нигрол для чего применяется

Нигрол — основные характеристики и применение трансмиссионной смазки

Несмотря на то, что продукт давно снят с производства, многие автолюбители со стажем по привычке используют это наименование для обозначения всех трансмиссионных масел.

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

В начале прошлого века, это была популярная смазка для применения во всех трансмиссионных узлах советских автомобилей. Главный секрет успеха – низкая стоимость.

Никто в то время не задавался вопросом, «нигрол, что это такое?». По сути – отходы нефтяного производства. Если бы их не применяли в качестве сырья для товарного масла, они ушли бы в асфальт в виде гудрона.

Тем не менее определенные полезные характеристики присутствуют (естественно, в прошедшем времени), особенно если нет альтернативы.

Где производили нигрол?

Поскольку нигрол, это отходы нефтеперерабатывающей промышленности, задача №1 была выполнена блестяще. На месторождениях в районе города Баку и поселка Сураханы, добывались недорогие сорта нафтеновой нефти.

Они практически не содержат парафинов, поэтому была возможность обеспечить достойные технические характеристики нигрола, без особых затрат на переработку.

Учитывая географию СССР, вязкость нигрола должна была соответствовать разным температурным режимам эксплуатации.

Параметры смазки

Разобравшись, что такое нигрол, попробуем переложить основные характеристики в соответствии с требованиями к современным смазочным материалам:

По современным меркам, такая смазка не вписывается ни в один технический допуск автопроизводителей. Почему тогда производство продолжалось вплоть до 1980 года?

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

Невысокие требования эксплуатации сельскохозяйственной техники, в редукторах которой обороты и нагрузка были ниже среднего, позволяли экономить на расходных материалах.

Тем более, что нигрол отлично работал против ржавчины. Это особенно актуально для сельхозмашин, работающих с химикатами.

Тем не менее основные причины падения спроса, следующие:

Для обеспечения возможности заливать его в гипоидные передачи (известные высокой нагрузкой по скольжению), выпускалось трансмиссионное масло ТАп-15, в качестве основы для которого, использовался тот самый нигрол.

Однако по причине высокой окисляемости, присадки быстро отделялись от основы, и приходилось сокращать срок эксплуатации.

Современные аналоги

Несмотря на то, что ГОСТ 542-50 прекратил свое действие в 1976 году (с пролонгацией применения до 1980 года), производители по-прежнему выпускают смазку с названием «Нигрол».

Производство организовано по ТУ 0253-001-97949320-2010. Разумеется, этот продукт мало похож на «исторический» нигрол, по причине того, что в качестве сырья используется совсем другая нефть.

Принцип «старый конь борозды не портит», можно применить и к смазочным материалам. Высокие эксплуатационные расходы вынуждают пользователей техники искать компромисс между качеством и ценой расходников.

Что такое нигрол и для чего он нужен смотрите в этом видео

Источник

Нигрол. Отец современных трансмиссионных масел

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяетсяНигрол – торговое название одной из марок трансмиссионных масел. Является продуктом перегонки некоторых сортов нефти, и представляет собой вязкую жидкость чёрного цвета, от чего и получила своё нынешнее название. Нигрол относится к группе минеральных масел.

Общая характеристика и применение

Традиционный нигрол в прошлом активно использовался в качестве трансмиссионного масла для смазки механических передач гусеничной и колёсной тяжёлой техники, а также подвижных частей парового оборудования, которое испытывает постоянное воздействие пара и высоких температур. Согласно ГОСТ 542-50 (окончательно упразднён в 1975 году) нигрол подразделялся на «летний» и «зимний» – марки различались по параметрам вязкости, у «летнего» нигрола она была выше, достигая 35 мм 2 /с. Такую смазку заливали в мосты грузовых автомобилей и широко использовали в зубчатых передачах: контактные нагрузки для транспортных средств того времени были относительно невысокими.

Основная эксплуатационная ценность нигрола заключается в высоком процентном содержании в нём смолистых веществ, имеющихся в нефти определённых сортов. Это обуславливает достаточно высокую смазывающую способность этого вещества.

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

Современный нигрол: отличия

Усложнение условий эксплуатации современных средств транспортной техники повлекло за собой снижение эффективности обычного нигрола, поскольку в его составе отсутствовали противоизносные присадки, а повышенная вязкость приводила к повышенным нагрузкам на элементы трансмиссий. Особенно гипоидных передач, где потери на трение высоки. Поэтому ныне понятие «нигрол» носит исключительно брендовый характер, а под этой маркой подразумеваются чаще всего трансмиссионные масла типа Тад-17 или Тэп-15.

Характеристики

Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:

В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм 2 /с, которой продукт обладает при 100 º С.

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:

Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150 º С.

Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.

Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).

Эксплуатационные показатели смазки:

Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.

нигрол для чего применяется. Смотреть фото нигрол для чего применяется. Смотреть картинку нигрол для чего применяется. Картинка про нигрол для чего применяется. Фото нигрол для чего применяется

Нигрол. Цена за литр

Цена на трансмиссионное масло типа «Нигрол» определяется рядом факторов, среди которых:

Характерен разброс цен на нигрол, в зависимости от фасовки масла:

Таким образом, объём приобретения (и цена товара) определяется интенсивностью эксплуатации вашего автомобиля, поскольку замена смазки в межсезонье всё равно неизбежна.

Источник

Нигрол для чего применяется

От старых мастеров по обслуживанию промышленного оборудования или автомобильной техники, вы наверняка слышали про смазочный материал, который именуется загадочным словом Нигрол. Однако то, что обычно понимается под этим словом, по смыслу не очень соответствует современным товарным маслам с этим именем.

Итак, давайте разберемся, Нигрол – что это такое и где он применяется?

История масла Нигрол

Согласно ГОСТ 17479.2-85 (Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение) смазка НИГРОЛ – это «минеральное масло без присадок, представляющее собой неочищенные вязкие остатки от прямой перегонки нефти.»

В СССР это масло производилось из отходов переработки дешевой бакинской нафтеновой нефти.

В сырье содержалось малое количество парафинов, поэтому без какой-либо сложной переработки Нигрол приобретал свойства, которых было вполне достаточно для обслуживания невзыскательной советской техники тех времен.

Позднее в Советском Союзе разрабатывались и другие трансмиссионные масла с более высокими рабочими свойствами. С конца 40-х годов XX века Нигрол постепенно вытеснялся с рынка автосервисных материалов новыми трансмиссионными жидкостями, такими как Масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, Масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48.

К середине 50-х годов выпускаемая в СССР автотранспортная техника в качестве трансмиссионных масел использовала уже другие жидкости с более высокими противоизносными свойствами и более низкой температурой застывания (Масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, Гипоидное масло по ГОСТ 4003-53, ТАп-15, ТАп-10 и др.)

Использование Нигрола для этой техники не рекомендовалось и допускалось лишь в крайних случаях. В гипоидных же передачах заднего моста его запрещалось применять категорически. Однако по привычке в народе все новые трансмиссионные масла также по-прежнему продолжали и иногда продолжают называть нигролом. Это название стало именем нарицательным.

К 70-м годам выпускаемая в СССР техника была рассчитана на применение современных масел, поэтому производство нигрола постепенно сокращалось. ГОСТ 542-50, по которому производился Нигрол, не обновлялся и окончательно прекратил свое действие в 1980 году.

Тем не менее некоторая потребность промышленных предприятий в материалах, свойства которых совпадают со свойствами Нигрола, все-таки сохранилась. Именно поэтому различные производители продолжают выпускать масла под названием «Нигрол», самостоятельно разрабатывая на эти материалы свои собственные технические условия.

Масла, произведенные по ТУ, производятся не из нафтеновой нефти, а из другого базового сырья, поэтому и по эксплуатационным свойствам отличаются от оригинального Нигрола.

Технические характеристики Нигрола

Существовало две разновидности Нигрола. Он выпускался в летнем и зимнем вариантах. Отличались эти сорта как по параметрам вязкости, так и по составу. Описание и технические характеристики этих материалов приведены ниже.

Оба варианта содержали большое количество смол. Именно поэтому материал обладал смазочными свойствами, достаточными для работы в любых зубчатых передачах, кроме гипоидных.

Такие особенности Нигрола приводили к очень высоким затратам энергии при низких температурах эксплуатации.

Недостатком Нигрола являлся и очень небольшой срок его эксплуатации. Это объяснялось наличие в составе масла смол и асфальтеновых соединений, подверженных интенсивному окислению при повышенных температурах.

Нигрол имел неудовлетворительные противозадирные характеристики, поэтому для высоконагруженных зубчатых передач он был непригоден.

Одними из основных преимуществ масла являются его высокие антикоррозионные свойства и невысокая стоимость.

Область применения Нигрола

Однако, несмотря на перечисленные выше недостатки и ограничения, эта трансмиссионная жидкость широко применялась не только на автотранспорте, но и для обслуживания различного промышленного оборудования.

Изначально Нигрол предназначался для смазывания трансмиссий легковых и грузовых автомобилей (ЗИС-5, ГАЗ-АА), а также для военной техники.

В настоящее время масла, выпускаемые под названием Нигрол, а также другие аналоги легендарного масла характеризуются следующей областью применения:

Современные аналоги

Высокая популярность Нигрола в XX веке и имеющаяся потребность предприятий в недорогом смазочном масле для ненагруженных механизмов стали толчком к выпуску разными производителями современных аналогов этого продукта.

В координатах названий, стандартов и обозначений, оригинальному продукту наибольшим образом соответствуют масла ТЭп-15.

Некоторые такие продукты производятся под дополнительным названием «Нигрол» по техническим условиям, принятым на самих выпускающих предприятиях.

Надо сказать, что свойства новых масел значительно отличаются от свойств оригинального Нигрола. Современные нигролы имеют другой состав, они изготавливаются из другой нефти и, как правило, по своим эксплуатационным характеристикам превосходят те составы, которые выпускались в Советском Союзе.

Рабочие свойства этих масел с коммерческим названием «Нигрол» повышаются, в том числе, использованием в составе помимо базового масла различных присадок, например, противоизносной и депрессорной.

Несмотря на то, что уровень эксплуатационных свойств Нигрола невысок, его стоимость значительно ниже, чем у более качественных материалов. В то же время для некоторых механизмов он вполне подходит для смазывания и защиты от коррозии. Сочетание цены и качества устраивает предприятия для многих случаев применения, а, значит, Нигрол в ближайшие годы останется не менее востребованным.

Источник

Трансмиссионное масло Нигрол: история, недостатки, современное применение

Опытные автомеханики часто используют для смазок названия «автол», «нигрол», непонятные молодежи. Мало кто знает, что трансмиссионное масло «Нигрол» применялось в СССР повсеместно. Несмотря на ряд недостатков, недорогая смазка продолжает выпускаться нефтехимическими заводами России, ее можно встретить на прилавках автомагазинов, в объявлениях Интернета.

История Нигрола

Черная трансмиссионная смазка получила неофициальное название от сокращения латинского слова «niger» (черный) и всем понятного английского «oil». Трансмиссионные масла этого типа выпускались по требованиям ГОСТа 542-50, применялись для смазки коробок передач, мостов тракторов, гражданских и военных грузовиков. Масло производилось на основе вязких фракций нефти (асфальтового гудрона), поэтому стоило очень дешево. С развитием автомобильной техники скорости работы всех механизмов увеличились. Использование «Нигрола» было запрещено сначала для задних мостов с гипоидными передачами, позже – для всех автомобильных трансмиссий.

Недостатки и преимущества Нигрола

Для использования в современной автотехнике старое трансмиссионное масло не подходит из-за таких недостатков:

Главными достоинствами Нигрола были низкая стоимость, хорошие антикоррозионные свойства. Из-за отличной защиты от ржавчины вязкую смазку использовали как консервант для зимнего хранения ремонтно-дорожной, сельскохозяйственной техники.

Современные смазки этого типа, их применение

Трансмиссионную смазку «ТЭП 15» (с подзаголовком «Нигрол») или масло с таким названием продолжают массово выпускать российские, белорусские, украинские нефтехимические заводы (Лукойл, Sintoil, Ойлрайт, Агринол). Для смазок со старым названием используется другое базовое сырье, присадки улучшили эксплуатационные свойства трансмиссионного масла. Смазки типа ТЭП 15 используют для:

Тем не менее, использовать Нигрол нового образца для обслуживания грузовых и легковых автомобилей не стоит.

Источник

Нигрол

По ГОСТ 542-50 выпускался нигрол (масло трансмиссионное автотракторное) двух сортов: летний — остаток прямой перегонки нефти (вязкость 32—35 мм2/с при 100 °С), и зимний — смесь асфальтового гудрона с маловязким дистиллятным маслом (20 мм2/с при 100 °С). Оба сорта нигролов вырабатывались из нафтеновых нефтей, практически не содержащих парафина, преимущественно добытых на бакинских месторождениях (балаханская и сураханская).

Нигрол широко применялся в первой половине XX века, так как невысокие контактные напряжения в зубчатых передачах трансмиссий автомобилей тех лет (ГАЗ-АА, ЗИС-5 и др.) позволяли эксплуатацию на подобных недорогих смазочных маслах (по сути, отходах нефтеперегонки).

Благодаря высокому содержанию смол, нигрол обладал достаточно высокой смазывающей способностью и считался подходящим для любых имевшихся в автомобилях тех лет зубчатых пар, за исключением работающих с проскальзыванием гипоидных, требующих специального гипоидного масла с высокими противозадирными качествами, обеспечиваемыми присадками. Основным недостатком нигрола была его избыточная вязкость, что обуславливало большие потери энергии, особенно в непрогретых агрегатах, а также сильное загустение на морозе. Так, летний нигрол достигал критической вязкости уже при минус 5°С, а зимний — при минус 15°С. Кроме того, в тяжело нагруженных зубчатых передачах, работающих при больших скоростях скольжения (например, в редукторах ведущих мостов грузовых и быстроходных легковых автомобилей) нигрол работал неудовлетворительно, а из-за высокого содержания смолисто-асфальтеновых соединений, склонных к глубокому окислению при повышенных температурах, срок его службы в агрегатах был сравнительно невелик.

Поэтому в конце 1940-х годов начался процесс вытеснения нигролов более совершенными смазочными материалами (масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48, масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, и так далее).

Во второй половине 1950-х новые модели автомобилей в СССР уже проектировались в расчёте на более современные трансмиссионные масла, такие, как ТАп-15, имевшее по сравнению с нигролом вдвое более низкую вязкость и содержавшее противоизносную присадку, или ТАп-10 для северных районов. К примеру, для «Волги» ГАЗ-21 основным трансмиссионным маслом было масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, представлявшее собой экстракт селективной очистки остаточных масел с добавкой веретённого дистиллята и присадки-депрессатора АзНИИ для снижения температуры застывания и имевшее более высокие противоизносные свойства. Применение автотракторного нигрола допускалось лишь в крайних случаях, а в гипоидный задний мост его не допускалось заливать ни в каких случаях, так как без специального гипоидного масла по ГОСТ 4003-53 (изготавливавшегося селективной очисткой из сернистых восточных нефтей и содержавшего активные серосодержащие соединения, придававшие ему высокие противоизносные свойства) он очень быстро выходил из строя.

Термин «Нигрол» применялся, и иногда до сих пор применяется, автомобилистами для обозначения любого трансмиссионного масла (по привычке). На самом же деле настоящий нигрол постепенно выходил из употребления уже к шестидесятым — семидесятым годам, вытесняясь более совершенными смазочными материалами.

Окончательно выпуск товарных нигролов был прекращён в 1970-х — 1980-х годах (действие ГОСТа на него было прекращено в 1976), к этому времени они уже не могли применяться в трансмиссиях современных на тот момент легковых автомобилей. Некоторое время в небольших количествах продолжал производиться зимний нигрол, который шёл на приготовление масла ТСгип, использовавшегося в трансмиссиях авиационной техники, в частности — ряда высоконагруженных узлов втулок винтов и трансмиссий вертолётов, но из-за исчерпания месторождений нафтеновых нефтей его выпуск был также прекращён.

Связанные понятия

Автóлы (вероятно, от англ. automobile oil, либо от лат. oleum — «масло») — в наиболее узком смысле общее название ряда марок моторных масел сернокислотной очистки, выпускавшихся в СССР в 1920-х — 1960-х годах и использовавшихся для смазывания нефорсированных автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием (карбюраторных). Ввиду широкой распространённости автолов, в широком смысле это слово могло использоваться и в качестве родового названия всех автомобильных моторных.

Саморазгружающийся сепаратор — Саморазгружающийся центробежный сепаратор — Самоочищающийся центробежный сепаратор — тип центробежного тарелочного сепаратора, где вертикально движущийся поршень закрывает окошки выпуска (круглые или прямоугольные с закругленными углами) для седиментированного продукта и открывает их только при саморазгружении при помощи, как правило, гидравлики и очень редко — сжатого воздуха. Разгрузка занимает доли секунды (0,2 — 0,4 секунды) при частичной разгрузке и несколько секунд.

Рекуперáтор (от лат. recuperator — получающий обратно, возвращающий) — теплообменник поверхностного типа для использования теплоты отходящих газов, в котором теплообмен между теплоносителями осуществляется непрерывно через разделяющую их стенку. В отличие от регенератора, трассы потоков теплоносителей в рекуператоре не меняются. Рекуператоры различают по схеме относительного движения теплоносителей — противоточные, перекрестные, прямоточные и др.; по конструкции — трубчатые, пластинчатые, ребристые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *