о чем ведут разговоры онегин и ленский
разговоры, беседы между Онегиным и Ленским
Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.
В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо «Общественный договор», который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет «плоды наук».
«Добро и зло», то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.
Вопрос по Евгению Онегину. На какие темы разговаривают Онегин и Ленский (сокращенно ответьте)
Онегин с Ленским,
разговаривает на равных, охватывая абсолютно
разные темы.
Именно интеллектуальное общение стало причиной
возникновения дружеских отношений двух молодых людей.
Несходство характеров Ленского и Онегина только
усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению.
Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде
деревенских помещиков «вечный разговор про дождь,
про лен, про скотный двор».
Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию
смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.
Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев
затрагивают и философские, и экономические, и
политические, и нравственные проблемы, волновавшие
передовых людей того времени.
Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик
Ленский не могли не задуматься над этим вопросом,
который Пушкин называет «плоды наук».
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.
Но чаще занимали страсти
Умы пустынников моих.
Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать.
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя;
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал.
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть,
Обильный чувствами рассказ,
Давно не новыми для нас.
ЕО Меж ими всё рождало споры
Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Шестнадцатая строфа второй главы. Рассказ о темах разговоров Онегина с Ленским.
ТЕКСТ:
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.
ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
Разговоры Пушкина с Кюхельбекером в лицейском дортуаре, несомненно, послужили отправной точкой для этой строфы. В самом деле, создается впечатление, что Пушкин был целиком поглощен собственными воспоминаниями о Кюхельбекере, которые угрожали превратить отношения между вымышленными Онегиным и вымышленным Ленским в пародию отношений между двумя другими людьми из разных временных срезов: Пушкина конца 1823г. и тем Кюхельбекером, каким он запомнился поэту в 1815-1817 гг.
БРОДСКИЙ
Онегин и Ленский сих культурными интересами, с их многосторонними влечениями интеллектуального порядка должны были чувствовать себя чужими и одинокими. … Тематика их бесед полностью совпадает с кругом тех вопросов, которые стояли перед наиболее передовыми людьми того времени.
Тема о практическом применении научной теоретической мысли стояла перед теми кругами дворянства, которые в 20-х годах искали выход из тупика крепостного хозяйства, которые пытались применением машинной техники поднять собственное хозяйство. Онегин, владелец заводов и вод, и «богатый» помещик Ленский должны были думать над этими вопросами, помещики20-х годов вводили в свои именьях усовершенствованные приемы земледелия.
ПИСАРЕВ
Подробный анализ тех высоких предметов, о которых разговаривали Онегин и Ленский, приводит меня к тому заключению, что они не о каких высоких предметах не разговаривали и что Пушкин не имеет никакого понятия о том, что значит серьезный спор, влекущий к размышлению. … Пушкин, как человек … совершенно незнакомый с убеждениями…
Пушкин нам действительно не сообщает ни одного подобного разговора, и мы имеем полное право утверждать, что Онегин и Ленский были совершенно неспособны к серьезным рассуждениям и что Пушкин, желая поставить их на пьедестал, упомянул мимоходом о разных высоких предметах, до которых ни ему самому, ни его героям никогда не было никакого дела.
Д.МИНАЕВ «Евгений Онегин нашего времени» Глава вторая.
II
Про органическую клетку
Онегин другу говорил,
А Ленский Ларину-соседку
Ему в ответ превозносил.
Один – хвалил умно и жарко
Труды Лапласа и Ламарка,
Труды Мюссе, Жоли, Пуше,
А друг его – поэт в душе,
Поднявшись рано до рассвета,
Головки, ножки рисовал
И, вместо дела, отвечал
Стихами Майкова и Фета.
Онегин прикусил язык
И сброси в печку полку книг
«Племен минувших договоры. » — Речь идет о трактате Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762). Знание «Общественного договора» было исключительно широко распространено в русском обществе начала XIX в.
«Плоды наук, добро и зло. » — Плоды наук — имеется в виду трактат Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750
«Отрывки северных поэм. » — Север — обычное метонимическое название в поэзии для России. Ленский читал Онегину русские романтические поэмы. Мнение, согласно которому «северные поэмы» — это «Песни Оссиана», стилизованные Макферсоном, неубедительно. Переводы Оссиана на русский язык А. Дмитриева, Е. И. Кострова, С. Филатова в эпоху ЕО безнадежно устарели.
С необходимостью предмет их «спора» должен бы быть необычайно оторван от действительности, а его содержание – максимально примитивно. Как кажется, из чего-то подобного, из таких «споров» и родился декабризм, Et Cetera.
Именно вот это:
«Александр Македонский с 30-ти тысячным войском решил покорить монархии персов. Это что нам, русским: Пестель и Волконский решили с двумя тысячами гвардейцев покорить Россию…» В.Розанов
Причины сближения Онегина и Ленского. О чем спорят, каковы они в этих спорах
Что сближает этих героев? Что разнит.
Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды:
ум, образованность, широта интересов, благородство.
Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес,
положили начало их дружбе.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную
симпатию, придало глубину их общению.
Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков
«вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Их любознательный
и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер
человеческого бытия.
«Добро и зло», то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре
внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные
принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их
взгляды, но и поступки.
История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное
различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров,
но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают.
Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои
настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств.
В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Ленский «украсил ее
достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых
в ней не было. И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много.
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в
единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая «когда-нибудь нас озарит и мир блаженством
подарит». Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для
Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как
измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль,
чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.
Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист,
романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.
А скептик, реалист Онегин остается жить.
План-конспект урока по литературе «Итоговый урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
План-конспект урока русской лит-ры в 9 «В» классе
Образ автора. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа.
1) совершенствовать навык исследовательской деятельности в ходе анализа самостоятельно прочитанного произведения ; научиться давать характеристику главным героям; расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; дать хар-ку главным героям романа Евгением Онегиным и Татьяной Лариной, с авторской оценкой персонажей;
2) научиться проводить анализ текста; рассуждать, грамотно излагать свои мысли; развивать у учащихся внимание к художественному слову; способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление; развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы; прививать потребность работать с дополнительной литературой;
3) воспитать любовь к литературе ; научиться ценить дружбу, любовь ; воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни; воспитывать стремление к истинным ценностям.
Ход и содержание урока
Каково отношение Онегина и Ленского к дружбе и любви?
Для Ленского дружба — одна из потребностей его натуры. Вера в дружескую преданность, культ дружеской верности для него незыблемы. Онегин, хотя по-своему и привязан к юному соседу, вначале общается с ним «от делать нечего», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружба надоели».
Сравнительный анализ Ленского и Онегина.
Почему они стали друзьями?
О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?
Чем отличается Ленский от Онегина?
Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.
Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.
Перечитайте строфы о соседях-помещиках
Почему Онегин избегал общаться с соседями?
Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?
Перечитайте строфу 17
В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?
И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики называли Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.
За что Онегин мстит Ленскому? Описание дуэли.
3. Работа по группам.
1 группа – хар-ка Онегина
2 группа – хар-ка Ленского
3 группа – хар-ка Татьяны и Ольги
Заполнение таблицы «Онегин и Ленский».
Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей
Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет
Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек.
Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел
Они находили общие темы для обсуждения и разговоров: «все подвергалось их суду…»
Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»
Обоим не нравились сельские пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине…» и глупые разговоры их жён
Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»
«Чаще занимали страсти /
Умы пустынников моих…»
У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»
Взаимоуважение. Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому
Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой…»
«От делать нечего друзья…»
«Меж ними всё рождало споры…»
Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.
Задание: найти в тексте отношение автора к Ленскому и Онегину и все, что с ними связано.
Задание: найти в тексте отношение автора к Татьяне и Ольге
Задание: найти в тексте высказывание автора
Образ автора в романе.
3 задание для всех групп.
1.О ком пишет автор эти строки? ( Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном.) Татьяна
Поклонник Канта и поэт). Ленский
3.Кому посвящены эти строки? (Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
Не столь различны меж собой.) Ленский и Онегин
4.Кто это? (Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…) Ольга
5.Кто Онегину относит письмо Татьяны?
6. Какого зверя во сне увидела Татьяна? Медведя
7. Как отомстил Онегин Ленскому на именинах у Татьяны? Онегин танцует с Ольгой несколько танцев (вальс, мазурку, котильон), шепчет мадригал, жмет руку.
8. Кому посвящены эти строки? (Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.) Татьяна
9. Чьи эти слова? (…Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…) Татьяна
10. Кто и кому говорит эти слова?(Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.) Онегин Татьяне
11. О ком эти слова? (…Верила преданьям
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.) Татьяна
12.Почему Онегин не отказывается от дуэли с Ленским? Боится общественного мнения.
13.Чем занимался Ленский перед дуэлью? Съездил к Ольге, осмотрел пистолеты, написал стихи.
14.На какое расстояние во время дуэли Зарецкий развел Онегина с Ленским? Зарецкий тридцать два шага
15.Кто стреляет первым во время дуэли? Онегина.
16.Что произошло с Ольгой после смерти Ленского?
17.Чья это комната? (Татьяне взором умилённым
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак
И это: бледный полусвет, лунный,
И лорда Байрона портрет…) Онегина
18. С какой целью мать Татьяны решает переехать жить в Москву? Выдать Татьяну замуж.
19.О ком эти строчки? (Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех…) О Татьяне.
20.Кому посвящены эти строки? (К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей…) О Татьяне.
21.За кого выходит замуж Татьяна? За князя N.N. ( Онегин ему родня и друг.)
22.Кто из героев романа так думает? ( Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольности покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!) Онегин.
23.Сколько писем писал Татьяне Онегин? Три.
24.Почему Татьяна отказывается быть с Онегиным? Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Рефлексия «Метод 5 пальцев»
Подводим итог урока
Перечитать весь роман «Евгений Онегин». Выучить письма наизусть.