о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Адаптация ребёнка в семье: кризисная стадия

Цель этой памятки – помочь родителям пережить этот период с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями. Периодически перечитывайте её, но эта памятка не единственное, что стоит прочесть на эту тему.

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Что такое кризисная стадия адаптации и как определить, что это она?

Для кризисной стадии адаптации характерны конфликты и проявление регресса в поведении ребёнка (он как бы впадает в «детство»). Не стоит путать эти конфликты с теми, что могут возникнуть из-за противоречий между установками в вашей семье и поведением ребёнка, его неприятными привычками и отсутствием полезных навыков.

Причины конфликтов и истерик, характерных для периода кризисной стадии адаптации, чаще всего непонятны, носят спонтанный характер и возникают из-за «ерунды». Случается, что они бывают специально спровоцированы ребёнком. Почему?

Адаптация – это не только привыкание ребёнка к тому, где что в доме лежит, как кого зовут и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания новой модели мира. В этот период ребёнку потребуется установить границы позволенного и свой статус в семье, проверить – срабатывают ли старые модели поведения и общения и, если нет, то выработать новые. Но, главное, ему надлежит убедиться в надёжности семьи и дома (что его не предадут в очередной раз), установить новые доверительные отношения и привязанность к новым родителям.

Проверено на опыте многих семей: к незнакомой обстановке ребёнок привыкает быстро (как правило, в течение первого месяца) и без особых проблем, а вот процесс становления внутрисемейных отношений достаточно длителен, он обязательно затрагивает ВСЮ семью и протекает болезненно для ВСЕХ. Терпение! Именно в результате этой болезненной притирки родители и ребёнок, меняясь внутренне, и образуют семью.

Болезненная стадия адаптации начинается не сразу, а только когда ребёнок на уровне подсознания ПОЧУВСТВУЕТ, что произошедшие изменения – надолго и необходимо к ним приспосабливаться. Поэтому пусть вас не вводит в заблуждение то, что первое время ребёнок ведёт себя спокойно, бесконфликтно и лояльно к семейным установкам.

Продолжительность этого периода во многом зависит от возраста ребёнка, его психического склада, опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических проблем и, конечно, от умения родителей понимать своего ребёнка. Ситуация проще, если ребёнок маленький — до двух лет, был рано отобран из семьи, не испытывал частых перемещений из одного места в другое и пробыл учреждении несколько месяцев – адаптация начинается через неделю-две и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребёнку больше 7 лет, он с рождения в учреждении, часто перемещался и много натерпелся — в этом случае начало кризисной стадии адаптации отсрочено на 1-3 месяца и длится от 5 месяцев до 1 года.

ВНИМАНИЕ! Если ребёнок длительное время закрывается, избегает общения, то есть происходит его самоизоляция, он не доверяет вам – пугается ваших жестов, в ожидании наказания или выговора «отключается», впадает в ступор, начинает раскачиваться – обратитесь к специалисту!

Как начинается и проходит кризисная стадия адаптации

На этой стадии крайне важно проявлять терпение и доброжелательность. Тщательно следите за своими эмоциями! Наказывать «оставлением», лишением общения категорически нельзя!

Некоторые признаки возникновения доверия и перехода адаптации в другую стадию

В этот период важно активно слушать ребёнка. Не запрещайте ему рассказывать о прошлой жизни, уважительно или нейтрально отзывайтесь о кровных родственниках, не одёргивайте во время игр. Больше общайтесь, держите на руках, обнимайтесь, рассказывайте о себе.

Помните, у адаптации нет четких границ и уровней, всё очень индивидуально, этапы и стадии взаимно проникают друг в друга, в поведении характерна чересполосица, и процесс изменений больше напоминают перепутанную, но, всё же, восходящую спираль.

С завершением кризисной стадии процесс адаптации не прекращается, начинается другая стадия – компенсация проблем и наработка упущенного опыта. Создание позитивного образа собственного «я» (самооценка) требуют ДЛИТЕЛЬНОГО времени, и эта работа над собой тоже создает конфликты и потребует от родителя ещё много времени, терпения и упорства.

Советы родителям

Как бы вы ни были подготовлены и начитаны, когда это случится с вашим ребёнком, всё будет казаться другим и ужасным, вы имеете право испугаться и обратиться за советом.

Помните, – во время адаптации на поступки ребёнка больше влияет подсознание, а значит, ребёнок не всегда может управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он «не будет» – бессмысленно. Ребёнок ждёт от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим он выглядит в ваших глазах.

Дети всё чувствуют! Проявляйте максимум терпения и всегда верьте в себя и в ребёнка, тогда адаптация пройдёт быстрее и успешнее.

Замечено: после того, как жизнь войдёт в привычное русло, вы обретёте новые силы и взгляд на мир.

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Кризис первого года жизни

Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так. Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Суть кризиса

За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя [1]. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще [3]. Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную [2]. Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным [3]. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Как проявляется кризис первого года жизни

Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.

Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.

Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.

Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться [3]. Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» [3]. Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Рекомендации для родителей

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери [3]. Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством [1].

о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Смотреть картинку о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Картинка про о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе. Фото о чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

[1] Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

[2] М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

[3] Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

Источник

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

С момента, когда ребенок первый раз видит свою новую семью, и до момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноценным членом семьи, проходит немало времени.

Сейчас и для вас и для ребенка наступает период адаптации.

Адаптация у всех проходит по-разному. Это достаточно сложный и длительный процесс, иногда он может занимать около года.

Наиболее сложным периодом в жизни вновь созданной семьи оказываются первые месяцы совместного проживания. Именно в этот период наиболее часто происходит отказ от приемных детей, возвращение их в интернатные учреждения.

Продолжительность адаптационного периода может варьироваться от следующих факторов:

-возраста ребенка, (чем старше ребенок, тем больше вероятность возникновения сложностей в процессе адаптации);

-личностных особенностей ребенка;

— истории развития ребенка, (воспитывался ли ранее ребенок в семье, либо с момента рождения находился в государственных учреждениях);

— периода знакомства замещающих родителей с приемным ребенком

— психофизическими особенностями ребенка.

Этот процесс занимает около года.

Успешность адаптации ребенка в семье, во многом зависит от признания родителями ценности наличия ребенка в семье независимо от пола, возраста, состояния здоровья, уровня развития, внешних данных, сформированности основных жизненных навыков и т.д.

Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Вторая стадия – «Возврат в прошлое» или «Вживание».

Третья стадия – «Привыкание» или «Медленное восстановление».

Первую стадию можно охарактеризовать как «Медовый месяц». Он начинается во время прихода ребенка в гости. Родителям хочется обогреть ребенка, стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения в семье и изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравиться его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Многие дети сразу начинают называть взрослых мамой и папой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили вас.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое» или «Вживание». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация.

Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенок понимает, что это другие люди, в семье другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Создается впечатление, что ребенка подменили, так как у него резко ухудшается поведение. Конфликты и истерики в этот период носят спонтанный характер, и возникает «по ерунде». Случается, что они бывают специально спровоцированы ребенком. Одни становятся, слишком, требовательны и капризны, предпочитают играть с детьми младшего возраста, другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Также для этого периода характерно появление вредных привычек и возврат энуреза.

Не стоит пугаться – это закономерность.

Каковы же причины ухудшения поведения ребенка?

Во первых, происходит нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье. Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «прочность» информирует о неполном благополучии во взаимоотношениях.

Во-вторых, ребенок не готов к появившимся новым требованиям. Важная ошибка взрослых на данном этапе – это ожидание благодарности от ребенка, за то, что его взяли в семью.

В-третьих, у ребенка возникают эмоциональные трудности из-за возможной встречи с биологическими родителями или другими родственниками.

В-четвертых, сказывается предыдущий травмирующий опыт.

В-пятых, ослабляется «эмоциональная пружина», т.к. на начальном этапе жизни в приемной семье ребенок напряжен от желания понравиться взрослым. Когда появляется доверие к приемным родителям, ребенок начинает позволять себе эмоционально реагировать на ситуацию, отстаивать свои права.

Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка). Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять причины, полезно обратиться к психологам центра сопровождения.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил и терпения. На этой стадии крайне важно проявить терпение и доброжелательность. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на вас, как на приемном родителе лежит большая ответственность, а ребенку гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Тщательно следите за своими эмоциями. Но может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Если взрослые терпеливо преодолевают трудности данного периода, стараются помочь и поддержать ребенка, то постепенно он успокаивается и пытается искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Именно с этого момента у ребенка появляется осознание, что его «уже не вернут».

На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу. У ребенка появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало.

Вы прошли через трудности кризисного периода. Теперь вы гораздо лучше понимаете проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их еще много), вы поддерживаете его. Напоминаете: мы вместе, мы справимся. Вы уже не предъявляете ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка вы (зачастую с помощью специалистов) ищите и находите причины проблемы, а также способы их смягчения. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, и он подобно приемному начинает себя плохо вести, но проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей.

На этом этапе и приемные родители, и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется внешность, чаще появляется улыбка на лице, исчезают аллергические проявления, прекращается энурез. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние отношения.

Адаптация приемных родителей.

Появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у родителей нет ни каникул, ни отпусков. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которую зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок.

Процесс становления внутрисемейных отношений достаточно длителен, он обязательно затрагивает всю семью и протекает болезненно для всех.

Первый месяц проходит ровно и практически «безболезненно».

Примерно через месяц картина семьи несколько изменяется. Большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды.) Родители готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее, хотя примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.

Через три-пять месяцев многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с усыновленным ребенком. Отмечают также значительные изменения у ребенка в лучшую сторону.

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Многие родителя, создавая семью уверены, что смогут сделать ребенка счастливым. Но столкнувшись с трудностями, они теряются и нуждаются в поддержке. Требуется квалифицированная помощь специалистов. Иногда достаточно просто высказаться о проблеме (выпустить пар), напряжение проходит и наступает момент, когда можно принимать конструктивные решения. Когда родителям кажется, что ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли справиться с проблемами, то есть, естественно, вызывает чувство удовлетворения.

Именно в результате болезненной притирки родители и ребенок, меняясь внутренне, и образуют семью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *