что за имя бобка
Как на самом деле звали Чука, Гека, Вольку и других персонажей из советского детства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Традиция давать детям семейные ласковые прозвища очень стара. В среде аристократии это было принято, и мы знаем, что великого самодержца Николая II члены семьи звали Ники, а его царственную супругу – Аликс. Елизавета Баварская даже в истории осталась как принцесса Сиси, а ее сестру Елену с детства сокращали до Нэнэ. Чуть позднее, в советское время, такие «переделки» начали звучать чуть по-другому, но по сути своей не изменились. Если сейчас принято называть человека полным именем уже с пеленок, то раньше по дворам бегали Котьки, Бобки и Альки. Однако порой это имяобразование шло очень извилистыми путями, и сегодня бывает трудно разобраться, что же скрывается за тем или иным прозвищем.
Интересно, что подобные имена часто были уникальными. Володю, например, могли сократить до Лоди или Вольки – так что герой повести Л. Лазаря «Старик Хоттабыч» на самом деле скорее всего Владимир (хотя может быть и Вольдемар). Имя Елена трансформировалось в Люшу, ЛенкА, Леночку и даже Ёлочку, Ёлку. Всем известная Мура из стихов Чуковского – это Мария (младшая дочь писателя), а Лёля и Минька, о которых писал Зощенко – это на самом деле Оля и Михаил.
Современным детям, которых воспитатели в саду называют полыми именами, сложно объяснить даже общепринятые сокращения. Многие удивляются, как Александр мог превратиться в Шурика (тут даже буквы не совпадают), Анна – в Нюру, а Маша – в Марусю. Раньше же никого не удивляло, если Костю звали Котькой, а Олега Алькой. А вот Николаев могли называть и Коками – такое, конечно, лучше было скрывать от товарищей. В дворовой среде были свои сокращения, и бабушкин любимчик Кока на улице превращался в Коляна. Часто родители специально меняли национальные имена, чтобы окружающим было проще общаться с ребенком – так, например, Наиля могла превратиться в Нелю, Рахель (по паспорту Раису) дома звали Лёлей, а Вольфа упрощали до того же Вольки.
Кстати, у Крапивина тоже фигурирует Оскар, которого все зовут Оськой. А вот Тотоша и Кокоша из сказок Чуковского – это, скорее всего, Антон и Николай, хотя некоторым кажется, что Тотоша – это девочка Виктория. Путаница отражается даже в иллюстрациях, где одного из маленьких крокодильчиков рисуют то мальчиком, то девочкой – как больше нравится художнику.
Остаются тайной и настоящие имена всеми любимых братьев из рассказа Аркадия Гайдара. Как по-настоящему звали Чука и Гека, толком не понятно, поэтому обсуждаются различные версии. Скорее всего, Гек – это видоизмененный Сергей, который трансформировался до Сергейки, а затем – до Гейки (это еще одно имя, появляющееся в детской литературе тех времен). Чук, возможно, произошел от Владимира. Это не так очевидно с первого взгляда, но если назвать Володю Вовчуком, а потом убрать из слова все самые важные буквы, то может получиться.
В сети можно встретить упоминания о семье геолога Серегина, который, якобы, был соседом Гайдара. У него росли двое сыновей (Володя и Сергей), которые и стали прототипами этих замечательных героев. Есть, правда, и более экзотические версии: имя Чук производят даже от Чуковского, а Гека – от Гектора или Гекльбери Финна.
Прозвища членам семьи Романовых давались и народом, и не всегда эти имена были настолько милыми: Царственные «Бульдожки», «Уточки» и «Ананас»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Имя Бобка: значение имени, происхождение, судьба, характер, национальность, именины, известные люди
Что означает имя Бобка? Что обозначает имя Бобка? Что значит имя Бобка для человека? Какое значение имени Бобка, происхождение, судьба и характер носителя? Какой национальности имя Бобка? Как переводится имя Бобка? Как правильно пишется имя Бобка? Совместимость c именем Бобка — подходящий цвет, камни обереги, планета покровитель и знак зодиака. Полная характеристика имени Бобка и его подробный анализ вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно.
Содержание толкования имени
Анализ имени Бобка
Имя Бобка состоит из 5 букв. Пять букв имени являются показателем гуманитарных наклонностей. Эти люди любят и умеют ценить искусство, они – приятные и интересные собеседники. Такой человек никогда не вызовет у собеседника ощущения, что он имеет дело с «пустышкой», стремящейся «пустить пыль в глаза». Поэтому отношения с представителями противоположного пола всегда основаны прежде всего на взаимном уважении. Проанализировав значение каждой буквы в имени Бобка можно понять его тайный смысл и скрытое значение.
Значение имени Бобка в нумерологии
Нумерология имени Бобка может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Бобка в нумерологии — 6. Девиз имени Бобка и шестерок по жизни: «Я борец за справедливость!»
«Шестерка» среди чисел нумерологического ядра – это самоотречение, граничащее с жертвенностью, это готовность служить, как жрец – божеству, это преданность, верность и честность, свойственная рыцарям былых времен и последовательницам матери Терезы.
«Шестерка» в числах имени – Числе Выражения, Числе Души и Числе внешнего облика – это способность быть преданным до конца, невзирая ни на какие обстоятельства. Это – дар сочувствия и понимания, проявляющийся даже по отношению к малознакомым людям.
Люди по имени Бобка и с числом имени 6 любят быть в центре внимания, часто высокомерны и эгоистичны. Проявляют заботу об окружающих обычно только если она принесет им моральное удовлетворение от своего поступка. Людей этого числа много в шоу-бизнесе, иных публичных профессиях.
Число Шесть всегда находится в поиске спокойствия, баланса и гармонии. Закрытое число, воспринимается как скрытный человек, его трудно понять окружающим. Шестерки могут быть духовно ориентированы, либо погружены в материальный мир. Число Шесть дает врожденную интеллигентность, всю жизнь занимается саморазвитием и самосовершенствованием. Это прирожденный судья с острым чувством справедливости. Часто Шестерки с именем Бобка обладают эстетическим вкусом, хорошие кулинары. Из занятий ей очень подходит искусство, музыка. Чувство справедливости часто берет верх над практичностью. Лучшим лекарством от всех проблем для Шестерки является спорт и активный образ жизни. Умеет красиво писать и говорить.
Планета покровитель имени Бобка
Число 6 для имени Бобка означает планету Венера. Вполне естественно, что представители имени Бобка с этом типом чувственны и любвеобильны, так как их планетой-покровителем является Венера. Они настолько очаровательны, что это помогает им в весьма трудных жизненных ситуациях, когда нужно проявить твердость характера и изворотливость ума, т.е. качества, которыми от природы эти люди не обладают. Владельцы имени Бобка любят все прекрасное, возвышенное. Часто добиваются признания в той или иной области искусства. Им всегда хватает денег на любимые занятия, так как весьма часто состоят в браке с людьми состоятельными. Внешне обладатели имени Бобка — люди очень привлекательные, у них изысканный вкус. Они любят вес красивое, но часто бывают высокомерными. Часто идут в ногу со временем, восприимчивы ко всему новому. Если перед ними стоит какая-то определенная задача, то способны проявить незаурядное трудолюбие. Но больше всего носители имени Бобка любят предаваться душой и телом отдыху. Характер миролюбивый и уживчивый. Могут поладить с любым из девяти типов.
Знаки зодиака имени Бобка
Для имени Бобка подходят следующие знаки зодиака:
Цвет имени Бобка
Синий цвет имени Бобка. Люди с именем Бобка, носящие синий цвет, — верные друзья, всегда придут на помощь, сочувствуя и выслушивая, но вот реальных действий и денег дождаться от них не получится. Дело в том, что значение синего цвета для имени Бобка таково, что его владелец не может по-другому – это заложено природой, а с ней не поспоришь. Кстати, очень часто из-за своего бездействия владельцы имени Бобка не могут найти терпимого работодателя, поэтому долго и не задерживаются на одном рабочем месте, хотя в коллективе их любят и уважают – у них много друзей среди бывших коллег. Положительные черты характера имени Бобка – коммуникабельность и лояльность. Отрицательные черты характера для имени Бобка – лень и безответственность.
Как правильно пишется имя Бобка
В русском языке грамотным написанием этого имени является — Бобка. В английском языке имя Бобка может иметь следующий вариант написания — Bobka.
Видео значение имени Бобка
Вы согласны с описанием и значением имени Бобка? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Бобка? Каких известных и успешных людей с именем Бобка вы еще знаете? Будем рады обсудить имя Бобка более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.
Если вы нашли ошибку в описании имени, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бобка
Что означает имя Бобка? Что обозначает имя Бобка? Что значит имя Бобка для человека? Какое значение имени Бобка, анализ, происхождение, судьба и характер его носителя? Какой национальности имя Бобка? Как переводится имя Бобка? Как правильно пишется имя Бобка? Совместимость c именем Бобка — подходящий цвет, камни и талисманы, планета покровитель и знак зодиака. Полная характеристика имени Бобка и его подробное описание вы можете прочитать онлайн в статье про имя Бобка совершенно бесплатно.
Полное описание имени
Анализ имени Бобка
Имя Бобка состоит из 5 букв. Пять букв имени — показатель гуманитарных наклонностей. Эти люди любят и умеют ценить искусство, они приятные и интересные собеседники. Такой человек никогда не вызовет у собеседника ощущения, что он имеет дело с «пустой оболочкой», стремящейся «пустить пыль в глаза». Поэтому отношения с представителями противоположного пола всегда строятся в первую очередь на взаимном уважении. Проанализировав значение каждой буквы в имени Бобка можно понять его тайный смысл и скрытое значение.
Происхождение имени Бобка
Имя, даваемое при рождении человеку, в нашем случае имя — Бобка, обычно дается при рождении на всю жизнь. Имена люди имели во все времена во всех цивилизациях. У каждого народа они связаны с его культурой и бытом. Для того, чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определённые культурно-исторические условия. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя. Впервые имя Бобка встречается в исторических документах с 1830 года. Имя Бобка в русской транслитерации образовано путем сложения 2 сложных частиц: «БОБ + КА». Обладатели кириллической версии имени Бобка в 59% случаев родились и проживают на территории России, и в 41% случаев являются гражданами других стран.
Значение имени Бобка
Нумерология имени Бобка может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Бобка в нумерологии — 6. Девиз имени Бобка и шестерок по жизни: «Я борец за справедливость!»
«Шестерка» среди чисел нумерологического ядра – это самоотречение, граничащее с жертвенностью, это готовность служить, как жрец – божеству, это преданность, верность и честность, свойственная рыцарям былых времен и последовательницам матери Терезы.
«Шестерка» в числах имени – Числе Выражения, Числе Души и Числе внешнего облика – это способность быть преданным до конца, невзирая ни на какие обстоятельства. Это – дар сочувствия и понимания, проявляющийся даже по отношению к малознакомым людям.
Люди по имени Бобка и с числом имени 6 любят быть в центре внимания, часто высокомерны и эгоистичны. Проявляют заботу об окружающих обычно только если она принесет им моральное удовлетворение от своего поступка. Людей этого числа много в шоу-бизнесе, иных публичных профессиях.
Число Шесть всегда находится в поиске спокойствия, баланса и гармонии. Закрытое число, воспринимается как скрытный человек, его трудно понять окружающим. Шестерки могут быть духовно ориентированы, либо погружены в материальный мир. Число Шесть дает врожденную интеллигентность, всю жизнь занимается саморазвитием и самосовершенствованием. Это прирожденный судья с острым чувством справедливости. Часто Шестерки с именем Бобка обладают эстетическим вкусом, хорошие кулинары. Из занятий ей очень подходит искусство, музыка. Чувство справедливости часто берет верх над практичностью. Лучшим лекарством от всех проблем для Шестерки является спорт и активный образ жизни. Умеет красиво писать и говорить.
Характер имени Бобка
Обладатели имени Бобка удивительно уравновешенны, добродушны, надежны, всегда умеют создать вокруг себя уют, любят свой дом и близких, имеют много друзей. Они по всем показателям замечательные люди — верные, честные, добросовестные, романтичные, нежные. Носители имени Бобка любят гармонию и мир, а все ссоры и конфликты стремятся немедленно погасить, они щедро делятся своим теплом, а если им нужны деньги — деньгами. Имя Бобка любит веселые компании, где царит мир, дружба, жевательная резинка. И хотя обладатели имени Бобка склонны к легким капризам, обаяния им не занимать! Окружающим носители имени Бобка дарят только положительные эмоции, а в ответ буквально питают восхищение и ласковые слова в свой адрес. Конечно, такая повышенная эмоциональность может сыграть злую шутку, поэтому им следует беречь свои чувства только по отношению к тем людям, которые уже прошли испытание временем.
Судьба имени Бобка
Люди носящие имя Бобка честны, добры, откровенны и жизнерадостны. Они часто удовлетворены достигнутым и не стремятся к вершинам карьеры и славы. Обладатели имени Бобка всегда желают добра другим, и, прежде всего, своей семье. Если они кому-то дарят свою любовь и дружбу, то можно быть уверенным, что она будет продолжаться всю жизнь. Носителям имени Бобка доставляет истинное удовольствие, когда окруженные друзьями, они приглашают их в гости. Главной целью для них является счастье и благополучие собственной семьи и тех, кто ее окружает. Ради этого они готовы отказаться от собственных устремлений и интересов. Люди с именем Бобка могут часто страдать заболеваниями простудного характера, а также легких. В старости возможны сердечно-сосудистые недуги. Это люди, которые могут добиться успеха в любой профессии, но для этого нужно сначала поверить в свои силы, а также в то, что их достоинства обязательно заметят и оценят. К любви партнеры с именем Бобка относятся очень серьезно, но пока не встретят свою настоящую любовь, могут казаться непостоянными. Деньги для них важны, потому что благодаря им они обеспечивают свою семью всем необходимым и получают от этого удовольствие.
Совместимость имени Бобка
Для каждого имени, в том числе и для имени Бобка может быть рассчитана степень совместимости с другими именами. Совместимость имен позволяет определить, насколько эти имена, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют строить коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми. Имя как зеркало человека — в нем отражается его характер и судьба. И понятно желание любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя спокойно и безопасно. Напротив, борьба характеров, противостояние темпераментов приводят к спорам, раздорам и конфликтам. Наилучшую cовместимость имя Бобка показывает со следующими именами: Альфия, Евгений, Матвей, Алеся, Афанасий, Лада, Серафим, Наталья.
День имени Бобка
День имени Бобка отмечают 10 ноября.
Характеристика имени Бобка
В результате фоносемантическиго анализа имени Бобка и опроса фокус-группы были выявлены следующие характеристики: короткий, могучий, сильный, холодный, тихий, лёгкий, красивый, величественный, угловатый. Именно такие характеристики и ассоциации возникают в голове у людей, когда они слышат имя Бобка.
Планета покровитель имени Бобка
Для имени Бобка планетой является Венера. Вполне естественно, что представители имени Бобка с таким типом чувственны и амурны, ведь их планетой-покровителем является Венера. Они настолько обаятельны, что это помогает им в очень сложных жизненных ситуациях, когда нужно проявить силу характера и изворотливость ума, то есть качества, которыми от природы эти люди не обладают. Обладатели имени любят все прекрасное, возвышенное. Часто добиваются признания в той или иной области искусства. У них всегда хватает денег на любимые занятия, так как они часто состоят в браке с состоятельными людьми. Внешне обладатели имени Бобка — люди очень привлекательные, у них изысканный вкус. Они любят веселье, красивы, но часто высокомерны. Часто идут в ногу со временем, восприимчивы ко всему новому. Если перед ними стоит определенная задача, они способны проявить недюжинное трудолюбие. Но больше всего носители этого имени любят предаваться телесному и душевному отдыху. Характер мирный и уютный.
Знаки зодиака имени Бобка
Для имени Бобка подходят следующие знаки зодиака:
Камни и талисманы для имени Бобка
Амулеты, как и обереги, выполняют защитную функцию, но предназначены для конкретного человека. Носить их нужно открыто в виде бус, колец, серег, браслетов, брошей или кулонов. Талисманы не должны выставляться напоказ. У них более широкие функции. Они привлекают деньги, приносят удачу, дарят любовь, добавляют здоровья. Определим подходящий список талисманов для имени Бобка. Человеку с именем Бобка подходят бриллиант и агат. Последний привлекает удачу и долголетие. А бриллиант дарит вдохновение.
Цвет имени Бобка
Синий цвет имени Бобка. Люди с именем Бобка, носящие синий цвет — настоящие друзья, всегда придут на помощь, посочувствуют и выслушают, но реальных действий и денег ждать от них не придется. Дело в том, что значение синего цвета для имени Бобка заключается в том, что его обладатель не может поступить иначе — это заложено природой, но с этим не поспоришь. Кстати, очень часто из-за своего бездействия обладатели имени Бобка не могут найти терпимого работодателя, поэтому долго и не задерживаются на одном месте работы, хотя в коллективе их любят и уважают — у них много друзей среди бывших коллег. Положительные черты характера имени Бобка — общительность и лояльность. Отрицательные черты характера имени Бобка — лень и безответственность.
Как правильно пишется имя Бобка
В русском языке грамотным написанием этого имени является — Бобка. В английском языке имя Бобка может иметь следующий вариант написания — Bobka.
Склонение имени Бобка по падежам
Падеж | Вопрос | Имя |
Именительный | Кто? | Бобка |
Родительный | Нет Кого? | Бобки |
Дательный | Рад Кому? | Бобке |
Винительный | Вижу Кого? | Бобку |
Творительный | Доволен Кем? | Бобкой |
Предложный | Думаю О ком? | Бобке |
Видео про имя Бобка
Вы согласны с описанием и значением имени Бобка? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Бобка? Каких известных и успешных людей с именем Бобка вы знаете? Какой информацией об имени Бобка вы еще обладаете? Будем рады обсудить имя Бобка более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.
Если вы нашли ошибку в описании имени, его анализе, происхождении, значении, характере, судьбе, совместимости или характеристики, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Образ бобка в рассказе Достоевского и мифологии
ОБРАЗ БОБКА В РАССКАЗЕ ДОСТОЕВСКОГО И МИФОЛОГИИ
К 200-летию рождения Ф.М. Достоевского
Аннотация: приводится краткое содержание фантастического рассказа Достоевского «Бобок», текст которого достаточно тщательно изучен в самых различных аспектах специалистами по творчеству писателя, и также краткая сводка по «аттической соли» рассказа. Понятие о «бобке» как о загробном мире, освещено в рассказе Достоевского весьма скудно для читателей. Поиски в мифологическом материале народов мира обнаружили некоторые аналогии, свидетельствующие об адекватности применения Достоевским понятия «бобок» касательно древних представлений о загробном существовании и реинкарнациях.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА ДОСТОЕВСКОГО «БОБОК»
Небольшой фантастический рассказ «Бобок» написан Федором Михайловичем Достоевским в самом начале 1873 г. и опубликован в составе его проекта «Дневник писателя» в феврале 1873 г. в газете-журнале «Гражданин». Содержание рассказа весьма необычно…
«Одно лицо», некий Иван Иванович (И.И.), не слишком удачливый литератор средней руки, брюзга и выпивоха, сетует на появление в печати своего портрета с тщательно выписанными бородавками на лбу и таким, вот, примечанием: «Ступайте смотреть на это болезненное, близкое к помешательству лицо». Посетовав и на редакции, которые не принимают его фельетонов в печать за отсутствием соли («Аттической? – спрашивал он с насмешкой. ), И.И. вспоминает вчерашнюю встречу с приятелем, который отметил у него явственные изменения слога, и литератор с этим был согласен. Дескать, да, меняется… и что-то странное происходит, «начинаю видеть и слышать какие-то странные вещи. Не то чтобы голоса, а так будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» И стало литератору интересно: какой такой бобок…
Далее И.И. хочет развлечься, но попадает на кладбище по случаю похорон дальнего родственника. На время обедни выходит побродить. Октябрь, холодно. Набредает за вратами кладбища на ресторанчик, набитый народом из провожатых. И.И. выпивает там и закусывает, потом возвращается в церковь, чтобы помочь нести гроб. На поминки И.И. ехать не захотелось и, прилегши отдохнуть на длинном кладбищенском камне, вдруг услышал из-под земли голоса свежих покойников разного пола, возраста, характера и звания. Там, внизу бурно беседовали, и в ходе всяческих сплетен, споров, обличений, откровений и перебранок был упомянут к слову Платон Николаевич, местный доморощенный философ, относительно недавно почивший. Как оказалось, именно он успел объяснить подземному обществу, что после смерти остатки жизни сосредоточиваются в сознании на два-три месяца, иногда на полгода, причём покойники страдают здесь вовсе не от запаха плотского гниения, а от вони нравственной, душевной. И самое время, счёл философ, подвести итог жизни, спохватиться и исправить в душе, что можно…
Сам-то Платон Николаевич после трёх месяцев посмертной жизни теперь уже засыпает, но раз в неделю всё же бормочет по нескольку слов, «не идущих к долу». Упомянули и другого покойника, почти совсем разложившегося, но тот раз в шесть недель бормочет что-то про бобок. Подземное общество решило, что, коль до бобка ещё остаётся минимум два-три месяца, то хотелось бы прожить это время без обычной лжи и не стыдясь своих пороков. Прозвучал лозунг «Заголимся и обнажимся!», но самые тайные откровения покойников, были прерваны, не начавшись, чиханием литератора, всё еще подслушивающего подземные голоса, лёжа на холодном кладбищенском камне. После чихания воцарилась полная могильная тишина…
Литератор И.И. ушёл с кладбища. Он всё-таки получил желанные сведения о бобке, и они его не смутили, смутило другое: «Разврат в таком месте, разврат последних упований, разврат дряблых и гниющих трупов и — даже не щадя последних мгновений сознания! Им даны, подарены эти мгновения и. А главное, главное, в таком месте! Нет, этого я не могу допустить», — подумал он и решил снести рассказ о происшествии в журнал «Гражданин», где как раз выставили портрет редактора…
Описанное происшествие имело некоторую подоплёку: фельетонист газеты «Голос» Л.К Панютин, позволивший себе в печати надсмеяться над портретом Достоевского кисти Василия Перова от 1872 г. (илл. 1), был недавним автором фельетона, где главный герой наблюдает за гуляньями на кладбище, слушает пьяную болтовню, затем просит разрешения у покойника отдохнуть на его могиле. Покойник выспрашивает у пьяного посетителя последние новости, потом пьяный засыпает и его будит городовой.
В рассказе Достоевского спародированы произведения и иных его собратьев по перу, присутствуют аллюзии к его собственным произведениям и произведениям других авторов. Современники не оценили в полной мере инфернальной пародии Достоевского, высокую оценку в качестве сатирического гротеска рассказ «Бобок» получил у критиков только в XX в. Внимание читательской аудитории получили исследования «Проблем поэтики Достоевского» (1963, 1974, 1979), выполненные М.М.Бахтиным, автором таких литературных понятий как «полифонизм, смеховая культура, карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ, хронотоп». М.М.Бахтин писал: «Вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что «Бобок» по своей глубине и смелости – одна из величайших мениппей из всей мировой литературы». Автор считал, что этот рассказ, один из самых коротких рассказов Достоевского, является «почти микрокосмом всего его творчества», а два фантастических рассказа Достоевского («Бобок» и «Сон смешного человека») представляются ключевыми в жанровом отношении, и понятие «мениппея» проявлено в них почти в строгом античном смысле (классическая мениппея древнегреческого писателя Лукиана «Менипп, или Путешествие в загробное царство» (II в. н. э.) была широко известна в России с XVIII в.).
Следует отметить, что рассказ «Бобок» достаточно полно изучен критиками и исследователями творчества Достоевского с самых разных позиций, но, тем не менее, определённые неясности для читателя остаются. Литератор И.И. в начале повествования упоминает, что недавно услышал где-то подле себя слово бобок и он спрашивает себя: «Какой такой бобок?». В конце истории, после разговора с мертвецами, герой рассказа рассуждает сам с собой: «Бобок меня не смущает («вот он, бобок-то, и оказался!»), но своё понимание бобка он не раскрывает. Чтобы понять значение слова бобок, следует обнаружить истоки этого образа, и тут автор помогает читателю, посыпав рассказ «аттической солью» (см. выше: об «аттической соли» упоминается в разговоре героя с отвергнувшим его фельетон редактором).
Слово «бобок» использовано Достоевским в названии рассказа. Само слово бобок или боб в словаре В.И.Даля означает одно зерно бобового растения или стручок растения с несколькими зёрнами; иные значения: впадинка на конских зубах, показывающая годы (пословица: «Лошадь уже боб съела, ей за девять лет»); свиная болезнь, нарыв на языке, свиной ящур. Прочие русские пословицы о бобах касаются зёрен бобового растения в аспектах ворожбы, проигрыша, безделья (посев бобов как лёгкая работа) и бедной пищи (если ничего нет, кроме бобов).
В «Бобке» несомненна связь повествования с античной философией и аттической литературой, об этой связи можно прочесть у Бахтина в «Проблемах поэтики Достоевского» и других исследователей творчества писателя. Пристальное внимание к бобам характеризует античную философию классического периода, начиная с Пифагора (ок. 570 – 490 г.г. до н. э.), древнегреческого философа, математика, мистика и создателя школы пифагорейцев. Пифагор проповедовал древнее учение о переселении душ в круговороте возрождений в новые тела людей или животных (метемпсихоз или реинкарнация). С этим учением была связана «пифагорейская диета», вид вегетарианства с запретом мясной пищи, бобов и ряда рыб. Первое из 15-ти правил пифагорейцев гласило: « Воздерживайся от употребления в пищу бобов».
Причина запрета точно не известна, информация об учении Пифагора основана на сведениях, записанных через столетия после его смерти. Версий запрета несколько, они касаются прежде всего бобов как грубой пищи и возможного вздутия животов при их употреблении, сходства бобового зерна с зародышем, афрозодиачных свойств бобов, использования бобов как жребия или как «денег» в карточных играх и прочее. В молодости Пифагор путешествовал, общаясь с египетскими жрецами, халдеями, вавилонскими магами, Заратуштрой (считалось, что античные философы узнали о запрете есть бобы от египетских жрецов). Взгляды пифагорейцев были близки к представлениям орфиков, веривших в реинкарнацию и серию возрождений – как пути к искуплению греха и освобождению духа от тела в связи с окончанием цикла реинкарнаций.
В сочинении финикийца Порфирия «Жизнь Пифагора» (III в. н. э.) о запрете есть бобы говорилось следующее: «Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение – зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. А несомненные доказательства этому он приводил такие: если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солнечный зной, а потом подойти поближе, то можно почувствовать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская голова или женская матка».
Римлянин Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) писал, что «в старинных обрядах бобовая каша считалась священным достоянием богов. Будучи главной приправой в еде, дополнением к хлебу, бобы считались пищей, притупляющей мысль и вызывающей бессонницу, и отвергались пифагорейцами по этой причине, по мнению же других – ввиду того, что в бобах живут души умерших, почему во всяком случае их употребляют на поминках. Варрон сообщает, что фламин не ест их по указанной причине и потому, что на цветах у бобов находятся зловещие письмена. С бобами также связан и своеобразный религиозный обряд: существует обычай после посева приносить боб на счастье, который называется «приносной (referiva). Считается, что нося его с собой по аукционам, получаешь прибыль. Несомненно также, что бобы являются единственным зерном, которое будучи выгрызено, вновь вырастает по мере прибыли луны».Самому Пифагору приписывают два выражения: «Всё в мире – числа» и «Есть бобы так же преступно, как есть головы родителей». Существует предание, что Пифагор погиб от рук врагов, не в силах бежать от расправы по бобовому полю, он не мог топтать бобы…
Описание в рассказе «Бобок» жалкого портрета некого литератора, осмеянного в печати, рождает сократические аллюзии. В финале рассказа этот же портрет незримо преображается в портрет редактора журнала, которому предназначена рукопись рассказа, то есть: самому Достоевскому… Некоторые отдалённые аналогии такого преображения можно найти в диалоге «Зопир», написанным Федоном, учеником Сократа, где рассказано, как восточный маг и гадатель Зопир при первой встрече с Сократом, известным своей некрасивостью, опознал в нём умственно ограниченного и похотливого человека. Друзья Сократа стали высмеивать мага, но Сократ прекратил спор, сказав, что маг прав и он был таким до своих занятий философией…
Местный философ Платон Николаевич носит в рассказе Достоевского имя, принадлежавшее древнегреческому философу Платону (ок. 429 – 347 г.г. до н. э.), ученику Сократа и учителю Аристотеля, чьи труды, в отличие от его предшественников, сохранились полностью. Платон путешествовал в Египет, Ливию, Южную Италию и Сицилию. Согласно учению Платона тело разложимо и смертно, а душа – вечна, она продолжает существовать после смерти, может вселяться на Земле в то или иное тело. Порок и бесчестие извращает душу… В рассказе «Бобок» умерший Платон Николаевич призвал свежих покойников заняться очищением своих душ, коль им уж предоставлено в качестве последнего милосердия два-три месяца или даже более для этого нужного действа, но они пренебрегли советом, предпочтя бесстыдную правду без раскаяния…
БОБОК КАК ВРЕМЕННАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФИГУРА
Бобы значились в древности символами бессмертия, магической и производительной сил, способности к беспорядочным и нелепым превращениям. Во время майских лемурий, праздника мёртвых в Древнем Риме, отцы семейств проводили с помощью чёрных бобов обряд откупа себя и родных от лемуров (злых духов, преступных или не захороненных подобающим образом), набирая чистыми руками чёрные бобы в рот, затем перебрасывая эти бобы через дом в землю, где их подбирали лемуры (вероятное соответствие миру лемуров, по-видимому – это миры претов и обитателей нараки в индийских религиях). Бобок как зерно бессмертия, по-видимому, лемурам не доставался, и лемуры получали бобы как возможность возрождения в качестве откупа, угрожая людям.
В Древней Греции практиковалась варка бобов для предпахотного жертвоприношения. Народные празднества с запеканием боба в тесте соотносились с римскими Сатурналиями и отмечались с 17 по 23 декабря. Тот, которому доставался боб, становился «королём» празднества. Король назначал королеву и придворных (если боб доставался женщине, то ей предоставлялся выбор «короля»). Эти празднества отмечались в Северной Европе вплоть до XVII в.
Бобок, исходя из текста рассказа Достоевского, это некое новое состояние, которого достигает мертвец через определённый промежуток времени, необходимый, видимо, для полного разложения мягких тканей тела. В рассказе присутствует почти совсем разложившийся покойник, встретившийся с феноменом переселения в бобок и оповестивший об этом подземное кладбищенское общество. Кроме него в близком состоянии находился покойный Платон Николаевич, имевший, по-видимому, шанс возрождения через бобок. Судьба более свежих покойников, в свете предостережения Платона Николаевича в рассказе неясна (отчество Николаевич, как считают исследователи биографии и творчества Достоевского, создаёт намёк на фигуру философа, критика и публициста Николая Страхова, разрыв дружеских отношений с которым приобрёл публичный характер).
В 26-ой руне карельского эпоса «Калевала» описывается создание злым Хийси и людоедкой Сюэтар толстой и стоглазой змеи, дрянной гадюки, подземной ползуньи, чёрного червя Туонеллы: «Голова дрянной откуда? / Из боба дрянного вышла». Характеристика змея, данная ему Леммикяйненом, содержит отзвук ритуала уничтожения чучела змея Апопа древнеегипетскими жрецами (чучелом же в «Калевале» оказался в финале и лось Хийси). Возможны корреляции также с шумерским Нингишзида, «господином стойкого, святого дерева», сыном подземного бога Нинизу, умевшего превращаться в змея и имевшего в качестве символического животного змею, убитую Гильгамешем под деревом хулуппу, приобретшего со временем статус священного древа с подземным миром в корнях.
Путешествие в загробный мир в ряде мифов разных народов шло по мировой реке. Эта дорога-река имела космический аспект, но её земным воплощением служили реальные реки. Схема такого путешествия, где эвенком нарисована конкретная родовая река (илл. 2), дана в статье «Загробный мир» (Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М. БРЭ Олимп, 1998. Том 1).
Верхний мир реки у эвенков являлся местом, где жили души людей и оленей, средний мир служил обиталищем людей и животных, в низовьях устье уходило в мир мёртвых, «нижнюю землю», куда шаман препровождал душу умершего (см. статью «Река» в: Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М. БРЭ Олимп, 1998. Том 2). Реальная родовая река отображала образ небесной реки, в мифах народов мира Млечный путь считался, в основном, дорогой разных мифических персонажей или небесной рекой.
Загробный мир располагался на острове против устья реки, что видно на представленной схеме, и этот остров, называемый «нижней землёй», на схеме имеет бобовидную форму (илл. 2), что позволяет понять пространственную характеристику понятия «бобок». «Нижняя земля» на схеме наполнена изображениями, в числе которых большой чум с цепочкой мелких точечных изображений по длинной оси (очевидно, ряд кострищ) и боковым приделом в виде малого чума. Около чума видна полуантропоморфная фигура тотемного кита. Вероятно, существовала некая общая схема путешествия умерших в мир мёртвых, на которую отдельные племена наносили образы своих тотемов.
Мировая река в иных мифологических системах заменялась мировым древом, и, по сути, абрис реки с островом можно представить деревом с разветвлением кроны в верхней части, стволом и корнями (на данной схеме вместо разветвлённой дельты реки нарисован эстуарий, то есть, затопленная дельта реки), под которыми находится загробный мир, в нижней части. Таким образом, обратный путь души из загробного мира в верховья, где хранились души людей и оленей (затем возрождавшиеся в среднем мире), соответствует картине прорастания растения из «бобка», напоминающего очертанием форму эмбриона.
Истоки образа загробного «бобка» в рассказе Достоевского прослеживаются в материале рассуждений античных философов. Тот факт, что литератор И.И. ещё до посещения кладбища слышал где-то подле себя троекратное ««Бобок, бобок, бобок!», может указывать на фамилию писателя П.Д. Боборыкина, известного также под прозвищами Боб и Пьер Бобо, о чём не раз писали исследователи творчества Достоевского. В других случаях слово бобок уже относилось к кладбищенской ситуации. Оба писателя не раз сталкивались вместе в литературных кругах, где относились к творчеству друг друга в ироническом ключе. В разговорах мертвецов у Достоевского подмечен некий гротескный отзвук романа Боборыкина «Жертва вечерняя».
Образы «бобка» конкретно прослеживаются на мифологическом материале карелов и эвенков (голова чёрного червя Туонеллы сделана из боба, «нижняя земля», загробный мир эвенков, имеет форму боба, близкую по очертаниям эмбриону). В этом аспекте «бобок» как понятие загробного мира, введённое Достоевским в рассказ, и курьёзные сведения о бобах античных философов (прежде всего Пифагора) вписываются в картину представлений о загробном мире, зародившуюся в более древние, ещё доантичные времена.