но в чем же заключается сущность человека сознаваемая им автор
Время читать Фейербаха
Отношения Бога и Человека никогда не отличались особенной простотой на всех этапах развития человечества … А в калейдоскопе событий двадцатого века, по крайней мере на одной шестой части суши, воинствующий атеизм объявил войну любой религии кроме марксизма и любой вере, кроме веры в светлое будущее всего человечества – коммунизм. Большевики реквизировали имущество Церкви, неистово рушили храмы, убивали священников, уничтожая все, что могло напомнить о Боге или религии. Но коммунистический эксперимент не удался. Заменить 10 заповедей и Нагорную проповедь, а по сути, всю религиозную мораль, моральным кодексом строителя коммунизма не удалось.
И вот, в самом конце двадцатого века начался обратный процесс: со всех сторон, включая и самые высокие государственные институты, раздаются призывы к возврату к традиционным ценностям, прежде всего к религии. Президенты, премьеры, депутаты всех мастей спешат отметиться присутствием на всевозможных религиозных праздниках, что само по себе напоминает о том, что говоря о религии как опиуме народа, Карл Маркс имел в виду то, что религия это средство угнетения человека власть имущими.
Оживились всевозможные, ранее бывшие в подполье направления, секты, экстремистские течения… В некогда самой читающей стране мира пошли в широкомасштабное наступление астрологи, колдуны, маги, экстрасенсы, прорицатели и «целители» всех мастей, что ставит под сомнение теорию Джеймса Джорджа Фрезера, согласно которому религия, вытеснив магию, в свою очередь, будет вытеснена из жизни человека наукой. Философские сочинения, отрицающие существование Бога вообще вышли из моды. Стало непристойным и даже почти постыдным сознаваться в атеистических взглядах, хотя это всего лишь элементарный здравый смысл.
Конечно же, книга имела не только противников, немало было и восторженных почитателей. Она оказала сильнейшее воздействие на передовую об-щественность того времени. Ф. Энгельс так описывал исторический смысл этого произведения: «Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом рассеяло оно это противоречие, снова без обиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это — лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. Заклятие было снято; «система» гегелевская была взорвана и отброшена в сторону. — Надо было пережить освободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами».
Книга состоит из двух частей. Сам Фейербах пишет в предисловии к первому изданию: «Разумеется, моя книга носит характер отрицательный, разрушительный, но это относится не к человеческой, а к сверхчеловеческой сущности религии. Поэтому она распадается на две части… Первая часть ищет разгадки религии в ее сущности, в ее истине, вторая — в ее противоречиях; в первой дано подробное изложение, вторая — полемическая; первая носит характер спокойный, а вторая — более живой. Изложение подвигается вперед медленно, борьба — быстро. Изложение отличается озабоченностью, борьба — решительностью. Изложение требует света, борьба — огня. Поэтому обе части различаются даже в формальном отношении».
Притом создаётся, во-первых, как реальное существо: «Ты приписываешь богу любовь, потому что любишь сам, ты находишь бога мудрым и благим, потому что считаешь доброту и рассудок своими высшими качествами, ты веришь в то, что бог существует, что он субъект или существо, потому что сам ты существуешь, сам ты – существо».
Фейербах убедительно доказывает, что и Христос не что иное, как сознание человеком единства своей и божественной сущности, сознание, которое, когда наступило время его превращения во всемирно-историческое, должно было стать непосредственным фактом, соединиться в одной личности, затем воплотиться в одном индивидууме и противопоставить себя миру, пребывавшему еще в древнем противоречии народных различий, как творца новой мировой эпохи.
В финале первой части книги Фейербах пишет: «Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии». Таким образом, главный вывод, сделанный Фейербахом, что «теология есть антропология».
Во второй части «Ложная, то есть, богословская сущность религии» – Фейербах, рассматривая противоречия в бытии бога, утверждает: «Доказательства бытия божия имеют целью обнаружить, отделить от человека его внутреннюю сущность». Рассматривая противоречия в откровении божьем, Фейербах восклицает: «Но если человек есть только орудие святого духа, то значит, человеческой свободы не существует!» Какой жалкий вывод! Неужели человеческая свобода дороже божественной истины? »
Рассматривая противоречия, содержащиеся в умозрительном учении о боге, в учении о троице и в таинствах, Фейербах приходит к неумолимому выводу о том, что утратив первоначальную наивность и непосредственность, религия превратилась в отвлеченную теорию, что порвалась связь между человеком и его обожествленной сущностью – «богом». Старые положения получают теперь символическое толкование, создается запутанная система богословия, убивающая живую душу, содержавшуюся в верованиях первых христиан. На смену любви, составлявшей «сокровенную сущность религии», пришла вера, диктующая отныне обязательные для всех догмы.
Двадцать первый век… Под флагом абсолютной свободы религии и верующих западные протестанты начинают признавать однополые браки. Слишком много свободы от Бога. С другой стороны экстремистские секты, направления, течения говорят: «никакой свободы от Бога» «Всё, что не запрещено – не разрешено» то есть, разрешено только то, что прямо указано как разрешённое. Иначе – отступник. При этом с грязной водой часто выплёскивают и ребёнка. Алкоголизм, наркомания, проституция, вымогательство – вот некоторые из пороков современного общества, указывая на которые, сторонники радикальных религиозных направлений строят свои аргументы о необходимости ограничения свободы человека и построения такой общественной системы, в которой будет установлен моральный, идеологический и даже физический контроль со стороны духовных лиц и религиозных общин. Если, например, из тысячи свободных женщин две теоретически могут заняться проституцией, то выход видится в ограничении свободы и удержании всей тысячи этих женщин в жестких рамках авторитарной религии. При этом адепты каждой религии утверждают, что их религия наиболее прогрессивна и соответствует сущности человека и его истинному (то есть божественному) предназначению. Я же считаю, что неправильно говорить о прогрессивности какой-либо отдельно взятой религии, поскольку всякая религия консервативна по определению и, строго говоря, можно лишь вести речь о большей или о меньшей консервативности той или иной религии. Но, не вдаваясь в детали, наблюдая лишь за постоянно изменяющейся, постоянно совершенствующейся природой можно сделать вывод, что и человечество, образно говоря, «обречено на развитие» или «создано для того, чтобы развиваться, совершенствоваться». А для этого ему нужна свобода, как основа основ, как базис над базисом. А это значит – Время читать Фейербаха!
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Фейербах Людвиг Андреас
Книга «Сущность христианства»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Поэтому животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью. Внутренняя жизнь животного совпадает с внешней, а человек живет внешней и особой внутренней жизнью. Внутренняя жизнь человека тесно связана с его родом, с его сущностью, человек мыслит, то есть беседует, говорит с самим собой. Животное не может отправлять функций рода без другого индивида, а человек отправляет функции мышления и слова – ибо мышление и слово суть настоящие функции рода, без помощи другого. Человек одновременно и «Я» и «ты»; он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность.
Сущность человека в отличие от животного составляет не только основу, но и предмет религии. Но религия есть сознание бесконечного, и поэтому человек познает в ней свою не конечную и ограниченную, а бесконечную сущность. Доподлинно конечное существо не может иметь о бесконечном существе ни малейшего представления, не говоря уже о сознании, потому что предел существа является одновременно пределом сознания. Сознание гусеницы, жизнь и сущность которой ограничивается известным растением, не выходит за пределы этой ограниченной сферы; она отличает это растение от других растений, и только. Такое ограниченное и именно, вследствие этой ограниченности, непогрешимое, безошибочное сознание мы называем не сознанием, а инстинктом. Сознание в строгом или собственном смысле слова и сознание бесконечного совпадают; ограниченное сознание не есть сознание; сознание по существу всеобъемлюще, бесконечно. Сознание бесконечного есть не что иное, как сознание бесконечности сознания. Иначе говоря, в сознании бесконечного сознание обращено на бесконечность собственного существа.
Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой
Бездушный материалист говорит: «Человек отличается от животного только сознанием; он – животное, но такое, которое обладает сознанием». Он не принимает, таким образом, во внимание, что в существе, в котором пробудилось сознание, происходит качественное изменение всей его сущности. Впрочем, этим нисколько не умаляется достоинство животных. Здесь не место глубже исследовать этот вопрос.
Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделённое волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. Нельзя сказать, чтобы разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь были силами, принадлежащими человеку, так как он без них – ничто, и то, что он есть, он есть только благодаря им. Они составляют коренные элементы, обосновывающие его сущность, не являющуюся ни его непосредственным достоянием, ни продуктом. Это силы, оживотворяющие, определяющие, господствующие, это божественные, абсолютные силы, которым человек не может противостоять.
«Каждое убеждение достаточно сильно, чтобы заставить себя отстаивать ценой жизни» (Монтень).
– всепобеждающая сила, твоя личная, самодовлеющая сила или скорее сила воли, моральная сила, которая овладевает тобой помимо твоего желания и наполняет тебя негодованием против тебя самого и твоих личных слабостей?
Для темы этой книги не имеет значения вопрос о том, обосновывается ли природой вещей различение между индивидуумом – слово, которое, подобно всем отвлеченным словам, крайне неопределенно, двусмысленно и сбивчиво – и любовью, разумом, волей. Религия абстрагирует от человека его силы, свойства, существенные определения и обожествляет их как самостоятельные существа, причем безразлично, остаются ли они раздельными – в политеизме или сливаются воедино – в монотеизме; таким образом, при объяснении характера этих существ и при их сведении к человеку необходимо не упускать из виду этого различия. Впрочем, оно обосновано не только самим предметом, но и практикой языка и – что то же – логикой, ибо человек отличает себя от своего духа, от своей головы, от своего сердца, как будто без них он представляет собою нечто.
Человек – ничто без объекта. Великие, выдающиеся люди, раскрывающие пред нами сущность человека, подтверждали это своею жизнью. Они знали только одну преобладающую страсть: желание достигнуть цели, которая была главным объектом их деятельности. Но тот предмет, с которым субъект связан по существу, в силу необходимости, есть не что иное, как собственная, но объективная сущность этого субъекта. Общий предмет нескольких одинаковых по роду, но различных по виду индивидов является их собственной объективной сущностью, во всяком случае в той мере, в какой он служит этим индивидам объектом сообразно их особенностям.
Так, солнце есть общий объект всех планет, но оно не одинаково для Меркурия, Сатурна, Венеры, Урана и Земли. У каждой планеты свое собственное солнце. Солнце, поскольку оно освещает и согревает Уран, имеет для земли не физическое, а лишь астрономическое, научное значение. На Уране солнце не только кажется, но и действительно является иным, чем на Земле. В отношении земли к солнцу обнаруживается её отношение к самой себе и к своей собственной сущности, ведь размер, величина и сила света солнца, в качестве объекта земли, обусловливаются величиной расстояния земли от солнца, от него зависят особенности нашей планеты. Каждая планета поэтому имеет в своем солнце отражение своей сущности.
Человек самого себя познает из объекта: сознание объекта есть самосознание человека. По объекту мы можем узнать человека и его сущность. В объекте обнаруживается сущность человека, его истинное объективное «Я». Это относится не только к умственным, но и к чувственным объектам. Наиболее отдаленные от человека объекты являются откровениями его человеческой сущности, поскольку и потому, что они являются его объектами. Луна, солнце и звезды взывают к человеку: гноси саутон, познай самого себя. То, что он их видит, и видит так, а не иначе, свидетельствует о его собственной сущности. На животное производят впечатление только непосредственно для жизни необходимые лучи солнца, на человека – равнодушное сияние отдаленнейших звезд. Только человеку доступны чистые, интеллектуальные, бескорыстные радости и аффекты; только человеческие глаза знают духовные пиршества. Взор, обращённый к звездному небу, созерцает бесполезные и безвредные светила и видит в сиянии их свою собственную сущность, свое собственное происхождение. Природа глаза небесна. Поэтому человек возвышается над землей только благодаря зрению, поэтому теория начинается там, где взор обращается к небу. Первые философы были астрономами. Небо напоминает человеку о его назначении, о том, что он создан не только для деятельности, но и для созерцания.
Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики». 3 страница
Автор текста выделяет такие отличительные особенности человека, как …
«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? – Разум. Любви? – Любовь. Воли? – Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно, совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. Нельзя сказать, чтобы разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь были силами, принадлежащими человеку, так как он без них – ничто, и то, что он есть, он есть только благодаря им. Они составляют коренные элементы, обосновывающие его сущность, не являющуюся ни его непосредственным достоянием, ни продуктом. Это силы, оживотворяющие, определяющие, господствующие, это божественные, абсолютные силы, которым человек не может противостоять».
Человек, разумный, любящий и наделенный волей, согласно автору приведенного текста является …
Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками.
1. Изучает всеобщие законы развития мира
2. Основано на вере в сверхъестественное
3. Знания отражены в виде художественных образов
Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется …
Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …
Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира.
Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …
По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была …
война всех против всех
В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …
Представителем герменевтической традиции в философии является …
Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется …
Автором концепции «обоснованного рационализма» является …
Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …
Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …
Воспитание и образование относятся к __________ культуре.
Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется …
Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является …
Автором произведения «Судьба России» является …
Автором концепции «стадий экономического роста» является …
Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии.
По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью …
Превращенная форма бытия называется …
Основными характеристиками пространства являются …
трехмерная структура и обратимость
Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …
Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …
С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …
абсолютная и относительная
Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется …
Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен …
Существование человека предшествует его сущности с точки зрения …
Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется …
Специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, называются …
Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры.
Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …
Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется …
Существенной чертой философии периода средневековья становится …
Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …
Одной из характерных черт немецкой классической философии является …
Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была …
Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.
Философия техники возникает в (во) …
второй половине XIX в.
Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …
Основой каждой ценности является …
Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был …
По мнению Фалеса, первоосновой мира является …
Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название
Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель …
Потенциальная форма бытия называется …
Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются …
вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …
Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется …
Принцип верификации был предложен …
Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …
Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена …
Состояние и условие совершенства называется …
Основными представителями древнекитайской философии даосизма являются …
Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …
Первая научная картина мира, созданная в XVII веке, получает название …
Приоритет бессознательных процессов в поведении и сущности человека отстаивает философ …
Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется …
Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется …
С позиций диалектического материализма источником движения является …
Результатом процесса познания является …
«Истина есть тождество вещи и представления о ней», – считают представители ____________ концепции истины.
С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук.
Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл
Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются …
С точки зрения деятельностного подхода, культура – это …
способ жизнедеятельности человека
Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …
Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее …
Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как …
Философская система К. Маркса может быть определена как …
Основоположником психоаналитической философии является …
Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются …
Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется …
Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией …
Количественная мера возможности называется …
Ярчайшим представителем агностицизма является …
Передача культуры происходит по принципу …
Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется …
Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между …
универсализмом и индивидуализмом
Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ …
Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит …
Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость, называется …
Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …
Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для ____________ познания.
Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …
Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются …
Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …
Автором произведения «Третья волна» является …
Признание наличия единственного начала бытия называется …
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом …
Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу …
Основными уровнями познания являются …
чувственный и рациональный
С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …
Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется …
Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется …
По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются …
В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином …
Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является …
теория эволюции Ч. Дарвина
Критическое отношение русских философов к рационалистической системе европейского законодательства, пренебрежение законом во имя высшей моральной истины составляет такую специфическую черту отечественной философии, как …
Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …
К общенаучным методам относятся …
Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется …
По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …
Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …
Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется …
Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …
Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы …
Учение о бытии называется …
Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей (-его) …
Атрибуты материи являются …
всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов
Одной из характеристик истины является …
Придание природе и ее составляющим (животным, природным объектам, погоде) человеческих качеств называется …
Мыслителем, введшим в научный оборот определение «социальная физика», был …
В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином …
Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется …
В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее …
копию несуществующего оригинала
Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой …
Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
Автором концепции «единого индустриального общества» является …
Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется …
Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как …
Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического …
Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является …
Важной характеристикой развития является …
Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть …
Одним из признаков псевдонаучных теорий является …
некритическое использование фактов
Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется …
Одним из виднейших представителей римского стоицизма является …
Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе …
Отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других, называются …
«Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …
Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры.
С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …
Ж. Делез является представителем философии …
Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является …
Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие …
Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется …
Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …
Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.
Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …
Автором произведения «Исторические письма» является …
Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть …
Равноправность всех возможных направлений пространства называется …
Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется …
Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется …
Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …
Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой.
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются …
протяженная и мыслящая
Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется …
Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания.
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …
Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …
Основоположником теории общественного договора является философ …
Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует …
Метафизика как модель развития абсолютизирует …
С позиции диалектического материализма основанием и критерием истинного знания является …
С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется …
История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется …
Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …
Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия …
Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является …
Базовым понятием материалистического подхода к истории является …
Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …
В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название …
Психологическое (перцептуальное) время связано с __________________ времени индивидом.
восприятием и переживанием
Классическая наука основана на принципе …
Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …
Принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам называется …
Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как …
«Истина – это соглашение», – считали представители …
Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни …
Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является …
Формой чувственного познания является …
К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …
техника лишь орудие в руках человека
Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …
Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется …
Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …
Личность как субъект социальных отношений характеризуется …
1. «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа …герменевтики
2. «Истина – это соглашение», – считали представители …конвенционализма
3. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …
соглашение между учеными
4. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех
5. Автором концепции «единого индустриального общества» является … Р. Арон
6. Автором концепции «обоснованного рационализма» является …Г. Башляр
7. Авром концепции «стадий экономического роста» является …У. Ростоу
8. Автором первой типологии характеров человека (сангвиник, холерик и т.д.) является …
9. Автором произведения «Государство» является …Платон
10. Автором произведения «Истина и метод» является … Х.-Г. Гадамер
11. Автором произведения «Исторические письма» является … П. Л. Лавров
12. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является …
13. Автором произведения «Первобытная культура» является … Э. Тайлор
14. Автором произведения «Смысл и назначение истории» является … К. Ясперс
15. Автором произведения «Судьба России» является … Н. А. Бердяев
16. Автором произведения «Третья волна» является … Э. Тоффлер
17. Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является …М. Хайдеггер
18. Автором работы «Размышления о технике» является … Х. Ортега-и-Гассет
19. Автором теории культурно-исторических типов является … Н. Я. Данилевский
20. Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма
21. Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов
22. Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа
23. Базовым понятием материалистического подхода к истории является …
24. Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется …жизнью
25. В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …
26. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика
27. В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок
28. В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия …
29. В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции
30. В основе современной научной картины мира лежит …теория относительности
31. В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия
32. В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как …
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 1199 | Нарушение авторских прав