что должно быть более приоритетным при оценке предметных результатов
Тест для проверки учителя с т.з. методики.
ФГОС и мы. Как мы, учителя, поддаёмся обучению? Всё ли мы можем запомнить,требуя от наших учеников этого?
Просмотр содержимого документа
«Тест для проверки учителя с т.з. методики.»
Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС
2. Какой подход к оцениванию результатов подразумевают ФГОС:
3. При оценке предметных результатов, что должно быть более приоритетным:
4. Какие результаты, согласно ФГОС не подлежат итоговой оценке?
5. В каких планируемых результатах обучения более представлены УУД:
1. В Стандартах заявлены 3 группы результатов. Назовите их:
2. Какой подход к оцениванию результатов подразумевают ФГОС:
3. Какой подход к оцениванию результатов подразумевают ФГОС:
4. Какие результаты, согласно ФГОС не подлежат итоговой оценке?
5. В каких планируемых результатах более представлены УУД:
ФГОС в высказывании Уильяма Артура Уорда
Средний учитель говорит. Хороший учитель объясняет. Высший учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Системы оценивания согласно ФГОС
Новые стандарты ориентируют ОП на достижение качественно новых целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения, так как теперь за качество процесса обучения несёт персональную ответственность учитель и школа в целом.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
Особенности предлагаемой системы оценки
Функции контроля и оценки
Методы и формы организации контроля
Особенностью устного опроса теперь является то, что обучающимся предлагается решить учебную задачу посредством создания вокруг неё проблемной ситуации, что требует от ученика самостоятельности, творчества, сообразительности, а не повторения выученного дома текста или статьи учебника.
Оценка метапредметных результатов
1)в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач.
2)Как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в представленных примерах для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.
В зависимости от успешности выполнения проверочных работ по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат и позволяющие оценить сформированность коммуникативных учебных действий представлены в планируемых результатах освоения курсов музыки, технологии, физкультуры.
Особенности оценки личностных результатов
Необходимо также использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
2) Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Оценка предметных результатов ООП НОО
Оценка предметных результатов ООП НОО
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта готовность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Система оценки позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает:
стартовый (входной) контроль – проводится в начале учебного года (в 1 классах с целью определения уровня готовности к обучению, во 2-4 по результатам повторения);
текущий (тематический) контроль – осуществляется в течение всего учебного года;
промежуточная (годовая аттестация) – позволяет сделать выводы об уровне учебных достижений обучающихся, по результатам промежуточной аттестации принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс;
итоговый контроль (при выпуске из начальной школы) – позволяет определить сформированность у выпускников начальной школы опорной системы знаний и предметных действий, а также универсальных учебных действий, которые обеспечивают дальнейшее обучение в основной школе.
При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Технология оценивания предметных результатов
Отдельные действия ученика по использованию знаний в ходе решения учебной задачи, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.
Текущие отметки выставляются по желанию, тематические – обязательны. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку. За проверочную (контрольную) работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
Оценивание в условиях безотметочного обучения
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
В 1 классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Основные принципы безотметочного обучения:
Инструментом формирования самооценки у первоклассников служат «линеечки». С помощью «линеечек» предельно лаконично оценивается все, что подлежит оцениванию в терминах «больше – меньше».
Самооценка с помощью «линеечек» может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. С неё начинается формирование самооценки. Когда использование «линеечек» становится привычной нормой работы класса, учитель переходит к формированию прогностической самооценки.
Два шага формирования ретроспективной оценки:
Шаг 1: ребенок оценивает свою работу после проверки учителя. Получив тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель.
Ретроспективная самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителей критерии оценивания.
Шаг 2: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. Когда учитель возвращает детям их работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой, и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок).
На протяжении всего обучения в 1 классе ученик учится оценивать свою работу, работу соседа по парте или работу того одноклассника, с которым ему хочется сотрудничать. К концу первого класса каждый ребенок отчетливо различает области знания, полузнания и незнания и точно измеряет степень своей умелости, недоученности и неумения. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования. Принципиальное отличие «линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения.
Критерии выставления отметок во 2-4 классах
. Практическая работа. (Учителям выдается два вариант диктантов с ошибками. Учителям необходимо исправить ошибки и выставить отметки»
4.1 Контрольный диктант
За ошибку не считается:
• Исключения из правил;
• Повторение одной и той же буквы;
• Перенос слов;
• Единичный пропуск буквы на конце слова.
• Нарушение правил орфографии при написании слов;
• Пропуск и искажение букв в словах;
• Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
• ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
2 негрубые ошибки = 1ошибке
Первые две однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
«Система оценки предметных достижений учащихся»
«Система оценки предметных достижений учащихся»
В данной статье рассмотрены проблемы недостаточная компетентность учителей в области оценивания результатов деятельности учащихся на уроке . Проанализированы характерные особенности требований Федерального государственного образовательного стандарта . Выявлены и обоснованы особенности оценки предметных достижений на уроках математики. На основе проведенного исследования автор дает возможность освоить современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта в школе показал, что разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников.
Проанализировав характерные особенности требований Федерального государственного образовательного стандарта п.18.1.3 ФГОС II поколения, установим, что с истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:
Определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
Обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;
Предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения);
Позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Анализ авторских исследований (Фомина Н.Б, Мищенко Т.М., О.Б.Логиновой, С.С.Минаева) показал, что требования ФГОС ООО заставляют учителя переосмыслить систему оценки достижения обучающимся предметных результатов. У каждого учителя, в начале пути перехода на ФГОС, возникают вопросы «Что оценивается в рамках ФГОС ООО?», «Кем оценивается?», «Как оценивается?» и «Где фиксируются образовательные достижения?». Таким образом, возникает проблема : недостаточная компетентность учителей в области оценивания результатов деятельности учащихся на уроке.
В работах Л.Н. Феденко, раскрывается система оценки достижения планируемых результатов по математике, направленную на обеспечение качества математического образования. Она должна позволять отслеживать индивидуальную динамику развития обучающихся, обеспечивать обратную связь для учителя, обучающихся и родителей.
Как отмечает Л.Н. Феденко, основным объектом оценки предметных результатов по математике, в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
На основе анализа методической и дидактической литературы, устанавливается, что основные задачи образования на сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Для того, чтобы проследить динамику индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, по мнению А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, учителю необходимо знать, как работал ученик на уроке, понял ли он тему, научился ли он на уроке чему – либо новому, какие испытал трудности, в чем их причина.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Виды оценки предметных результатов : входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
В ысокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др.
Анализ методической литературы ( Пинская М.А., Улановская И.В., Фельдштейн Д. И ), что в соответствии с требованиями ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООО, представлена система заданий по математике, алгебре и геометрии, ориентированная, в основном, не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Анализ дидактической и методической литературы [] позволил выделить разнообразные методики система оценки предметных достижений учащихся и определить их достоинства и недостатки.
В работах Пинской М.А., в качестве оценки предметных достижений учащихся, рекомендуется использование методики «Недельные отчеты», которая позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
Данная методика позволяет ученику:
тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
задать существенные для него вопросы;
проанализировать собственные знания и процесс учения.
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными.
Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.
Используя методику самостоятельного составления теста, удается:
Выявить уровень выполнения домашнего задания. Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы и новой роли в учебном процессе.
Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.
Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.
Анкетировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создавать ситуацию успеха для большинства учеников.
Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.
В работах Фельдштейна Д. И эффективным элементом для оценивания, считается оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем.
Оценочный лист служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.
В результате проведенного теоретического анализа литературы и авторских исследований, было установлено, что отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС являются следующие: комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Также на основе анализа исследовательских работ, методической и дидактической литературы нами определено, что при оценке планируемых результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Пинская М.А., Улановская И.В. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2013.
Пинская М.А., Оценивание для обучения. Москва : Чистые пруды, 2009. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой» ; вып. 28).
Фельдштейн Д. И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа – М.: Издательство Баласс,2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).