нечистота в библии это что
Нечистота (изучение Библии)
Уважаемый читатель, рассмотрим употребление слова «Нечистота» в Новозаветной части Библии.
1) Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Иисус Христос, наш Господь, соблюдал бы предписания о чистоте или нечистоте. Женщине, нарушившей закон о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит: «Смелее, дочь!» — от Матфея 9:20-22 —
2) Апостол Павел говорит (Римлянам 14, 14) :
3) Иисус Христос, наш Спаситель, говорит (от Матфея 12:43-45):
4) История, в которой наш Господь Иисус, при множестве свидетелей выгнал из человека нечистого духа (от Марка 1:26):
Вывод: « нечистота » — понятие духовное, а не физическое.
5) Прочитаем, уважаемый читатель, послание Ефесянам 5:3-5 —
6) и далее — послание Галатам 5:19-21 —
Нечистота всегда упоминается в списке с другими вещами, и не упоминается как что-то специфическое, то есть преподносится как одна из зависимостей человека, делающая его пленником определенной страсти (манеры себя вести определенным образом ).
Если эта зависимость появилась в какой-то момент — она симптом. Бог допустил это, чтобы человек увидел ясно, что у него неблагополучно с духовным здоровьем. Он и раньше в принципе это осознавал, но ничего не делал, и Бог допускает возникновение зависимости, впускает 7 бесов, чтобы подтолкнуть к принятию решения.
Господь Бог подталкивает человека к самому краю и хочешь не хочешь, придется делать выбор — или какие-то серьезные решения для Бога, или отвернуться от Него, невозможно будет жить с нечистой совестью, она убивает веру.
7) Прочитаем 1-е Тимофею 1:19 —
8 ) Иакова 4:4-10 —
Появление нечистоты как зависимости — ответ Бога на дружбу с миром (т.е. внутреннее отдаление от Бога), сигнал тревоги: « Срочно меняй курс! », дальше пойдет по нарастающей.
9) Учение Иисуса Христа, нашего Господа, о нечистоте (Матф.15:11-20):
Иисус Христос в своем учении четко разделяет физиологию и сознательную жизнь. Нечистота – не во рту, не в половых железах – только в сердце, только в сознании. Иисус переводит фокус с внешнего, с действий, на внутреннюю жизнь.
Человек, дошедший до онанизма, но при этом принявший решение сознательно бороться с искушением питать в себе определенные мысли и образы, праведен в глазах Господа Бога, в отличие от того, кто удерживается от физического самоублажения, но разрешает сам себе мысленные фантазии сексуального плана. Праведник верой жив будет (не безгрешностью). А вера выражается в наличии решений.
10) Мы — спасенные грешники, и только постоянное пребывание во Христе очищает нас — при условии, что мыслями мы фокусируемся на Нем и Его Царстве. Эту мысль Павел развил в Римлянам 7:25:
и далее, Римлянам 8:1-8 —
Плоть – наша натура, наработанные сценарии того как мы откликаемся на физиологические сигналы возбуждения или усталости. Знание о том, что эти сценарии огорчают Бога и разрушают Его замысел, делает нашу совесть нечистой и как следствие подтачивает веру.
Праведность предполагает выработку новых сценариев поведения в тех же обстоятельствах. Праведность – это борьба за решения и усилия по их ежедневному применению.
Нечистота
Нечистота́ — 1) ритуальная нечистота — состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении, исполнения некоторых норм религиозно-обрядового закона, подразумевающее необходимость обязательного ритуального очищения (омовения); 2) условно обозначенное свойство ряда (видов) животных, запрещенных как к употреблению в пищу, так и в качестве жертв; условно обозначенное свойство пищи, запрещенной к употреблению религиозно-обрядовыми требованиями; 3) религиозно-нравственное состояние язычников (с точки зрения иудея); 4) духовно-нравственная нечистота — греховная скверна, греховность.
В Ветхом Завете под ритуальной нечистотой понималось состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдении предписаний религиозного законодательства. Предписания о религиозной нечистоте изложены в основном в Пятикнижии ( Лев. 11–17 ; Чис. 19:31 ; Втор. 14:3–21, 23:10–15, 24:8, 26:14 ).
В Новом Завете акцент переносится с ритуальной на нравственную и духовную нечистоту, в Апостоле нечистота три раза упоминается сразу за блудом ( Гал. 5:19 ; Еф. 5:3 ; Колос. 3:5 ).
Архиерейское Совещание 2–3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2‑е правило святого Дионисия Александрийского, 7‑е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием» (Документ: “Об участии верных в Евхаристии”).
Почему во времена Ветхого Завета животные делились на чистых и нечистых?
Деление животных на чистых и нечистых существовало ещё до времени всемирного потопа ( Быт.7:2 ).
Закон, данный сынам Израиля по выходе из Египта, утвердил для них чёткое деление животных на чистых и нечистых, обстоятельно перечисленных в специальном перечне ( Лев.11:2-30 ).
Разумеется, факт причисления некоторых видов животных к нечистым нельзя интерпретировать в том смысле, что они осквернены от создания или что сами себя осквернили, преступив через Божий закон. У животных нет нравственного чувства, и поэтому о них нельзя говорить как об осквернивших себя личным грехом (особое место в этом перечне занимают змеи; змей был проклят Создателем, так как именно его устами диавол искусил Еву ( Быт.3:14 ) (см.: Грехопадение)).
Деление животных на чистых и нечистых было инициировано с целью утверждения еврейского народа в истинной вере, предохранения его от уклонения в язычество. Так, с одной стороны, отнесение некоторых видов животных к нечистым, ограждало евреев от соблазна обоготворения этих животных и поклонения им, как идолам, по аналогии с практикой, распространенной среди представителей языческого мира.
Определение других видов животных, как чистых, служило той же цели. Ведь чистые животные предназначались не только для пищи, но и для установленных обрядовым законом жертвоприношений. Поскольку их позволялось использовать в качестве жертв, посвященных Единому Богу, постольку само это использование служило свидетельством, что этих животных нельзя отождествлять с божеством.
Примером того, как евреи могли вознести животное до уровня идола, служит золотой телец, изготовленный ими по заключении Завета с Богом и скреплении его жертвенной кровью ( Исх.32:4 ).
С заключением Нового Завета ветхозаветный обрядовый закон утратил силу и значение закона. Что касается нечистоты нечистых животных, однажды Бог, чудесным образом представил некоторых из них апостолу Петру, а затем повелел ему их заколоть и употребить в пищу. На возражение смущённого апостола, что, мол, он никогда не ел ничего скверного и нечистого, Бог ответил, чтобы тот не почитал нечистым то, что уже очищено Богом ( Деян.10:11-15 ).
Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение
Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение
Чистота (нечистота) — это понятие, означающее состояние человека, в котором ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений ( Лев 7:20–21 ; Чис 9:9–11 ; Ис 35:8 ; Ис 52:1 ), а также в момент личной встречи с Богом ( Пс 50:4–14 ; Ис 6:5 ; Иез 36:25–28 ). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях — Ч. или нечистота как праведность или греховность.
I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом ( Чис 19:11 ), с трупом нечистого животного ( Лев 11:8, 11, 24–28, 31–38 ), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного ( Лев 11:39–47, 22:8 ). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных ( Лев 11:1 ; Втор 14:3–21 ), которых нельзя было также приносить в жертву Богу ( Быт 8:20 ; Лев 27:27 ; Чис 18:15–17 ). Нечистым делало человека и заболевание проказой ( Лев 13:1 ; особенно Лев 13:45–46 ; Чис 5:2 ; 4Цар 15:5 ). Кроме того, нечистоту вызывало истечение у роженицы ( Лев 12:2 ), а также гнойное истечение ( Лев 15:1–5 ; Чис 5:2 ; → Болезнь), излияние семени ( Лев 15:16–18 ), месячные кровотечения ( Лев 15:19–24 ) и патологические кровотечения у женщин ( Лев 15:25–27 ). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Таким образом, нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной;
В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду ( Лев 11:32–47 ; Лев 15:12.17 ), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду ( Лев 15:16–18 ). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистительной водой ( Чис 19:12 ). Для очищения рожениц, прокаженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех ( Лев 12:6–8 ; Лев 14:19.49 ; Лев 15:15.30 );
3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор («чистый») и таме («нечистый»). Тахор первоначально имело значение — «издающий свет», «светящийся»; основное значение слова таме — «погруженный», «покрытый илом», «грязный», и в Иез 4:12–14 оно обозначает прежде всего нечто отвратительное, страшное, противное. В Ис 6:5 ; Иез 22:5 ; Зах 13:1 то же слово подразумевает нравственную, греховную нечистоту, соотв. в Иов 17:9 ; Пс 50:4 понятие «чистый от греха» обозначено словом тахор.
Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не переносится внешним путем, о котором шла речь, и может быть устранен только → жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, которая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу ( 1Кор 15:26 ). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, которая не считалась тяжелым заболеванием ( → Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа которого была поражена, объявлялся чистым ( Лев 13:12–46 ).
4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новый Завет не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутренней оскверненности грехом ( Мф 15:11 ; Мф 23:25–36 ; Лк 11:39–54 ), а Петр получает повеление не считать нечистым то, «что Бог очистил» ( Деян 10:15 ). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе ( Рим 14:14 ; 1Тим 4:4 ). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё ( Тит 1:15 ), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть ( Рим 14:14, 20 ) или что может ввести в → соблазн слабого брата ( Рим 14:15, 20–23 ; 1Кор 8:8–13 ). → Апостольский собор → Пищевые запреты.
II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ
1) наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота → греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов ( Мф 12:34–37 ), и тогда от него исходит только нечистое ( Мф 15:19 ). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех ( Иов 14:4, 15:14, 25:4 ; Притч 20:9 ; Ис 64:5 );
2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством → примирения с Богом и → прощения Богом ( Иез 36:25 ), Который один только может даровать человеку чистое → сердце ( Пс 50:12 ; Пс 72:1 ; ср. Иов 22:30 ). В Ветхом Завете Господь назначил для очищения от непреднамеренного греха особое жертвоприношение ( Лев 4:1–12 ; → Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупительное деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа ( Деян 15:9 ; Евр 9:14 ); человек становится способным к любви ( 1Тим 1:5 ; 1Пет 1:22 ), к добрым делам ( Тит 2:14 ; Евр 9:14 ), он может призывать Господа от чистого сердца ( 2Тим 2:22 ). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу ( Тит 2:14 ), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от «бесплодных ветвей» ( Ин 15:2 ). Верующий призван вновь и вновь очищаться ( 1Ин 3:3 ) «от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор 7:1 ), от лжеучений ( 2Тим 2:16–18.21 ). Средством очищения служит → исповедание грехов ( 1Ин 1:7–9 ). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является всё, с чем он соприкасается ( Тит 1:15 ). О значении слова «чистый» можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: «солнце» и «испытывать» («испытанный солнцем» — Септуагинта и НЗ). Соответственно, чистый человек — это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидетельствует о себе и своем благовествовании ап. Павел ( 2Кор 1:12 ; 2Кор 2:17 ). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей «чистой» ( Флп 1:10, 2:15 ). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях ( 2Пет 3:1 ). Другое греч. слово со значением «чистый» — адолос — встречается в 1Пет 2:2 : «чистое словесное молоко».
III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Слово «очищать» употребляется в Библии в отношении:
1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне ( Пс 11:7 ; Мал 3:3 ; Зах 13:9 );
2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви ( Мал 3:3 ; Ис 1:25 ; Дан 12:10 );
3) Слова Божьего ( Пс 118:140 ; Пс 11:7 ).
Живое Предание
О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого
Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга и преподаватель Ветхого Завета, разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как осмысляются эти предписания в современности.
Священник Алексий Волчков
Сегодня мы поговорим о том, что обычно не является предметом обсуждения. Сразу введу слово, которым буду заменять все, о чем мы будем говорить. Его дает нам сам Ветхий Завет: это слово «нидда» (niddah). У него есть два значения: нейтральное и сугубо негативное. Первый смысл слова «нидда» – месячные, то, что случается с женщиной регулярно. Второе значение, которое является производным и которое влияет на понимание данного состояния, – это нечто скверное, нечистое, то, что вызывает (это не мои слова, так понимает это слово Библия) омерзение. Вполне нормально заменять понятие греха, порока словом «нидда». «Ты, Израиль, грешишь, у тебя есть нидда. Ты находишься в состоянии нидда».
Чистое и нечистое: нет предела «буквоедству»
Возьмем Книгу Левит и почитаем два стиха из 10 главы.
10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.
Зачем Бог дает Израилю все это многообразие разных правил, постановлений и уставов, связанных со всем спектром жизни человека? Торговля, бракосочетание, разводы, отношения с Богом, с ближним, детьми, родителями – все это является предметом освещения со стороны ветхозаветного закона. Думается, это для того, чтобы все скрупулезно поставить в иерархическое отношение, чтобы дать молодым израильтянам ориентир, как жить правильно. Пристального внимания заслуживает даже вся физиологическая сторона жизни человека. Оказывается, когда мужчина или женщина что-то испытывают в своем организме или касаются чего-то особенного, они могут оказаться нечистыми. В итоге они не смогут участвовать в религиозной жизни, не могут быть «кошерными», годными для культовых взаимоотношений: для молитвы, посещения храма, принесения жертвы. Они не могут быть годными для полноценной социальной жизни.
Что вызывает нечистоту в жизни человека в понимании авторов Книги Левит, живших до Рождества Христова? Например, соприкосновение с чем-то мертвым. Участие в сражении, когда ты убиваешь кого-то, прикасаешься к мертвому телу. Труп животного. Наука в ветхозаветные времена, как мы понимаем, была развита слабо, и поэтому все разнообразие аллергических реакций, кожных поражений и высыпаний на теле сводилось к двум основным диагнозам: лишаю и проказе. Принималась во внимание и женская нечистота. Когда может возникать нидда? Когда у женщины появляется кровотечение. Женщина, у которой есть нидда, является нечистой. Соприкосновение с ней делает тебя тоже нечистым. Скажу более: если женщина села на твою кровать, а потом ушла, и туда же сел ты – ты тоже оказываешься нечистым человеком; нечистота поражает тебя, твое тело.
Что еще может вызывать состояние нечистоты? Это касается и мужчин, и женщин, – разные нездоровые выделения на половых органах, гнойные выделения, которые толкуются комментаторами как заболевания, половые инфекции – это называется «зава» и тоже наделяет человека состоянием нечистоты. Что такое нечистота? Это какая-то заразная болезнь, которая может передаваться от человека к человеку через прикосновения, объятия, обмен какими-то продуктами, предметами. Болезнь имеет холистическую природу, охватывающую всего человека. Она касается его духовных способностей, его духовного качества, религиозной компетентности. Например, ты можешь прикоснуться к своему умершему дедушке, никаких болезненных процессов у тебя в организме не будет, но ты станешь нечистым и не сможешь осуществлять религиозную культовую деятельность.
Каждая нечистота требует своего устранения. Есть три основных элемента, которые помогали и помогают израильтянам избавиться от состояния нечистоты: первый из них – омовение (миква), а второй – жертвоприношение, когда в храм приносили горлиц. Третий элемент – время. Вода, жертва и время – то, что помогает обрести состояние чистоты.
От 15-й главы и до самого конца в Книге Левит муссируются разные аспекты всех этих сюжетов: проказа, лишай, удачные и неудачные роды, кровотечения, семяизвержение у мужчины, половой акт. Все это волнует людей и вызывает разные чувства – стыда, отторжения, любопытства.
«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; 20 и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; 21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; 22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; 23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; 24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Книга Левит, 15:19–23).
В другом месте, в главе 17-й, запрет гораздо более суровый: если мужчина вступает в половой контакт с женой, которая является нидда, то их ждет строгое наказание – изгнание, лишение статуса израильтянина. Как это все практиковалось в жизни, мы не знаем, но постановления, связанные с регулярными периодами в жизни женщины, необычно жестки и жестоки для нашего времени.
Древние не понимали, что происходит
Почему так получилось? Я читал одну статью, в которой проводилась параллель с греческой медициной. У греков месячные назывались очищением и имели позитивное значение: женщина очищается от лишнего, ненужного, отработанного и после оказывается даже чище, чем до. Но в Ветхом Завете возникает негативная перспектива: женщина, которая испытывает это состояние, однозначно воспринимается как грех, мерзость, то, чему не место в жизни Израиля. Почему же так происходит? У ученых, антропологов, психологов, психиатров, библеистов, историков, культурологов есть ряд ответов.
Первое весьма вероятное объяснение: древние не понимали, что происходит. Хлестание крови было связано в их сознании с трагедией и катастрофой – например, с раной от зверя во время охоты. Как можно кровоточить в течение суток после ранения? Ты же умрешь! А у женщин это случается регулярно… Произошло непонимание, а неумение разобраться, конечно же, вызвало негативное отношение мужчин. Вторая версия – связь женского цикла с лунным. Что такое Луна? Богиня, космические силы! Это вызывало у мужчин – а они и были творцами всех этих моделей и смыслов – какой-то ужас. Если связь есть – она хорошая или плохая? Что со всем этим делать.
Если вспомнить о кошерной пище, кровь животного нечиста, ее нельзя касаться, а только осторожно сливать вниз. А тут кровь оказывается прямиком в центре семейной жизни! Так не является ли женщина источником семейного осквернения? Наблюдая за миром животных, древние не могли обнаружить ничего подобного. Следовательно, с женщиной было что-то не так. Это мы сейчас понимаем «не так» как особенность, необычную черту. У древних же все было просто: есть нормальное и ненормальное, и «нормальные» состояния женщины – быть девушкой-подростком или быть беременной, кормить ребенка или быть умудренной опытом старицей. В эти периоды кровоизлияний у нее нет – значит, она «работает правильно», в противном случае же она производит нечистоту в семье на регулярной основе.
Ээро Ярнефельт. Иисус и блудница, XX в.
Древний мир был миром мужского доминирования, и мужчинам были нужны факты для подтверждения своего доминирования: по их мнению, женщина оказывается ниже мужчины как раз из-за своей нечистоты, она какая-то поломанная, больная, неполноценная. Мужчина может быть левитом и первосвященником, а женщина не может заниматься культовыми делами, потому что в ее организме «поломка». Один остроумный комментатор заметил, что у женщины в Книге Левит есть единственная культовая роль, и она, конечно же, негативная: это роль ворожеи, побиваемой камнями.
Антропологи предположили, что корни проблемы восходят к племенным отношениям. У женщины начинается цикл, он длится 5–7 дней, и в течение этих пяти дней она неприкосновенна. Еще семь дней после по ветхозаветным законам нужно соблюдать ее неприкосновенность, и в итоге у нас получается 12 дней, когда контакта между мужчиной и женщиной нет: потом же у женщины начинается овуляция, и она сразу может забеременеть, чтобы силы мужчины расходовались очень фокусированно. Еще одно антропологическое наблюдение – Вавилонский Талмуд сообщает, что сами женщины-иудейки были на стороне этих принципов и строжайше их соблюдали. Почему? Они ставили границы от мужчин! В этом положении они становились хозяйками: у них впервые появлялось личное пространство. Вплоть до рубежа XIX–XX веков никаких средств гигиены, кроме элементарных, не существовало. Поэтому женщинам приходилось быть в стороне, никуда не ходить и ни с кем не контактировать. Заболела? Сиди дома!
Какой смысл в женскую нечистоту вложил Бог?
А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже.
Тема женской крови является проблемной почти во всех древних культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной, которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава:
«И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу».
Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17:
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее».
Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет? Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда.
Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в.
Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте», а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12 дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло прахом.
Новый Завет меняет дело
Мы помним историю о кровоточивой, она есть у трех евангелистов – Марка, Матфея и Луки. Зная все, о чем мы говорили, можно заметить, что женщина, оказавшаяся в собрании религиозных мужчин и кого-то там коснувшаяся, попирает все имеющиеся правила! Она касается одежды, и Иисус оказывается «нечистым» – а Он ведь учитель, Он молится, проповедует, учит! Но, как мы знаем, Евангелие позитивно оценивает эту коллизию: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Она, будучи изгоем, недостойным жизни в Святом Израиле, сделала все правильно – таков вердикт Евангелия.
Когда еще поднимается эта тема? В притче о добром самаритянине. То же самое! Почему и левит, и первосвященник прошли мимо раненого? Чтобы не касаться крови. А вдруг он мертвый? Тогда все пропало! Они не могут помочь больному или умершему человеку из религиозных соображений.
Кажется, что Закон и Бог против помощи ближнему. Но когда на стороне Любви выступает Иисус Христос, этот Закон не работает. Все нужно пересмотреть и изменить.
В окружении Иисуса Христа были женщины. Это факт. Никто не отправлял их домой, тем самым тема нидды была там неактуальна. Важно вспомнить и беседу с самарянкой. У евреев было два мнения: либо самарянки постоянно кровоточат, либо очень легко к этому относятся и могут, например, спокойно выйти к колодцу. Но Христос не спрашивает у самарянки о ее состоянии, Он избегает нездоровой зацикленности на интимной теме и спокойно общается с женщиной. Апостол Павел тоже никак не касается этой темы: он говорит о еде, обрезании, соблюдении субботы, но о женской крови не упоминает ни разу.
Мефодий Олимпийский, автор рубежа II–III веков н. э., пишет следующее:
«Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что в Законе упоминается».
Раз вы уже очищены Крещением, то нечистота не может вас ничем осквернить! Следующий литературный памятник – «Дидаскалия Сирийская», написанная в III веке:
«Если вы думаете, что женщины лишены Духа Святого в течение семи дней после вашего очищения, то тогда, если бы вы умерли в это время, вы отошли бы пустыми и безо всякой надежды».
Очень хорошая мысль! Есть другие авторы, и все они высказываются в пользу того, что эту тему не надо поднимать вообще: пускай она остается в Ветхом Завете, а мы будем толковать все аллегорически. Нужно заменять физическую ритуальную нечистоту на моральную, этическую – и бороться с грехами.
«Обыкновенное женское» и современность
Но параллельно возникает обсуждение в христианской среде, и конечно же, вновь получает вес все то, о чем мы говорили раньше: страх и непонимание мужчин, неразвитая гигиена и прочее. Эти факторы не отменились, и поэтому иудейские правила снова стали проникать в толщу христианской жизни. Апокриф «Первоевангелие Иакова», описывающий детство Марии и праздник Введения во храм, говорит, что Мария жила в храме до двенадцати лет, а затем у Нее началось «обыкновенное женское», и Она была удалена от храма. И потом Дионисий Александрийский неоднократно пишет, что «им хорошо бы воздерживаться от полноценной церковной жизни». Не надо ходить в церковь, надо сидеть дома, потому что женщина в таком состоянии неполноценна и негодна для религиозной жизни. Самое смешное, что и Дионисий, и «Дидаскалия» ссылаются на один и тот же сюжет, а именно – исцеление кровоточивой. Дионисий обращает внимание на то, что она коснулась лишь одежды Христа, а не Его тела: так как же ты можешь причащаться Тела Господня, если ты нечиста?
Сделаем маленький вывод. Кто у нас не причащается на богослужении? Две категории: язычники и грешники. Получается, нидда – либо язычница, либо грешница. Появляются каноны, прописывающие невозможность полноценного церковного жития для женщины во время месячных, когда она является нидда.
Современные приходы по-разному решают эту проблему. Где-то женщинам запрещено входить в храм вообще, а где-то они могут свободно молиться и причащаться. Чаще всего встречается нечто среднее: заходи и стой хоть у иконостаса, но не причащайся и не участвуй в Таинствах. Думаю, библеистам, медикам и психологам стоило бы собраться и попробовать дать ответ: почему современные христианки не могут причащаться?
Надо сформулировать и обосновать это, потому что на данный момент мы опираемся на полупервобытные предпосылки, получившие медицинский ответ: уже понятно, что это не болезнь и не грех.
Если мы опираемся на Книгу Левит, то у меня возникает вопрос: почему мы оставили главу 15, но отказались, например, от обрезания, от верности кошерным представлениям о пище? Почему мы оставили закон о нечистоте, а другие убрали? Я хотел бы, чтобы это оказалось предметом современного осмысления и дебатов.
Подготовила Елизавета Трофимова
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания