о чем настенька просит мечтателя
Краткий пересказ «Белые ночи» по главам, краткое содержание | Достоевский
«Белые ночи» – одна из самых известных повестей выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского. Главными героями произведения являются сентиментальный молодой человек Мечтатель и юная девушка Настенька.
В этой статье представлен краткий пересказ повести «Белые ночи» Достоевского по главам, краткое содержание произведения.
Смотрите:
— Все материалы по повести «Белые ночи»
Краткий пересказ повести «Белые ночи» Достоевского по главам, краткое содержание
Молодой человек, который сам себя называет Мечтателем, рассказывает о себе и своей жизни. Он живет в Петербурге и ведет одинокую, уединенную жизнь. Ему 26 лет. Он небогат и служит мелким чиновником. У него нет друзей и приятелей. Его любимым занятием являются мечтания о самых разных вещах.
Однажды на одном из мостов Петербурга Мечтатель видит плачущую девушку (Настеньку). Когда к девушке подходит пьяный хулиган, Мечтатель заступается за нее и провожает ее домой. Из разговора Мечтатель понимает, что у Настеньки есть какая-то тайна. Девушка ничего не объясняет, но почему-то просит его не влюбляться в нее. Прощаясь, они договариваются встретиться завтра в 10 вечера.
Мечтатель снова встречается с Настенькой. Он сообщает, что передал знакомым ее письмо любимому. В этот вечер «жилец» все так же не появляется в назначенном месте, что снова расстраивает девушку. Настенька говорит Мечтателю, что завтра она не придет, если будет дождливая погода. Действительно, на следующий день идет дождь и герои не встречаются. Их следующая встреча происходит через день.
После перерыва в один день Мечтатель и Настенька снова встречаются. Настенька грустит, потому что ее возлюбленный «жилец» так и не появился и не присылает ответ на письмо. Обиженная девушка решает разлюбить «жильца», который, как ей кажется, посмеялся над ее любовью и просто забыл о ней.
На утро Мечтатель, печальный и опустошенный, просыпается в своей комнате. Он получает письмо от Настеньки, в котором та просит прощения за то, что осталась со своим «жильцом». Настенька просит Мечтателя быть другом ее семьи.
Мечтатель не злится на Настеньку. Он благодарен ей за те счастливые минуты, которые провел с ней. Мечтатель желает девушке счастья, пусть и не с ним. В пустой и скучной жизни Мечтателя встреча с Настенькой, вероятно, остается самым ярким и счастливым событием.
Конец повести.
Таково краткое содержание повести «Белые ночи» Достоевского по главам: краткий пересказ, повесть в сокращении.
Кратко «Белые ночи» Ф. М. Достоевский
Очень краткий пересказ повести «Белые ночи»
Достоевский ведет рассказ от первого лица – от лица юноши, скромного, небогатого, который живет в Санкт-Петербурге, ходит на службу, а все вечера посвящает мечтаниям о счастье.
У молодого человека почти нет знакомых, он застенчив, и это мешает ему начать жить реальностью, а не фантазиями. В какой-то момент на одной из своих одиноких вечерних прогулок юноша встречает девушку, которая горько рыдает, оперевшись о решетку канала.
К девушке пристает некий развязный господин, время позднее, и лишь эти два факта заставляют Мечтателя, переступив через крайнюю робость, броситься к девушке на помощь и все-таки заговорить с ней.
Развязный (и нетрезвый) господин не решается вступать в драку и уходит. Так происходит знакомство Мечтателя и Настеньки.
В течение четырех ночей молодые люди гуляют по набережной, и каждый раскрывает другому все свои самые тайные чувства и надежды.
Настенька влюблена, но, как ей кажется, безнадежно. Мечтатель бескорыстно помогает ей увидеться с объектом ее любви, а сам великодушно отступает. Настенька и ее сердечный друг объясняются, у них все замечательно, грядет свадьба.
Но девушка, мучимая угрызениями совести, пишет Мечтателю прощальное письмо, извиняясь за то, что пробудила в нем ложные надежды. Светлые белые ночи закончились для робкого Мечтателя серым, туманным и промозглым питерским утром.
Он снова один, но он благодарен Настеньке за то, что она хоть на минуту внесла в его тихое существование яркую искру настоящей жизни, зажгла и увлекла его, Мечтателя, за собой, пусть и ненадолго.
Главные герои их характеристика:
В пушкинские времена такого окрестили бы «архивным юношей»: он обладает обычной внешностью, трудится на скромной должности, снимает небольшую квартиру, и прислуга у него всего одна – пожилая Матрена.
Он предпочитает фантазировать на тему, как все могло бы развернуться, но ничего не делает для этого. Восемь лет он живет в Северной столице, но за это время не сумел даже обзавестись приятелями.
Доходит до абсурда: слепая старушка пришпиливает каждый день платье Настеньки к своему, чтобы быть уверенной, что девушка никуда не убежит и с ней ничего не случится.
Настенька хрупка, нежна, обладает живым характером, а в ее небольших глазках светится острый ум – она наблюдательна от природы.
Второстепенные герои их характеристика:
Еще «молодая», крепкая, свежая старушка, не слишком умная, но добрая.
Поскольку с возрастом лишилась зрения и уже не могла присматривать за внучкой, за ее нравственностью, нашла оригинальное решение: просто сколоть свое и внучкино платья булавкой, чтобы девушка всегда была рядом.
Бабушка когда-то знавала лучшие времена, была богата, а теперь обеднела: имеет лишь маленькое состояние да ветхий домик, верхний этаж которого сдает постояльцам.
Снимал у бабушки верхний этаж какое-то время, затем съехал.
Краткое содержание повести «Белые ночи» подробно по главам
Повесть Достоевский вместо привычных глав делит все свое повествование на ночи.
Ночь первая
В начале повести автор знакомит читателя с главным действующим лицом – Мечтателем, который не спеша возвращается домой со службы.
Гуляя по городу, юноша не встречает знакомых лиц, которые уже привык видеть, и тревожится: что случилось с жителями Петербурга, куда они исчезли?
Понимание приходит неожиданно: ведь наступила пора белых ночей, и весь город вдруг уехал на дачу, торопясь воспользоваться коротким периодом северного лета.
Мечтатель отправляется гулять, душа его словно расцветает вместе с природой, он даже поет, и в этот момент видит девушку в черной мантилье, грустно глядящую в мутную воду холодной реки.
Через минуту девушка начинает плакать. Мечтатель порывается подойти, заговорить, движимый состраданием, но девушка быстрым шагом уходит от него. В этот момент к девушке пристает пьяный господин, догнав ее.
Мечтатель хватает палку, готовый защищать прелестную незнакомку. Пьяница ретируется, а молодые люди идут дальше вместе, взявшись за руки.
Мечтатель, осмелев от того, что ему наконец удалось, благодаря чрезвычайным обстоятельствам, заговорить с незнакомой девушкой (преодолев обычную робость), рассказывает ей о себе, о том, как проходит его жизнь.
Девушка с интересом выслушивает и обещает прийти завтра на то же место.
«Завтра в этот же час!» – решают герои повести и расходятся: молодой человек проводил спутницу до калитки ее дома. Она отправилась спать, а он так и не смог заставить себя пойти домой отдыхать. Чувства его были до крайности обострены, и он ходил по светлым петербургским улицам всю ночь.
Ночь вторая
Герои вновь встречаются. Девушка просит молодого человека поведать ей побольше о себе: кто он, чем живет, что его радует, а что печалит. Она хочет узнать «его историю».
Усевшись на скамейку, пара начинает разговаривать. Молодой человек, наконец, спрашивает имя незнакомки и выясняет, что зовут ее Настенька. Теперь у обоих возникает чувство, будто они давно знают друг друга.
Молодой человек легко, крупными мазками набрасывает картину своей повседневной жизни: он трудится, как все небогатые петербуржцы, а в свободные часы понемногу пишет «в стол» и с удовольствием предается фантазиям.
Немногочисленным знакомым с ним скучно: они пытаются заманить его в реальную жизнь, но он слишком боится этой жизни. Робкий юноша постоянно раздумывает о судьбе поэта, о религии, жизни и смерти, о большой любви.
Настенька с любопытством слушает. Она очень взволнована, жмет руку Мечтателю и уверяет его, что так, как он живет, жить нельзя, что теперь они будут друзьями, будут видеться.
Жизнь заиграет новыми красками у обоих. Расчувствовавшись, девушка признается новоиспеченному другу, что и ее судьба совсем не радостна: она живет со слепой бабушкой, которая, чтобы следить за внучкой, прикалывает булавкой ее платье к своему.
История Настеньки
Настенька рассказывает юноше всю свою жизнь и просит дружеского совета.
Девушка – сирота: родители умерли, когда она была совсем крохотной, и ее взяла на воспитание бабушка. Старушка искренне заботилась о ребенке, обучила девочку французскому языку, наняла для нее учителя по другим предметам.
Когда-то бабушка знавала лучшие времена и была богата, но теперь денег едва хватало на повседневные нужды.
Когда Настеньке исполнилось пятнадцать лет, она «нашалила» (подробностей девушка не раскрывает), после чего, чтобы уследить за внучкой, старушка пришпилила ее платье к собственному. Отныне они вместе завтракали, читали книги и работали (то есть вязали, вышивали).
У Настеньки нет подруг и почти нет знакомых: жизнь ее очень уединена, и она, как и Мечтатель, тоже много предается фантазиям.
Чтобы легче было прожить, бабушка сдавала внаем мезонин дома. Сначала там жил старичок, который вскоре скончался.
А год назад был у них жилец – молодой человек симпатичной наружности. Однажды ему понадобилось поговорить по делу с хозяйкой дома, и он пришел в гостиную, где Настенька с бабушкой вязали.
Настенька поднялась, чтобы принести бабушке счеты, и тут молодой человек обнаружил, что платье ее приколото к бабушкиному. Девушка не стерпела позора, расплакалась.
Жилец быстро ретировался, но через какое-то время принялся снабжать Настеньку книгами, а затем пригласил обеих дам в театр на «Севильского цирюльника».
Настенька была в восторге. После того еще пару раз жилец звал хозяек своих в оперу. Но никак не выказывал своих чувств к младшей.
Настенька похудела, очень страдала: она влюбилась и не знала, как ей быть дальше. Но вот жилец объявил, что уезжает на год в Москву.
Тогда девушка решилась: собрала свои вещи в узелок и пришла ночью к нему в комнату. Она открыла молодому человеку сердце, стала ждать его решения.
Тот растерялся, но признался, что тоже давно влюблен, однако не может обеспечить свою невесту: он довольно беден. Если она согласится подождать, через год он вернется и сделает ей предложение.
Рассказав эту историю. Настенька просит совета у Мечтателя. Она знает, что ее сердечный друг приехал, он уже в Петербурге, но не подает никакого ей знака. Как быть ей?
Мечтатель предлагает написать ему письмо, а он бы это письмо отдал через общих знакомых. Оказывается, у Настеньки письмо уже готово: она вкладывает конверт в руку Мечтателя и убегает. Пара уславливается встретиться назавтра здесь же.
Ночь третья
Молодые люди вновь видятся вечером на набережной. Письмо отдано. Но адресат не дает никакого знака, что получил и прочел его.
Настенька вся в напряженном ожидании, она уверена, что ее возлюбленный придет к ней сейчас, чтобы объясниться. Беседа течет прерываясь, Настенька то грустна, то беспричинно весела.
Мечтатель уже влюбился в нее, но не хочет мешать ее счастью. Он подбадривает девушку, говоря, что ее возлюбленный еще никак не мог получить письмо и тем более ответить на него, конечно, еще слишком мало времени прошло, и не стоит его ждать сегодня.
Между тем Настенька, хоть и поглощенная своими переживаниями, обращает внимание на то, как изменился Мечтатель: она говорит ему, что он вырвался из мира своих грез, что он живет полной жизнью теперь. И это правда, Мечтатель ощущает, что девушка права. Герои расстаются до завтра.
Ночь четвертая
На четвертую ночь Настенька была совсем печальна. Надежда оставила ее. Она плакала, она все еще ждала какой-нибудь весточки от возлюбленного, но так и не получила ее. Сердце ее разрывалось. В этот момент Мечтатель решился признаться ей в любви.
Он старается говорить деликатно, волнуется, но в словах его сквозит робкая надежда на то, что, быть может, она скоро разлюбит неверного кавалера, и тогда они смогут соединить свои судьбы.
Он плачет, она утирает его слезы своим платочком. И, кажется, она готова быть с ним, хотя любит другого, – из сострадания, из дружбы.
Взявшись за руки, герои бродят по улицам и рисуют себе картины безмятежной совместной жизни. Настенька предлагает Мечтателю завтра же перебраться к ним в пустующий мезонин.
Они смеются, наперебой рассказывая друг другу, как будут читать, гулять, ездить в театр, ухаживать за бабушкой.
Но вдруг Настенька останавливается и прижимается к Мечтателю. Она дрожит, и он замечает мужчину. «Кто это?» – спрашивает Мечтатель, но уже и сам догадывается.
«Это он!» – отвечает Настенька, крепко обнимает Мечтателя за шею и бросается к любимому. Они удаляются.
Утро следующего дня выдалось пасмурным. Душевное и физическое состояние Мечтателя ему полностью соответствует: он лежит дома, ощущая нехороший озноб, и понимает, что заболел.
И тут Матрена приносит ему письмо от Настеньки. Девушка совершенно счастлива, но искренне просит прощения за причиненные молодому человеку душевные страдания.
Она сетует, что невозможно любить сразу обоих, просит, чтобы Мечтатель навсегда остался ее другом. Через неделю она выходит замуж за того, кого так долго ждала.
Проходит 15 лет. Ничего не изменилось в жизни Мечтателя, лишь пожух и потускнел мир его фантазий. Но все эти годы он верен памяти своей юности, он помнит свою Настеньку, на минуту, заставившую его почувствовать всю прелесть жизни, вздохнуть полной грудью, и не держит на нее никакой обиды.
Кратко об истории создания произведения
Федор Михайлович Достоевский написал «Белые ночи» в молодости. По духу произведения ощущается, что в период его создания автор сам еще был переполнен романтическими чувствами.
Повесть вышла в 1848 году и опубликована была в журнале «Отечественные записки». Затем Достоевский вновь вернулся к «Белым ночам» и отредактировал их. Это произошло уже в 1860 году, когда готовилось к выходу большое собрание сочинений писателя.
Современники видели в характере главного героя черты одного из светских людей. Близкие писателю люди отмечали частичную автобиографичность, утверждая, что Федор Михайлович описывал в повести молодого себя.
Мечтатель и Настенька
Повесть “Белые ночи” создавалась Ф. М. Достоевским как своего рода творческий и психологический эксперимент. Писатель приступил к поиску героя, который интересовал классика на протяжении всей его творческой жизни. Речь об образе прекрасного человека. И вот мы встречаем сразу двух чудесных, хотя и странных людей в повести «Белые ночи» Мечтателя и Настеньку.
Встреча героев
Встреча главных героев повести произошла внезапно и драматично. Юноша сначала видит девушку плачущей на мосту, но не решается с ней заговорить, а затем видит, как на нее хочет напасть пьяный, и заступается за нее. Этот сюжетный ход (спасение героини) типичен для романтического произведения, каковым можно считать (хотя и со многими оговорками) “Белые ночи”. В то же время этот ход продиктован необходимостью: едва ли возможны другие обстоятельства, при которых могли познакомиться такие люди, как Мечтатель и Настенька. Оба они не слишком общительны и не имеют обширных знакомств. Оба не склонны к авантюрам. А предпринятый автором сюжетный ход предполагал необходимость общения, одновременно являясь символичным для дальнейших отношений героев. Мечтатель становится защитником и покровителем девушки. Он и в самом деле, как пишет Достоевский, держит ее в ладонях, спасая и сберегая.
Любые обстоятельства могут и привести к дружбе или любви, и остаться без последствий. Но встреча Мечтателя и Настеньки и их разговор так явно сразу показали родство душ героев, что сомневаться не приходилось: их отношения продолжатся.
Сходство героев
Писатель показывает нам становление этих отношений. Вначале девушке кажется странной и дикой манера Мечтателя говорить восторженно. Она даже просит его выражаться попроще. Но герои чувствуют безотчетное доверие друг к другу. То один, то другой находит все новые точки соприкосновения: например, Настенька признается, что она тоже любит мечтать.
Оба героя добры, благородны и великодушны. Мечтатель изо всех сил старается помочь девушке вернуть ее возлюбленного, хотя для него самого это значит потерять ее навсегда. Настенька демонстрирует благородство и честность и в общении с молодым человеком, и когда рассказывает свою историю. Но при этом Мечтатель берет на себя функцию защитника и хранителя. Он мало чем может помочь в реальности, но его любовь и вера в добро вселяют в девушку надежду, исцеляют ее измученную душу.
Вера в счастье
Оба героя верят в счастье. Это так странно в их тягостных обстоятельствах, что похоже на чудо. Настенька, сирота, которую растила бабушка, в прямом смысле пришпиливая к себе булавкой, хочет любить и быть любимой. Она мечтает о счастливой жизни с возлюбленным. Мечтатель своими руками разрушает возможность жизни с Настенькой: ее счастье для него важнее. Но за это он обретает награду: у него все же было два дня счастья. Много это или мало? Мудрый Мечтатель знает, что это неважно. Ведь многим не достается счастья вообще. Или они его не замечают. Он не хочет терять свое сокровище – два безоблачно счастливых дня и веру, что Настеньку ждет чудесная жизнь с любимым.
Дружба? Любовь?
Как определить чувства этих молодых людей? Любовь? Но ведь любовь очень многолика. Люди любят родителей и детей, братьев и сестер, супругов, друзей. Думается, Настенька привязывается к Мечтателю как к старшему брату. Она несколько раз упоминает о его братском отношении. Мечтатель тоже любит девушку как брат. Но кроме того, он в нее еще и влюбляется. Однако чистое братское чувство оказывается сильнее.
Прочитав произведение, можно сделать вывод, что и Настенька, и Мечтатель находятся в определенной оппозиции к миру и обществу. Но это не озлобленность и неприятие, свойственные “лишним людям”, а просто ощущение своей непохожести. Мир жесток и равнодушен, а Настенька и Мечтатель добры и чувствительны. Им странно и дико в этом мире. Наверное, поэтому они и нашли друг друга.
Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика)
В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.
Одинокий человек в большом городе. Автор назвал его Мечтателем. Кем же он был и какова его судьба? Мы ничего из повести о его личной жизни не знаем. Вот только то, что он молодой человек 26 лет, который приехал в Петербург на заработки. Выглядит он непривлекательно, даже неаккуратно.
Живет одиноко, ни с кем не общаясь. У него нет друзей, их заменяют улицы и дома города. Мечтателю чужда реальность, от которой он спасается своим воображением и мечтами о лучшем мире.
Свою работу воспринимает как обязанность, которую необходимо исполнять, а после работы он ютится в своей маленькой комнатке, где любит лежать на кровати и мечтать. А еще он любит бродить темными закоулками города и также мечтать о чем-то хорошем. Таким образом, он и заполняет внутреннюю пустоту.
Что сделало мечтателя таковым – черты характера, или сама жизнь, в которой он не нашел себя.
Мечтатель очень застенчив, он отдаляется от общения с людьми, предпочитая витать где-то в облаках, и видит в этом счастье для себя. Но вот однажды он встречает одинокую, как и он, печальную девушку Настю, которая откликнулась на его предложение провести ее домой.
Настя внесла коррективы в жизнь Мечтателя. Он был образованным человеком, и его рассказы понравились девушке. Что-то сблизило их, и они начали встречаться.
Порядочность Мечтателя позволила Насте поделиться своим горем о том, что бросил любимый парень и ее переживания тронули Мечтателя. Так и началась их дружба. Они понимали, что необходимы друг другу, чтобы выговорится. Но Мечтатель влюбился в девушку, хотя ее сердце принадлежало другому человеку, и она не могла ответить взаимностью.
Обретя дружбу с Настей, Мечтатель понял и осознал, что кроме идеализированного им в своих мечтах мира, существует еще и мир реальный, где люди просто живут со своими проблемами и радостями. Благодаря Насте он узнал, что такое любовь. Его чувства светлы, как белые ночи. Он не был эгоистом, и хотя любил Настю, ради нее пожертвовал своим счастьем. Он отыскал ее возлюбленного и все рассказал о чувствах девушки.
Мечтатель поступает благородно по отношению к Насте. Он признался ей о своих чувствах, но когда девушка уже была готова попробовать быть с ним вместе, появился ее возлюбленный, и Настя уходит с ним. Понимая, что он все теряет, Мечтатель не озлобился, а искренне пожелал Насте счастья.
Белые ночи, во время которых Мечтатель окунулся в реальную жизнь и провел их с Настей, закончились, но он благодарен судьбе за эти прекрасные времена, которые подарили радость реальной жизни. Вот таков он, Мечтатель.
История Настеньки
Это юная девушка в возрасте 17 лет. Настенька, как и Мечтатель, живет в Петербурге со слепой бабушкой. Чтобы Настенька «не шалила», бабушка пришпиливает Настеньку булавкой. Они сидят вместе — бабушка вяжет, а Настенька читает. Очевидно, что Настенька живет скучной и уединенной жизнью. Как она сама говорит, она живет «в загоне у бабушки». Черты характера «…умница, это при красоте никогда не мешает…» умная «…я, уж не знаю отчего, покраснела, застыдилась…» стыдливая «…я бабушку обманывать не хочу…» честная «…моя добрая, моя милая Настенька!…» добрая, милая «…она же заробела и струсила…» робкая «…я такая простая…» простая «…никогда не умела сама совладеть с своим сердцем…» эмоциональная
https://youtu.be/Ic-DnIZhdtY
Письмо Настеньки
«О, простите, простите меня! — писала мне Настенька, — на коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Эта был сон, призрак… Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня. Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!» «Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете — коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите! Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его… Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей… Я буду хранить эту память, буду ей верна, не изменю ей, не изменю своему сердцу: оно слишком постоянно. Оно еще вчера так скоро воротилось к тому, которому принадлежало навеки. Мы встретимся, вы придете к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим… И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку, да? вы подадите мне ее, вы простили меня, не правда ли? Вы меня любите по-прежнему? О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее… друг мой милый! На будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюбленный, он никогда не забывал обо мне… Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли. Простите же, помните и любите вашу Настеньку».
Письмо Настеньки
Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю… О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую.
Письмо Настеньки
Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю… О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим
Повесть Ф. Достоевского «Белые ночи» в русской критике
С. С. Дудышкин: «Достоевского не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ Достоевский почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно». Н. А. Добролюбов: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие своё душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства!» Е. В. Тур: завязка повести »Белые ночи» смахивает на сказку и никак не напоминает собою чтонибудь похожее на действительность», однако это «одно из самых поэтических» в русской литературе произведений, «оригинальное по мысли и совершенно изящное по исполнению».
«Пришпиленная» девушка
Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя — сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем — это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.
И вот к ним заехал жилец — молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.
В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.
Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи». Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.
Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.
Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она — понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.
Домашнее задание
Выполните «Задание» или «Проект» (по выбору): — Задание. Письменно опровергните или защитите отзыв одного из критиков о повести Ф. Достоевского «Белые ночи». — Проект. Используя ресурсы Интерета, подготовьте электронный альбом «Белые ночи» Ф. Достоевского в иллюстрациях русских художников» со вступительной статьей и биографическими справками о художниках. Всем: Прочитать статью учебника об А. Чехове, прочитать рассказ «Тоска»
В разделе на вопрос Образ Настеньки в романе Достоевского «Белые ночи». Характеристика, внешность. Буду очень благодарна! заданный автором Проседь
Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством. В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно. Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни. Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».
Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни. Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней. Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу. Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.
Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.
Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.
Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?
Второстепенные персонажи
Бабушка
Господин во фраке
Матрена
Фекла
В этом списке дано краткое описание персонажей и характеристика героев из повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», которая может быть использована для написания сочинения на уроках литературы.
Тест по произведению
Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.
Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.
Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?
Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.
Третья и четвертая ночи. Финал истории
Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.
Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.
Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент — он признается в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.
На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы. Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?
Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.
Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.
Образ Петербурга в повести «Белые ночи»
Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.
Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.
Языковые особенности в произведении
Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.
Анализ произведения
Жанровые особенности, композиция, содержание повести
Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый — прямо, второй — косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».
Однако жанрово «Белые ночи» — это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.
Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай — живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай — соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: «
…
Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?».
То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья — это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.
Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи — стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра — прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.
Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.
Сюжет повести
Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.
Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.
Главный герой
Молодой человек 26 лет — мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.
Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.
Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.
Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»
Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.
В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.
Главные герои
Мечтатель
Настенька
Новый жилец
Темы в романе «Белые ночи»
Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.
Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.
Популярные сочинения
Идея «Белых ночей» Достоевского
Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. » В этой фразе и заключается идея произведения
. Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.
Характеристика героя
(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме «Белые ночи», 1959
Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя — пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие — мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.
Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку — во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Другие сочинения по этому произведению
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)
В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.