что значит даиш это
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Так называемое «Исламское государство» вызвало в мире разногласия по поводу того, как следует называть эту экстремистскую группировку. Обозреватели используют разные аббревиатуры для ее описания, основываясь на переводе архаичного географического названия и исходя из того, насколько больно им хочется уколоть экстремистов.
Некоторые средства массовой информации используют название «Исламское государство» или ИГ, стремясь провести отличие от признанного мировым сообществом государства. Они обычно используют это сокращение в словосочетаниях типа «группировка ИГ», «организация ИГ» или «экстремисты ИГ».
Ниже приводится краткое пояснение к разным названиям этой группировки.
В создании этой группировки принимала участие иракская «Аль-Каида», которая в 2006 году объявила о создании «Исламского государства Ирак». Но это название не прижилось, потому что боевикам так и не удалось захватить и удержать значительные территории в этой стране. Ситуация начала меняться, когда эта организация начала действовать в соседней Сирии, воспользовавшись хаосом гражданской войны.
В 2013 году лидер «Исламского государства Ирак» Абу Бакр аль-Багдади переименовал ее в «Исламское государство Ирака и аш-Шама», подав сигнал о том, что эта организация стала транснациональной силой. Тем самым, он посеял первые семена путаницы с ее названием.
Аш-Шам это устаревшее слово, означающее нечетко ограниченную территорию, которая включает в свой состав сегодняшнюю Сирию, Ливан, Израиль, палестинские территории и Иорданию. Чаще всего ее называют Сирией либо Левантом, ибо это самое близкое название описываемых территорий на английском языке.
Контекст
The Washington Post 02.12.2015
На английский название этой организации переводят по-разному, называя то «Исламским государством Ирака и аш-Шама» (ИГИШ), то «Исламским государством Ирака и Сирии» (ИГИС), то «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Последний термин чаще всего использует правительство США и различные ведомства ООН.
Но на Ближнем Востоке и все чаще за его пределами оппоненты этой группировки превратили арабскую аббревиатуру ИГИС в одно слово — «Даиш».
Даиш
Это слово на арабском языке ничего не значит и является бессмыслицей. Но в нем есть элемент насмешки и оскорбления ИГ, потому что данное слово умаляет претензии «Исламского государства» на возрождение халифата. По звучанию оно также похоже на слова «дахиш» и «дааис», означающие того, кто подавляет. Это позволяет создавать разную игру слов и каламбуры.
Противники этой организации, в том числе, государственные руководители, такие как президент Франции Франсуа Олланд и госсекретарь США Джон Керри, стараются осудить и принизить эту группировку.
«Эта террористическая группировка не является государством. Она хочет им стать, но не является», — сказал в среду министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, выступая с трибуны Национального собрания.
«Я прошу вас не использовать термин „Исламское государство“, потому что он вносит путаницу в понятия „ислам“, „исламисты“ и „мусульмане“. Арабы называют его „Даиш“, и я призываю называть этих головорезов „Даиш“».
«Даваиш» это множественное число от слова «Даиш», и на арабском оно звучит еще глупее, но на Ближнем Востоке это слово используется широко. Само «Исламское государство» запретило использовать слово «Даиш» в тех районах, которые оно контролирует.
Но арабоязычное население нашло другие способы, чтобы унизить эту организацию. «Если организация хочет называть себя „свет“, хотя на самом деле является тьмой, разве мы должны с этим соглашаться и называть ее „светом“?» — спрашивает сирийский активист Аль-Хадж Салих (al-Haj Salih), придумавший это название.
Беседовавшая с Салихом переводчица Элис Гутри (Alice Guthrie) написала, что западные толкования слова «даиш» путаные, и что оно связано с культурой жителей Востока.
Гутри приводит примеры того, как комментаторы неточно говорят, что одна из форм слова «даиш» означает «попирать» или «топтать ногами».
«Они подразумевают, что смысл этого слова скрыт вуалью, как и многое другое в арабском и исламском мире, и что понять его нам не дано. Оно слишком восточное и слишком таинственное для западного ума», — написала Гутри.
На прошлой неделе во время дебатов в британском парламенте на тему Сирии ораторы по-разному произносили это слово, говоря то «дайиш», то «дэш».
Когда группировка ИГ напрочь рассорилась с «Аль-Каидой» в 2013 году, сторонники «Аль-Каиды» стали называть ее «группой аль-Багдади», подчеркивая тем самым, что считают его ренегатом.
Живущие под властью ИГ сирийцы часто называют его «аль-танзим», что в переводе с арабского означает «организация».
Когда группировка ИГ летом 2014 года захватила обширные территории на севере и западе Ирака, она провозгласила на подконтрольных ей территориях халифат, вычеркнув из своего названия слова Ирак и Сирия.
Сегодня она называет себя просто «Исламское государство» или Халифат.
Свои отделения в Ливии, Египте и других местах она именует провинциями. Например, ветвь ИГ на Синайском полуострове получила название «Провинция Синай». Кое-кто воспользовался тем обстоятельством, что эта организация именует себя «Исламским государством», и заявляет, что так ее и следует называть, поскольку иные названия «неточны с аналитической точки зрения».
Некоторые комментаторы также отмечают, что транснациональный характер данной группировки указывает на то, что самое правильное название это ИГ.
«ИГ уже 13 с лишним месяцев открыто действует во многих местах за пределами Ирака и Сирии, а тайно наверняка еще дольше. Если мы отказываемся от названия ИГ, мы просто скрываем реальность», — сказал аналитик Аарон Зелин (Aaron Zelin).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
ДАИШ (на самом деле, скорее, ДАЭШ) это аббревиатура арабского названия الدولة الإسلامية في العراق والشام ад-Даулят аль-Исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам (арабисты меня поправят, конечно), что переводится как Исламское государство Ирака и Шама (Леванта). Аббревиатура всего на одну букву отличается от слова داعس (даэс), означающего кого-то или что-то, что разрушает/подавляет, за что ее очень не любят представители “Исламского государства”. Ну а противники ИГ, соответственно, стараются максимально расширить область ее использования.
Как говно не обзывай, оно всё равно говно.
Да просто «мирные» исламисты начали возбухать, мол ислам теперь (только сейчас, ага) благодаря игилу стал ассоциироваться с терроризмом.
Мне вот не нравится, что благодаря хохлам национализм ассоциируется с долбоебами, давайте их переименуем?
Еще 1 с это «ВСЕНЕПРЕМЕННО ВАЖНОЙ ИНФОЙ». А вы не задумывались милейший, что кроме СМИ и ИГ, всем собссна насрать. Когда я скажу «террористы», меня пойму. И мне плевать, из какой они там секты.
Простите, с каких это пор нам есть дело как называть нацистов?
Иранские СМИ приняли бородатую женщину из Казахстана за лидера ИГ
Несколько иранских СМИ назвали героиню репортажа Sputnik Казахстан, 70-летнюю Мухтабару Тораеву, проживающую в Туркестанской области, лидером террористической группировки ИГ.
Сведения, в частности, появились в новостных изданиях fararu.com, khabarban.com, tadbir24.ir. В публикациях говорится, что в ходе ракетного нападения элитного иранского военно-политического формирования IRGC (Корпус Стражей Исламской революции) на сирийский город Аль-Букмал на границе с Ираком был убит один из лидеров ИГ по имени Абу Али аль-Машхадани. При этом в качестве иллюстрации к новости была использована фотография женщины, проживающей на юге Казахстана, которая стала известна благодаря обильной растительности на лице.
Sputnik Казахстан в сентябре опубликовал эксклюзивное интервью с необычной бабушкой, в котором она рассказала, что живет с бородой уже более 35 лет и гордится ею. Как отмечает информагентство, именно то фото женщины, которое сделал его корреспондент в доме героини, иранские СМИ использовали для своих публикаций.
Комментарии экспертов РСМД
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
17 февраля 2016 г. глава Роскомнадзора заявил, что террористическую группировку «Исламское государство» следует называть ДАИШ. По мнению главы ведомства, словосочетание «Исламское государство» имеет два ложных посыла и два опасных для неискушенного человека психологических «якоря».
Помимо этого медленно, но верно российские СМИ и официальные лица переходят на употребления акронима ДАИШ. Это правильное решение, продиктованное целым комплексом вопросов.
Бесконечное количество понятий и дефиниций в отношении радикальных религиозных тенденций может запутать даже хорошо просвещенного читателя. Эта проблема дополняется высоким уровнем ангажированности и политизации всего, что связано с исламом. Высокопоставленные политики, ведущие мировые медиа используют разного рода термины, довольно часто исходя из их «яркости» и «резкости». Адекватность, применимость и, возможно самое главное, целеполагание в выборе определения порой не играют никакого значения. Приведем один хорошо известный пример. Благодаря деятельности СМИ в последние годы в оборот прочно вошел термин «ваххабизм», употребление которого часто вызывает большие вопросы. Ведь ваххабизм — это политико-религиозная идеология и форма внутри ханбалитского мазхаба отдельно взятой страны — Саудовской Аравии, а не мировое явление.
Просьбы переименовать
2 декабря 2015 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал парламент использовать акроним ДАИШ вместо уже устоявшегося названия «Исламское государство». «Этот дьявольский культ не имеет ничего общего с исламом. Для него следует использовать определение ДАИШ, и только ДАИШ, не ИГ», — сказал Д. Кэмерон, выступая в парламенте.
Истоки названия
ДАИШ — это акроним, составленный из первых букв этой террористической организации, именуемой на арабском языке «ад-дауля аль-исламийя филь ирак ва аш-шам». Цель лидеров этой группировки заключается в том, чтобы их знали в качестве «Исламского государства», а не «боевиков ДАИШ». Словосочетание «Исламское государства», так или иначе уходящее в наследие пророка Мохаммада, привлекает внимание, является удобным пропагандистским механизмом для вербовки новых кадров. Более того, это словосочетание не признает границ. Этот прием способен оказать влияние на потенциальных «клиентов» ДАИШ по всему миру: и на Западе, и на Востоке. Так, пропагандисты ДАИШ в своем журнале DABIQ отмечали, что название «даулят исламия» (Исламское государство) будет иметь важное значение и «привлекать братьев».
Арабское слово аш-шам часто встречается работах мыслителей арабской средневековой фалсафы (философии). Аш-шам — это условный регион, не имеющих четких границ, включающий Сирию, Ливан, Палестину, а также часть Иордании и Турции. Арабы часто называют Сирию или Дамаск, реже всю территорию Сирии и Ливана, аш-Шамом. Есть и другое название этого региона — Левант. Это слово имеет латинские (французские) корни и восходит к доколониальному периоду. Обозначает оно то же самое, что и аш-Шам. Сегодня в арабском мире аш-Шамом чаще всего называют Дамаск, а Левантом — регион, включающий Сирию, Ливан и часть территорий соседних стран.
Акроним как оскорбление
В арабском языке не принято использовать акронимы. Это достаточно редкое явление (однако и оно встречается), когда тот или иной термин употребляется в сокращении. Так, в середине 2014 года на стене общежития Кабульского университета появилась надпись «Да здравствует ДАИШ» (зиндабад ДАИШ). Медиа и чиновники квалифицировали данный эпизод, как доказательство присутствия ДАИШ в Афганистане. Однако до сих пор так и не было установлено, кто и в каких целях оставил эту надпись на стене общежития. А сам факт использования акронима показывает, что автор этой надписи имеет неглубокое представление об этой организации. Радикалы ДАИШ предпочитают использовать полное название организации или называть ее просто — государство (дауля).
Победа над терроризмом — это не только спецоперации, а борьба идеологий, так называемая «война идей». Именно поэтому аккуратное использование тех или иных терминов (в особенности тех, которые имеют религиозные истоки) в отношении террористических групп крайне важно в деле борьбы с ними.
Проблема дефиниций и казус ИГИЛ/ДАИШ
При анализе радикальных тенденций прикрывающиеся религией политологи, журналисты и ученые используют разные термины. Проблема единого понятийного аппарата давно стоит перед мировым востоковедением. Адекватный научный ответ на, так называемый, «исламский вызов» может быть дан только при минимизации политизации процесса изучения данного явления. «Старые», а точнее говоря, традиционные термины при анализе радикальных тенденций современности приобретают новые значения, и постепенно трансформируются. Речь идет, например, о таких понятиях как «суннит», «шиит», «исламская партия», «халифат», «халиф» и т.д. Традиционными терминами невозможно в полной мере объяснить происходящее сегодня, скажем в Ираке, Сирии или Афганистане.
Есть и другая сторона медали, которую можно отнести в проблеме целеполагания. В чем заключается цель того или иного анализа проявления радикализма на Востоке? Если анализ направлен на попытку разрешения проблемы радикализма или научного, беспристрастного ее изучения, то традиционные терминологии могут запутать и осложнить достижения этих целей. Более того, их употребление политиками, лидерами держав и СМИ может иметь контрпродуктивный эффект. Справедливости ради приходится признать, что альтернативного понятийного аппарата ни отечественное, ни зарубежное востоковедение пока не выработало.
Семьдесят три течения
Центральное место в идеологии большинства радикальных группировок занимает историческая память. Радикалы находятся под влиянием идеи о том, что на протяжении веков ислам искажался, в него вносились лишние элементы, многие из которых противоречат наследию Мохаммада. Эпоха пророка и четырех «праведных халифов» (ал-хулафа ал-рашидун) — Абу Бакра, Умара, Османа и Али — выбрана в качестве идеала. В связи с этим, в их понимании, ислам требуется «обновить» и «очистить», «возродить» путем возврата в прошлое.
Данную концепцию принято называть «салафизмом» (ас-салаф ас-салихун — благочестивые предки). Идея классического исламского монотеизма (таухид) доведена до крайности и является одним из краеугольных камней идеологии «салафизма». Истоки салафизма восходят в арабское Средневековье и связаны и именем сирийского богослова Таки ал-Дина Ибн Таймийи (1263-1328). Именно Ибн Таймийя пошел на беспрецедентный шаг и дополнил пять столпов ислама (аркан ад-дин), присоединив к ним джихад.
Активно применяется также термин «ваххабизм» (или неоваххабизм). Основателем самого, как отмечал академик А. Васильев, пуританского направления в рамках самого строго суннитского мазхаба — ханбализма — был саудовский богослов XVIII в. Мохаммад ибн Абдель Ваххаб. Учение богослова было основано на салафизме (он был знаком с трудами Ибн Таймийи) и требовало «буквального прочтения наследия праведных предков». Основой данной течения было жесткое неприятие многобожья и новшеств (бид’а), фотографирования, а также к иным формам исламской религии (шиизма, суфизма, иных суннитских мазхабов), абсолютизация монотеизма.
Например, в ваххабитском понимании любое изображение живого существа приравнивается к многобожию, то есть к ширку и влечет за собой такфир, то есть обвинение в неверии (куфре). Здесь можно увидеть другой термин, которой активно применяется в основном в арабских странах — такфиризм.
Тем не менее, данный термин чрезмерно часто употребляется и не всегда по делу. «Ваххабизм», как течение внутри радикального ислама, не есть что-то принципиально новое. Ваххабиты — есть результат интеллектуального эксперимента отдельно взятого богослова ханбалитского мазхаба, подверженного салафитским идеям. Таким образом «ваххабиты» — это сторонники учения Мохаммада ибн Абдел Ваххаба (1703/04-1797/98). Применения этого термина к другим салафитским течениям не вполне корректно.
В любом случае салафизм не есть самоцель или инструментарий, это конкретная концепция и теория. Салафитами могут быть вполне мирные люди, которые выступают к «возрождению» своей религии и возврату к временам «праведных халифов». С другой стороны, одно дело теория, а совсем другое — практика. Де-факто этот «возврат» невозможен ненасильственным путем в рамках даже одной страны.
У термина «халифат» коранические корни. В Коране встречается слово «халиф» в значении главы общины, «наследника», «преемника» и «представителя» бога на земле. Однако в Коране не говориться о конкретных принципах социального, политического, религиозного и экономического устройства халифата. Не сказано ничего также и о главе уммы — халифе. Первые атрибуты государственной власти создаются в Арабском халифате уже после смерти пророка Мохаммада, при втором праведном халифе Омаре (634—644). Тогда начинает формироваться система власти — арабо-мусульманская теократия. Классическими примерами использования халифата как формы политико-религиозного правления являлись, так или иначе, государства Омейядов и отчасти Аббасидов.
Ожесточенные спорны в Арабском Халифате велись относительно того, из какого племени должен быть халиф, каковы его полномочия. Позже к этим вопросам добавился еще один: халифа следует выбирать или назначать. Отмечается, что одним из первых эти вопросы поставила секта хариджитов, созданная в 657 г. Многие арабские улемы средневековья полагали, что халиф обязательно должен быть курайшитом, т.е представителем меккианского племени курайш, откуда происходил сам Мохаммад. Однако были и те, кто полагал иначе. Этот вопрос умело использовали еще в период своего становления идеологи ДАИШ, которые привязали родословную ее лидера, аль-Багдади, к роду курайшитов.
Так, в XIV в. выдающийся арабский мыслитель и социолог Ибн Халдун (1332-1406) отметил в знаменитом историко-социологическом труде «Мукаддима» (введение к «Большую истории»;), что халиф не обязательно должен быть выходцем из племени курайшитов. Ибн Халдун выступал за выборность халифа, и полагал, что главой уммы может стать любой мусульманин, не араб. Иную позицию относительно процесса перехода власти занимают шииты. По их мнению, родословная халифа, а значит и имама, должна восходить к четвертому «праведному халифу» — Али.
Проблематика халифата занимает одну из ключевых мест в идеологии радикальных исламистов. Так или иначе, исламисты стремятся к созданию (воссозданию) исламской империи — халифата. Целью данного в первую очередь политического шага является необходимая защита уммы от мира «неверных». Радикалы уверенны, что догмы ислама могут праведно соблюдаться только в рамках халифата. Так или иначе, одним из примеров «возрождения» халифата являлся «Исламский Эмират Афганистан» (ИЭА), провозглашенный движением «Талибан» в Афганистане в 1996 году. Тогда талибы объявили, что «ИЭА станет первой ступенью к всемирному халифату мусульман». Показательно, что одним из первых предписаний лидера талибов муллы Омара было как можно чаще использовать новое название Афганистана — исламский эмират, для того, чтобы оно быстрее вошло в обиход.
Далее в планах исламистов радикальная трансформация политико-религиозного, экономического и социального строя захваченных территорий. Одним словом, «возвращение» быта и сущности в Средневековье. Отметим, что для достижения своих целей радикалы разделили своих врагом на две группы: «ближний враг» (страны региона) и «дальний враг» (страны Запада во главе с США). Можно сделать вывод, что тенденция к воссозданию «всемирной исламской империи» — явление скорее политическое, нежели религиозное.
«Два Вавилона»
[1] Организация запрещена в России.
[2] Васильев А., Гареев В. Исторические корни терроризма // Азия и Африка сегодня. № 4. 2008. С. 32.
Правильное имя тех, кого нельзя называть
Знаменитый на весь мир Oxford English Dictionary в 2015 году признал эмоджи (emodji) «словом года». Как официально объявлено, «смайлик со слезами радости на лице» стал победителем в номинации Word of the Year. Для сравнения, в 2014 году победителем был глагол vapen, обозначающий процесс курения электронных сигарет, а годом ранее, знакомое многим россиянам словечко — selfie (сэлфи). Пока издатели и лингвисты «Оксфорского словаря английского языка» занимались форменной чепухой, в языках народов мира появилась зловещая аббревиатура ДАИШ.
К слову, у этих закомплексованных ребят и девчат совсем отсутствует чувство юмора. Не всякий дурень сможет рвануть на себе пояс шахида, но называть себя обидным прозвищем, данным тебе врагами — вот высший смак для европейски образованного человека. Так поступали голландские гёзы, что означало «нищие», и санкюлоты — в смысле «люди без штанов», «голоштанники». Они гордились своими обидными прозвищами. Противники исламистов, прознав про их реакцию на простейшее словечко, решили использовать его в своих политических целях. Французы первыми бросили вызывающий лозунг: «Даешь ДАИШ!»
У этой террористической организации множество имен даже на одном из любых языков. Недавно скончавшийся известный британский востоковед Клиффорд Эдмунд Босворт (Clifford Edmund Bosworth) в соответствующей статье из англоязычной «Энциклопедии ислама» (Encyclopaedia of Islam) переводит слово «аш-Шаам» — «страна левой руки», поскольку для всех живущих вокруг Мекки и Медины, то есть мест, где зародился ислам, при обращении своего взора на Восток, Север оказывается слева. Именно эта местность получила название Великой или исторической Сирии.
Название радикальной салафитской джихадистской группировки «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад», возглавляемой Абу Мусаба аз-Заркауи и созданной в 1999 году с целью свержения иорданского режима, в буквальном переводе означает «Общество за монотеизм и священную войну (джихад)». В 2004 году Заркауи присягнул Усаме бен Ладену, переименовав свою организацию в «Аль-Каиду в Ираке», или в «Аль-Каиду в Междуречье» (Al-Qaeda in Iraq (AQI) или Al-Qaeda in Mesopotamia). В списке террористических группировок американского госдепа в 2004 году организация Jama’at al-Tawhid wal-Jihad была обозначена тремя латинскими литерами JTJ. Западные СМИ предпочитали именовать ее по имени создателя — группировка Заркауи или сеть Заркауи.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
В арабском мире название группировки ДАИШ является общепринятым и представляет собой сокращение от al-Dawla al-Islamiya al-Iraq al-Sham, что означает «Исламское государство Ирака и Леванта». Если для европейцев такая разница в наименованиях может не иметь большого значения, то для самих террористов она принципиальна.
– На самом деле, инициатором этого переименования был Игорь Вячеславович Баринов (руководитель Федерального агентства по делам национальностей, депутат Государственной Думы четвёртого, пятого и шестого созывов, фракция «Единая Россия» – прим. ред.). Я поддерживаю инициативу потому, что эта преступная организация присвоила себе имя «Ислама». Она совершила преступления, которые противоречат исламской доктрине.
С точки зрения борьбы с терроризмом неправильно – говорить «ИГИЛ». Это оскорбляет многих наших российских мусульман, для которых русский язык является если не родным, то, по крайней мере, языком повседневного общения. Носителем культурного, этического и религиозного значения.
Мало ли кто как себя назовет? Может, какая-то криминальная группа будет представляться именем «Российской Федерации», но это же не значит, что ее надо так называть, понимаете?
Каждый раз, ассоциируя мусульман с этими террористами и убийцами, которые снимают своих зверства на камеру, мы поступаем неправильно. Поэтому давайте будем их называть арабской аббревиатурой, чтобы не оскорблять мусульман нашей страны.
Ислам – в исторической перспективе самая многочисленная из трех авраамических религий, имея в виду христианство и иудаизм. С исламом надо жить в мире и согласии, тем самым содействуя терпимости и открытости мусульман. Но нужно учитывать один момент. У всех бандитов и террористов во все времена есть национальность и религиозная принадлежность. И никому и никогда не приходило в голову их переименовывать
Например, ортодоксальные иудеи знают, что иудеи-сикарии на рубеже старой и новой эры были сектантами и экстремистами. Но никто и никогда не пытался заявить, что они – не иудеи. Тоже самое в исламе. Там многочисленная секта хариджитов считала, что другие мусульмане предали Аллаха, а сама пролила немало крови мусульман и других людей. Однако никому не приходило в голову говорить, что хариджиты – «не-мусульмане».
В конце концов, «Союз Михаила Архангела» был носителем дремучего национализма в Российской Империи. Но никто из категорически справедливо несогласных православных не переименовывал это объединение, использовавшее святое имя. И самый характерный пример. Во время Великой Отечественной войны фашистскую Германию не переименовывали (ведь далеко не все немцы были нацистами!) в «проклятую Орду» или «нечистую силу». Хотя и так тоже называли.
Сами по себе великие религии и народы, конечно же, несут некую ответственность за то, что из их недр возникают человеконенавистнические секты. Ответственность перед Всевышним и историей. Но это совершенно не означает, что человеконенавистнические идеи присущи целым религиям или этносам. Человеческие и религиозные чувства мусульман понятны.