что есть в кабине самолета
Кабины пилотов различных самолетов: что надо знать
Кабины пилотов различных самолетов закрыты от глаз любопытствующих. Это святая святых, куда не попасть просто так. Ведь по сути своей – это стратегический объект. Стоит только переключить один тумблер на панели управления, а команде не заметить этого, произойдет катастрофа. Сегодня кабины тщательно защищены толстыми тяжелыми запирающими устройствами. И все они, независимо от типа судна, похожи друг на друга по функционалу.
Что есть в кабине экипажа
Кабина пилота – помещение небольшое – она должна отнимать маленький объем пространства, т.к. на авиалайнере нет свободного места. Однако обустроена она должна быть так, чтобы разместились все необходимые для управления полетом члены экипажа, и у каждого был достаточный обзор в зоне своей ответственности. Каждый летчик видит полную картину через лобовое стекло, расположенное на носу корабля.
Передняя часть самолета называется фонарь. Она предусматривает в своей конструкции:
Лобовые стекла внешне очень похожи на те, что есть у обычной машины – у них также присутствуют щетки стеклоочистителя – это необходимо, чтобы можно было обеспечить защиту от воды во время снега и дождя. Лобовое стекло лайнера крайне прочное – оно рассчитано на столкновение с птицами и на серьезные перепады давления, которые происходят при взлете и посадке.
Кто размещается в них
Кабины самолетов обычно предназначены для целого ряда людей. В них во время выполнения полета должны находится:
Однако в связи с развитием различных информационных технологий, которые неустанно развиваются и двигаются вперед, многие функции вспомогательных членов экипажа вполне успешно исполняются электроникой. Поэтому сегодня варианты, когда в кабине находится максимум 3 человека, а то и вовсе ограничиваются лишь пилотами, нередки.
Как размещается экипаж в кабине
Отдельное внимание уделяется размещению экипажа в кабине лайнера. Так, например, слева от входа традиционно стоит кресло командира воздушного судна. Справа от него размещается второй пилот – он должен видеть все, что делает командир, а в случае необходимости страховать его в любых ситуациях.
Если на борту предусмотрен и бортинженер, его место за вторым пилотом – это позволяет ему видеть те знаки, которые подает первый пилот.
Как расположено оборудование
На многочисленных фото в сети, которые представлены довольно широко, можно увидеть целые панели управления, которые задействует в своей работе экипаж. Кажется, что во всяких кнопках и тумблерах легко запутаться. Но все экипажи обучены и точно знают, зачем каждые из них нужны.
Самые важные приборы, которые используются экипажем максимально часто во время полета, располагаются в максимальной близости и удобны с точки зрения обзора. Для надежности особо важное оборудование дублируется у обоих пилотов.
Управлять курсом самолета вручную можно с помощью специальных рукояток и педалей под ногами. Перед летчиками располагается приборная доска, где отображаются принципиально важные нюансы полета. Приборы должны отражать:
Также здесь есть рукоятка, предназначенная для управления шасси лайнера, специальные пульты, регулирующие автопилот. Посередине между сиденьями, где располагается пилоты, есть специальный пульт, который отвечает за работу крыльев самолета, тормоз в воздухе, радиоэлектронику и т.д.
Главные рычаги и панели
Специалисты выделяют в расположении кабины ряд рычагов и панелей, которые используются наиболее часто и относятся к категории главных. В их числе:
Безопасность кабины
Так как летчики должны быть надежно защищены во время полета от любых ситуаций, в кабине предусмотрены:
Есть и бытовые мелочи:
Кроме того, кабина пилотов, как и весь самолет в целом, имеет кислородные маски, спасательные жилеты, аптечку.
Кабина закрывается на бронированную дверь – эта мера была введена уже давно после того, как начались случаи нападения на экипаж при попытках угона самолетов. Такие двери имеют специальные кодированные замки. Кроме того, за ними снаружи – со стороны салона лайнера – установлено видеонаблюдение.
Кабина пилотов сложна, но крайне интересна. Ведь здесь проводят разное по длительности время (все зависит от перелета) представители самой романтичной профессии. Естественно, что многим интересно, как именно она работает и функционирует.
Разбор заклепок. Приборы в кабине самолета
Здравствуйте все! Сегодня у меня сравнительно небольшая статья. С другой стороны… да как получится.
В прошлых лекциях мы разобрались, почему летает самолет и как им управлять. Вкратце пробегусь по основам. Самолет летает, потому что крыло «атакует» воздух под углом – углом атаки, сминая и спрессовывая воздух снизу и создавая разрежение сверху. Управляется же самолет при помощи особых отклоняемых плоскостей – элеронов, рулей высоты (или же управляемого стабилизатора) и руля направления. Впрочем, руль направления активно используется летчиком далеко не везде.
Но как же летчик узнает, с какой скоростью, куда, на какой высоте и, главное, зачем он летит? Ах, да… Последний пункт он знает сам. А вот все остальное помогут узнать приборы. Заглянем же в кабину!
Что, глаза уже разбежались? А представьте, каково летчику? Ему надо успевать следить за всеми приборами, пилотировать самолет и еще и оценивать обстановку снаружи. И каждый прибор необходим. Более того, это не все! Есть еще приборы на консолях слева и справа, а в некоторых самолетах – на потолке!
Кажется, что летчик – это какой-то сверхчеловек. Но на самом деле весь вопрос в привычке и тренировке. Опытному пилоту достаточно одного взгляда и он уже видит всю картину полета. Но вам знать все необязательно. И главных или основных приборов (так называемых Primary Instruments) всего шесть. Начнем же знакомство с кабиной пилота.
По центру расположен авиагоризонт, или искусственный горизонт – самый крупный прибор в кабине. Он показывает пространственное положение самолета и незаменим при полетах в дождь или туман. В его основе – связанный с гироскопами шар, который, в силу своего флегматичного характера, всегда неподвижен относительно естественного горизонта. Соответственно, неподвижна и нарисованная на нем линия. Когда самолет крутится в небе, как волчок, линия крутится относительно самолета и летчик может оценить крен и тангаж – то, что мы разбирали на прошлом занятии.
В этом самолете (T-38 Talon) авиагоризонт совмещен с указателем скольжения и поворота – раньше этот прибор называли «пионер». Внизу можно заметить шарик, он отклоняется в противоположную скольжению сторону. И, чтобы ввести самолет в координированный разворот, его надо держать в центре, нажимая на педаль. Белая черточка внизу показывает угловую скорость разворота.
Ниже авиагоризонта расположен плановый навигационный прибор (ПНП). Пилоту, который знает, зачем он летит, нужно прилететь в определенное место. А, значит, ему надо знать курс. Его и показывает ПНП – очень продвинутый компас. Кстати, он тоже связан с гироскопом. Этот прибор связан и с навигационным радио и может работать и как радиокомпас, а также как указатель курса и глиссады при заходе на посадку, но сейчас я не буду мучить вас такими сложными материями.
Так, с гироскопическими приборами мы закончили. Приступаем к барометрическим. Справа от авиагоризонта примостился альтиметр. Он же высотомер. Это обычный барометр связанный с датчиком статического давления, только шкала его проградуирована в футах. Глядя на него, летчик видит, на какой высоте летит самолет. Вот только этот прибор нужно настроить. За рубежом принята настройка по текущему атмосферному давлению – в таком случае прибор перед взлетом показывает высоту аэропорта над уровнем моря. В России высотомер просто устанавливают в ноль в аэропорту. То есть, перед вылетом прибор показывает нулевую высоту с учетом высоты аэропорта.
А теперь представим себе толпу самолетов, взлетевших с разных аэропортов. У них у всех будет разная высота – ведь ноль выставлен по-разному. Кошмар диспетчера! Он матерится, плюется в обзорный экран радиолокатора, но сделать ничего не может. Все самолеты летят как попало.
И чтобы диспетчер не попал в больницу с инфарктом, после набора определенной высоты – высоты перехода, высотомер выставляют по стандартному давлению: 29.92 дюйма ртутного столба. Вот теперь дисп доволен. Он может дать пилоту приказание занять определенную высоту (эшелон) и знать, что самолет летит там, где ему указано. Ну, если пилот не долбоящер, конечно. Но с такими быстро разберется авиационная администрация.
Так-с, продолжим. Ниже высотомера болтается стрелка вариометра – указателя вертикальной скорости. Она показывает вверх или вниз в зависимости от того, купил ли пилот шляпу или ботинки… нет, конечно. К гардеробу летчика этот прибор не имеет никакого отношения. Прибор показывает, насколько быстро убывает или нарастает давление воздуха за бортом. И, соответственно, насколько быстро самолет удаляется от земли или приближается к ней. Полезный прибор, но работает с задержкой, и пользоваться им не очень удобно. Разумеется, за исключением современных электронных версий. Эти приборы срабатывают мгновенно.
Наконец, мы подобрались к королю всех приборов. Вон тот большой циферблат слева от авиагоризонта – указатель воздушной скорости. В носу (или крыле) самолета установлена особая трубка – приемник воздушного давления. Он называется трубка Пито (или трубка Прандтля). Так вот, указатель скорости показывает давление воздуха в этой трубке. (Точнее, разницу между давлением в трубке Пито и давлением, измеренным приемником статического давления, трубка Прандтля уже учитывает статическое давление воздуха). И эта скорость называется приборная воздушная скорость. Она очень важна для пилотирования самолета.
Помните, мы говорили об угле атаки? Так вот, каждому значению приборной скорости (при неизменных атмосферных условиях, разумеется) однозначно соответствует свой угол атаки. Почему это важно? Да потому что все вместе это определяет подъемную силу и несущую способность крыла. И когда скорость падает, летчик вынужден увеличивать угол атаки.
Маленький же сектор шкалы, с надписью «Mach No», показывает число Маха – скорость, с какой самолет летит по отношению к скорости звука с учетом давления и температуры за бортом. Для сверхзвуковых самолетов это очень важно, потому что существуют ограничения не только по приборной скорости, но и числу Маха. Попросту говоря: пилот, соблюдай скоростной режим! Вот только ставка в небе – не штраф от ГИБДД, а плита и оградка. В лучшем случае – гипс и кроватка, если удастся катапультироваться из развалившегося самолета.
Ну, все основные приборы мы вроде как рассмотрели. В качестве бонуса я покажу еще два. Слева от указателя скорости расположен указатель угла атаки. Того самого пресловутого угла атаки, определяющего подъемную силу. Вот насколько этот угол важен! Под ним же указатель перегрузок говорит пилоту, во сколько раз он тяжелее собственного веса. (Кстати, кроме положительной, перегрузка бывает отрицательной. И минус куда хуже плюса). Но этот прибор важен для маневренных машин, на тяжелые самолеты его обычно не ставят.
На сегодня все. Разбор заклепок окончен. Читайте повесть о приключениях летчика Джека Риппера «Разорванное небо».
Кабина экипажа самолета
Кабина экипажа – это помещение, расположенное в передней части самолета, откуда летчики осуществляют управление. В кабине пилотов находятся их рабочие места. Они состоят из рычагов управления и приборной панели.
Лобовые стекла имеют гидрофобную защиту от снега и дождя и механические стеклоочистители (работают по такому же принципу, как автомобильные). Прочность лобовых стекол рассчитана на вероятную встречу с птицами.
Пассажирский самолет имеет кабину, отделяющуюся бронированной перегородкой с запираемой дверью от других помещений.
Летный экипаж состоит из:
Сегодня почти на всех пассажирских самолетах установлено автоматизированное управление самолетом, характеризующееся высоким уровнем надежности. Этого удалось добиться за счет многоступенчатой системы контроля.
За всю историю авиации кабина экипажа постоянно менялась и только 40 лет назад обрела некоторую стандартизацию. Нынешние кабины практически полностью компьютеризированы. Ручную систему управления сменили электрические с интерфейсом из сенсорных экранов и штурвалом управления с электронными боковыми ручками.
В современной кабине пилота неотъемлемыми пилотажными приборами являются:
Пульт режимов самолета.
Главный пилотажный дисплей.
Индикатор навигационных данных.
Рычаг управления двигателем.
Система оповещения членов экипажа и индикации состояния силовой установки.
Элементы управления навигацией.
Блок управления полетом.
В дальнейшем инженеры планируют оборудовать кабину экипажа специальными преобразователями, которые дадут возможность пилотам наблюдать виртуальную трехмерную картину вне самолета. Подобное графическое представление видимости вне самолета будет показывать близость других воздушных судов, ближайшие местности и выходы в зону аэродрома. Таким образом, виртуальная трехмерная аппаратура даст возможность осуществлять успешные перелеты даже в условиях нулевой видимости. В сочетании с системой предупреждения и другими инновациями перелеты в будущем станут еще более безопасными.
Размещение оборудования в кабине
Пульты и щитки располагаются по степени необходимости обращения к ним. Главные системы, включая и те, которые пилоты часто эксплуатируют, размещаются в самых удобных местах.
Для повышения надежности управления воздушным судном обеспечено управление важными агрегатами обоими пилотами.
На приборной доске установлены резервные и основные средства индикации параметров навигации, полета, самолетных систем, силовой установки, рукоятка уборки и выпуска шасси.
