начинающему логопеду с чего начать частную практику
Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной
Частная логопедическая практика – необходимое направление в нашем современном мире, ввиду статистики количества детей с речевыми нарушениями, а также ввиду состояния государственной коррекционной системы. В книге вы найдете практический и теоретический материал, необходимый для начала работы над идеей создания частной логопедической практики в виде приватного логопедического кабинета или логопедического центра.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Высокое звание Логопед
Больше всего в жизни я ненавижу рутину. Более ужасающего, чем одинаковый день изо дня в день, я просто представить себе не могу (простите за тавтологию). Смотрели фильм «День сурка»? Вот что-то похожее.
Когда я училась в педагогическом университете, там рутиной и не пахло. Каждый день что-то новое: предметы, лекции, преподаватели, вылазки на практические занятия помимо учебы, посещение детских садов, центров, больниц, детдомов, интернатов, разные конференции, методобъединения и т. п. Я не хотела оканчивать университет, потому что понимала: интересная и разнообразная жизнь закончится, и мне придется выходить на работу. И начнется… в 7 подъем, работа, дом, работа, дом, выходные… И пополню я статистику любителей в субботу поспать и ненавистников понедельников… Такая жизнь меня ужасала.
Но мне нравилось учиться, посещать учебные заведения, писать статьи, знакомиться с логопедами-практиками и поэтому, я, ни секунды не рассуждая, поступила на магистратуру, где «выиграла» еще один год интересной и совершенно не рутинной жизни. Но и этот год прошел.
Я узнала, что есть еще и аспирантура. И я, естественно, туда стала поступать. Оказалось, что во время аспирантуры можно и даже желательно практиковать. И я решила устроиться на работу в детский сад логопедом, совмещая работу с аспирантурой. В саду было неплохо работать. Рутины не было. Но… и особого развития тоже. Много времени занимало заполнение 1001 журнала с миллионами отчетов… А в это время хотелось и с родителями индивидуально работать и на методические столы поездить, и в ПМПК на обследованиях присутствовать… но много чего было «не положено». Зарплата тоже была грустной.
В этот период мой муж предложил мне: попробуй поработать приватно, как частный логопед, после основной работы. Я немного скептично восприняла эту идею, потому что мой первый опыт частной практики был уж очень энергозатратным, волнительным и мне не очень хотелось бы его повторить.
Еще, будучи студенткой, я пробовала работать частным образом. Это было все очень неорганизованно. Мне было непонятно, где брать материал, как строить занятие, с чего начать говорить с ребенком, как вообще понять, какая у него проблема, как правильно говорить обо всем с родителями, какую ставить цену за занятие (и вообще, имею ли я моральное право брать оплату, по факту-то я же еще не логопед), как рассказать родителю про речь его ребенка, и вообще, почему она мне должна верить, «я ж не волшебник, а только учусь!»
Первым моим учеником тогда стал мальчик-сосед из квартиры этажом ниже. В одном из очередных «лестничных» соседских разговоров моя мама обмолвилась о том, что ее дочь, то есть я, учится в университете, и будет логопедом. Вот, собственно, так эта идея и родилась — не взять ли позаниматься с соседским мальчиком и не попрактиковаться ли мне-студентке, в постановке звука [р].
Перед первым занятием я очень волновалась. Я не знала с чего начать и чем заниматься. Я вспомнила то, что мы в тот период учили по логопедии в университете: важность развития мелкой моторики при становлении и развитии речи. Решив внедрить теорию в практику, к первому занятию я приготовила «мелкомоторный бассейн» — взяла большую миску, насыпала туда сухую гречку и смешала ее со стеклянными шариками. Кроме того, я взяла несколько книг со стихами и прописи, предварительно открыв их на букве Р.
Во время всей этой подготовки я готовила «речь», что скажу маме ребенка до, и даже после занятия с ребенком. Волнению не было предела.
Взяв все приготовленное добро с собой, я спустилась к моим первым клиентам в предварительно оговоренное время. Ирина Геннадьевна (мама ребенка) приветливо меня встретила, немного удивленно посмотрела на мой «реквизит», улыбнулась и показала стол, где мы можем заниматься, и… ушла на кухню готовить ужин. Мне это показалось странным, но, тем не менее, я с облегчением вздохнула. Мне, как начинающему практику, было гораздо проще остаться с ребенком и вести с ним диалог наедине, чем заниматься под пристальным наблюдением его родителей.
Это был первый очень утомительный и сложный опыт. Когда занятия с ним закончились (ему все-таки удалось произнести звук [р]), у меня мелькнула мысль, что я все-таки вряд ли буду этим всем заниматься. Очень уже по нервам мне это дорого обходиться. Хорошо, хоть он сказал тот звук… А если б не сказал? А если бы не получилось? А если б родители возмущаться стали? Ужас…
Вот, собственно, поэтому моя реакция на идею мужа поработать частным образом воспринялась тогда «в штыки». Но он настаивал. Предложил сначала подготовиться — снять небольшой кабинет, приготовить необходимую литературу, материалы и т. д. После долгих бесед и споров на эту тему, я нехотя согласилась. К тому же, тогда очень нужны были деньги.
С принятием этого решения я стала готовиться к открытию частного Логопедического Кабинета. Как могла и как считала правильным на тот момент. Сняли кабинет почасово, я перевезла туда некоторую литературу из дома, альбомы, которые мы делали в университете. Первой моей рекламой были объявления на столбах. Мы с мужем их напечатали штук 500 и вечерами расклеивали у подъездов, на остановках и везде, где можно было. Удивительно, но на следующий день, мне стали поступать звонки. Мамы звонили и спрашивали о занятиях, с готовностью записаться на консультацию. Так, потихоньку началась работа.
Как стать репетитором? Информация для логопедов и не только.
Вы логопед или дефектолог и хотите получать дополнительный доход от репетиторской деятельности, но не знаете, с чего начать и где брать клиентов? Тогда эта статья для Вас. Вполне вероятно, что эта информация будет интересна и для педагогов других специализаций, так как большой разницы в организации репетиторской деятельности в данном случае нет.
Я учитель-логопед и занимаюсь частной практикой с 2000 года. Всё, что я буду рекомендовать, опробовано мной лично.
И так, как же стать репетитором?
1. Прежде всего, стоит определиться, какие услуги Вы хотите оказывать. Кажется, что здесь всё ясно. Если Вы логопед, то вряд ли вы займётесь обучением игре на гитаре, но вполне возможно сможете дополнительно заниматься подготовкой к школе, обучать грамоте. Здесь надо конкретизировать, а лучше расписать нарушения, с которыми Вы работаете и те, с которыми Вы не работаете. Стоит даже для себя написать список услуг, это поможет вам в дальнейшем.
2. Определяетесь, кому Вы будете оказывать свои услуги. Определяем возрастные категории своих учеников.
3. Определяетесь, где Вы будете работать.
Приходим к ученику домой. Это обычно самый удобный вариант для учеников, но далеко не самый удобный для репетитора. Если Вы только начинаете свою репетиторскую деятельность и с клиентами у Вас не густо, этот вариант использовать стоит. Большие минусы в том, что затрачивается время на дорогу и приходится таскать с собой наглядный материал, транспортные расходы обычно включаются в стоимость занятия. Также к минусам этого варианта стоит отнести то, что некоторым детям у себя дома заниматься сложно, они расслабляются, отвлекаются на игрушки и т.п.
Занимаемся на своей территории. Хорошо, если у Вас есть возможность выделить место и время для занятий у себя дома. Можете приглашать учеников к себе домой. Некоторые специалисты используют свой кабинет на основной работе для частных занятий. Вашей администрации это может не понравиться. В данном случае, с начальством лучше договориться.
Так же вариантом может быть аренда помещения, но, думаю, гораздо дешевле будет договориться с администрацией на Вашей основной работе, если она(основная работа) у Вас есть.
Занимаемся дистанционно. Обычно дистанционные занятия проходят по скайпу, так как это наиболее распространённая система видеозвонков. Но здесь очень много своих нюансов. Организации репетиторской деятельности по скайпу я хочу посвятить отдельную статью.
4. Определитесь с ценой за свои занятия. Предварительно стоит ознакомиться с ценами на подобные услуги в Вашем регионе. Если Вы молодой специалист или студент, естественно, не стоит завышать цену.
5. Где искать учеников? Лучший вариант, если не Вы будете искать учеников, а они будут находить Вас.
Бесплатные способы.
Сарафанное радио.
Расскажите всем своим знакомым, что занимаетесь репетиторской деятельностью. Когда у Вас появятся ученики, они будут рекомендовать Вас своим знакомым, конечно, если останутся довольны Вашей работой.
Бесплатные объявления в Интернете.
Важно! Необходимо правильно составить текст объявления. Напишите подробно о своём образовании, опыте работы. Укажите, что готовы предоставить документы, подтверждающие эти данные (дипломы, сертификаты с курсов повышения квалификации, копию трудовой книжки, аттестационный лист и т.д. ). Это будет способствовать доверию со стороны потенциальных клиентов.
Вы можете разместить анкету специалиста на моём сайте совершенно бесплатно. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.
Малозатратные или почти бесплатные способы.
Закажите визитки, они стоят не дорого. Также можно изготовить визитки самостоятельно, распечатав их на цветном принтере. В визитке распишите свои услуги, а вот цену указывать не стоит, лучше сообщить о ней в беседе по телефону. Раздавайте визитки своим знакомым и родителям учеников.
Зарегистрируйтесь в базах репетиторов в Интернете. Сейчас их достаточно много. Условия работы в них похожи. Сама регистрация бесплатна. После того, как вы получаете контакты ученика, Вы сами с ним связываетесь и договариваетесь о первом занятии.
Проводите первое занятие, получаете оплату и только после этого оплачиваете некоторую сумму за подбор ученика. Обычно она равна стоимости одного занятия. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Затем Вы продолжаете работать с этим учеником и уже ничего не должны, даже если занятия продолжаются очень долго. За разовые консультации вы платите лишь небольшой процент от полученных денег. Всё это прописывается в договоре оферты.
Я уже пару лет сотрудничаю с подобными сервисами и очень довольна. Получается, что стоимость одного ученика в среднем равна стоимости одного занятия. Вышеописанных способов обычно достаточно, чтобы получать очень приличный дополнительный доход.
Если же Вы собираетесь сделать репетиторскую деятельность своим основным видом дохода, то тогда дополнительно можно использовать другие средства привлечения клиентов, которые более затратны по вложениям времени или материальных средств. Их я лишь перечислю и не буду на них останавливаться.
Создание собственного сайта или ведение блога.
Ведение и раскрутка групп в социальных сетях.
Платные виды рекламы в интернете и СМИ.
Если Вы педагог и можете обучать, то воспользовавшись моими рекомендациями вполне можете организовать свою репетиторскую деятельность и получать хороший дополнительный доход.
Если Вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по данной теме, пишите в комментариях. Я всем обязательно отвечу.
Частная практика логопеда. С чего и как начать?
Почти каждый логопед рано или поздно задумывается, не начать ли ему частную практику. Но решаются на это далеко не все, слишком много вопросов, сомнений и страхов. Как зарегистрировать свою деятельность? Где искать клиентов? Какие цены устанавливать? Как продвигать свои услуги и что делать, если клиенты не идут? Поговорим о том, на что стоит обратить внимание перед открытием собственного логопедического кабинета, и расскажем, где можно обучиться ведению частной логопедической практики и продвижению своих услуг.
Какое направление выбрать для частной практики?
Здесь стоит отталкиваться от того, что вам больше нравится и на что есть спрос. Большинство частных логопедов работают с детьми от 2,5 лет. Есть и те, кто берется за исправление речевых нарушений у взрослых. Чаще всего занятия индивидуальные, но если позволяет кабинет, можно принимать и группы.
Частнопрактикующие логопеды редко специализируются на каком-то узком направлении – это сильно ограничивает количество клиентов, особенно в небольших городах. Поэтому стоит работать со всеми востребованными речевыми проблемами: задержкой речевого развития, неправильным звукопроизношением, заиканием, алалией, дисграфией, дизартрией и т. д. Нужно освоить популярные методики работы: логопедический массаж, логоритмику.
Как оформить свою деятельность? Нужна ли лицензия?
Лицензия частному логопеду не требуется. Обычно специалисты регистрируются как индивидуальные предприниматели с кодом ОКВЭД 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки». Если вы планируете работать без сотрудников, то можно оформиться как самозанятый. Это более простая процедура – вы просто скачиваете приложение и регистрируетесь без посещения инстанций и сбора документов.
Нужен ли отдельный кабинет или можно работать дома?
Для эффективной работы частным логопедом необходимо специально оборудованное помещение, где вас и ваших посетителей ничто не будет отвлекать от консультаций и занятий. Поэтому желательно арендовать кабинет. Он должен быть площадью от 20 м3, с рукомойником, кулером с питьевой водой, зоной ожидания для сопровождающих. В самом кабинете должны быть учебные столы и стулья (количество зависит от того, проводите ли вы групповые занятия), большое зеркало, шкаф для книг, пособий и игрушек, доска. Желательно также иметь интерактивный логопедический стол, массажную кушетку и другое профессиональное оборудование, которое необходимо для вашей работы.
► Если вам все же приходится в первое время работать дома, отведите под прием посетителей отдельную комнату или зону. Предупредите родственников, чтобы они не мешали вам во время работы, изолируйте домашних животных.
Дистанционные занятия
В последние годы логопеды все чаще ведут консультации и занятия онлайн, ведь это позволяет искать клиентов не только в своем городе, а в любой точке мира. Для дистанционных консультаций и занятий иметь кабинет не обязательно, но обустроить рабочее место в квартире или доме все равно придется.
► Вам потребуются рабочий стол, компьютер или ноутбук с быстрым доступом в интернет, хорошая веб-камера и микрофон. Все пособия и инструменты, которые необходимы во время работы, должны быть под рукой. В комнате, где вы ведете онлайн-занятия и консультации, не должно быть посторонних людей и животных.
Занятия на территории клиента
Иногда логопедические занятия проводятся дома у клиентов. Это особенно удобно, когда у клиента есть проблемы со здоровьем или клиент — это ребенок с ОВЗ. Например, малыши с РАС долго привыкают к новой обстановке, а взрослые люди после инсульта или ЧМТ плохо переносят поездки. Поэтому занятия на дому будут для них более эффективными.
► Если вы хотите проводить логопедическую работу на территории клиентов, желательно иметь свой автомобиль. Так вы будете вовремя приезжать на занятия и без проблем привозить с собой все необходимые пособия и инструменты.
Где искать клиентов?
Сколько может зарабатывать частный логопед?
Стоимость занятия или консультации зависит от опыта, квалификации и репутации специалиста, цели и содержания логопедической работы. Так, сеанс логопедического массажа обычно стоит в 2-3 раза дороже, чем обычное занятие по постановке звука. Если у логопеда есть опыт работы с детьми с ОВЗ, например с расстройствами аутистического спектра, он может ставить более высокую цену на свои услуги.
По данным с портала Яндекс.Услуги, в Москве стоимость одного занятия с логопедом стартует с 500-600 рублей. В регионах цены ниже – от 300 рублей.
Где познакомиться со спецификой открытия и продвижения частного логопедического кабинета?
Наши эксперты-практики разработали программу дистанционных* курсов повышения квалификации «Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета». Она рассматривает нормативно-правовые основы работы частнопрактикующего учителя-логопеда, специфику продвижения услуг, содержание занятий. Курс всего за 1 месяц подготовит вас к открытию собственного логопедического кабинета и убережет от распространенных ошибок.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?
Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Особенности характера
Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.
И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.
Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.
Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.
Образование
Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.
Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.
Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.
Работа в образовательных учреждениях
Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.
После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.
Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.
Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.
Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.
Регистрация ИП
Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.
Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.
Помещение
Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.
Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.
Оборудование
Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:
Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.
Реклама
Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.
Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.