не верила что он гонщик формулы 1
Роберт Шварцман на перепутье: 6 вариантов для российского гонщика на 2022 год
Россиянин заявил, что не останется в Формуле 2 на третий сезон, но в Ф1 места для него, судя по всему, нет. Куда податься?
Перед началом текущего сезона Роберта Шварцмана называли едва ли не главным фаворитом Формулы 2. Пилот SMP Racing и Академии Ferrari хоть и не дотянулся до первой тройки чемпионата в прошлом году, но в 2021-м с опытом за плечами имел все шансы возглавить погоню за титулом.
Но за два этапа до финиша Роберт занимает только третью позицию общего зачёта. Шансы на чемпионство ещё остаются — впереди два этапа, но Alfa Romeo, единственная команда, в которой формально ещё остаются места, уже определилась с напарником Валттери Боттаса. И будет очень удивительно, если им внезапно окажется Роберт Шварцман, а не опережающие его Оскар Пиастри и Гуань Ю Чжоу.
Между тем в дни этапа в этапа в Сочи Роберт заявил, что не останется в Формуле 2 на третий сезон, даже если не сможет вырвать у соперников титул и не получит место в Ф1. Чем же тогда заниматься Шварцману в сезоне-2022? Прикидываем варианты одного из самых перспективных российских гонщиков.
Резервист
Запасной пилот — одна из самых нелюбимых работ в паддоке: гонщик постоянно прикован к команде, но не имеет шанса выехать на трассу и постепенно теряет форму. Вместе с тем это наилучший способ остаться на орбите команд Формулы 1 в случае ухода из Ф2.
В таком формате гонщик остаётся в контакте с инженерами и в курсе происходящего, у него есть возможность мелькать в кадре трансляций и оставаться на виду. Кроме того, со следующего года команды будут обязаны предоставлять по пятницам время молодым пилотам, а это уже шанс получить «накат», познакомиться с техникой и трассами.
Роберт Шварцман на этапе Формулы 2 в Сочи Фото: vk.com/smp_racing
Если говорить о более далёкой перспективе, то пока говорить о чём-то определённом трудно: шанс стать призовым пилотом даже в 2023-м появится только если Боттас или его новый напарник провалятся. Год назад в похожей ситуации был Каллум Илотт, согласившийся на роль запасного гонщика. В итоге британец решил перейти в IndyCar на 2022-й.
Но другой возможности сохранить связи с Ferrari или Alfa Romeo в Ф1 нет. При этом лучше всё-таки ориентироваться на позитивные примеры: Антонио Джовинацци всё же получил место в команде, Эстебан Окон выбыл на год, но всё же смог вернуться. Чтобы быть готовым к любому развитию событий, Шварцману нужно быть к ним как можно ближе, и позиция резервиста лучший для этого вариант.
Супер Формула
Японский чемпионат — весьма экзотический вариант для европейской публики, и в этом его проблема. В 2017 году Red Bull отправила в эту серию Пьера Гасли, и француз чуть не стал чемпионом: перед последним этапом, который отменили из-за шторма, он лишь полбалла уступал Хироаки Исиуре, который в итоге и стал чемпионом.
Супер Формула — интересный чемпионат с трассами старой школы и очень мощными машинами с развитой аэродинамикой. Это, пожалуй, лучший вариант получить более или менее релевантную с нагрузками Ф1 и Ф2 практику.
Супер Формула Фото: twitter.com/SUPER_FORMULA
Кроме того, оказываясь на незнакомых трассах против местных пилотов, изучивших уже каждый сантиметр, пилот получает новый опыт и прогрессирует. Это, однако, не так просто, и тому же Артёму Маркелову в 2019-м в Супер Формуле блеснуть не удалось.
Да и успех в ней отнюдь не гарантирует внимания со стороны Ф1. Например, Ник Кэссиди, чемпион 2019 года, сейчас выступает в Формуле Е, а Алекс Палоу — бронзовый призёр того же сезона — нашёл себя в итоге в IndyCar. Самый главный недостаток — разрыв связей с Ferrari. Если Alfa Romeo внезапно понадобится гонщик на замену, вместо гастролирующего в Японии Шварцмана в команде могут выбрать Маркуса Армстронга или Артура Леклера.
Формула Е
Этот вариант возможен только при полном разрыве отношений с Ferrari — в Формуле Е в основном сражаются автопроизводители, и едва ли в Маранелло будут рады, что гонщик с их логотипом представляет, скажем, китайский NIO или носит комбинезон американской Penske. Но дело не в этом и даже не в том, что на сезон-2022 не осталось свободных мест (не объявили своих пилотов лишь Andretti, Dragon Penske и Mercedes), а в календаре первенства.
Если не считать первых трёх этапов, которые пройдут в январе и феврале, этапы ФЕ по большей части пересекаются с Гран При Формулы 1. Таким образом, переход в электросерию будет означать окончательный отказ от надежд пробиться в Большие призы. Нику де Врису, чемпиону Формулы 2 и Формулы Е, так и не удалось попасть на стартовую решётку Гран При.
Единственный случай, когда гонщику удавалось перебраться из ФЕ в Ф-1 — это Алекс Албон, который уже подписал контракт с e.dams Nissan, но ещё до старта чемпионата получил предложение от Toro Rosso. Тайца, вероятно, спасло то, что выйти на старт гонки ФЕ он не успел.
Лиам Лоусон в DTM Фото: Red Bull Content Pool
Но проблема в том, что репутация чемпионата в данный момент ниже некуда, и Лиам Лоусон, который по похожим причинам оказался в DTM, лишился титула из-за безумного манёвра Кельвина ван дер Линде и командной тактики Mercedes. Без одного из этих факторов Лоусон взял бы титул, но оба они — в природе чемпионата. В Red Bull, впрочем, оценили усилия своего пилота, но он по-прежнему остаётся в Формуле 2.
Гонки на выносливость
У Ferrari весьма амбициозные планы на гонки на выносливость — в 2023 году Скудерия присоединится к FIA WEC и будет сражаться в категории Hypercar с Toyota, Peugeot, Porsche и Audi. Главные цели — чемпионский титул и победа в «абсолюте» 24 часов Ле-Мана. Едва ли это как-то поможет прийти в Формулу 1, но чем плоха перспектива победы на кольце Сартэ? Нико Хюлькенберг десять лет гонялся в Ф1, и всё равно его главное достижение — победа в Ле-Мане в WEC.
Этот вариант, впрочем, предполагает, что в сезоне-2022 гоночной практики у Шварцмана не будет, но с другой стороны это может быть только плюсом и позволит параллельно выполнять роль резервного пилота в Ferrari. И в таком случае перед 2023 годом перед Робертом может быть несколько вариантов — и может так оказаться, что дебют в Ф1 окажется не лучшим из них.
IndyCar
Отчаянный, но смелый выбор, ради которого россиянину пришлось бы бросить буквально всё и переехать в другую страну — ездить на выступления в IndyCar из Европы будет совершенно невозможно. При этом выступления в Америке — это лучший шанс построить успешную карьеру (и заработать на этом денег) за пределами паддока Ф1.
IndyCar Фото: IndyCar
Пример Ромена Грожана, который в дебютном сезоне даже в составе команды-середняка поднимался на подиум и сражался за победы, уже вдохновил Каллума Илотта и Кристиана Лундгора на полноценный переход в IndyCar. Кроме того, к американским гонкам присматривается Даниил Квят, который побывал на этапе NASCAR Cup. Но обратной дороги почти наверняка не будет: у паддока пока слишком слабые связи с Америкой, чтобы даже звёздных гонщиков этих серий всерьёз рассматривали боссы команд Ф1.
Реакции гонщиков «Ф-1» на мегакруг Ферстаппена и аварию – легендарны. Особенно пантомима Алонсо
Удивлялись каждому повороту.
Для дебютного Гран-при Саудовской Аравии построили по-настоящему захватывающую узкую городскую трасса с огромным количеством скоростных поворотов: она требует максимальной концентрации и не прощает ошибок.
А теперь представьте давление в ситуации, когда у вас остается всего одна попытка для отыгрыша 0,2 секунды у главного соперника в битве за титул ради поул-позиции!
Возможно, именно прессинг и сыграл ключевую роль в квалификации Ферстаппена: он так гнал, что заблокировал колесо и оказался в стене.
Упс, главный робот «Ф-1» сломался: Ферстаппен летел к поулу, но слишком резко нажал на тормоз – и закончил в стене
А ведь Макс претендовал на «лучший круг года» по версии босса «Ред Булл» Кристиана Хорнера.
И сложно поспорить, когда двукратный чемпион мира реагирует на ваш пилотаж вот так:
Реакция бывшего напарника по «Ред Булл» Дэна Риккардо не менее прекрасна:
Прочувствуйте все эмоции во время финальной попытки Макса вместе с Алонсо и Риккардо.
Проиграл и психанул, или Пять главных истерик Льюиса Хэмилтона в Формуле 1
Фото: Mercedes AMG F1
После провальных выступлений гонщик Mercedes ведет себя словно слон в посудной лавке. И жесткая критика команды после Монако – это ещё безобидно на фоне других эпизодов его карьеры.
Намекнул на запрещенную командную тактику
Напряженность в McLaren в 2007-м началась не с блокировки Фернандо Алонсо Льюиса Хэмилтона в квалификации в Венгрии и уж тем более не со шпионского скандала. Началось всё с относительно простой ситуации: на Гран При Монако Хэмилтон стартовал вторым и всю дистанцию преследовал напарника. В таком порядке они и финишировали. А на пресс-конференции после гонки дебютант Формулы 1 сделал неожиданное заявление.
«Я очень хотел победить, но всё-таки я новичок, на моей машине номер 2, а на его машине – номер 1. Я второй гонщик, поэтому должен смириться с решением команды. Ничего, выиграю в следующий раз», – сказал будущий семикратный чемпион мира.
Слова Льюиса привели к эффекту разорвавшейся бомбы в паддоке. Британская пресса обрушилась с критикой на McLaren – мол, вы, британская команда, не поддерживаете британского пилота. А FIA заподозрила применение командной тактики, строго запрещенной в те годы, и инициировала расследование. Коллективу грозил как минимум штраф в 100 тысяч долларов, а то и лишение очков, набранных на этапе в Монако.
Доказательств применения командной тактики по ходу гонки FIA, правда, не нашла, и прецедент был исчерпан. Хотя это не значит, что приказа оставаться на своей позиции не было. Видимо, был, но раньше. Подтвердил этот факт и босс McLaren Рон Деннис, сказав, что всё было решено ещё до старта. Приказ пилотам «в каком порядке вы стартуете или войдете в первый поворот, в таком и финишируете» использовался ещё во времена Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда в команде. Но подкопаться FIA было не к чему, тем более в Монако, где обгонять практически невозможно. И если бы не заявление Хэмилтона после финиша, не возникло бы и доли подозрения,
Две недели спустя после скандала на Гран При Монако-2007 Льюис Хэмилтон одержал свою первую победу в Формуле 1, выиграв гонку в Канаде Фото: Mercedes AMG F1
Опубликовал телеметрию в Twitter
Что может сделать в своё оправдание гонщик после восьмого места в квалификации, победу в которой одержал его напарник? Раскритиковать машину, шины, пожаловаться на трафик? Слишком банально. А вот выложить в Twitter данные телеметрии с двух автомобилей команды – это весьма оригинально. Именно так поступил Льюис Хэмилтон на Гран При Бельгии-2012. Столь нестандартным образом он показал гоночной общественности, что Дженсон Баттон был быстрее него на прямых за счет другой конфигурации заднего антикрыла.
Для конкурентов McLaren публикация стала настоящим подарком, ведь в их распоряжение попала такая конфиденциальная информация, как высота дорожного просвета, работы машины на торможениях и при разгонах, и.т.д. «Я уверен, что любой инженер из Ф1 с интересом изучит эту телеметрию», – поприветствовал публикацию глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер.
Данные телеметрии, опубликованные Льюисом Хэмилтоном в Спа-2012 Фото: Twitter
В McLaren, конечно, очень тогда разозлились на своего пилота, и впоследствии по их просьбе Хэмилтон удалил пост.
«Льюис недооценил ситуацию. Очевидно, что он сделал эту публикацию, не подумав», – прокомментировал руководитель McLaren Мартин Уитмарш.
Самое главное, что и необходимости жаловаться на заднее крыло не было. По словам Баттона, конфигурация на машине Хэмилтона обеспечивала более высокую скорость в поворотах.
«Первое, что я подумал: «Какого хрена ты сделал?» – вспоминает Дженсон. – Не знаю, о чем он думал. Да, Льюис был недоволен командой, а не мной, но все равно произошедшее ударило и по мне, потому что нельзя публиковать телеметрию. Так просто нельзя делать! Эти данные показывают то, над чем работает команда, что скрывает от конкурентов. Он поступил безответственно».
Льюис Хэмилтон Фото: Mercedes AMG F1
Угрожал уйти из команды посреди сезона
Столкновение с Нико Росбергом на первом круге Гран При Испании стал апофеозом тяжелого старта сезона-2016 для Льюиса Хэмилтона. На тот момент трехкратный чемпион мира не выиграл ни одной гонки с начала года и его лучшим достижением были два вторых места. В общем зачете он отставал на 43 очка от своего партнера по команде. И летом 2016-го действующий чемпион признал, что считал такое отставание катастрофой и не верил, что его можно сократить. Поэтому понятно, что после схода в Барселоне нервы британца были на пределе.
Вдобавок ко всему, в команде отказались винить Росберга в аварии. «Льюис был слишком агрессивен», – заявил неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда. Сам британский гонщик же считал, что в аварии на все 100% виноват Росберг. И буквально через несколько дней в информационном поле Формулы 1 появились слухи о том, что из-за разногласий с командой он не примет участие в следующем этапе, в Монако, и, скорее всего, досрочно завершит сезон.
Слухи усилились после того как Mercedes на постгоночных тестах в Барселоне неожиданно заменила Эстебана Окона на Паскаля Верляйна. Увы, до сих пор неизвестно, что именно происходило за кулисами в те дни. Но видимо, Хэмилтон действительно находился на таком взводе, что был готов бросить всё, и в команде были к этому готовы. А в конце сезона Льюис косвенно подтвердил, что у него были такие намерения.
«Правда, что после аварии в Барселоне вы сказали команде «Я бросаю всё, сдаюсь»? – спросил его комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл на Гран При Абу-Даби. Он ответил: «Это наше личное дело, и оно уже в прошлом».
Интересно, что в итоге из Mercedes и вообще из Формулы 1 ушел Росберг. Правда, по окончании сезона, и с чемпионским титулом.
Нико Росберг и Льюис Хэмилтон Фото: Mercedes AMG F1
Чуть не бросил машину посреди трассы после финиша
Ещё за год до столкновения с Нико Росбергом в Барселоне и угрозы бросить всё посреди сезона Льюис Хэмилтон едва не сорвал церемонию награждения. Первая победа на городской трассе в княжестве с 2008 года была практически в кармане: гонщик Mercedes стартовал с поула и уверенно лидировал до 64-го из 78-ми кругов, пока на трассу не выехала машина безопасности, и он не заехал на пит-стоп. Судя по радиообмену, гонщик сам принял это решение.
Команда: «Машина безопасности, мы остаёмся на трассе».
Хэмилтон: «Вы уверены, что лучше остаться на трассе? Шины потеряли температуру, а сейчас все перейдут на SuperSoft».
Команда: «Окей, принято. Заезжай в боксы».
Вот только на командном мостике просчитались: мало того, что основные преследователи Нико Росберг и Себастьяна Феттель не остановились на пит-стоп, так и отрыва Льюису не хватило, чтобы остаться впереди них. На рестарте, несмотря на преимущество по шинам, Хэмилтон ничего не смог сделать, чтобы наверстать упущенные позиции, и остался третьим. И он так расстроился, что на круге почета остановился в повороте перед въездом в туннель.
«Я паркуюсь в Portier и иду домой», – сообщил Льюис команде по радио. В Mercedes ответили: «Нет, ты обязан принять участие в церемонии награждения».
История Гран При Монако чуть не пополнилась третьим случаем, когда гонщик, расстроившись, ушел с трассы: в 1988-м так поступил Айртон Сенна после аварии, а в 2006-м – Кими Райкконен после поломки мотора.
Хэмилтон всё-таки послушался и поехал дальше, а при заезде в закрытый парк со злости сбил табличку с третьим номером. Да, он имел право негодовать после просчета команды, но такое истеричное поведение, согласитесь, не совсем понятно. Он не сошел, финишировал на подиуме и в конце концов не проиграл чемпионат.
Автомобиль безопасности на Гран При Монако-2015 Фото: Mercedes AMG F1
Обвинил стюардов в расизме
Льюис Хэмилтон не только тяжело переносит поражения, но и штрафы, причем даже очевидные. Комментируя наказание на Гран При России-2020 за тренировку старта в неположенном месте, пилот Mercedes сказал: «Я никому не помешал и не сделал ничего опасного, и считаю это правило абсурдным. Меня просто пытаются остановить». Но стюарды пропустили мимо ушей его слова, в отличие от прецедента девятилетней давности.
В Монако-2011 британец, тогда выступавший за McLaren, сначала получил штрафной проезд по пит-лейну за столкновение с Фелипе Массой, а затем 20 дополнительных секунд за аварию с Пастором Мальдонадо. Суммарно же это была пятая гонка из шести на старте сезона, в которой Льюис попал в поле зрения стюардов. Естественно, что журналисты спросили его после окончания заезда в Монако, почему к нему так много претензий. «Не знаю. Может быть, потому что я черный? Так говорит Али Джи [персонаж в исполнении британского комика Саши Барона Коэна – прим. AUTOSPORT.com.ru]».
Шутливое обвинение представителей FIA в расизме не осталось незамеченным, и пилоту McLaren пришлось по требованию возвращаться в офис судей и объясняться.
«Неудачная и неуместная шутка. Но под эмоциями можно многое наговорить, особенно после такой напряженной гонки. Стюарды приняли мои извинения. Мы пожали друг другу руки, и они пообещали, что передадут мои слова остальным представителям FIA», – прокомментировал тогда британский пилот.
В общем, Льюис такой Льюис. Он хоть не слывет острым на язык и взрывным по характеру парнем, но иногда умудряется одним высказыванием подставить команду под расследование, а в кризисные моменты превращается в законченного эгоиста. Так что стоит ли удивляться, что после провальной гонки в Монако он свалил всё на команду и назвал машину Mercedes неповоротливым автобусом? Нет. Как видим, для него это обычное дело.
Просто в годы доминирования причин нервничать и истерить у него не было, и эта склонность Льюиса подзабылась формульной общественностью. Две недели назад в Монако, где неудачное выступление стоило ему лидерства в чемпионате, вулкан проснулся. И думается, если схватка с Максом Ферстаппеном пойдет на равных до конца сезона, мы ещё не раз в этом году увидим такие выходки семикратного чемпиона мира Формулы 1.
Льюис Хэмилтон раздает интервью Фото: Mercedes AMG F1
Важнейшая гонка Формулы 1 за полвека – почему вы должны за ней следить, даже если ничего не понимаете. Здесь мы все объясним
12 декабря в Абу-Даби состоится финальная гонка сезона Формулы 1. Эта гонка важна минимум из-за равенства очков двух лидеров. Сейчас у Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» и Макса Ферстаппена из «Ред Булла» одинаковое количество очков – по 369,5.
И судьба титула определится в самый последний момент. Такого напряжения не было почти 50 лет.
Хэмилтон может обогнать Шумахера
Фраза Льюиса Хэмилтона после первого чемпионства, которое случилось еще в 2008 году: «Я очень рад, что это произошло хотя бы раз в моей карьере. Я много готовился к этому и сейчас в одном ряду с легендарными победителями. Особенно рад, что теперь я хотя бы немного приблизился к моему кумиру – Михаэлю Шумахеру. Хотя его величие неоспоримо и неподвластно никому».
2021 год. Хэмилтон и Шумахер – лидеры Формулы 1 по числу чемпионств. И у того, и у другого по семь штук. И 12 декабря в Абу-Даби у Хэмилтона, возможно, будет еще одно, что позволит ему обойти кумира. Хотя для него это непринципиальная задача. Фраза из прошлого апреля:
«Журналисты любят сталкивать нас с Михаэлем. Я не обращаю на него внимания. Однажды я сказал, что его достижения нельзя затмить – и я не поменял мнение. Шумахер – исключительный пилот с собственным стилем. Я не борюсь с ним за статус лучшего в истории. Моя задача – доказывать всем, что на данном этапе развития Формулы 1 мне нет равных».
Формула 1 может получить нового чемпиона
Макс Ферстаппен – идеальный воспитанник системы «Ред Булла». Он начинал карьеру в Ф1 в составе «Торо Россо» (вторая команда концерна, позже переименованная в «Альфа Таури») и прошел все этапы на пути к статусу первого пилота основного «РБ»:
Правда в том, что Ферстаппен с самого начала в своей карьере в Формуле 1 борется за титул. Его худший результат был в дебютном сезоне – 5-е место в личном зачете. Дальше он совершенствовался и прогрессировал. В 2019-м и в 2020-м он закончил сезоны с бронзой. Сейчас впервые в жизни у него есть реальные шансы стать первым.
Правда, одну свою мечту он так и не исполнил – не стал самым молодым чемпионом в истории Формулы 1. Себастьян Феттель брал титул на 24-м году жизни. Сейчас Ферстаппену уже 24 года.
Руководитель «Ред Булла» Кристиан Хорнер говорит: «Мы верим в Макса. Нам приятно, что все его чемпионские планы связаны с нами. Однажды он станет чемпионом и начнет новую золотую серию. Мы с уважением относимся к достижениям Льюиса, но Максу нужна лишь стартовая победа – дальше его не остановит никто».
Нико Росберг и Льюис Хэмилтон
В Ф1, возможно, наконец-то победит другая команда
Неудивительно, что большая часть сообщества фанатов Формулы 1 открыто хейтит Хэмилтона, Валттери Боттаса и весь «Мерседес». Вот список победителей серии, начиная с 2014 года:
🏆 2014: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
🏆 2015: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
🏆 2017: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
🏆 2018: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
🏆 2019: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
🏆 2020: Льюис Хэмилтон («Мерседес»).
Босс команды Тото Вольфф говорит: «Когда я появляюсь в паддоке, то чувствую неприязнь со стороны некоторых людей. Меня это не напрягает. Я знаю, что «Мерседес» все ненавидят. Это удел тех людей, которых не могут превзойти. Мне это даже нравится».
В Формуле 1 впервые за долгое время лидеры открыто сталкиваются и ссорятся
В этом сезоне отношения между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном обострились. Из-за равных очков перед финальной гонкой (такого не было с 1974 года, когда за титул бились Эмерсон Фиттипальди и Клей Регаццони). Из-за каких-то странных эпизодов во время самих гонок: вроде хамства во время обязательных пропусков (пример – замедления и ускорения во время гонки в Саудовской Аравии, когда Ферстаппен должен пропускать Хэмилтона). Или открытых жестких столкновений.
Так было в Сильверстоуне. На тот момент Ферстаппен опережал Хэмилтона на 32 очка. Во время самой гонки Хэмилтон пытался обогнать Ферстаппена и задел его заднее правое колесо – оно лопнуло, Ферстаппен вылетел, а Хэмилтон починил переднее антикрыло и выиграл домашнюю гонку.
Ферстаппен жаловался: «Пока я был в больнице, он праздновал чемпионство. Неспортивное поведение».