о чем писал зощенко
«О чем писал Зощенко»
Об одичании человека, замороченного барабанным боем пропаганды, замордованного непреходящими бытовыми неурядицами, ожесточенной борьбой за жалкие по сути своей преимущества перед другими. Тут уж не до благородства, сострадания и воспарения духа. Тут может разгореться жаркая потасовка из-за примусного ежика, произойти динамитная диверсия по поводу нескольких украденных полешек дров. Ложь становится нормой: если врет власть, то неизбежна цепная реакция, доходящая до самого низа, где пациент не считает зазорным обмануть врача, управдом объегорить жильцов, мелкий чиновник — посетителя. и так до бесконечности.
Но ведь и сейчас мы не на шутку встревожены тем же: катастрофическим падением нравов с последствиями куда более жестокими и страшными: разгулом уголовщины, коллективным озлоблением, находящим выход то в межнациональной ненависти, то в требованиях насильственного уравнивания имущественного положения.
Много десятков лет назад писатель едко высмеял городские власти, вздумавшие разбить на месте кладбища парк с аттракционами. Что бы он сказал теперь, когда то и дело слышишь об осквернении могил, кражах надгробных памятников, обворовы вании покойников в крематориях, устройстве на месте кладбищ автостоянок, танцплощадок или еще чего-нибудь в таком же роде? Читая Зощенко, узнаешь, что бичом его времени было повальное пьянство, мелкое воровство на фабриках и заводах, давняя российская беда — взяточничество, мздоимство. Но разве все это прошло или хотя бы уменьшилось? Вопрос чисто риторический.
Михаил Зощенко, автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев, был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в самых различных журналах и газетах — в «Литературной неделе», «Известиях», «Огоньке», «Крокодиле» и многих других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: иногда они представали как цикл рассказов о темноте и невежестве, а порой — как рассказы о мелких приобретателях. Зачастую речь в них шла о тех, кто остался за бортом истории. Но всегда они воспринимались как рассказы резко сатирические.
Прошли годы, изменились бытовые условия нашей жизни, но почему-то даже отсутствие тех многочисленных деталей быта, в которых существовали персонажи рассказов, 1е ослабило силы сатиры Зощенко. Просто раньше страшные и отвратительные детали быта воспринимались лишь как шарж, а сегодня они приобрели черты гротеска, фантасмагории.
То же произошло и с героями рассказов Зощенко: современному читателю они могут показаться нереальными, насквозь придуманными. Однако Зощенко, с его острым чувством справедливости и ненависти к воинствующему мещанству, никогда не отходил от реального видения мира. Кто же сатирический герой Зощенко? Каково его место в современном обществе? Кто является объектом издевки, злой фонии, презрительного смеха?
Даже на примере нескольких рассказов можно определить объекты сатиры писателя. В «Тяжелых временах» главным \»героем является темный, невежественный человек, с диким, первобытным представлением о свободе и правах. Когда ему не позволяют завести в магазин лошадь, которой нужно непременно примерить хомут, он сетует: «Ну и времечко. Лошадь в лавку не допущают. А давеча мы с ней в пивной сиде-1и — и хоть бы хны. Слова никто не сказал. Заведывающий даже лично смеялся искренно. Ну и времечко».
Родственный ему персонаж встречается в рассказе «Точка зрения». Это — Егорка, который на вопрос о том, много ли
За всю свою жизнь автор кем только не бывал по профессии: от с/х. работника до агента уголовного розыска. Именно по этому, как мне кажется, он так детально и умело описывает образы самых разных людей из самых разных сфер деятельности. Зощенко был на редкость восприимчив к чужому образу мыслей, что очень помогало ему подходить ко многим вопросам (главным образом проблемам политическим и всем вытекающим из них последствиям в те времена) с разных точек зрения. Порой кажется, что герой-рассказчик сказов Зощенко есть не кто иной, как сам писатель. Мещане, учёные, врачи, монтёры, актёры, спекулянты, «аристократки», – всех героев, наверное, и не перечислить. Мне очень понравилось, с какой забавностью Зощенко описывает то, с чем на самом деле людям часто приходиться сталкиваться в повседневной жизни.
Читая рассказы Зощенко познаётся психология человека, который сам уже того не замечая привык к своему ничтожному положению в обществе. На самом деле, когда к человеку перестают относиться как к личности мыслящей и оригинальной, он, к сожалению, постепенно перестаёт себя уважать. Ясно, что писатель мечтал о более достойном для человека мире.
Создавая свои произведения в доступном для понимания каждому обывателю языке, на, так сказать, языке масс, автор получил огромное признание. Зощенко сам писал о своём языке так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным».По-моему, далеко не каждый, даже очень хороший писатель, познавший жизнь простого народа, способен спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых и для кого он пишет, на их повседневном, понятном им языке.
По той же тональности, в какой говорят между собой герои зощенковских рассказов в обыденной для себя обстановке (к примеру: в семье, на работе, в трамвае), читатель понимает, что и сам автор – свой, живущий такой же, как и он сам, простой жизнью, незамысловатый человек, каких «в каждом трамвае по десять штук едут».
Михаил Зощенко
краткая биография
Роль и место в литературе
Творчество Михаила Михайловича Зощенко, сатирика, переводчика, сценариста и драматурга, создателя комической новеллы вошло в классику русской и советской литературы благодаря, прежде всего, его коротким юмористическим рассказам. Возникнув в сложный, переменчивый и драматический период начала двадцатых годов, оно продемонстрировало появление на литературной арене ни на кого не похожего писателя – настолько отличался его своеобразный язык, стиль и собственный взгляд на мир от собратьев по перу, работающих в этом жанре.
Книги Зощенко мгновенно раскупались, читатели с нетерпением ожидали появления новых, а издательства спорили между собой за право их напечатать. На эстраде под аплодисменты и смех зрителей исполнялись его фельетоны и юморески. Но, несмотря на такой успех и популярность, судьба уготовила писателю немало драматических моментов.
Групповой портрет семьи Зощенко
Новизна Зощенко заключалась в том, что он раньше других литераторов стал писать языком, понятным абсолютно любой категории читателей, даже тем, кто только-только начинал осваивать азы грамотности. Об этом он говорил так: «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». Это действительно так, потому что действия его рассказов разворачивались в привычных человеку местах: коммунальных кухнях, трамваях, общественных банях, трактирах и т.д. Ситуации также описывались вполне житейские – драки, споры, неразбериха. Таким образом, Зощенко за короткое время стал «своим», народным писателем, которого понимала и принимала основная масса читающей публики.
Темами его рассказов были порочащие человека проявления самолюбования, жестокости, мещанства, невежества. Эти пороки он описывал в яркой сатирической манере и высмеивал их своим «народным» языком. Зощенко был писателем, призывающим к чистоте отношений между людьми, что актуально и на сегодняшний день.
Происхождение и ранние годы
Родина Михаила Зощенко – Петербург, дата рождения – 9 августа 1894 года. Родители его происходили из дворян и были одаренными творческими людьми. Отец, Михаил Иванович Зощенко, был талантливым художником-иллюстратором, писал большие полотна на темы народной жизни, составлял мозаичные панно. Мать – Елена Иосифовна Сурина, актриса и писательница, рассказывающая о жизни бедняков на страницах журнала «Копейка».
Кроме Михаила, в семье воспитывалось еще семеро детей, которых матери пришлось поднимать одной, так как глава семьи покинул их еще в 1908 году из-за проблем с сердцем. Члены семьи были очень дружными, всегда готовыми оказать помощь. Самой жизнерадостной заводилой была старшая сестра Михаила, Елена. На протяжении всей жизни она помогала брату, а Зощенко в своих произведениях часто описывал ее всевозможные фантазии и проделки. Остальные дети выросли и стали обычными людьми, ни за кем из них не было замечено каких-либо талантов, в отличие от их брата Михаила.
Образование
В 1903 году Мишу отдали в первый класс гимназии № 8. Учился он плохо, часто перечил учителям, из-за чего даже поднимался вопрос об исключении. Мальчику позволили продолжать учебу, благодаря прошению, поданному матерью высоким чиновникам.
Миша с родителями и сестрами
В 1913 году гимназия была окончена, и Михаил стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. На следующий год юношу отчислили из-за неуплаты за обучение. Ничего не оставалось, как искать работу. Михаил устроился контролером на железную дорогу. Вскоре грянула Первая мировая, которая нарушила мирное течение жизни. Михаил решил добровольцем идти на фронт. Сам он позже объяснял это стремление не взыгравшим в нем чувством патриотизма, а от того, что не мог сидеть на одном месте.
Несмотря на это, служил он исправно, принимал участие в боях, получил ранение, позже – отравление газами, после чего был переведен в резерв. За боевые заслуги Михаил был награжден четырьмя орденами.
Творчество
По возвращении в Петроград Михаил начал работать в уголовном розыске. Параллельно он занимался в литературной студии, руководителем которой был Корней Чуковский. Здесь он познакомился с К. Фединым, В. Кавериным, Е. Полонской, В. Ивановым. В 1921 году эти литераторы создали группу под названием «Серапионовы братья», членом которой стал и Михаил.
В период с 1920 по 1922 годы Зощенко плодотворно трудился, результатом чего стали его рассказы «Старуха Врангель», «Любовь», «Рыбья самка», книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».
К середине двадцатых годов Зощенко был уже настолько популярным, что его называли любимым писателем представители практически всех слоев общества. Он собирал большие аудитории и вслух читал свои известные рассказы «История болезни», «Баня», «Аристократка» и другие.
Начиная с 1923 года, Михаил сотрудничает с сатирическими журналами. Под псевдонимом Назар Синебрюхов он печатается в «Дрезине», «Красном вороне», «Бузотере», «Смехаче», «Огоньке».
В 1929 году вышла книга «Письма к писателю». Она представляла собой своего рода социологическое исследование, основанное на десятках читательских писем, адресованных автору, с его личными комментариями.
В тридцатых годах Зощенко, вместе с другими писателями, побывал на Беломорканале. Это была чисто пропагандистская поездка, после которой он долго находился в удручающем состоянии. Под впечатлением от нее Михаил в 1934 году написал повесть «История одной жизни», в основу которой легла биография одного реального преступника.
Повесть «Возвращенная молодость», написанная в 1933 году, еще до «Истории одной жизни», явилась попыткой избавиться от психического напряжения, вызванного поездкой. Ее можно назвать психологическим исследованием, которым заинтересовались не только читатели, но и представители научной среды.
В 1935 году вышел сборник рассказов «Голубая книга». В него были включены произведения, действие в которых относится к настоящему и прошлому. Он явился продолжением «Возвращенной молодости», но не был понят читателем, а цензура запретила Зощенко впредь издавать произведения, нарушающие принципы «положительной сатиры».
Еще одна сторона таланта Зощенко раскрылась при написании детских рассказов. Они выходили на страницах детских изданий «Чиж» и «Ёж».
За десять лет (с 1930 по 1940 годы) писателем было создано около двадцати пьес, среди которых: «Под липами Берлина», «Черный принц», «Тарас Шевченко», «Уважаемый товарищ» и другие.
Когда началась Великая Отечественная война, Зощенко, не раздумывая, подал заявление на фронт. Но из-за имеющейся у него серьезной болезни сердца, ему было отказано. Писатель уехал в эвакуацию в Алма-Ату, где устроился на работу в сценарный отдел филиала «Мосфильма».
В Москву из Казахстана Михаил вернулся в 1943 году и приступил к работе в журнале «Крокодил». В этом же году журнал «Октябрь» начал публиковать главную повесть его жизни «Перед восходом солнца».
Печать повести была прекращена после того, как ее прочитал Сталин. Вождь был в ярости. На Зощенко посыпались обвинения и брань критиков. Не согласившись с ними, писатель отправил Сталину письмо. Прямого ответа он не получил, но гонения на него усилились. Он был уволен из редакции «Крокодила» и лишен продуктового пайка. Положение Михаила было плачевным, он оказался буквально на пороге нищеты.
Еще одной плохой новостью для Зощенко стало известие о том, что журнал «Звезда» разместил на своих страницах рассказ «Приключения обезьяны», даже не поставив в известность автора.
Цензоры тут же усмотрели в этом рассказе намек на то, будто Зощенко считает, что обезьяны в СССР живут лучше людей. Было организовано писательское собрание, на котором рассматривалось постановление ЦК ВКП(б) 1946 года в отношении Ахматовой и Зощенко. Писатель выступил с речью о том, что его честь не позволяет ему мириться с тем, что его называют «подонком литературы». В результате этих событий Ахматова и Зощенко были исключены из Союза писателей.
Памятник в Сестрорецке
Семья Зощенко в буквальном смысле вела нищенское существование, от голода у Михаила опухали ноги. Большую квартиру в доме писателей он обменял на маленькую, где продолжал работать над своими произведениями.
В 1947 году вышел сборник рассказов о партизанском движении, а в 1948 году – его перевод романа финского прозаика Лассила «За спичками» без указания фамилии переводчика.
Свое отношение к постановлению 1946 года Зощенко снова попытался высказать в 1954 году во время встречи со студентами из Англии. После этого начался очередной круг травли, в результате которой обострилось его хроническое душевное заболевание. От полноценной писательской работы Михаил был вынужден отказаться.
В 1953 году Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, но, к тому времени это уже мало ему помогло и принесло лишь кратковременное улучшение состояния.
В 1956 году была издана книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в год смерти – «Рассказы и фельетоны».
Главные произведения
Из произведений М. Зощенко сложно выделить лучшие, потому что все они несут в себе доброе начало, направленное на борьбу с невежеством, мещанством и жестокостью.
Автобиографическая повесть «Перед восходом солнца» – это своего рода исповедь о том, как автор пытался одержать верх над меланхолией и преодолеть страх жизни. Для этого, считал он, необходимо пересмотреть свои детские страхи и побороть их.
Памятник на месте захоронения
Начиная анализировать детские воспоминания, автор обнаруживает, что все они основаны на мрачных и трагических событиях. Повесть состоит из маленьких глав, каждая из которых повествует об определенном впечатлении. Здесь и самоубийство студента, и фронтовая газовая атака, и неудачная любовь, и страшная боязнь нищеты и унижения.
Автор видит, как рушится все, во что он верил – любовь, честь, мораль. Перед его глазами – опустившиеся люди, хохот солдат, режущих свинью, голодный Петроград. В итоге, вместо повести о торжестве разума у Зощенко получился своеобразный жизненный отчет о бесполезности борьбы с самим собой.
Последние годы
В последние годы писатель жил на своей даче в Сестрорецке. В начале весны 1958 года Михаил Михайлович сильно отравился никотином, вследствие чего у него произошел спазм сосудов головного мозга. Писатель перестал узнавать близких, лишился возможности разговаривать. Проведя в таком состоянии несколько месяцев, Зощенко ушел из жизни 22 июля 1958 года.
Власти запретили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища, поэтому его тело предали земле на местном кладбище Сестрорецка.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1894 | Год рождения писателя |
1903 | Поступление в гимназию |
1913 | Поступление в Петербургский университет |
1915 | Уход на войну добровольцем |
1917 | Служба в Петрограде комендантом Почтамта |
1918 | Служба в Кронштадте |
1919 | Возвращение в Петербург |
1920 | Начало литературной карьеры. Женитьба |
1921 | Вступление в группу «Серапионовы братья» |
1922 | Выход «Рассказов Назара Ильича, господина Синебрюхова» |
1924 | Выход книги «Веселая жизнь» |
1927 | Завершение книги «О чем пел соловей» |
1928 | Выход сборника «Нервные люди» |
1929 | Публикация книги «Письма к писателю» |
1930 | Завершена пьеса «Уважаемый товарищ» |
1934 | Избрание в члены правления Союза писателей |
1941 | Эвакуация в Алма-Ату |
1943 | Публикация повести «Перед восходом солнца» |
1946 | Исключение из Союза писателей. Травля |
1953 | Восстановление в Союзе писателей |
1956 | Возобновление издания книг писателя |
1958 | Не стало Михаила Михайловича Зощенко |
Интересные факты
Память о писателе
Улицы Калининграда, Сестрорецка, Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России названы именем Зощенко.
В Санкт-Петербурге существует литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко.
Именем писателя названа одна из библиотек Санкт-Петербурга.
В честь М. Зощенко назван астероид, открытый в 1980 году.
В Сестрорецке у памятника Зощенко каждый год в августе проводится праздник, посвященный его творчеству.
Михаил Михайлович Зощенко
Фото Все
Видео Все
Михаил Зощенко. Между любовью и ненавистью (1994)
Михаил Зощенко «Перед восходом солнца» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Михаил Зощенко — биография
Михаил Зощенко – писатель, сценарист, драматург, переводчик. Признан классиком русской литературы. Его рассказы легли в основу комедии «Не может быть!», режиссера Леонида Гайдая.
Конек Михаила Зощенко – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония. В сатирической форме он обличал множество человеческих пороков, его герои были очень узнаваемы. Он любил повторять, что ничего плохого, кроме хорошего, случиться не может, и с этим его утверждением не соглашалось само провидение. С писателем произошло столько трагических событий, что он не мог справиться с ними в одиночку – обращался за помощью к специалистам. Хроническая депрессия писателя стала предметом его же исследований. Он стал автором книги, в которой рассказано, как от нее избавиться. Но эти советы ему самому не помогли.
Детство
Родина Михаила Зощенко – Петербург. Он родился 9 августа 1894 года в дворянской семье Михаила Зощенко и Елены Суриной. Отец был родом из Полтавы, учился в Императорской Академии художеств, стал известным художником, мозаиком. Работал иллюстратором Петербургских журналов «Север» и «Нива», потом перешел в мозаичную мастерскую. Стал создателем мозаичного панно под названием «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года», которое находится в музее Суворова. За это награжден Императорским орденом Святого Станислава III-й степени. Помимо этого его произведения украшают Третьяковскую галерею, переданы в музеи Екатеринбурга и Краснодара.
Михаил Зощенко в юности
Мама – Елена Зощенко (Сурина), имела артистические наклонности, была актрисой любительского театра. Когда вышла замуж и родила восьмерых детей, то бросила актерство, занялась домом и воспитанием наследников. Выжили все, только один ребенок умер младенцем. Несмотря на домашние хлопоты, женщина писала маленькие произведения и публиковала их в издании под названием «Копейка».
Миша стал третьим по счету ребенком в семье, и долгожданным сыном, до него родились две дочери. Семья Зощенко жила в одном из домов по Большой Разночинной улице.
Мальчик учился в гимназии №8, куда родители отдали его в 1903 году. Учеба давалась ему с трудом, особенно русский язык. И это было невероятно, потому что в те годы у него состоялась первая проба пера, он писал небольшие рассказики, и решил, что непременно будет писателем.
Выпускной экзамен по русскому языку он провалил, педагог влепил ему «кол» за сочинение, к тому же добавил комментарий, содержащий одно слово – чушь.
Михаил просто взбесился, и попытался покончить жизнь самоубийством. Он наглотался хлорида ртути, но помощь подоспела вовремя, парня удалось откачать.
В 1913-м Зощенко поступил в Императорский университет. Он выбрал юридический факультет, но проучиться смог всего лишь год – был отчислен за неуплату. Особых достатков в семье не было никогда, а после смерти отца в 1907-м они вообще балансировали на грани нищеты. Михаилу пришлось срочно искать работу. Его приняли на должность контролера на Кавказской железной дороге. Так началась его трудовая биография.
Михаил Зощенко на фронте
Спустя год Зощенко попал на фронт – началась Первая мировая война. Он ушел добровольцем, причем не по патриотическим соображениям, просто не любил долго заниматься одним делом, ему хотелось что-то изменить в своей жизни. Но воевал он исправно, участвовал во многих сражениях, был ранен в ногу, получил отравление газами и четыре ордена.
Отравление газом дало свои последствия, в феврале 1917-го Михаил попал в госпиталь из-за обострения сердечной болезни. После лечения его комиссовали.
Трудовой путь
Перед тем, как всерьез заняться литературой, Зощенко перепробовал свои силы в нескольких профессиях. После возвращения из фронта он стал комендантом петербургского почтамта. Место было достаточно почетным, ему даже полагался отдельный номер в «Астории» и дрожки с лошадями.
На этой должности он проработал шесть месяцев, потом был командирован в Архангельск. Как раз в то время случилась Октябрьская революция. У Зощенко была возможность уехать из страны и поселиться во Франции, но он не захотел. В Архангельске он становится адъютантом дружины, затем занимает место секретаря в полковом суде.
Следующие несколько лет биографии писателя были связаны со Смоленской губернией, куда его назначили на должность инструктора. В его компетенции – разведение кроликов и кур.
В 1919-м он ушел добровольцем в только что созданную Красную Армию. Но вскоре с ним случился сердечный приступ, после которого его полностью демобилизовали с пометкой «непригоден к службе». После этого он работает телефонистом в пограничной страже.
По возвращении в родной Петербург Михаил стал агентом уголовного розыска, потом устроился в военный порт в качестве делопроизводителя, успел поработать сапожником и столяром.
Литературное творчество
В середине 1919-го, во время работы агентом «уголовки», Михаил стал частенько бывать в литературной студии. Он не пытался рассказывать всем, что метит в писатели, просто сидел себе тихонечко в углу, не принимал участия ни в каких спорах и дискуссиях, даже стеснялся показать свои произведения. Его в шутку называли «чудаком-милиционером». Однажды он все же решился, и прочел один из своих рассказов, аудитория разразилась невероятным хохотом. Руководителем студии оказался Корней Чуковский, он попросил Михаила принести другие работы, и после этого вынес свой вердикт – молодой человек обладал несомненными способностями к литературе.
Михаил Зощенко в творческом процессе
В этой студии состоялось знакомство Зощенко с другими писателями. В 1921-м он вступил в литературное общество под названием «Серапионовы братья». Спустя год члены общества издали дебютный альманах, куда вошел один из рассказов Михаила. После его выхода творчеством молодого писателя заинтересовались читатели. Одним из заинтересованных оказался Максим Горький, после этого он пристально следил за творческой биографией Зощенко, и даже начал ему покровительствовать.
Затем рассказы талантливого литератора появились в журналах «Мухомор», «Бегемот», «Ревизор», «Смехач», «Бузотер», «Чудак».
Любое из произведений автора, будь то повесть, рассказ или фельетон, читалось на одном дыхании. Среди самых популярных работ Зощенко можно назвать «Черного принца», «Аристократку», «Беду», «Возмездие», «Брак по расчету» и многие другие.
Зощенко становился все более популярным, его начали цитировать, некоторые фразы мгновенно ушли в народ. Расцвет писательской карьеры автора пришелся на 20-30-е годы прошлого века. Михаил постоянно встречался с читателями, путешествовал по стране, тиражи его произведений насчитывали сотни тысяч экземпляров. Вскоре он выпустил целых шесть томов своих сочинений. В 1939-м вклад Зощенко в развитие литературы был отмечен правительством СССР, он получил Орден Трудового Красного Знамени.
Михаил очень любил детскую аудиторию, поэтому у него вскоре появились произведения для детей. Его рассказы — «Елка», «Бабушкин подарок», «Умные животные», вышли на страницах детских изданий «Еж» и «Чиж». Потом он собрал свои произведения в сборники и выпустил их под названием «Самое главное» и «Леля и Минька». В 1940-м Зощенко пишет еще одну детскую книгу – «Рассказы о Ленине».
Личная жизнь
Свою будущую жену Верочку Корбиц-Кербицкую писатель встретил еще в годы студенчества. Она была очень хорошенькой – с тоненькой изящной фигуркой, напоминающей фарфоровую статуэтку. Миловидное личико в обрамлении каштановых кудрей, воздушные наряды и традиционная шляпка – в нее невозможно было не влюбиться. Она попросила Михаила заполнить ее альбом, и он написал, что мужчины в большинстве своем не верят в любовь, но всегда говорят женщинам о любви, чтобы получить доступ к их телу. Говорить правду было в духе Зощенко, он не умел кривить душой.
Михаил Зощенко с женой Верой
Тогда их знакомство получилось мимолетным, но в 1918-м они встретились снова, чтобы пройти рядом на протяжении сорока лет. Они то ругались, то мирились, и так продолжалось всегда. Их бракосочетание было случайным. В 1920-м умерла мама писателя, и тогда девушка предложила Михаилу переезжать к ней. Сначала он повел ее в ЗАГС, потом собрал свои скудные пожитки, состоящие из этажерки, маленького письменного стола, ковра и двух кресел и перебрался к жене.
После того, как муж начал зарабатывать писательством, Вера купила новую мебель, картины. Разбавила интерьер фарфоровыми пастушками и красивой финиковой пальмой. Михаил не только не обрадовался таким переменам, наоборот, его это все привело в уныние. Несмотря на то, что у них недавно родился сын Валерий, он ушел от нее и поселился в Доме искусств. Нельзя сказать, что писатель полностью бросил свою семью, он периодически их проведывал. Однако эти посещения были вызваны не желанием увидеть родных людей, Михаил пребывал в полной уверенности, что у официальной жены он может обедать, она должна его обстирать и взять на себя хлопоты по переписке.
Теперь писатель называл свою Верочку не иначе, как «старая баба», чтобы развеять накатившую хандру, он пускался в бесконечные любовные похождения.
Они заняли главное место в его личной жизни. Вера понимала, что он делает это не из-за разгульного характера, а вследствие неизлечимой болезни. Он заводил романы с замужними женщинами, они были мимолетными и отличались цинизмом. Михаил приходил домой к своим любовницам, заводил знакомства с их супругами. Однако это не стало спасением от накатывавшей тоски. Анализируя свои романы, Зощенко понимал, что с каждой новой женщиной его жизнь все больше теряла смысл. Это был тупик, в который писатель загнал себя сам.
Депрессия
По мнению его ближайшего друга Корнея Чуковского, Зощенко имел все основания считать себя счастливчиком. И действительно, он был молод, красив, популярен, обладал писательским талантом и неплохо зарабатывал. Однако сам Михаил таковым себя не считал, он находился в плену жуткой депрессии, никак не мог заставить себя не только работать, но и общаться с окружающими его людьми. Михаил мог сидеть безвылазно дома на протяжении двух недель, обрастать небритой щетиной и молчать.
Он долго пытался справиться с проблемой сам, но в 1926-м все же пошел на прием к психиатру. Писатель рассказал доктору, что тоска мешает ему нормально есть, раздражительность не дает ему уснуть, он жаловался, что нервничает по любому поводу, что его бесят трамвайные звонки и даже капающая из крана вода. Доктор внимательно послушал его жалобы, и посоветовал побольше читать юмористических рассказов, особенно тех, которые написал Михаил Зощенко. Больной посмотрел на доктора с нескрываемой тоской, и сказал, что он и есть тот самый автор, произведения которого доктор рекомендовал ему к прочтению.
Тогда Михаил решил справляться с депрессией самостоятельно. Он начал читать труды Фрейда и Павлова по психологии, пытаясь найти выход из ситуации. Он анализировал события прожитой жизни, пытаясь докопаться до причин, вгонявших его в депрессию. Он вспомнил все случаи, которые по его мнению так повлияли на сегодняшнее состояние.
Сразу перед ним возникла картинка, как мать отлучает его от груди. На тот момент Мише было уже два года, и он прекрасно запомнил вкус горькой хины, которой обмазывали ее грудь.
Когда Мише исполнилось три, он порезался, и этот порез вскоре загноился. Его повели к доктору, который даже не удосужился сделать мальчику наркоз, резал его по живому своим блестящим скальпелем.
В возрасте шести лет он видел утонувшего на его глазах соседского юношу. Это случилось в придорожной канаве.
Потом в памяти писателя всплывали моменты, когда мать после смерти отца пыталась выхлопотать пенсию, но все оказалось безуспешным. С тех пор Михаил стал панически бояться бедности.
Еще одна картина не давала ему покоя долгие годы. Во время войны, когда он получил отравление газами, Зощенко постоянно мерещились его мертвые сослуживцы и птицы, падавшие с деревьев замертво.
Проанализировав все эти факторы, писатель наконец-то нашел разгадку своим ночным кошмарам, привел в порядок психику и практически преодолел болезнь. Он начал выздоравливать, вернулся сон и аппетит. Михаил снова сошелся с женой, ему захотелось писать. Он решил написать автобиографию под названием «Перед восходом солнца», но ему помешала война.
Война
В армию Зощенко не взяли по возрасту и проблемам со здоровьем. Война застала его в Ленинграде, писатель вступил в отряд противопожарной обороны. В 1941-м он эвакуировался в Алма-Ату, работал на студии «Мосфильм». По его сценариям сняли ленты «Солдатское счастье» и «Опавшие листья». В свободные минуты он продолжал работать над автобиографией.
В 1943-м в журнале «Огонек» напечатали несколько первых глав этого романа, и это стало для него настоящей катастрофой. На эту публикацию мгновенно отозвался журнал «Большевик», который прошелся по Зощенко и его «психологическим ковыряниям» в самое неподходящее время. Автор статьи утверждал, что советский человек не может страдать от таких непонятных недугов.
Дальнейшую публикацию произведения запретили, самого автора пытались морально раздавить. Тем более, что роман вызвал неодобрение Сталина и Жданова, теперь они называли Зощенко трусом и подонком.
Последние годы
В 1946-м писателя исключили из членов Союза писателей СССР. Чтобы как-то выжить, он занимался переводами. Зощенко держался изо всех сил, но в 1954-м его снова накрыла депрессия. К тому времени не стало Сталина, при помощи Константина Симонова его восстановили в Союзе писателей, но его здоровье продолжало ухудшаться.
Писатель переехал на дачу в Сестрорецк. Весной 1958-го случилось новое отравление – никотином. Он перестал узнавать родных, плохо говорил. За день до своего ухода в вечность он смог сказать жене, что прожил нелепую жизнь. Зощенко умер 22 июля 1958 года.
Памятник Михаилу Зощенко
Власти не дали разрешения хоронить писателя в Ленинграде, поэтому местом его упокоения стало кладбище Сестрорецка. Там же похоронена вся его семья.