на что направлена научно техническая направленность доу

Техническая направленность в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Техническая направленность в образовании – это направленность, ориентированная на развитие у учащихся технических и научных способностей, целенаправленную организацию научно-исследовательской деятельности, имеющую большое значение для научно-технического и социально-экономического потенциала общества и государства.

Блоки технической направленности образования

Техническая направленность в образовании, представленная в рамках дополнительного образования детей, имеет две основные направленности: спортивно-техническое и научно-техническое:

Техническая направленность в образовании представлена несколькими крупными блоками:

Блок – моделизм.

Моделизм – это моделирование, конструирование и постройка моделей различных видов техники, например, построение модели корабля или самолета.

Блок – радиоэлектроника.

Радиоэлектроника – это блок, включающий в себя различные научно-технические направления, такие как радиодело, радиоспорт, микроэлектроника и т.д.

Блок – компьютерные (информационные) технологии.

Данный блок является относительно молодым, его появления обусловлено переходом современного общества от индустриального к постиндустриальному строению, которое характеризуется тем, что люди все чаще решают свои проблемы посредством ИКТ.

Представленные блоки не являются окончательными и представляющими всю полноту технической направленности образования. Она обширна, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.

Цели и задачи технической направленности образования

Задачи технической направленности образования принято решать в несколько последовательных этапов, каждый из которых является обязательным для выполнения:

Готовые работы на аналогичную тему

Основная цель технической направленности образования – организация условий, необходимых для развития личности, способной позитивно самовыражаться через собственное научно-техническое творчество.

Цели технической направленности в образовании зависят от образовательной программы, в рамках которой она реализуется, а также она конкретизируется в зависимости от возрастных потребностей и возможностей учащихся.

Задачами технической направленности образования являются:

Оценка эффективности решения всех поставленных задач осуществляется посредством публичного обсуждения результата проведенных исследований. Например, обсуждение построенной модели, выявление ее недостатков и достоинств. Важно, чтобы в процессе обсуждения недостатков, вся критика была конструктивна, а доводы аргументированы.

Для обсуждения результатов используются такие формы образовательного процесса как научно-практические конференции, практические и лабораторные занятия и т.п.

Немаловажным для укрепления мотивации учащихся является признание полученных ими результатов. Признанием может быть официальная публикация полученных результатов или выступление на научных всероссийских научных конференциях. Необходимо отметить, что в настоящее время признание может быть осуществлено и посредством Интернет.

Участие в различных конференциях предоставляет учащимся возможность не только показать свои достижения, но и получить опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере технического творчества.

Компетентности, формируемые в сфере технической направленности образования

Компетентности, которые формируются у учащихся в рамках технической направленности образования, принято подразделять в зависимости от возрастной группы.

Младший школьный возраст:

Подростковый возраст:

Старший возраст:

Источник

Развитие дополнительного образования технической направленности

В некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в США, в странах Евросоюза техническое творчество, является общеобразовательным изучаемым предметом в школе. Сегодня многие ведущие фирмы, производственные и научные организации в сфере высоких технологий занимаются разработкой и продвижением образовательных проектов в области IT-технологий и применения цифровой техники уже с дошкольного возраста.

В России же техническое творчество является пока лишь инновационным, не массовым направлением в развитии детей – ознакомление детей с основами робототехники сводится преимущественно к рамкам дополнительного образования в виде кружков, клубов, секций, факультативных и элективных курсов.

Однако, в последние годы в России, в связи с продвижением Общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» организовано более 40 ресурсных центров во многих регионах страны, в которых ежегодно проводятся для школьников робототехнические фестивали, соревнования и олимпиады всех уровней, организуются летние образовательные площадки и т. д.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старших дошкольников и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

На современном этапе развития образования дошкольным образовательным учреждениям предоставлена возможность и возможность самостоятельно решать вопрос о том, каким образом они будут способствовать формированию высокообразованного «человеческого капитала», в том числе и включая базовые знания из робототехники в образовательную деятельность

Одним из перспективных направлений развития детей дошкольного возраста мы видим направление по начальному техническому творчеству дошкольников, поскольку данное направление позволяет реализовывать компетентностный подход, познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.

Формирование специальных знаний у детей дошкольного возраста в данных направлениях способствуют развитию системности мышления, учат комплексно подходить к решению реальных практических задач.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев 8 февраля 2017 года провел встречу с представителями научного сообщества Подмосковья, приуроченную ко Дню российской науки, на которой было отмечено что на данный момент особое внимание уделяется развитию центров молодежного инновационного творчества, которые рассчитаны на детей старшего дошкольного, школьного возраста, студентов и молодых специалистов.

Дополнительные образовательные программы технической направленности, реализуемые на территории г. о. Балашиха и в других муниципалитетах Московской области направлены на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Данные программы способствуют развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают, в дальнейшем, на этапе школьного обучения, возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Отличительными особенностями обучения детей в объединениях научно-технической направленности является то, что при разработке таких программ делается акцент на:

— комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

— повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;

— формирование у воспитанников базовых специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов;

— пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Развитие воспитанников по программам технической направленности – один из шагов в профессиональное будущее, что позволит Московской области подняться на более достойный уровень рейтингах социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества используются недостаточно. С помощью конструкторов различных модификаций и роботехники можно реализовать в образовательной среде более целенаправленное обучение и развитие в дошкольной образовательной организации. Данные инновационные формы организации детской деятельности являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативных областей. Объединяя игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, ребенку представляется возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Источник

Портал педагога

Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Применение научно-технической направленности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.»
Раздел: дошкольное образование

Применение научно-технической направленности в воспитательно-образовательном

Русина Валентина Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ № 96 г.Томска

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,

поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых

достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения

заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и

Выполнение плана Стратегии в первую очередь касается учреждений дополнительного

образования, но поскольку в детских садах имеется лицензия на оказание дополнительных

образовательных услуг, они могут участвовать в реализации Стратегии по всем

направлениям, в том числе и научно-техническом.

изучение и применение микрокалькуляторов; изучение и конструирование техники

(автолюбители, мотолюбители, картинг, багги, конструирования малогабаритной техники,

юных комбайнеров, трактористов); электротехника, радиотехника, электронная техника;

юные рационализаторы и изобретатели; информатика и вычислительная техника и др.;-

— учебно-исследовательская деятельность и изучение за

страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,

информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.;

Направлена на формирование научного мировоззрения,

освоение методов научного познания мира, развитие

исследовательских, прикладных, конструкторских способностей

детей, с наклонностями в области точных наук и технического

творчества (сфера деятельности «человек-машина») с упором на

подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами

собственного творчества на соревнования.

Направлена на формирование научного мировоззрения,

научного мышления, освоение методов научного познания мира

и развитие исследовательских способностей детей, с

наклонностями в области естественных наук (сфера

деятельности «человек-природа» или окружающий мир),

реализует потребность человека в классификации и

упорядочивании объектов окружающего мира через логические

В детском саду научно-техническая направленность может развиваться через лего-

конструирование, робототехнику, шахматы и шашки, конструирование из строительного

материала с усложнением: применением зарисовок, схем построек, оригами,

экспериментальную деятельность, занятия по информатике. Развивающая предметно-

пространственная среда групп оснащена центрами конструирования, экспериментирова-

ния, художественного творчества, мини-лабораторией, центром «умных» книг серии

энциклопедий «Всем обо всем» и др. Педагоги ДОУ владеют методикой разных видов

конструирования, оригами, экспериментирования, робототехники, песочной анимации,

шахмат. Данные виды деятельности проводятся педагогами в непосредственно

образовательной деятельности и как дополнительное образование дошкольников.

Источник

Рабочая программа дополнительного образования научно-технической направленности детей 5-6 лет»Клуб любознательных техников»

Общая характеристика рабочей программы ….……………………………8

Ценностные ориентиры содержания рабочей программы …………. …. ….12

Основное содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование……. 16

Формы контроля и планируемые результаты освоения рабочей программы………………………………………………………………………..21

Исходными документами для составления рабочей программы

дополнительного образования научно-технической направленности

«Клуб любознательных техников» для детей 5-6 лет явились:

Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации» от 29 января 2012 г. № 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября

2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом и объяснить.

Ребёнок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом, он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются

навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка. У

детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее

развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами

речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность

быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Актуальность данной программы в том, что объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения старших дошкольников к техническому творчеству, т.к. в условиях детского сада дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность воспитанникам познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

направленность, которая является стратегически важным

направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Программа предполагает сделать политехнические науки ближе для

старших дошкольников, более доступными для понимания детей. Это

развивает в детях любознательность, стремление к познанию и

открытию нового. Тем самым закладывается основа интереса к

техническим наукам на этапе дошкольного образования.

Новизна данной программы заключается в использовании новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского научно-технического творчества. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру, интересующейся наукой.

В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:

— гуманизация воспитательного процесса;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.

Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях кружка используется художественная литература, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогают проблемные ситуации, вопросы, игровые задания.

Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти, малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы.

Дети мечтают, а мир техники становится им ближе благодаря игрушкам. Но одних игрушек для этого недостаточно. Нужны яркие впечатления от окружающей действительности, неотъемлемой частью которой являются средства радиотехники, электроники, автоматики. Помочь детям рассказать об этом в доступной и занимательной форме — цель кружка.

Следует иметь в виду, что техника — это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живёт ребёнок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

За основу данной программы взята книга И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике».

исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям,

создание условий для развития интереса ребенка к техническим

1.Ф ормировать у детей устойчивый интерес к конструированию техники.

2.Вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории её создания, развитие технического кругозора, зрительной памяти.

3.Воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых, бережного отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам, развитие элементов экономического мышления, понимания трудовых процессов и их последовательности.

3.Психологическая и практическая подготовка детей к труду (формирование стремления выполнять любую работу, привитие навыков коллективной деятельности и культуры труда, воспитание социально активной личности).

Основными задачами кружка научно-технического кружка

« Клуб любознательных техников » являются:

-обучать приёмам опытно-исследовательской деятельности,

-учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,

-планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат,

— формировать интерес к науке и технике ;

— развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира,

содействие развитию интереса к познанию науки и технике,

-развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора,

— пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции, принципе действия;

— развитие коммуникативных навыков, воспитывать культуру совместной деятельности;

— воспитание творческой активности, настойчивости в достижении поставленной цели;

— воспитание чувства гражданственности, патриотизма.

Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки детей они конкретизируются.

В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 5-6 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.

Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объёма знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения.

Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике.

Перспективный план рабочей программы « Клуб любознательных техников » рассчитан на детей 5 – 6 лет. Срок её реализации 1 год.

Занятия разбиты по темам:

Задания можно варьировать, включать игровые задания из дополнительного материала. Задания построены с учётом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приёмами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.

На занятиях в кружке расширяются и закрепляются знания детей о назначении и функциях средств передвижения; дети учатся замечать зависимость внешнего вида и устройства машин от их назначения, группировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, сухопутный (наземный и подземный), космический. Дети должны уметь объяснить, как следует вести себя на улице, в транспорте. Им уже доступны знания о трудовых действиях людей, работающих на транспорте и обслуживающих его.

Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируются обобщенные понятия, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в общественном производстве.

Целевые ориентиры на этапе завершения.

В результате обучения в кружке дети должны получить:

— о материалах и инструментах;

— о правилах безопасности труда;

— о различных видах транспорта;

— о видах бытовой техники;

— приобретение навыков работы в коллективе;

— освоение навыков работы с ножницами, клеем;

— умение конструировать из бумаги, строительного материала;

— умение работать с бросовым и природным материалом.

Формы и методы проведения занятий

Основа занятий научно-технического кружка «Клуб любознательных техников» – в игровой форме дать детям первоначальные знания из различных областей науки и техники.

Методика работы по программе предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, исследовательской и трудовой деятельности.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Формы работы: и гры, беседы, работа с экспериментальным материалом, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытых занятий, выставок.

Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьями воспитанников. На протяжении всего периода обучения в кружке окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную, научную активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их в процесс развития интересов к науке и технике детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы взаимодействия с родителями:

— памятки, папки-передвижки, консультации.

Ценностные ориентиры содержания программы

Данная программа направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей в определенных образовательных областях:

Социально – коммуникативное развитие;

Ценностными ориентирами содержания рабочей программы научно-технического кружка « Клуб любознательных техников» являются:

— Формирование целостной картины мира и расширение кругозора воспитанников;

— Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности);

— Создание условий для возникновения интереса к политехническим наукам;

— Формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

— Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

При проведении занятий педагог в игровой форме знакомит детей с простейшими понятиями, вводит воспитанников в мир науки и техники.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *