о чем аниме унесенные призраками
Смысл мультфильма Унесённые призраками
Невероятно красивый и столь же безумный мультфильм «Унесённые призраками», созданный мэтром аниме Хаяо Миядзаки, завораживает вереницей сказочных превращений и одновременно озадачиавет. О чём на самом деле мультфильм «Унесённые призраками» — знает только Миядзаки, но, тем не менее, многие образы этого незаурядного аниме поддаются дешифровке, а значит, понять смысл «Унесённых призраками» чуть глубже вполне реально. И я вам в этом помогу.
Основные темы, затронутые Миядзаки в аниме «Унесённые призраками»
Сила слов и имён
Слова в мультфильме имеют магическую силу и играют решающую роль в освобождении Тихиро и её родителей. Вспомните, как Хаку предупреждает Тихиро не поддаваться на уловки Юбабы и продолжать требовать работу, что и делает девочка. Юбаба знает, что, как только Тихиро отвлечётся и поддержит разговор с ней на другую тему, злая волшебница обретёт контроль над девочкой и никогда не позволит ей и её родителям вернуться домой. Но это понимает и Тихиро, поэтому она громко требует волшебницу дать ей работу, пропуская мимо ушей отвлекающие выпады. Когда Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та игнорирует вопрос, зная, что своим ответом может навредить деду Камадзи, Рин и Хаку.
Злая волшебница Юбаба пытается сбить Тихиро с толку
Взросление, инициация и посвящение во взрослый мир
Итак, Тихиро проходит инициацию, итогом которой становится адаптация к миру взрослых. Первые минуты мультфильма, во время которых мы знакомимся с героиней, не пробуждают в нас особой симпатии к ней — Тихиро выглядит капризной, ленивой, она уныло лежит на заднем сиденье, пока её отец ведёт машину. Примерно в том же состоянии мы застаём малыша Бо — сынишку ведьмы Юбабы. Он злой, капризный, жестокий, занимает огромное пространство, но при этом неспособен сделать что-либо полезное. Только после превращения в мышонка и путешествия к Дзенибе его характер меняется к лучшему. Тихиро ждут ещё более важные перемены.
Поначалу работа даётся Тихиро нелегко
Юбаба неохотно принимает Тихиро на работу, и первые задания, которые поручают девочке, она выполняет довольно неумело. Рин постоянно попрекает помощницу, и вполне заслуженно. Однако вскоре Сэн показывает отличные результаты и даже справляется с такими сложными заданиями, как купание Речного Божества и избавление от Безликого. Даже сварливая Юбаба довольна работой девочки. Мир призраков помогает Тихиро повзрослеть, она учится брать на себя ответственность, принимать сложные решения, и постепенно начинает не только выполнять чужие задания, но и помогать другим по своей воле, и, в конце концов, спасает Хаку и своих родителей.
Отсутствие разделения на «плохих» и «хороших»
Мультфильм «Унесённые призраками» не знает разделения на положительных и отрицательных персонажей. Каждый герой совмещает в себе и хорошее, и плохое, а характеры могут значительно меняться, когда персонажи взаимодействуют друг с другом. Даже Хаку не идеален, ведь ему приходится красть и выполнять другие подлые задания его хозяйки Юбабы. Характер Тихиро поначалу кажется скверным, но чем дальше, тем полнее раскрывается её доброта, отзывчивость, честность и смелость. В то же время те персонажи, которые сперва относятся к Тихиро с презрением — Камадзи и Рин — впоследствии меняют своё отношение к ней и оказывают неоценимую помощь в спасении её родителей.
Безликий становится кротким и добрым рядом с Тихиро
Такие многогранные образы персонажей выгодно отличают «Унесённых призраками» от типичного детского мультфильма, где чётко обозначено разделение на «добрых» и «злых». Особенно яркий пример перемены характера в этом аниме — Безликий, который перенимает и зеркально отражает черты тех, с кем он разговаривает. Рядом с Тихиро он застенчив и добр, предлагает ей золото, таблички. Перед другими работниками купальни он ведёт себя как алчный монстр, потому что они сами проявляют жадность и алчность. Наконец, он остаётся с Дзенибой, которая решает «перевоспитать» его и приспособить для более полезной работы, нежели пожирание жадных до фальшивого золота жаб.
Сюжетообразующие мотивы в аниме «Унесённые призраками»
Алчность, жадность, жажда наживы
Почти все герои в тех или иных условиях проявляют жадность, и она всегда оказывается губительной для них. Завязка сюжета — превращение родителей Тихиро в свиней — обоснована тем, что мужчина и женщина проявили жадность и невежество, взяв без спроса и съев угощение, предназначавшееся в дар духам. Юбаба и её наёмные работники обожают золото, деньги — ради наживы они на всё готовы, слепо принимают подарки от Безликого, за что и поплатились некоторые из них, проглоченные Безликим заживо.
Жадность едва не сгубила Безликого и всех работников купальни
Жадность ослепляет, заставляет людей и призраков забывать о более важных вещах. Так, когда Хаку приходит к Юбабе, чтобы сообщить о подмене «самого драгоценного сокровища», она вначале думает о золоте, которое ей принёс Безликий, и лишь затем понимает, что речь шла о её ребёнке. Более того, именно погоня за золотом отвлекла её от заботы о сыне, которого околдовала её сестра Дзениба. Кстати, здесь же мне хотелось бы заметить, что Тихиро всегда оказывается прозорливее других, она способна узнать Хаку в обличье водяного дракона, она определяет, что её родителей нет среди свиней, которых показывает ей Юбаба. Это объясняется тем, что девочку ничто не отвлекает от её главной цели — спасения родителей. Юбаба же ослеплена блеском золота, и долгое время не замечает подмену собственного сына, хотя любит его больше всех на свете.
Волшебная еда
Различная еда постоянно появляется в кадре «Унесённых призраками», и почти всегда она обладает теми или иными волшебными силами. Именно еда превращает родителей Тихиро в свиней. Постоянный голод Безликого заставляет его глотать работников купальни и поглощать огромные количества пищи. Но еда может и помогать — так, Хаку приносит заговорённую пищу для Сэн, чтобы та «не пропала» в мире призраков. Позже Сэн получает в подарок от Речного Божества волшебный пирожок, который она делит между Хаку и Безликим, спасая таким образом первого от проклятия, а второго — от обжорства.
Загрязнение и разрушение окружающей среды
Мультфильм «Унесённые призраками» многократно поднимает вопрос о рациональном использовании природных ресурсов. Самый яркий пример этого — конечно, перемена, случившаяся с Речным Божеством. Попав в купальню, он издаёт такое зловоние и выглядит так ужасно, что Юбаба принимает его за Дух Помоек. Однако, когда Сэн находит «занозу» на теле гостя, работники купальни извлекают огромное количество мусора и металлолома, застрявшего в теле Речного Божества, и он снова принимает свой величественный облик. Также мы узнаём, что Хаку прежде был хранителем реки, но люди засыпали его реку, чтобы построить на её месте посёлок.
Люди засыпали реку, в которой обитал Хаку, лишив его дома
Другой, менее очевидный пример указания на нерациональное использование природных богатств — это фраза отца Тихиро о том, что в девяностые годы построили много парков развлечений, но сейчас многие из них заброшены. Подобное отношение к природе нельзя назвать бережливым. Кроме того, люди и призраки «загрязняют» не только окружающую среду, но и самих себя — от этого пострадали родители Тихиро и Безликий, а также — косвенно — Хаку, который проглотил заговорённого червяка, подброшенного Юбабой.
Особые правила волшебного мира призраков
Правила устанавливают порядок в мире призраков, и никто не смеет нарушать их, даже самые могущественные персонажи. С самого начала общение Хаку и Тихиро представляет собой лекцию о правилах, которым нужно следовать. Это довольно типично для фольклорных волшебных сказок всех народов мира — вспомните любые известные вам русские сказки, где завязкой сюжета, как правило, является нарушение какого-либо правила (не есть волшебных яблок, не красть Жар-птицу и так далее).
Юбаба отпускает Тихиро лишь после выполнения всех условий договора и правил волшебного мира
Примером нерушимого правила является договор между Юбабой и её работниками. Хотя Юбаба не очень-то желает принимать Тихиро на работу, она всё же делает это, упоминая о том, что связана обещанием. Позже Тихиро должна «опознать» своих заколдованных родителей среди свиней, потому что таково правило, без которого Юбаба не смеет отпустить девочку. В финале Хаку просит девочку не оборачиваться, когда она будет покидать страну призраков (сравните с древнегреческим мифом об Орфее и Эвридике). Тихиро знает, что правила нарушать нельзя, поэтому строго следует предписанию.
Разрушительное влияние Запада
Вы наверняка заметили, что единственный персонаж, который выглядит по-европейски в этом аниме — ведьма Юбаба. У неё европеоидная внешность, хотя и весьма карикатурная, она носит европейское платье, по-европейски обставлены и её апартаменты. Это резко контрастирует с минималистичными комнатами в традиционном японском стиле, в которых ютятся её подчинённые. Юбабу можно смело назвать эксплуататоршей, ведь на неё работает огромное количество бедных девушек и жаб, быт которых весьма прост в сравнении с богатством её покоев. Вспомните, как Рин мечтательно говорит о том, как она накопит денег, чтобы поехать на море — совсем как многие из нас.
Дзениба угощает путников простой едой
В то же время сестра Юбабы волшебница Дзениба живёт в скромной избушке, где занимается ручным трудом — прядёт, вяжет, сама готовит простую еду. Она никого не нанимает, но заколдованные спутники Сэн — птичка и мышь — по собственной воле помогают Дзенибе, к ним присоединяется и Безликий, который резко изменился к лучшему, когда покинул владения Юбабы.
Конечно, мой небольшой анализ не претендует на полное и исчерпывающее объяснение смысла аниме «Унесённые призраками», но, думаю, он помог вам глубже понять суть этого замечательного мультфильма. Многие образы, созданные Миядзаки, уходят корнями в японский и мировой фольклор, и чтобы понять их, необходимо детально разбираться в мифах и обычаях японцев и других народов. Но даже без этих знаний мультфильм «Унесённые призраками» — это невероятное наслаждение для глаз и мозга.
Дополнение к этому обзору можно прочитать — здесь.
Выбор редакции
Топ-30 лучших аниме 2021 года.
Топ-30 лучших фильмов 2021.
Топ-20 лучших сериалов ноября.
Символизм Миядзаки в «Унесенные призраками». Смысл и посыл произведения
Российский переводчик Дмитрий Коваленин, ответственный за переводы романов Харуку Мурками и многие фильмы Хаяо Миядзаки как-то сказал, что в японском творчестве царит недосказанность, так называемый феномен недостроенного моста, когда автор и зритель/читатель стоят на двух сторонах недостроенного моста и единственный способ соединиться – выстроить этот невидимый мост понимания. «Пустота», которую можно заполнить, пронизывает все японское мироощущение в плане культуры и философии, и поэтому часто у нас возникает недопонимание японского творчества.
Если говорить конкретно о символизме Хаяо Миядзаки, то часто в его работах люди видят то, чего автор на самом деле не вкладывал в повесть. Попытаемся понять что именно, разобрав символизм в «Унесенных призраками». Смысл этого произведения куда проще понять, чем может показаться.
Недопонимание в творчестве Миядзаке возникает, как по мне, как раз из-за его ярких образов и персонажей. Например, люди часто ищут информацию о Безликом в японской мифологии. Проводят параллели между ним, и какими-нибудь ёкаем, в то время как он является вымыслом автора, и не имеет мифологического бэкграунда.
На самом деле символы в «Spirited Away» лежат на поверхности. Например, тот же Коваленин говорит, что название аниме переведено неправильно и полностью искажает смысл. Ибо то, что в адаптации перевели как «призраки», на самом деле переводится как «дух». В нашем же понимании призраки – это души умерших людей, а в работе Хаяо нет ни одной души погибшего. Духи же – это духовное олицетворение, например стихий. Именно это и показано в работе. Вспомните того же духа воды, которого отмывали в бане.
Отсюда и оригинальное название «Сэн и похищенная ками Тихиро».
Также интерпретация с «духом» более личностная, ведь по сюжету Ёбаба похищает саму сущность Тихиро, заменяя на Сэн, и ставит её в лиминальное положение, когда человек переходит от одного этапа жизни в другой.
Именно это является центральной темой картины, ведь она рассказывает не о том, как Тихиро была похищена призраками, и как она спасалась, а как ей приходится становиться взрослым, самостоятельным человеком, будучи оторванной от привычного ей общества
Если конкретней, 10-тилетняя девочка Тихиро вместе с родителями переезжает в новый дом. По пути они случайно попадают в духовный мир, её родители превращаются в свиней, а она сама вынуждена работать в бане на ужасную хозяйку Ёбабу.
Когда она только попадает в духовный мир, а её родители проходят через метаморфозу, она панически закрывает глаза в надежде, что все это сон, который исчезнет. Затем она очень быстро снова открывает глаза и обнаруживает, что и сама медленно исчезает. Нашедший её Хаку говорит, что она должна съесть еду из духовного мира, иначе тоже исчезнет. Сначала она отказывается, но затем соглашается, снова беря под контроль свои чувства.
Она должна съесть пишу из духовного мира, чтобы стать его частью и у девочки по сути нет выбора, иначе она исчезнет. Этот маленький эпизод наглядно символизирует, что значит быть брошенным в незнакомом суровом мире. И у вас нет другого выбора: вы либо адаптируетесь, либо исчезните.
К слову, еда практически всегда выступает у Миядзаки сакральным символом, который влияет на жизнь его персонажей. Например, в «Рыбка Поньо на утесе» Поньо превращается в человека, облизывая кровь на пальце Соске, после чего начинает есть человеческую еду и все больше и больше превращается в девочку. Хаяо прямо жирно намекает на простую истину – мы то, что мы едим.
Так и в случае с «Унесенными призраками», Тихиро становится другим существом, поедая то, что принято есть в другом мире.
Путь человека
Но если первая метафора сродни какой-то эзотерике, за ней в остальной части следует куда более серьезная метафора на превращение во взрослого человека. В первую очередь Миядзаки делал этот фильм для девушек и девочек. Однажды он рассказывал, что Япония дает девушкам продукты, где все концентрируется на романтике. Смотря на всех своих подруг, он понимал, что это совершенно не главная вещь, которая им нужна. Она даже не второстепенная. Хаяо захотел снять фильм, где девочка будет полноценной главной героиней.
В фильме рассказывается о рабочем мире и об апатии, которая не вызывает у подростка беспокойства, а наоборот игнорируется в силу юного возраста, но все таки стоит на фоне. Это очень важные темы, но, возможно, одна из самых ключевых – не оглядываться назад.
Как уже было сказано, Тихиро оказывается в духовном мире одинокая, измученная и напуганная, однако пути назад уже нет. Мы видим, как в последующем она развивается, начинает брать под контроль свою жизнь и учится доверять самой себе. Конкретно этот момент хорошо иллюстрирует сцена, когда она едет в поезде к сестре Ёбабы. Уходя все дальше и дальше в неизвестность, вагон становится все более пустым, пассажиры покидают его и в случае чего – помощи просить не у кого. Но Тихиро это уже не нужно, ведь она независима.
Силу, которую приобретает героиня, хорошо видно на фоне её окружения – почти все существа духовного мира олицетворяют жадное общество, которое хочет наживаться на других, чего бы это не стоило. И в таком обществе особо трудно расти. Люди будто бы и не хотят ничего слышать о том, о чем действительно их просят. Точно так же как и Безликий, который пытается раз за разом дать Сэн денег, хотя они ей не нужны. К слову, я слышал, есть теория, что на самом деле он предлагает ей деньги в обмен на сексуальные услуги… Но сколько в этом правды мы разберем в другой раз.
Во время поездки также она замечает на одной станции таинственную девушку, которая исчезает и остается позади. Считайте – это детство героини, которое прошло. Она закрывает глаза и больше не смотрит назад.
Это очень мощный посыл для женщин и девушек, как в японском, так и в нашем токсичном обществе. Многие девушки с детства живут в окружении, которое так или иначе пытается им что-то навязать или контролировать их. Из-за этого многие из них растут неуверенными в себе. Например, в той же Японии часты случаи, когда женщины часто извиняются, даже когда ничего не сделали.
«Унесенные призраками» говорит молодым девочкам, что у них достаточно сил, что они хотят контролировать свою жизнь и могут это сделать. Если вы сделали шаг вперед, то уже не можете оглядываться назад, и не стоит, однако можно смотреть вперед и там будет намного больше возможностей. Поверьте в то, что вы справитесь с тем, что вас ожидает.
Да, можно сказать, что это хороший совет для всех людей. Но из-за того, как часто женщины поддаются стигматизации – это было революционное послание в особенности для маленьких девочек.
Возможно, после первого просмотра вам может показаться, что в нем много бессмысленного или очень трудного символизма, однако пересматривая его, как это часто и бывает, концепции переосмысливаются. И этот смысл хорошо доходит как до ребенка, так и до взрослеющего человека, начинающего все же чувствовать ту самую апатию, связанною с обществом работы.
О чем мультфильм «Унесенные призраками»?
Основные темы, затронутые в мультфильме «Унесенные призраками»
Многим известен мультфильм «Унесенные призраками». Какие же темы затрагивают создатели, и о чем сам мультфильм?
Очень красочный и немного безумный мультик «Унесенные призраками» создан мэтром аниме Хаяо Миядзаки. Мультфильм озадачивает и завораживает сказочными событиями.
Какова истинная задумка мультика, знает только его создатель. Но большинство образов поддаются декодированию, поэтому если постараться, то можно дойти до самой сути аниме.
В мультфильме затронуты следующие главные темы:
Подробный разбор каждой темы
Каждую тему нужно разобрать более детально.
Сила имени и слов
Слова в мультике наделены магической силой. Им досталась главная роль в высвобождении Тихиро и его семьи. Хаку всегда просил Тихиро не вестись на хитрости Юбабы и настаивать на работе, что девочка и делала.
Юбабе хорошо известно, что стоит Тихиро отвлечься и поддержать другую тему для разговора, злая колдунья завладеет девочкой и ее семья больше никогда не возвратится домой.
Но это известно и Тихиро. Именно поэтому она так требовательно просит о работе у волшебницы, не обращая внимания на отвлекающие маневры.
Если Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та не отвечает, поскольку знает, что ее ответ может только нанести вред Хаку, Камадзи и Рин.
Не меньшей силой в аниме наделены имена. Когда Юбаба устроила девочку на работу, она дала ей другое имя – Сэн. С японского оно переводится как «тысяча», наверное, речь идет о денежной единице, что еще раз указывает на стремление Юбабы к богатству.
Но о деньгах речь пойдет позже.
Забрав у девочки ее настоящее имя, колдунья лишает ее памяти, что не позволяет ей высвободиться и вернуться к прежней жизни. Только со своими именами Хаку и Тихиро могут обрести свободу. Также такая подмена имени является знаком смерти, а возвращение прежнего – воскрешение.
Взросление, инициация и вхождение во взрослую жизнь
Тихиро проходит инициацию, в результате которой наступает адаптация к взрослой жизни. В самом начале мультика, когда зрителей знакомят с персонажами, сильной симпатии к Тихиро не возникает.
Она кажется капризной девочкой, которая ничего не хочет делать, уныло раскинулась на заднем сидении, пока папа ведет машину.
Приблизительно в таком же состоянии пребывает Бо – маленький сын колдуньи Юбабы. Он вредный, злой, жестокий, занимает большое пространство, но толку от него никакого.
Только когда он принял облик мыши и побывал у Дзенибы, его характер изменился в лучшую сторону. Тихиро ожидают более весомые изменения.
Юбаба с нежеланием устраивает Тихиро на работу. Первые свои рабочие обязанности она выполняет очень плохо. Рин всегда упрекает помощницу, и это не удивительно.
Но Сэн очень быстро реабилитируется и показывает себя с лучшей стороны, выполняет самые трудные поручения, например, избавление от Безликого.
Даже сварливая Юбаба довольна ее результатами. Тихиро в мире призраков учится взрослеть, нести ответственность, принимать решения в спорных вопросах, выполняет не только свою, но и чужую работу, по своей инициативе помогает другим и, самое главное, спасает Хаку и свою семью.
Нет разделения на «хороших» и «плохих»
В мультике нет никакого деления на положительных и отрицательных героев. В каждом персонаже есть и хорошие, и плохие черты характера, которые постоянно меняются при взаимодействии героев между собой. Даже Хаку нельзя назвать идеалом, поскольку он вынужден воровать и выполнять другую грязную работу Юбабы.
Характер Тихиро также кажется плохим, но постепенно в ней проявляется доброта, порядочность, смелость и отзывчивость. Герои, которые поначалу презрительно относятся к Тихиро, а именно Рин и Камадзи, в дальнейшем меняют свое мнение о ней в лучшую сторону и помогают спасти ее родителей.
Такие разносторонние характеры героев значительно выделяют аниме на фоне типичных детских мультиков, где есть четкое понимание злых и добрых персонажей. Яркий тому пример — Безликий, который умело меняет характер. При общении с другими, он умело отзеркаливает их черты.
Будучи вместе с Тихиро, он стеснительный и добрый предлагает ей помощь. С другими работниками он ведет себя как жадный зверь, поскольку они проявляют себя с такой негативной стороны. Он остается с Дзенибой. Она намеривается его перевоспитать и научить выполнять более полезные и хорошие дела, а не поедать жаб.
Основные смысловые посылы сюжета мультфильма
Алчность, жадность, стремление нажиться
Большинство персонажей в разных ситуациях становятся жадными и алчными, что всегда губительно сказывается на них. Сюжет завязывается на том, что родители Тихиро превращаются в свиней.
Это объясняется тем, что они без разрешения взяли и съели еду, которая была предназначена в дар божественным силам, тем самым проявив свою жадность и невоспитанность.
Юбаба вместе со своими работниками очень любят деньги и золото. Ради богатства они пойдут на все, принимают любые подарки от Безликого, за которым некоторым пришлось поплатиться – Безликий просто проглотил их живьем.
Жадность делает человека слепым, люди и призраки перестают видеть действительно важные вещи в жизни. Когда к Юбабе пришел Хаку и сообщил о подмене «самого дорогостоящего сокровища», в ее мыслях сразу появилось золото, которое дал ей Безликий, и только потом до нее дошло, что речь идет о ее ребенке. К тому же, такая жажда наживы заставляет совсем забыть о сыне, которого заколдовала ее сестра Дзениба.
Стоит сказать, что Тихиро всегда сообразительнее других. Она может узнать Хаку, даже если он принял обличие водяного дракона. Она догадывается, что среди всех свиней нет ее родителей, но при этом Юбаба убеждает ее в обратном.
Это связано с тем, что девочка ни на минуту не забывает о своей главной цели – спасти семью. Юбаба же ничего не видит, кроме золота. Очень долго она не может понять, что ее собственного ребенка подменили, несмотря на то, что любит его большего всего на свете.
Волшебная еда
В мультфильме «Унесенные призраками» часто показывают разную еду. Практически всегда она наделена некими сверхъестественными силами. Именно из-за еды семья Тихиро превратилась в свиней. Безликий постоянно голодает. Именно поэтому он заживо съедает работников купальни и съедает невероятное количество пищи.
Но еда наделена не только плохими свойствами. От нее также бывает польза. Хаку относит заговоренную еду Сэн, которая не позволяет ей не затеряться в мире призраков. Потом Речное Божество преподносит для девочки подарок – волшебный пирожок. Она делится им с Безликим и Хаку. Это помогает первому спастись от обжорства, а второму – избежать проклятия.
Загрязнение и разрушение окружающего мира
Анимационный мультик неоднократно отражает проблему нерационального потребления богатств природы. Наглядный тому пример – перемена, которая затронула Речное Божество. Оказавшись в купальне, от него исходит невероятное зловоние и его вид становится настолько ужасным, что Юбаба воспринимает его за Духа Помоек.
Но когда Сэн обнаруживает «занозу» на его теле, из него достают невероятное количество металлолома и мусора, который застрял внутри Речного Божества. Также становится известно, что Хаку когда-то был речным хранителем, но люди решили иссушить реку, построив на ее место деревушку.
Еще один пример, который подтверждает нерациональное потребление природных ресурсов – слова папы Тихиро. Он сказал, что несколько лет назад было построено огромное количество развлекательных парков, которые на сегодня заброшены.
Такое пренебрежительное отношение к природе не может радовать. Помимо этого, призраки тьмы и живые люди не только не заботятся об окружающей среде, но и не думают о себе. Именно из-за этого были наказаны Безликий и семья Тихиро, а также в некотором смысле Хаку, который съел заколдованного червя, подкинутого Юбабой.
Необычные правила колдовства мира призраков
В мире призраков можно добиться порядка только благодаря установленным правилам, которые никто не может нарушать, даже самые величественные герои.
Изначально общение между Тихиро и Хаку выглядит как лекция о правилах, которые неуклонно нужно выполнять. Это идет наперекор всем привычным русским сказкам, где обязательно есть правило, которое кто-то нарушит (не пить воду из колодца, не ходить через лес).
Пример непоколебимого правила – соглашение между Юбабой и ее подчиненными. Несмотря на то, что Юбаба до последнего не собиралась брать Тихиро на работу, она все же согласилась, напоминая о том, что держит обещание.
Потом Тихиро предстоит распознать своих родителей в телах свиней. Это является еще одним правилом, без которого Юбаба не сможет ее освободить. В завершении Хаку просит Тихиро не оглядываться назад, когда она будет уходить из мира призраков. Тихиро знает, что правилам нужно следовать, поэтому ничего не нарушает.
Негативное влияние Запада
Зритель, наверное, заметил, что только один герой имеет европейский вид – колдунья Юбаба. Она одета в европейскую одежду, вся ее мебель и комнаты обставлены по-европейски. Это очень выделяется на фоне минималистичных комнат, оформленных в японском стиле, которые отведены для работников.
Юбабу без сомнения считают эксплуататоршей, поскольку она берет на работу много бедных девочек и жаб, жизнь которых весьма проста по сравнению с ее роскошными апартаментами.
В одной сцене Рин мечтает о том, как соберет много денег и поедет отдыхать на море.
Волшебница Дзениба, сестра ведьмы, живет в очень простеньком домике, где проводит все время за ручной работой: вяжет, готовит, прядет. Она никогда не нанимает себе рабочих.
Мышь и птичка по своей воле оказывают ей помощь. Со временем к ним подключается Безликий, который в один момент резко поменялся в лучшую сторону, когда решил оставить Юбабу.
Безусловно, такой маленький анализ мультфильма не позволяет полностью раскрыть и понять его смысл, но многим он поможет понять направление мыслей создателей аниме.
Большинство героев, которые были придуманы Миядзаки, уходят глубоко в мировой и японский фольклор. Чтобы полностью понять тот или иной образ, нужно хорошо знать мифологию и обычаи разных народов мира.
Посмотрите видео: Смысл аниме «Унесенные призраками»: