о чем произведение лес островского
«Лес» А. Островского – краткое содержание
Книги Островского, написанные во второй половине 19 века, отражают характерные черты жизни общества. На смену патриархальному укладу, в основе которого лежат семейные ценности, приходит корысть, бездушие, обогащение нечестным путем. Пьесы Лес краткое содержание познакомит с основными поворотами сюжетной линии.
Персонажи произведения
Гурмыжская – богатая дворянка, вдова.
Аксюша – ее бедная родственница. Девушка мечтает выйти замуж по любви, но этому всячески препятствует Раиса Павловна.
Несчастливцев – странствующий актер, являющийся давно потерянным племянником Гурмыжской. Мечтает о собственной труппе.
Иван Восмибратов – богатый купец, пытающийся всеми способами выкупить лес у богатой помещицы.
етр – его сын, влюбленный в Аксинью.
Счастливцев – странствующий актер, оставшийся без труппы.
Буланов – студент-недоучка, считающий, что разум нужен человеку для того, чтобы обогатиться.
Пересказ рассказа «Лес»
«Лес» Островского, краткое содержание которого приведено ниже, представлен пятью действиями.
За Аксюшей ухаживает Буланов. Девушка не отвечает ему взаимностью, так как испытывает чувства к Павлу, за которого не может выйти. Отец возлюбленного не желает видеть в качестве невестки бесприданницу.
Гурмыжскую желания родственницы не волнуют. Она настаивает на ее свадьбе с Булановым. Свое состояние вдова желает передать племяннику, которого не видела много лет.
Восмибратов выражает желание купить лес, принадлежавший помещице. При этом хитрец якобы забывает деньги, не дает расписки. Попутно он пытается устроить свадьбу сына и Аксиньи, но получает отказ.
В лесу встречаются актеры, оставшиеся без работы. Счастливцев и Несчастливцев не знают, куда пойти, но затем видят поместье Гурмыжской.
Богатая вдов, заигрывая с Булановым, решает выйти за него. В этот момент они получают весть о вернувшемся племяннике. Несчастливцев, не желая признаваться в своей бедности, предстает в образе военного в отставке. Счастливцев играет его лакея.
Восмибратов рассчитывается за купленный лес, но дает на тысячу меньше. Несчастливцев угрозами принуждает его вернуть всю сумму. Гурмыжская вручает полученные средства Буланову.
Отчаявшаяся Аксинья пытается утопиться. Родственник уговаривает ее уйти с ним и стать актрисой.
Обман Несчастливцева раскрывается. Он замечает коробочку с деньгами. Актер отдает Аксинье сумму, необходимую для приданого, и покидает поместье. Он говорит о том, что люди в лесу подобны диким зверям.
В чем мораль?
В произведении изображается мир, в котором происходит утрата семейных ценностей. Ради того, чтобы получить желаемое, люди совершают низкие и подлые поступки. Так, купец обманом пытается приобрести лес, чтобы потом использовать его в целях наживы. Гурмыжская, решив выйти за гимназиста, пренебрегает счастьем родственницы. Герои пьесы похожи на зверей. Они готовы загрызть друг друга, чтобы добиться своего. Лес становится символом утраченных ценностей.
Краткое содержание Островский Лес
Сосватать воспитанницу Раисы Павловны хочет также коммерсант Восмибратов, который пришел приобретать у нее лес, но при покупке надумал смошенничать. Покупку он все-таки совершил, но расписки он так и не оставил. Аксюша любит сына Восмибратова, и они даже тайно встречаются, но отец молодого человека невесту без состояния даже не представляет. Гурмыжская же приказывает девушке показывать всем любовь к Буланову, и даже приставляет к ней Улиту, чтобы та следила за ней.
Дальше мы видим двух бродячих артистов, которые даже не представляют, как они будут ставить представление вдвоем. Вскоре они оказываются в усадьбе Гурмыжской, где Несчастливцев принимает образ военного в отставке, а Несчастливцев – лакея. Геннадий помогает Гурмыжской разоблачить Восмибратова, и даже пробует влюбить в себя Раису Павловну. Но она подсмеивается над ним и отдает обещанное вознаграждение за оказанную помощь Карпу. Расстроенный Несчастливцев оскорблен таким поведением женщины и очень разочарован тем положением, в котором он оказался. Геннадий намерен сознаться перед всеми в том, что он на самом деле является актером. Аксюша и Петр, не зная ничего о нем, просят денег для того, чтобы сыграть свадьбу, но Геннадий признается, что у него в карманах пусто. Девушка в отчаянии намеревается покончить жизнь самоубийством, но он не допускает этого.
Параллельно с этими событиями помещица пробует заигрывать с Булановым, и от перемены своего настроения прогоняет его из дома. Озлобленный Карп хочет выжить Несчастливцева, но тот, сам покидает поместье. По пути он случайно находит шкатулку с деньгами, которые он отдает Аксюше и Петру, хотя и сам он сильно в них нуждался. Девушка очень благодарна ему за такой поступок, а господин Бодаев даже готов сообщить об этом в прессу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
Лес. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Ивану Андреевичу Лаевскому около тридцати лет, он служит чиновником на Кавказе, куда сбежал два года назад с чужой женой Надеждой Федоровной. Они оба мечтали, как будут трудиться на собственном участке земли, работать, приносить пользу.
В сказке говорится о мальчике и его новом друге – коте, волшебниках и настоящих чудесах. Начало этой сказочной истории знакомит читателей
Милая девчушка одиннадцати лет по имени Полианна переезжает жить к своей тете Полли. Девочка очень рано потеряла мать, а теперь и отец умер, не оставив ей никакого наследства. Из родственников у Полианны только тетя.
Алексей Александрович Арсеньев родился на хуторе Каменка. Первое его воспоминание было об освещенной солнцем комнате. У Алексея были старшие братья и младшая сестра. В детстве он много времени проводит, наблюдая за природой.
Александр Островский — Лес:
Краткое содержание
Действие 1
Богатой набожной и властной вдове Раисе Павловне Гурмыжской за 50 лет. Она хочет сделать доброе дело: выдать 20-летнюю бедную родственницу Аксюшу (Аксинью) за бедного гимназиста-недоучку Алексея Буланова. И не важно, что Аксюша хочет выйти за влюбленного в нее Петра Восмибратова, сына купца. И что Буланову нужны только деньги.
Гурмыжская болтает о счастье бедных и неученых, о своем загадочном племяннике-наследнике с соседями-богачами Милоновым и Бодаевым, и продает часть леса «мужику» купцу Восмибратову. А сама тайком вздыхает по «красавчику» Буланову. Хитрые слуги Карп и Улита это видят.
Действие 2
Встреча на дороге двух бродячих нищих актеров: робкого Аркадия Счастливцева и мрачного трагика Геннадия Несчастливцева. Оба недовольны, что в актеры лезут чиновники да офицеры. Несчастливцев и есть племянник Гурмыжской. Он ведет приятеля в ее дом.
Действие 3
Несчастливцев выдает себя за военного в отставке, а Счастливцева за своего лакея. Тетушке наследник ни к чему, она решила закрутить роман с Булановым. Прижимистый Восмибратов дал ей за лес меньше, чем обещал. Трагик Несчастливцев эффектно взывает к его совести, и купец доплачивает. И эта тысяча идет Буланову на обновки.
Действие 4
Аксюша на коленях просит денег у Несчастливцева. Без них купец не дает согласия на ее брак с Петром. Несчастливцев признается, что он просто актер и пьяница. Но если ей жить надоело (она хотела утопиться), то лучше пусть идет в актрисы. Аксюша согласна.
Действие 5
Несчастливцев при гостях просит Гурмыжскую устроить счастье Аксюши, дать ей злосчастную тысячу. Но помещица отказывает. Тогда актер отдает девушке свою тысячу. И уходит со словами: «Как мы попали в этот лес? Зачем спугнули филинов и сов?» Пусть живут эти хищники, «комедианты», как хотят, толкуют о любви к человечеству, не помогая даже родным. Все оскорблены. Но это цитаты из Шиллера. «О люди, люди!»
Читательский дневник по пьесе «Лес» Островского
Сюжет
Немолодая помещица Раиса Гурмыжская, наигравшись в набожность, влюбляется в бедного и жадного до денег гимназиста-недоучку Алексея Буланова. Ей больше не нравится план выдать за парня свою молодую бедную и «непослушную» родственницу Аксюшу. При этом она знает, что девушку любит Петр Восмибратов. Да вот беда: его отец-купец против их свадьбы, раз у девушки нет приданого. Гурмыжская и не думает помочь ей.
В усадьбу наведывается Геннадий Гурмыжский, племянник хозяйки. Он скрывает, что стал бедным актером-трагиком Несчастливцевым. С ним приятель актер Счастливцев. Несчастливцев не дает Аксюше покончить с собой. Узнав, что он актер, Гурмыжская гонит его вон, и Аксюшу заодно. Та с горя хочет пойти в актрисы. И только с пистолетом в руке Несчастливцев получает от тетушки тысячу рублей. Он отдает деньги Аксюше. Свадьбе быть! Актер, цитируя Шиллера, покидает этот «лес» с хищными, безжалостными, лицемерными людьми.
Отзыв
Пьеса современна до сих пор. Чужие ближе родных, а бедные щедрее сердцем и кошельком, чем богачи и ханжи. Комедия оборачивается трагедией: каждый герой показывает свою сущность. Дикий лес с хищными зверями, вот куда попал Несчастливцев. Автор показывает измельчание интересов людей, нищету души.
Пьеса учит быть отзывчивым, милосердным, иметь идеалы, принципы, жить по совести, помогать друг другу, признавать и исправлять свои ошибки, ценить прямоту, честность, искренность, нелицемерную любовь и дружбу, а не статус и толщину кошелька.
Краткое содержание комедии «Лес» А. Н. Островского
Пьеса А. Н. Островского «Лес» — комедия в пяти действиях, написанная в 1870 году. Автор обращается к проблематике семьи и её ценностей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Лес» для читательского дневника. Сжатый пересказ на нашем сайте поможет подготовиться к уроку литературы.
Основные персонажи пьесы
Островский «Лес» в сокращении
А. Н. Островский «Лес» краткое содержание для читательского дневника:
В этой пьесе барыня Раиса Павловна оказывается одураченной проезжими актёрами – один из них притворяется её наследником. Но не нужен ей больше наследник, Раиса сама хочет ещё пожить – уводит поклонника у своей воспитанницы Аксиньи.
Но той повезло, ведь он – мошенник. Аксинья находит своё счастья, благодаря помощи артистов, которые упросили барыню дать девушке денег на приданое. И больше в этом лесу, где люди хуже зверей, артисты не задерживаются.
Вывод:
В произведении отмечают три сюжетных линии. Любовь Петра и Аксюша, превратности их судьбы. Перипетии жизни Счастливцева и Несчастливцева. Любовная линия Гурмыжской и Буланова. Персонажи связаны между собой родством, денежными либо деловыми отношениями. Но всё-таки на первый план выходят мотивы маски и обмана.
Пьеса учит оставаться людьми, даже в диком лесу социальной жизни со всеми её выгодами и удовольствиями.
Короткий пересказ «Лес»
Краткое содержание «Лес» Островский:
Начинается история с того, что к Аксюше пристаёт Буланов (студент-неудачник). Он думает, что в фаворитах у барыни, поэтому всё ему позволено. Однако ему возражают, что барская воля меняется по семь раз на дню, лучше всего влиять на саму барыню, хоть уже не молодую и не красивую, чем на её воспитанницу.
Тем более что Аксюшка взаимно любит сына купца, вот только его отец не хочет, чтоб невестка была без приданого. Впрочем, постепенно сын уговорами снижает «стоимость» желанного отцом приданого. Скоро купец доторговался с сыном до тысячи. Только и её влюбленным негде взять. Аксинья готова утопиться от отчаяния.
А барыня как раз ищет наследника – своего последнего родственника, чтобы оставить ему всё богатство. Но тут желания её меняются, она, отвечая на ухаживания Буланова, уже племянника и видеть не хочет.
Новый фаворит мгновенно показывает своё истинное лицо слугам, он относится к ним свысока. Он начинает командовать старым лакеем, хамит, угрожает – обещает стать строже, чем сама Раиса. Зато старик воспринимает спокойно, мол, не таких видали, хотя и подчиняется временному фавориту.
В это время в усадьбу через лес приходят артисты – комик и трагик, соответственно, Счастливцев и Несчастливцев. У артистов нет даже табака, одни лишь воспоминания, какой дорогой и качественный они, бывало, курили. Вспоминают бедняки, как их бранили, гнали отовсюду… Узнав о ситуации с наследником, артисты решают сыграть шутку. Они используют всё своё мастерство, чтобы изобразить благородных людей – бар.
Впрочем, Несчастливцев, играющий роль племянника, совершает благородный поступок – просит у тёти, собравшейся выйти за Буланова, денег. Не себе! Аксюше на приданое.
И артисты, сделав самое главное доброе дело, уходят – пешком, как привыкли. Прочь из этого леса, ведь он для них стал символом всякой дикости в людях.
Читайте также: Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма. В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана.
Сюжет пьесы «Лес» с цитатами
«Лес» Островский краткое содержание с цитатами из комедии:
В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристаёт Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Аксюша уходит, и лакей Карп намекает Буланову: не обратить ли ему внимание на саму барыню.
В это время появляются сама Гурмыжская и вместе с ней «богатые соседи-помещики»: отставной кавалерист Бодаев и Милонов. Хозяйка рассказывает, что хочет сделать «три добрых дела разом» — выдать Аксюшу за Буланова и позаботиться о племяннике покойного мужа; его она не видела пятнадцать лет, и он её единственный родственник и законный наследник. Он шлёт ей небольшие подарки со всей России, но где он, что с ним — неизвестно.
Купец Восмибратов пришёл купить лес и сватать сына Петра за Аксюшу. Денег за уже купленный лес он, однако, «не захватил». Гурмыжская отказывает: «Уже есть жених, в доме живёт. Может быть, в городе говорят вздор какой-нибудь, так вы знайте: это жених». «Только отца в дураки ставишь. Погоди ж ты у меня!» — грозит сыну купец.
Зато лес куплен с выгодой. На этот раз как бы случайно купец не оставляет и расписки. Отец с сыном уходят. Карп приводит Аксюшу и Улиту. Стараясь унизить Аксюшу, Раиса Павловна велит ей играть роль невесты Буланова: «мне так нужно». Но презрение, выказываемое Аксюшей Буланову, её бесит. Она выспрашивает про них Улиту, та ей угождает: «Она-то к нему очень ласкова, а он как будто так… …не желаю».
В лесу встречаются Петр и Аксюша. Они любят друг друга, но отец Петра не хочет и слышать о снохе без приданого. Они уходят. Появляются с разных сторон Счастливцев и Несчастливцев, два знакомых актёра: комик и трагик. Они встречаются случайно на пути один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду. И теперь сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде. Оба идут пешком, без денег.
Они мечтают о собственной труппе: «Вот если бы нам найти актрису драматическую, молодую, хорошую Бросится женщина в омут головой от любви — вот актриса. Да чтоб я сам видел, а то не поверю. Вытащу из омута, тогда поверю. Ну, видно, идти». «Куда?» — спрашивает Аркадий. И читает надпись: «В усадьбу „Пеньки“ г‑жи Гурмыжской». Они «медленно уходят».
Они решают лучше и не говорить о племяннике. Входит Карп и докладывает: самовар готов, а ночью «барин приехали». И со словами «Вот и не верь снам» Гурмыжская с Булановым уходят пить чай.
Входят актёры. Несчастливцев, «одетый очень прилично», решает Аркадия, который в «прежнем костюме», объявить здесь своим лакеем, а самого себя — офицером в отставке.
Приходят Восмибратов и Петр. Карп не желает докладывать о них барыне: «…Заняты с полковником. Племянник ихний приехал». «Полковник?» «Разумеется, полковник». Купцы уходят.
Буланов откровенничает с Несчастливцевым: «Маменька говорит, у меня ум не такой, не для ученья‑с». «Какой же?» «Практический‑с». «Ну, благодари творца, что хоть „какой-нибудь“ есть. А то часто бывает, что и никакого нет». «Да и это ничего‑с. Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума Можно прожить‑с!» «Да ты, брат, молодец совсем!», — восклицает актёр, когда Буланов просит научить его карточным «вольтам», чтобы шулерствовать.
Поселили гостей в беседке. И когда Несчастливцев уходит туда с Булановым, Восмибратов тут же является к Гурмыжской и простейшим образом обманывает её, забрав расписку, недодав тысячу рублей и намекнув на неудачное сватовство. «Денной грабёж», — говорит Раиса Павловна и делится неприятностью с вошедшим Булановым.
С ним Несчастливцев. Он на слова Гурмыжской: «Уж теперь нечего делать» по ремарке «с жаром» восклицает: «Как нечего? Воротить его! (Поднимая глаза к небу.) Что я с ним сделаю! Боже, что я с ним сделаю! Аркашка, подай мои ордена!»
Приводят Восмибратова с сыном, и трагик пускает в ход самые громкие слова, чтоб изобразить грозного барина. Хозяйка пугается, купцы — не очень. Но в конце концов актёру удаётся задеть «честь» купца, и тот отдаёт деньги.
«Вот ваши деньги, получите», — говорит Несчастливцев Гурмыжской. («Отходит к стороне и стоит, скрести руки и спустя голову».) Гурмыжская благодарит и говорит, что должна ему «ровно такую сумму» (о чем речь шла ещё и до его прихода в усадьбу).
Актёр отвечает: «Не верю», говорит цветистые фразы о деликатности, благородстве Гурмыжской и со слезами и словами: «Довольно милостей! Довольно ласк! Я сделаюсь идолопоклонником, я буду молиться на тебя!», — закрывает лицо руками и уходит. Возмущённый Аркадий прячется в кустах и наблюдает, как Гурмыжская, посмеиваясь над Несчастливцевым, отдаёт деньги Буланову.
И ночью в другой части сада хвалится Несчастливцеву: «Умный человек нигде не пропадёт». «Умный? Это ты про кого же?» «Про себя‑с». «Ну, кто ж это тебе сказал, что ты умный? Ты, братец, не верь, тебя обманули». Но Аркадий собой вполне доволен: поужинал с барского стола, «сказал, что так приучен у вас», «сошёлся с ключницей и по такому случаю занял у неё денег, да ещё у меня бутылка наливки в уголку подле кровати, будто вакса».
А товарища порицает: «Вот вы говорите, что умны, а гимназист-то, видно, умнее: он здесь получше вашего роль-то играет». «Какая роль, братец? Ну, что он такое? Мальчишка, больше ничего». «Какая роль? Первый любовник‑с». «Любовник? Чей?» «Тётеньки вашей! Он-то любовника играет, а вы-то… простака!»
Последние слова Аркадий говорит «из-за куста», спасаясь от всерьёз уже разъярённого трагика. Аркадий убегает, но дело сделано. «Он солгал, бесстыдно солгал», — начинает монолог трагик. И продолжает: «Но если моя благочестивая тётушка...», кончая так: «Посмеяться над чувством, над тёплыми слезами артиста! Нет, такой обиды не прощает Несчастливцев!»
Появляются Карп, Улита, затем Аркадий. Карп подтрунивает над УЛИТОЙ, явившейся, видимо, на свидание; сплетничает про разорительные романы барыни: он сам возил на почту деньги доктору-французу, топографу, какому-то итальянцу.
Улита ахает, а оставшись с Аркадием, начинает изливать ему душу, жалуясь на зависимое положение. Аркадий боится Несчастливцева, который бродит по саду, и пробалтывается с досады Улите, что тот не офицер, сам он не слуга ему, оба — актёры «и оба пьяницы».
В сад приходят Петр и Аксинья. Восмибратов-отец опять час ругал сына, зато теперь согласен приданого взять две тысячи — но уж не меньше. Пара приходит к мысли просить денег «у братца, у Геннадия Демьяновича» — больше не у кого. Аксинья между тем начинает отчаиваться: «Все в воду тянет, все на озеро поглядываю».
Петр испуган, она его успокаивает, он уходит, и Аксинья внезапно встречается с Несчастливцевым. Он в некотором экстазе и актёрствует сам перед собой и Аксиньей: «Женщина, прекрасная женщина… Ты женщина или тень. А! я вижу, что ты женщина. А я желал бы в эту прекрасную ночь побеседовать с загробными жителями… Много тайн, много страданий унесли они с собой в могилу. Душа моя мрачна, мне живых не надо… Прочь!».
«Братец, и я много страдала и страдаю». Живая, до конца открытая речь Аксюши вдруг попадает в тон аффектации Несчастливцева — он у Аксюши, видимо, вызывает полное доверие — а главное, у обоих свои несчастья.
Они тут же и выясняются: на отчаянную просьбу о двух тысячах актёр может только ответить: «Прости меня, прости! Я бедней тебя не тебе у меня денег просить, а ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу похмелиться. Мне пятачок, пятачок! Вот кто я».
Тут пафос трагика вполне отвечает реальности: Аксинья бежит к озеру. За ней Несчастливцев с криком: «Нет, нет, сестра! Тебе рано умирать!» Со словами: «Ну, убежал куда-то. УЖ не топиться ли? Вот бы хорошо-то. Туда ему и дорога...» — идёт в беседку Аркадий.
Собираясь, уходить, он сталкивается с товарищем и спасённой им девушкой. Трагик на пике душевного подъёма: все словно бы следует его тону, словам, декламациям: женщина от любви бросилась на его глазах в воду. И он убеждает Аксюшу идти в актрисы: буквально, вот сейчас в его труппу.
Отчаявшаяся, полузавороженная, Аксюша как будто соглашается: «Хуже не будет. Как вам угодно. Я готова на все». «У меня есть несколько ролей, я тебе почитаю. В эту ночь я посвящаю тебя в актрисы. Стой, беглец! Я великодушен, я тебя прощаю. Торжествуй, Аркашка! У нас есть актриса; мы с тобой объедем все театры и удивим всю Россию».
Они втроём уходят в беседку, их сменяют Раиса Павловна с УЛИТОЙ, та передаёт новости барыне; оборот событий её устраивает.
Улита приглашает Буланова и исчезает. Раиса Павловна напропалую кокетничает с Булановым, требуя, чтоб он угадал, что же она любит. А когда, услышав: «Тебя, дурак! тебя!», тот, бормоча: «Да‑с Давно бы вы‑с… Вот так-то лучше, Раисынька! Давно бы ты…» лезет целоваться, отталкивает его: «Что ты, с ума сошёл? Пошёл прочь! Ты, неуч, негодяй, мальчишка!» и уходит. Буланов в ужасе. «Что я сдуру-то наделал! Завтра же меня… Отсюда В три шеи! Виноват‑с! Пропал, пропал, пропал!»
Но Буланов не пропал. Наутро в зале он куражится над Карпом: «Я беспорядков в доме не потерплю! Я вам не Раиса Павловна…» Карп уходит с ехидно подчёркнутой покорностью. «Здравствуйте, господин Несчастливцев!» — приветствует актёра Буланов.
«Ты знаешь, что я Несчастливцев?» «Знаю». «Я очень рад, братец. Значит, ты знаешь, с кем имеешь дело, и будешь вести себя осторожно и почтительно». Буланов явно побаивается актёра, а тот метко над ним издевается; но все-таки сейчас ему приходится уйти, раз такова воля хозяйки. УХОДЯ, он замечает случайно оставленную на столе денежную шкатулку.
Входит Гурмыжская. Буланов с ней на ты, он строит планы. На приданое Аксюше денег жаль. Раиса Павловна с Булановым в затруднении, и тут входит сама Аксюша. Буланова отсылают, и Гурмыжская затевает с Аксюшей о нем разговоры. Они приводят только к обмену колкостями не в пользу хозяйки, и в конце концов она признает, что ревнует Буланова к Аксюше.
«Не бойтесь, мы будем разговаривать очень мирно, даже любезно. Знаете что? Подарите мне её на память (шкатулку)». «Ах, нельзя, мой друг, тут важные бумаги, документы по имению». «Вы ошиблись, тут деньги». Так, попугивая, актёру удаётся уговорить Раису Павловну уделить ему деньги из шкатулки.
В итоге Гурмыжская отдаёт тысячу, которую должна (в чем признается), и говорит, что «не сердится» — не то трагик грозит тут же застрелиться. Актёр заказывает тройку, предвкушает выгодные контракты, бенефисы. Аркадий в восторге.
В доме собираются гости. Аксюша ищет Петра: попрощаться. Оказывается, последнее условие отца: «Хоть бы тысячу за тебя, дурака, дали». Аксюша бросается к трагику: «Попросите тётушку, теперь только тысячу рублей нужно, только тысячу». «А что ж в актрисы-то, дитя моё? С твоим-то чувством…» «Братец… чувство… оно мне дома нужно». И актёр со словами «Дай мне хорошенько вдохновить себя…» идёт в столовую.
Входят Милонов, Бодаев, хозяйка с Булановым, и выясняется причина торжества: Гурмыжская выходит за Буланова замуж. Появляется Несчастливцев. В дверях Восмибратовы, Аксюша, Аркадий.
«Тётушка, вы счастливы?» — спрашивает Несчастливцев и убеждает её сделать доброе дело — небольшой для себя суммой устроить и счастье племянницы: Гурмыжская отказывает. Буланов ей поддакивает. И актёр, к ужасу Аркадия, отдаёт деньги Аксюше. Их берет Восмибратов и пересчитывает. Аксюша горячо благодарит Несчастливцева.
Милонов желает «поступок напечатать в газетах», а Бодаев приглашает к нему заходить, но на брудершафт с актёром выпить отказываются. «Вы, кажется, ехать собираетесь» — напоминает Буланов. «И в самом деле, брат Аркадий, как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», — говорит трагик.
«Комедианты», — пожимает плечами Раиса Павловна. «Комедианты? Нет, мы артисты, а комедианты — вы. Что вы сделали? кого накормили? кого утешили? Девушка бежит топиться, кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев. „Люди, люди! Порождение крокодилов!“».
И актёр читает монолог Карла Моора из «Разбойников», заканчивая словами: «О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» «Да просто к становому. Мы все свидетели!» — откликаются Милонов и Буланов.
«Меня? Ошибаешься. Цензуровано. Смотри: одобряется к представлению. Ах ты, злокачественный мужчина! Где же тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты — как подьячий. Ну, довольно. В дорогу, Аркашка. Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти её, братец, в город, и скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подаёт руку Счастливцеву и медленно удаляется.)».
Это интересно: Над другой пьесой Островский начал работать летом 1881 г., 7 декабря 1883 г. комедия была закончена, является классическим образцом мелодрамы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Без вины виноватые» и познакомиться с главными героями комедии. В структуре пьесы сочетаются черты комедии, реалистической бытовой и психологической драмы.
Видео краткое содержание Лес Островский
Название пьесы символично. Оно связано как с сюжетом произведения, так и с идейным звучанием. Лес продаёт помещица Гурмыжская и покупает купец Восмибратов. Интересно, что продажа леса воспринимается как знак упадка дворянской жизни, о чём упоминает, например, Бодаев. Лес – это и символ сумрачной, тёмной жизни, без просвета и надежды на изменения.