небинарная гендерная идентичность что это
Небинарная гендерная идентичность
« | Я по-прежнему сталкиваюсь с сомнениями и вопросами в этом путешествии, но, несмотря на трудности, которые приходят с моим нахождением под зонтом трансгендерности, я не жалею, и очень сильно надеюсь на будущее. Я учусь любить себя и жить вне бинарности | » |
— Джей, 19 (небинарные) [1] |
Небинарная гендерная идентичность (так же небинарные, нонбайнари) это зонтичный термин, включающий в себя любой гендер, или гендерное выражение, выходящие за гендерную бинарность. Термин так же может использоваться людьми, идентифицирующими себя с гендером, выпадающим из бинарной системы, но не называют его более конкретно
Как зонтичный термин, небинарность имеет аналогичное значение со словом гендерквир. Люди с сильно выраженной небинарной идентичностью так же могут называть себя гендерквирами. Однако термины имеют различные значения и коннотации. Термин гендерквир обозначает небинарных людей как минимум десять лет
Каи Рован создали флаг небинарных в 2014 году, он показан справа. Этот флаг был создан для того, что бы «показать небинарных людей, которые не чувствовали, что флаг гендерквиров достаточно отражает их. Этот флаг создан скорее для совместного существования с флагом гендерквиров, созданным Мэрилин Рокси, чем для его замены. У флага четыре полоски. Сверху вниз, жёлтая, белая, фиолетовая и чёрная. Жёлтая представляет тех, чей пол не имеет связи с бинарными, а является чем то отдельным. Белая показывает тех, у кого несколько и все гендеры одновременно, белый обычно ассоциируется со светом. Фиолетовая показывает тех, чей гендер находится между или является сочетанием мужского и женского, так как фиолетовый цвет это смесь традиционных цветов мальчиков и девочек. Так же фиолетовый цвет отражает гендерфлюидов и уникальность небинарной идентичности. Чёрная полоска показывает тех, у кого нет гендера, так как чёрный ассоциируется с противоположностью света. Небинарный и гендерквир флаги оба могут быть выбраны небинарными людьми в качестве своего символа и отражения разных взглядов на выражение небинарных гендеров.
Contents
История
Каи Рован создали флаг небинарных в 2014 году, он показан справа. Этот флаг был создан для того, что бы «показать небинарных людей, которые не чувствовали, что флаг гендерквиров достаточно отражает их. Этот флаг создан скорее для совместного существования с флагом гендерквиров, созданным Мэрилин Рокси, чем для его замены. У флага четыре полоски. Сверху вниз, жёлтая, белая, фиолетовая и чёрная. Жёлтая представляет тех, чей пол не имеет связи с бинарными, а является чем то отдельным. Белая показывает тех, у кого несколько и все гендеры одновременно, белый обычно ассоциируется со светом. Фиолетовая показывает тех, чей гендер находится между или является сочетанием мужского и женского, так как фиолетовый цвет это смесь традиционных цветов мальчиков и девочек. Так же фиолетовый цвет отражает гендерфлюидов и уникальность небинарной идентичности. Чёрная полоска показывает тех, у кого нет гендера, так как чёрный ассоциируется с противоположностью света. Небинарный и гендерквир флаги оба могут быть выбраны небинарными людьми в качестве своего символа и отражения разных взглядов на выражение небинарных гендеров.
В 2014 году «Небинарные» стал одним из 56 гендеров доступных на Facebook. [2]
Использование термина энби
Слово энби (множ. энби, сокр. Н-Б) это альтернативное слово, которое может использоваться при упоминании небинарных людей. Возможно, оно было создано пользователями Tumblr под никнеймом revolutionator в 2013 году как слово, обознаначающее небинарных людей и равное по значению словам «мальчик» и «девочка». [4] [5] Таким образом многие люди не понимают это слово, как полную альтернативу слову «небинарные» и оно чаще используется для обозначения молодых небинарных людей. Гендерные исследования 2020 года показали, что чем старше человек, тем меньше шанс того, что этот человек будет использловать это слово в отношении себя. [3]
Небинарные идентичности
Здесь приведены некоторые из наиболее распостраненных идентичностей, которые попадают под зонтичное определение небинарности, но не ограничиваются им
Вы можете узнать о них больше в статье список небинарных идентичностей.
Небинарная презентация и самовыражение
Не все небинарные люди испытывают гендерную дисфорию или хотят совершить’переход’. Некоторые считают, что нет социальной роли или тела в которое переход может быть совершён и просто фокусируются на том, что бы быть собой
Андрогинная или гендерно-нейтральная репрезентация
Некоторые небинарные люди имеют необходимость или выбрают выглядетьандрогинно или имеют гендерно нейтральное выражение гендера; обычно это выбирают что бы спрятать, убрать или стереть гендерные знаки. Это индивидуально для каждого человека и это не является «более небинарным» выражением гендера, чем другие пути его выразить
Некоторые небинарные люди испытывают телесную дисфорию, связанную с первичными или вторичными половыми признаками. Скрывание, удаление или замена этих половых характеристик для уменьшения гендерной дисфоии в результате может статт физической андрогинией без индивидуальной цели человека иметь андрогинную презентацию.
Гендернах
Гендернах (англ. genderfuck)- презентация некоторых небинарных людей является ‘конфликтной’ комбинацией Гендерных знаков и при этом они нелогичные, вызывающие или шокирующие для тех, кто ожидает, что другие будут пытаться раствориться в Гендерной бинарности. Например, сочетание бороды с макияжем и бюстгальтером. Эта практика агрессивного нарушения правил гендерной презентации известна как гендернах, гендертрах и иногда гендерпанк.
Гендерно нейтральный язык
Некоторые небинарные люди предпочитают использовать в отношении себя гендерно нейтральный язык и местоимения. Некоторые выбирают гендерно нейтральное обращение, например используют «Miks(Mx.)» вместо «Mistress(Mrs.)» или «Mister(Mr.)». Другие могут отказаться от него вообще
Расширение или разрушение бинарных гендерных ролей и языка
Некоторые небинарные люди предпочли бы расширить или разрушить то, что является социально приемлемым для их назначенного гендера. Это может быть связано с предпочитением бинарных местоимений, а кроссдрессинг, смешивание или совмещение гендерных знаков и тому подобное является подрывом общественных ожиданий о гендерной роли. Некоторые могут считать это политическим актом, для других это просто выражение собственной идентичности или личности. Некоторые небинарные люди не имеют предпочтения гендерно нейтрального языка и вместо этого, используют язык и местоимеие не связанные с их назначенным при рождении полом.
Известные небинарные люди
Есть много известных людей, которые имеют небинарную гендерную идентичность. Ниже приведены только некоторые из тех известных людей, которые используют слово «небинарные» в отношении себя
Небинарные персонажи в кино и литературе
Есть много персонажей в кино и литературе, которые имеют небинарную гендерную идентичность. Ниже приведены только некоторые из тех персонажей, которые были названы «небинарными» в каноне, или их создателями.
«Ни кошечка, ни собаченька»: агендерные и небинарные люди — о том, как они живут
Многим кажется, что «мужчина» и «женщина» — это естественные, самой природой (или богом) созданные роли и что разделение человечества на мужчин и женщин так же естественно и несомненно, как и эти роли. Однако, если взглянуть на разные сообщества и культуры (как современные, так и из прошедших эпох), то можно заметить, что представления о мужчине и женщине существенно отличаются в зависимости от культурных норм. Даже если взять российское общество еще 10–15 лет назад, не говоря уже о 50, и сравнить с нынешним, то радикальные отличия в требованиях относительно внешнего вида и поведения будут несомненными.
Безусловное сходство наблюдается в одном — незыблемая вера большинства людей в то, что именно эти роли и именно эти представления о них являются подлинными, настоящими. Но важнее то, что это самое большинство требует от всех соответствия этим ролям и представлениям. Гендерное, если можно так выразиться, принуждение, начинается еще до рождения — с покупки розовых или голубых ползунков. И продолжается всю жизнь: стараются и семья, и школа, и маркетологи, и литература, и работодатели, и врачи. Бинарность закреплена и в языке (особенно в русском, с его родовыми окончаниями), и, соответственно, в нашем образе мышления — да так, что, кажется, избежать ее невозможно. Тем не менее никто не соответствует стереотипам о мужчинах и женщинах на сто процентов, даже если очень к этому стремится.
Социальные науки используют термины «маскулинность» и «фемининность» вместо слов «мужественность» и «женственность», чтобы отделить разнообразное гендерное поведение от привязки к так называемому биологическому полу (которых, кстати, в современной биологии уже тоже признается далеко не два). Они — два края шкалы, на которой между крайними отметками есть гигантское пространство, где в разных местах находятся в том числе и цисгендерные люди — те, чей гендер соответствует предписанному полу. Есть также и люди, которые находятся где-то в середине этой шкалы, либо вообще не являются ее частью — люди, чьи идентичности не обозначаются словами «мужчина» или «женщина».
По просьбе BURO. журналистка и феминистка Белла Рапопорт поговорила с людьми с разнообразной гендерной самоидентификацией о том, как они ощущают свою идентичность, какие языковые методы они используют для ее обозначения и какие у них возникают сложности.
Термин «гендер» был введен социологами для того, чтобы обозначить социальную природу разделения на два пола и всего, что следует из этого разделения. Впервые его предложил Роберт Столлер — американский психиатр, изучавший человеческую сексуальность и трансгендерность.
Герои и героини
Кликните на имя, чтобы прочитать историю
«Я не хочу становиться «мужчиной», но и «женщиной» оставаться не хочу»
Нико, 35 лет, активистка проекта «Гендерное путешествие»
Меня зовут Нико. Больше всего я не люблю заходить в церкви и общественные туалеты — то есть в те пространства, которые жестко и принудительно делят людей на два гендера. Я выгляжу андрогинно, и у большинства незнакомых людей вызываю гендерную тревогу — они не могут сходу определить, кто я: «женщина» или «мужчина». Если у меня нет необходимости разговаривать, то чаще всего меня воспринимают как молодого парня и обращаются ко мне со словами «мальчик», «сынок» и т.д. Если же нужно поговорить, и люди слышат мой явно не мужской голос, то передо мной извиняются — за то, что обратились ко мне изначально в мужском гендере.
Я долго себя искала. В детстве и подростковом возрасте у меня была сильная гендерная дисфория — я хотела, чтобы мое тело развивалось как у мальчишек, хотела стать мальчиком. Помню, как лет в пять плакала в ванной, когда мама меня купала. Говорила ей, что хочу стать мальчиком. Мама у меня была «лучшевсехняя», она не ругала меня за такие желания. Сказала, что смогу стать мальчиком, когда вырасту. А я выросла и стала лесбиянкой. Гендерную дисфорию у меня практически получилось побороть: я сжилась с ней как с излишней стеснительностью своего тела, думала, что это типа «комплексы» у меня такие. До 23 лет я ничего не знала о трансгендерных людях и не знала, что возможен «переход»: смена гендерной роли, документов и, при желании, тела. Хорошо, что не знала — иначе сейчас писала бы этот текст от имени Максима, трансгендерного мужчины, а это, конечно, не совсем та форма, которая соответствует моему внутреннему самоощущению.
Потом в мою жизнь ворвался ЛГБТ-активизм. Тут-то вопросы к собственной идентичности снова стали актуальными. Несколько лет я думала о возможности сделать-таки «переход»: много читала и разговаривала на тему трансгендерности. Результатом такого осмысления стала моя агендерная идентичность — я поняла, что не хочу становиться «мужчиной», но и «женщиной» оставаться не хочу. Честно говоря, я была расстроена результатом поисков: мне хотелось поставить точку, определиться, иметь какой-то конкретный ответ на вопрос «кто я». На тот момент моя агендерность не казалась мне достойным ответом: просто я отчаялась как-то точнее себя понять. Сейчас я укрепилась в своей идентичности: в России и мире постепенно формируется сообщество небинарных людей. Я поменяла имя и фамилию на гендерно-нейтральные и отказалась от отчества. Теперь мои паспортные данные точнее отражают мою идентичность — осталось только добиться возможности ставить прочерк в графе «пол».
Я часто путешествую, интересуюсь церковной архитектурой и историями намоленных мест и икон, но в большинстве случаев не захожу в действующие церкви. Я не знаю, как мне поступить: зайти как парень, снимая кепку, или как девушка, надевав платок и намотав на себя подобие юбки. Оба варианта для меня очень стрессовые: юбка и платок вызывают у меня всплеск гендерной дисфории, а притворяться парнем страшновато — вот-вот бабушки в церкви услышат мой голос и выгонят за подлог. Так что если вы увидите человека, заглядывающего в церковь через окна и двери — это я!
Уверена, мое гендерное путешествие еще не закончилось, но сейчас я ощущаю себя агендерным человеком, то есть человеком без гендера.
Мне некомфортно думать о себе как о «женщине» или «мужчине» или как о том и другом одновременно, или по очереди: я предпочитаю отказаться от гендера совсем. Помните присказку «ни рыба, ни мясо»? Это про меня! Хотя обычно о себе я говорю так: «ни кошечка, ни собаченька».
Для меня нет разницы, в каком местоимении обо мне говорят — «она» или «он»: и тот, и другой вариант мне не до конца подходит, у меня нет предпочтения, и поэтому я не поправляю людей, которые обращаются ко мне так или иначе. Но сама о себе я говорю в женском роде — в видимости и продвижении «женского» выражается мой феминизм. Феминизм как противостояние насилию, власти и несправедливым иерархиям очень много значит для меня. Некоторые небинарные люди используют в отношении себя местоимение «они». Я их очень поддерживаю и хотела бы, чтобы это местоимение стало привычным, но о себе так говорить не могу, потому что для меня это скорее о двойственности, чем о нейтральности. Мне было бы ближе «оно», но в русском языке это местоимение негативно окрашено, а в английском употребляется в отношении неодушевленных предметов. Идеальное местоимение, найдись!
В своей семье, с друзьями и в соцсетях я открыто говорю о своей агендерности. Уверена, что не все люди, которых я знаю близко, всерьез относятся к моему выбору. Многие по привычке продолжают думать и говорить обо мне, например, используя мое прошлое имя. Если меня не спрашивают, я не рассказываю много о своем самоощущении — просто живу, как мне хочется, меняю Ф.И.О. и выгляжу как «сынок». Постепенно люди к этому привыкают, их восприятие меняется, они задумываются о чем-то и спрашивают меня. Я люблю, когда меня спрашивают; тогда я честно рассказываю о себе. Мне бы хотелось, чтобы наше общество выросло из общества предположений («ты выглядишь маскулинно, наверное, ты парень») и предписаний («все женщины должны. ») и стало обществом вопросов и диалога.
«Мы, и правда, существуем»
Меня зовут Элис Че, я идентифицирую себя как небинарный человек, гендерквир или просто квир. Небинарность для меня — это невозможность вписаться в имеющуюся установку «есть только два гендера». Это слово уже изначально определяет себя через отрицание другого понятия — бинарность. Большую часть жизни мне просто не хотелось активно идентифицироваться с предписанным гендером, не было чувства, что он мне подходит, хотя в старших классах у меня были попытки. Это было похоже на актерскую игру без удовольствия, а целью было привлечение романтических партнеров. Сейчас я понимаю, насколько сильно на меня давило цис- и гетеронормативное общество. В то время информации о гендере было мало, а доступной для подростков, как мне кажется, не было вообще. Поэтому на несколько лет в стремлении завоевать любовь и внимание я пытался «соответствовать». Это привело к недовольству своей внешностью, даже несмотря на то что у меня конвенционально привлекательная внешность.
Прежде чем узнать слова «гендерквир» и «небинарность» пять лет назад, я просто приняла себя как «странного» персонажа.
Отыскав подходящую лексику и целое сообщество, я почувствовал освобождение.
До сих пор, когда я вижу, например, видеоролики на ютьюбе с репрезентацией небинарных людей, в душе появляется какое-то радостно-грустное чувство: мы, и правда, существуем. Грустное, потому что до сих пор даже мне для этого иногда нужны подтверждения других людей.
Вокруг тем не менее очень многое четко делится на два гендера, что вызывает у меня растерянность или даже гнев. В такие моменты, например, стоя перед общественными туалетами М и Ж, я просто вижу еще раз: окружающие не считают, что небинарные люди существуют. Они не считают, что я существую.
Когда меня автоматически считывают в соответствии с приписанным гендером, мне кажется, что собеседники меня не видят и разговаривают отчасти с кем-то другим. Когда прохожие считывают меня в соответствии с «противоположным» гендером, чувство то же, но одновременно это вносит разнообразие в обращение ко мне, поэтому переживается легче.
Очень часто за спиной или даже прямо в лицо люди спрашивают: «Ты мальчик или девочка»? Еще чаще просто разглядывают в попытке понять: я отличаю этот особенный взгляд недоумения. С одной стороны, постановка вопроса, снова предполагающего, что есть либо М, либо Ж, ужасно бесит — как и попытка докопаться до мимо проходящего меня. С другой стороны, меня радует, что они не могут выбрать. В такие моменты я не хочу нарушать их замешательство.
У меня нет рабочего или учебного коллектива. Я стараюсь вращаться в таких кругах, где люди поймут и постараются принять, поэтому реакции на каминг аут обычно нейтрально положительные или поддерживающие. О своей идентичности я рассказываю, если предполагаю отсутствие конфликта с людьми или если я готов к конфликту. Иногда я уклончиво отрицаю уже высказанные кем-то предположения о моем гендере. Иногда на это нет сил. В социальных сетях я открыта. То же самое и с местоимениями: я не чувствую, что мне подходит «он» или «она». Перейти на «они» в данный момент из-за сложности русского языка мне не кажется стоящим усилий — учитывая, что я не чувствую связи с этим словом. Поэтому я использую и «он», и «она». Это также может вызвать замешательство, но, похоже, замешательство неосведомленных окружающих подходит мне больше всего. Они не кладут меня в одну из двух коробочек только тогда, когда не могут понять, куда класть.
«Если ты не чувствуешь себя мужчиной, в каком возрасте ты собираешься менять пол?»
Для меня гендерная идентичность — модель определенного опыта, отражающая представления общества о людях и их поведении на основе их биологического пола. Не зная об интерсексности, общество разработало всего два гендера. Таким образом, небинарность — это о гендерной идентичности за пределами двоичной модели, будь то смешение, отсутствие гендеров, перемещение между ними или что-то иное. Сам себя я не идентифицирую ни с одним гендером и потому применяю к себе слово «агендер». Хотя лично мне не нравится и то, что это слово включает «гендер», и что «агендерность» относят к «трансгендерности». Я думаю, чтобы гендерная идентичность с чем-то не совпадала, она должна быть, а ее в моем случае, кажется, нет.
Помню, как в детстве мне говорили: «Ну ты же мальчик», «Ну ты же мужчина, будущий отец». Еще тогда я понимал, что ко мне это не относится и что кто-то ввел всех людей вокруг меня в заблуждение; мне казалось, в один момент они прозреют. Как если бы люди неверно строили предположения о моем гражданстве по языку, на котором я говорю.
Я никогда не пытался использовать гендерно-нейтральные местоимения по отношению к себе. Я стараюсь запоминать и использовать небинарные местоимения, если для человека это важно, но относительно себя придерживаюсь модели «он», «его», «ему». При этом меня возмущает, когда в отношении меня используют обращения и существительные, навязывающие гендер. Я часто открыто бунтую, если меня называют мужчиной, парнем, юношей или молодым человеком. В таких случаях я понимаю, что мне приписывают качества и ожидания, которые я не исповедую и не уважаю. Я чувствую, что должен объяснить людям, что их выводы обо мне неверны. Например, отвечая на обвинения докторки в моей трипанофобии (страх перед уколами, инъекциями. — прим. BURO.) в стиле «ты же мужик», я сказал, что не чувствую себя мужчиной. Никогда не забуду ее шокированное лицо, будто бы она столкнулась с инопланетянином.
Не хочу и никогда не хотел менять половые характеристики моего тела, которое и так достаточно андрогинно. Мне достаточно комфортно жить с мужским паспортом — до тех пор, пока он не возлагает на меня юридические ограничения, вроде запрета въезда на Украину несколько лет назад.
Главная сфера, в которой проявляется моя небинарная идентичность, — это внешность и саморепрезентация.
Еще в школе я старался разбавлять классические представления об одежде, надевая вызывающие галстуки и излучая женственность, будучи одетым в мужскую школьную форму. Постепенно я начал осознанно экспериментировать с внешностью более радикально. Сейчас у меня достаточно длинные волосы и феминный язык тела, но при этом я их умудряюсь комбинировать с щетиной и классическими мужскими элементами в одежде. Или, наоборот, подчеркиваю нейтральность унисекс-нарядами с религиозными мотивами и парфюмом. Когда я выгляжу более маскулинно, мне нравится оцепенение людей, которые ожидают услышать что-то низкое и прямолинейное, а я начинаю очаровательно щебетать.
Из-за высокого голоса по телефону меня часто принимают за девушку, женщину, бабушку, свою же мать (постоянный вопрос ко мне по телефону: «А Вы ему кем приходитесь?»). Меня это тоже раздражает, потому что я начинаю тратить время, доказывая, что я — это я. Однажды сотрудница службы поддержки продолжала называть меня «мэм» после моего третьего исправления, объясняя, что «у меня такой прекрасный голос», что она никак не может перестроиться. В другой раз после моей жалобы уволили сотрудника Минздрава, который отказался предоставлять мне информацию по поводу моего обращения, потому что был уверен, что я — мошенница, представляющаяся моим именем по телефону.
По моему впечатлению, быть гендерно-неконформной и небинарной персоной в России — это двойное бремя. С одной стороны, ты подвергаешься проблемам приписанного тебе юридического пола. Тебе нужно идти в армию, тебя чаще обвиняют в неправильном поведении (например, однажды в школе, не зная, кто испачкал пол, учитель заставил мыть его всех мальчиков в классе), тебе нужно отстаивать свои границы в отношениях с братьями, ты лишен эмоциональной поддержки, если тебе больно и хочется плакать. В конце концов тебе не сдают комнату или квартиру, потому что «ну вы же знаете этих мальчиков?» и «я ничего против тебя не имею, но я не смогу объяснить родителям, почему я живу с парнем». Формально все предполагают, что ты физически сильный, агрессивный и должен все терпеть.
С другой стороны, ты лишен привилегий, которые по замыслу отцов-основателей гендера уравновешивают возложенное ими бремя, потому что твой внешний вид и поведение не соответствуют ожиданиям. Более того, ты получаешь в довесок часть существующих проблем другого гендера, поскольку в бинарном мире то, что не мужское, — женское. Например, одноклассница искренне спрашивала меня: «Если ты не чувствуешь себя мужчиной, в каком возрасте ты собираешься менять пол?» А еще я чувствую многие стереотипы, которые связаны с понятием «женского» в обществе: меня часто перебивают люди с более громким и низким голосом или, например, люди, которые не знают, чем я занимаюсь, очень удивляются, когда феминный я внезапно задвигаю какую-нибудь лекцию философского содержания. Но есть проблемы и посерьезнее. Я прекрасно понимаю проблему уличного харассмента, потому что мужчины иногда меня принимают за девушку и неуместно пытаются собой заинтересовать.
Другим людям я открываюсь как агендер только в безопасности в попытке объяснить, что их представления обо мне неверные. Я не чувствую потребности просвещать об этом всех и каждого. Прогрессивные люди реагируют нормально, возможно, они остаются при своем мнении, но хотя бы не спорят со мной. Более консервативные удостаивают меня своими доброжелательными объяснениями о том, кто я есть на самом деле, мне становится смешно, и я посылаю их читать о небинарности.
Прожив некоторое время на Западе, я понял, насколько редко твой пол имеет значение в повседневности, и ощутил свободу от озабоченных гениталиями патриархальных клещей. Надеюсь, что в скором времени такое же отношение к вопросам гендера наступит и в России.