что значит выражение крейсерская скорость
Крейсерская скорость
Крейсерская скорость — наивыгоднейшая скорость движения самолёта, корабля или другого транспортного средства, достигаемая при наименьшем километровом расходе топлива.
В авиации это воздушная скорость горизонтального (крейсерского) полёта, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна.
Составляет она примерно 30-80 % от максимальной скорости и для гражданских воздушных судов не превышает скорость звука (кроме самолетов «Конкорд» и «Ту-144»).
На крейсерской скорости авиация обычно совершает рейсы по авиамаршрутам.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Крейсерская скорость» в других словарях:
Крейсерская скорость — скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км пути минимален), К. с.… … Энциклопедия техники
Крейсерская скорость — скорость горизонтального полёта самолёта (вертолёта), наивыгоднейшая для выполнения конкретного задания. Обычно составляет 0,7 0,8 максимальной … Словарь военных терминов
Крейсерская скорость — наивыгоднейшая скорость полета самолета или движения корабля (составляет примерно 80% максимальной скорости) … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
Крейсерская скорость корабля — устаревшее название экономической скорости корабля. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
СКОРОСТЬ САМОЛЕТА КРЕЙСЕРСКАЯ — скорость, соответствующая полету на неполной мощности. С. С. К. иногда называют скоростью, при которой самолет испытывает наименьшее аэродинамическое сопротивление; однако в последнем случае чаще применяется термин наивыгоднейшая скорость.… … Морской словарь
Скорость — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость (значения). Скорость Размерность LT−1 Единицы измерения СИ … Википедия
Скорость корабля — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость хода. Скорость корабля один из важнейших тактико технических элементов, выражаемый расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть… … Википедия
крейсерская скорость
Смотреть что такое «крейсерская скорость» в других словарях:
Крейсерская скорость — скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км пути минимален), К. с.… … Энциклопедия техники
Крейсерская скорость — Крейсерский полёт 4 двигательного Airbus A340 Крейсерская скорость наивыгоднейшая скорость движения самолёта, кора … Википедия
Крейсерская скорость — скорость горизонтального полёта самолёта (вертолёта), наивыгоднейшая для выполнения конкретного задания. Обычно составляет 0,7 0,8 максимальной … Словарь военных терминов
Крейсерская скорость — наивыгоднейшая скорость полета самолета или движения корабля (составляет примерно 80% максимальной скорости) … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
крейсерская скорость — крейсерская скорость скорость летательного аппарата на крейсерском режиме полёта. В зависимости от задачи полёта различают К. с. минимального времени полёта (К. с. максимальна), К. с. максимальной дальности полёта (расход топлива на 1 км… … Энциклопедия «Авиация»
Крейсерская скорость корабля — устаревшее название экономической скорости корабля. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
СКОРОСТЬ САМОЛЕТА КРЕЙСЕРСКАЯ — скорость, соответствующая полету на неполной мощности. С. С. К. иногда называют скоростью, при которой самолет испытывает наименьшее аэродинамическое сопротивление; однако в последнем случае чаще применяется термин наивыгоднейшая скорость.… … Морской словарь
Скорость — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость (значения). Скорость Размерность LT−1 Единицы измерения СИ … Википедия
Скорость корабля — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость хода. Скорость корабля один из важнейших тактико технических элементов, выражаемый расстоянием, проходимым кораблём в единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть… … Википедия
Крейсерская скорость — для чего нужна и на какой отметке находится?
,
круизная скорость
(калька англ.
cruise speed
) — скорость движения воздушного, морского или речного судна, автомобиля или другого транспортного средства с
наименьшим
расходом топлива на километр пути; эта скорость позволяет пройти максимальный путь для фиксированного объёма топлива.
В авиации
В авиации крейсерская скорость — скорость движения воздушного судна на крейсерском режиме полёта[1].
В зависимости от решаемых задач полёт может выполняться как за минимальное время (крейсерская скорость максимальна, время полета минимально), так и на максимальную дальность полета (крейсерская скорость минимальная, расход топлива на 1 км пути минимален). Существует третий режим — режим максимальной дальности и продолжительности полета (оптимальное соотношение расхода топлива при минимальном времени полета)[1].
Крейсерская скорость составляет примерно 30—80 % от максимальной скорости и для гражданских воздушных судов не превышает скорость звука (кроме пассажирских авиалайнеров «Конкорд» и «Ту-144»).
В зависимости от задачи полёта возможны другие режимы полёта: с максимальной, минимальной, экономической скоростью, а также скоростью максимальной продолжительности полёта
Эволюция кораблей на подводных крыльях
Изобретение подводных крыльев было одним из самых революционных событий в истории морской техники.
«Крылья» погружены в воду таким образом, что корпус корабля во время движения находится над водой, что позволяет лодке идти намного быстрее, так как вода более чем в 1000 раз плотнее воздуха.
Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини построил первый полноразмерный катер на подводных крыльях в 1906 году, он позволил катерам сделать огромный скачок вперед, до скоростей за 60 км/ч. Его обычная лодка с надстроенными «крыльями», достигла скорости в 68 км/ч используя двигатель в 60 л.с. Вроде бы скромные цифры, но стоит напомнить, что максимальная скорость судов того времени была в районе 40-50 км/ч.
от она, первая лодка на подводных крыльях с Энрико Форланини «у штурвала». Но к сожалению, технологию забыли до 60 годов прошлого века. Скорость скоростью, но технологии были слишком дорогими, да и для передвижения на небольших скоростях Энрико не нашел решения. Его лодка на скоростях меньше 20 км/ч управлялась с большим трудом, а на больших сильно вибрировала.
Ниже катер на подводных крыльях от самого Александра Грэхема Белла, под названием HD-4, который достиг скорости 114 км/ч ещё в 1919 году.
Далее «Белый Ястреб», ультра-высокоскоростной лодка на подводных крыльях с реактивным двигателем в 4000 л.с. Её разработали Франк и Стелла Хенинг-Ли в начале 1950-х.
Следующим в списке идет тестовый образец катера ВМС США Carl XCH-4 «Утка». Дальше испытаний дело не пошло
«Фонарь» (HC-4), прототип военной лодки на подводных крыльях. На дворе был 1953 год, лодка делала 18 узлов (33 км/ч), вроде бы мало, но это была первая лодка на электрических двигателях.
KC-B, экспериментальная лодка канадских ВМС, могла набрать до 96 км/час.
Интересная концепция. Океанский атомный лайнер на подводных крыльях на 320 пассажиров.
Всем известная «Ракета», советский пассажирский корабль на воздушных крыльях на 60 пассажиров. Серийно производилась с 1957 по 1976 год. В общей сложности было построено 389 единиц. Крейсерская скорость «Ракеты» 60 км/ч. Запас хода 500 километров.
Венгерская реклама «Ракеты». Да, когда-то мы производили корабли и их хотели покупать.
Метеор. Был в производстве с 1960 по 1994. Вмещал 112 человек и развивал скорость до 112 км/ч.
Морская версия «Метеора»
«Чайка». Речной автобус, который производили в СССР всего лишь в 1962 году. Максимальная скорость 100 км/ч
Буревесник. Шедевр советского производства. По бокам у него два модернизированных двигателя от самолета ИЛ-18, общей мощностью в 2700 л.с. Крейсерская скорость корабля 95 км/ч. Максимальная не проверялась, как говорят испытатели «за 150». Буревестник выпускался с 1964 по 1979 год.
Советский атакующий катер на воздушных крыльях. На службе с 1972 года.
Корабль ВМС США Плейнвью (проект AGEH-1), был построен в единственном экземпляре в 1969 и был пущен на металлолом в 1978 году.
Боинг 929 Jetfoil, выпущен в 1974 году, мог перевозить до 400 пассажиров.
«Морская Тень» (проект IX-529) — экспериментальный стелс корабль, построенный в компании Lockheed для ВМС США в 1985 году.
Советский корабль на подводных крыльях «Восход». Популярная модель. До сих пор эксплуатируется во многих странах. Хотя бы 1 экземпляр есть у 20 стран.
Яхта на базе «Метеора» была построена в 2006 году специально для Александра Хлопонина, российского бизнесмена и губернатора Красноярского края.
FSWH37 — яхта на подводных крыльях. Построил итальянец.
И опять Россия. Самый последний шедевр наших строителей кораблей на подводных крыльях. Прогулочный катер с прозрачным дном.
В автомобилестроении
Для легкового автомобиля крейсерская скорость обычно достигается на высшей передаче при среднем положении педали акселератораК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3596 дней
], хотя этот режим движения не является режимом с наименьшим
километровым
расходом топлива. Автомобиль будет экономить больше всего топлива, если его езда состоит из циклов «плавный разгон + пробег по инерции». Расход топлива для загородной езды замеряется именно на крейсерской скорости.
Примеры[править]
Литература[править]
Кино[править]
Аниме и Манга[править]
Видеоигры[править]
Музыка[править]
Прочее[править]
Реальная жизнь[править]
Отрывок, характеризующий Крейсерская скорость
«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он. Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона. В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть». И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два». Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение: a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 Написав по этой азбуке цифрами слова L’empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L’empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L’empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L’Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l’empereur Napoleon и l’Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Причины появления[править]
Сторожевые корабли проекта 1159 «Ягуар»
Сторожевые корабли проекта 1159 / 1159Т / 1159ТР, шифр “Ягуар” – 14 ед.
Постройка: Пр.1159 – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 6 единиц: “Дельфин” 21.04.1973 / 19.07.1975 / 31.12.1975 “Нерпа” 22.10.1974 / 4.06.1977 / 31.12.1977 “Кречет” 19.01.1977 / 3.07.1978 / 31.12.1978 “Сокол” 01.1978 / 21.04.1979 / 30.11.1979 “СКР-481” 25.12.1979 / 24.12.1981 / 30.09.1982 “СКР-149” 8.04.1983 / 30.06.1984 / 25.06.1985
Пр.1159Т – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 6 единиц: “СКР-482” 10.06.1978 / 12.01.1980 / 30.09.1980 “СКР-28” 17.07.1979 / 21.06.1980 / 30.12.1980 “СКР-35” 11.06.1980 / 30.04.1981 / 30.11.1981 “СКР-471” 24.04.1981 / 31.07.1982 / 17.08.1983 “СКР-129” 7.07.1982 / 11.11.1983 / 30.08.1984 “СКР-451” 6.05.1986 / 3.05.1987 / 25.12.1987
Пр.1159ТР – Зеленодольск, ССЗ им. А.М.Горького – 2 единицы “СКР-201” 22.09.1982 / 27.04.1985 / 30.12.1985 “СКР-195” 18.04.1985 / 27.04.1986 / 25.12.1986
Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной “Дельфин” в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 – по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 – по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением” и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т и 1159ТР отмечены знаком *).
“ДЕЛЬФИН” (зав. № 201). 25.5.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2,1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в “Смели”. 1.6.1991 расформирован.
“НЕРПА” (зав. № 202). 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в “Rostock” (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
“КРЕЧЕТ” (зав. № 203). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в “Berlin” (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан маслом. С 26.9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П.Комоедов (с 7.7.1998 – командующий ЧФ).
“СОКОЛ” (зав. № 204). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в “Split” (VRB-31). 1.6.1980 расформирован.
СКР-482 (зав. № 250)*. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно ввшел в состав ДКБФ. 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в “Mourad Rais” (№901). 1.8.1981 расформирован.
СКР-28 (зав. № 251)*. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в “Mariel” (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован. В 1997 г. сдан на слом.
СКР-35 (зав. № 252)*. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в “Rais Kellich” (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.
СКР-481 (зав. № 205). 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР, 1.12.1982 расформирован и 5.12.1982 передан ВМС Югославии, переименован в “Kopar” (VRB-32).
СКР-471 (зав. № 253)*. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. В августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.
СКР-129 (зав. № 254)*. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в “Rais Korfou” (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР. 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.
СКР-149 (зав. № 206). 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1983 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ. 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в “Halle”. 14.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР. 1.5.1986 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
СКР-201 (зав. № 255)*. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в “Al Hani” (Р-212). 1.8.1986 расформирован.
СКР-195 (зав. № 256)*. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в “Al Qirdabiyan” (Р-213). 1.11.1987 расформирован.
СКР-451 (зав. № 257)*. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в “Monkada” (№ 353). 1.7.1988 расформирован.
Тактико-технические данные пр.1159:
Тактико-технические данные пр.1159ТР:
Водоизмещение, т: стандартное: 1550 полное: 1705 Размеры, м: длина: 96,51 ширина: 12,56 осадка: 3,28 (габаритная – 5,39) Скорость полного хода, уз: 28 Дальность плавания: 3800 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз)) Автономность, сут: 10 Силовая установка: 1х20000 л.с. ГТУ М8В6, 2х8000 л.с. дизели 68Б-6, 2 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт Вооружение: 2х2 ПУ ПКР П-20М “Термит” 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 “Оса-М” (20 ЗУР 9М33) – СУ 4Р-33 2х2 76 мм АК-726 (1200 выстрелов) – СУ МР-105 “Турель” 2х2 30 мм АК-230 – СУ МР-104 “Рысь” 4х1 400 мм ТА 2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1) 14 мин РТВ: РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2В», РЛС «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-311 «Вычегда» Экипаж, чел: 112
Экспорт Алжир: 3 единицы “Мурад Рейс” 901 (до 20.12.1980 “СКР-482”), “Рейс Келлих” 902 (до 24.03.1982 “СКР-35”), “Рейс Корфу” 903 (до 01.1985 “СКР-129”). 903 в 1999-2000 модернизирован по пр.1159ТМ в Кронштадтском морском заводе: 1510/1665 т, осадка 3,22 (габаритная – 5,2) м, АК-230 заменены на АК-630М – СУ МР-123 “Вымпел-А”, добавлены 2х2 533 мм ТА, РЛС общего обнаружения МР-320 “Топаз-2В” заменена на РЛС общего обнаружения “Позитив-МЭ1”, 28 уз, 3500 миль (14 уз), 1800 миль (28 уз), 103 чел. В Санкт-Петербурге “Северная верфь” на 901 в 10.2007-11.02.2011, 902 в 2011-12 РЛС общего обнаружения МР-320 “Топаз-2В” заменена на РЛС общего обнаружения “Позитив-МЭ1”, СУ МР-105 “Турель” и СУ МР-104 “Рысь” заменены на опто-электронную СУ СП-521 “Ракурс”, добавлен комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101)
Болгария: 1 единица Фрегат “Смели” 11 (до 22.02.1989 “Дельфин”)
ГДР: 3 единицы Корабли береговой обороны “Росток” 141 (до 25.07.1978 “Нерпа”), “Берлин” 142, с 7.10.1981 “Берлин” – “Хаупстадт дер ДДР” (до 10.05.1979 “Кречет”) списан 31.12.1991, “Халле” 143 (до 23.11.1985 “СКР-149”)
Куба: 3 единицы “Мариэль” 350 (до 24.09.1981 “СКР-28”) списан в 1997, “Монкада” 353, затем 383 (до 10.04.1988 “СКР-451”) затоплен 16.07.1998 у северного побережья Кубы как объект для дайвинга, 356 (до 02.1984 “СКР-471”) списан в 1996, затоплен у Каймановых островов как объект для дайвинга
Ливия: 2 единицы “Аль Хани” 212 (до 28.06.1986 “СКР-201”), “Аль Кирдабиян” 213 (до 24.10.1987 “СКР-195”) потоплен 9.08.2011 в Триполи английской авиацией
Югославия: 2 единицы Эскадренные миноносцы, затем большие патрульные корабли “Сплит” 31, с 1993 “Београд” (до 10.03.1980 “Сокол”) списан в 2005, “Копер” 32, с 1993 “Подгорица” (до 5.12.1982 “СКР-481”) списан в 1995. Модернизированы по пр.1159Р в Кралевице “Титово Бродоградилисте”: “Сплит” в 1982, “Копер” в 1984. 4х1 ПУ ПКР П-20 “Термит”.