что за нация кыпчак
Потомки свирепых половцев среди нас: кто они, и как их можно узнать сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.
Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.
Как выглядели сами половцы?
На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.
Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).
По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.
Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»
Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.
Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».
Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.
Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).
Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.
Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.
Половцы в Болгарии
Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.
В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.
Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах
Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.
В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.
Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кыпчаки (половцы) — превосходные наемники
Кыпчаки (они же половцы) являются тюркоязычным народом, который путем завоевания смог занять территорию печенегов, добраться до Днепра и низовья Дуная.
Название
Существует несколько версий происхождения названия. Притом важно заметить, что кыпчаков называли не только половцами, но и куманами (византийцы). Само слово «половцы» ряд историков ассоциирует с полем. Сторонники историка Ариста Куника считают, что название произошло от слова «половый». Оно обозначает соломенный цвет.
Если перевести кыпчак на татарский, то получится колесница, а в переводе с древнетюркского оно означает «удачливый» (по другой версии, «злосчастный»).
История
Этнос кыпчаков сложился в 8 веке нашей эры. Под их эгидой оказались карлуки, кыргызы и кимаки. Завоевания позволили им занять территорию, которая сейчас принадлежит Казахстану. С 9 века половцы начали продвигаться в сторону Южной Руси, опустошая земли и захватывая в плен людей. В 10 веке половцы первое время были дружественны по отношению к Переяславлю, однако спустя короткий промежуток времени они предприняли попытку захватить часть территории. Попытка увенчивается успехом, войско, возглавляемое ханом Искалом, начинает разорять переяславские земли. С середины и до конца 11 века половцы совершают регулярные набеги на русские земли.
Причиной регулярных поражений русских воинов становилась раздробленность Руси как таковой. Когда войска начали объединяться, им намного проще удавалось вести битвы. Это привело к неизменной череде успехов. 12 век стал для половцев роковым, их начали теснить к Дону, а затем на Кавказ. Однако в Грузии они были приняты на службу, что помогло грузинскому царю Давиду избавиться от сельджуков. Значительную роль кыпчакские войска принимали в междоусобицах, помогая суздальским и северским князьям бороться против хвалынских.
Половцы сражались с печенегами на стороне Византии, оказали серьезное влияние на болгар при Втором Болгарском царстве, выступая его союзником. Они сражались на стороне аланов, выступая против монгольской армии. Таким образом, кыпчаки сформировали образ наемников, выступавших под различными знаменами, помогая князьям укреплять свою власть.
Жизнь
Религия
Религией половцев стало тенгрианство. Они поклонялись великому Тенгри, повелителю неба. Был распространен тотемизм, в частности поклонение духу волка. Как и другие язычники, кыпчаки ассоциировали себя с этим хищником, веруя, что он может дать им силу. Женщины чтили богиню Умай, ассоциирующуюся с урожаем и плодородием. Религиозными представителями являлись шаманы, которых называли «кам». Они проводили обряды гадания, играли роль лекарей, общались с духами.
Культура
Главным культурным достижением половцев стали статуи каменных баб. Эти фигуры символизируют предков и являются данью уважения им. Ставили каменных баб на высоких участках в степи или при курганах, где имелись захоронения. Фигуры могли быть не только женскими, но и мужскими. Лица их всегда обращали на восток. В одном святилище находилось по несколько статуй. Существует несколько типов половецких статуй:
В 12 веке у половцев стали регулярно заказывать изготовление статуй. Это позволило развить свою деятельность каменщикам и скульпторам. Некоторое время статуи имели потрясающую детализацию, но к концу 12 века стали более примитивны. У многих пропали лица, что однако свидетельствует о появлении иного способа декорирования — лицо статуи хорошо шлифовали, чтобы нанести изображение красками.
Жилище
Кыпчаки называли свое жилище «вежа». Складывали его из веток цилиндрической формы. Стены были плетеными, крыша имела коническую форму и составлялась из жердей. Отверстием для выхода дыма служил круг в центре. Такие дома можно было поставить на повозки и перевозить на большие расстояния. Вежа легко укреплялась в земле, что было необходимо для зимней стоянки.
Внешность
Одежда
Известные люди
Среди кыпчаков есть немало известных личностей. Одним из самых прославленных ханов стал Атрак. Его воинская сила была настолько велика, что о нем упоминали даже в русских былинах. Другим прославленным ханом стал Тугоркан, который тоже удостоился упоминания в фольклоре. Русские считали его злейшим врагом, в былинах его именовали Тугарином и ассоциировали со змеем. Своей свирепостью хан прославился при сражениях с войском Святополка Изяславича.
Половцы, как и любой другой кочевой народ, ели сытную пищу и пили кумыс, который помогал сохранять силы в долгой дороге.
Традиционная кухня половцев оказала большое влияние на современную казахскую кухню. Именно кыпчаки одними из первых стали пользоваться коктальницей, которую до сих пор применяют для приготовления рыбных блюд.
Кыпчаки прослыли славными наемниками, их называли самыми опасными врагами Руси, однако им надо отдать должное. Этот народ смог создать армию, равною которой трудно было найти. Именно кыпчаки повлияли на развитие народов Казахстана и Киргизии. Они создавали скульптуры, которые даже сегодня удивляют проработкой деталей. Их жизнь строилась на постоянной подготовке к битве, и за это даже в русских былинах их изображали сильными воинами.
Видео
Кыпчаки
Кыпчаки — феноменальное явление в истории суперконтинента Евразия первой половины II тысячелетия нашей эры. К началу XIII века они являли собой реальность одновременно как у Алтая, так и на берегах нижнего Дуная. И естественно — на всем громадном пространстве между этими двумя географическими регионами. Здесь они в ту пору снискали такую же славу, какую к концу одиннадцатого века имели Сельджуки на всем мусульманском Востоке от Самарканда до Алеппо. А ныне название «Кыпчаки» мало кому известно. Что это был за народ?
КИПЧАКИ (кыпчаки, в древнерусских летописях – Половцы, в европейских источниках – Куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков «Сиры» кочевали в 4–7 вв. в степях между Монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ «Сеяньто». Образованное ими в 630году государство было, затем уничтожено Китайцами и Уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название «Кыпчаки», что, по легенде, означало «злосчастные».
В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с монголоязычными Кимаками, на юге с Огузами и на западе с Хазарами; распадались на ряд племен.
Одним из первых мусульманских авторов, отметивших в своих трудах Кыпчаков, был Идриси (середина ХII века). Перечисляя известные ему тюркские племена, он называет одно из них «Кифчак». А уже в XIII-XV вв. все мусульманские историки и географы, так или иначе, упоминают Кыпчаков (Абульфеда, ибн-Батута, Месалек-алабзар и т.д.).
Средневековые китайские авторы стали использовать название «кинча» применительно к Дешт-и-Кыпчаку или стране Кыпчаков с 1223 года. А советник Иелю Чу-цай, сопровождавший Чингисхана в его походах, называет эти племена как «Кофуча».
В его описании страна этого Кыпчак, представляет собой обширные степи с белыми городами, с бесчисленными стадами скота и косяками лошадей. Юань-чао-пи-ши, называет Кыпчаков «кибча», а Юань-ши постоянно использует вариант «кинча».
Летопись «Кань-му» (1237 г.) отмечает, что страна «Кинча» находится в тридцати тысячах ли от Китая. Летом там ночи настолько короткие, что солнце восходит снова почти сразу же после захода. Имеются великолепные лошади, и у богатых людей их бесчисленное множество. Эти степняки мастера по изготовлению изделий из кожи и металла. Глаза у них голубые, а волосы рыжие…
В китайских источниках название «кинча» фигурирует также в связи с биографиями таких выдающихся лиц, как Шанче-бабур, Ванджо-ду, Ботимур, Ванджо-бадур и Сидур, сын Тосуна. Все они в той или иной степени имели отношение к истории Китая и происходили из Кыпчаков.
А название «Дешт-и-Кипчак» было обязано своим происхождением мусульманским авторам и означало в переводе с персидского «Кипчакская пустыня» (или «степь»). И включало оно в себе степную полосу севернее Черного моря, Кавказских гор и Каспия.
В условиях распада Хазарского каганата Кыпчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за Турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа.
В 11 в. восточные Кыпчаки находились под властью Кимаков, а позднее Кыпчакским племенам пришлось под натиском Киданей все дальше уходить на запад.
Принадлежащая Византии нагорная часть полуостоова делилась на Херсонскув, Готскую (Готфийскую), Сугдейскую и Боспорскую епархии. После падения Византийской империи Херсон и его провинции (Готия) признали власть «Трапезундской» империи, а позднее эта часть Таврики составила отдельное княжество, которым правил род Гаврасов-Таронитов, выходцев из Трапезунда. Столицей княжества был город-крепость Феодоро (современный Мангуп).
С середины 11 в. Кыпчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья «Печенегов».
На реке Сунже утвердилась ставка «Кыпчакских ханов». В Дагестане поселились так называемые «Дербентские Кыпчаки».
Каменные статуи, возведенные Кыпчаками («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье, показывали границы их территорий, по клановому признаку.
Кыпчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами.
В 12 в. в Дешт-и-Кыпчак земле появились города с многонациональным населением (Кыпчаки, Аланы, Булгары, Русы). Восточные, заволжские Кыпчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где Кыпчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные «Половцы», находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.
Кыпчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Кыпчакские отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.
Кыпчаки вели почти беспрерывные войны с соседями.
В 1054-1055 Кыпчаки впервые появились у границ «Переяславского» княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с Кыпчакскими (Половецкими) ханами. К началу 12 века, в причерноморских степях стали складываться два крупных Кыпчакских объединения- Приднепровское и Донское.
В 1103-1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили « днепровских половцев». В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей Кыпчакской родовой знати. Кыпчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили «Донских Кыпчаков», захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.
В 1111 Шарукань был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и др. русских князей.
В XII — начале XIII веков Шарукань запустел. Шарукань упоминается в Повести Временных Лет под 6619 (1111) годом.
Балин (станция) — железнодорожная станция в Дунаевецком районе Хмельницкой области на линии Ярмолинцы-Ларга.
Балин — сельский округ в сельской Гмине Рыпин в Польше.
Балин — округ в Гмине Поддембице в Польше.
Балин — округ в городско-сельской Гмине Хшанув в Польше.
Балин — сельское поселение в сельской Гмине Иновроцлав в Польше.
Балин — кыпчакский город середины XI века на Северском Донце.
С 1170-х Кыпчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию из Китая. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить Кыпчаков и взять в плен хана Кобяка. Однако поход Новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185году оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.
К середине 1190-х самостоятельные набеги Кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей.
В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.
В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, Кипчаки отказались от союза с Аланами и позволили Монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-кыпчакское войско потерпело поражение.
В 1239году, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. Кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход Монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав «Золотой Орды». Они ассимилировали Монгольских пришельцев и передали им свой язык. М стали Монголы, как Кыпчаки. После 14 века, Кыпчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название Кыпчаки.
Самый древний письменный памятник, сообщающий о Кыпчаках, известен тюркологам под названием «Селенгинский камень» (759 г.). Руническая надпись на нем свидетельствует, что «тюрок-кипчак» властвовал пятьдесят лет. Но целый ряд схожих по звучанию названий встречается еще в древних китайских анналах, которые датируются концом третьего века до н.э, это- «кюеше», «кинча», «куча», «хабиса». Согласно записям историка Рашид-ад-дина, Кыпчаки являлись одной из пяти ветвей тюркского народа под началом Огуз-хана. Их происхождение он объясняет вот такой легендой: Огуз-хан, потерпевший поражение от племени под названием «Итбараки», был вынужден отступить на территорию между двумя реками. Во время этого пути у одной женщины, муж которой был убит в сражении, внезапно начались схватки, и она оказалась вынуждена отстать от других и скрываться в дупле дерева. Там у нее родился сын. Когда Огузу стало известно об этом, он сказал: «Поскольку у этой женщины нет теперь мужа, я усыновлю ее сына». Мальчик получил имя «Кипчак», что является производным от тюркского слова «кубук» (кора, дупло дерева). От него пошел народ под таким же названием. Спустя семнадцать лет Огуз взял верх над теми Итбараками. Покорил Иран и вернулся на родину. Позже, когда восстали Итбараки, Огуз поселил народ Кыпчака между их страной и рекой Яик (Урал). С тех пор Кыпчаки стали кочевать в тех краях и зимой, и летом.
Ссылки на материалы:
• Абаев В.И. Издательство: Наука
Год издания: 1965
• Л.В. Фирсова «Исары: Очерки средневековых крепостей Южного берега Крыма» [С. 14-61].
• Якобсон, 1973. С. 9, 37-38; Баранов, 1990].
Летопись «Кань-му» (1237 г.)
Какие народы являются потомками кыпчаков?
12 ноября 2019, 14:10 30876 4 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
Кипчаки (кыпчаки) — это объединение тюркоязычных племён, игравшее значительную роль в истории ряда регионов Евразии в IX—XIV вв.
Самоназвание — кипчаки (қыпчақ[лар]), позднее татары (татар[лар]); в европейских и византийских источниках их называют кума́нами (лат. cumani, comani, греч. kο[υ]μάνοι), позднее татары (греч. τάταροι) — кочевой тюркский народ, имевший свою страну — Дешт-и-Кипчак. В русских источниках — сарачины, в венгерских источниках — куны.
В начале XI века кыпчаки из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем кипчаки пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).
При образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кипчакский язык лёг в основу казахского, башкирского, караимского, каракалпакского, карачаево-балкарского, крымско-татарского, крымчакского, кумыкского, ногайского, татарского, сибирско-татарского языков.
Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы?
Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжёлта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-жёлтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племён. Сами же половцы называли себя кыпчаками, кимаками, куманами.
Отдельно стоит выделить тот факт, что впервые официальное упоминание термина «кыпчак» было найдено специалистами около Селенги в Бурятии. Надпись на камне была датирована приблизительно шестым веком нашей эры. И это при том, что вообще-то кыпчаки в составе Кыпчакского (Кимакского) каганата проходили под именем шары/ сары (букв. – жёлтые).
Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».
Скорее всего, предками кыпчаков были племена шаров (саров), кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.
В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют её Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).
Изначально представители племен охотно шли на контакт с Русью, дарили подарки, вступали в браки с русскими людьми. Самым известным выходцем из семьи кыпчаков в те далекие времена был Андрей Боголюбский, который являлся правителем Владимирско-Суздальского княжества. Кстати, при нём княжество стало наиболее процветающим.
Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.
В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды.
Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.
Кыпчаки – европеоиды или азиаты?
Если верить антропологическим данным учёных, то кыпчаки были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они смешивались с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.
Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов, алтайцев встречаются потомки племён с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.
Во время массовых волн миграции часть кыпчаков стали уходить далеко от своих первоначальных мест обитания, направляясь подальше от берегов Днепра. Эта отделившаяся группа позже получила отдельное название – куманы.
Кстати, даже сегодня сохранились пусть и малочисленные группы, но все же активно существующие, под названиями кубаны и команы. Их можно встретить при изучении контрольного среза народностей, проживающих в современной Болгарии.
А среди венгров изредка можно натолкнуться на тех, кто знаком с таким термином, как «куны». Так называли людей, которые попали в волну миграции кипчаков, став их частью.
Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.
Таким образом, кровь кипчаков может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…
Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?
Как только началась монгольская экспансия в XIII веке, кыпчаки потеряли свою независимость. Со временем их типичная внешность (светлые глаза, рыжие волосы) стала стираться, замещаясь рядом черт, присущих именно монголоидной расе. Также верно будет утверждение: монголы растворились в кыпчаках, а не наоборот, ведь у большинства народов национальность определяется по отцу.
Сегодня нельзя уверенно сказать, что, например, казахи и киргызы – это кыпчаки. Былые кыпчаки давно растворились во множестве народов, но антропологически, безусловно, они были европейцами.
Российские и зарубежные учёные выявили основные коренные (базисные) монгольские гаплогруппы по Y-хромосоме, передающиеся от отца к сыну, это N1a1a, C2a3-F4002. Так вот, те народы, у которых массово присутствуют указанные гаплогруппы, можно условно отнести к монгольским народам, а не кыпчакским, потому что гены были переданы от отца к сыну.
Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.
Тем не менее, однозначно ответить на вопрос об этническом срезе касательно кыпчаков вряд ли получится, ведь на самом деле из-за текучей миграции, а также постоянных военных конфликтов наблюдалось постоянное смешение кровей.
Не говоря уже о том, что племенные союзы тут существовали недолго, регулярно распадаясь и заключаясь с другими, более подходящими этносами.