что значит запятая над буквой
Урок обучения грамоте по теме «Звуки [м], [м’]; буквы М, м»
Оборудование: учебник “Азбука”Н.Г.Агарковой и Ю.А.Агаркова, конструктор печатных букв, Модели гласных и согласных звуков, модели слов-предметов, действий, признаков, Слов- помощников, рисунок с изображением ключевых героев Маши и Миши.
1. Организационный момент
2. Определение целей урока
У. Сегодня у нас на уроке наши любимые герои, а вы помните их имена? (Картинка с детьми)
— Как вы думаете, ребята, сможем мы помочь нашим друзьям? Что для этого надо сделать?
Д. Произнести их имена.
У. Давайте произнесем имена детей и понаблюдаем за звуками, с которых они начинаются.
Д. (Произносят звуки)
У. Сегодня урок открытия нового знания. Откроем “Азбуку” (с. 24) и определим цели нашего урока.
Д. Изучим новые звуки.
— Узнаем, какие буквы нужны для их обозначения;
— Познакомимся с новыми моделями, узнаем, что обозначает точка, а что обозначает запятая справа сверху;
3. Выделение звуков [м], [м´] из имен Маша и Миша
У. Произнесем еще раз имена наших героев и определим, что это за звуки?
Д. Это звуки согласные.
У. Как вы догадались, что эти звуки согласные?
Д. Воздух при произношении встречает преграду из губ.
У. Правильно. Квадрат – это модель согласного звука. (□)
— Следующая наша задача: пронаблюдать одинаково ли звучат эти звуки в именах Миша и Маша. Давайте произнесем и послушаем.
У. Если согласный звук мягкий, то в модели он обозначается запятой в правом верхнем углу квадрата. (□´) [м], [м´],
У. А теперь внимательно посмотрите на меня и послушайте. (Учитель напевает мелодию, не открывая рта, используя звук [м].)
У. Да вы услышали мелодию, догадались какая эта песня. (“Маленькой елочке холодно зимой”) Вы услышали пение, что возможно при использовании голоса, так поются и гласные. Значит, при произношении звука [м] кроме возникновения преграды есть еще и голос. Такие согласные называются звонкими. А обозначают их с помощью точки внутри квадрата. (□)
4. Работа по учебнику
У. Так что означают значки вверху страницы?
Д. Наши новые звуки: согласные, звонкие, могут быть твердыми, а могут быть мягкими.
У. Давайте понаблюдаем за произношением слов [сом], [мал], [м´ал] и обобщим знания о новых звуках.
У. Для обозначения новых звуков на письме потребуется буква М. Как вы думаете, сколько работ выполняет эта буква?
У. Ребята, на что похожа эта буква?
Здесь качаться можно всем!.
Мы весёлые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
6. Работа в паре. Конструирование букв М и м
У. Работаем в паре. Помним, что работать нужно дружно, говорить вполголоса.
Одна пара работает у доски.
7. Работа с двухуровневой схемой.
У. Прочитаем слова по моделям звуков и по буквам. Что обозначают голубые дуги под словами?
У. Посмотрите на рисунок, что делал мальчик?
— Правильно, мальчик мыл машину.
— Что можем сказать о первом звуке? (Он согласный звонкий твердый.)
— А если первый звук в этом слове заменим на мягкий [м´], а второй на гласный [и]?
— Как можем сказать о мальчике? (Он мил)
— О каких людях говорят, что они милые? (Славный, привлекательный, приятный.)
У. Милые и приятные люди умеют общаться друг с другом, считаются с мнением окружающих. Эти качества нам сегодня пригодятся при работе в группе. (Учитель вывешивает на доску значок групповой работы)
У Маши плюшевый медвежонок.
У Миши красная машина.
(Ребята составляют предложение, а затем модель предложения, указывая слова-помощники, слова-предметы, слова-признаки и слова-действия)
Проверка работы групп.
Дети одной группы составляют у доски модель и озвучивают предложение, выясняется, у кого такое же предложение, исправляются ошибки.
9. Подведение итогов урока
У. Что узнали нового на уроке? Что вас порадовало, а что огорчило? Какие трудности вы испытывали на уроке?
— Я уверена, что все трудности мы преодолеем, потому что стараемся работать дружно, выручаем друг друга.
Диакритический знак
Диакритический знак
Диакрити́ческие зна́ки (др.-греч. διακριτικός «служащий для различения»):
Иногда дополнительно требуют, чтобы диакритические знаки были меньшего размера, чем буквы.
Синонимические названия: акце́нты (более узкое по значению), диакри́тики (профессионально-жаргонное, ед. ч. диакри́тик, м. р., реже диакри́тика, ж. р.). Система диакритических знаков какой-либо письменности или текста называется диакри́тикой.
Огласовки в консонантных системах письма (например, в иврите, арабском и сирийском языках), по внешнему виду близкие к диакритическим знакам, по смыслу являются скорее особой разновидностью букв.
К диакритикам прибегают в случае, если букв алфавита не хватает для передачи звуков речи или же для смыслоразличения. Основной альтернативой диакритикам при звукоразличении служат сочетания двух (диграфы), трёх (триграфы) и более букв для обозначения одного звука. Например, звук «ш» передаётся буквой š в ряде языков, или диграфом ch во французском, или sh в английском, или триграфом sch в немецком. Диакритики употребляются как с гласными, так и согласными буквами. Основной недостаток диакритик — загромождение письма мелкими, но важными деталями, опущение которых может привести к серьёзным ошибкам. Существуют языки, в которых диакритические знаки не столь распространены (русский) или практически не используются (английский). В некоторых случаях имеется тенденция к вытеснению диакритизованных букв диграфами (немецкий: ö > ое в печатном тексте и компьютеризации).
Содержание
История
Древнейшими диакритическими знаками были, вероятно, обозначения долготы и краткости в греческом, а также греческие знаки ударения.
Диакритики наиболее широко используются в языках, имеющих латинский алфавит. Это связано с тем, что в классическом латинском языке не было шипящих звуков, носовых гласных, палатализованных (смягчённых) гласных, которые имелись или развились в других языках, особенно неродственных. Так, если в итальянском возможна передача шипящих чисто позиционно (например, в слове città «читта» — «город», где c+i автоматически означают шипящий звук), то в других языках, не связанных с латынью, это невозможно. Наиболее загружены звукоразличительными диакритиками чешский, словацкий, турецкий, румынский, польский, литовский, вьетнамский языки. В португальском и французском языках сильной диакритизации подвергаются гласные звуки (ê, è, ë, ï, ã) — как звуко- и смыслоразличительной, так и чисто этимологической: îlе insula «остров». В романских языках имеется и особый диакритизованный согласный ç, в испанском — буква ñ, возникшая в результате надстрочного «двухэтажного» написания двух букв nn в латинских словах типа annum > anno > аñо «год».
Классификация
Диакритические знаки можно классифицировать различными способами.
При необходимости (например, в случае технических ограничений) диакритический знак может опускаться, иногда с вставкой или заменой букв слова.
Одинаково выглядящие диакритические знаки могут иметь разное значение, название и статус в различных языках и системах письма.
Отнесение того или иного элемента графической системы к диакритическим знакам в большой мере условно. Так, в современной русской письменности можно найти «диакритические знаки» разной бесспорности (от абсолютной до почти нулевой):
Основные диакритические знаки
Замечание. Сколько-нибудь устоявшихся русских названий для большинства диакритических знаков нет. В настоящее время конкурируют:
Дополнительно усложняет ситуацию и тот факт, что два разных в одном языке знака в другом могут оказаться взаимозаменяемыми шрифтовыми вариантами.
Описание, код | Пример | Возможное использование | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
подстрочная точка U+0323 | ḥ | различные системы транскрипции и транслитерации (семитских языков, языков Индии и др.); подстрочная точка может обозначать слогообразующие согласные (ṛ, ḷ), церебральные согласные (ḍ, ṭ, ṇ), те же анунасику с анусварой и др. | ||||||||||||||||||
подстрочная запятая U+0326 | ț | свистящие и шипящие в румынском языке (ș, ț) | ||||||||||||||||||
подстрочный кружок U+0325 | r̥ | в некоторых системах транскрипции (например, в реконструкции индоевропейского или праславянского языка) кружок под согласной обозначает ее слоговой характер | ||||||||||||||||||
«чашка» под несколькими буквами U+035C | t͜s | в некоторых системах фонетической транскрипции знак ͜ под буквосочетанием означает его слитное произношение | ||||||||||||||||||
«шапочка» под буквой U+032F | u̯ | в некоторых системах фонетической транскрипции: неслоговой звук | ||||||||||||||||||
подчеркивание U+0331 | a̱ | в словарях может обозначать ударение | ||||||||||||||||||
«птичка» под буквой U+032C | s̬ | в МФА — знак звонкости | ||||||||||||||||||
йота подписная U+0345 | ᾳ | в древнегреческом | ||||||||||||||||||
Неслитные внутристрочные знаки | ||||||||||||||||||||
двоеточие после буквы | a: | в фонетической транскрипции — знак долготы звука (в МФА используется специальный знак «треугольного двоеточия»: [aː]) | ||||||||||||||||||
точка справа сверху после буквы | o· | в латинице для тайваньского диалекта | ||||||||||||||||||
Слитные надстрочные знакиСлитные подстрочные знаки | ||||||||||||||||||||
седиль U+0327 | ç | происходит из испанского языка (исп. cedilla [седи́лья] — «маленькое „z“»), но ныне там не используется; наиболее известно по употреблению во французском (фр. cédille [седи́й]), ставится под c в том случае, когда у этой буквы надо обозначить произношение [s] вместо [k]: façade [фасад]; используется также в некоторых других языках под разными буквами и с разным значением (так, в турецком буквы c, ç, s, ş обозначают соответственно звуки [дж], [ч], [с] и [ш]). В латышской письменности при строчной букве g седиль переворачивается и становится надстрочным знаком: ģ | ||||||||||||||||||
c-образный хвостик U+0328 | ę | происходит из средневековой латинской письменности, где знак ę был компактной заменой для лигатуры æ; оттуда заимствован польской письменностью и получил название ogonek [ого́нэк] = «хвостик»; в польском используется в буквах носовых гласных ą и ę. Из польского заимствован другими языками (в частности, литовским), применяется при различных буквах | ||||||||||||||||||
хвостик как у ц или щ | ҷ, ӌ | использовался в 1930-е годы и позже при создании кириллических письменностей для различных языков СССР; обычно шел вправо и вниз, но иногда влево и вниз | ||||||||||||||||||
Слитные внутристрочные знакиНекоторые другие специфические диакритические знаки используются в МФА и в церковнославянской письменности. ПримерыЛитовский языкВ литовском языке имеется 12 гласных букв. В дополнение к стандартным латинским буквам используются диакритические знаки для обозначения долгих гласных (nosinė — крючок под буквами ą, ę, į, ų), оставшиеся со времени, когда эти буквы произносились в нос, как некоторые гласные в современном польском. Иногда в журнале встречается загадка с картинками, буквами и цифрами, а также знаками препинания и равенства. Это ребус. По сравнению с кроссвордами или сканвордами, эту загадку могут отгадать не так много людей. Возникает вопрос: «Что означают запятые в ребусах?» Сложность состоит в том, что правила решения никогда не печатают. А если и встретится некая инструкция, то она, скорее всего, будет неполной. Но на самом деле все не так сложно. Что такое ребусЛатинское слово rebus означает «вещи». Крылатая фраза «не с помощью слов, а при помощи вещей» очень точно описывает салонную игру в слова. Впервые о ней стало известно во Франции, когда вышел сборник этих загадок. Его составитель – Э. Тамбуро. Первые ребусы не отличались широкой палитрой средств загадывания, но в последующие годы значительно обогатились различными приемами. С тех пор появились музыкальные, литературные, математические и театральные ребусы. Принцип у всех один: зашифрованное понятие составляется по частям из нескольких других слов, которые представляются картинками или пантомимой. В настольной игре в ребусы присутствуют запятые, которые располагаются вперемежку с изображениями. Есть определенные принципы, по которым пишется шифровка. Чтобы разгадать загадку, следует знать, что означают запятые. В ребусах свои законыЕсли говорить коротко, запятыми обозначают буквы, которые нужно убрать из слова. Они могут стоять с одной или с другой стороны от картинки. Поскольку текст читается слева направо, наличие запятой перед изображением означает, что убирают первую букву. Запятая после него указывает на то, что не берут в расчет последнюю букву. Знаков может быть несколько. В таком случае из слова, зашифрованного изображением, исключают несколько букв. Встречаются и перевернутые знаки. Значит, отбрасываются буквы с конца слова. Когда встречаются перевернутые рисунки, слово читается задом наперед. Если картинка содержит еще и запятую, нарисованную вверх ногами, то убирают конечную букву из прочитанного наоборот слова. Например, под изображением коровы стоят две перевернутые запятые. Под ними лев, а подо львом буква есть «А». Решение: для начала убираем из слова «корова» две последние буквы, получаем «коро». Теперь добавляем «лева». Получается слово «королева». Несколько запятыхИногда встречаются не одна, а две запятые в ребусе. Что означает этот шифр? Некоторые думают, что это кавычки. Однако это не так. Например, требуется отгадать такую загадку: перед картинкой слона слева стоят две запятые. Слова читаются слева направо, значит, будут убираться две первые буквы. Если от слова «слон» отнять две первые буквы, то получится «он». Еще один вариант: перед картинкой слона слева находится слог «мю». После картинки справа стоят две запятые и буква «и». Решение: от слова «слон» отнимаем две последние буквы, получается «сл». Добавляем «мю» в начало, а «и» в конец, получаем слово «мюсли». А как быть, если нужно самостоятельно составить ребус? Допустим, нужно подобрать шифровку для слога «он». Конечно, можно использовать разные способы. Но если помнить, что означают запятые в ребусах, то все станет легко. В русском языке достаточно слов, состоящих из нескольких слогов. Чтобы получить тот из них, который нужен, можно не мучиться с придумыванием предметов. А например, взять картинку с граммофоном и поставить девять запятых слева. Задача усложняется тем, что сначала нужно отгадать, какое слово зашифровано картинкой. Возможно, не все знают, что такое граммофон. Картинку с хамелеоном и шесть запятых слева тоже можно представить в качестве ребуса. Что означает запятая сверху картинкиЕще один пример: рисунок змеи, над которой стоит запятая. Есть указание: «я»= «л». Решение будет такое: отнимаем первую букву от слова «змея», получается «мея». Теперь меняем букву «я» на «л». Получается «мел». Примеры с хамелеоном или граммофоном, которые рассматривались выше, можно было бы записать так: над картинкой с изображением слова поставить нужное количество запятых, чтобы отнять их у слов «граммофон» и «хамелеон». Когда знаки стоят под рисункомБывает, что запятые находятся сверху или снизу картинки. Что означает в ребусе запятая снизу? Пусть это вас не смущает. При чтении сверху вниз запятая, что находится над картинкой, показывает, что откидывают первую букву закодированного слова. А та, что стоит под изображением, указывает на последнюю. Если запятых несколько, убирают несколько букв. Допустим, перед нами изображение молотка. Есть указание: «т»=»к». Это означает, что букву «т» следует заменить на «к». Далее под картинкой стоит запятая. Решение: заменяем букву, получаем слово «молокок». Убираем последнюю – выходит «молоко». Перевернутый знак препинанияИногда встречается перевернутая запятая в ребусах, что означает в этом случае удаление последней буквы? Для усложнения задачи этот знак, стоящий вверх ногами, может и не находиться в конце или внизу картинки. Если ребус составлен из нескольких изображений, каждое из которых дополнено запятыми, не запутаться поможет следующий принцип. Если стоит обычная запятая, то убираются буквы в начале слова, а если перевернутая, то убираются буквы с конца слова. В случае зашифровки слова из нескольких картинок и запятых перед каждой картинкой будут стоять обычные запятые, а после – перевернутые. Таким образом разделяются части загадки. Сколько бы ни стояло между рисунками запятых, по их положению можно понять, где заканчивается шифр предыдущего слога и начинается шифровка последующего. Например, имеются два изображения: малины и зонта. Перед малиной есть две обычные запятые, затем – две перевернутые. После зонта стоит еще одна перевернутая. Есть указание: «з»=»м». Решаем по порядку. Весь ребус написан в строчку, значит, читаем слева направо. Отнимаем у слова «малина» две буквы в начале и две в конце, получается «ли». Это первый слог. Теперь у слова «зонт» меняем букву «з» на «т», получается «монт». Удаляем последнюю букву и получаем «мон». Это второй слог, а все вместе будет «лимон». Вертикальные ребусыБывают также вертикальные загадки, где между картинками стоят знаки препинания. Что означают запятые в ребусах, если они расположены друг над другом? Некоторые из них, если их написать в строчку, занимают слишком много места. Допустим, на одной картинке изображено поле, на другой – дорога. После поля стоят две перевернутые запятые, перед дорогой – еще две, но уже обычные, а после дороги одна перевернутая. Этот ребус не поместится на странице, но переносить его нельзя. Что же делать? Выручит способ записи ребуса сверху вниз, при котором картинки будут размещены одна над другой. Под той, что с полем, ставим две перевернутые запятые, над дорогой – две обычные, а под дорогой – перевернутую. Решаем ребус: отнимаем две последние буквы от слова «поле», получаем «по». Это первый слог. От слова «дорога» отнимаем две первые и одну последнюю буквы. Получаем «рог». Это второй слог. Вместе – «порог». Как составить красивый ребус с запятымиЧтобы запись ребуса была изящной, не стоит слишком вытягивать его в длину или в высоту. Например, можно использовать такой способ: взять среднюю часть слова и подыскать картинку для нее. Пусть это будет такой слог, который легко найти в составе других слов. Отсекая запятыми сверху и снизу лишние буквы, получаем искомый слог. Теперь нужно просто добавить перед картинкой и после нее недостающие буквы, и работа готова. Попробуйте поиграть в эту настольную игру. Она развивает логику и увеличивает словарный запас. Через некоторое время вы заметите, что стали лучше разбираться в составе слов. Апостроф в английском языкеАпостро́ф – это небуквенный знак в виде надстрочной запятой (’), который может употребляться в различных функциях (пропуск гласного, сокращение и так далее). Для русского языка использование апострофа практически не характерно, а запятая сверху в английском языке – довольно частое явление, и может использоваться для назначений разного рода. Для изучающих английский язык нередко возникает путаница в том, где ставить апостроф: нередко это имеет важное и смыслоразличительное значение. Правила использования апострофа1.1. Апостроф, употребленный перед s, означает, что какому-то лицу (как одушевленному, так и неодушевленному) принадлежит какой-то предмет. По своей сути, это правило нельзя назвать очень сложным, и ошибки возникают из-за невнимательности. Обратите внимание, что количество предметов обладания может быть неограниченным, однако «обладатель» должен стоять в единственном числе. Важным также является то, что «обладателем» может быть не только человек, но и абстрактные понятия: Saturday’s hockey game – хоккей в субботу Исходя из этих примеров, мы видим, что на русский язык словосочетания данного типа могут переводиться по-разному. 1.2. В случае если существительное оканчивается на s, апостроф ставится в конце слова и после буквы s. Boss’ charming voice – приятный голос босса Belarus’ lakes and hills – озера и холмы Беларуси 1.3. Если нужно указать на принадлежность какого-либо предмета к группе существительных, то апостроф ставится после последнего из них: Catherine and William’s son – сын Уильяма и Кэтрин Если нужно указать, что у каждого предмета есть свой конкретный обладатель, то апостроф и следующая за ним s ставится после отдельного существительного. 1.4. Принадлежность могут выражать не только существительные, но и местоимения: someone, one, nobody и так далее. Во втором случае речь идет скорее о глаголах. Чтобы не расписывать все длинные грамматические формы, в английском языке приняты сокращения.
Носители английского языка старательно экономят свое время, и поэтому в их речи часто можно услышать сокращения: Помимо вышеперечисленных случаев, апостроф может указывать и на множественное число: Style of 80’s – стиль восьмидесятых My surname is spelt with two l’s – Моя фамилия пишется с двумя ‘l’ Что же касается современной английской разговорной речи, то употребление апострофа – распространенное явление. Readin’ is a very important part of my life – Чтение – очень важная часть моей жизни (reading)
|