на чем зарабатывают галереи
Искусство зарабатывать: как устроен бизнес галереи современного искусства
Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.
Степанова – вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская — юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно – нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», — поясняет она.
Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство – как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», — объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.
В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи – продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе – те, что имеют перспективы стать со временем дороже.
Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», — поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий — от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.
Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.
Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.
«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», — признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры – он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», — поясняет Степанова.
Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, — поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.
Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них – более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», — рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.
Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL – еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», — рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.
После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.
Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.
В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника Алексея Мандыча. От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему — его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».
Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи – московско-лондонская «Риджина» и московская XL.
Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное – усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, — поясняет Степанова. — Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.
Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро – задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.
Как устроен бизнес галереи современного искусства
Открыть — легко, преуспеть — надо уметь
Открыть сегодня галерею современного искусства как бизнес — это просто, хотя и считается достаточно новым явлением среди российских бизнесменов. Многие считают это перспективным видом предпринимательской деятельности, наблюдая хороший уровень доходов в этой сфере. Однако для успешной деятельности должна быть чёткая организация работы: понимание бизнес-процессов, обладание знаниями в искусстве и понимание механизмов продаж на арт-рынке. У бизнеса свои особенности, которые определяют весь процесс организации.
Как понимают современное искусство
Современное искусство — довольно обширное понятие. Русский язык не даёт чёткого разграничения понятия, поэтому я дам иллюстрацию на английском: существует modern fine art и contemporary art.
Contemporary art, такое искусство, в своей основной массе, более реакционно, то есть отличается большей рефлексией на происходящие события в мире. Мы используем новые медиа для продвижения бизнеса, а артисты, работающие в разных направлениях, с которыми мы сотрудничаем — новые инструменты передачи месседжа (например, инсталляции, флеш-мобы). Надо обладать смелостью, чтобы представлять миру нечто новое. Потому что большинство галерей, которые сейчас открываются, предлагают обычно к экспонированию более традиционные направления искусства, ведь они понятнее и доступнее для широкой публики, а значит, экономически оправданы.
Почему галерейный бизнес активно развивается
Хочу отметить постепенное развитие галерейного дела в России за последние два десятилетия. Объяснить это могу следующим: люди, обладающие ресурсами для инвестиций в различные бизнес-проекты, «насытились» первостепенными благами. Этих благ всем остро не хватало в советскую эпоху. Поэтому сегодня «изголодавшиеся» по вечному и прекрасному, предприниматели и топ-менеджеры обратились к культуре и искусству.
Другая причина происходящих процессов — появление возможности быстрых перемещений, мобильности. Люди путешествуют в Европу, Азию и США, посещают великие музеи, популярные галереи и ярмарки, наблюдая, как эта кухня функционирует — загораются желанием открыть галерею здесь.
Хотя расчёт на то, что инвестиции в галерейный бизнес быстро вернутся, неверный. На сегодняшний момент наша галерея себя окупила, но это случилось не сразу. Помочь с продвижением вашего бизнеса на российском рынке помогут специалисты Экзитерра. Читайте подробнее о продвижении по России.
Как выглядит современная галерея
Ни одна художественная галерея не может обойтись без постановки определенных целей и задач. Далее для их достижения разрабатывают программу деятельности, тактику и стратегию развития. А уже от выполнения этих тонкостей зависит ее структура, выполняемые функции и содержание деятельности.
По своей сути среднестатистическая галерея выглядит так: существует некое галерейное пространство, где галерист экспонирует работы артистов. Широкое распространение получила система кураторства, когда специально обученный специалист-искусствовед ведёт выставки, создаёт профессиональные тексты, занимается привлечением критиков и журналистов, организует интервью. Он помогает подобрать лучший свет для выставления тех или иных произведений, разрабатывает программу, где это сделать. Иногда используются не только выставочные пространства, но открытые. Набирают популярность он-лайн выставки.
Политика галереи состоит в объединении интересующих её художников по одному направлению, чьи работы устраивают её по качеству и содержанию. Ведь именно художники составляют лицо галереи, являясь её ключевыми фигурами.
Современный покупатель — кто он?
Сегодня наблюдается двоякий процесс. С одной стороны чувствуется возросший интерес наших соотечественников к искусству вообще. Это, в основном, представители крепкого среднего класса. Зачастую те, кто приобретают, связаны с креативными индустриями. Но не всегда: некоторые обращаются за консультацией к специалистам по современному искусству.
С другой стороны, галереи, ориентированные на западного коллекционера и инвестора, используя современные технологии для продвижения, вполне способны заинтересовать искушённых западных ценителей искусства.
Взаимодействие с артистами
Поскольку арт-рынок в России ещё только развивается, этика взаимоотношений между галереей и клиентом, галереей и художником находится в стадии формирования.
Случается, что люди считают в порядке вещей спросить у галериста контакты художника или поинтересоваться местонахождением его мастерской. Я плохо представляю, как такая ситуация могла бы произойти в галереях мирового уровня. Западная модель бизнеса предполагает приобретение предметов искусства через галерею, гарантирующую их качество.
Если клиент покупает работу через галерею, значит, он может быть уверенным, что артист — не просто человек с улицы, а тщательно отобранный мастер в пул художников галереи. У владельцев галереи, как правило, есть особое чутьё, поэтому вероятность того, что в будущем стоимость работы увеличится, очень высока. Также через галерею не купишь фейк: серьёзный экспонент является гарантом подлинности произведений, которые он продаёт.
Трудно переоценить роль арт-дилеров, представляющих интересы художников и строящих отношения с коллекционерами и музеями, галереями и аукционами, чьи интересы схожи с творчеством художников. Некоторые дилеры обладают мастерством выдачи точного прогноза тенденций рынка, а другие — способностью повлиять на его вкус.
Всё современное — модно?
Часто можно наблюдать такую ситуацию: сначала человек хочет приобрести через галерею одну работу для оригинального оформления интерьера. Но потом возвращается снова, переходя в разряд начинающих коллекционеров. Ему становится интересно следить за тем, что происходит с конкретным художником, за его развитием.
За процессом становления художника модным стоит большая работа галериста, предоставляя артисту свободу самовыражения, беря на себя его продвижение, работу с выставками и аукционами, а ему достаточно лишь созидать и творить.
Если работы художника представлены в институциональных коллекциях, то его уже можно считать модным. В последние годы усилился интерес к российской художественной среде со стороны кураторов крупных зарубежных музеев, критиков и искусствоведов. Такое признание и интерес оказываются важнее искусственно создающихся процессов на арт-рынке, «подогреваемых» его участниками.
Устаревшие методы продвижения сайтов — топ-8 способов, которыми «оптимизаторы» загонят ваш сайт под санкции поисковых систем
Особенности ведения бизнеса с Вьетнамом — язык, логистика, покупки
Как открыть собственную галерею и заработать на этом
Открыть личную галерею, привозить работы популярных художников, участвовать в создании инсталляций и быть на слуху у всего города — для многих звучит фантастически. Однако воплотить такую идею в реальность не так уж и сложно. Это доказала Алина Айфо (Рахматулина), сооснователь галереи «Свитер». Она поделилась личным опытом и рассказала обо всех нюансах профессии.
С чего начать запуск галереи?
Я скажу банально — нужно просто начать делать шаги в эту сторону. Например, рассказывать о своей идее окружающим, потому что так намного проще сформулировать идею и в процессе понять, что это даст тебе, зрителю и городу в целом. Кроме этого, именно это позволит найти единомышленников. Так было у нас. Мы рассказали о своей идее знакомому, а он загорелся ею и предложил нам помещение в центре города. Точно также нашли художников, которые захотели поддержать нас и принять участие в первой выставке. Итог: у нас уже было помещение и работы, которые можно презентовать зрителям.
Когда мы посмотрели помещение, назначили точную дату открытия. В процессе подготовки искали людей в команду, формировали круг волонтеров, общались с журналистами, помогали художникам создавать их арт-объекты, курировали выставку. Это время было очень насыщенным, а проект настолько амбициозным, что он достаточно быстро стал известным. В итоге на открытие пришло колоссальное количество людей. И появление такой площадки сильно оживило Екатеринбург. Все это благодаря хорошей идее и отличной команде.
Как сделать это прибыльным?
Чтобы получать доход от галереи, можно пойти несколькими путями. Первый — это заниматься продажей работ. Обычно для этого нужно искать опытного арт-дилера, у которого есть контакты людей, интересующихся покупкой предметов искусства. Это позволит привлечь нужную аудиторию. Мы выбрали другой вариант — создали выставочное пространство для инсталляций, высказываний и экспериментов, сделали платный вход и не стали делать акцент на продажу работ.
Кроме этого мы поняли, что многие люди «боятся галерей» — они уверены в своей несовместимости с современным искусством. Однако мы завоевали любовь и такой аудитории. Объединили два формата — искусство и музыку, и стали использовать помещение еще и для концертов. Получилось что-то новое и уникальное. И как следствие этот формат привлек людей, которые «боялись галерей». Им открылся новый, совсем не страшный мир современного искусства. После чего эта аудитория стали уже приходить непосредственно на сами выставки галереи.
Кстати, та же самая история случилась с лекциями. В один момент мы поняли, что нам не хватает образовательной составляющей, начали привлекать организаторов лекций и форумов. Кстати, с помощью PR-щицы Аси Фрея мы создали детскую образовательную программу, где в роли экспертов выступают современные художники.
Если же хочется идти путем продаж, то прежде всего поймите, на какую целевую аудиторию вы будете работаете. Есть искусство за миллион долларов, есть за 100 долларов. И все, что между ними. В последнее время лично мне очень нравится тенденция создавать выставки и галереи «доступного» искусства, где можно купить или оригинал работы молодого автора, или тиражную работу художника с именем за 3-5 тысяч рублей. Это круче постера из «Икеи», а цена зачастую сопоставимая.
А если поговорить о нюансах и минусах?
Сложности будут. Главное — ни к чему не относиться слишком серьезно, принимать все как опыт. Например, у нас были трудности с организацией работы в команде, но мы обучались в процессе. Ведь до этого у нас не было опыта выстраивания работы такого большого количества человек. Это нормально чего-то не уметь и не знать. Важно — хотеть научиться.
Пожар? Потоп? Не приятно, но ты просто фокусируешься на том, чтобы минимизировать последствия и не допустить этого снова. Также не стоит стесняться спрашивать советы у людей, которые уже имели опыт в сфере искусства.
Могу точно сказать, что заработок от галереи может быть небольшим. Нашего фонда хватало на символические зарплаты команде (правда, она была действительно большая) и на организацию новых выставок. Для кого-то это станет определенно минусом. Для нас же это было уникальным опытом и одним из самых ярких этапов в жизни. А отклик зрителей (их было около 10 тысяч человек на каждой выставке), рост художников и реализация собственных желаний давали нам импульс для дальнейшей работы.
Но в полном погружении в организационную деятельность есть и минусы. Например, если ты сам занимаешься творчеством, то чаще всего управленческая деятельность, организация мероприятий и создание новых гипотез развития площадки отнимает все свободное время, а твоя творческая деятельность приостанавливается на неопределенный срок. Думаю, такие проекты требуют тотального участия и присутствия.
Так, спустя 2,5 года существования галереи, когда наш договор аренды закончился, мы решили сфокусироваться на своих художественных проектах. Наши первые шаги на международной сцене начались с Тель-Авива, где зимой 2019—2020 года у нас прошла первая персональная выставка. Последние же три года мы живем и работаем между Тель-Авивом и Россией. На начало 2021 года у нас запланирована следующая выставка, и мы решили посвятить ее Тотемам Урала. Поэтому мы приехали в Екатеринбург и начали активно путешествовать по окрестностям и еще глубже изучать сам город. Надеюсь, в начале следующего года мы сможем презентовать этот проект как в России, так и за рубежом.
Куда привели мечты
Как выбрать профессию будущего?
Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет
Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова
Сколько стоит обучение, какие риски, сложно ли устроиться на работу?
Как стать режиссером и снять кино?
Советы от профессионалов из Екатеринбурга
Как похудеть на 25 кг и больше?
Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья
Как стать звездой Tik-Tok
Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков
Как стать примой-балериной
Советы от японки, которая покорила Екатеринбург
Как стать спасателем МЧС
О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует
Как стать фрилансером и много зарабатывать
Профессии, которые нужно освоить
Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира
Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman
Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым
Даже небольшая зарплата — не проблема
Как стать олимпийским чемпионом
Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина
Как стать благотворителем без денег
Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами
Как сделать мегаполис комфортным и современным
Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города
Как запустить собственный бренд
Инструкция от тех, кому это удалось без вложений
Как выиграть денежный грант
От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»
Как стать влиятельным чиновником
История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России
Как стать ведущим шоу «Орел и решка»
Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга
Как стать блоггером-миллионником
Популярность без больших вложений от Маши Зум
Как открыть свой ресторан
Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга
Как дешево путешествовать по миру
Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом
Как стать крутым адвокатом
История самого популярного защитника в Екатеринбурге
Покрас Лампас: как стать художником
Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова
Как стать профессиональным гонщиком
Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина
Как заработать миллион рублей на концерте Монатика
Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга
Как стать успешной моделью
Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?
Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»
С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств
7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде
Велотур мечты по Европе доступен почти каждому
Как стать стюардессой
История девушки, которая работает в самолете с 18 лет
Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню
А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки
Как стать продюсером
Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля
Как набрать 100 баллов на ЕГЭ
Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников
Как устроиться на работу в Facebook
Четыре совета от программиста из международной компании
Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция
Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза