о чем писал пришвин в своих произведениях

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней всё, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души
Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли всё на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжёлые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

«Кладовая Солнца»
Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые до сих пор восхищают своим глубоким смыслом. И «Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти. После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжёлый груз, потому как всем хозяйством им пришлось управлять самим.

«Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали. Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью».

Источник

Михаил Пришвин

краткая биография

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведенияхРоль и место в литературе

Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Его охотничьи рассказы, повести, произведения для детей, написанные в своеобразном философско-натуралистическом стиле, пополнили золотой фонд детской литературы и издаются на многих языках мира.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у детей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. В рассказах Пришвина присутствуют ситуации, которые вполне могут произойти в реальной жизни. Поэтому, кроме бережного отношения к природе, необходимо ее изучение и понимание, отсюда и его собственный подход к ней не только как писателя, но и ученого.

Любовь писателя к родной природе произросла в нем из любви к отечеству как в целом, так и к его непременным составляющим – народу и земле, на которой он родился, жил и работал. Доброта, которой пронизаны его произведения, говорит о человеке, которому присуще единение с природой, так как это качество является обязательным условием этого явления.

Происхождение и ранние годы

Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как заядлого игрока на скачках и страстного охотника.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Мама писателя Мария Ивановна

Непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование.

Образование

Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

С юными читателями

После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учебы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки.

После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. После этого последовало возвращение в Россию и женитьба на Ефросинье Павловне. В этом первом браке у Пришвина родилось трое детей.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Вплоть до 1905 года Пришвин работал на должности агронома в Луге. В это же время он начал писать заметки и статьи с научным уклоном, постепенно делая переход к художественному направлению. Первый его рассказ «Сашок» был издан уже в 1906 году.

Творчество

Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе».

Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

В течение всего периода потрясений, вызванных Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, Пришвин работал военным корреспондентом. Он с глубокой достоверностью описывал все, что происходило на фронте. После войны он устроился учителем в сельскую школу. Внезапное увлечение автомобилями подвигло его к покупке собственного фургона, на котором он снова отправился в путешествие.

В начале 1930-х годов Пришвин решил посетить Дальний Восток. Там он написал книгу «Дорогие звери». Впечатленный строительством Беломоро-Балтийского канала, Михаил Михайлович пишет роман-сказку «Осударева дорога». В 1935 году Пришвин вместе с сыном совершил еще одну поездку на Север. После этого длительного путешествия появились очерки «Берендеева чаща» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

В 1940 году, в возрасте шестидесяти семи лет Пришвина посетила любовь. Он женился на Валерии Лиорко, которая до конца дней была ему верной помощницей, другом и музой. Впоследствии она много времени посвятила архивам писателя, издала несколько книг о его жизни и творчестве и много лет руководила музеем Пришвина.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Памятник в Сергиевом Посаде

С 1941 по 1943 годы писатель жил в эвакуации в Ярославской области. Здесь он участвовал в компании, протестующей против уничтожения лесов торфоразработчиками. Вернувшись в Москву, он предоставил издательству «Советский писатель» свои рассказы «Фацелия» и «Лесная капель», которые сразу были опубликованы. Его знаменитая повесть «Кладовая солнца» увидела свет в 1945 году. С 1946 по 1953 годы писатель жил и работал на своей летней даче, в деревне Дунино, расположенной в Звенигородском районе Московской области. Сейчас там функционирует музей М.М. Пришвина.

Главные произведения

«Кладовая солнца» по жанру определена самим Пришвиным как сказка-быль. В ней повествуется о двух детях, осиротевших в военное время. Главная тема произведения – дружба и взаимовыручка. Символичны в сказке образы врага, которого олицетворяет неуловимый волк, и друга – верной и преданной собаки, принявшей участие в спасении мальчика.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Музей Пришвина в Дунино

Так же, как и в других произведениях, Пришвин большое внимание уделяет неразрывной связи человека с природой, искусно прорисовывая мельчайшие детали, понятные детям даже на интуитивном уровне.

В рассказе «Берестяная трубочка» звучит призыв автора проявлять внимание к природе, относиться к ней так же, как к любому другому живому существу, что ярко показано на примере березы с сорванной берестой. Несмотря на объем, этот маленький, легкий для чтения рассказ несет в себе огромный поучительный смысл.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Надгробие на могиле Пришвина

Повесть «Жень-шень» была написана Пришвиным после посещения Урала и Дальнего Востока. Название произведения соответствует его теме – поиску человеком корня жизни. Несмотря на то, что значительная часть повествования посвящена описания природы, в ней также присутствует тема войны, смерти, поиска смысла жизни. Исходя из этого, произведение можно рассматривать, как философскую сказку о человеке и его пути от войны до «новой, лучшей жизни людей на земле».

Последние годы

В последние годы жизни Пришвин, как и всегда, очень много трудился. Свое последнее произведение «Глаза змеи» напечатанным он уже не увидел. Оно было опубликовано через три года после его смерти, в 1957 году.

На пороге восьмидесятилетнего юбилея у писателя был диагностирован рак желудка. Жить ему оставалось всего полгода. Михаил Михайлович умер 16 января 1954 года. Похороны писателя состоялись на Введенском кладбище Москвы.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1873Год рождения Михаила Пришвина
1882Окончание сельской школы
1883Поступление в гимназию
1888Исключение из гимназии за дерзость и неуспеваемость
1889Переезд к дяде в Тюмень
1892Окончание реального училища в Тюмени
1893Поступление в политехникум
1894Поездка на Кавказ на виноградники
1896Участие в марксистских кружках
1897Арест и заключение в тюрьму
1898-1900Высылка в Елец
1900Поступление в Лейпцигский университет
1902-1905Работа агрономом
1936Выход первого рассказа «Сашок»
1907Поездки в Норвегию и Карелию
1908Знакомство с А. Блоком и А. Толстым
1909Публикация «Адам и Ева» и «Черный араб»
1910Работа над «Крутоярским зверем» и «Птичьим кладбищем»
1911Начало переписки с М. Горьким
1913Поездка в Крым
1915-1916Работа военным корреспондентом на фронте
1918-1919Работа учителем русского языка в гимназии Елецка
1922-1924Переезд с семьей в Подмосковье
1926Начало работы над «Журавлиной родиной»
1927-1930Публикация произведений в семи томах
1932Работа над повестью «Жень-шень»
1935Выход очерков «Берендеева чаща»
1939Награждение орденом «Знак почета»
1944Окончание «Повести нашего времени»
1945Выход сказки «Кладовая солнца»
1946Работа над «Осударевой дорогой»
1948Сборники «Золотой луг» и «Моя страна»
1950Выход сборника «Заполярный мед»
1953Выход сборника «Весна света»
1954Не стало Михаила Михайловича Пришвина

Интересные факты

Память о писателе

В октябре 1982 года был открыт астероид, названный в честь писателя.

В 2015 году в Сергиевом Посаде был открыт памятник Пришвину.

В отрогах Главного Кавказского хребта находится пик Пришвина.

На одном из островов Курильской гряды есть мыс Пришвина.

Множество улиц разных городов России названы его именем.

Орловская областная детская библиотека носит имя М. Пришвина.

Источник

О чем писал пришвин в своих произведениях

С природой одною он жизнью дышал…
Пришвин М. М.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведенияхВся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил и понимал лес, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо!

М.М. Пришвин специально для детей писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но очень высоко ценил литературу для детей: «Самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым – это есть детская литература». И многое из написанного Пришвиным вошло в золотой фонд детской литературы.

Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».

Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повёл за собой. Вы увидите, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
М.М. Пришвин (1873 – 1954) – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть фото о чем писал пришвин в своих произведениях. Смотреть картинку о чем писал пришвин в своих произведениях. Картинка про о чем писал пришвин в своих произведениях. Фото о чем писал пришвин в своих произведениях

Источник

Человек и природа в творчестве М.Пришвина

Разделы: Литература

Произведения М. Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Он как художник стремился познать природу, открыть средствами искусства сложные и многообразные законы её развития. Писатель хотел постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. Ныне, когда пытливый разум человека проник в глубины материи, когда в небывалых масштабах используются материалы и энергия природы, как никогда остро встал вопрос об отношениях человека и естественной среды.

Чтобы точно и предельно ёмко передать движение времени и природы, М. Пришвин обычно прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям. Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета и осени и т.д. Вот как изображается им приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы все пожелтели сверху и донизу. Картофель тоже почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель».

Здесь каждое предложение помогает писателю воссоздать картину, точно передающую какую-либо особенность или момент наступающей осени. Приход осени М. Пришвин начинает с изображения перемещения, движения птиц. Стрижи уже успели улететь: они теплолюбивы, да и лететь им надо дальше других пернатых. А вот ласточки только ещё собираются в стаи, но и они скоро улетят. Немногословно, но выразительно передаёт художник движение птиц.

В пейзажных зарисовках М. Пришвин передаёт гармонию, царящую в живой природе. Достаточно из этого согласованного сочетания разнообразных явления живой природы изъять одно какое-либо звено, как по цепочке начнёт разрушаться тысячелетиями складывавшееся равновесие сил.

М. Пришвин пришёл в литературу в начале нашего века и сразу же привлёк к себе внимание как писатель, имеющий свой неповторимый почерк, связавший свою судьбу с жизнью трудового народа. Его творчество развивалось в русле традиций русской классической литературы, воссоздавшей несравненные картины русской жизни, воспевшей богатство и красоту наших родных просторов.

Человек, прочувствовавший вдохновляющую силу и величие творчества, способен совершить бесконечно много благих дел, полезных обществу, доставляющих и самому творцу глубокое нравственное удовлетворение. Человек только в деле, которому отдаётся всем своим существом, может раскрыть всё богатство своей индивидуальности. Такова одна из идейно-эстетических, нравственных концепций М. Пришвина – художника, вдохновенного труженика и гражданина.

В наше время проблема «человек и природа» для многих писателей сделалась предметом глубоких философских раздумий и обобщений, имеющих непосредственное отношение к судьбам Родины, народа и дальнейшего развития всего человечества.

Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Это подчёркивается даже названиями произведений: «Жень-шень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща».

Благородство внутреннего мира героев своих произведений М. Пришвин раскрывает в основном в процессе ежедневного их общения с природой, многообразие и красота которой рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека. Именно благодаря этому его книги развивают у читателя способность чувствовать и воспринимать многообразие явлений природы и искусства, стремление к личному совершенству. Особое благотворное воздействие оказывают книги писателя на подростков, пробуждая и развивая у них высшие человеческие качества – любовь к Родине, творческое отношение к жизни, желание приносить людям пользу.

За М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, живой средой, доставлявшей ему радость бытия, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал природу, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения в ней, глубоко проникал в сложные взаимосвязи, в которых находится природа в процессе своего развития. Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, очень метко определил К.Паустовский.»Для таких мастеров, как М. Пришвин,- писал он,- мало одной жизни,- для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество».

Традиции М. Пришвина продолжают развивать многие писатели – В.Астафьев, Ч.Айтматов, В.Распутин, В.Белов, С.Залыгин, Г. Троепольский и другие. В произведениях этих художников с темой «человек и природа» тесно связана другая очень важная проблема – «природа и научно-техническая революция». Сегодня эта проблема волнует писателей, философов, естествоиспытателей, социологов, публицистов – всех, кто думает и о грядущих поколениях людей.

Внимание к чарующей силе пришвинского художественного слова следует развивать в человеке со школьных лет: произведения великолепного мастера содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Они пробуждают в человеке со школьных лет произведения великолепного мастера, содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Она пробуждает в человеке творческие начала, учит лучше понимать жизнь, а значит, и правильнее действовать в ней.

В небольшой, всего в три странички, главе Пришвин великолепно рассказал об экологической системе, формировавшейся в течение тысячелетий на широких просторах лесных массивов. Картины лесной жизни захватывают читателя своей непринуждённостью и ясностью повествования. Писатель будто за руку ведёт своего читателя в царство природы, открывая перед ним всё новые и новые уголки сложного лесного сообщества. В главе «Жаркий час» Пришвин развёрнуто рисует последние дни зимы, когда «сплошной белой стеной из жёлтого неба целые сутки валил … снег, и невидимый скульптор природы целые сутки в лесу лепил на деревьях, на кустах и на пнях свои удивительные фигурки». Они были настолько причудливы, что даже два рядом идущих человека осмысливают их по-разному. Перед мысленным взором человека возникают всевозможные замысловатые фигуры, созданные не руками человека, а животворящей силой природы: будто идёшь по скульптурной галерее, фигуры которой на твоих глазах меняют свои очертания.

Идейно-эстетическим стержнем главы является изображение резких перемен, происходящих в природе на стыке времён года – зимы и весны. Снег целые сутки валил «сплошной белой стеной, а когда он прекратился, выглянуло по-весеннему яркое солнце, его жаркие лучи растапливали снег, в затейливой форме, лежащий на пнях, сучьях, ветках, пригнувшихся под его тяжестью к земле. Горячие лучи солнца привели в движение лес: малые,

средние и большие деревья одно за другим стряхивали с себя напоённый влагой снег, сбрасывали белые шапки и покрывала, и вставали перед лирическим героем повести, как в сказке, молоденькие красавицы – белые берёзки.

Освобождающиеся от снега деревья раскачивались, схлёстывались, напоминая живые существующих снежных тел, шёпот, скрип и треск со всех сторон, при полном отсутствии ветра» приводили в движение глухарей, тетеревов, белок, зайцев, лис и других лесных зверей.

Немногословно, красочно изобразил Пришвин процессы изменений в природе под влиянием солнечных лучей. Мастерски сделанные зарисовки изменяющейся природы приобщают читателя к вечно живому процессу постоянного обновления мира природы, открывают неповторимую и пленительную красоту в обыкновенных явлениях окружающей нас флоры и фауны, учат познавать закономерности диалектических связей между всеми формами и ступенями развивающегося мира, пробуждают у юного читателя чувство прекрасного.

М. Пришвин глубоко проникал в сущность природных явлений, «копался» в самых затаённых её уголках. И об этом он писал: «Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб или орех, и то будет мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной жизни».

И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашёл объяснение в изумительной по ясности и прелести строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»: «Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов». Я прочёл это и сразу понял, что богатые полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Эта была как бы цветочная карта весенних потоков».

В природе, по мнению М. Пришвина, всё закономерно, и всё новое в ней есть закономерно необходимый момент развития и в то же время результат этого развития. Если бы особи одного и тог же вида были похожи друг на друга по строению, цвету, запаху и т.п., то есть по всем внешним и внутренним биологическим данным, то в природе царил бы хаос. Птицы не могли бы различать своих птенцов, млекопитающие были бы лишены возможности распознавать в массе стада своих детёнышей. Эти моменты в животном мире играют большую роль в общей системе эволюции, без них немыслимо представить себе заботу и потомство, воспроизводство.

В природе действует очень сложный механизм, создающий каждый организм по законам неповторимости, различны. От простейших организмов до самых высокоорганизованных существ – все особи животных имеют своё неповторимое лицо. Как справедливо отмечал М. Пришвин, даже законы природы неповторимы, потому что и она находятся в состоянии движения и изменения.

Борьба за существование в царстве растительного мира нередко проявляется весьма своеобразно. Ель – тенелюбивое дерево, она на открытом месте редко когда растёт. Обычно она вырастает, прикрываемая берёзами от мороза и солнца, а потом, когда окрепнет и вытянется ввысь, наступает на берёзы, под покровом которых она набиралась сил. Чем объяснить, что березы не теснят маленькие ёлки, а ели, когда сравниваются ростом с берёзками, начинают теснить своих первых покровительниц?

Сосна – светолюбивое дерево. Она неприхотлива, может расти на самой тощей земле и подняться выше всех. С ней на бедной земле ни одно дерево не выдержит борьбу, в том числе и ель. Обо всём этом мы узнаем из очерков «Северный лес» и «Лесная капель».

В изображении природы писатель продолжил лучшие традиции русской \реалистической литературы ХIХ в. – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

«Жень – шень» о встрече с пятнистой оленихой «… я замер, и она медленно опустила ногу, сделала один и ещё один шаг ко мне. Я смотрел её прямо в глаза, дивился их красоте, то представляя себе такие глаза на лице женщины, то на стебельке, как цветок, как неожиданное открытие среди цветов «Зусу –хэ». Встреча с красивым животным, метко названном Хуа-лу, что по-русски означает «олень- цветок», вызвала в рассказчике целый поток мыслей и чувств. Он находился на таком расстоянии от Хуа-лу, что мог схватить её за передние ноги выше копытца, связать поясным ремнём. «Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда не думал, не знал … что красота, или что там ещё, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нём тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа-лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками».

Красота природы породила в охотнике высокое нравственное чувство. Счастлив тот, кто увидит и поймёт красоту, сумеет развить в себе чувство прекрасного, утверждает писатель. Счастлив потому, что такой человек живёт полнокровной жизнью, он не станет разрушать то, что его окружает повседневно и без чего немыслима полная радости и наслаждений жизнь. Любовь к природе – сложный духовный процесс. Она живёт лишь в сердцах тех, кто на природу смотрит не как потребитель, а как творец, понимающий себя как неотъемлемую часть всего живого на Земле.

В повести «Жень-шень» и в «Лесной капели» Михаил Пришвин показывает, что эстетическое восприятие действительности человеком обладает большим нравственным воздействием на его личность.

Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека.

Задачей художественного творчества М. Пришвин считал правдивое отражение жизни. В повести «Неодетая весна» он писал: «До того тянет к природе, что с трудом меняешь имена, и когда переменишь, уходит частица какой-то волшебной силы, в произведениях М. Пришвина не было художественного вымысла. Картины природы и характеры людей в его произведениях – это не фотоснимки явлений жизни, а творческое переосмысление существующего в действительности.

Человек является частью природы, высшей формой её организации. На определённом этапе естественной эволюции человек в процессе трудовой деятельности выделился из природы, противопоставил себя ей. Практическая деятельность ещё больше сблизила его с природой, его связь с ней приняла многоступенчатый характер. Единство человека и природы писатель видит в том, что человек прошёл в своём длительном развитии через все этапы эволюции живой материи. Эта мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом:» Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся.

Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

М. Пришвин часто говорил, что он понимает весь мир в самом себе. Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает также, что в человеке есть всё (или почти всё), что свойственно окружающей его живой среде. Уточняя это своё положение, М. Пришвин говорил: «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

С давних времён человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал своё место среди других племён, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царём среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом её творения.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке. В результате заготовки древесины недалеко от Переяславля на реке Вексе береговые кручи были начисто оголены. На месте могучих сосен остались пни, а «весь правый берег покрыт штабелями того самого леса, который и речку эту замечательную защищал и служил источником здоровья множества людей в летнее время».

Идея охраны природы, хозяйского использования её ресурсов пронизывает все произведения М. Пришвина. Но особое место в его творчестве в этом отношении занимают очерки «Северный лес» и повесть «Корабельная чаща». Основной их проблемой является охрана «зелёного друга» человека, рациональное использование наших лесных богатств.

Среди советских писателей М. Пришвин был самым последовательным пропагандистом идей научного подхода к использованию природных богатств страны, их воспроизводству и приумножению. К делу охраны писатель стремился привлечь каждого человека – взрослых и детей.

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы ещё не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса.

Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

Вывод: Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться. Для меня главное видится вот в этом «роднике радости». И как бывает в лесу, когда набредёшь на родник, его хочется прибрать и обустроить, чтобы он был виднее идущему следом, так хочется остановиться у этой дорогой пришвинской теме и сделать её очевиднее и необходимее, потому что, как мы удалились от природы, так, словно в укор, отдалились и от радости. И не делать тут разницы между взрослыми и детьми, потому что дети это зеркало взрослых.

Использованная литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *