что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

Публикации

Симптомом появления в России абсолютной монархии стала ориентация на бюрократический аппарат и регулярную армию. Расширение этих институтов настолько серьезно ограничило права привилегированных классов, что прикрепление дворянства к государственной службе получило сравнение с крепостным правом. О школьной повинности, запрете заводить семью и появлении нового сословия — «шляхетства» — рассказывает в десятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Вступление на российский престол Петра I и особенно его радикальные реформы знаменовали собой установление в России абсолютизма. Период сословно-представительной монархии закончился. Перестали созываться Земские соборы и, по воле царя, прекратила свою работу Боярская дума.

Вместо этих институтов абсолютная монархия создала себе новые опоры: мощный разветвленный бюрократический аппарат и регулярную армию. И там и там на государственной гражданской и на военной службе понадобилось большое число служащих. Естественно, что в этой роли могли выступить, прежде всего, дворяне, которые ранее так и назывались «служилыми людьми».

Поэтому царь-реформатор и находил себе социальную опору в лице класса дворян-помещиков. Поскольку государственный аппарат при Петре I значительно разрастается, а создаваемые регулярные армия и флот остро нуждаются в большом числе офицеров, то царю для заполнения вакансий нужны были все дворяне, в буквальном смысле ВСЕ (а практика покажет, что и этого будет недостаточно).

Но дворяне далеко не все рвутся на службу. А некоторые указы Петра I способствуют укреплению этой тенденции уклонения от государевой службы. Так, дворянские поместья становятся наследственной собственностью помещиков, т.е. приравниваются по своему правовому статусу к боярским вотчинам.

Стало быть, это уже не условное временное землевладение, предоставляемое за службу и только на период службы, а родовые наследуемые земельные угодья. Прямая зависимость между получаемой землей и государевой службой исчезает. Каждый дворянин мог беззаботно посвятить себя любому другому делу, имея достаточный доход со своего имения.

Но Петр I, остро нуждавшийся в служивых людях для масштабного государственного и военного строительства, к тому же вёл войны за выход к Балтийскому и Черному морям, он создавал империю. А для непрерывных войн опять-таки очень нужны были все новые пополнения офицеров. И Петр I решает проблему прямо и жестко, обязав всех дворян служить государству. Он считал, что такое решение будет справедливым за все предоставленные им привилегии и широкие права.

Разумеется, это стало серьезным ограничением прав дворянства, которое на предыдущем этапе истории уже «расслабилось» и не выглядело таким дисциплинированным и отмобилизованным как при Иване III и Иване IV. И вот теперь их снова поставили в строй.

Но отныне дворяне не просто время от времени и по мере необходимости должны были являться на службу в качестве воинов, а постоянно служить в регулярных войсках. Причем молодые дворяне не получали сразу офицерских званий: перед этим они должны были пройти полностью солдатскую школу рядовыми в гвардейских полках.

Вменив в обязанность дворян обязательную службу государству, Петр I на этом не остановился. Подневольная служба ведь всегда не очень качественная служба. И он выпускает указ о единонаследии, согласно которому каждый помещик мог оставлять в наследство свое поместье только одному сыну.

Это было тоже серьезное ограничение прав дворян: какая же это собственность, если собственник не может распорядиться ею по своему усмотрению?! Но государство при Петре I смело вмешивается во все сферы жизни, часто не считаясь с правовым обоснованием подобного вмешательства.

Указ о единонаследии имел целью вынудить всех остальных сыновей помещика, кроме наследника, добывать себе средства существования иным способом. А их уже ждали в воинских частях, канцеляриях и на кораблях.

Кроме службы рядовыми солдатами в гвардейских полках, офицером можно было стать, закончив военно-учебное заведение. Но для этого нужно было обладать знаниями, т.е. получить соответствующее предварительное образование. А вот с этим во многих помещичьих семьях было не очень хорошо.

Проще говоря, ленились дворянские недоросли, не утруждая себя учебой. Да и потребности в образовании они не ощущали. И тогда Петр I своими указами вторгается уже в совсем интимные сферы человеческой жизни: необразованному дворянину запрещалось жениться и заводить семью. Еще одно ограничение прав дворян. Для них появилась школьная повинность.

Экзамены мог принимать и сам царь. Для этого он время от времени устраивал смотры и взрослых дворян, и недорослей. Известно, что в 1704 году он лично просмотрел в Москве 8 000 созванных туда дворян и сам распорядился о судьбе каждого. В принудительном порядке сыновей дворян отправляли и на учебу за границу.

Таким образом, дворянское сословие оказалось жестко прикрепленным к государственной службе. Намного ли это отличалось от крепостного права?

Петр I сравнял правовые статусы бояр и дворян не только в области поземельных отношений, но и во всех других аспектах. Можно сказать, что он, повышая уровень прав дворян, одновременно лишал некоторых особых прав бояр, и, в итоге такого встречного движения, их статусы встретились, и два сословия слились в одно.

Петр I называл во всех документах это новое объединенное сословие «шляхетством». Позднее, при Екатерине II, это слово вышло из оборота, и всех землевладельцев-феодалов в России стали называть дворянами. Бывшие бояре превратились в высший слой дворянства, составляя его аристократическую прослойку. Принадлежность к этому слою не давала никаких особых прав и привилегий, кроме того, что это было престижно в высшем свете, т.е. в обществе.

Покончив с местничеством бояр, в пору которого должности раздавались в зависимости от родовитости человека, Петр I столкнулся с чем-то подобным уже среди дворян. Здесь тоже люди начали было считаться своим более древним происхождением. Дворяне, зачисленные в это сословие, скажем, в XV веке, считали, что они должны обладать большими правами, чем те, кто попал в дворяне в XVI или в XVII веках.

Петр I в зародыше подавил эту порочную тенденцию, причем сделал это весьма радикально, введя свою «Табель о рангах». Все должности и чины государственной службы (военной и гражданской) были выстроены по восходящей от 14-го класса до первого — самого высшего. И все служащие начинали службу с низшего 14-го класса совершенно независимо от своей знатности и родовитости.

Карьерный рост зависел исключительно от способностей, усердия и заслуг чиновника и офицера. Поэтому при Петре I до высших званий часто дослуживались талантливые, но неродовитые дворяне. Более того, грамотный и способный человек даже из простого люда, дослужившись до 8 класса, возводился в дворянство.

Это был очень эффективный «социальный лифт», сослуживший хорошую службу в деле отбора способных для государственной службы людей.

Таким образом, только само государство расставляло дворян по ступенькам иерархической лестницы, не обращая внимания на их происхождение. Оно регламентировало всё, вплоть до внешнего вида и одежды дворян и других сословий. Даже количество лошадей в упряжке дворянской кареты зависело от чина ее владельца.

Каждый дворянин должен был одеваться только в европейское платье. Бороду он не имел право носить. А если дворянка, муж которой имел, скажем, чин 8-го класса, отваживалась надеть шляпку, положенную только для 5-го класса, то эта дерзость и непослушание могли иметь серьезные последствия для нее и ее мужа.

Вот так жестко ограничивались права самого привилегированного класса в России. Это, разумеется, не могло нравиться дворянам, однако они терпели, видимо, учитывая особенности императора, который с любым выражением недовольства мог расправиться быстро и беспощадно.

А подтверждение того, что они очень тяготились этими ограничениями в своих правах, мы увидим в следующий период истории, когда при других императорах дворяне постепенно будут освобождаться от оков петровских обязанностей и регламентаций. В своеобразной форме они будут бороться за свою свободу и за расширение своих прав.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 18 сентября

Источник

Положение дворянства при Петре I Великом

Ключевые указы

Указ о единонаследии

Хотя в течение XVII в. произошло сближение поместий и вотчин, и дворяне начали постепенно забывать, что поместья — это не их собственность, а собственность государства, но между ними сохранялись существенные различия. Как указывают историки Б.Н.Миронов и Д.Блюм, сохранялись и юридические, и фактические различия между поместьями и вотчинами: сделки купли-продажи поместий можно было осуществлять лишь с согласия государства, являвшегося их собственником; при этом вотчины стоили дороже, чем поместья; именно в вотчинах, но не в поместьях активно распространялось рабовладение (холопство), а во второй половине столетия появились первые признаки торговли крепостными крестьянами – перемещения крестьян из одной вотчины в другую.

Поэтому указ о единонаследии, принятый в 1714 году и превративший поместья в собственность дворян (которые как отмечал историк В.О.Ключевский: расценили указ именно как превращение поместий в их личную собственность и назвали его «изящнейшим благодеянием») способствовал не только формированию дворянства как самостоятельного сословия, но и, по мнению Н.А.Рожкова, развитию крепостничества. В то же время, по мнению И.Л.Солоневича, важным следствием этого указа, помимо самого факта приватизации поместий, было то, что он фактически отменил необходимость государственной службы дворян, в чем они теперь не имели никакой заинтересованности.

Табель о рангах

Табель о рангах 1722 года в какой-то мере открывала возможности для выходцев из недворянских сословий поступать на службу в качестве чиновников и даже со временем получить дворянский титул. Однако основная масса таких чиновников не дослуживалась до потомственного дворянства и в последующем составила целое сословие – разночинцы. В то же время, отпрыски из знатных семей могли наследовать чины и дворянские титулы своих родителей.

Как пишет Е.В.Анисимов «Нет спора о том, что Табель о рангах открывала путь наверх представителям низших сословий, но она и устанавливала строгий порядок стратификации, четко обозначала границу, отделявшую привилегированный класс от других. Практика прежнего неконтролируемого социального перемещения ушла в историю. Роль, подобную Табели, сыграла и подушная подать. Внесение человека в подушный оклад автоматически означало закрепление его в непривилегированном сословии, делало фактически невозможным смену им социального статуса».

Историк пишет, что указы, принятые в конце царствования Петра I, свидетельствуют о его намерении вообще убрать представителей других сословий из государственного аппарата, оставив в нем одних лишь дворян. Так, Указом от 31 января 1721 года было запрещено определять в секретари учреждений (10-й класс в Табели о рангах) недворян, чтобы они не могли «в асессоры, советники и выше происходить» (соответственно 8-й, 9-й и более высокие классы в Табели о рангах). Исключение делалось только для наиболее талантливых.

Дворянская верхушка, несмотря на ее разводнение в первые десятилетия царствования Петра выходцами из «низов» (в т.ч. фаворитами самого царя и привезенными им иностранцами), по-прежнему в основном состояла из потомственной аристократии. Именно представители старинной знати, по данным В.О.Ключевского (а вовсе не «новые люди» типа Меншикова), составляли от 1/2 до 2/3 состава Верховного тайного совета, фактически правившего страной в течение нескольких лет после смерти Петра I.

Обязательная служба государству

В течение всего царствования Пётр I применял всевозможные меры для того, чтобы силовым способом заставить дворян отбывать государственную и военную службу. В этих целях устраивались всеобщие смотры дворян, составлялись и вывешивались списки «уклонистов», а сами они подвергались штрафам и телесным наказаниям. Однако, по мнению историков Н.И.Павленко и В.О.Ключевского, все эти меры были малоуспешными и не имели большого практического результата как ввиду массовых уклонений дворян, так и ввиду широко распространившегося формального подхода к отбытию службы. Как пишет Павленко, «принудить всех дворян служить не удавалось и Петру. О невыполнеии царских указов свидетельствует их обилие… Публицист И.Т.Посошков, по его словам, встречал “многое множество здоровых молодиков”, каждый из которых “мог бы один пятерых неприятелей гнать”, но они вместо службы в армии, пользуясь покровительством влиятельных родственников, пристраивались на доходные места в гражданской администрации и “живут у нажиточных дел”».

Изменение культуры

Внешний вид

Но при Петре ношение иностранной одежды дворянами стало по существу обязательным, равно как и бритье бороды и усов, которые ранее были неотъемлемой частью русского быта вообще и быта русского дворянства в частности. Любой дворянин, едва только замысливший нарушить запрет Петра I и отпустить бороду или одеть какой-либо элемент традиционной русской одежды, рисковал стать посмешищем и изгоем, а в случае особого упорства угодить на каторгу.

Образование и воспитание

Таким образом, эти указы насаждали новый стиль одежды и новые обычаи только среди дворян, способствуя формированию в их среде новой культуры, резко отличавшейся от культуры подавляющего большинства населения (дворянство составляло 1-1,5% населения России). Этому же способствовало насаждение Петром I использования в обороте иностранных слов, в изобилии встречавшихся в каждом его указе и распоряжении, которые были непонятны для широкого слоя людей, но понятны для узкого круга столичного дворянства. Наконец, особую роль в этом играло иностранное обучение и воспитание – дворяне принуждались к тому, чтобы направлять своих детей для обучения за границу, где они приобретали иностранные обычаи и привычки, а также к тому, чтобы привлекать для их воспитания с самого раннего детства иностранных гувернеров.

Источник

Почему Пётр I запретил жениться необразованным дворянам

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

Эпоха Петра Великого ознаменовалась множеством реформ и новых законов. Некоторые из них на первый взгляд могут показаться странными, но при детальном рассмотрении становится ясно — рациональное зерно в них есть. Одним из таких законов был запрет для необразованных дворян на вступление в брак.

20 января 1714 Петром был издан указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы. По распоряжению императора юные дворяне отправлялись на обучение за границу за счёт государства. В России, на тот момент, катастрофически не хватало образованных кадров – управленцев, военных, государственных деятелей.

В 1722 году, Пётр издает ещё один указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы, а про нарушивших указ сообщалось в Сенат. Документ был направлен против дворянских семей, которые не желали отдавать своих наследников на государственную службу.

В документе подход императора обосновывается, тем что нельзя женить людей, негодных «ни в какую науку и службу», наследники таких родителей вряд ли будут полезны для государства. Также в указе запрещается женить психически больных и умалишённых. Отстранялись от государственной службы и управления имениями люди, не имеющие способностей к административной деятельности.

Коснулись реформы брака и военного сословия. Регламент об управлении Адмиралтейства и флота от 1722 года запрещал гардемаринам жениться без указа вышестоящего начальства. Если офицер все же женился, то его наказывали 3 годами каторги. Также существовало возрастное ограничение: в Адмиралтейской коллегии запрещалось жениться раньше 25 лет. Проверялись также документы и свидетельства о рождении, чтобы избежать их фальсификации.

Император полагал, что офицер флота, на обучение которого расходовались большие средства, выделенные государством, сперва должен сформироваться как личность, быть хорошим специалистом и послужить Родине как военный, чтобы принести пользу стране. Брак и личные интересы военный должен ставить на второе место.

Также военное законодательство при Петре снизило ответственность отца, в случае зачатия незаконнорожденного ребёнка. В петровском воинском уставе, говорилось, что неженатый мужчина должен вступить в брак с беременной или родившей женщиной, если ранее он ей супружество обещал. Если нет – то служивого человека нельзя было принудить к женитьбе. В таком случае, «провинившийся» оплачивал штраф в пользу государства.

Жениться по любви

Император Пётр был противником браков по принуждению, поэтому издал указ 22 апреля 1722 года, где обязал Сенат и Синод запретить практику договорных и принудительных браков. В первую очередь, это коснулось дворянских семей, где родители и опекуны молодых вынуждали их вступать в брак. Это также коснулось крестьянства России, до этого помещики женили своих крепостных крестьян, без каких-либо ограничений со стороны государства.

Этот законодательный акт оспаривался в Сенате и не одобрялся элитой. Недовольство вызывал пункт, касающийся зависимых крестьян. Пётр Великий не принял во внимание мнение сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты.

Естественно, чтобы преобразовать правила вступления в брак, Петру было необходимо вмешаться в церковные дела. Семейное право полностью находилось в юрисдикции Церкви. Первое преобразование императора – изменение характера процедуры обручения. Церковь превратила этот обряд в обязательное священнодейство.

Обручение до реформы выполняло функцию нерасторжимого договора между семьями жениха и невесты. Его проводили родные или опекуны, часто обручали совсем маленьких детей. В 1702 Пётр запретил выплачивать неустойку за несостоявшийся брак, это лишило обручение имущественного аспекта и упростило жизнь молодым людям.

Изменился и срок обручения – при Петре оно могло состояться не ранее чем за 6 недель до свадьбы. Разрешалось расторжение помолвки, если жених и невеста не видели друг друга раньше, а при встрече друг другу не приглянулись. До реформы, были распространены подмены на смотринах, то есть родственники заменяли некрасивую или больную девушку на её красивую служанку или сестру.

Возраст для женитьбы был прописан в указе о единонаследии 1722 года. Жениться запрещалось до 20 лет, девушки могли выйти замуж только после 17. Самым важным, было согласие на женитьбу молодых, а также их родителей или опекунов.

В указе 1924 года говорится, что родителям запрещено принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием молодых близкие должны были поклясться, что они не заставляют детей жениться или выходить замуж. Если этот запрет нарушался, то за ним следовало покаяние.

Источник

Почему Петр I запрещал необразованным жениться

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

20 января 1714 года Петр I своим указом запретил жениться дворянским детям, не получившим государственного образования

Период реформ царя Петра I знаменит не только появлением у России передовых на тот момент армии и флота, коренной перестройкой государственного аппарата. Важнейшим механизмом, который позволил первому российскому императору добиться своих целей, стало прикрепление дворян, выполнявших роль служилого сословия, к воинской и гражданской службе: это определял изданный в 1701 году царский указ о пожизненной службе. Но одного прикрепления было мало, еще нужно было, чтобы служилые люди получили достаточное образование. И это тоже стало одной из главных целей царя-реформатора. Он желал добиться, чтобы каждый молодой дворянин в России получил хотя бы минимально необходимое образование. Решение именно этой задачи и преследовал царский указ от 20 (31 по н. ст.) января 1714 года, который запретил дворянским детям жениться, если они не обучены арифметике и геометрии.

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

Г.Кнеллер. Портрет Петра I

«Невольно будет жениться»

Официально этот указ назывался «О посылке во все губернии из школ математических по несколько человек для учения дворянского чина детей арифметике и геометрии». Текст этого документа был коротким, всего два предложения. Первое требовало «послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Если перевести на современный русский язык тяжеловесные обороты начала XVIII столетия, получится следующее. Царский указ требовал, чтобы учителя были отправлены в каждую из восьми существовавших тогда губерний России — то есть таких учителей было как минимум два десятка. Этим преподавателям предстояло учить не только детей дворян, но и «приказных людей», то есть неродовитых подданных, которые несли государственную службу в разного рода учреждениях (приказах). Что касается однодворцев, то это было особенное сословие, которое и без того находилось на государевой службе. Именно однодворцы обеспечивали безопасность южных границ страны: несли военизированную охрану на так называемой Украинской линии, прикрывавшей южную Россию от атак крымских татар, и на Северном Кавказе.

Второе предложение знаменитого царского указа требовало «для того о том к архиереям послать, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Это значит, что без разрешения школьных учителей, отправленных в губернии, архиереи не могли выдавать особые документы — венечные (венчальные) памяти, они же указы о повенчании. Эти бумаги в петровские времена были обязательным условием для венчания, поскольку именно в них тому или иному приходскому священнику предписывалось произвести венчальный обряд над конкретной парой. Тем самым для молодых дворян и приказных людей возможность завести семью открывалась лишь после завершения обучения или достижения в нем таких успехов, которые гарантировали, что они будут пригодны для воинской или государственной службы.

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

Цифирная школа петровского времени. Современный рисунок

Рубль за разрешение венчаться

Петровский указ неслучайно ограничивал число предметов, которым молодые дворяне и приказные люди должны были научиться до поступления на обязательную службу. Как правило, грамоте и элементарному счету недорослей учили дома. А арифметика и геометрия требовались в то время, чтобы освоить любую воинскую науку, прежде всего артиллерийское и инженерное дело, равно как и тонкости морского дела. Нужны они были и на государственной гражданской службе, прежде всего в сфере гражданского строительства, а также внешней и внутренней торговли, переживавших в петровские времена быстрый расцвет.

Через полтора месяца, 28 февраля (11 марта по н. ст.) 1714 года, появился еще один царский указ, касающийся обучения дворянских и приказных детей — «Об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии, о посылке для того в губернии учеников из математических школ и об учреждении училищ при архиерейских домах и монастырях». Этот документ расширил категории молодых людей, которые обязаны были получить образование, и определил их возраст — от 10 до 15 лет, а с 16 лет начиналась дворянская служба. Кроме того, указ уточнял, что школы для недорослей должны открываться «в архиерейских домах и монастырях», а их учителя трудились исключительно за казенный счет. Брать деньги с учеников они могли только однажды: когда преподаватель собственноручно подписывал письмо, свидетельствующее, что недоросль «науку выучил совершенно», он приобретал право получить с каждого выпускника по одному рублю. Кстати, эти же подписанные учителями письма были единственным документом, дававшим право ученикам жениться и разрешал выдавать им «венечные памяти».

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

Гимназия петровских времен. Гравюра XVIII века

Источник

Статьи

Петровское образование для «недорослей». Никаких свадеб без дипломов

что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Смотреть картинку что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Картинка про что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху. Фото что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху

31 января 1714 года Пётр I издал указ об обучении наукам дворянских детей и запрещении «не постигшим основ знаний» жениться.

При Петре у дворян появилось два обязательных вида службы: военная и учебная. Тут даже трудно сказать, что они считали более обременительным.

Реформы в сфере образования Петру были просто необходимы. Новая страна, новая столица, новые условия жизни, усиление военной мощи требовали от государства специальных подготовленных кадров, которых в стране без развитой системы школ не было.

Указ от 20 (31) января гласил:

«Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Срок обучения был жёстко ограничен возрастом с 10 до 15 лет, так как с 15 лет дворянские дети были обязаны приступить к службе.

Таким образом, среднестатистический недоросль лишался возможности вступить в брак, если не получал необходимого образования. Ведь далеко не всем дворянам хотелось идти учиться, а этот указ практически их к этому вынуждал. Но это была мера необходимая, более того — обязательная и очень важная.

Как писал знаменитый отечественный историк Василий Ключевский:

«Пётр хотел сделать дворянство рассадником европейской военной и морской техники. Скоро оказалось, что технические науки плохо прививались к сословию, что русскому дворянину редко и с великим трудом удавалось стать инженером или капитаном корабля, да и приобретённые познания не всегда находили приложение дома: Меншиков в Саардаме вместе с Петром лазил по реям, учился делать мачты, а в отечестве был самым сухопутным генерал-губернатором. Но пребывание за границей не проходило бесследно: обязательное обучение не давало значительного запаса научных познаний, но всё-таки приучало дворянина к процессу выучки и возбуждало некоторый аппетит к знанию; дворянин всё же обучался чему-нибудь, хотя бы и не тому, за чем его посылали».

Пётр I всё своё правление боролся за то, чтобы приобщить дворян к образованию, светской европейской культуре: открыл школу математических и навигационных наук и многие другие учебные заведения, начал издавать первую печатную газету, способствовал издательству книг. Образование должно было стать массовым явлением. Для этих целей Пётр создал «цифирные школы». Предполагалось открыть по две такие в каждой губернии, обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей предусматривались гарнизонные школы, для подготовки священников — сеть духовных школ. В этом вопросе также был сделано важное преобразование: церковное образование отошло на второй план, а на первое место выступили светские науки.

Пётр создал первую библиотеку и первый музей, Академию наук, активно способствовал организации географических и геологических экспедиций. В общем, делал всё, чтобы превратить средневековую церковную систему образования и просвещения в светскую и доступную.

Конечно, реформы образования не стояли у Петра на первом месте в приоритетах: военная мощь государства для него была важнее. Поэтому изменения происходили не очень структурно, но сделано было немало. Произошёл серьёзный сдвиг в сторону обмирщения сознания людей (по крайней мере в высших дворянских эшелонах), а в дворянское сословие влились люди из низов — росла социальная мобильность по государственной службе.

Петру и России были нужные грамотные и образованные люди, которые были готовы трудиться на благо родины. Реформы образования позволили их получить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *