что засчитывается в судейский стаж
Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям
Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.
Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.
Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за «общее заболевание» поразило судью – не сообщается.
Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.
В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.
Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.
«В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи».
Закон о статусе судей
Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.
КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.
При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:
1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;
2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.
Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.
Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого «адекватного правового механизма», по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.
Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.
Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. «Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности», – отмечает КС.
«Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью».
В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации». Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как «лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом». Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.
При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.
Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.
Что засчитывается в судейский стаж
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Совета судей РФ от 23 мая 2013 г. № 305 “Об утверждении Положения о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет”
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Председатель Совета | Д.А. Краснов |
Положение
о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение устанавливает:
порядок и условия определения выслуги лет судей.
2. Перечень периодов работы, службы, военной службы, включаемых в выслугу лет судей
2.1. В выслугу лет судей включаются периоды работы судьей, в том числе в Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Суде Евразийского экономического сообщества, Европейском Суде по правам человека, других международных судах.
2.2. В выслугу лет судей также включаются периоды работы, службы на требующих высшего юридического образования:
должностях государственных арбитров;
государственных должностях Российской Федерации;
государственных должностях субъектов Российской Федерации;
должностях федеральной государственной гражданской службы;
должностях государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
государственных должностях федеральных государственных служащих;
государственных должностях федеральной государственной службы;
государственных должностях государственной службы субъектов Российской Федерации;
должностях муниципальной службы;
муниципальных должностях муниципальной службы;
должностях органов местного самоуправления;
должностях прокуроров и стажеров прокуроров;
должностях нотариусов, стажеров нотариусов;
должностях стажеров адвокатов;
должностях в государственных органах;
должностях в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
должностях в научно-исследовательских учреждениях;
должностях в международных, межгосударственных и межправительственных органах и организациях;
должностях в Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Суде Евразийского экономического сообщества, Европейском Суде по правам человека, других международных судах;
должностях сотрудников в органах внутренних дел;
должностях сотрудников в органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации;
должностях сотрудников в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
должностях сотрудников в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
должностях сотрудников в федеральных органах налоговой полиции;
должностях сотрудников в таможенных органах Российской Федерации;
должностях сотрудников в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2.3. В выслугу лет судей также включаются периоды:
на должностях в аппаратах судов, в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и его органах, в органах и учреждениях юстиции, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
на должностях в государственном арбитраже;
на должностях секретарей судебного заседания и секретарей суда до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. № 1368 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации», а также заведующих канцелярией и секретарей коллегии в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции;
в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
в качестве адвоката, помощника адвоката;
в качестве помощника нотариуса;
в качестве стажера судьи;
на должностях руководителей и специалистов юридических подразделений, юрисконсультов, правовых инспекторов в профсоюзных органах и их аппаратах;
на должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г., если переводу на партийную работу предшествовала работа в судах или на должностях по юридической профессии.
2.3.2. Исполнения народным заседателем обязанностей народного судьи по решению правомочных органов.
2.3.3. Службы на должностях в органах и учреждениях прокуратуры, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
2.3.4. Военной службы:
в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
2.4. Кроме того, в выслугу лет судей включается время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если отпуск приходился на время выполнения работы, службы, военной службы в должностях, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 Положения.
2.5. В выслугу лет судей включаются периоды работы, службы, указанные в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего Положения, в государственных органах, иных органах, организациях, учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях СССР, РСФСР и Российской Федерации.
3. Порядок и условия определения выслуги лет судей
3.1. Периоды работы, службы, военной службы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в выслугу лет судей в календарном исчислении, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения.
Действительная военная служба военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов, офицеров, а также время обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования с 1 марта 1993 г. до заключения контракта о прохождении военной службы приравнивается к военной службе по контракту. Действительная срочная военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин, призывавшихся на военную службу, а также время обучения в военно-учебных заведениях до 28 февраля 1993 г. приравнивается к военной службе по призыву.
Периоды военной службы включаются в выслугу лет судьи независимо от времени его увольнения с военной службы, продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем назначения (избрания) судьей, а также места работы во время этого перерыва.
3.3. При определении выслуги лет судей все включаемые в нее периоды работы, службы, военной службы суммируются.
3.4. Документами для определения выслуги лет судьи являются трудовая книжка, военный билет и другие документы, оформленные в установленном порядке.
3.5. Стаж работы судей, дающий право на получение доплат за выслугу лет, исчисленный согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. № 18-А-Р, постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет» и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 4, подлежит пересчету по состоянию на 1 июля 2013 г. в соответствии с разделом 2 настоящего Положения.
В случае если вновь исчисленная выслуга лет судьи для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет окажется меньше исчисленного ранее стажа работы судьи, дающего право на получение доплаты за выслугу лет, в выслуге лет судьи сохраняются периоды работы, службы, военной службы, которые были включены ему в установленном порядке в стаж до вступления в силу настоящего Положения.
Размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет устанавливаются:
3.7. При увеличении стажа работы судьей, дающего право на установление ежемесячной доплаты за выслугу лет в большем размере, издается приказ председателя соответствующего суда, начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации на основании представления кадрового органа.
3.8. Выписки из протокола заседания комиссии об определении выслуги лет судьи и приказа об установлении размера ежемесячной доплаты за выслугу лет (их копии) приобщаются к его личному делу.
4. Заключительные положения
Право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего Положения, предоставлено Совету судей Российской Федерации.
Обзор документа
Утверждено Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за такую выслугу.
В выслугу могут включаться периоды работы, службы, военной службы. Установлен их перечень. Он касается судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, верховных судов республик, судов иных регионов, окружных (флотских), гарнизонных военных судов, районных, городских, межрайонных, специализированных судов (в т. ч. арбитражных), федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов регионов, мировых судей.
Периоды работы, службы, военной службы, в т. ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в выслугу лет по общему правилу в календарном исчислении.
Для определения выслуги используются трудовая книжка, военный билет и другие документы, оформленные в установленном порядке.
Выслуга определяется соответствующими комиссиями после зачисления в штат суда.
В комиссию входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. Состав комиссий формируется из числа судей и федеральных госслужащих соответствующих судов и управлений (отделов) Судебного департамента в регионах.
Решения комиссий оформляются протоколами. На их основе издаются приказы об установлении размера доплаты.
Постановление вступает в силу с 01.07.2013.
Что засчитывается в судейский стаж
3. Определение стажа работы при исчислении размера
выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку,
единовременного пособия членам семей судей
3.1. В стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации (если судья назначен (избран) на должность до 22 октября 2014 г.) для выплаты выходного пособия и единовременного пособия включается время работы:
судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);
в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;
государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.
3.2. В стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации (если судья впервые назначен на должность после 22 октября 2014 г.) для выплаты выходного пособия и единовременного пособия включается время работы:
судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);
в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполнявшим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.
3.3. Время работы на должностях, перечисленных в абзацах 3, 4, 5 пункта 3.1 и абзаце 3 пункта 3.2 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.
Периоды работы на должностях, перечисленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции, в государствах, ранее входивших в состав СССР, засчитываются в стаж работы лицам, ушедшим в отставку с должности судьи Российской Федерации, до 12 декабря 1991 г.
3.4. Для судей, назначенных на должность после 1 июля 2002 г., время работы в должностях, предусмотренных абзацами 3 и 4 пункта 3.1 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 5 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
3.5. Для судей, назначенных на должность после 22 октября 2014 г., время работы в должностях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.2 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
3.6. Гражданам Российской Федерации, замещавшим на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавших на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя назначенных и не назначенных на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 156-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» первоначальных составов судов Российской Федерации, в стаж работы для выплаты выходного пособия включаются периоды работы:
на должностях судей в судах различного уровня и юрисдикции в Союзе ССР, на Украине, в судах, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 26 декабря 2014 года;
на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.
3.7. При наличии перерывов в работе стаж в должности (качестве) судьи исчисляется суммарно, независимо от перерывов, за весь период работы.
Время работы в должности (качестве) судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы для выплаты выходного пособия, единовременного пособия в календарном исчислении.
3.8. Исполнение обязанностей судьи на основании решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации и издания соответствующего приказа о привлечении судьи к осуществлению правосудия сроком до одного года (статья 7-1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации») назначением на должность судьи не является, не влечет за собой прекращения отставки судьи и не может быть включено в стаж работы в должности (качестве) судьи для выплаты выходного пособия.
Продолжение исполнения полномочий судьи до вступления в должность нового судьи (пункт 6 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ) не может быть признано в качестве законного основания, влекущего отказ в выплате выходного пособия.
Однако в случае, если судья воспользовался данным правом, период работы, в течение которого он осуществлял полномочия судьи после их прекращения, не может быть учтен при расчете стажа работы в должности (качестве) судьи для выплаты выходного пособия после исключения его из штата суда.
3.9. Ушедшему или удаленному в отставку судье, который ранее увольнялся с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и из других государственных органов с выплатой установленного законодательством выходного (единовременного) пособия, при исчислении размера выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», период работы в указанных органах не учитывается.
В случае представления сведений о неполучении выходного (единовременного) пособия при увольнении из указанных органов время работы следователем и прокурором в этих органах подлежит включению в стаж работы в качестве судьи для выплаты выходного пособия, единовременного пособия.
3.10. Порядок определения стажа работы судьям военных судов при исчислении размера выходного пособия судьям военных судов и единовременного пособия членам их семей производится применительно к вышеизложенному порядку с учетом особенностей прохождения военной службы судьями военных судов.
Арбитражный суд Республики Хакасия
О суде
Совет судей определил, какой стаж засчитывать судьям для ежемесячной доплаты за выслугу лет
Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет утверждено постановлением Совета судей РФ.
Этот документ устанавливает перечень периодов работы, службы и военной службы, включаемых в выслугу лет судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет, а также порядок и условия определения выслуги лет судей.
В выслугу лет судей включаются периоды работы, службы на требующих высшего юридического образования: должностях государственных арбитров, должностях федеральной государственной гражданской и муниципальной службы, органов местного самоуправления, должностях прокуроров и стажеров прокуроров, должностях нотариусов, стажеров нотариусов, должностях стажеров адвокатов, должностях в организациях, учреждениях, на предприятиях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должностях в научно-исследовательских учреждениях, должностях в международных, межгосударственных и межправительственных органах и организациях, должностях сотрудников в органах внутренних дел, должностях сотрудников в органах и учреждениях Следственного комитета РФ, должностях сотрудников в органах и учреждениях УИС и т. д.
В выслугу лет судей также включаются периоды на должностях в аппаратах судов, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ и его органах, в органах и учреждениях юстиции, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, на должностях в государственном арбитраже, на должностях секретарей судебного заседания и секретарей суда до вступления в силу указа президента РФ от 27 ноября2002 г. № 1368 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации», а также заведующих канцелярией и секретарей коллегии в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката, помощника адвоката, в качестве помощника нотариуса, в качестве стажера судьи, на должностях руководителей и специалистов юридических подразделений, юрисконсультов, правовых инспекторов в профсоюзных органах и их аппаратах, на должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г., если переводу на партийную работу предшествовала работа в судах или на должностях по юридической профессии, исполнения народным заседателем обязанностей народного судьи по решению правомочных органов и т.д.
Кроме того, в выслугу лет судей включается время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если отпуск приходился на время выполнения работы, службы, военной службы в вышеуказанных должностях.
Напомним также, что в апреле этого года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий включение в судейский стаж, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, предшествующего периода работы прокурором, следователем или адвокатом, а также на должностях, требующих высшего юридического образования, в аппаратах судов.