национальный платежный инструмент что это

Ответы на вопросы по главе 4.1 «Национальная система платежных карт» Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Вопрос:
Что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»?

Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № под национальными платежными инструментами понимаются платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК для осуществления переводов денежных средств в рамках НСПК. Таким образом, под национальными платежными инструментами следует понимать исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.

Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ национально значимая платежная система должна являться системным участником НСПК. Означает ли это, что платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы, являются национальными платежными инструментами?

Ответ:
Частями 4 и 6 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ установлены обязанности для оператора платежной системы, являющейся системным участником НСПК, по обеспечению приема организациями, индивидуальными предпринимателями и предоставлению клиентам национальных платежных инструментов. Федеральный закон № однозначно определяет национальные платежные инструменты как платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК. Таким образом, функции системных участников НСПК применительно к национальным платежным инструментам определены Федеральным законом 2 № 161-ФЗ исключительно в отношении платежных карт и иных электронных средств платежа НСПК. В этой связи, независимо от наличия (отсутствия) у соответствующей платежной системы статуса системного участника НСПК платежные карты и иные электронные средства платежа, с использованием которых в рамках данной платежной системы осуществляются переводы денежных средств, не являются национальными платежными инструментами.

Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, должны являться индивидуальными участниками НСПК. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, могут ли услуги платежной инфраструктуры по переводам денежных средств, осуществляемым кредитными организациями — индивидуальными участниками НСПК с использованием национальных платежных инструментов, оказываться операторами платежной инфраструктуры, привлеченными оператором платежной системы, являющейся системным участником НСПК?

Ответ:
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 6 Федерального закона № 161-ФЗ операционные услуги и услуги платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов между индивидуальными участниками НСПК и (или) системными участниками НСПК оказываются операционным центром НСПК и платежным клиринговым центром НСПК (далее — ОПКЦ НСПК), а расчетные услуги — Банком России. Иных способов организации предоставления услуг платежной инфраструктуры по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов Федеральный закон № 161-ФЗ не предусматривает.

Вопрос:
В соответствии с частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами, в том числе, выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, 3 государственных внебюджетных фондов. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, будет ли считаться указанная обязанность исполненной при предоставлении клиентам платежных карт и иных электронных средств платежа платежной системы — системного участника НСПК?

Ответ:
С учетом определения национальных платежных инструментов, предусмотренного частью 2 статьи 30 1 Федерального закона № 161-ФЗ, индивидуальными участниками НСПК в целях исполнения обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ, должны предоставляться клиентам платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.

Источник

Национальные платежные инструменты: российская карта «Мир» (С.П. Данченко, журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2017 г.)

Национальные платежные инструменты: российская карта «Мир»

эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2017 г., с. 48-54.

Изменения в законодательстве о национальной платежной системе

Национальными платежными инструментами являются платежные карты и иные электронные средства платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК, и которые предоставляются клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК. Официальным знаком обслуживания НСПК является графическое обозначение рубля, утвержденное ЦБ РФ в соответствии с законодательством РФ.

Платежная система «Мир». 23.07.2014 создано Акционерное общество «Национальная система платежных карт». 100% акций АО «НСПК» принадлежит ЦБ РФ. В конце 2015 года создана национальная платежная система «Мир». В качестве оператора платежной системы «Мир» выступает АО «Национальная система платежных карт». Первые национальные банковские карты «Мир», созданные полностью на базе российских технологий, выпущены в декабре 2015 года (www.nspk.ru). На данный момент налажен выпуск кобейджинговых карт под брендами «Мир-Maestro», «Мир-JCB» и «Мир-AmEx».

Таким образом, в настоящее время создана национальная платежная система «Мир», предусматривающая использование национальной платежной карты «Мир». В отличие от международных платежных систем, операции по банковским картам «Мир» не могут быть приостановлены, никакие внешние экономические и политические факторы не могут повлиять на совершение платежей по картам российской платежной системы «Мир». На сегодняшний день 373 банка в Российской Федерации выпускают и обслуживают карту «Мир».

Продвижение карт «Мир». Федеральным законом N 88-ФЗ предусмотрен ряд мер по продвижению карт «Мир» в качестве платежного инструмента.

Во-первых, в соответствии с внесенными изменениями кредитные организации не позднее 01.07.2017 обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.

Во-вторых, кредитные организации при осуществлении операций за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ обязаны:

В данном случае речь идет о следующих выплатах:

— денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

— оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

— пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством РФ отнесено к компетенции ПФР;

— ежемесячное пожизненное содержание судей.

При этом Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ вправе установить перечень дополнительных выплат, которые будут проводиться только через карты «Мир».

В-третьих, не только определены операции, которые должны будут проводиться с использованием исключительно НСПК, но и установлены сроки, начиная с которых должны реализовываться указанные правила. Так, предусмотренные обязанности кредитных организаций по использованию национальных платежных инструментов наступают:

Ограничения применения карт «Мир». Чтобы внедрение карт «Мир» происходило безболезненно, законодатель счел необходимым внести ограничения. Приведенные выше правила не распространяются на случаи:

— в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами РФ, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Это не означает, что нельзя будет получить возмещение вычета по НДФЛ на карту «Мир». Можно, но это не будет являться обязательным условием получения налогового вычета.

Установлено также ограничение по размеру комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием: он не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.

Изменения в законодательстве о защите прав потребителей

Согласно действующей редакции Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, у которых доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанное предельное значение дохода для микропредприятий составляет 120 млн. руб. То есть если у субъекта предпринимательской деятельности доход за предшествующий год не превышает 120 млн. руб., то такой предприниматель не обязан предоставлять своим клиентам возможность оплаты товаров, работ, услуг с использованием национальных платежных инструментов.

Как неоднократно разъяснял Роспотребнадзор, по смыслу п. 2 ст. 30.1 Федерального закона N 161-ФЗ международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются (Письмо от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства», Информация от 01.01.2015 «О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов»). В связи с этим до создания национальной платежной системы «Мир» фактически положения законодательства об использовании национальных платежных инструментов не применялись.

С 01.10.2017 указанная статья будет действовать в новой редакции. Так, обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт будет распространяться на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн. руб. То есть снижен размер дохода, при наличии которого у предпринимателя возникают обязанности по обеспечению возможности использования национальных платежных инструментов.

При этом вводится новое правило: если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к Интернету, продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в данном месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Также продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее 5 млн. руб. за предшествующий календарный год.

С 01.10.2017 существенно расширяется применение национальной системы платежных карт: при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг продавцы обязаны будут принимать к оплате карты «Мир», если их выручка за 2016 год превысила 40 млн. руб.

С обязанностью применять карты НСПК коррелируется норма об ответственности за невыполнение данного требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если это является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа:

Отметим: судебные инстанции считают, что международные платежные системы Visa и MasterCard на сегодняшний день не являются национально значимыми платежными системами, и непредоставление продавцами (исполнителями) возможности потребителям оплаты товаров (работ, услуг) безналичным расчетом по картам указанных выше международных платежных систем не является нарушением законодательства РФ, вопрос о наличии у потребителя банковской карты национальной платежной системы «Мир» (которая в настоящее время является единственной национальной платежной системой) имеет существенное значение для установления наличия в деянии субъекта предпринимательской деятельности состава правонарушения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 N 09АП-9557/2017 по делу N А40-228429/16). В настоящее время национальным платежным инструментом на территории РФ являются платежные карты российской национальной платежной системы «Мир», эмиссия которых началась 15.12.2015.

Федеральным законом N 88-ФЗ внесены изменения в законодательство о национальной платежной системе, а также в законодательство о защите прав потребителей.

В настоящее время активно продвигается НСПК в виде национальной банковской карты «Мир»: определены случаи обязательного использования национальных платежных инструментов, установлены сроки введения в действие данных правил, предусмотрена обязанность кредитных организаций с 01.07.2017 обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт. Установлены сроки перехода на карты «Мир» «бюджетников», получателей пенсий и стипендий.

Также обновлено законодательство о защите прав потребителей: изменения касаются случаев, в которых продавец (исполнитель) обязан обеспечить покупателю возможность осуществлять оплату товаров, работу, услуг с использованием национальной платежной системы. С 01.10.2017 при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг продавцы обязаны будут принимать к оплате карты «Мир», если их выручка за 2016 год превысила 40 млн. руб. За нарушение указанных положений предусмотрена административная ответственность.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Источник

Понятие платежного инструмента и национального платежного инструмента в российском законодательстве

Хоменко Елена Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры банковского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Ни в действующем российском законодательстве, ни в научной юридической доктрине не выработано понятие «платежный инструмент», его смысл и значение. Понятие национального платежного инструмента является абсолютно новым в российском праве и науке. В статье на основе анализа имеющихся научных позиций сделана попытка выявить существенные признаки указанных дефиниций, а также различия между понятиями платежного инструмента, средства платежа и формы безналичных расчетов.

Ключевые слова: платежный инструмент, форма безналичных расчетов, средство платежа, платежная карта, расчетный документ, перевод денежных средств, национальная платежная система.

The concept of a payment instrument and a national payment instrument in the Russian legislation

Khomenko E.G., PhD, associate Professor, assistant Professor, banking law University named after O.E. Kutafin (MSAL).

Neither Russian legislation nor in the scientific legal doctrine has not been developed the concept of «payment instrument», its meaning and significance. The concept of a national payment instrument is absolutely new in Russian law and science. In the article on the basis of analysis of available academic positions, an attempt is made to identify the essential features of these definitions, and the differences between the concepts of a payment instrument, means of payment and forms of cashless settlements.

Key words: payment instrument, wire transfer, payment instrument, payment card, payment document, funds transfer, national payment system.

Технология процесса перевода денежных средств состоит из нескольких взаимосвязанных этапов и в немалой степени зависит от используемого платежного инструмента.

При осуществлении расчетов наличными момент исполнения денежного обязательства совпадает с моментом передачи денег и необходимость в использовании особых инструментов для исполнения платежа не возникает. Но в процессе развития в обществе появилась тенденция к переходу от использования средств наличного платежа к безналичным средствам. Именно с появлением безналичных расчетов происходит отделение момента платежа от исполнения основного обязательства во времени и пространстве. Денежные средства, находящиеся на банковском счете, должны быть каким-то образом переданы получателю после исполнения им основного обязательства. Появление безналичных денег и их повсеместное распространение обусловили потребность в инструментарии и механизме приема, обработки и передачи огромных объемов информации о платежах. И этим обстоятельством обусловлено появление платежных инструментов.

Зарубежное банковское право (банковское право Европейского союза, Франции, Швейцарии, Германии, США, КНР, Великобритании): Монография / Отв. ред. Л.Г. Ефимова. М., 2016.

Иванов В.Ю. Проблема классификации форм безналичных расчетов в условиях развития новых информационных технологий // Банковское право. 2005. N 4.
Иванов В.Ю. Там же.

Как уже было отмечено, платежные инструменты как источник информации о платеже бывают бумажные и электронные. Очевидно, что исторически первой формой платежных инструментов была бумажная.

Вестник Банка России. 2012. N 34.

Как видно из изложенного, общей для всех платежных инструментов характеристикой является возможность инициировать расчетное правоотношение, но при этом сам по себе факт наличия или выписки платежного инструмента не влечет исполнения денежного обязательства. Так, например, выписка платежного поручения не означает исполнения денежного обязательства плательщика перед получателем. Для этого необходимо предъявить платежное поручение к оплате с тем, чтобы банк начал осуществлять перевод в форме расчетов платежными поручениями. Затем необходимо определить момент окончательности перевода денежных средств в форме платежных поручений, с наступлением которого обязательство плательщика перед получателем будет считаться исполненным. Таким образом, предъявление платежного инструмента установленной формы и реквизитов «запускает» процесс осуществления платежа.

Указанная характеристика является принципиальной и позволяет провести четкую грань между понятием «платежный инструмент» и понятием «формы безналичных расчетов», а также между понятием «платежный инструмент» и понятием «средство платежа».

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. М., 1985. Т. 3. С. 358.

Особо следует остановиться на понятии «электронное средство платежа» и его соотношении с понятием «платежный инструмент».

В Российской Федерации впервые появилось понятие национального платежного инструмента, которым, согласно ст. 30.1 Закона о национальной платежной системе, признаются исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа, эмитируемые национальной системой платежных карт (НСПК) и предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК. Как видим, законодатель относит платежную карту и к электронным средствам платежа, и к национальным платежным инструментам, что позволяет сделать неверный по сути вывод об идентичности этих категорий.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 26.07.2006. N 113, 2/1243.

Из текста приведенных норм с очевидностью следует, что, во-первых, форма безналичных расчетов не тождественна платежному инструменту. Во-вторых, в белорусском законодательстве нашло отражение то обстоятельство, что платежный инструмент служит средством (способом) передачи информации о платеже. Такой подход представляется обоснованным.

Закон о национальной платежной системе впервые ввел понятие национального платежного инструмента. Им признаются исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа национальной системы платежных карт и предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК (ст. 30.1 Закона о национальной платежной системе). В первую очередь речь идет о национальной платежной банковской карте. Но исходя из смысла нормы ст. 30.1 электронными средствами платежа, предоставляемыми участниками НСПК своим клиентам, могут быть различные системы дистанционного банковского обслуживания, в частности система «клиент-банк», «интернет-банкинг», «мобильный банкинг», все виды обслуживания с применением программно-технических устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием платежных карт (банкоматы, электронные терминалы и т.п.), и т.п. Однако представляется очевидным и закономерным, что наибольшее распространение получит национальный платежный инструмент в виде платежной карты.

Все изложенное позволяет сделать следующий вывод.

Понятие платежного инструмента не тождественно ни форме безналичных расчетов, ни средству платежа. Основной отличительной особенностью любого платежного инструмента (бумажного или электронного) является то обстоятельство, что сам по себе факт его наличия или выписки не влечет исполнения денежного обязательства. Теоретически можно вообще не предъявить платежное поручение в банк, а платежная карта может просто находиться в кармане у владельца. Платежный инструмент служит исключительно для передачи информации о платеже в платежную систему. При этом основным признаком электронного платежного инструмента является его связь с электронным носителем информации.

Источник

Национальный платежный инструмент что это

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 21 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 26 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

(п. 27 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 27.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)

(п. 28 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

(п. 30 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона;

б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;

(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

(п. 32 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)

(п. 33 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *