о чем картина неравный брак
«Неравный брак» картина Пукирева
История создания, описание и сочинение по картине «Неравный брак» русского художника Василия Пукирева.
Кто написал картину «Неравный брак»
Автором картины является известный русский художник, живописец, мастер жанровой сцены Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). На счету художника немало настоящих шедевров живописи — «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Сбор недоимок» и другие, но главным шедевром Василия Пукирева является картина «Неравный брак».
«Неравный брак» история создания картины
Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.
Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.
Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.
«Неравный брак» описание картины
На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.
Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.
У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.
Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.
Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.
В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.
В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.
Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.
«Неравный брак» сочинение
Картина «Неравный рак» написана русским художником Василием Пукиревым в 1862 году. Шедевр русской живописи сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На этой картине автор изобразил быт и нравы своего времени, к которым относился с осуждением.
В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.
На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.
Старик одет «с иголочки». С надменным и строгим видом он смотрит на свою невесту, требуя тем самым беспрекословного подчинения. Он чувствует себя хозяином положения, которому никто не может сказать слова против.
В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.
Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.
Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.
Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.
Почему «Неравный брак» — шедевр. Разбираем с экспертом самую известную картину Художественного музея
Было время, когда от своих знакомых приходилось слышать, мол, делать в наших художественных галереях нечего и смотреть там тоже не на что. Я, конечно, осознавал, что Лувром, Уффици или Эрмитажем белорусы не обладают, но пытался доказать: в наших музеях хватает достойных произведений со своей историей, легендами и скрытыми культурными кодами. Вы тоже не верите? Сегодня мы запускаем постоянную рубрику, в рамках которой вместе с экспертами каждую неделю будем на пальцах разбирать одно из любопытных произведений искусства, находящихся в белорусских музеях.
А начнем, пожалуй, с самой известной и популярной работы, хранящейся в Национальном художественном музее. О ней, кажется, слышали все. Это «Неравный брак» Василия Пукирева. Почему это шедевр, кто изображен на полотне и как картина повлияла на ход истории, нам рассказал ведущий научный сотрудник музея Дмитрий Солодкий.
Был ли Пукирев известным художником?
Василия Пукирева точно не назовешь широко известным художником. Он родился в Тульской губернии, учился иконописи в Могилеве, писал для храмов, а потом поступил в Московское художественное училище и какое-то время жил на Большой Лубянке. На фоне признанных российских мастеров Пукирев не особо выделялся, но в 1862-м он создал картину «Неравный брак», сразу же ставшую необычайно популярной. Ее выставили в Петербурге, а потом даже отправили на всемирную выставку в Париж.
— Есть музыканты, прославившиеся благодаря одной песне, а есть художники, которых мы знаем по одной картине. К их числу относится Пукирев. Он широко известен только одной своей работой — «Неравным браком», за которую сразу же получил звание профессора живописи в Академии художеств, — рассказывает Дмитрий. — В дальнейшем ее для своей коллекции приобрел Третьяков. Больше ничего выдающегося художник сделать не смог и себя не превзошел. Наверное, поэтому в 1875-м, спустя 13 лет, он создает копию «Неравного брака». Возможно, ему просто хотелось заработать. Это, кстати, не было чем-то зазорным. Например, представленный в нашем музее Василий Максимов 30 раз повторил свою работу «Все в прошлом», потому что эти авторские копии у него отрывали буквально с руками. В дальнейшем Пукирев преподавал, но в итоге умер в абсолютной бедности. Чтобы хоть как-то прокормиться, он даже распродавал свою коллекцию работ других художников. В забытьи не был, но дела у него в конце жизни обстояли совсем плохо.
Что изображено на полотне?
Перед нами сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая согласилась на обряд явно не по своей воле и от этого не в силах сдержать слезы. За происходящим наблюдают гости, собравшиеся за спинами «молодоженов».
Есть несколько гипотез, почему Пукирев взялся за эту тему. Вот некоторые из них.
Кого написал художник?
Всего на полотне можно увидеть 11 человек. Часть из них — это реальные люди, жившие в одно время с Пукиревым.
Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный
брак» Василия Пукирева
Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.
Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.
Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:
— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.
После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.
Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.
Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?
И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.
И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.
Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»
Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.
«Неравный брак»: какую тайну хранит скандальная картина Василия Пукирева.
Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?
Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.
Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».
На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.
Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.
Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться – он ставит себя выше всяческих людских законов.
Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.
Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.
Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.
Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?
Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.
Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.
Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.
Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.
Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.
Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.
Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.
Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.
Вот уж на самом деле права народная мудрость – за всё надо платить.
Картина «Неравный брак» Василия Пукирева — описание картины
Описание картины:
Картина «Неравный брак» Василия Владимировича Пукирева – известнейшая работа художника и одно из лучших произведений бытового жанра в XIX веке.
На полотне изображено внутреннее помещение церкви, окутанное полумраком. Здесь проходит обряд венчания. Ближе к зрителю стоит невеста. Она очень юна: на лице её ещё осталась детская припухлость, весь образ написан с помощью мягких линий и закруглений. На ней белоснежное свадебное платье и фата, что подчёркивает её душевную чистоту. По её глазам и наклонённой голове видно, что не одну ночь она проплакала в ожидании этого события. В левой руке девушка держит свечу, а правую протягивает священнику для обручального кольца.
Полная противоположность невесте – жених. Это пожилой мужчина в чёрном костюме и с орденом. В сравнении с девушкой он стоит очень прямо, даже слишком – это показывает его чопорность, брезгливость. Жёлтое морщинистое лицо не выглядит живым: огонь в глазах старика давно угас.
Ещё одна фигура на переднем плане – священник в золотой ризе. Он сгорблен; протягивая невесте кольцо, смотрит на неё исподлобья. Или почтительно склоняется перед ней? Фигуру попа можно понимать двояко: возможно, он сочувствует девушке, а может быть, участвует в этом преступлении против её свободы и счастливого будущего.
На другом краю картины, рядом с невестой, изображён шафер. Он нахмурился, скрестил руки на груди и отвёл взгляд от происходящего. Это несостоявшийся жених, который из-за своего финансового и социального положения не смог добиться свадьбы с возлюбленной.
Ещё один персонаж в этой «группе невесты» – другой молодой человек, смотрящий прямо на зрителя и своим взглядом передающий глубокое сочувствие как невесте, так и шаферу.
Искусствоведы, изучая историю создания картины, разработали две версии того, чем вдохновлялся художник.
Согласно первой версии, друг Пукирева, молодой купец Сергей Варенцов, хотел жениться на Софье Рыбниковой. Однако родители девушки предпочли Сергею более успешного и состоятельного мужчину – купца первой гильдии Андрея Карзинкина, что был на 13 лет старше Софьи. Из-за других родственных связей сам Сергей был вынужден присутствовать на венчании в качестве шафера.
Узнав эту историю, Пукирев создал картину, где изобразил в том числе и своего друга. Это повлекло за собой конфликт: Варенцов был возмущён, так как уже собирался жениться на другой девушке, поэтому живописец изобразил себя.
Эта версия вполне правдоподобна, так как на эскизе картины у шафера нет бороды, и сам он больше похож на Варенцова, нежели на Пукирева.
Вторая же версия гласит, что картина автобиографична, а на полотне изображён сам Пукирев и его несостоявшаяся невеста Варенцова Прасковья Матвеевна. В 2002 году был обнаружен рисунок другого художника, В. Д. Сухова, где изображена женщина в возрасте. В подписи к работе было упомянуто, что овдовевшая Прасковья живёт в богадельне.
Прототипом смотрящего на зрителя человека точно стал друг Пукирева, живописец Пётр Шмельков. А вот образ жениха скорее собирательный: некоторые искусствоведы считают, что фигура, голова и причёска взяты от разных знакомых художника.
«Неравный брак» – грандиозное полотно, которое значительно повлияло на общество: после его выставки многие пожилые чиновники отказались от женитьбы на совсем юных девушках. К сожалению, этот шедевр стал единственной работой Пукирева, оценённой по достоинству.