Сверху располагаются пульты управления автономными режимами полета, работой навигационных и пилотажных индикаторов, ЦСО и датчики управления освещением. На центральном пульте установлены органы управления механизацией крыла, силовой установкой, тримированием, воздушными тормозами, радионавигацией, навигацией и связью. На верхнем пульте находятся щитки систем электроснабжения, гидравлики, подачи топлива, управления внешней светотехникой, пожарной защиты, кондиционирования.
На правом и левом бортовых пультах расположено вспомогательное, индивидуальное, аварийно-спасательное и серийное оборудование, включая приборы показателей (рукоятки управления передним колесом, места хранения документации, кислородные маски, электрические фонарики, пепельницы закрытого типа, держатели для чашек с напитками).
На месте наблюдателя вмонтировано аварийно-спасательное, радиосвязное и сервисное оборудование.
В кабине экипажа находится конкретное аварийно-спасательное оборудование:
Как размещаются члены экипажа в кабине самолета
Слева от входа располагается первый пилот, справа – второй пилот. Обычно бортинженер находится за креслом 2-го пилота, поскольку он должен видеть знаки и сигналы, передаваемые первым пилотом.
Расположение оборудования в кабине самолета
Самые важные и наиболее часто используемые приборы находятся в самой удобной и близкой зоне доступности и видимости.
Чтобы повысить надежность управления воздушным судном, предусмотрено дублирование основного оборудования у обоих пилотов.
Курсом самолета пилоты управляют вручную с помощью рукояток на боковых пультах, а также ножных педалей.
Приборная доска оснащена навигаторами, приборами, на которые выводятся параметры полета, рукояткой управления шасси, сигнализацией и пультами автопилотирования.
Воздушный тормоз, крылья, связь и радионавигация управляются с помощью среднего пульта, находящегося между креслами первого и второго пилота.
Посредством верхнего пульта пилоты управляют следующими системами:
Кабина имеет шкаф для вещей и одежды пилотов, место хранения документации и откидной столик. Для удобства пилотов недалеко от их рабочего места находятся подставки для карандаша и ручки, пепельницы, чашки и т.д.
Еще кабина самолета имеет комплект спасательных жилетов и кислородных масок, аптечку, топор, электрический фонарь и т.д.
Защита кабины экипажа
Защита экипажа самолета обеспечивается за счет:
Усиленной конструкции перегородки и двери.
Дверных замков, выдерживающих нормированные ударные нагрузки.
Кодового устройства, позволяющего только бортпроводнику проникать в кабину экипажа.
Видеосистемы, позволяющей членам экипажа вести наблюдение за пассажирской зоной салона, прилегающей к кабине экипажа.
Бытовое оборудование
В кабине экипажа находится гардероб для верхней одежды, места для личных вещей и полетной документации.
На рабочих местах установлены:
пепельница закрытого типа;
столик для работы с документами;
держатели для чашек, ручек и карандашей;
места для гарнитуры и хранения небольших личных вещей.
Системы и органы управления самолетом — основы пилотирования
Управление самолетом может осуществлять только человек, прошедший обучение пилотированию. Управление пассажирскими самолетами выполняет экипаж, состоящий из командира воздушного судна и второго пилота. Управление истребителем осуществляет военный, служащий по контракту и обладающий офицерским званием. Стоит отметить, что в военной авиации термин «пилот» не применяется, самолет управляется летчиком.
Основные органы управления
Все самолеты (гражданские и военные) имеют общие органы управления, среди которых выделяют:
Главным органом управления в любом самолете считается штурвал. Посредством штурвала осуществляется управление судном по оси крена и тангажа.
1 – Пространственное положение самолета; 2 – Навигационный дисплей; 3 – Дублирующий прибор пространства и положения самолета и навигации; 4 – Часы; 5 – Бортовой компьютер; 6 – Ручка выпуска и уборки шасси; 7 – Садстик; 8 – Кнопка отключения автопилота; 9 – Педали торможения; 10 – Противопожарная система; 11 – Кнопки включения топливных насосов; 12 Ручка открытия окна; 13 – Автопилот; 14 – Рычаг управления двигателем; 15 – Тумблер управления спойлерами; 16 – Ручка управления закрылками; 17 – Кнопки включения аккумуляторных батарей; 18 – Кнопки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета; 19 – Планшетный компьютер; 20 – Панель управления самолетом
Системы управления гражданским самолетом подразделяется на ручную, полуавтоматическую, автоматическую и комбинированную. Первые воздушные судна обладали только ручной системой управления, работа которой зависела от усилий пилота.
Управление многими гражданскими летательными аппаратами осуществляется в комбинированном режиме. В пассажирских лайнерах присутствует автопилот, который позволяет перевести полет в автоматический режим.
Если человек хочет получить лицензию частного пилота, то ему потребуется изучить все органы управления самолетами. Помимо этого, потребуется пройти ряд тестов, иметь достаточное количество часов налета и пройти медицинскую комиссию.
Штурвал
Посредством поворота штурвала в стороны осуществляется регулирование крена. Тяга на себя и от себя позволяет управлять тангажом. Повороты ручки управления самолетом воздействуют на крыльевые элероны. Тяга на себя и от себя позволяет регулировать рули высоты и элевоны. В итоге при повороте штурвала влево или вправо судно начинает крениться. Притягивание ручки управления самолетом на себя — задирает нос летательного аппарата, а отталкивание приводит к пикированию. Стоит отметить, что передача сигналов на элероны и рули высоты осуществляется в механическом, электродистанционным или гидравлическом режиме.
Чтобы управлять истребителем для начала нужно изучить функции и виды штурвалов. На штурвальном органе управления могут находиться дополнительные переключатели, ответственные за радиосвязь или включение специализированных режимов.
Педали
Педали в летательных аппаратах используются для воздействия на руль контроля. В кабине находится две педали. От нажатия на них зависит поворот самолета вправо и влево без крена (так называемое рысканье). Пилот должен тонко чувствовать работу педалей, чтобы правильно регулировать положение судна.
Стоит отметить, что изменение курса посредством педалей осуществляется на разбеге и пробеге. Руль управления позволяет незначительно корректировать установленный курс. Поворот штурвала позволяет быстрее изменять направление полета посредством крена.
Для управления летательными аппаратами будущий пилот изучает теорию и проходит практику в течение длительного периода времени. Даже для управления частным маленьким самолетом потребуется налетать не менее 25 часов с инструктором и соответствовать другим требованиям.
От настроек управления самолетом и конкретного судна зависит сложность полета. Стоит отметить, что на большинстве лайнеров большая часть полета может проходить в автоматическом режиме. Маленькие гражданские самолеты не обладают автопилотом, поэтому на протяжении всего полета потребуется контролировать положение самолета, скорость и другие параметры вручную.
Рычаги
Главными рычагами на воздушном судне считаются рычаги управления двигателем (РУД). Посредством воздействия на рычаг изменяется тяга двигателя. Увеличение тяги приводит к ускорению аппарата, уменьшение — к замедлению. При увлечении тяги увеличивается расход топлива. Если человек хочет знать, как осуществляется настройка управления самолетами, потребуется изучить оптимальные положения рычага и тяги самолета при различных ситуациях.
При полете рычаг контроля двигателя практически всегда переведен в положение малого газа для экономии топлива. Корректировать положение рычага нужно исходя из показаний приборов. Управление истребителем осуществляется тем же образом, что и управление частным или многоцелевым летательным аппаратом. На боевых суднах очень часто можно обнаружить форсажный режим, который активируется при переводе рычага контроля в положение полного газа.
Приборы
Приборы отображают параметры полета. Неполадка приборов представляет серьезную опасность, поэтому при обслуживании судна обращают внимание на работу отдельных датчиков. Среди приборов самолета выделяют:
На приборной доске отображается множество различных показателей. При виде самолетных приборов в первый раз человек сталкивается с большими сложностями. Чтобы управлять судном, необходимо знать расположение и назначение каждого прибора.
Приборная панель СУ-25
Изучение информации о приборной панели — часть обучения пилотированию. Независимо от того, каким именно пилотом человек собирается стать, требуется знать расположение всех датчиков. Стоит отметить, что опытный специалист способен посадить самолет в условиях нулевой ведомости, ориентируясь только по приборам.
Остальные органы управления
Помимо главных органов контроля, судно обладает дополнительными. Они присутствуют не во всех летательных аппаратах. Среди таких органов выделяют:
В современных воздушных суднах встречается большое количество электроники. Навигационный дисплей и пилотажный прибор отображают главную информацию о полете, положении самолета, скорости и других важных параметрах. Для расширения кругозора желательно знать о новых органах контроля аппарата. Пилот гражданской авиации перед началом пилотирования изучает информацию об особенностях и уникальных чертах самолета, которым он будет управлять.
Основной пилотажный прибор. 1 – FMA (Flight Mode Annunciator). Указывает режимы работы автомата тяги и системы траекторного управления самолётом; 2 – Блок указателя скорости; 3 – Авиагоризонт; 4 – Указатель работы автопилота; 5 – Блок указателя высоты; 6 – Указатель вертикальной скорости; 7 – Указатель курса и путевого угла.
Управление электроникой выполняется командиром воздушного судна и вторым пилотом. После взлета авиалайнера часто включают автопилот посредством переключения режима полета на панели выбора.
Пошаговая инструкция управления самолетом
Управление летательным аппаратом осуществляется только после длительного обучения. Однако в экстренной ситуации человеку может потребоваться взять контроль над авиалайнером в виде второго или главного пилота. Изучение пошаговой инструкции поможет понять, каким образом управляется пассажирский лайнер.
Пошаговая инструкция будет интересна и тем людям, которые хотят узнать, как осуществляется пилотирование гражданского авиалайнера. Наибольшую сложность для пилотов представляет взлет и посадка. При непосредственном полете редко возникают внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства.
Перед началом изучения инструкции о том, как управлять воздушным судном, требуется узнать об органах воздействия и понять принцип работы летательного аппарата. Системы управления современными самолетами требуют минимального вмешательство пилота.
Подготовка к взлету
Если человек оказался в качестве пилота в лайнере, то первое, что нужно сделать — подготовиться к взлету. Подготовка включает в себя осмотр судна, проверку штурвала и закрылок. Органы контроля самолетом должны двигаться беспрепятственно. Провести осмотр отдельных частей самолета сможет только опытный механик.
После проверки датчиков, органов контроля, работы отдельных механизмов переходят к началу полета, которое именуется взлет. Чтобы летательный аппарат успешно взлетел, необходимо выполнить ряд действий.
Взлет
Самолет взлетает со взлетно-посадочной полосы. В аэропорту контроль за взлетом и посадкой осуществляют диспетчеры. Переходить к взлету можно только после получения разрешения. Перед непосредственным взлетом пилот удостоверяется в том, что судно находится в подходящей взлетной конфигурации (закрылки впущены во взлетное положение). Процедура взлета включает в себя следующие этапы:
Схема процедуры взлета
Набор высоты может проходить в автоматическом режиме. Для успешного взлета авиалайнера в кабинете находится КВС и второй пилот. Управление пассажирскими летательными аппаратами в одиночку осуществлять крайне проблематично.
Полет
Во время полета нужно поддерживать заданные параметры. Применяется автопилот или ручное управление. Активные системы управления самолетов помогают придерживаться требуемых значений. Во время полета главная задача — поддерживать заданный курс, высоту и скорость. Для корректировки параметров полета изменяется тяга, крен или тангаж.
Посадка
Посадка по приборам осуществляется командиром и вторым пилотом. Управлять самолетом не так сложно, как его посадить. Для посадки выполняются следующие действия:
Посадка осуществляется силами командира воздушного судна. Второй пилот контролирует датчики и сообщает о срабатывании того или иного индикатора. У каждого члена экипажа своя задача при взлете и посадке. Посадка пассажирского авиалайнера проходит в штатном режиме при соблюдении всех норм.
Если процедура выполняется в неблагоприятных условиях, требуется следовать особым инструкциям. Если КВС при выполнении посадки видит, что не удается установить контакт с наземными ориентирами или не срабатывают нужные датчики, самолет уходит на второй круг.
Как стать пилотом?
Человек, который управляет самолетом, — профессия пилота или летчика. Чтобы стать пилотом гражданской авиации, потребуется пройти обучение в летном училище или частной школе. Проще всего получить свидетельство частного пилота. Военный летчик подготавливается ВКС России. Чтобы стать летчиком боевого самолета, потребуется вначале стать военнослужащим по контракту и пройти обучение в военном учебном заведении.
Пилот с частной лицензией может управлять только суднами, которые не заняты в коммерческой перевозке. Стоит отметить, что существуют разные типы лицензий. После получения частного свидетельства можно получить лицензию коммерческого пилота для того, чтобы пилотировать самолеты, занимающиеся авиаперевозками. Стать пилотом и управлять самолетом можно только после подтверждения квалификации. Коммерческий пилот и военный летчик — профессии, к которым выдвигается огромное количество требований.
Обучение пилотированию проходит либо в частной школе, либо в училище. Используют тренажер, изучается теория, система управления и т. д. Обучение в высшем летном училище занимает 5 лет. Получение самой простой лицензии требует 25 часов налета с инструктором, 20 часов собственного пилотирования, прохождение различных тестов и медкомиссии.