что должен знать ученик 5 класса по биологии

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии

Личностными результатами являются следующие умения:

· Осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том

числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа

жизни и сохранения здоровья.

· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и

· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою

деятельность и поступки других людей с точки зрения сохраненияокружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно

средства достижения цели.

· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Й классы

· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций; строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

· Строить логическое рассуждение, включающее установление

· Создавать схематические модели с выделением существенных

· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и

т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

· Вычитывать все уровни текстовой информации.

· Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

Коммуникативные УУД:

Й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:

растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых

папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,

эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их

результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Биология—наука о живом мире (8 ч)

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Учебно-тематический план

№п/пСистема уроков(название разделов)Кол-во часовВид контрольных, практических, лабораторных работ.
1.Тема 1. Биология—наука о живом мире. Л.р.№1 «Изучение устройств увеличительных приборов» Л.р №2 «Знакомства с клетками растений»
2.Тема 2. Многообразие живых организмовЛ.р №3. «Знакомство с внешним строением растений» Л.р. №4. «Наблюдение за передвижением животных»
3.Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля
4.Тема 4. Человек на планете Земля
ИТОГО

Календарно-тематическое планирование

Источник

что должен знать ученик 5 класса по биологии. Смотреть фото что должен знать ученик 5 класса по биологии. Смотреть картинку что должен знать ученик 5 класса по биологии. Картинка про что должен знать ученик 5 класса по биологии. Фото что должен знать ученик 5 класса по биологии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:
учащиеся должны
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
испытывать любовь к природе;
признавать право каждого на собственное мнение;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение.

· характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

· применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

· владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

· ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

· соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

· использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

· выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

· создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

· находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Источник

Рабочая программа по биологии 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Директор МБОУ «Михневская СОШ»

«_____»______________ 2017 г

на 2017-2018 учебный год

Макарова Татьяна Васильевна

(Объём часов: 1 час в неделю,35 часов в год).

1. Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать :

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений, их строение и многообразие;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь :

пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

соблюдать правила поведения в природе;

работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

· Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

· Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

· Вычитывать все уровни текстовой информации.

· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

· Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

· Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2. Содержание учебного курса

Наименование предметов и тем

Живой организм: строение и изучение.

Многообразие живых организмов.

Среда обитания живых организмов.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Многообразие живых организмов

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и классификация живых организмов. Вид. Царства живой природы. Признаки основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Раздел 4. Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Источник

Рабочая программа по биологии, 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

Методического совета МКОУ Директор_______________ Л.И.Ульянова

«Староникольская СОШ» приказ №__________ от______________

Протокол №________ от______

Всего часов на изучение: 35

Количество часов в неделю 2 часа

Учитель Грибанова Е.Т.

2015-2016 учебный год

Рабочая программа по биологии

Автор В. В. Пасечник.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 35 часа в год.

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

а) предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать

— Учащиеся должны уметь

б) метапредметные результаты обучения

в) личностные результаты обучения

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В результате изучения биологии ученик должен

признаки биологических объектов : клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов : обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Источник

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС В.В.Пасечник

что должен знать ученик 5 класса по биологии. Смотреть фото что должен знать ученик 5 класса по биологии. Смотреть картинку что должен знать ученик 5 класса по биологии. Картинка про что должен знать ученик 5 класса по биологии. Фото что должен знать ученик 5 класса по биологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Методическим объединением учителей естественно-математического цикла

МОУ «Дмитриевская СОШ»

МОУ «Дмитриевская СОШ»

«___» _________ 2015 г.

Рабочая программа по биологии

Составитель: Малахова Евгения Владимировна

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

Примерная программа основного общего образования по биологии;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 года, регистрационный номер 23290);

Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД-1552/03);

Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Содержательной основой школьного курса биологии являет ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в эко номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми рование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча щиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточ ной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследствен ная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жиз ни; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологиче ской науки для изучения живых организмов и человека: на блюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инстру ментов;

освоение приёмов оказания первой помощи, рацио нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

формирование основ экологической грамотности: способ ности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и при родных местообитаний;

овладение приёмами работы с информацией биологи ческого содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

создание основы для формирования интереса к дальней шему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универ сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание учебника для 5 класса нацелено на форми рование у обучающихся знаний признаков и процессов жизне деятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, со гласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Изучение биологии в основной школе обусловливает дости жение следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: па триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежно сти; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чув ства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, го товности и способности обучающихся к саморазвитию и само образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль ной траектории образования на базе ориентации в мире про фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи вых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, ми ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо нимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении мораль ных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в об щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея тельности;

8) формирование понимания ценности здорового и без опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе призна ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботли вое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой де ятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основ ной школе должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми резуль татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной за дачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава тельных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совмест ную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соот ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей дея тельности; владение устной и письменной речью, монологиче ской контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области ис пользования.

Предметными результатами освоения выпускниками ос новной школы программы по биологии являются:

формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар тины мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение по нятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологиче ской науки и проведения несложных биологических экспери ментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осо знание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения эко логического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональ ной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Минимум образования по разделам

Раздел 1. Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные при знаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери мент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Изучение строения плесневых грибов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения. Изучение строения позвоночного животного. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения куриного яйца. Изучение строения птиц. Изучение строения млекопитающих.

Разнообразие и роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *