стихи поэтов шестидесятников лучшие

В погоне за вечностью строк. Шестидесятники. ХХ в

Итак, поэты-шестидесятники…60-80-е годы ХХ-столетия. О каждом из них можно сказать «Он оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил».

Начиная с 2009 года на площадке Блиц-Молнии (а в дальнейшем и на Кубке) мы посвятили немало прекрасных строк, посвященных Б.Пастернаку, В.Высоцкому,
М. Цветаевой, И. Бунину, А.Блоку, Б. Ахмадулиной,В.Маяковскому, С.Есенину и другим…(серебряный век)

Сегодня Вашему вниманию представлены строки, случайным образом вырванные из произведений девяти самых популярных поэтов-шестидесятников, поэтому речь не идет о написании «по мотивам», поставленная задача ограничивается вписанием, вкраплением этих строк в любом месте Вашего стихотворения.(вначале,
в середине, в конце) или, что более ценно, написания нового стихотворения,рожденного идеей заданных строк.

Перед Вами заданные строки :

В золотых и темно-синих блёстках
Золушка танцует на подмостках.

***
Любые две строки:
.
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

ИОСИФ БРОДСКИЙ
.
И вечный бой
Покой нам только снится,
***
Но с каждым днем я прожитым дышу
Уверенней, и сладостней, и чище.
***
+
. В такую ночь ворочаться в постели
Приятней, чем стоять на пьедестале.

Над черными елями звезды дрожат,
В безмолвии лунном снежинки кружат.
***
Имеющий в руках цветы —
Плохого совершить не может.

И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.

В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака…

Млею
под рассыпчатым
колокольным звоном.

Святая и неосторожная,
Чего ты просишь? Правды? Лжи?

Но шепчет женщина:
«Скажи!Скажи мне
Что-нибудь хорошее. «

Меня кормила жизнь
не кашей манной.
***

Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора.
***
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя!

Вечером, ночью, днем и с утра
благодарю, что не умер вчера.
***
Край пронзительно любимыйТ Ты всегда меня поймешь,
Гениальная равнина в белых клавишах берез.

Воля в глотку льется сладко натощак-
Хорошо живется тому, кто весельчак.

Все меньше здоровья и нервов,
Все больше желанье домой.

Какие цели преследует данный конкурс.

1. Поближе (при желании) познакомиться с поэтами-шестидесятниками

2. Автор, набравший больше всех голосов, получает звание Победитель конкурса и Приз 1000 стихобаллов.

3. Автор, набравший наибольшее число голосов в Теме каждого шестидесятника (их 9) получает звание Победитель в теме (к примеру Евгения Евтушенко или Иосифа Бродского…

5.Все написанные стихи от одного участника размещаются в ОДНОЙ рецензии в виде ТЕКСТОВ без ссылок под этим Анонсом.
Пример оформления рецензии с текстами.:
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/02/20/9219

Участник, отредактировав все написанные им стихи-экспромты, завершает рецензию словами. ГОТОВО.
Помните, что рецензия редактируется в течение приемного периода.

Прием рецензий от авторов-участников конкурса завершается 21 мая 2015г.

6. На время голосования участники будут зашифрованы под номерами или
марками автомобилей 60-80х годов ХХ столетия, а тексты временно удалены.
Но о Голосовании более детально поговорим позже- после получения всех экспромтов.

Источник

Поэтам-шестидесятникам посвящается.

Страницы жизни пролетели,
Осталось волшебство строки,
Мелодия стихотворений.
Они близки и далеки.

Шестидесятые года,
Как взлёт поэзии любимой,
Навеки в сердце, навсегда,
Поэзии неповторимой.

Чудесно таинство искусства,
Талант поэтов молодых,
Слова живые, мысли, чувства,
Мир «Юности», дней золотых.

Андрей Дементьев, Вознесенский,
И Евтушенко-юн, Евгений,-
Корабль поэзии вселенской,
Умом страны владел их гений.

Поэт Высоцкий, Окуджава,
Кумиры залов тех времён,
При жизни их постигла слава,
Признанье громкое имён.

Эпоха «Юности» расцвета,
Билет счастливый в «Политех»,
И право звания «Поэта»,
В борьбе за «творчество для всех».

Поэзия шестидесятых
Владела словом доброты,
Все имена теперь нам святы
Волшебной силой красоты.

Мы благодарны им за это,
За торжество стихов любимых,
Шестидесятников-поэтов,
Талантливых, неповторимых.

Романтики эпохи сложной,
Послевоенных трудных лет,
Невероятно, невозможно,
Стране дарили яркий свет.

И Вознесенского стихи
Печатал смело так редактор,
Цензуре жёсткой вопреки,
Успеха гениальный фактор.

Плеяда дивная имён,
Мелодия волшебных строк,
Не зря из пушкинских времён :
Поэт в России как пророк.

Страницы жизни пролетели,
Осталось торжество строки,
Сквозь девяностые. в метели.
Судьбой страны звучат стихи.

В них радость за успех Победы,
Войны тяжёлая дорога,
С читателем ведут беседы,
Прошедших фронт и тыл, эпоха.

Но «Юность» в сердце навсегда,
В стихах горит их дух свободы,
Шестидесятников звезда,
Сквозь мрак цензуры и оковы.

Об открытии памятника Поэтам-шестидесятникам в Твери

Поэзии Памятник новый в Твери
Их жизнь продолжает, чтоб Слово летело
В сердца всех людей, говорило : «Живи»,
«С любви начинается» каждое дело.

16 июля 2016 в Твери, у первого в России Дома поэзии, которому присвоено имя Лауреата Государственной премии СССР Андрея Дементьева, состоялось открытие памятника поэтам–шестидесятникам. Монумент посвящён эпохе поэтического Слова: это дань уважения целой плеяде писателей, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Стихотворения этих поэтов печатались на страницах легендарного журнала «Юность», главным редактором которого много лет являлся Андрей Дементьев.

Источник

КРАСИВЫЕ СТИХИ ПОЭТОВ

Поэты шестидесятники. Стихи

Самым знаменитыми поэтами того времени были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина

Евгений Евтушенко

«Не исчезай. «

Не исчезай. Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.

Не исчезай. Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Смерть втягивает слишком глубоко.
Стать мертвым хоть на миг — неосторожно.

Не исчезай. Забудь про третью тень.
В любви есть только двое. Третьих нету.
Чисты мы будем оба в Судный день,
когда нас трубы призовут к ответу.

Не исчезай. Мы искупили грех.
Мы оба неподсудны, невозбранны.
Достойны мы с тобой прощенья тех,
кому невольно причинили раны.

Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,
но как нам после встретиться в столетьях?
Возможен ли на свете твой двойник
и мой двойник? Лишь только в наших детях.

Не исчезай. Дай мне свою ладонь.
На ней написан я — я в это верю.
Тем и страшна последняя любовь,
что это не любовь, а страх потери.

Андрей Вознесенский

«В человеческом организме»

В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.

Булат Окуджава

«Часовые любви»

Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно.
Часовым полагается смена.

О, великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска.
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.

Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно.
Часовым полагается смена.

Белла Ахмадулина

«По улице моей который год»

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

Борис Чичибабин

«Нам стали говорить друзья»

Нам стали говорить друзья,
что им бывать у нас нельзя.

Что ж, не тошней, чем пить сивуху,
прощаться с братьями по духу,

что валят прямо и тайком
на времена и на райком,

окончат шуткой неудачной
и вниз по лестнице чердачной.

А мы с тобой глядим им вслед
и на площадке тушим свет.

Владимир Высоцкий

«При свечах тишина»

При свечах тишина —
Наших душ глубина,
В ней два сердца плывут, как одно.
Пора занавесить окно.

Пусть в нашем прошлом
будут рыться люди странные,
И пусть сочтут они,
что стоит всё его приданое, —
Давно назначена цена
И за обоих внесена —
Одна любовь, любовь одна.

Холодна, холодна
Голых стен белизна,
Но два сердца стучат, как одно,
И греют, и — настежь окно!

Но перестал дарить цветы
он просто так, не к случаю,
Любую ж музыку в кафе
теперь считает лучшею.
И улыбается она
Случайным людям у окна,
И привыкает засыпать одна.

Роберт Рождественский

«Я жизнь люблю безбожно!»

Я жизнь люблю безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что рано или поздно
настанет мой черёд.
Я упаду на камни
и, уходя во тьму,
усталыми руками
землю обниму.
Хочу, чтоб не поверили,
узнав, друзья мои.
Хочу, чтоб на мгновение
охрипли соловьи!
Чтобы впадая в ярость,
весна по свету шла.
Хочу, чтоб ты смеялась!
И счастлива была.

Римма Казакова

«Я не здесь»

Я не здесь.
Я там, где ты.

В парках строгие цветы.
Строгий вечер.
Строгий век.
Строгий-строгий первый снег.

В первом инее Нева.
Беспредельность. Синева.
Чьи-то окна без огня.
Чья-то первая лыжня.

Опушенные кусты.
Веток смутные кресты.
И, медвяна и седа,
вся в снежинках резеда.

Длинных теней странный пляс
и трамваев поздний лязг.
Сладко-талая вода.
Сладко-тайная беда.

Неразменчиво прямой
ты идешь к себе домой,
на заветное крыльцо,
за запретное кольцо.

Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег.

В ваших окнах гаснет свет.
Гаснет четкий силуэт.
Гаснет сонная волна.
Остается тишина.

Остается навсегда
в тихих блестках резеда,
строгий вечер,
строгий век,
строгий-строгий первый снег.

Валентин Берестов

«Как я люблю рождение огня»

Как я люблю рождение огня,
Моих костров скитальческий исток,
Когда дрожит в ладонях у меня
Нетерпеливый жаркий лепесток.

Новелла Матвеева

«Вы думали. «

Вы думали, что я не знала,
Как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала
Обломки дружбы.

Олжас Сулейменов

«Аргамак»

Эй, половецкий край,
Ты табунами славен,
Вон вороные бродят
В ливнях сухой травы.
Дай молодого коня,
Жилы во мне играют,
Я проскочу до края,
Город и степь
Накреня.
Ветер раздует
Пламя
В жаркой крови аргамака,
Травы
сгорят
под нами,
Пыль
И копытный цок.
Твой аргамак узнает,
Что такое
атака.
Бросим
робким
тропам
Грохот копыт в лицо!

Тамара Жирмунская

«Свет любви»

Не знаю, сколько ему лет
и каковы его заслуги,
но на мужчине этом свет
любви одной моей подруги.
И я не помня ничего,
что сочинил бы этот некто,
его высокое чело
толкую в пользу интеллекта.
Страданье вижу в складках губ,
в глазах высматриваю душу,
хотя они, впустивши вглубь,
сейчас же вытолкнут наружу…
Как старомодно — свет любви!
Как ординарно, как презренно!
Анахронизмом объяви,
но он сильней лучей рентгена.
Уже нас нет, уже черед
других: неведомых, небывших.
А свет от нас еще идет
дар тех,
нас некогда любивших.

Игорь Кобзев

«Черный лебедь»

Ослепительней кристалла,
Целомудренней, чем лед,
Лебедь белая блистала
Над зеркальной гладью вод.

Для неё, лилейно белой,
Загорался ясный день,
И задеть ее не смела
Даже крохотная тень.

И, конечно, черный лебедь
Зря мечтал о ней, чудак,
Наплывая в чистом небе
Как ночной внезапный мрак.

Источник

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН
«Юбилейное созвездие эпохи Вдохновения»,
посвященный юбилейным датам жизни известных поэтов 60-х годов:
Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова,
Николая Заболоцкого, Николая Добронравова, Николая Доризо,
Андрея Дементьева, Михаила Танича, Эдуарда Асадова и других.

Ведущий В юбилей Вознесенскому президент России вручил орден «За заслуги перед Отечеством». Вот что говорится в поздравительной телеграмме: «Поэт, наделенный ярким, поистине уникальным дарованием, Вы стали «певцом своей эпохи».
Ведущий. В 60-е годы вызывающие стихи его то запрещали, то снова печатали, но он жил одной жизнью со своим народом и не помышлял об отъезде за границу, Вот как Вознесенский относился к наградам и гонениям:

Ведущий. Когда совсем не было денег, он писал песни, которые становились хитами Больше четверти века назад по его поэме в Ленкоме поставили спектакль, на который до сих пор спрашивают лишний билетик – это «Юнона и Авось».
Звучит песня из спектакля на слова Вознесенского « Я тебя никогда не забуду…» в исполнении Н. Караченцева и О.Рождественской

Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда, так во мне,
Несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Завидуют пусть «девятидесятники»,
Попрятавшие головы в песок
По-страусиному, когда порой стервятники
Гасили каждый смелый голосок.

С ног на голову пусть перевернулась,
Став девяностою, та цифра – 60,
Эпоха Вдохновения вернулась:
Двухтысячные вышли на парад!

Источник

Поэзия 60-ых годов

Сакс фокс рубал, дрожал пол
От сумасшедших ног.
Чувак прохилял
в коктейль-холл
И заказал рок.(906, С 125)

Во всем этом не было ничего плохого, это была обычная болезнь роста. Так, А. Вознесенский строил свои декларации из гротеска, многочисленных гипербол и абстракций. Все его действительно прекрасные находки («Я счастлив, что я русский, Так вижу, так живу, И воздух, как краюшку Морозную, жую») терялись под нагромождением словесных конструкций.

Н. Рубцов обращался к «блатному» фольклору в своей ранней лирике:

Сколько водки выпито!
Сколько стекол выбито!
Сколько средств закошено!
Сколько женщин брошено!
Где-то дети плакали.
Где-то финки звякали.

Эх, сивуха сивая!
Жизнь была. красивая!
(«Праздник в поселке»)

Но в зрелом творчестве Рубцов ориентировался преимущественно на жанр «крестьянской» лирической песни и классические жанры, например, элегию.

Общим в стиле Рубцова и Высоцкого стало введение в художественный текст пословиц, поговорок, использование фольклорных эпитетов, иронии (в раннем творчестве), песенный параллелизм, а также широкое применение разговорной лексики. Но Н. Рубцов редко использовал, в отличие от В. Высоцкого, сатиру и пародию, у него не так четко выражено ролевое и авторское начало, нет такого обилия действующих лиц, как у Высоцкого, такого строфического многообразия (тут Рубцов более традиционен), совсем нет социальной фантастики.

В 1991 году М. Айзенберг в статье «Некоторые другие. » («Театр»,№ 4) предпринял первую попытку полного описания пути внеофициальной поэзии последних десятилетий. Он перечисляет множество имен, но упомянуть всех не представляется возможным, тем более, что многие переходили тогда из одних групп или школ в другие.

В изгнании Бродский и Рубцов невероятно много пишут (И. Бродский в это время переживает кратковременное увлечение русским фольклором), работают, иногда выезжают по делам в города (по отдельным сведениям, Бродский в тот год ездил в Вологду(767)). И в дальнейшем совпадения продолжаются.

Во второй половине 60-х годов в поэзии господствовали «тихие» лирики: А. Жигулин (Сб. «Полярные цветы» (1966)); В. Казанцев («Поляны света» (1968)); А. Передреев («Возвращение» (1972)); А. Прасолов («Земля и зенит» (1968); В. Соколов («Снег в сентябре» (1968)) и др. В 1967 году увидела свет знаменитая книга Н. Рубцова «Звезда полей». Одно из стихотворений поэта «Тихая моя родина» и дало повод критикам назвать поэтическое направление «тихой» лирикой. Она привлекла внимание углубленным анализом человеческой души, обращением к опыту классической поэзии. В. Соколов, например, заявлял об этом ясно и определенно: «Со мной опять Некрасов и Афанасий Фет». Тонкий психологизм, соединенный с пейзажем, был характерен не только для лирики В. Соколова, но во многом он здесь был впереди других «тихих» поэтов, хотя бы потому, что в 50-х годах выпустил сборник с превосходными стихотворениями («Трава под снегом» (1958)).

И «тихие» и «громкие» поэты объективно подняли русскую поэзию на новый художественный уровень. О значении «тихой» лирики уже говорилось выше, «эстрадники» же не только «расширили диапазон художественных средств и приемов» (644, С. 30), но и выразили, пусть и поверхностно, те настроения, чаяния и надежды, которыми тоже жил в то время народ.

Слишком узкое понимание развития поэзии в 60-х годах как борьбы двух направлений давно отвергнуто литературоведами (В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач и др.). Ведь в эти годы не только у поэтов, попавших в «тихую» обойму», но и во всем «почвенном» направлении прочно устанавливается исторический подход в художественном осмыслении действительности, усиливается стремление понять национальные и социальные истоки современности, происходит органичное слияние этих двух начал. Целое созвездие поэтических имен дало поколение, ставшее широко известным в эти годы.

К концу 60-х поэтов этого направления «все чаще будут объединять под условным и неточным наименованием «деревенские поэты.» Здесь имелось в виду как их происхождение, так и приверженность к теме природы и деревни, а также определенный выбор традиций, идущих от Кольцова и Некрасова до Есенина и Твардовского. Одновременно с термином «деревенские» поэты возник термин «тихая поэзия», позволивший включить в один ряд как «деревенских» поэтов, так и «городских», но сходных с первыми по вниманию к миру природы, а также по регистру поэтического голоса, чуждающегося громких тонов и склонного к элегическому тембру, простоте звучания и ненавязчивости слова. Надо вместе с тем сказать, что внимание к миру природы у наиболее талантливых поэтов этого направления не замыкалось в рамках поэтического живописания, но, как правило, было пронизано интенсивным духовным и философским началом, т.е. осознанно или нет, но имело, так сказать, концептуальный характер.»(444,С. 207).

Сергей Орлов известен прежде всего как автор проникновенных стихотворений и поэм о войне. «Фронтовая» тема, бесспорно, основная в его творчестве, однако и произведения военных лет, и стихи, написанные в послевоенные годы, «почти всегда отличались масштабностью поэтической мысли и чувства. это не лишало их реалистической конкретности, трезвости взгляда, земной почвы» (432, С. 65). Еще в 1945 году в родном Белозерске демобилизованный после тяжелого ранения Орлов создал поэтический цикл, главенствующим мотивом которого стал традиционный в русской лирике мотив возвращения (ст-я «Деревня Гора», «Облако за месяц зацепилось. «, «Осень», «Светлый Север, лес дремучий. » и др.). Но провинциальную деревенскую Россию поэт видел пока в свете блоковской лирики:

Прости, земля, что я тебя покину,
Не по своей, так по чужой вине,
И не увижу никогда рябину
Ни наяву, ни в непроглядном сне…

Его «душа мысли» была видна и в любовной лирике, необычайно чистой, возвышенно-трагичной в своей неизбывной боли, стремящейся к вечности:

Источник:
В.Н. Бараков. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины ХХ века:
Типология и эволюция

Поэзия Серебряного века
Поэзия ХХ века
Современная поэзия
Сетевая поэзия
Учебники по стихосложению
Анализ творчества
Мемуары
Афоризмы, цитаты
Гостевая книга
Обратная связь

Библиотека Мошкова (поэзия)
Библиотека Мошкова (классика)
ФЭБ
Библиотека поэзии «OUC»
Библиотека поэзии «Стихия»
Литературная энциклопедия
Библиотека культурологии
Энциклопедия «Кругосвет»
Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *