что значит ассистент кафедры
Университетские должности: ассистент, доцент, профессор.
Стандартный путь получения этих должностей:
Преподаватель, только что устроившийся на работу в вуз и не имеющий педагогического опыта, получает должность ассистента. Необходимое требование – высшее образование по специальности. На практике сответствие специальности часто игнорируется.
После защиты кандидатской диссертации преподавателя как правило довольно скоро (через год) переводят на должность доцента. В виде исключения (и реально это редкие случаи) очень опытные преподаватели без степени, но с большим стажем и большим числом научных и учебно-методических работ могут сделать доцентом.
Доктор наук как правило становится профессором при наличии соответствующего стажа и количества работ. В виде исключения (и реально – редкие случаи) профессором может быть кандидат.
Профессорами и доцентами могут быть люди, не имеющие учёных степеней, но являющихся крупными специалистами в данной области.
Особый род халявщиков – спортсмены :-). Мастерам спорта и чемпионам, преподающим на спортивных кафедрах вузов, дают доцентские и профессорские звания без диссертаций.
P.S. Занимаемые должности в вузах – это дело часто политическое. Поскольку зарплата у преподавателей в большинстве случаев мизерная, то повышение в должности – это основной стимул и средство для повышения зарплаты, чтобы преподаватели не сбегали из вузов :-).
Поэтому очень часто в вузах работают и занимают высокие должности люди, которым просто некуда больше идти.
Перевоплощение в преподавателя: всё об учебных ассистентах
Первое положение об ассистентах было принято в 2009 году. Шесть лет назад доверить студентам-активистам подготовку заданий для младших курсов были готовы 50 преподавателей. Сейчас на одном только на факультете права таких помощников несколько десятков. О том, что обычно входит в обязанности учебных ассистентов, как ими становятся и почему с 2015 года их зарплата уменьшилась, рассказала первый заместитель декана факультета права Вера Николаевна Русинова.
Как правило, в обязанности учебных ассистентов входят: методическая помощь любого рода, разработка и проверка работ, помощь в проведении занятий (например, подготовка ролевой игры или дебатов, в том числе, их организация и проведение), проверка эссе, рефератов, тестов, домашних заданий.
Специфика моей работы с учебными ассистентами сводится к тому, что они привлекаются к составлению заданий на английском языке и, кроме того, каждый из них вовлечен в тренировки новых команд для участия в международных конкурсах.
Работа учебным ассистентом многое дает не только самому преподавателю, но и ассистенту. Институт учебных ассистентов помогает поддерживать интерес к уже пройденной дисциплине и дальше развиваться в этом направлении, ведь одно дело – обучаться самому, а другое – обучать других: «Это новый этап интеллектуального развития, и, соответственно, уровень знаний должен быть другим». Работа учебным ассистентом – это возможность взглянуть на процесс преподавания с другой стороны, понять специфику его организации и методики преподавания.
Чтобы стать учебным ассистентом нужно быть отличником по этой дисциплине, быть заинтересованным в изучении предмета или сотрудничестве с преподавателем.
Изначально выбор делает, конечно же, преподаватель, и я думаю, здесь мы все ориентируемся на лучших из лучших.
После того, как студенту поступило предложение от преподавателя, и студент согласился, преподаватель пишет заявку, которая отправляется на рассмотрение ответственным лицам. Раньше одобрением заявок занимался ректорат, но с начала 2015 года все изменилось. Сейчас заявки приходят на каждый факультет отдельно.
Содержательные вопросы решает специальная комиссия, состоящая из преподавателей, которые рассматривают поступившие заявки. Одобряют только те заявки, которые соответствуют целому списку критериев, среди которых: учебная нагрузка самого преподавателя, его научная, публикационная деятельность и многое другое. «Прежде всего, мы исходили из того, что учебные ассистенты направляются в помощь тем преподавателям, которые активно занимаются наукой. Кроме того, приоритет отдавался защитившимся преподавателям».
Раньше была четко установленная сумма выплаты учебным ассистентам, но теперь все поменялось. Сейчас факультету выделяется определенная сумма на эти цели, и, соответственно, чем ассистентов больше, тем меньше будет заработная плата каждого из них: «Впервые наши преподаватели столкнулись с тем, что заявка могла быть не поддержана или поддержана не полностью».
«Весь выделенный нам на один календарный год бюджет был разделен на количество месяцев в году, и таким образом, сразу была зарезервирована и отложена сумма для первого полугодия 2015 года. Сумма выплат учебным ассистентами за 3 и 4 модули была поделена на количество месяцев, которое мы получили сложив сроки всех одобренных заявок. Так была подсчитана нынешняя сумма ежемесячного вознаграждения учебных ассистентов – 4600 рублей». Подчеркну, что в основе расчета этой суммы лежит набор простых математических действий: мы не могли своевольно определить ни больше, ни меньше.
Таким образом, именно эта сумма – 4600 рублей в месяц – будет выплачиваться учебным ассистентами до конца текущего учебного года. Затем в начале следующего года мы снова будем производить калькуляции и подсчитывать, сколько составит ежемесячное вознаграждение ассистентов в первых двух модулях следующего учебного года.
Получается, чем больше заявок поддержит факультет, тем ниже будет вознаграждение каждого учебного ассистента. С одной стороны, мы понимаем, что у некоторых учебных ассистентов действительно высокая нагрузка, и оплата данной деятельности является для них достаточно серьезным фактором. Следовательно, чтобы у студентов не пропал интерес к работе, должен соблюдаться некий баланс между количеством обязанностей и величиной оплаты их труда.
С другой стороны, мы не готовы пойти по пути «один преподаватель – один учебный ассистент.
В то же время позволить себе столько же учебных ассистентов, сколько их было раньше, нам не позволяет сокращение финансирования. Повторю, уменьшение суммы вознаграждения не было каким-то волюнтаристским решением руководства факультета: выделенную ректоратом фиксированную сумму мы разделили поровну между всеми одобренными ассистентами».
О том, что дает студентам работа учебным ассистентом, рассказал студент 1 курса магистратуры Георгий Тюляев.
Почему лично для меня опыт работы ассистентом является ценным? Потому что для студента это, возможно, единственный шанс приобщиться к образовательному процессу не «снаружи» (в качестве обучающегося), а «изнутри» – с позиции преподавателя. Речь идёт уже не об изучения предмета как такового, а о понимании того, как передать знания студентам. Это важно, потому что информация – ещё не знание. Если информация представляет собой лишь совокупность знаков, то обращение её в знание при передаче – работа над произведением искусства. Работа непростая и кропотливая. Работа, прежде всего, над собой. Обладать информацией, понимать её самому – для науки это в лучшем случае полдела, а для преподавательской деятельности – вовсе ничто.
Как много учебный ассистент способен извлечь из работы? Как бы банально это ни звучало, всё зависит от него самого – дело не в гражданско-правовом договоре. Нужно наблюдать и пробовать, учиться, не бояться спрашивать и находить ответы на интересующие вопросы. Смотреть вокруг себя, заглядывать внутрь себя. «По ту сторону» студенческой скамьи не бывает одинаковых семинаров.
В преподавании важно не навредить, пропалывая знание, избавляя его от сорняков, от помех и белого шума. Понимание этого ценно само по себе. Ему тоже нужно учиться. Практика учебного ассистента наглядно показывает, что утверждаться в своих воззрениях за счёт студентов – это путь в никуда. Исследование и преподавание – это разные, очень разные вещи. Процесс передачи знания требует чуткости, зрелости собственных убеждений и открытости для противоположных мнений и критики. Обращать информацию в знание, делать что-то понятнее, создавая единое поле, язык, культуру академического и профессионального общения – в этом кроется величайшая радость. Факт того, что подобное поле возникло – вот свидетельство успеха. Деятельность учебного ассистента позволяет это ясно прочувствовать. Поэтому для студентов, избравших академический путь, опыт работы учебным ассистентом неоценим.
Должностная инструкция ассистента кафедры
1.1 Ассистент кафедры относится к категории специалистов.
1.2 На должность ассистента кафедры назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю кафедры или высшее образование и стаж практической работы по профилю кафедры не менее двух лет и имеющее способность к научно-педагогической работе.
1.3 Ассистент кафедры должен знать:
1.4 В своей деятельности ассистент руководствуется:
1.5 Ассистент подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.
1.6 Замещение должности ассистента кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.
2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Ассистент кафедры обязан:
2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по отдельным видам учебных занятий, кроме лекций.
2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.
2.3 Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывать или принимать участие в разработке методических пособий по видам проводимых учебных занятий и учебной работы.
2.4 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работой студентов.
2.5 Принимать участие в воспитательной работе среди студентов.
2.6 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.
2.7 Принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, оборудованию учебных лабораторий.
2.8 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и пожарной безопасности.
2.9 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий.
2.10 Выполнять поручения куратора дисциплины (профессора, доцента, старшего преподавателя), касающиеся планирования, организации, ведения и методического обеспечения отдельных видов учебных занятий и всей дисциплины в целом.
2.11 Своевременно оповещать руководство кафедры, куратора дисциплины о невозможности выполнить обусловленную контрактом и расписанием учебных занятий учебную работу.
2.12 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения своих служебных обязанностей научные и методические разработки.
3 ПРАВА
Ассистент кафедры имеет право:
3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).
3.2 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.
3.3 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.
3.4 На условиях штатного совместительства участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.
3.5 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.
3.6 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.
3.7 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.
4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ассистент кафедры несет ответственность за:
4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.
4.2 Проведение учебных занятий в. меньшем объеме, чем запланировано в рабочей программе по дисциплине.
4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по отдельным видам учебных занятий.
4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий, установленного утвержденным расписанием учебных занятий.
4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов.
4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.
4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.
4.8 Не обеспечение безопасных условий труда студентов при проведении учебных занятий.
4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.
4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
5.1 Ассистент принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.
5.2 Ассистент кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.
5.3 Ассистент кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц, администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1. и п. 5.2. только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).
5.4 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.
5.5 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать указаний учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения отдельных видов учебных занятий.
Доцент и профессор – это абсолютно разные понятия. Они одновременно являются и должностями, и званиями. Однако получить должность гораздо легче, чем звание.
Доцент может стать профессором, но без докторской степени получить звание профессора невозможно. Во всех тонкостях следует разобраться подробно для понимания.
Если вам интересно, чем отличаются доцент и профессор, то читайте статью до конца. Мы расскажем, кто может получить должность и звание доцента, а затем и профессора.
Что такое ученая степень, ученое звание
Документы для соискателя ученого звания доцента
Кто такой профессор
Документы для соискателя ученого звания профессор
Преимущества звания профессора
Через сколько можно стать доцентом и профессором
Как узнать доцента, профессора
Как защитить диссертацию
Что такое ученая степень, ученое звание
Доцент и профессор – это одновременно ученые звания (не путать со степенью) и должности. Понятно, что должность в университете или в академии равносильна должности в любой другой сфере. А вот что такое ученое звание и степень знает далеко не каждый человек.
Ученая степень – это квалификация, которая дается научному сотруднику, который прошел обучение и защитил исследовательскую работу. Ученых степеней всего две:
С ученой степенью кандидата можно работать преподавателем в университете или получать надбавку к зарплате, работая штатным сотрудником.
После получения последней ученой степени научный работник может рассчитывать на ученое звание. Их тоже всего две.
Если ученый получает ученые звания, то он входит в список привилегированных сотрудников, чье мнение будет самым весомым. К тому же доцент или профессор имеют право занимать руководящие должности в университете.
За что дают ученые звания? За успехи в научной деятельности и за педагогический стаж. Далее рассмотрим звания доцента и профессора более подробно.
Кто такой доцент
Чтобы понять, чем доцент и профессор отличаются друг от друга, необходимо определить каждое понятие.
Итак, доцент – это одновременно ученое звание и должность.
Должность доцента в университете может получить кандидат наук или преподаватель без ученой степени. Ему лишь необходимо соответствовать требованиям, которые помогут выиграть конкурс на должность доцента. Главное условие – это преподавательский стаж не менее трех лет.
Обычно конкурс на доцента проводится 1 раз в 5 лет. Но при этом преподаватель может получить должность доцента без конкурса в качестве совместителя. Поэтому если у преподавателя есть желание увеличить нагрузку, он может выдвинуть свою кандидатуру.
Доцент, как и преподаватель, ведет лекции, готовит аспирантов и соискателей на кафедре, а также проводит научные исследования и пишет учебники, учебные пособия.
Занять должность доцента может человек, который работал по специальности, получил большой стаж и пришел преподавать в университет. Очень часто такая ситуация происходит у учителей, которые большую часть жизни отдают школе, а потом переводятся преподавателями в вуз.
Получить звание доцента не просто. Для этого нужно:
Если соискатель соответствует всем требованиям, то он подает заявление в Ученый совет вместе с подтверждением наличия всех требований. В этом соискателю помогает Совет кафедры или научного подразделения НИИ.
После этого кандидатура рассматривается в течение 6 месяцев сначала в Ученом совете, а дальше в Министерстве высшего образования и науки.
Только после этого соискатель может получить ученое звание доцента. Доцент и профессор – это ученые звания, которые не так просто получить. Необходимо выполнить требования и даже после этого можно получить отказ, например, от Министерства высшего образования и науки.
Документы для соискателя ученого звания доцента
Чтобы получить звание доцента понадобится меньше документов, чем на профессора. Однако их все равно необходимо собирать на кафедре. Поэтому помощь совета кафедры или факультета не помешает. Давайте перечислим необходимые документы.
Нужно собрать все эти документы и отправить на рассмотрение в ученый совет. Он может находиться в этом же вузе, либо в другом городе. После ожидания ответа от ученого совета следует подождать ответа от Министерства образования. На каждом этапе соискателя может ожидать отказ по разным причинам.
Поэтому получить звание доцента или профессора гораздо труднее, чем кажется.
Кто такой профессор
Ученое звание профессора следует сразу после звания доцента. Однако получить его может только тот, кто заслужил докторскую степень.
Получить должность профессора может даже кандидат наук. Однако в большинстве случаев на повышение выдвигаются кандидатуры преподавателей, которые готовятся продолжить защиту в докторантуре.
Чтобы получить должность профессора, нужно также отвечать всем требованиям, как в случае с доцентом, но при этом стаж преподавательской деятельности должен быть не менее 5 лет.
Чтобы получить звание профессора, необходимо проверить, соответствует ли соискатель выдвинутым условиям:
Итак, если все требования будут выполнены, то, вероятно, соискатель сможет получить ученое звание профессора. Однако точно так же, как и в случае со званием доцента, можно получить отказ на любом уровне проверки данных.
В этом случае доцент и профессор одинаковы. Если кандидатура научного сотрудника не устраивает Ученый совет или соискатель не выполнил каких-либо требований, то он не сможет получить разрешение. Таким образом, нужно готовиться к получению ученого звания.
Документы для соискателя ученого звания профессор
Давайте посмотрим, какие документы нужны для соискател я ученого звания профессор.
Все это понадобится отправить непременно в ВАК, где все документы будут проверены и переданы на рассмотрение. После того, как ВАК выдвинет свое решение, документы будут отправлены либо обратно, либо в Министерство высшего образования и науки.
Таким образом, соискатель сможет получить новое ученое звание, а вместе с ним все преимущества и льготы до конца жизни.
Итак, мы выяснили, кто такой доцент и профессор. Как вы видите у них много общего. Давайте перечислим все совпадения этих понятий.
Теперь перечислим все отличия между доцентом и профессором
Таким образом, доцент и профессор – это не одно и то же несмотря на схожие момент. Звание и должность доцента более низкие, по сравнению с профессорским званием и должностью.
Преимущества звания профессора
Звание профессора дает не мало преимуществ. Давайте рассмотрим их в представленном ниже списке.
Конечно, многие преподаватели и ученые, которые все-таки стремятся получить ученое звание профессора, делают это не ради благ. Они просто наслаждаются своей исследовательской деятельностью. Пишут новые учебники, проводят новые исследования, собирают полученные факты в монографии и т.д. Поэтому очень важно уважительно относится к каждому преподавателю, который получил ученое звание доцента и профессора.
Через сколько можно стать доцентом и профессором
Чтобы стать доцентом и профессором, нужно пройти долгий и сложный путь. Обычно студенты бакалавриата еще не знают о том, что в будущем они станут профессорами.
Большинство бакалавриатов, получивших первую академическую степень остаются по совершенно другим причинам. Но уже в магистратуре многие чувствуют сильную тягу к исследованиям и к науке. Поэтому они остаются в аспирантуре, чтобы еще немного времени заниматься изучением научных проблем и их решением.
К концу аспирантуры студент уже 9 лет находится под крышей вуза и все сильнее прикипает к стенам родной альма-матер. Аспиранты делают первые шаги в преподавательской деятельности. Если первые попытки преподавать возымеют успех, то студент с удовольствием остается на 0.25 ставки. При этом он продолжает активную работу над кандидатской.
Не всегда аспиранты защищают кандидатскую после окончания аспирантуры. Но в течение 2 лет они все-таки получают первую ученую степень и становятся кандидатами наук. На это уже около 10 лет.
В дальнейшем каждый сам выбирает, когда ему поступать в докторантуру и тратить еще 3 года на обучение, чтобы получить допуск к защите докторской диссертации. Однако не забываем, что еще нужно опубликовать не мало трудов, несколько лет отработать на позиции преподавателя, и только потом можно думать о повышении.
Поэтому на то, чтобы получить звание доцента и профессора, могут уйти долгие годы. Однако это не является самоцелью. Скорее, эти звания становятся приятным бонусом и награждением за кропотливый труд.
Как защитить диссертацию
Защита диссертации проходит на разных этапах. Сначала в магистратуре, чтобы получить магистерскую степень, затем после аспирантуры и после докторантуры.
Каждая работа тщательно проверяется научным руководителем, рецензентами и советом. Одним из наиболее важных критериев является проверка на уникальность.
После того, как страну всколыхнули скандалы о найденном плагиате в работах известных профессоров, каждый документ соискателей проверяется очень тщательно.
Для этой проверки используется специальная разработка, которая называется Антиплагиат ВУЗ. Это специальный пакет, который был разработан специально для проверки научных диссертаций.
Вы можете заранее проверить работу в Антиплагиат ВУЗ на нашем сервисе. К сожалению, в открытом доступе не найти входа в систему Антиплагиат ВУЗ.
Также на Killer-antiplagiat.ru можно заказать повышение процента оригинальности текста. Мы поможем всего за 1 минуту поднять уникальность до 90-95%. Вы получите готовый результат без изменений в тексте. Рекомендуем бесплатно проверить, как это работает. Для этого закажите бесплатное повышение самостоятельности 2 двух страниц.
Таким образом, вы точно сможете пройти проверку на плагиат и получить допуск к защите диссертации.
Итак, в этой статье мы рассмотрели, в чем различие понятий доцент и профессор. Теперь вы знаете, что это одновременно должности в вузе и научные звания. Профессор выше доцента, поэтому сначала научному сотруднику или преподавателю нужно получить степень и должность доцента. Чтобы получить должность доцента и профессора, необязательно иметь ученую степень, но чтобы получить звание доцента и профессора, нужно защитить диссертацию и получить степень кандидата и доктора, соответственно.