что должна сделать локомотивная бригада в пути следования
Обязанности локомотивной бригады локомотива в пути следования
В пути следования локомотивная бригада обязана:
— контролировать работу тяговых электродвигателей, дизель-генераторной установки, вспомогательных машин, коммутационных аппаратов, автотормозов, периодически сверять показания приборов в кабинах управления локомотивом;
— визуально контролировать надежность крепления и состояние привода вспомогательных электрических машин и механизмов и вспомогательного оборудования;
— периодически осматривать помещения локомотива, контролируя отсутствие посторонних шумов, искрения, вспышек электрической дуги, запаха горелой изоляции, масла и т.п.;
— периодически удалять конденсат из резервуаров и влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования. Периодичность удаления конденсата определяется погодными условиями местности эксплуатации локомотива в соответствии с приказом территориальной дирекции тяги.
В случае невозможности осмотреть локомотив в местах, установленных соответствующей инструкцией, осмотр производится на близлежащих перегонах, станциях (до или после), исходя из местных условий.
При стоянках локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях локомотивная бригада обязана проверить в доступных местах состояние ходовых частей (надежность болтовых креплений, состояние резинометаллических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление, отсутствие следов нагрева и проворота бандажа) и произвести контроль нагрева буксового узла колесных пар, а также произвести осмотр крышевого оборудования без подъема на крышу.
При необходимости следует закрепить ослабшие соединения деталей и смазать отдельные узлы.
При срабатывании аппаратов защиты машинист обязан выяснить и по возможности устранить причину срабатывания. Запрещается отключать аппараты защиты, шунтировать и отключать их блокировки, кроме аварийных случаев, предусмотренных заводом-изготовителем инструкцией по эксплуатации данной серии локомотива.
Обо всех случаях срабатывания защиты машинист обязан произвести запись в журнале формы ТУ-152, с указанием обстоятельств, причин и места.
Сдача локомотивов
Сдающая локомотивная бригада обязана:
— произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с целью уточнения характера их состояния и причин повреждения;
— закончить выполнение цикловых работ по ТО-1 и уборке локомотива в соответствии с утвержденным перечнем, о чем произвести соответствующие записи в журнале формы ТУ-152;
— при отсутствии инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей произвести запись в журнале формы ТУ-152, составить акт на утерю инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей и запасных частей (далее форма ТУ-156), который подлежит передаче в депо приписки локомотива дежурному по депо, или действовать порядком установленным совместным приказом начальников территориальных дирекций тяги и региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава;
— произвести подробную запись в журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов, оборудования, электрических и пневматических схем, о работе АЛСН, КЛУБ, других приборов безопасности установленных на локомотиве, радиостанции и о расходе электрической энергии или дизельного топлива, показаниях счетчика защиты (при его наличии на локомотиве);
— при оборудовании локомотивов автоматизированными системами контроля, диагностирования, провести работы по сохранению параметров работы системы на флэш-карту, согласно указаний Руководства по эксплуатации;
— при сдаче локомотива и оформлении записи в журнал формы ТУ-152, должна быть четко и ясно записана фамилия, сдавшего локомотив машиниста (в скобках депо приписки локомотивной бригады), поставлена дата, время и подпись.
Машинист, сдающий локомотив, помимо записи в журнале формы ТУ-152, должен устно подробно проинформировать принимающую локомотивную бригаду обо всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы локомотива, включении в работу систем резервирования, применении аварийных схем.
За несвоевременную запись обнаруженных неисправностей и случаи скрытия их, порчу и потерю журнала формы ТУ-152 ответственность несет сдающая локомотивная бригада.
При сдаче локомотива без отцепки от состава и наличии неисправностей, которые можно устранить силами локомотивной бригады, сдающая и принимающая локомотивные бригады обязаны совместно устранить выявленные на локомотиве неисправности, принять необходимые меры, чтобы не допустить срыва графика движения поездов.
Приемка тепловоза
Порядок действий локомотивной бригады при приемке тепловоза определяется местной инструкцией, утверждаемой начальником депо.
По отметкам в журнале ТУ-152 локомотивная бригада обязана:
Ø убедиться в проведении проверки АЛСН, КЛУБ, САУТ и радиосвязи
Ø убедиться в соблюдении установленной периодичности технического обслуживания ТО-2
Ø проверить выполнение ТО-1 локомотивной бригадой и в слу-чае, если работы не выполнены или выполнены с низким качеством, сделать об этом запись в журнале формы ТУ-152
Помощник машиниста проверяет:
Ø наличие топлива, масла, воды и песка
Ø дизель и вспомогательное оборудование тепловоза
Помощник машиниста проверяет наличие и исправность:
Ø пломб в установленных местах
Ø сигнальных принадлежностей
Ø запасных частей и материалов
Ø тормозных башмаков (количество и номера их должны быть занесены в журнал формы ТУ-152)
Ø защитных средств
Ø обтирочных и смазочных материалов
Ø медикаментов в аптечке согласно перечню
В целях обеспечения пожарной безопасности необходимо убедиться в отсутствии в доступных местах признаков нарушения электрических контактов, отсоединенных, не заизолированных и незакрепленных проводов, проводов с обгоревшей или поврежденной изоляцией, нетиповых предохранителей (жучков), скопления масла, тряпок, ветоши и других горючих предметов.
В случае, когда при приемке тепловоза в депо или пункте оборота локомотивной бригадой обнаруживается неисправность, которая не может быть устранена за время, предусмотренное на приемку тепловоза, машинист должен поставить об этом в известность дежурного по депо (пункту оборота), внести запись о неисправности в журнал формы
После чего по распоряжению дежурного по депо (пункту оборота) произвести запись о неисправности, в результате которой был отставлен тепловоз, в соответствующий раздел настольного журнала дежурного по депо.
3.3. Общие требования охраны труда при эксплуатации локомотивов
3.3. Общие требования охраны труда при эксплуатации локомотивов.
Без выяснения причины и устранения неисправности радиосвязи отправление поезда запрещается.
3.3.2. Перед тем, как привести в движение локомотив, машинист должен убедиться в том, что локомотивная бригада в полном составе находится в кабине управления локомотива (будке паровоза).
Запрещается проезд людей на тендере, передней площадке паровоза и тепловоза (капотного типа).
3.3.4. До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведется управление, двери нерабочих кабин и межсекционные двери должны быть закрыты.
3.3.5. Перед приведением поезда в движение машинист локомотива должен убедиться в наличии разрешающего сигнала, его принадлежности пути отправления поезда и в отсутствии препятствий для движения.
3.3.6. Во время движения локомотива локомотивной бригаде запрещается:
высовываться из боковых окон кабины управления локомотива (будки паровоза) за пределы зеркала заднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера);
открывать входные наружные двери и высовываться из них;
находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива;
подниматься на локомотив и спускаться с него во время движения и при остановке поезда на искусственных сооружениях, не оборудованных настилами для перехода;
открывать двери высоковольтной камеры, шкафов для электрооборудования, кожухи и другие ограждения электрооборудования;
закорачивать защитные блокировки;
использовать не по назначению тормозные башмаки;
отлучаться помощнику машиниста из кабины управления локомотива при производстве маневровой работы, следовании по желтому, красно-желтому, красному и белому огням на локомотивном светофоре, на запрещающий сигнал, перед железнодорожными переездами, по искусственным сооружениям, а также по участкам, на которых скорость движения ограничена или проводятся ремонтно-путевые работы;
выходить из наружной двери тамбура локомотива при подъезде к платформе;
выбрасывать из локомотива мусор, обтирочные материалы и прочие предметы.
3.3.7. При следовании с поездом в период неблагоприятных погодных условий машинист и помощник машиниста должны быть предельно бдительными.
3.3.8. При приближении встречного поезда по смежному пути локомотивная бригада должна следить за его состоянием, не выходя из кабины локомотива. В случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего за габарит подвижного состава, искрения буксового подшипника или какого-либо другого повреждения встречного поезда немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, диспетчеру поездному и дежурному ближайшей железнодорожной станции.
3.3.9. На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен отойти к рабочему месту машиниста.
3.3.10. Искусственные сооружения, станции, переезды локомотивная бригада должна проследовать с особой бдительностью.
3.3.11. При приближении поезда к месту работ, при следовании по неправильному пути, при неблагоприятных погодных условиях, ухудшающих видимость, машинист локомотива обязан подавать оповестительные сигналы, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от переносных сигналов.
Оповестительные сигналы подаются также при приближении поезда к находящимся на железнодорожном пути людям, к железнодорожным станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам железнодорожного пути, тоннелям, железнодорожным переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам, а на железнодорожных путях необщего пользования, кроме того, при приближении к вагоноопрокидывателям, бункерам, эстакадам, вагонным весам, устройствам восстановления сыпучести грузов, гаражам размораживания грузов, а также иным объектам, расположенным на железнодорожных путях необщего пользования, а также при восприятии ручного сигнала «Опустить токоприемник».
3.3.12. При приближении поезда к работающим, идущим по путям или находящимися в междупутье людям, машинист локомотива обязан подавать оповестительные сигналы до тех пор, пока не будет освобожден путь и не сойдут люди с него в безопасное место или на безопасное расстояние. Если путь, по которому следует поезд, своевременно не освобожден, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда.
3.3.13. При движении локомотив должен быть с включенным прожектором и огнями фонарей у буферного бруса.
3.3.14. При приближении встречных поездов на перегонах или железнодорожных станциях в темное время суток необходимо переключать прожектор в положение «тусклый свет» на таком расстоянии, чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положение «яркий свет».
Запрещается помощнику машиниста покидать кабину локомотива при пропуске встречных поездов.
3.3.16. При следовании поезда по станции машинист локомотива должен пользоваться переключателем яркости прожектора в зависимости от метеорологических условий, скорости движения, наличия предупреждений о работающих на путях людях и с учетом передвижения поездов и локомотивов по смежным путям на станции.
3.3.17. В случае ослепления прожектором встречного поезда машинист обязан остановить поезд.
3.3.18. При подходе к тоннелю в дневное время суток машинист должен включить прожектор, буферные фонари и электроосвещение пульта управления и кабины машиниста (будки паровоза), а на тепловозах и паровозах, кроме этого, независимо от времени суток, закрыть окна кабины управления (будки паровоза).
3.3.19. Осмотр дизельного помещения тепловоза, машинного отделения электровоза помощник машиниста может проводить только по указанию машиниста.
При нахождении в дизельном помещении тепловоза и машинном отделении электровоза следует пользоваться шумоизолирующими наушниками.
При проходе по дизельному помещению тепловоза, машинному отделению электровоза запрещается:
пересекать и наступать на защитные кожуха движущихся (вращающихся) частей (узлов) оборудования локомотива;
открывать, снимать защитные ограждения движущихся (вращающихся) частей (узлов) оборудования локомотива;
отвлекаться на посторонние действия;
осуществлять проход, если отсутствует возможность одновременного использования трех точек опоры (рука, ноги);
держать руки в карманах одежды.
Во время стоянки локомотива рекомендуется осуществлять переход из одной кабины в другую с выходом из локомотива. При этом следует соблюдать требования безопасности, изложенные в пункте 3.3.27 настоящей Инструкции.
3.3.21. Локомотивной бригаде запрещается открывать двери, шторы и входить в высоковольтную камеру электровоза, тепловоза:
при поднятом токоприемнике и включенных источниках питания электродвигателей на электровозе;
при работающей дизель-генераторной установке тепловоза;
при движении тепловоза, электровоза, в том числе при опущенных токоприемниках.
3.3.22. Осмотр электрооборудования тепловоза и электровоза во время движения проводит по указанию машиниста его помощник, имеющий права оперативно-ремонтного персонала. При этом запрещается снимать ограждения и прикасаться к токоведущим частям оборудования.
3.3.23. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан:
остановить поезд, по возможности, на площадке и прямом участке железнодорожного пути;
привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива с фиксацией его в крайнем тормозном положении;
объявить по радиосвязи об остановке машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, следующих по перегону, дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, диспетчеру поездному, сообщить по радиосвязи о причине остановки начальнику пассажирского поезда (руководителю работ хозяйственного поезда);
если остановка не связана с задержкой поезда у светофора с запрещающим показанием, выяснить ее причины и возможность дальнейшего следования;
если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20-ти и более минут и нет возможности удержать поезд на месте при помощи автоматических тормозов, привести в действие ручной тормоз локомотива и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где такие работники отсутствуют, направить помощника машиниста уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки и привести в действие ручные тормоза вагонов в соответствии с установленным порядком;
сообщить по поездной радиосвязи дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникших препятствий для движения. При неисправности поездной радиосвязи сообщение дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному передать посредством других видов технологической электросвязи или с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь (через помощника машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона, руководителя работ в хозяйственном поезде);
совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, принять меры к устранению возникшего препятствия для движения, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного железнодорожного пути в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком.
3.3.24. При возникновении неисправности электрооборудования на тепловозе, электровозе в пути следования локомотивная бригада определяет возможность локализации повреждения путем сборки одной из аварийных схем, которые утверждены организационно-распорядительным документом ОАО «РЖД» для каждой серии локомотива. При этом в журнале формы ТУ-152 делается запись о сборке аварийной схемы с указанием ее номера в соответствии с утвержденным перечнем.
Утвержденный порядок сборки аварийных схем для каждой серии локомотива должен находиться в кабине машиниста.
(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 20.01.2020 N 81/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сборка аварийной схемы может проводиться как дистанционно с помощью переключения низковольтных и высоковольтных коммутационных аппаратов, так и с непосредственного вывода из работы высоковольтного оборудования в высоковольтных камерах и шкафах локомотива.
Порядок действия локомотивной бригады по сборке аварийной схемы утверждается организационно-распорядительным документом по структурному подразделению.
3.3.26. При необходимости захода в высоковольтную камеру для устранения неисправности локомотива, машинист должен внести запись в журнал формы ТУ-152 о времени захода и выполнении всех мер безопасности и после этого:
затормозить локомотив, под колесные пары подложить тормозные башмаки (закрепить поезд);
на тепловозе заглушить дизель-генераторную установку;
отключить главный выключатель на электровозе переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозе постоянного тока) и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;
выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда;
заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять ключи;
снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста, если конструкцией электровоза не предусмотрена ее блокировка в нулевом положении. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у машиниста;
перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха от вспомогательной пневматической системы к клапану токоприемника.
На электровозах переменного тока после полной остановки вспомогательных машин и фазорасщепителя надеть диэлектрические перчатки и заземляющей штангой, предварительно подсоединенной в установленном месте к корпусу электровоза, коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод.
После проведенных операций необходимо убедиться на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин.
Выполнение этих работ должно производиться двумя работниками, один из которых должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия работника, находящегося в высоковольтной камере. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.
3.3.27. При необходимости ухода с локомотива для его осмотра (технического обслуживания) на станции, перегоне, машинист должен затормозить локомотив краном вспомогательного тормоза, после чего машинист или его помощник могут приступить к осмотру. Один из членов локомотивной бригады должен находиться в кабине управления локомотива (будке паровоза) для связи с дежурным по станции или диспетчером поездным.
Запрещается спускаться с локомотива, осматривать и производить техническое обслуживание экипажной части в случае остановки локомотива в пределах пассажирской платформы высотой более 0,5 метра, а также, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав.
В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях следует пользоваться переносным аккумуляторным (светодиодным) фонарем. Запрещается использовать для освещения и других целей открытый огонь (факелы, свечи).
Передвигаться вдоль состава поезда следует с особым вниманием.
При передвижении вдоль состава необходимо следить за приближением встречных поездов по смежному пути. При визуальном или звуковом обнаружении приближения поезда по смежному пути машинист (помощник машиниста) должен отойти в безопасное место (укрыться на переходной площадке вагона стоящего поезда, отойти на обочину смежного пути или на середину широкого междупутья) и сообщить о своем местонахождении члену локомотивной бригады, находящемуся в кабине управления локомотива (будке паровоза).
Работник, производящий наружный осмотр локомотива и состава поезда, должен быть в сигнальном жилете, а при осмотре состава поезда дополнительно иметь при себе переносную радиостанцию.
(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 21.01.2019 N 83/р)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3.28. К осмотру экипажной части локомотива следует приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов поезда.
3.3.29. В случае выявления неисправностей приборов, утечек воздуха и пропуска пара в соединениях аппаратов, резервуаров и устройств, находящихся под давлением, их следует отключить от питательной магистрали и выпустить воздух, пар.
Запрещается открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров локомотива ударами молотка или другими предметами.
При осмотре оборудования локомотива, находящегося под давлением, следует использовать защитные очки.
3.3.30. В случае вынужденной остановки поезда в тоннеле, локомотивной бригаде следует немедленно выяснить причину остановки и оценить возможность его дальнейшего следования.
При обнаружении запаха газа локомотивная бригада должна надеть противогазы.
3.3.31. Запрещается подниматься и производить какие-либо работы на крыше электровоза на электрифицированных железнодорожных путях и под воздушной линией электропередачи, если контактная подвеска, воздушная линия электропередачи находятся под напряжением.
Подъем на крышу тепловоза, газотепловоза, газотурбовоза, а также на котел, тендер и крышу будки паровоза запрещается во всех случаях.
3.3.32. При срабатывании на локомотиве аппаратов защиты цепи отопления пассажирского поезда машинисту локомотива разрешается включить отопление только один раз. В случае повторного срабатывания аппаратов защиты последующее включение отопления поезда производить по указанию поездного электромеханика или начальника поезда после выявления и устранения причины их срабатывания.
3.3.33. При разъединении вагонов пассажирского поезда в пути следования, машинист локомотива должен немедленно отключить отопление поезда.
3.3.34. Запрещается соединять части поезда на перегоне:
во время тумана, метели и при других неблагоприятных погодных условиях, когда сигналы трудно различимы;
если отцепившаяся часть поезда находится на уклоне круче 0,0025 и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда.
Если соединить поезд невозможно, машинист должен затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд.
3.3.35. По прибытии в депо машинист локомотива обязан уведомить дежурного по депо об аварийной ситуации и выполненных мероприятиях.
Что должна сделать локомотивная бригада в пути следования
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»
управления персоналом ОАО «РЖД»
Вице-президент ОАО «РЖД»
Рабочий учебный план и программы
курсов целевого назначения для машинистов
и помощников машинистов электровозов
(с электровозов переменного тока на электровозы постоянного тока)
Настоящий рабочий учебный план и программы курсов целевого назначения предназначены для повышения квалификации машинистов и помощников машинистов электровозов при переходе с обслуживания электровозов переменного тока на обслуживание электровозов постоянного тока.
Группы комплектуются из машинистов электровозов переменного тока, помощников машиниста электровоза с правом управления, стажем совместной работы не менее 6 месяцев, имеющих опыт работы в разных видах движения.
Срок обучения при изучении одной серии электровозов – 4 недели. Для изучения двух и более серий электровозов постоянного тока добавляется 24 учебных часа на каждую серию, с продлением на соответствующее время срока обучения.
При изучении двух и более серий электровозов поездная практика проводится на каждой серии электровоза не менее 36 часов.
По окончании обучения проводится комплексный экзамен по предметам:
Особенности устройства и технического обслуживания электровозов постоянного тока, электрические и пневматические схемы;
Управление электровозом, особенности управления электровозами постоянного тока, порядок действий в нестандартных ситуациях;
Охрана труда. Техника безопасности при обслуживании электровозов постоянного тока.
Рабочий учебный план
1. Электротехника. Постоянный ток. Способы регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока
1. Электротехника. Постоянный ток. Способы регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока.
Рабочий тематический план
Тема 1.1. Постоянный электрический ток, проводники и диэлектрики, электрические цепи постоянного тока. Основные законы электрической цепи. Принцип работы электродвигателя постоянного тока. Электромеханические характеристики. Способы регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока. Обратимость электрических машин. Принцип работы генератора.
Изучается по сборнику типовых учебных программ «Электротехника. Основы электроники. Электрические измерения» для обучения кадров массовых профессий в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях железнодорожного транспорта, утвержденному Департаментом кадров и учебных заведений 20.10.2003 г.
2. Особенности устройства и технического обслуживания электровозов постоянного тока, электрические и пневматические схемы
Рабочий тематический план
Тема 2.1. Генераторы управления, аккумуляторные батареи
Назначение, общее устройство, краткая характеристика генераторов управления, аккумуляторных батарей. Схема возбуждения и регулирования напряжения генераторов управления. Схема питания низковольтных цепей от аккумуляторной батареи и от генератора, схема зарядки аккумуляторной батареи.
Тема 2.2. Аппараты вспомогательных цепей
Электромагнитные контакторы типа МКП-23; их назначение, устройство, принцип действия. Демпферные резисторы; их назначение, устройство. Переключатель вентиляторов; назначение, устройство, принцип действия
Тема 2.3. Аппараты силовой цепи и её защиты
Быстродействующий выключатель; назначение, устройство, работа механизма при включении, принцип действия при токах КЗ и токах перегрузки. Схема включения.
Быстродействующий выключатель типа БВЗ-2; назначение, устройство, работа механизма при включении, принцип действия при токах КЗ, при токах перегрузки, токах утечки. Схема включения.
Дифференциальное реле; назначение, устройство, принцип действия дифференциальной защиты.
Контактор вспомогательных цепей; назначение, устройство, принцип действия. Схема включения.
Быстродействующий контактор типа БК-78Т; назначение, устройство, принцип действия. Общие сведения о контакторе БК-2Б.
Реле перегрузки тяговых двигателей, вспомогательных машин; назначение, устройство, принцип действия, защищаемые цепи.
Реле повышенного напряжения, пониженного напряжения, рекуперации, боксования, контроля защиты; их устройство, назначение.
Плавкий высоковольтный предохранитель; назначение, принцип действия.
Грозоразрядники, помехоподавляющий дроссель; назначение, устройство.
Тема 2.4. Аппараты цепей управления
Назначение и работа аппаратов цепей управления: выключателей управления, кнопочных выключателей, переключателей режимов, контроллера машиниста. Механическая взаимосвязь рукояток контроллера машиниста. Развертка барабанов контроллера.
Назначение и устройство электрических блокировок штор высоковольтных камер.
Промежуточные реле; назначение, устройство. Реле оборотов; назначение, принцип действия. Устройства безопасности, блокировки дверей ВВК, лестниц, защитного вентиля, клапана токоприемника; их устройство, принцип действия.
Распределительный щит; регулятор напряжения, реле обратного тока; их назначение, и принцип действия; плавкие низковольтные предохранители. Зарядно-выпрямительный блок.
Междуэлектровозные соединения, штепсельные розетки. Приборы освещения и световой сигнализации.
Тема 2.5. Электрические и пневматические схемы
Включение рубильника аккумуляторной батареи, схема питания низковольтных цепей управления.
Подъем токоприемника по цепи управления, силовая цепь. Включение БВ-2, БВ-1, вспомогательных машин. Силовые цепи вспомогательных машин. Первая позиция контроллера. Силовая цепь тяговых двигателей на первой позиции.
Электрические цепи управления и силовые при разгоне электровоза до ходовой позиции сериесного (последовательного) соединения. Цепи перехода с «С» на «СП» соединение. Силовая схема на «СП» соединении тяговых двигателей, разгон электровоза до ходовой позиции сериесного, параллельного соединения тяговых двигателей. Переход с «СП» на «П» соединение по цепи управления. Силовая схема электрической цепи тяговых двигателей на «П» соединении. Разгон электровоза до ходовой позиции параллельного соединения тяговых двигателей. Работа схемы электровоза в режиме ослабленного поля.
Понятие о работе схемы электровоза при обратном ходе главной рукоятки контроллера.
Электрические цепи электровоза при отключении части тяговых двигателей.
Переход с тягового режима на тормозной. Электрические цепи тока рекуперации по силовой схеме на «П», «СП» и «С» соединениях тяговых двигателей.
Понятие о работе электрических схем электровоза по системе многих единиц.
Работа схемы электровоза при срабатывании защитных аппаратов; признаки короткого замыкания и обрыва в электрических цепях электровоза.
3. Управление электровозом, особенности управления электровозами постоянного тока, порядок действий в нестандартных ситуациях
Примерный тематический план
Тема 3.1. Основы тяги и торможения поезда
Тяговые характеристики электровозов постоянного тока. Электромеханические характеристики тяговых электродвигателей.
Тема 3.2. Обслуживание электровозов
Виды технического обслуживания электровозов (ТО-1, ТО-2). Сроки и нормы пробега электровозов между техническими обслуживаниями.
Тема 3.3. Приемка, осмотр и уход за электровозом. Сдача электровоза
Обязанности и действия локомотивной бригады при приемке электровоза в депо или пункте оборота. Порядок осмотра и меры безопасности при приемке электровоза. Проверка действия электрооборудования на электровозе.
Действия локомотивной бригады при выезде из депо или из пункта оборота.
Подготовка электровоза к сдаче другой бригаде. Сдача и приемка электровоза на линии. Меры безопасности при сдаче электровоза.
Техническое обслуживание механической части
Проверка технического состояния колесных пар, букс, буксовых направляющих и резинометаллических блоков. Проверка состояния рессорного подвешивания тяговой передачи, подвески тяговых двигателей и деталей тормозной рычажной передачи.
Возможные неисправности механического оборудования, их признаки и порядок действий при обнаружении. Меры безопасности при обслуживании механического оборудования.
Техническое обслуживание тяговых двигателей и вспомогательных машин
Проверка исправности тяговых двигателей и вспомогательных машин путем постановки под нагрузку и наружным осмотром. Возможные неисправности электрических машин, их обнаружение и порядок действий при обнаружении. Меры безопасности при осмотре тяговых двигателей и вспомогательных машин.
Техническое обслуживание электрического оборудования и аккумуляторной батареи
Проверка аккумуляторной батареи и электрических аппаратов, устройств вентиляции, отопления и освещения.
Проверка крышевого оборудования. Проверка состояния действия аппаратуры защиты.
Возможные неисправности в электрических цепях, их обнаружение и устранение.
Меры безопасности при обслуживании электрического оборудования.
Проверка последовательности включения электрических аппаратов при опущенных токоприемниках с помощью выключателей и контроллера машиниста.
Тема 3.4. Управление электровозом
Порядок действия локомотивной бригады и соблюдения правил безопасности при выезде из депо и подходе к составу, перед отправлением и при отправлении поезда со станции. Наблюдение за работой электровоза и показаниями сигналов во время следования по участку.
Трогание и ведение поезда по участку. Техника управления поездом на различных профилях пути. Меры по предупреждению разрыва поезда. Управление электровозом при электрическом торможении.
Методы экономии электроэнергии.
Меры безопасности при движении электровоза по перегону, при производстве маневровой работы и передвижении электровоза другим локомотивом.
Требования правил техники безопасности при вынужденной остановке, возникновении неисправностей контактной сети и в случае повреждения электровоза.
Вождение электровоза по системе многих единиц и двойной тягой.
Контроль за работой приборов и обслуживание агрегатов в пути следования. Особенности вождения поезда зимой.
Правила пользования локомотивной радиостанцией.
Тема 3.5. Обнаружение и устранение неисправностей оборудования электровоза
Возможные неисправности механической части, способы их устранения. Обнаружение и устранение неисправностей автотормозного оборудования и песочниц.
Возможные неисправности электрических машин; способы их обнаружения и устранения.
Повреждения в электрических цепях; способы их обнаружения и устранения.
Возможные неисправности в устройствах питания цепей управления (распределительного щита, аккумуляторной батареи, генераторов управления), способы их устранения.
Неисправности цепей управления токоприемником, аппаратами защиты, вспомогательными машинами, тяговыми двигателями при наборе и сбросе позиций. Действия бригады по устранению неисправностей.
Определение характера неисправностей по показаниям сигнальных ламп и измерительных приборов.
Способы обеспечения безопасности при производстве работ по обнаружению неисправностей в механической цепи, автотормозном и пневматическом оборудовании, в электрических машинах и их цепях, в устройствах электропитания цепей управления. Правила отключения различных цепей.
Определение обрыва в электрических цепях.
Отыскание места короткого замыкания, и обрыва в электрических цепях, при помощи прозвоночной лампы.
Тема 3.6. Управление электровозом, отработка навыков действий в аварийных и нестандартных ситуациях.
Общие положения. Порядок действий и регламент переговоров при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций. Порядок закрепления состава.
Порядок действий при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, АЛС.
Порядок проследования проходного светофора с запрещающим, непонятным показанием или погасшим огнём (на локомотивном светофоре красно-жёлтый огонь).
Загорание белого огня на локомотивном светофоре, путевой светофор погашен.
Смена показания путевого светофора на менее разрешающее.
Перекрытие входного, маршрутного светофора с его последующим проездом.
Перекрытие выходного светофора с его последующим проездом.
Нарушение нормальной работы АЛСН, УКБМ, САУТ, ТСКБМ и устройств поездной радиосвязи.
Внезапное появление на локомотивном светофоре жёлто-красного или красного огня, не соответствующего показанию напольного светофора.
Внезапное появление на локомотивном светофоре белого огня при движении на перегоне или станционным путям, оборудованным устройствами АЛСН.
Нарушение нормальной работы устройств поездной радиосвязи.
Нарушение нормальной работы КЛУБ-У (КЛУБ-П, КЛУБ-УП).
Уход вагонов на перегон.
Сообщение «На вас ушли вагоны».
Сообщение «Ушли вагоны по соседнему пути».
Срабатывание средств контроля ДИСК, КТСМ.
Признаки неисправности букс.
Порядок вывода вагона с перегона со сдвигом буксы.
Срабатывание УКСПС, КТСМ на волочение или повреждение контрольной планки нижнего габарита на переезде.
Срабатывание КТСМ на волочение при обнаружении «неисправных» вагонов поезда.
Отказ тормозов в пути следования.
Действия локомотивной бригады при срабатывании тормозов в грузовом поезде.
Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании автотормозов в поезде.
Порядок действий помощника машиниста при обнаружении неисправностей в поезде.
Саморасцеп в поезде.
Сход подвижного состава.
Оказание помощи поезду, остановившемуся на перегоне.
Возвращение поезда с перегона на станцию отправления.
Действия локомотивной бригады при наезде на людей и автотранспорт.
Получение информации о минировании.
Отправление восстановительных и пожарных поездов.
Действия локомотивной бригады при возникновении неисправности локомотива.
Действия локомотивной бригады при обнаружении «ползуна» («навара») и других неисправностей на колёсной паре.
Проворот бандажа колёсной пары.
Действия машиниста при неисправности контактной сети и повреждении токоприёмника.
Действия машиниста при неисправности токоприёмников, крышевого оборудования или контактной сети.
Действия машиниста при отключении напряжения в контактной сети.
Ведение поезда при гололёде и низких температурах на электрифицированных участках.
Действия локомотивной бригады при возникновении пожара в поезде, на локомотиве.
Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде.
Действия локомотивной бригады при обнаружении толчка в пути.
Тема 3.7. Особенности обслуживания узлов и управления электровозом в зимнее время
Подготовка оборудования и систем электровозов к зимней эксплуатации. Особенности эксплуатации и управления в зимнее время.
4. Охрана труда. Техника безопасности при обслуживании электровозов постоянного тока
Рабочий тематический план
Темы 4.1–4.4 изучаются по учебной программе «Охрана труда» для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий на железнодорожном транспорте, утвержденной в 2004 году.
Тема 4.5. Инструкция по охране труда и технике безопасности для локомотивных бригад
Типовая инструкция по охране труда локомотивных бригад ТОИ Р-32-ЦТ-555-98. Общие положения. Меры безопасности при приеме и сдаче локомотивов; вводе (выводе) локомотивов в (из) депо или пункта технического обслуживания; техническом обслуживании и экипировке. Требования личной гигиены и указания о пользовании средствами индивидуальной защиты. Приложения 1, 2.
Инструкция по охране труда локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 3 мая 2006 года № 855р.
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе ЦТ-ЦУО-175. Общие положения. Правила пожарной безопасности, оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализацией при содержании локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Пожарная профилактика на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Обязанности локомотивной бригады при приемке и сдаче локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, в пути следования и при тушении пожара. Средства пожаротушения.
1. Инструктаж и оформление документации в депо
Рабочий тематический план
Проведение вводного и первичного инструктажей на рабочем месте.
Расположение основных объектов деповского хозяйства: цехов, участков, пунктов технического обслуживания локомотивов и выполняемые ими функции.
Участки обслуживания локомотивов и локомотивных бригад. Режимные карты. Районы маневровой работы.
Закрепление обучающихся за локомотивными бригадами. Оформление документов для работы в качестве дублера машиниста локомотива и помощника машиниста локомотива.
2. Поездная практика в качестве дублера машиниста электровоза или помощника машиниста электровоза постоянного тока
Рабочий тематический план
2.1. Экипировка электровоза и подготовка его к следованию в рейс
Изучение мер безопасности при экипировке локомотива.
Участие совместно с локомотивной бригадой в проверке наличия на электровозе положенного оборудования, инвентаря и инструмента. Участие в проверке технического состояния электровоза, сигнальных знаков и электроприборов, пневматического оборудования и тормозов, АЛСН и радиостанции.
2.2. Освоение приемов управления электровозом
Ознакомление с приемами подъезда к составу, опробования тормозов, взятия поезда с места, движения по перегону, торможения.
Особенности управления электровозом постоянного тока при ведении поезда по перегону, по наблюдению за сигналами и показаниями измерительных приборов, обеспечению безопасности движения и обслуживанию электровоза в пути следования.
Участие в подготовке электровоза к сдаче другой бригаде, мастеру комплексной бригады, дежурному по депо. Меры безопасности в пути следования и при сдаче электровоза.
2.3. Практическое выполнение работ по техническому обслуживанию электровоза в пути следования
Ознакомление с правилами техники безопасности и обязанностями машиниста и помощника машиниста по техническому обслуживанию электровоза в пути следования.
Выполнение работ по техническому обслуживанию агрегатов и узлов электровоза при ежедневном обслуживании, на раздельных пунктах, в пути следования и других номерных обслуживаниях в соответствии с требованиями приказов и инструкций.
Объем обязательных работ при техническом обслуживании электровоза.