что заливают в сухозаряженный аккумулятор электролит или дистиллированную воду
Дистиллированная вода или электролит — что лучше доливать в аккумулятор?
Аккумулятор, как и другие части в автомобиле, требует периодического обслуживания.
Если при плановом осмотре обнаружилось, что уровень жидкости в емкостях понижен, и требуется их пополнение, необходимо разобраться, что нужно аккумулятору: электролит или дистиллированная вода.
Можно ли доливать электролит вместо дистиллята и наоборот?
Электролит и дистиллированная вода не являются взаимозаменяемыми субстанциями.
Если потребовалось залить дистиллят, пополнять АКБ нужно только им. Заменять его нельзя. Это неизбежно сократит срок службы батареи.
Если потребовалось залить электролита, пополнять АКБ нужно исключительно электролитом.
Электролит в АКБ – это смесь дистиллята и серной кислоты (в соотношении 65-35 %). Основное назначение раствора – подвести ток в момент включения двигателя и поддерживать работу автомобиля с отключенным двигателем (музыка, свет, и др.).
Смесь способна накапливать энергию и передавать электрический ток все время эксплуатации. Изготавливают ее в заводских условиях, но возможно самостоятельное приготовление.
Итоговая плотность продукта, которая даст возможность полноценно работать батарее по своему назначению 1,27 г/см3. То есть электролит и дистиллят – это два совершенно разных вида. Объединяет их только то, что вода — неотъемлемая часть электролита.
Если плотность не будет в норме, то это приведет к проблемам в эксплуатации АКБ следующего типа:
Как определить, что необходимо?
Для точного определения, какую жидкость залить в батарею, необходимо провести диагностику. Заключаться обследование будет в выявлении причин, по которым уровень жидкости может быть снижен.
Причин может быть несколько.
Выплескивание электролита или его утечка
В этом случае нужно доливать исключительно электролит. При замене его на дистиллят плотность готовой смеси ощутимо снизится.
АКБ будет быстро разряжаться и не сможет полноценно выполнять свои функции по накоплению и передаче электрической энергии. Срок его службы значительно сократится.
Перебор воды в аккумуляторной батарее при эксплуатации в зимний период приведет к замерзанию воды и образованию наледи в верхних слоях. Это негативно скажется на работе батареи и выведет ее из эксплуатации.
Выкипание дистиллята
В этом случае нужен исключительно дистиллят. При постоянной эксплуатации автомобиля в условиях высокой температуры вода, находящаяся в составе электролита, неизбежно выкипает. В аккумуляторе снижается уровень. Доливая электролит, автоматически повышается плотность итоговой смеси.
В такой ситуации пластины сепаратора будет подвержены сульфатизации (появлению кристаллизационного осадка на металлической поверхности пластин) и их срок эксплуатации сократится ввиду быстрого износа.
Определение причины уменьшения уровня электролита заключается в измерениях его плотности. Выполнять измерение рекомендуется при температуре 15С. Замеры производить нужно во всех банках аккумулятора по отдельности. Измеряют ареометром.
Его можно относительно недорого приобрести в магазине, или взять в пользование в автосервисе:
Как определить необходимое количество для АКБ?
Понять, какое количество нужно для пополнения смеси электролитом (при условии, что нужен именно он) или дистиллированной водой (в аналогичном случае) можно следующими способами.
Визуально
На корпус батареи производитель наносит специальные «риски» min – max. Именно по отметкам на АКБ можно ориентироваться сколько требуется (и чего именно) добавить в смесь. Производя заливку, надо следить, чтобы требуемое количество была добавлена выше минимальной отметки, но ниже максимальной.
Если отметок на корпусе нет, то нужно доливать так, чтобы металлические пластины были покрыты на 1-1,5 см.
Инструментально
Существуют специальные мерные трубочки, с помощью которых можно замерять уровень электролитической смеси.
При отсутствии прибора можно использовать любую стеклянную или пластиковую палочку. Подойдет палочка длиной 20-25 см, толщиной 5-7 мм.
Открыв все банки, в каждой по отдельности нужно замерить уровень. Для этого опустить трубочку до упора и поднять ее. На ней четко будет видно, сколько смеси в банке АКБ.
Доливать нужно до того момента, как уровень будет определяться в высоту 1,5-2,0 см. Если дистиллированная вода долита до нужного уровня, плотность электролитической смеси восстановится в первоначальные параметры 1,27 г/см.куб. Это необходимо для обеспечения полноценной работы АКБ.
В видео подробная информация о том, как измерить уровень электролита в аккумуляторе:
Заключение
Если уровень ощутимо понижен и не достигает отметки min, здесь нужно решать, чем пополнить оставшуюся смесь. В 95% случаев АКБ пополняют именно дистиллятом, хотя допускаются варианты. Правильное решение сможет продлить жизнь батареи, доведя ее параметры до заводских. Ошибка приведет к выводу ее из пользования.
Ввод в эксплуатацию сухозаряженного автомобильного аккумулятора
Сухозаряженными считаются аккумуляторы, внутри которых отсутствует жидкая среда.
В торговую сеть поступают батареи двух видов:
Такой источник энергии сразу после покупки нельзя ставить на автомобиль, его нужно предварительно подготовить и ввести в эксплуатацию.
Особенности такого аккумулятора
Многие автовладельцы не раз слышали о сухозаряженном аккумуляторе, но далеко не все представляют, что это такое. По своей конструкции, принципу действия и внешнему виду данные устройства ничем не отличаются от других разновидностей АКБ.
В настоящее время спрос на данный вид батарей растёт. И в первую очередь это обусловлено продолжительностью срока хранения, а также удобством транспортировки. Ведь внутри герметичного корпуса нет жидкости, лишь особым способом отформатированные и заряженные непосредственно на производстве пластины. А следовательно, вытекать и испаряться нечему.
После сборки устройство плотно закрывают герметичными пробками, полностью исключающими попадание внутрь корпуса влаги и воздуха. Только в этом случае его функциональность не пострадает до начала эксплуатации.
Основные преимущества сухозаряженных АКБ:
Есть, конечно, и недостатки, как у любого другого оборудования:
Как зарядить
Электроды этой разновидности аккумуляторных батарей ещё на производстве получают необходимый заряд, который способен сохраняться в течение года, если не нарушена герметичность корпуса. Но для применения устройства по назначению сначала необходимо заполнить его жидкостью. Тогда сухозаряженный аккумулятор превратится в обычный свинцово-кислотный, а большинство водителей со стажем знает, как его зарядить.
Итак, приступим к одному из подготовительных этапов, который необходим для приведения АКБ в рабочее состояние:
АКБ всегда будет нуждаться в зарядке в следующих случаях:
Если после окончательного заполнения аккумуляторной батареи электролитом выяснится, что рабочее напряжение ниже 10,5 В, то её следует немедленно вернуть в торговую сеть, где она приобретена. С такой низкой величиной одной из основных характеристик устройство просто непригодно к эксплуатации.
Что заливать
Мы уже разобрались, что эти специфические устройства для авто, удобные во многих отношениях, нельзя сразу эксплуатировать из-за отсутствия в них жидкообразного наполнителя. А что можно и нужно заливать в аккумулятор сухозаряженного вида, чтобы привести его в работоспособное состояние?
Как уже упоминалось выше, данный вид батарей, с точки зрения конструкции и принципа действия, ничуть не отличается от привычных всем свинцово-кислотных. Следовательно, и заполнять его нужно точно так же электролитом.
Электролитный раствор в готовом виде продаётся в торговых сетях. Важно определиться с необходимым объёмом, который зависит от ёмкости АКБ: чем она выше, тем больше потребуется жидкости.
Также раствор можно приготовить самостоятельно даже в домашних условиях, имея в наличии концентрированную серную кислоту и дистиллированную воду. Электролит – это не что иное, как растворённая в воде кислота, но в строго определённой пропорции.
Нельзя готовить раствор на основе обычной воды – в ней содержатся различные примеси, способные вступать во взаимодействие как с самой кислой средой, так и с материалом пластин. А это прямой путь к сокращению жизненного цикла батареи в разы.
Дистиллированная вода же проходит специальную очистку и полностью лишена сторонних включений.
Правила подготовки электролита своими силами:
Готовить электролит следует той плотности, которая является оптимальной для условий эксплуатации вашего аккумулятора.
Подготовку электролита следует осуществлять исключительно при положительных температурах.
Как правильно заливать электролит
Чем заправлять сухие аккумуляторы для авто, разобрались, теперь рассмотрим, как это правильно сделать:
Можно ли заряжать такой аккумулятор
Купив аккумулятор специфического типа, не каждый знает, как с ним правильно обращаться. Кто-то может вдохновиться покупкой в интернет-магазине, обратив внимание на довольно низкую стоимость для такого устройства. Да, заряжать его можно, но всё дело в том, что сухозаряженная АКБ не готова сразу к установке и эксплуатации:
Вот поэтому так называемые сухие аккумуляторы, зарядка которых не допустима при отсутствии внутри жидкой среды, и стоят значительно дешевле.
Как правильно заряжать
Если на этапе ввода в эксплуатацию выяснилось, что напряжение сухозаряженного аккумулятора после его заполнения электролитом ниже 12,5 В, то надо провести мероприятия по восстановлению его заряда. Что для этого необходимо сделать? Порядок действий таков:
Как долго заряжать аккумулятор
Время, которое требуется для полной зарядки сухого аккумулятора, всецело зависит от срока его хранения с даты изготовления до момента ввода в эксплуатацию. Средняя продолжительность процесса такова:
Эксплуатация сухозаряженного автомобильного аккумулятора
После проведения мероприятий по подготовке аккумулятора этой разновидности к работе, он превращается в обычный свинцово-кислотный обслуживаемого типа. Следовательно, основные эксплуатационные правила остаются:
Хранение и срок службы
Устройства, не заполненные электролитом, что иначе значит сухозаряженные аккумуляторы, в настоящее время приобретают всё больший спрос у владельцев торговых сетей. Такая тенденция в первую очередь обусловлена возможностью их хранения на протяжении десятков лет. Некоторые модели могут находиться на складах даже по 20–30 лет без утраты функциональности, но в случае целостности заводской герметичной упаковки.
Увеличение срока хранения стало возможным благодаря отсутствию в них жидкой среды, что практически полностью останавливает явление саморазряда и в дальнейшем разрушение пластин. Конечно, этот срок во многом определяется и условиями хранения:
Что касается жизненного цикла сухозаряженного аккумулятора после ввода его в эксплуатацию, то он так же, как и у обычного свинцово-кислотного, зависит от следующего:
Сухие АКБ служат примерно от 4 до 7 лет – всё определяется тем, насколько владелец будет её грамотно эксплуатировать.
Что лучше доливать в АКБ: воду или электролит?
Правильный уровень электролитической жидкости во много определяет срок службы аккумулятора. Но следить нужно и за уровнем, и за плотностью раствора серной кислоты. В статье мы ответим на вопрос, что заливать, как отличить дистиллированную воду от обычной, чтобы своими действиями не сократить ресурс АКБ.
Почему АКБ нуждается в обслуживании?
Электролит — смесь серной кислоты и дистиллированной воды, которая вступает в химическую реакцию с активной массой отрицательных и положительных пластин. При разряде свинцово-кислотного аккумулятора из электролитической жидкости расходуется серная кислота и вода, в результате чего снижается плотность электролита. При обратном процессе, когда аккумулятор заряжается, количество свинца на электродах может снизиться настолько, что внутри батареи начинает преобладать процесс электролиза воды. Описанное выше «кипение» возникает при перезаряде аккумулятора, а результатом выделения газообразного водорода и кислорода становится повышение плотности электролита.
Перезаряд опасен не только выкипанием воды, но и взрывом образующихся внутри корпуса аккумулятора газов. Поэтому нужно следить за исправностью системы зарядки автомобиля. В случае заряда от внешнего устройства следует приоткрутить сервисные пробки и правильно выставлять ток зарядки.
Подготовленный материал главным образом относится к малосурмянистым свинцово-кислотным аккумуляторам (Sb/Sb). АКБ такого типа из-за невысокой стоимости получили наибольшее распространение, но владельцам стоит помнить о недостатках: высокий саморазряд и снижение плотности вследствие вскипания воды. Некоторые кальциевые аккумуляторные батареи (Ca/Ca) также нуждаются в плановом обслуживании, что обязательно указывает производитель в инструкции по эксплуатации.
В каких случаях следует долить электролит?
Измеряем плотность и уровень электролита
Чтобы понять, вашему аккумулятору нужна вода или электролит, важно правильно определить уровень жидкости и плотность внутри каждой банки. Уровень электролита не должен опускаться ниже верхней границы пластин. Для его визуальной проверки достаточно открутить сервисные пробки.
Шаг второй – измерение плотности. На полностью заряженном аккумуляторе плотность электролитической жидкости с температурой +20 °С должна составлять 1,27-1,29. Измерения проводятся специальным прибором – ареометром. Плотность зависит от температуры электролитической жидкости, поэтому при самостоятельной проверке в условиях, разнящихся с эталонными, следует пользоваться корректирующей таблицей. Суть диагностики в том, чтобы набрать небольшое количество электролита из каждой банки, после чего оценить плотность по шкале на поплавке.
При продолжительном простое в разряженном состоянии аккумулятор следует заряжать малым током (5-7% от емкости). Большой ток зарядки приведет к реакции сульфатации. Даже при полной зарядке АКБ больше не будет соответствовать своим пусковым и емкостным характеристикам.
При сульфатации даже в заряженном состоянии плотность может не подняться выше 1,20. Такие изменения часто вводят автовладельцев в заблуждение, заставляя доливать корректирующий электролит, что неправильно. Сначала нужно провести детацию пластин. Определить можно по белому налету на пластинах.
Если реакция детации отсутствует, то показатель ниже 1,27 говорит о необходимости заливки корректирующего электролита. И наоборот, если плотность выше, следует долить в аккумулятор воды.
Выбор дистиллята
Если заправить аккумулятор обычной водой (в том числе и собранной дождевой), активная масса пластин очень быстро придет в негодность. Чтобы продлить срок эксплуатации аккумулятора, используйте только качественную дистиллированную воду. Для проверки качества учитывайте простейшие характеристики дистиллята:
Видео:КАК ДОЛИВАТЬ ЭЛЕКТРОЛИТ ИЛИ ВОДУ В АККУМУЛЯТОР | ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Соотношение электролита к воде
Чтобы получить 1 литр электролитической жидкости плотностью 1,27-1,28, следует смешать 0,772 л корректирующего электролита и 0,295 л дистиллированной воды. При нормальной эксплуатации испаряется только вода, поэтому доливать электролит вместо дистиллята нельзя. Чтобы не ошибиться с плотностью, обслуживание проводят только после полной зарядки аккумулятора.
Перелив воды, при котором плотность опускается на уровень 1,26, считается некритичным. При снижении этой границы уже необходимо откачать часть жидкости, довести плотность до заводской, долив корректирующий электролит.
Меры предосторожности
Все действия с раствором серной кислоты и воды проводят в плотных резиновых перчатках. Не допускайте попадания электролита на оголенные участки кожи и слизистые оболочки. Помните о том, что раствор крайне агрессивен и к лакокрасочному покрытию автомобиля. При попадании на ЛКП обязательно промойте участки очистителем и большим количеством воды.
Правила ввода в эксплуатацию сухозаряженных АКБ
В непростых отечественных условиях частая смена аккумулятора – довольно распространённое явление, которое зачастую даже не зависит от аккуратности автовладельца. И каждый раз он оказывается перед сложным выбором, ведь типов и моделей АКБ существует немало. Сегодня мы поговорим о сухозаряженных батареях, об их достоинствах и недостатках, особенностях ввода в эксплуатацию.
Что означает термин «сухозаряженный аккумулятор»
Данная разновидность автомобильных батарей названа так по причине отсутствия электролита при поступлении автоаксессуара в торговую сеть. Технологически изготовление сухозаряженных АКБ означает, что пластины батареи заряжаются прямо на заводе, после чего она герметизируется и отправляется на склад готовой продукции. Стоимость такого изделия начинается от 1500 рублей.
Сухозаряженные аккумуляторы относятся к свинцово-кислотной разновидности, всё ещё остающейся самой массовой. Это означает, что перед установкой в автомобиль в них необходимо залить электролит и выполнить зарядку. Раствор кислоты можно приобрести в любом автомагазине или приготовить самостоятельно из дистиллированной воды и концентрированной серной кислоты.
В чём заключается основное достоинство этой разновидности АКБ? В том, что её можно хранить намного дольше обычных батарей перед началом использования. Процесс саморазряда здесь минимизирован по причине очень низкой скорости химических реакций (из-за отсутствия основного катализатора – электролита).
Сроки хранения и годности сухозаряженных аккумуляторных батарей
Практическое отсутствие химических реакций предполагает, что пластины сухозаряженной батареи не разрушаются, поэтому даже отсутствие электролита не сказывается на их состоянии – ведь корпус таких АКБ полностью герметичный, доступа воздуха и влаги извне нет. В результате срок хранения таких аккумуляторов в идеальных условиях (например, в отапливаемом складе) составляет несколько десятков лет без серьёзных последствий для источника питания. Но не следует путать срок хранения со сроком годности. Сколько может храниться сухозаряженный аккумулятор до начала эксплуатации? Эксперты говорят о сроке годности порядка 7 лет, после чего АКБ будет всё ещё пригодна к эксплуатации, но её ресурс с годами будет истощаться.
Для АКБ без электролита важно соблюдать правильные условия хранения – в месте, которое исключает попадание на корпус прямых солнечных лучей, и только в вертикальном положении, несмотря на отсутствие электролита, при плотно закрученных пробках.
Правильный ввод в эксплуатацию
Сухозаряженные батареи не пригодны для установки в транспортное средство сразу после приобретения. Этот фактор часто приводит к выбору в пользу обычных АКБ. Но не всё так плохо, ведь и стандартный кислотный аккумулятор перед эксплуатацией рекомендуется зарядить.
В нашем случае перед вводом сухозаряженного аккумулятора в эксплуатацию его нужно заправить электролитом, и только потом приступить к его зарядке. Для этого нам понадобятся:
Если вы готовите раствор самостоятельно, обязательно используйте СИЗ – очки, перчатки, фартук. Помните, что серная кислота – химически активная жидкость. Нельзя допускать её попадания на открытую кожу, недопустимо также вдыхать пары этой жидкости.
Те же требования по безопасности нужно соблюдать и при заливке электролита в сухозаряженную АКБ, которую следует проводить при комнатной температуре. Нарушение температурного режима чревато изменением плотности электролита, что скажется на условиях эксплуатации батареи.
А теперь рассмотрим, как правильно осуществлять первичную заливку электролита в сухозаряженный аккумулятор:
Как правильно заряжать сухозаряженный аккумулятор
Многие автолюбители сомневаются, нужно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор после заливки раствора серной кислоты. Что же, теоретически вы заливаете электролит нужной плотности, то есть вроде бы подзарядка и действительно не нужна. Но, как мы знаем, теория и практика далеко не всегда идут рука об руку.
В нашем случае после заливки электролита батарее нужно дать порядка двух–трёх часов, чтобы между двумя компонентами АКБ, электролитом и пластинами, началась химическая реакция. При этом уровень жидкости может уменьшиться, как и его плотность. Поэтому по прошествии указанного времени опять проверяем уровень и доливаем электролит в случае необходимости. После этого нужно измерить ареометром плотность раствора, и если она снизилась по сравнению с изначальной, процедура подзарядки действительно потребуется.
Но нужно понимать, что первичная зарядка сухозаряженного аккумулятора ничем не отличается от процедуры, применяемой в отношении обычных аккумуляторов.
Итак, рассмотрим процедуру первой зарядки батареи сухозаряженного типа перед вводом её в эксплуатацию:
Предлагаем вашем вниманию таблицу, в которой приведены значения напряжения и плотности электролита в зависимости от уровня заряженности АКБ:
Уровень заряженности, % | Напряжение на клеммах, В | Плотность электролитического раствора, г/см 3 |
100.0 | 12.65 | 1.27 |
94.0 | 12.60 | 1.26 |
87.6 | 12.55 | 1.25 |
81.0 | 12.49 | 1.24 |
75.0 | 12.43 | 1.23 |
69.0 | 12.35 | 1.22 |
62.6 | 12.30 | 1.21 |
56.0 | 12.25 | 1.20 |
50.0 | 12.18 | 1.19 |
44.0 | 12.13 | 1.18 |
37.6 | 12.05 | 1.17 |
31.0 | 12.00 | 1.16 |
25.0 | 11.95 | 1.15 |
19.0 | 11.89 | 1.14 |
12.6 | 11.83 | 1.13 |
6.0 | 11.75 | 1.12 |
0.0 | 11.70 | 1.11 |
А теперь приведём таблицу соответствий ёмкости аккумуляторов примерному количеству электролита для заливки:
Объём электролита, л | Ёмкость батареи, А/час |
10 и более | 190 |
4.75 | 90 |
4.00 | 75 |
3.00 | 60 |
2.50 | 55 |
Если вы только приобрели сухозаряженную батарею, категорически недопустимо выполнять её зарядку без заливки электролита – тем самым вы её выведете из строя без возможности восстановления.
Инструкция по обслуживанию сухозаряженных аккумуляторов
Изначально САКБ отличается от классического аналога отсутствием в корпусе электролита, но поскольку перед установкой в автомобиль вы восполняете этот пробел, в дальнейшем соблюдение правил эксплуатации такой батареи ничем не отличается от привычной инструкции:
При выполнении этих несложных рекомендаций ваш аккумулятор прослужит максимально долго.
Критерии выбора сухозаряженных АКБ
Чтобы не ошибиться с выбором аккумулятора сухозаряженного типа, придерживайтесь следующих правил:
Достоинства и недостатки сухозаряженных АКБ
Если среди автомобилистов САКБ распространены пока ещё слабо, то владельцы мототехники и специальных ТС используют подобные источники питания весьма активно. Обычно их приобретают в тёплое время года. Для конечного потребителя возможность длительного хранения батареи преимуществом не является – эта особенность важна в первую очередь для производителей и позволяет уменьшить издержки. Впрочем, если вам нужен аккумулятор «про запас», то сухозаряженный вариант является в этом плане идеальный выбором.
Рассмотрим, чем отличается сухозаряженный аккумулятор от обычного. В плане хранения преимущества здесь очевидны – САКБ практически не требует никаких усилий со стороны автовладельца – её не нужно периодически подзаряжать, доливать электролит. Стоит такая батарея меньше классических аналогов, даже с учётом приобретения электролита (это примерно 300 рублей). Транспортировать такой аккумулятор тоже удобнее – отпадают опасения, что химически активный электролит прольётся, испортив всё вокруг.
Главным же недостатком сухозаряженной батареи считается большая сложность ввода в эксплуатацию из-за необходимости разгерметизации и заливки раствора кислоты. Впрочем, эти операции не так уж сложны, да и временные затраты на них относительно небольшие.
Но ответ на вопрос, какой аккумулятор лучше, классический залитый или сухозаряженный, оставим нашим читателям.
Им был бы также интересен опыт коллег, уже использовавших батарею этого типа, так что делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье.