мрр что это в строительстве
МРР или СБЦ?
При получении задания на создание сметы на проектные работы мы задаемся вопросом не только выбора расценки, но и выбором самой нормативной базы, сборников для выполнения работ.
На данный момент существует 2 варианта сборников для расчета данных смет – так называемые СБЦ и МРР. Кто-то может отдаленно и слышал о данных базах, а для кого-то это просто аббревиатура.
СБЦ – общее название Сборник Базовых Цен на проектные работы, а МРР – московские региональные рекомендации, из чего можно сделать вывод, что вроде база как бы и не обязательная, но при расчете из средств московского бюджета используем ее. Обе базы существуют достаточно продолжительное время, разработчиками базы «СБЦ» — Центринвестпроекn базы МРР –Москомархитектура.
Обе базы время от времени обновляются, но с 9 января 2017 г. сборники базовых цен на работы градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования и другие виды работ (услуг) в проектировании (она же МРР) была полностью обновлена и введена в действие приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75 и названа «единой нормативной базой МРР», все предыдущие приказы были отменены.
Тогда как база «СБЦ» является в принципе списком собранных вместе сборников и обновляется не равномерно. Ниже мы с вами видим перечень сборников базы СБЦ(перечень действующих сборников можно посмотреть в федеральном реестре сметных нормативов).
Кроме того если в базе «МРР» уровень цен установлен 2001г., то в базе «СБЦ» уровень цен варьируется 91г, 95г, 2001г, и обновляется до сих пор.
В связи с переработкой расценок в базе МРР, были добавлены новые работы. Например, обмерные работы методами стереофотограмметрии и лазерного сканирования. МРР-3.4-16, которые отсутствуют в базе СБЦ.
Для перевода расценок базы СБЦ в текущий уровень цен необходимо использовать ежеквартальные письма Минстроя России, с разделением на проектные и изыскательские работы, для базы МРР используется распоряжение.
Вернемся к основному вопросу, который мы с вами задали в начале, какая же база когда используется. В Москве может использоваться и та и другая нормативная база, но с одним исключением. Если объект федерального значения, то будут использоваться расценки «СБЦ», для объектов, рассчитываемых с применением бюджета города Москвы — используется только МРР, для регионов же выбора не предоставляется, так как необходимо использовать только «СБЦ».
Хотя сборники МРР, на наш взгляд более актуальные и детально проработанные. Чего стоит их количество!
И для новичков объясним разницу между формами 2П и 3П.
Для формы 2П характерно использование сборников с «готовыми расценками», где уже имеется значение, которое умножается на индекс пересчета, ну а для формы 3П используется уже совсем другой расчет, где вы вводите трудозатраты со стоимостями, который производится только для расценок для которых отсутствуют нормативы в базе «СБЦ». Более подробно вы можете прочитать это в нашей следующей статье.
МРР-1.1-16. Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций
СТ-СМЕТА ПИР
Программа для определения стоимости проектных работ и результатов инженерных изысканий
СМЕТА МДС 2020
Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
Московские региональные рекомендации
Глава 1
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Сборник 1.1
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
МОСКОВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Сборник 1.1 «Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16» (далее – Сборник) разработан специалистами ГАУ «НИАЦ» (С.В. Лахаев, Е.А. Игошин).
Сборник утвержден и введен в действие с 9 января 2017 г. приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. № МКЭ-ОД/16-75.
Сборник является составной частью Единой нормативной базы МРР.
Сборник разработан взамен МРР-3.2.01.04-15.
С изменениями на основании приказов № МКЭ-ОД/17-15 от 28.03.2017, № МКЭ-ОД/17-24 от 01.06.2017, № МКЭ-ОД/17-25 от 20.06.2017, № МКЭ-ОД/17-48 от 29.09.2017, № МКЭ-ОД/17-49 от 29.09.2017, № МКЭ-ОД/17-66 от 11.12.2017, № МКЭ-ОД/17-73 от 19.12.2017, № МКЭ-ОД/17-80 от 27.12.2017, № МКЭ-ОД/18-15 от 30.03.2018, № МКЭ-ОД/18-29 от 29.06.2018, № МКЭ-ОД/18-30 от 29.06.2018, № МКЭ-ОД/18-35 от 17.07.2018, № МКЭ-ОД/18-44 от 28.09.2018, № МКЭ-ОД/18-45 от 28.09.2018, № МКЭ-ОД/18-61 от 20.12.2018, № МКЭ-ОД/18-62 от 21.12.2018, № МКЭ-ОД/18-63 от 21.12.2018, № МКЭ-ОД/18-64 от 21.12.2018, № МКЭ-ОД/18-74 от 26.12.2018, № МКЭ-ОД/18-75 от 26.12.2018, № МКЭ-ОД/19-10 от 22.02.2019, № МКЭ-ОД/19-21 от 29.03.2019, № МКЭ-ОД/19-41 от 28.06.2019, № МКЭ-ОД/19-42 от 28.06.2019, № МКЭ-ОД/19-51 от 30.08.2019, № МКЭ-ОД/19-58 от 26.09.2019, № МКЭ-ОД/19-59 от 26.09.2019.
1. Классификация московских региональных рекомендаций
2. Структура Единой нормативной базы МРР
3. Общие положения по применению сборников МРР
4. Методика определения стоимости работ на основании сборников МРР
5. Рекомендации по определению стоимости работ и услуг
Приложение. Схема применения Единой нормативной базы МРР
Настоящий Сборник 1.1 «Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16» (далее − Общие указания) разработаны специалистами ГАУ «НИАЦ» в соответствии с государственным заданием на 2016 год.
Настоящие Общие указания предназначены для применения государственными заказчиками, проектными и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости работ градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, а также других видов работ (услуг) в проектировании на основании Московских региональных рекомендаций.
Положения, приведенные в настоящих Общих указаниях, распространяются на все сборники, входящие в Единую нормативную базу Московских региональных рекомендаций (МРР).
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МОСКОВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1.1. Московские региональные рекомендации являются методической основой для определения стоимости работ градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, а также других видов работ (услуг) в проектировании, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы.
1.2. Московские региональные рекомендации (МРР) входят в Единую нормативную базу МРР, состоящую из 11 глав:
— Глава 1. Общие указания.
— Глава 2. Градостроительное проектирование.
— Глава 3. Изыскательские работы.
— Глава 4. Архитектурно-строительное проектирование. Основные проектные работы.
— Глава 5. Дополнительные инженерные системы.
— Глава 6. Разделы проектной документации, не вошедшие в стоимость основных проектных работ.
— Глава 7. Объекты благоустройства и городской среды.
— Глава 8. Проектные работы по объектам культурного наследия.
— Глава 9. Дополнительные и сопутствующие работы.
— Глава 10. Авторский надзор.
— Глава 11. Нормативы продолжительности.
1.3. Каждая из глав Единой нормативной базы МРР включает в себя сборники, предназначенные для определения стоимости видов работ, относящихся к соответствующим главам.
1.4. Каждому сборнику в соответствии с концепцией Единой нормативной базы МРР присваивается свой оригинальный шифр, который состоит из:
— номера главы (с первого по одиннадцатый);
— порядкового номера сборника в составе главы (одна или две цифры);
— номера редакции сборника (две цифры) − для второй и последующих редакций;
— две последние цифры, присоединяемые через тире, обозначают год разработки сборника.
Если документ является дополнением к ранее утвержденному или должен применяться совместно с ним, то в шифр может включаться порядковый номер дополнения (после номера редакции).
Номера главы, порядкового номера сборника и его редакции разделены друг от друга точками. Например, сборнику 2.3 «Проекты планировки территории» присвоен шифр МРР-2.3-16, который означает:
1.5. Единая нормативная база МРР актуализируется в зависимости от изменений состава, порядка разработки и применения документации градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, расширения номенклатуры объектов строительства в городе Москве и других изменений нормативной базы в проектировании и строительстве.
1.6. Взаимосвязь разработки видов документации градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ и других видов работ (услуг) в проектировании со сборниками, входящими в Единую нормативную базу МРР (далее − Сборники МРР), отражена в «Схеме применения Единой нормативной базы МРР» (приложение 1 к настоящим Общим указаниям).
1.7. Полный перечень сборников, входящих в Единую нормативную базу МРР, представлен в разделе 2 настоящих Общих указаний.
2. СТРУКТУРА ЕДИНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ МРР
Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций
Методика расчета коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости работ градостроительного проектирования, проектных и других видов работ (услуг) в проектировании
МРР-3.2.78-13 раздел 2
Отраслевые схемы размещения объектов строительства
МРР-3.2.78-13 раздел 3
Проекты планировки территорий
Проекты межевания территорий
Материалы по обоснованию градостроительных планов земельных участков
Разбивочные чертежи-акты линий градостроительного регулирования
в плане разработки
в плане разработки
в плане разработки
Обмерные работы методами стереофотограмметрии и лазерного сканирования
МРР-3.2.82-12 Раздел 6
Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений
Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций подземных сооружений метрополитена, попадающих в зону влияния строительных объектов
Обследование технического состояния мостовых сооружений
Сборник укрупненных показателей стоимости инженерных изысканий, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы
Архитектурно-строительное проектирование. Основные проектные работы
Объекты капитального строительства
МРР-3.2.06.08-13 разделы 3.1, 3.4-3.9, 3.11-3.16; МРР-3.2.87-16; МРР-3.2.64-14; МРР-3.2.64.01-16
Инженерные сети и сооружения
МРР-3.2.06.08-13, раздел 3.10, 3.14; прил. 4
Городские улицы и дороги, транспортные узлы, транспортные тоннели
МРР-3.2.06.08-13, раздел 3.3; прил.6
Метрополитен и объекты его инфраструктуры
Капитальный ремонт объектов капитального строительства
Методика определения стоимости проектных работ в зависимости от стоимости строительства
Объекты газооборудования и газоснабжения
Тяговые подстанции для трамвайного и троллейбусного транспорта
Дополнительные инженерные системы
Системы противопожарной защиты и охранной сигнализации
Автоматизированные системы управления (АСУ)
Автоматизированные системы учета энергопотребления (АСУЭ) в жилищно-гражданском строительстве
Диспетчеризация и телемеханическое управление освещением
Системы электробезопасности (молниезащита, уравнивание потенциалов, защитное заземление)
Разделы проектной документации, не вошедшие в стоимость основных проектных работ
Мероприятия по охране окружающей среды
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
МРР-3.2.79.03-16 разд. 2,3
Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства
Сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ
в плане разработки
Объекты благоустройства и городской среды
Комплексное благоустройство территорий, крыш зданий и других искусственных оснований
МРР-3.2.14.05-15, МРР-3.2.06.08-13, раздел 3.2
Размещение и установка памятников и монументов (в т.ч. стел, бюстов, скульптур)
МРР-3.2.15.04-16, раздел 2
Фонтаны и другие водные устройства
МРР-3.2.15.04-16, раздел 3
МРР-3.2.59-13 разделы 2 и 3
Колористическое решение фасадов
МРР-3.2.59-13 разд.6 и 7
Проектные работы по объектам культурного наследия
МРР-3.2.46.02-13, разд. 4.1
Проекты зон охраны объектов культурного наследия
МРР-3.2.46.02-13, разд. 4.2
Научно-проектные работы по реставрации памятников истории и культуры
Дополнительные и сопутствующие работы
Методика расчета стоимости проектных, научных, нормативно-методических и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат
Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений
в плане корректировки
Разработка задания на проектирование технологического раздела
Архитектурная колористка городской среды
МРР-3.2.59-13 разд.4 и 5
Разработка специальных технических условий для проектирования
Математическое моделирование транспортных потоков с применением специализированных программных продуктов
Сборник базовых цен на проектные работы по организации дорожного движения, осуществляемые с привлечением средств бюджета города Москвы
Сборник базовых цен на работы по ведению ИСОГД
в плане разработки
Проектирование специальных методов строительства
Предоставление технических заключений по проектам подземных сооружений и коммуникаций для проектирования и строительства в городе Москве
Подготовка технических планов зданий, помещений, сооружений
Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта
Нормы продолжительности проектирования объектов строительства
Рекомендации по определению продолжительности выполнения изыскательских
работ для строительства
в плане корректировки
Рекомендации по определению норм продолжительности строительства зданий и сооружений
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СБОРНИКОВ МРР
3.1. Сборники МРР разработаны на основании следующих положений:
— базовые цены установлены в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;
— основой базовых цен являются нормируемые трудозатраты исполнителей работ;
— базовые цены приведены на основной объем проектных работ, установленный нормативными документами Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы;
— основным методом определения стоимости работ является применение базовых цен, рассчитанных в зависимости от натуральных показателей мощности объекта проектирования: площади территории (га), площади здания (кв.м), объема здания (куб.м), протяжённости линейного объекта (п.м), производительности объекта (Гкал/ч) и т.д.;
— усложняющие и упрощающие факторы выполнения работ, оказывающие влияние на их трудоемкость, учитываются путем применения системы корректирующих коэффициентов;
— инфляционные изменения учитываются путем применения коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости работ, утверждаемых в установленном порядке.
3.2. Сборники МРР предназначены для применения государственными заказчиками, проектными, изыскательскими и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости работ градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, а также других видов работ (услуг) в проектировании, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы. При финансировании данных работ за счет внебюджетных источников применение сборников МРР носит рекомендательный характер.
Сборники МРР также применяются при определении стоимости работ в случае смешанного финансирования с привлечением средств бюджета города Москвы.
3.3. В базовых ценах сборников МРР учтены расходы по оплате труда всех участников выполняемых работ, содержанию необходимого административно-управленческого персонала, отчисления на государственное социальное и медицинское страхование, материальные затраты, амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов и расходов по всем видам их ремонта, арендная плата, налоги и сборы (кроме НДС), установленные в законодательном порядке, а также прибыль.
3.4. В базовых ценах сборников МРР учтены и не требуют дополнительной оплаты следующие затраты:
— защита разработанной документации в органах экспертизы и утверждающих инстанциях и внесение соответствующих изменений по их замечаниям;
— определение стоимости работ и составление договора на их выполнение.
3.5. Базовыми ценами сборников МРР учтена подготовка документации в количестве 4-х экземпляров на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе (если иное не установлено отдельными сборниками МРР). При этом субподрядная проектная организация должна выдавать генеральному проектировщику один экземпляр на бумажном носителе и один на электронном носителе дополнительно к обязательным экземплярам.
3.6. В базовых ценах сборников МРР не учтены и подлежат дополнительной оплате (на основании подтверждающих документов) следующие сопутствующие расходы:
— корректировка проектных решений и внесение других изменений в разработанную документацию, связанных с введением новых нормативных документов, внесением изменений в техническое задание или задание на проектирование и т.п.;
— командировочные и транспортные расходы, связанные с выполнением проектных, изыскательских и других видов работ в проектировании вне места нахождения организации-исполнителя;
— расходы по оплате услуг организаций по переводу с иностранного и на иностранный язык проектной и справочно-методической документации;
— расходы на международные и междугородние телефонные переговоры, а также международные и междугородние почтово-телеграфные отправления, связанные с выполнением проектных, изыскательских и других видов работ в проектировании;
— расходы по оплате счетов согласующих и проводящих экспертизу организаций по работам, выполняемым в установленном порядке или по поручению заказчика в случае, если данные услуги не входят в перечень документов, выдаваемых заявителям без взимания платы;
— затраты на приобретение документации по зданиям и индустриальным изделиям, предусмотренной для проектирования объектов;
— научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования и строительства;
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы при проектировании;
— расходы по изготовлению по просьбе заказчика дополнительных экземпляров разработанной документации сверх обязательного количества экземпляров;
— изготовление демонстрационных и экспозиционных материалов (макетов, планшетов, буклетов, компьютерных презентаций и т.д.);
— расходы по оплате счетов за работу в архивах, музеях, библиотеках, БТИ и др.;
— расходы по оплате счетов организаций, предоставляющих данные о транспортных потоках, климатических условиях и фоновых концентрациях загрязняющих веществ.
3.7. Сборники МРР также содержат перечень основных и дополнительных работ, характерный для каждого конкретного сборника.
3.8. Приведенные в сборниках МРР базовые цены уточняются применением корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы выполнения работ. При применении нескольких корректирующих коэффициентов их значения перемножаются, а их произведение (кроме коэффициента, учитывающего вид реконструкции существующего объекта, и коэффициента, учитывающего сокращение сроков проектирования) не должно превышать 2,0 (если иное не установлено отдельными сборниками МРР).
3.9. Базовая цена, уточненная с помощью корректирующих коэффициентов, является основой для формирования базовой стоимости работ.
3.10. Приведение базовой стоимости работ к текущему уровню цен осуществляется путем применения коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости работ градостроительного проектирования, проектных и других видов работ, утверждаемых в установленном порядке.
4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ НА ОСНОВАНИИ СБОРНИКОВ МРР
4.1. Стоимость работ, определяемая на основании сборников МРР, в текущем уровне цен определяется по следующей формуле:
С(т) – стоимость проектных, изыскательских и других видов работ в проектировании в текущих ценах;
С(б) – базовая стоимость проектных, изыскательских и других видов работ в проектировании;
Кпер – коэффициента пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости работ в текущий уровень цен, утверждаемый в установленном порядке.
4.2. Базовая стоимость проектных работ, работ градостроительного проектирования, изыскательских и других видов работ в проектировании определяется по соответствующим сборникам МРР с учетом положений, представленных в настоящих «Общих указаниях».
4.3. Рекомендации по определению стоимости работ градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, а также других видов работ (услуг) в проектировании на основании сборников МРР и других нормативно-методических документов по ценообразованию представлены в таблице 5.1 настоящих Общих указаний.
4.4. Дополнительные работы и услуги, выполняемые по отдельным договорам с заказчиком, представлены в таблице 5.2 настоящих Общих указаний.
4.5. Базовая стоимость проектных работ, выполняемых в сокращенные против нормативных сроки, определяется по соответствующим сборникам МРР, с применением коэффициента в соответствии с таблицей 4.1 настоящих Общих указаний. При этом необходимость сокращения сроков проектирования должна быть предусмотрена распорядительным документом Правительства Москвы.
Значения корректирующего коэффициента, учитывающего сокращение сроков проектирования
Мрр что это в строительстве
Проектная и рабочая документация (П+Р)**
* При разработке архитектурно-градостроительного решения на этапе проектной подготовки строительства затраты на разработку архитектурно-градостроительного решения входят в стоимость основных проектных работ и дополнительной оплате не подлежат.
** Данная строка включена справочно для определения общей стоимости разработки проектной и рабочей документации (при необходимости).
1.6. Распределение стоимости основных проектных работ, определяемой в соответствии с настоящим Сборником, по разделам проектной и рабочей документации представлено в приложении 1 к настоящему Сборнику.
1.7. В базовых ценах на проектные работы учтены и не требуют дополнительной оплаты затраты на выполнение работ, перечисленных в пунктах 3.3-3.5 МРР-1.1-16, а также:
а) проектирование благоустройства и озеленения территории в пределах отведенного земельного участка для строительства объекта (за исключением особых требований к благоустройству);
б) проектирование внутренних инженерных сетей здания;
в) разработка мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности;
г) расчёт продолжительности инсоляции и коэффициента освещённости в новых городских застройках;
д) работы, связанные с участием в рабочих и государственных приемочных комиссиях;
е) участие в составлении заданий на проектирование (исключая технологическое задание);
ж) участие совместно с заказчиком в проведении обязательных согласований проектной документации, в том числе: согласование архитектурно-градостроительного решения с Москомархитектурой; согласование подземных коммуникаций с ОПС; согласование проекта организации строительства; согласование всех отступлений от требований технических условий на инженерное обеспечение, а также отступлений от ранее согласованных решений, в т.ч. требований задания на проектирование.
1.8. В базовых ценах на проектные работы не учтены и требуют дополнительной оплаты следующие работы и услуги (при условии включения этих работ в задание на проектирование):
1.8.1. Разработка проектных решений в нескольких вариантах в соответствии с заданием на проектирование.
1.8.2. Разработка раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».
1.8.3. Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».
1.8.4. Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов».
1.8.5. Разработка подраздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.8.6. Разработка раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».
1.8.7. Разработка раздела «Промышленная безопасность».
1.8.8. Проектные работы по колористическим решениям существующих зданий для оформления паспортов, дающих разрешение на производство работ на фасадах объектов.
1.8.9. Расчет технико-экономических показателей и оценка эффективности проекта, включая разработку бизнес-плана.
1.8.10. Проектирование конструкций на стадии КМД, включая технологические трубопроводы заводского изготовления, а также нетипового и нестандартизированного и механического оборудования (в случае поручения заказчиком проектной организации таких работ).
1.8.11. Разработка документации на индивидуальные индустриальные строительные изделия, включая технические условия на их изготовление.
1.8.12. Проектные работы по автоматизированным системам учёта энергопотребления (АСУЭ, АСКУЭ), интегрированным системам энергопотребления (ИАСУЭ), автоматизированным системам диспетчерского контроля и управления (АСУД), объединённым диспетчерским системам (ОДС), автоматизированным системам охраны входов и охранной сигнализации квартир (домофон, видеодомофон), АСУЗ для городских и индивидуальных систем, охранно-защитным дератизационным системам (ОЗДС), автоматизированным системам управления системами противопожарной защиты (АСУ СПЗ), автоматизированным системам управления системами безопасности (АСУ СБ).
1.8.13. Разработка художественно-декоративных решений зданий и сооружений (дизайн-проект: интерьеры, индивидуальная мебель, оборудование, элементы дизайна и рекламы, специальная графика и прочие художественные работы), кроме общестроительных решений интерьеров.
1.8.14. Разработка систем электросвязи для застройки территорий и жилых домов, а также гражданских, общественных и зрелищных зданий.
— городских сетей кабельного телевидения (ГСКТ) и других систем кабельного телевидения;