что значит бубенцы звенят

Приметы и суеверия о колокольчике: если найти, можно ли дарить

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят

Использовались колокола не только при возведении храмов. Их часто вешали над порогом дома для защиты от несчастий. Звуковые вибрации обладают особыми сакральными свойствами. Могут исцелять, наполнять энергией, погружать в состояние медитации. Приметы о колокольчике в доме связывают с магией звона, оберегающего от злых духов.

Для чего по приметам нужен колокольчик дома

Существует легенда о сотворении мира, в которой звук колокола стал отправной точкой начала бытия. Человек, держащий музыкальный предмет, управляет судьбой, привлекая удачу и благополучие. Вешая в своем доме колокольчик, хозяин зазывает Высшие силы, заручается их поддержкой. Обращались к магическому звуку, чтобы отогнать невзгоды, исполнить заветные желания.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят

Перед ритуалом очищения пространства с помощью звона нужно прочитать молитву

Основные приметы и суеверия о колокольчике в доме:

К чему примета, если найти колокольчик

Символические находки могут предсказать будущее, сама судьба подсказывает ход событий. Толкование приметы зависит от ряда обстоятельств:

К чему примета, если слышать звук колокольчика, которого нет

Звон музыкального инструмента может предупреждать об опасности или стать вестником положительных перемен. При толковании события нужно обращать внимание на детали:

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят

Выбирая украшения для новогодней елки, важно не забыть о колокольчиках, которые принесут счастье и благополучие в наступающем году

Приметы о том, почему по ночам слышится звук колокольчика

Неблагоприятное значение имеет звон ночью. Считается, что это злые духи насылают беды и болезни, поэтому крайне не рекомендуется звонить после захода солнца.

Если к колокольчику никто не приближался, а он не перестает звенеть, лучше на время переехать. Высшие силы предупреждают о возможных бедствиях. Неприятности можно нейтрализовать, очистив пространство с помощью звона в церковный праздник.

Приметы о том, можно ли дарить колокольчик

Магический музыкальный предмет может стать оберегом дома, приносить удачу и богатство. Считается хорошим подарком, если преподносит близкий человек или родственник. Не стоит выбирать для нового знакомого, отношения с которым имеют деловой характер.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят

Яркие японские колокольчики (фурин) не только украшают и очищают пространство, но и дарят прохладу знойным летом

Приметы, если разбить колокольчик

Не самое лучшее значение имеет примета — разбить колокольчик. Предмет является магическим инструментом, которым может воспользоваться каждый, чтобы почистить пространство, привлечь удачу.

Заключение

Приметы о колокольчике в доме помогут раскрыть тайны будущего. Музыкальный предмет обладает магическим действием, гармонизирует пространство. Используется в духовных практиках, помогает раскрыть внутренний потенциал. Толкование зависит от деталей, сопровождающих событие.

Источник

Конспект музыкального занятия «Чудный звон бубенцов»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сэтэней» а. Хабез»

Конспект музыкального занятия «Чудный звон бубенцов»

Подготовила: Отарова М. Н.

Конспект музыкального занятия для детей средней группы «Чудный звон бубенцов»

— дать представление о бубенцах, как явлении в русской культуре

— показать музыкально-изобразительные возможности инструмента бубенцы

— продолжить приобщать детей к восприятию изобразительности в музыке

— развивать эмоционально-эстетическое восприятие детей;

— развивать музыкально-сенсорные способности, воображение, образное мышление;

— развивать умение передавать впечатление о музыке посредством музыкально-ритмических движений;

— развивать умение передавать характер произведения посредством игры на музыкальном инструменте (в данном случае бубнах);

— воспитывать музыкальную отзывчивость в процессе музыкальной деятельности;

— Разучивание песни «Саночки» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

— Ознакомление с начальными навыками игры на музыкальных инструментах (одновременная игра, вступление, завершение)

музыкальные инструменты бубенцы

— видео материал «Тройка лошадей»

— аудио материал: звуки ржания лошади и цокот копыт

Дети вбегают в зал под музыку «Три белых коня» муз. Е. Крылатова,

Здравствуйте, ребята (поступенное восходящее движение)

Здравствуйте (нисходящее движение по звукам тонического трезвучия)

2. Вокальное упражнение «Эхо»: Дети стараются точно интонировать слова, спетые педагогом.

Что за странный перезвон

Слышен он со всех сторон:

Бубенчики – бубенчики,

Звенят от делать нечего,

А я танцую полечку.

М. Р. : Ребята, скажите, утром, когда вы шли в детский сад, холодно ли было на улице?

М. Р. : А что люди делают, чтобы не замерзнуть в холодное время года?

Дети: Одеваются теплее.

М. Р. : А что еще люди делают, чтобы приготовиться к зиме, к холодам?

Дети: Закрывают плотно окна, заклеивают их и т. д.

М. Р. : А как к холодам и к зиме готовятся животные?

Дети: Медведь делает берлогу и ложится на зиму спать, белочка запасает на зиму орешки и т. д.

М. Р. : Правильно. Для коров и лошадей заготавливают на зиму сено, что бы им было, что есть в отсутствии травы. На лошадей в мороз надевают попону – это специальное покрывало, которое накидывают на лошадь, чтобы она не замерзла зимой на улице. Видел, кто-нибудь лошадей?

М. Р. : А кто-нибудь катался зимой на лошади, которая запряжена в сани?

М. Р. : Предлагаю и нам покататься на лошадках. Вставайте парами друг за другом и возьмитесь за руки. Тот, кто стоит спереди будет лошадка, а тот, кто сзади, пассажир.

Упр-е «Катание на саночках» по песню «Саночки» муз. А. Филиппенко

Дети «катаются» на саночках в ритм звучащей бодрой музыке (Воспитатель помогает детям встать в пару и сам встает в пару с одним из детей).

М. Р. : А теперь направьте лошадку, пусть она отвезет вас на стульчики, т. е. домой.

Дети садятся на стульчики.

М. Р. А под какую мы песенку катались на лошадках, кто-нибудь ее узнал?

Дети: Песенка про саночки.

М. Р. : Давайте споем эту песню

Дети исполняют 1 куплет и припев.

М. Р. : Какой характер у этой песни?

Дети: Веселый, бодрый.

М. Р. : А как она поется быстро, подвижно или медленно?

Дети: Быстро, подвижно.

М. Р. : Обратили внимание, как легко было «кататься» под эту песню? Ножка так сами и бежали!

А знаете почему? Я вам открою секрет.

Звучит запись звуков «Тройка с бубенцами»

М. Р. : Ребята, что вы слышите?

Дети: Бубенчики звенят, лошади фыркают.

М. Р. : Да, в давние времена, на Руси, когда еще не было машин, люди ездили на лошадях. Некоторые верхом, некоторые в повозках, как вы только, что. И, чтобы повозку было слышно издалека, и ей уступили дорогу, на лошадку привязывали бубенчики и колокольчики. Иногда запрягали три лошади и такая повозка называлась «Тройка».

Показать фрагмент видео тройка.

М. Р. : А послушайте,какие слова в песне: Динь, динь, динь-дилинь синими лесами

Едут, едут динь-дилинь сани с бубенцами. Что это за сани и бубенцы? Это простые санки, на которых мы с горки катаемся?

Дети: Нет. Это сани с лошадкой.

М. Р. : Да! Это же сани, в которую запряжена лошадь! И лошадка бежит весело, бодро, с хорошим настроением! И бубенчики звенят бодро, энергично!

М. Р. : Давайте бубенчиками изобразим, как весело и бодро бежит лошадка!

(М. Р. раздает бубенчики, и дети звенят ими.)

М. Р. Послушайте, как бежит лошадка, и как звенят ее бубенчики

Дети слушают запись стука копыт и бубенчиков

М. Р. Лошадка бежит размеренно, ритмично и бубенчики также звенят

М. Р. показывает, как должны звенеть бубенчики. Дети повторяют.

М. Р. : Молодцы ребята! А теперь давайте сыграем эту песенку с бубенцами и постараемся сыграть бодро, энергично, весело. Покажем, как весело, но размеренно бежит лошадка!

(Дети исполняют песню с бубенцами, воспитатель играет на проигрыш, имитируя стук копыт)

М. Р. : А теперь снова покатаемся на саночках, только теперь с бубенчиками под песенку и покажем, как радостно и бодро бежит с бубенчиками лошадка и везет саночки.

(Дети встают парами друг за другом. У первого ребенка в руке бубенчик и под музыку и крики «И-и-го-го» они «катаются» по залу. Можно сделать повозку с несколькими седаками)

Дети выходят из зала под бодрую музыку.

Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Знакомство с музыкальным инструментом-пианино (фортепиано) Предисловие. Разработать.

Конспект музыкального доминантного занятия «Песни о зиме» Конспект музыкального доминантного занятия «Песни о зиме» Вторая младшая группа Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенятКонспект музыкального занятия «От зернышка до каравая» Конспект музыкального занятия «От зернышка, до каравая», для детей старшего дошкольного возраста Цель. Уточнить и закрепить представления.

Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенятКонспект музыкального занятия в младшей группе «Поездка в лес» Музыкальное занятие для детей от 2- до 4 лет. Задачи:-учить детей элементарным плясовым движениям-«кружение», «хлопки», «притопы»,»прыжки»;.

Конспект музыкального занятия «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятие «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятия «Этикет для малышей» для старшего дошкольного возраста подготовила.

Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Вторая младшая группа. Цель. Развитие музыкальных способностей через музыкально-игровую деятельность.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенятКонспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храм По данным ученых, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Полно активный колокольный.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Источник

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенятsherp96

В поисках Истины!

БУБЕНЦЫ

В отличие от колокольчика, бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук.

Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольцы, но зато звучат в любом положении.

Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колени, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звук бубенцов русской тройки.

Их своеобразное звучание вызывает радостные, светлые ощущения в душе каждого человека. И хотя мы давно уже, около столетия, не пользуемся ими в повседневной жизни, любовь к поддужным колокольчикам и бубенцам живет в нас и передается от поколения к поколению на генетическом уровне.

Наши предки еще в глубочайшей древности использовали бубенцы, прикрепляя их к одежде, в роли оберега. Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех слоях — с X по XVI век.

Бубенцы использовались не только в качестве оберега или украшения одежды в русском национальном костюме, например, они часто и вплоть до начала XX века использовались в качестве пуговиц. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили с середины XIX века. Поводом к этому послужил запрет на употребление поддужных колокольчиков частными лицами. А они так привыкли пользоваться мелодичными колокольчиками при дорожных путешествиях!

Но русский человек находчив, он быстро смекнул, что звон бубенцов, подвешенных на шейный кожаный аркан с помощью сыромятных ремней, немногим уступает звону поддужного колокольчика.

По технике изготовления бубенцы разделялись на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и с рубчиком. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине аркана. Но его место могли занять и маленький, а значит, негромкий колокольчик, и связка маленьких колокольчиков. Кроме того, бубенцы могли подвешиваться на дуге, седелке, оглоблях и на ремнях уздечки.

Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворяет русскую удаль и волю. Недаром существовали легенды о происхождении почтовых колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, символов свободы и независимости этих городов до их завоевания Московским княжеством.
что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят
Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.

Обычай ездить со звоном относится к числу самых древних и распространенных на планете, в России же он приобрел особую популярность в связи с появлением троечной езды. Под звон поддужных колокольчиков лихие тройки влекли по российским дорогам курьеров, путешественников, почту.

Русская тройка стала использоваться для курьерских сообщений в 20-е годы XVIII века, а настоящую популярность приобрела еще через полстолетия. Одновременно с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в звуковых сигналах, которые были бы слышны на значительном расстоянии.

Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения тогда не существовало.

Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям, ведь курьеру мешкать нельзя.

В странах Западной Европы и Северной Америки в качестве звукового сигнала широко использовался почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались и во времена Петра I, и позже, но окончились неудачей. Ямщики издавна предпочитали обходиться удалым свистом и громкими криками. Считалось даже, что лошади под молодецкий посвист бегут быстрее. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но это не помогало. Почтовый рожок так и остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века какой-то безвестный изобретатель придумал использовать в качестве сигнального средства маленький колокольчик. Удобное место для него нашлось сразу – дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня. Сам он был неподвижен, во время езды раскачивался язык (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика. Колокольчик, подвешенный под дугой почтовой или курьерской тройки, стали называть поддужным или почтовым (ямским) колокольчиком.

Звон почтового колокольчика был слышен на расстоянии двух и более верст. Но это был не просто звуковой сигнал. Курьерам и пассажирам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Поэтому звон почтового колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Преобладание одного из этих двух качеств давало основание называть звон либо ямским, либо малиновым. Кроме того, считалось, что благодатный колокольный звон отгоняет нечистую силу. Вот и подвешивали наши предки на конские дуги колокольчики, чтобы при их звуках бесы бросались прочь с дороги, не в силах помешать путешествующим.

Конечно, колокольчик можно было подвешивать под дугой любой русской упряжки, но именно при езде резвой тройки звон колокольчика становился наиболее ярким и выразительным. Езда на тройках с колокольчиками стала очень популярной в XIX веке. Иногда под дугой подвешивали два и даже три колокольчика, а в северной России до пяти. Вслед за почтовыми появились и многочисленные частные тройки. Владельцы и наниматели таких троек тоже желали ездить со звоном, потребность в поддужных колокольчиках быстро росла.

Очень интересы отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы, напутствия, пословицы, поговорки. Наиболее часто встречаются фразы:

Если колокольчик серебрился, то отливалась надпись «С серебром». Интересно, что со временем тонкий слой серебра разрушался, а литая надпись «С серебром» оставалась, что часто вводит в заблуждение наших современников по поводу химического состава сплава.

Правда, иногда заказчик действительно требовал добавить серебро в медный сплав, наивно полагая, что это улучшит качество звучания, но в этих случаях отливалась надпись «По особому заказу с серебром».

Кроме надписей, отливались различные декоративные и сюжетные изображения. Широко применялся орнамент, различные розетки, готический лист, греческая пальметта, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, а также звезды, маскароны, крабы.

В наше время под дугой уже не встретишь старинный колокольчик. Колокольчики не современные сувенирные, а настоящие поддужные, заняли свое место в музеях и частных коллекциях, ведь это «осколки» старого дорожного быта нашей страны, маленькие памятники истории и культуры.

Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Упряжные бубенцы, в отличие от поддужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию – услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» – разгонять встречных бесов.

Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание. Конечно, бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен.

При раскопках в Новгороде бубенцы обнаружены во всех культурных слоях с X по XV век. Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам.

В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц. Даже во второй половине XIX – начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве – своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин. Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов. Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному) и в конской упряжи.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

БУБЕНЦЫ

Их своеобразное звучание вызывает радостные, светлые ощущения в душе каждого человека. И хотя мы давно уже, около столетия, не пользуемся ими в повседневной жизни, любовь к поддужным колокольчикам и бубенцам живет в нас и передается от поколения к поколению на генетическом уровне. Наши предки еще в глубочайшей древности использовали бубенцы, прикрепляя их к одежде, в роли оберега. Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех слоях — с X по XVI век.

Бубенцы использовались не только в качестве оберега или украшения одежды в русском национальном костюме, например, они часто и вплоть до начала XX века использовались в качестве пуговиц. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили с середины XIX века. Поводом к этому послужил запрет на употребление поддужных колокольчиков частными лицами. А они так привыкли пользоваться мелодичными колокольчиками при дорожных путешествиях! Но русский человек находчив, он быстро смекнул, что звон бубенцов, подвешенных на шейный кожаный аркан с помощью сыромятных ремней, немногим уступает звону поддужного колокольчика.

По технике изготовления бубенцы разделялись на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и с рубчиком. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине аркана. Но его место могли занять и маленький, а значит, негромкий колокольчик, и связка маленьких колокольчиков. Кроме того, бубенцы могли подвешиваться на дуге, седелке, оглоблях и на ремнях уздечки.

Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворяет русскую удаль и волю. Недаром существовали легенды о происхождении почтовых колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, символов свободы и независимости этих городов до их завоевания Московским княжеством.
что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят
Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.

Обычай ездить со звоном относится к числу самых древних и распространенных на планете, в России же он приобрел особую популярность в связи с появлением троечной езды. Под звон поддужных колокольчиков лихие тройки влекли по российским дорогам курьеров, путешественников, почту.

Русская тройка стала использоваться для курьерских сообщений в 20-е годы XVIII века, а настоящую популярность приобрела еще через полстолетия. Одновременно с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в звуковых сигналах, которые были бы слышны на значительном расстоянии. Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения тогда не существовало. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям, ведь курьеру мешкать нельзя.

В странах Западной Европы и Северной Америки в качестве звукового сигнала широко использовался почтовый
рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались и во времена Петра I, и позже, но окончились неудачей. Ямщики издавна предпочитали обходиться удалым свистом и громкими криками. Считалось даже, что лошади под молодецкий посвист бегут быстрее. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но это не помогало. Почтовый рожок так и остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века какой-то безвестный изобретатель придумал использовать в качестве сигнального средства маленький колокольчик. Удобное место для него нашлось сразу – дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня. Сам он был неподвижен, во время езды раскачивался язык (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика. Колокольчик, подвешенный под дугой почтовой или курьерской тройки, стали называть поддужным или почтовым (ямским) колокольчиком. Звон почтового колокольчика был слышен на расстоянии двух и более верст. Но это был не просто звуковой сигнал. Курьерам и пассажирам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон почтового колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Преобладание одного из этих двух качеств давало основание называть звон либо ямским, либо малиновым. Кроме того, считалось, что благодатный колокольный звон отгоняет нечистую силу. Вот и подвешивали наши предки на конские дуги колокольчики, чтобы при их звуках бесы бросались прочь с дороги, не в силах помешать путешествующим.

Конечно, колокольчик можно было подвешивать под дугой любой русской упряжки, но именно при езде резвой тройки звон колокольчика становился наиболее ярким и выразительным. Езда на тройках с колокольчиками стала
очень популярной в XIX веке. Иногда под дугой подвешивали два и даже три колокольчика, а в северной России до пяти. Вслед за почтовыми появились и многочисленные частные тройки. Владельцы и наниматели таких троек тоже желали ездить со звоном, потребность в поддужных колокольчиках быстро росла.

что значит бубенцы звенят. Смотреть фото что значит бубенцы звенят. Смотреть картинку что значит бубенцы звенят. Картинка про что значит бубенцы звенят. Фото что значит бубенцы звенят
Если колокольчик серебрился, то отливалась надпись «С серебром». Интересно, что со временем тонкий слой серебра разрушался, а литая надпись «С серебром» оставалась, что часто вводит в заблуждение наших современников по поводу химического состава сплава. Правда, иногда заказчик действительно требовал добавить серебро в медный сплав, наивно полагая, что это улучшит качество звучания, но в этих случаях отливалась надпись «По особому заказу с серебром».

В наше время под дугой уже не встретишь старинный колокольчик. Колокольчики не современные сувенирные, а настоящие поддужные, заняли свое место в музеях и частных коллекциях, ведь это «осколки» старого дорожного быта нашей страны, маленькие памятники истории и культуры.

Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Упряжные бубенцы, в отличие от поддужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию – услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» – разгонять встречных бесов. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание. Конечно, бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках в Новгороде бубенцы обнаружены во всех культурных слоях с X по XV век. Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам.

В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц. Даже во второй половине XIX – начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве – своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин. Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов. Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному) и в конской упряжи.
Анатолий ГАНУЛИЧ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *