о чем заставляет задуматься рассказ старуха изергиль
«Старуха Изергиль» анализ произведения Горького – жанр, тема, смысл, проблематика рассказа
История создания
Создание рассказа началось в 1891 году. Максим Горький в то время путешествовал по Бессарабии, которая произвела неизгладимое впечатление на мировоззрение писателя. Именно после поездки у Горького появилась задумка о произведении, работать над которым он начал с 1894 года. В 1895-м оно было завершено и опубликовано на страницах «Самарской газеты».
Жанр, род и направление
За жанром данное произведение является рассказом. Объем его небольшой, его литературное направление – романтизм. За сюжетом, системой образов и жанровым своеобразием рассказ приближен к фольклору.
Композиция
Особенностью произведения является то, что это «рассказ в рассказе». Оно состоит из трёх частей, из которых главную роль играет вторая − сюжетная линия старухи Изегриль. Первая и третья части – легенды с ярко выраженной поучительной составляющей, что делает их ближе к притчам. Разные по сюжету части соединяются разговорами пожилой дамы и рассказчика.
О чем рассказ?
Начало произведения переносит нас на просторы Бессарабии, после чего оно переключает наше внимание на разговор между пожилой южанкой Изегриль и путешественником. Женщина рассказывает страннику историю о своей жизни и местные легенды.
Потом Изегриль рассказывает парню о своей личной жизни. Женщина поведала о своих любовных приключениях со многими мужчинами, о том, как она сама однажды влюбилась без памяти и осталась с разбитым сердцем. Но, несмотря на не сложившуюся судьбу, она считает любовь самым важным элементом в жизни человека.
Третья история повествовала о смелом и благородном Данко. Юноша пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти своё племя из тёмного леса. Он вырывает своё сердце из груди и освещает им дорогу к выходу. Племя, однако, не оценило подвига и растоптало горящее сердце героя.
Главные герои
В «Старухе Изегриль» раскрываются образы трёх героев:
Ларра – сын простой девушки и орла. Красивый и могучий юноша, но высокомерный и с пренебрежительным взглядом на человеческую жизнь.
Старуха Изегриль – пожилая женщина, прожившая яркую и насыщенную жизнь. В молодости она пережила многое, чтобы понять смысл жизни.
Данко – самоотверженный вождь племени. Он типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.
Тема
Автор затрагивает немалое количество тем, характерное для литературы романтизма. Одной из них является темы любви и свободы, где Горький показывает независимость своих героев от общества и прославляет бескорыстную любовь к народу в образе Данко. В рассказе задаётся вопрос о роли человека в социуме, о том, какие права и обязанности его в обществе и как он может применить свои таланты во благо других. В тексте также раскрываются темы пути и времени. Образ старухи Изегриль показывает читателю быстротечность времени и его безжалостное влияние на судьбу человека. Поэтому отведённое время человек должен использовать с умом, искать свой путь в жизни и двигаться к прогрессу.
Идея
Главная идея произведения – это поиск смысла жизни человека, обретение его истинного предназначения в этом мире. Свой ответ автор находит в безвозмездном служении народу, выводя его в свет прогресса, любви и равенства.
Проблемы
В тексте выдвигаются моральные проблемы, такие как губительное влияние на человека собственной гордыни и эгоизма, цена самопожертвования, когда это никто не ценит, осуждение пассивности человеческой натуры. М. Горький поднимает философские вопросы о смысле жизни и как каждый находит его, мимолётной юности и скорой старости и о грани между свободой и вседозволенностью.
Вывод
Как произведение «старуха Изегриль» является одним из самых интересных и поучительных рассказов литературы. Оно поднимает проблемы всё столь же актуальные и в современном обществе и даёт понять, что каждый человек должен стремится чему-то хорошему, высокому и светлому.
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Композиция «Старухи Изергиль»
Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.
Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.
Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» — человеческой свободы и несвободы.
Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
Характеристика героев 2
Каждый человек хотя бы однажды в своей жизни мечтал. Людям не чуждо представлять себя героями, искать в жизни нечто прекрасное, высшее. Все мы слепо верим в то прекрасное, что рождает наше подсознание, но для того, чтобы воплотить это в жизнь, нужно приложить немало усилий, иначе мечты и стремления так ими и останутся. М.Горький в произведении «Старуха Изергиль» уделяет этому большое внимание.
Главный герой легенды о Ларре — это юноша, рождённый обычной земной девушкой, но его отец — орёл. Может быть, поэтому Ларра вырос горделивым, заносчивым и эгоистичным человеком. Он мечтает о героическом и высоком, но самовлюбленность юноши становится препятствием к исполнению его мечты. Стремясь удовлетворить только собственные потребности, он вредит другим людям. Общество не готово принимать человека, считающего себя выше всех других. Ларра сталкивается с неодобрением старейшин племени, но его это ничуть не тревожит. Подобная самонадеянность неизбежно приводит человека к трагедии, что и случается с Ларрой, обреченным на вечные скитания и муки.
Героем другой легенды выступает Данко. Старуха Изергиль отмечает силу и красоту юноши, при этом говоря, что «красивые — всегда смелые». Так и оказывается в случае с Данко. Он не боится трудностей, не останавливается перед опасностями, что резко выделяет его среди других людей. Именно он, стремясь воплотить в жизнь собственные мечты о прекрасном в жизнь, берёт на себя ответственность за жизни других людей. Мы видим, что мечты Данко рушатся в тот момент, когда принесённая им жертва не находит отклика в сердцах равнодушных людей.
Старуха Изергиль — это женщина, привыкшая мечтать. Она считает, что современное поколение не умеет жить счастливо и правильно, а она когда-то могла. Благодаря вере в легенды и сказки, надежде на лучшее будущее героиня пожизненно остаётся человеком, мечтающем о героическом и прекрасном. Неспроста рассказ носит имя именно этой женщины, до глубокой старости сумевшей сохранить умение мечтать.
Таким образом, в произведении «Старуха Изергиль» М.Горький желает показать нам, как вера придает человеку силы двигаться дальше, несмотря ни на что. Не каждая мечта, рожденная в человеческом сердце, сбывается, однако именно она становится поводом для совершения поступков, на которые не решился бы человек, не имеющий веры в то, что героическое в мире — самое прекрасное.
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
Смысл произведения
Вообще в произведении явно прослеживаются три темы:
Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!
Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.
В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.
Из жизни старухи Изергиль мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.
Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.
А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Смысл названия книги «Старуха Изергиль»
В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».
Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
«Старуха Изергиль»: краткое содержание
Знакомство с творчеством талантливого русского и советского писателя, а также прозаика и драматурга Максима Горького будет неполным, если не прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Краткий пересказ позволит составить общее впечатление о сюжете и героях произведения и понять, стоит ли прочесть творение полностью.
Запрос «М. Горький “Старуха Изергиль”» зачастую поступает от учеников и студентов. Они хотят понять, кто такая старуха Изергиль, узнать о других персонажах, осмыслить, что же хотел сказать читателям Максим Горький.
О чем заставляет задуматься рассказ старуха изергиль
Автор: Байбекова Асия Хабибулловна
Организация: МБОУ СОШ с.Маркино
Населенный пункт: Пензенская область, Сосновоборский район, с. Маркино
Цели:
Обучающая:
-проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
— сопоставить главных героев легенд.
Развивающая:
— развить навыки логического мышления;
— развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение;
— развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив;
— сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
— воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
— воспитывать ответственность за свои поступки;
— формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.
Ход урока.
I . Организационный момент.
II . Вступительное слово.
(Чтение стихотворения Леонида Мартынова «След».)
Входя в дома любые-
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос, даря ответ.
Какой ты след оставишь?
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
-Как вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», начался с чтения этого стихотворения?
(В стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас. И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле, уходя…Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений.)
III . Основная часть.
1. Композиция рассказа «Старуха Изергиль».
— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?
(Композиция рассказа «Старуха Изергиль»: Первая часть – легенда о Ларре. Вторая часть – история жизни и любви Старухи Изергиль. Третья часть – Легенда о Данко.)
-В рассказе три главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из них?
2. Анализ легенды о Ларре.
Герою рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами, но для него это наказание.
-За что? Почему наказание, а не радость?
-Заметьте, Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не странно ли.
(Но Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который продолжает их в других людях. А Ларра один.)
— Почему, кажется, подарок небес становится для него наказанием?
(В его одинокой свободе в жизни без людей нет смысла: «Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя».)
-К чему тогда бессмертие?
(Поэтому он всё время «вьётся» возле людей, но не делает попыток к сближении..)
(В его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало: стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может принести ему радости.)
(Чтение отрывка) Изергиль рассказывает: «Отец его – не был человеком…А этот – был человек». И человеческое начало заставляет Ларру стремиться к людям, хотя он и считает себя выше их. Прожив несколько десятков лет в одиночестве, на свободе, однажды он всё – таки «подошёл близко к людям и ничем не показал, что будет защищаться».
-Чего он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними? Обоснуйте.
(Кажется, ответ лежит на поверхности: да, пришёл за смертью. Но ведь он этого не сказал – об этом «догадался» один из людей. Ларра, молча, стоит перед ними, однако это ещё не означает, что он ожидает убийства. Быть может, он хочет вернуться к людям. Быть может, он ждёт их понимания, прощения. В рассказе ничего не сказано об этом, но его молчаливое ожидание можно расценить по – разному. В этой ситуации есть только чётко обозначенная позиция людей, но о желаниях Ларры мы можем лишь догадываться.)
-Какими предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?
(Люди злорадны и мстительны, они не умеют и не хотят прощать, хотя, наверное, десятки лет могли сгладить горечь обид и пробудить сострадание к тому, кто обречён на вечные одиночество и скитания. Они ни о чём не спросили Ларру, а сразу «бросились на него», как бросаются звери на больное животное.)
-Вообще, какими мы видим людей в этой легенде?
(Они жестоки, хотят видеть мучения обидчика, не жалеют его мать, «которая стояла перед ними на коленях», смеются над страданиями Ларры; старейшины мелочно самолюбивы и тщеславны.)
Так, может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг навстречу людям?
-Жаль ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?
(Большинству старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра, обречённый на вечные скитания, стал тенью.
А ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше, чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов: эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения, самооправдания ит.п.)
3. Анализ легенды о Данко.
-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
1. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
2. Отрывок из легенды о Данко. (М.Горький «Старуха Изергиль». с. 78-79.)
— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
-Данко умер, но в этой смерти обрёл бессмертие. Почему?
(Он вывел людей из тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)
-Есть ли что – то общее между Ларрой и Данко?
(Они молоды, сильны, мужественны.)
-А чем они не похожи?
(Своим отношением к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и, сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)
-В легенде о Ларре мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о Данко?
Нет в их сердцах и благодарности. Они не заметили смерти героя». «Только один осторожный человек…боясь чего – то, наступил гордое сердце ногой.»)
(Учащиеся предполагают, что пылающее сердце будет звать людей к новым подвигам, а подвиги всегда сопряжены с опасностью, риском. А может быть, горящее сердце – это символ совести, которая напоминает о бессилии и неблагородстве людей и побуждает к работе над собой, а на это неспособна безликая слабая толпа. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повёл вас. А вы? Что сделали вы в помощь себе? – говорит Данко. – Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец».)
-В чём разница между мужеством идти и мужеством вести?
(Мужество вести предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий, идти за кем – то намного проще, чем вести самому…
Итак, Данко ведёт за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)
-Лучше ли они тех, что описаны в легенде о Ларре?
(Вряд ли. Было, за что презирать их. И в сердце Данко на миг «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал. Что, может быть, без него они погибнут».)
— Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?
(Любовь к людям, желание помочь им.)
4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии
Данко
Ларра
Отношение к толпе
Любовь, жалость, желание помочь им
Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними
Отличительная черта характера
Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню
Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость
Отношение к жизни
Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей
Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен
Легенда и современность
Голубые искры (свет, тепло)
Превращается в тень (тьма, холод)
Поступки, совершаемые героями
Подвиг ради любви к людям, добрые поступки
Отношение писателя к героям
Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям
Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность
5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?
(Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)
-А есть ли в Изергиль что – то от Данко?
-Могла ли история её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?
(Трудно сопоставить историю её жизни с легендой. Хотя один эпизод бурной жизни Изергиль вполне мог стать основой легенды – это эпизод спасении возлюбленного. Рискуя собой, она отправилась освобождать его из плена. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что двигало ею прежде всего желание увидеть любимого… А вызволив его, она ждёт благодарности: «Я…смотрела на своего пана. Что же он сделает мне? Вспомните: разве ждал благодарности Данко за свой подвиг. »
«…Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». Внешне в некоторых случаях будто и есть сходство Изергиль с Данко, особенно в стремлении к свободе, но по сути они далеки.)
-Через весь рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?
(Ларра жаждал абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости и не хотела никому подчиняться.
Свобода – одна из главных ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь – это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце; любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает свободу, подчиняет её своим законам.
Имей Ларра в сердце любовь к людям, он не позволил бы себе ни индивидуализма, ни насилия. И напротив, не имей бы Данко любви к людям, оставил бы их гнить заживо в мрачном лесу среди болот, а сам бы ушёл на вольные земли. Но он, вдохновлённый любовью к ним («ещё ярче загорелось в нём сердце») ведёт их «в грозном шуме молний» под «сердитые песни» могучих деревьев – сквозь тьму к Свету. А когда люди готовы растерзать его за собственное бессилие в долгом пути, он вырывает из груди сердце, которое пылает «так ярко, как солнце, и ярче солнца» и становится «факелом великой любви к людям»
В жизни Изергиль свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия, подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним, как она вызволяла из плена Аракадэка.)
-Так что же важнее в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.
(Практически все старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём бессмертие.)
IV . Синквейн «Данко».
Синквейн-
V . Домашнее задание.
“Можно ли назвать Данко героем?”,
“Какого человека можно назвать красивым?”,
“Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”
«Смелость в отстаивании своих идеалов»,
«Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям».
Рассмотреть историю создания пьесы А. М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.