. Ты все сам. Нужна обложка к видео? Сам. Нужен пост в инстаграм? Рисуй. Нужна афиша? Редактор открой уже. Векторная графика, растровая графика. Не умеешь? Учись. Не забудь еще сам купить все эти программы.
Контент сам по себе не возьмется ниоткуда. Надо искать идеи где-то. Где? Где-то) Смотри блогеров-миллионников и пытайся сделать на таком же уровне. Мы знаем, что у тебя ничего не получится. И что? У тебя нет микрофона, штатива, камеры, программного обеспечения, хорошего железа? А кого это волнует? Придумай что-нибудь. Купи айфон.
Ты должен участвовать в городских мероприятиях и акциях. Во всех. Почти.
Презентации красивые тоже умей делать. Ты ж выступаешь везде.
А если вы думаете, что у библиотекаря целый рабочий день для этого, ведь туда никто не ходит. Огорчу. На кафедры очереди. Быть может за целый день вы не сделаете ничего, кроме выдачи литературы. А всю остальную работу никто не отменял. Когда ее делать? Да хоть дома. Кого это волнует?
Библиотекарь нового поколения
Работу библиотекаря нельзя отодвинуть в сторону. Они необходимы в каждой библиотеке и образовательном учреждении. Хороший библиотекарь должен располагать цифровыми ресурсами и информацией, чтобы библиотека имела много посетителей и была интересной.
Тем не менее прошли те времена, когда библиотеки хранили все ресурсы в физическом формате. В настоящее время предпочтение отдается цифровым форматам, поскольку их легко сохранить, и цифровые библиотеки быстро вытесняют библиотеки обычные. Благодаря Интернету они предоставляют информацию быстрее, точнее и эффективнее для любого потребителя. Поэтому как современный библиотекарь вы должны знать, как систематизировать, управлять и упорядочивать информацию в цифровом виде, а также иметь мягкие навыки для улучшения коммуникации со всеми группами: студентами, сотрудниками и руководством вуза, обычными посетителями и т. д. Мы подготовили список навыков, которыми может овладеть современный библиотекарь, чтобы сделать как себя, так и библиотеку сильным членом образовательной команды учебного заведения.
Маркетинг
Хотя физическая библиотека по-прежнему популярна, в цифровом пространстве существует острая конкуренция. Академические библиотеки должны иметь возможность максимально увеличить доступ к цифровому и печатному контенту и услугам, чтобы продемонстрировать уникальное торговое предложение библиотеки во все более конкурентном информационном мире. Поэтому важно иметь навык ведения соцсетей, постинга, работы с цифровой аудиторией. Как маркетолог вы должны суметь убедить своих читателей открыть книги, продать идею чтения кому угодно и где угодно.
Умение осуществлять поиск релевантной информации
Сейчас большинство контента переходит в цифровую форму, поскольку это быстрый, простой и широко доступный способ хранения информации. Однако иногда им очень трудно найти нужную информацию из-за того, что Интернет наполнен различными видами контента, как актуального, так и нет. Иногда фильтрация релевантной информации или даже поиск нужного источника может оказаться серьезным препятствием для пользователей. Нужно научиться распространять, фильтровать и систематизировать цифровую информацию в соответствии с ее актуальностью.
Управление цифровой информацией
Как библиотекарю вам необходимо научиться управлять оцифрованной информацией, работать с базами данных. Также управление информацией связано со знанием вопроса интеллектуальной собственности и тем, касающихся владения и совместного использования информации и ресурсов. Нет необходимости знать все законы, главное — хорошо понимать, как с юридической и этической точки зрения обращаться с тем или иным контентом. Это может пригодиться, если вы не хотите платить за контент, поступающий из Интернета. Данный навык поможет вам определить контент, за который вы должны платить, и бесплатный доступный контент, не защищенный авторским правом.
Digital коммуникация
Хорошие коммуникативные навыки необходимы любому библиотекарю. Умение использовать различные методы цифровой коммуникации как для внутреннего, так и для внешнего общения становится все более важным навыком. Вам необходимо предоставлять пользователям качественную и точную информацию, с которой они могут работать. Цифровая коммуникация так же, как и устная, не приемлет неуважения, высокомерия и грубости.
Управление изменениями
Образование — это постоянно меняющаяся сфера, подверженная влиянию политики, технологий, экономики. Все эти факторы меняют и учебное заведение. Библиотека также подвержена этим изменениям, и необходимо постоянно пересматривать позицию библиотеки в учреждении. Умение эффективно управлять изменениями — один из главных навыков руководителей и рядовых сотрудников библиотек. Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье: https://lala.lanbook.com/biblioteki-v-rezhime-distancionnoj-raboty.
Умение доказывать свою ценность
В сфере, где все больше решений основываются на доказательствах и данных важно, чтобы библиотеки доказали свою ценность для организации, продемонстрировав окупаемость вложенных в них инвестиций. Повышение качества обслуживания студентов и демонстрация вклада в успех учебного заведения улучшает бренд библиотеки.
Организация пространства
Развитие физических и виртуальных пространств для поддержки педагогического процесса имеет решающее значение. За последние годы изменились привычки к чтению, и теперь люди привыкают читать с экрана. Однако это не означает, что вы должны выбросить все книги в окно и закрыть библиотеку. Умение создавать привлекательное пространство для чтения или убедить создать его — важно, как никогда. Около 76% людей предпочитают уединение при чтении и поэтому нуждаются в личном пространстве. Иногда люди приходят в библиотеку ради тишины и покоя. Именно с этого можно начать процесс трансформации пространства.
Сотрудничество
Сотрудничество подразумевает общение со своими коллегами внутри страны и за ее пределами. Это необходимо, чтобы узнать о последних событиях в отрасли, новых исследованиях по внедрению инструментов работы с читателями и формированию у них определенных навыков.