что значит дисгармоничное физическое развитие
Когда рост и вес не соответствуют друг другу
Отставание и опережение
Физическое развитие – важнейший показатель правильности протекания процессов «телесного» (от лат. рhysical – «телесный») роста и развития. Если они не нарушены – это уже первый залог здоровья, хотя, конечно, наличие заболеваний вовсе не исключено. Но если рост и развитие ребенка значительно отличаются от нормальных – это первый сигнал: гормональная система, управляющая, по существу, всеми другими системами организма, работает неправильно.
Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья индивидуума. Следует отметить, что только в случае существенного отклонения от стандартов можно говорить о нарушениях в темпах роста и физического развития. В этом смысле в равной степени должны беспокоить как низкий, так и высокий уровень физического развития, хотя причины, их вызывающие, обычно существенно разнятся.
Однако ничего криминального нет в том, что ребенок по росту отличается от сверстников: он имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее. Ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»: такие особенности заложены в его наследственном аппарате и проявляются уже в раннем детстве. Методами близнецового анализа показано, что физическое развитие и телосложение примерно на 70% определяется наследственностью, и лишь на 30% – факторами внешней среды, в которой протекают рост и развитие.
Статья опубликована при поддержке кислородного бара «O2 drink» в Москве. Аренда и продажа кислородного оборудования, кислородных коктейлей. Кислородные концентраторы, коктейлеры, миксеры, кислородные баллоны, оксиштоки, пенообразователи от лучших производителей. Гарантия качества, доступные цены и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, условия аренды и контакты Вы сможете тут.
Ребенок имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее своих сверстников, ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»
Дисгармоничность
Под дисгармоничностью физического развития обычно понимают резкое несоответствие массы тела его длине, а также обхватных размеров – продольным. Кроме того, дисгармоничным можно считать проявление женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточные мускулы) – у девочек.
Дисгармоничность может возникнуть в результате некоторых видов тренировки, особенно при ранней спортивной специализации. Так, нередки случаи проявления дисгармоничного физического развития у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5–7-летнего возраста. Подобные формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику процессов роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни, даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены. Развитию дисгармоничности могут способствовать и травмы, полученные в детском возрасте, особенно если повреждены те или иные отделы позвоночника. Нередко при этом страдают и нервные центры спинного мозга, а также проводящие пути, иннервирующие скелетные мышцы и кости туловища и конечностей.
Чаще всего дисгармоничность является либо результатом перенесенных в раннем возрасте болезней, связанных с нарушением роста и развития опорно-двигательного аппарата (например, рахит), либо проявлением отклонений в деятельности желез внутренней секреции, но не указывает однозначно на истоки процесса. У таких детей обычно невозможно определить конституциональную принадлежность, так как морфологические и функциональные свойства не согласованы между собой. Дисгармоничность в подобных случаях является признаком повышенного риска широкого круга заболеваний – от инфекционных до раковых, причем прогноз течения многих заболеваний в этом случае неблагоприятный.
При выявлении детей с признаками дисгармоничности физического развития требуется повышенное внимание к анамнезу, условиям жизни, объему учебной и физической нагрузки и т.п.
Плоскостопие
Наиболее распространенным видом дисгармоничности физического развития является уплощенная стопа, или плоскостопие. Свод стопы, приспособленный для реализации прямохождения, – специфическая особенность человека, отличающая его от всех других приматов. Развитый свод стопы определяет силу отталкивания от поверхности при ходьбе и беге и создает оптимальные условия для деятельности мышц ног, что обеспечивает высокую выносливость. Недостаток или неправильная организация двигательной активности в раннем возрасте, а также избыточная масса тела нередко приводят к уплощению стопы и как следствие – к повышенной утомляемости при стоянии, ходьбе и беге. В ряде случаев развившееся плоскостопие может препятствовать осуществлению некоторых видов деятельности.
Сильно выраженное, оно может негативно сказываться на динамике процессов созревания механизмов моторного контроля. В частности, может тормозить развитие координации движений, ограничивая тем самым двигательные возможности ребенка.
Для выявления плоскостопия используется метод плантографии – получения оттиска следа подошвы ноги на бумаге с помощью красящего вещества.
Лечение плоскостопия обычно осуществляют с помощью специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на разные участки подошвы ноги. Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны специальные физические упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы, а также массаж. При этом следует иметь в виду, что подошва ноги является одной из самых мощных рефлексогенных зон организма и ее раздражение обладает сильным стимулирующим действием, затрагивающим многие органы и системы, особенно иннервируемые средним и нижним отделами спинного мозга. Массаж подошвенных рефлексогенных зон ведет к активации тонической мускулатуры, что имеет первостепенное значение для формирования осанки.
Нарушенная осанка
Нарушения осанки, как правило, связаны с искривлением позвоночника в том или ином его отделе. Причины возникновения нарушений осанки чаще всего кроются в неправильном подборе мебели для детей, что заставляет их принимать неадекватную позу. В результате происходят неравномерное развитие мышечного каркаса позвоночника и его искривление в боковом направлении. Больше других страдают дети астенического и торакального телосложения, у которых неправильная осанка уже в первом классе школы наблюдается чуть ли не в 100% случаев.
Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки остаются физические упражнения, развивающие тонические мышцы спины и шеи. При хорошо развитом мышечном каркасе осанка сохраняется даже при использовании неудобной мебели.
В возрасте до 5–6 лет есть возможность исправить осанку путем традиционных физических упражнений. В старшем возрасте, когда особенно часто начинают проявляться признаки нарушения осанки из-за повышения объемов статических нагрузок, связанных с длительным неподвижным сидением за партой, компьютером, у телевизора, необходимо применение специальных упражнений, формирующих мышечный каркас. Эффект могут дать также массаж и электростимуляция некоторых мышц. В тяжелых случаях бывает необходимо хирургическое вмешательство.
Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005 г. (часть 1
Под физическим развитием (ФР) человека понимается совокупность морфологиче-ских и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Поскольку темп и окончательный предел биологического потенциала зависит от генетических и внеш-несредовых факторов, ФР ребенка является одним из важнейших критериев в оцен-ке его состояния здоровья. В основе оценки ФР ребёнка лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.
Одной из главных целей использования расчетных показателей физического разви-тия является прогнозирование последующих проблем здоровья, особенно заболе-ваемости, смертности, умственного развития, работоспособности, репродуктивной функции и риска хронического заболевания.
Клиническое значение заключается в использовании параметров физического развития в качестве диагностических кри-териев для распознавания патологии желез внутренней секреции.
Для оценки ФР детей и подростков в каждом возрасте используются различные кри-терии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оцен-ке физического развития, в настоящее время принято верифицировать и биологиче-ский возраст. Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Для оценки ФР детей до 1 года используются показатели роста, массы телв, пропорцио-нальность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые ан-тропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет). Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития яв-ляются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы.
В настоящее время ФР ребенка оценивается в такой последовательности. Устанав-ливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большин-ство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного воз-раста или опережают его, это свидетельствует о задержке или ускорении темпов биологического развития.
Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов которые могут изменять потенциал его ФР. Достигаемые пока-затели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма». Именно поэтому индивидуальную оценку физиче-ского развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ре-бенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного ре-гиона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеографических усло-вий проживания. При этом оценка антропометрических данных должна проводиться комплексно, при одновременном учете всех полученных показателей.
Оценка антропометрических показателей
В настоящее время оценку антропометрических показателей производят преимуще-ственно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.
I. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (σ, среднего квадратического от-клонения, standard deviation – SD). Для того, что бы оценить, насколько исследуемый параметр отличается от средних значений, рассчитывают коэффициент стандартно-го отклонения (standard deviation score, SDS).
х – рост ребенка;
Х – величина, соответствующая 50 перцентили для данного пола и хронологического возраста;
SD – стандартное отклонение для данного пола и возраста.
Преимущества метода заключается в возможности оценки и описания резко выра-женных отклонений, которые чаще всего характеризуют эндокринную патологию. От-клонения исследуемого параметра более чем на 2 SD (SDS > 2), расценивают как патологические, а дети признаются требующими углубленного обследования.
Скорость роста (см/год) SDS роста
где: ХВ 2 – хронологический возраст ребенка на момент обследования;
ХВ 1 – рост ребенка на момент предыдущего обследования.
II. Центильные таблицы (или графики) показывают количественные границы роста и массы тела у определенной доли или процента (центиля) детей в зависимости от возраста. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, поскольку при ис-пользовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты.
Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. За нормальные величины приняты значения – в интервалах (или «коридорах») 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю). 3-й центиль – это такая вели-чина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля – у 10 % членов выборки и т. д. Если показатель находится либо ниже 3-й процентили, либо выше 97-й процентили, такая величина считается «аномальной».
Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или ниже среднего, высокое или низкое, а также гармоничное, дис-гармоничное, резко дисгармоничное.
При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уро-вень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4– 5-й коридоры (25– 75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10– 25-я центили) – ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3– 10-я центили) – низкими, в 7-й (90– 97-я центили) – высокими, в 1-й (до 3-й цен-тили) – очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) – очень высокими.
Процессе динамического исследования позволяет определить, развивается ли ре-бенок постоянно по некоторой процентили физического развития, снижаются ли его показатели, или же он наверстывает отставание. С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением пи-тания или неблагоприятными психосоциальными условиями.
Двухмерные центильные шкалы – «длина тела — масса тела», «длина тела — ок-ружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности гру-ди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.
Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются в пределах ±1,0-1,5 σ (или попада-ют в 4 –5-е центильные коридоры (25 — 75-я центили).
Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенно-го жироотложения. При резко дисгармоничном ФР разница превышает ±2,2 σ (3 – 97 центиль).
Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения дея-тельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом ос-новании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дис-гармоничным и резко дисгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Поскольку единичные антропометрические изме-рения (например, рост или масса тела) имеют ограниченную ценность, следует рас-считывать такие показатели, как масса тела для данного роста, длина тела для дан-ного возраста и масса тела для данной длины.
3-я и 97-я процентили приблизительно эквивалентны кривым –2 стандартных отклонения и +2 стандартных отклонения, соответственно.
Таблица 1. Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам
Медицинские интернет-конференции
Языки
Причины дисгармоничного физического развития детей
Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.
В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.
Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.
Материалы и методы
Использовались аналитический, статистический методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.
Результаты
Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.
Основными причинами низкорослости у детей,проживающих как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68% и 23% соответственно.
По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма выявлены у 15% детей.
У детей, с умеренно выраженной задержкой роста установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).
Выводы:
Научная электронная библиотека
Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,
2.1. Оценка физического развития
Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.
В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).
Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).
При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:
1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.
2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.
3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.
На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).
Определение календарного возраста на момент обследования
При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.
Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.
После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).
10 лет 5 мес. 29 дн.
11 лет 5 мес. 29 дн.
12 лет 5 мес. 29 дн.
13 лет 5 мес. 29 дн.
14 лет 5 мес. 29 дн.
15 лет 5 мес. 29 дн.
16 лет 5 мес. 29 дн.
17 лет 5 мес. 29 дн.
Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).
Центильная вероятность (центили)
Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).
«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.
«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.
«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.
«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.
«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.
«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.
Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.
Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.
При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.
Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.
Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.